исторические традиции и ритуалы овд
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ОФИЦЕРОВ ПОЛИЦИИ
традиции, офицерство, воспитание, функции, критерии.
Аннотация:
В статье рассматриваются структура и функции традиций, эмпирика восстановления их в полицейской офицерской среде, влияние на личный состав и воспитательные особенности.
Текст статьи:
Традиции – важнейшая часть регулирования жизни общества, в т.ч. профессиональных коллективах, в частности, сотрудников МВД России. Почему же это так важно для нас? Прежде всего в традиции сосредоточена мудрость поколений, которые осуществили отбор бытовавших в прошлом и заслуживающих теперь внимания норм, ценностей, идеалов, правил, сохранили созданные ранее объекты. Традиции — это своего рода кладезь идеальных и материальных ресурсов, используемых людьми в своих текущих делах, для возведения будущего на фундаменте прошлого, в частности, традиции предписывают действия (например, в артистическом мире, в области медицины или юриспруденции), определяют ролевые модели (например, поведение героев, харизматических лидеров, святых и пророков), поддерживают социальные институты (например, монархию, конституционализм, парламентаризм), различные образцы организационного устройства (например, рынок, демократию и т.д.) и образы обществ (например, древней Греции, американского или западного). В сфере полиции, традиции (праздники, памятные даты, получение знаков отличия, присвоение званий, уставы, неофициальные приметы и обряды), носят объединяющий характер, с одной стороны, и с другой стороны – отличают сотрудников полиции от остальных членов общества; разделяют на различные ступени служебной лестницы работников; укрепляют патриотизм и нравственность сотрудников правоохранительных органов.
Так, традиция вбирает в себя символы коллективной идентичности, усиливает чувство общих корней, принадлежности и верности нации, сообществу, группе. Таковы, прежде всего, национальные традиции с их гимнами, флагами, эмблемами, мифологией и публичными ритуалами. Ту же роль играют традиции регионов, городов, местных сообществ, связывая их граждан или членов внутри определенного пространства. Традиции профессий и фирм, символизированные в значках, лозунгах и легендах, придают чувства достоинства и гордости за сопричастность именно к этой профессии или фирме. Традиции университетов и школ, выражаемые в пышных ритуалах, церемониях, одежде и т.д., позволяют сохранить автономию в данной сфере социальной жизни.
Традиция помогает пережить разочарования, смягчает неудовлетворенность повседневным существованием. Традиция, истоки которой коренятся в счастливом прошлом, поддерживает общество в периоды кризиса. Традиция, напоминающая о былой независимости, не дает нации погибнуть в период иностранной оккупации и порабощения. Традиция утерянной свободы рано или поздно подрывает самую жестокую тиранию. Словом, если прибегнуть к поэтической метафоре, «время — это небо для духа, которому тесно в настоящем»[1].
Одна из основных традиции в профессиональных сферах, а именно, в сфере МВД России – празднование памятных дат и событий. Основным праздником является День правоохранительных органов.
28 октября (10 ноября ) 1917 было принято постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции». Праздник начал отмечаться с 1962 года после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1962 год[2].
После вступления в силу нового закона «О полиции» 1 марта 2011 года название праздника вновь устарело, и в преддверии очередной праздничной даты 10 ноября Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 1348 установлен новый праздник — День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
Ежегодно 10 ноября работники правоохранительных органов принимают поздравления и вспоминают навсегда ушедших сослуживцев. В парадной форме и с праздничным настроением они несут свою службу даже в этот знаменательный день.
Сегодня изменение названия сути не меняет. По-прежнему виновники торжества — защитники правопорядка, полицейские. В их честь, по традиции, будет организован праздничный концерт, выданы премии, а к могилам погибших в борьбе с преступностью возложены цветы.
Какие бы изменения не претерпевали правоохранительные органы за свою многовековую историю, неизменным оставалось одно — они всегда были оплотом государственной власти, гарантией соблюдения и защиты гражданских прав.
10 ноября — не просто праздник, это наша благодарность людям, хранящим наш покой.
Еще одним популярным профессиональным праздником остается День участкового уполномоченного полиции.
День участкового уполномоченного в нашей стране стали отмечать не так давно – указ об этом был издан только 6 ноября 2002 года. Однако, видимо в качестве компенсации, правительство озаботилось организацией этого праздника всерьез – согласно тексту указа Министерства внутренних дел, каждый год руководству следует награждать отличившихся сотрудников и ветеранов участковой службы. Сейчас этот пункт указа выполняется весьма прилежно – во многих регионах проходят соревнования среди участковых, победители которых часто получают вневедомственные награды.
День участкового в России отмечается 17 ноября — именно в этот день в 1923 году была утверждена Инструкция участковому надзирателю. Данный документ, по мнению компетентных специалистов, запустил процесс формирования института участковых в Российской Федерации.
Работа в уголовном розыске связана с постоянным риском, опасностью, требует от человека необычайного мужества, решительности, самообладания, силы духа. В уголовном розыске всегда работали люди сильные и смелые, способные неординарно мыслить, ведь по долгу службы им приходится сталкиваться с самыми опасными преступниками, террористами, убийцами. Свой профессиональный праздник сотрудники уголовного розыска в России отмечают ежегодно 5 октября.
История уголовного розыска берет свое начало с 5 октября 1918 года, когда принята инструкция об организации отделов уголовного розыска, и создано Центральное Управление уголовного розыска России при Главном Управлении милиции. В это же время в городах с населением от 40 тысяч человек стали создаваться органы уголовного розыска для охраны порядка и расследования уголовных преступлений.
По традиции в День работников уголовного розыска происходит чествование ветеранов угрозыска и награждение лучших сотрудников. По телевидению показывают передачи и фильмы, посвященные нелегкому и опасному труду сыщиков.
Наряду со старыми традициями, появляются новые. Например, в Уфе прошел милицейский бал.
«Так сотрудники правопорядка отпраздновали день ветерана органов внутренних дел и внутренний войск. Попробовали себя в бальном искусстве не только люди в погонах, но и приглашенные гости. И даже пять полицейских из Германии, приехавших на научно-практическую конференцию в уфимский юридический институт МВД России, а попавшие на бал»[3].
«У нас очень много талантливых людей, которые генерируют интересные идеи, — сказал журналистам главный полицейский республики Башкирия Игорь Алешин, — Признаюсь, знал, что будет происходить, но когда увидел воочию, был поражен. Милицейский бал еще раз доказывает, что люди у нас очень талантливые, особенно молодежь. Сегодняшний праздник – это дань преемственности поколений и тем замечательным офицерским традициям, которые всегда существовали в России»[4].
Понятие традиции бессмысленно выводить, не основываясь на понимании культуры. Само понятие ‘культура’ не имеет определённой дефиниции и разнится в зависимости от познающего субъекта. Культурологи насчитывают около сотни различных трактовок понятия. В такой ситуации сложно дать строго научное понимание как культуры, так и производного понятия — традиции. Оба они находятся in frontier науки, следовательно — обоснование будет скорее субъективным, и его следует отнести к философскому (см. Bertrand Russell, ‘Lets the people think’). Бессмысленно обосновывать все существующие понятия культуры как phenomenon genesisus ab homo, следует выбрать то, в контексте которого будут вестись рассуждения, дать изначально его значение, вывести посредством его дефиницию традиции и, таким образом, избежать всяких разночтений (см. Bertrand Russell, ‘Lets the people think’).
В рамках настоящей работы культуру будем понимать в трёх её значениях, для большей ясности отмеченных, после употребления термина соответствующим номером.
Глобальное значение культуры (1). В этом смысле культурой можно представить всё то, что создано человеком, в противовес природы. Это самое древнее понятие культуры (восходит из древней аграрной науки, делящей растения на дикие и культурные). В моём понимании, такое понятие будет неполным. Недостаточно указать в предмете на его происхождение вследствие человеческой деятельности, чтобы отнести к объектам культуры. Элементарно, фекалии будут следствием деятельности человека, но вряд ли кто-то в здравом уме отнесёт их к объекту культуры. Отсюда возникает вопрос: продуктом какой деятельности человека — осознаваемой или бессознательной будет объект культуры? Если скажем, что осознаваемой, то будем неправы, поскольку нельзя культурогенез отнести исключительно к осознанной деятельности. Его основы почти всегда зарождаются в индивидуальном или коллективном бессознательном. Наиболее ярко это выражается в так называемых откровениях. Созданные откровением религиозные памятники, как Библия явно относятся к объектам культуры. Попытки разграничить инстинктивные и интеллектуальные продукты деятельности человека лишь на первый взгляд могут показаться рациональными: но только если принимать точку зрения, что отличие животного (природного субъекта) от человека (субъекта культурогенеза) в наличии интеллекта. Очевидно, что такая точка зрения — упрощение и неточность, поэтому такая попытка понимания глобальной культуры так же провальна, так как мы столкнёмся с размытыми объёмами инстинктивного и интеллектуального.
Предлагаю следующую концепцию — к культуре (1) относить лишь то, что создано или преобразовано человеком и имеет для человечества ценность. Чтобы избежать излишней запутанности с другими понятиями культуры, последующими далее, совокупность таких объектов можно именовать культурным массивом, иначе — культурной массой. Объект, потерявший для человека ценность выбывает из культурной массы, вновь созданный объект, приобретая ценность — входит в неё. Один и тот же объект может входить в культурный массив или не входить в зависимости от времени.
се объекты входящие в культурный массив можно подразделить на материальные и идеальные. Не теоретизируя на тему материального и идеального, сразу отнесём традицию в контексте глобальной культуры (1) к виду идеальных (иначе безтелесных — incorporalis) объектов культурного массива.
Локальная культура (2). Локальная культура основывается на общности индивидов — её носителей. Культура (2) и её носители (субъекты) имеют двустороннюю взаимосвязь, порождающую культурное поле — пространство воздействия. Вследствие двустороннего характера взаимосвязи, принадлежность индивида к культуре (2) определяется, во-первых, его самоидентификацией с культурой, во-вторых, принятием его этой культурой. Индивиды объединяются в культуры (2) на основании общих ценностей. Понятно, что не всякая ценность является основанием для формирования культуры (2), и не всякой ценности достаточно. Чтобы говорить о культурогенезе в контексте культуры (2), следует учитывать качественную и количественную характеристики: ценности должны быть существенными и образовывать ценностную группу.
Общность индивидов, построенная на необходимости, принуждении или выгоде не является единой культурой (2); в этом культура (2) отличается, в частности, от цивилизации. Один объект культуры (1) может иметь ценность в одном культурном поле, а в другом не иметь. Объект входит в культурный массив в том случае, если он имеет ценность хотя бы в одном культурном поле. Ценность может выражаться в интенции уважения или в интенции владения. На один и тот же объект культуры могут распространяться обе интенции. Но невозможно представить, чтобы один объект культуры был под интенцией владения, но не был под интенцией уважения. Если культура-необладатель объекта распространяет на объект только интенцию уважения, то по общему правилу это детерминирует близость культур. Чем больше таких объектов, тем родственнее культуры. Однако, если культура-необладатель распространяет на объект интенцию владения, это может привести к конфликту культур. Ярчайший пример — палестинский вопрос.
Один и тот же индивид может принадлежать двум или более культурам. Самый простой пример — принадлежность конкретного молодого индивида как к национальной культуре, так и к определённой молодёжной субкультуре.
В этом отношении мы можем видеть влияние культуры (2) в пространстве — культурное поле. Но влияние распространяется и во времени. Именно оно и будет вторым пониманием традиции (2).
Индивидуальная культура (3). Третье понимание культуры значительно отличается от предыдущих, поскольку выражает (на уровне универсальных категорий) не явление, а признак. На бытовом уровне мы можем заметить в обыденной речи значительно отличие смысла слова ‘культура’ в зависимости от контекста. Причина отличия в том, что термин ‘культура’ используют и для обозначения явлений (1, 2) и для обозначения признака (3). Культура (3) — это признак степени. А именно, это степень интегрированности индивида с культурой (2). Различные индивиды единого культурного поля могут в разной степени понимать и принимать общие для них ценности. По этому признаку и выделяют ‘культурных’ и ‘некультурных’ людей. Таким образом, один человек может в одном культурном поле быть ‘культурным’ а в другом ‘некультурным’. Пример — эллины и варвары. Многие варварские народы находились на высокой степени развития, однако, эллины не распространяя интенцию уважения на объекты культурного поля варваров и называли их этим пренебрежительным именем. Мы так же знаем, с каким пренебрежением, в свою очередь, относились скифы к эллинской культуре.
Для определения культуры (3) за основу следует брать именно аксиологические нормы, а не аксиологическую практику, что может восприниматься как отступление от ‘золотого’ правила (практика — критерий истинности). Однако, в оценочных понятиях объективная истина утрачивает своё значение, поэтому мы можем позволить себе это отступление. Действительно, если общество воспринимает как ценность уважение к чужому имуществу, но большинство его членов позволяют себе неуважение к частной собственности, мелкие хищения, а то и кражи или грабежи (как это происходит в России), то к ‘более культурным’ следует относить тех, кто интегрирован именно с нормами, а не с практикой жизни, даже если таковых меньшинство.
Теперь зададимся вопросом, каким же образом ценности внутри культурного поля передаются индивиду, особенно представителю молодого поколения? Иначе говоря, каким образом происходит интеграция субъекта культуры с его культурным полем. Чтобы понять логику моего изложение, нужно отвлечься и привести концепцию трёхзвенной системы познания мира.
Логическая наука, а так же психология и иные науки, ставящие в область своего исследования познание обычно отмечают два их уровня — непосредственное и абстрактное (логическое). К первому относят ощущение, восприятие и представление. Ко второму — понятие, суждение и умозаключение.
Искать познание и принятие ценностей культурного поля, а следовательно культуру (3) на непосредственном уровне нет смысла. Ведь если бы мы говорили о культурной интеграции на этом уровне, то как неизбежное следствие имели бы культуры примитивных живых существ, поскольку для преемственности поколений достаточно было бы иметь хотя бы способность к представлению.
Искать культуру (3) на уровне абстрактного мышления в современной научной среде считается нормой, что, однако, приводит к нескончаемым антиномиям. И разрешение одних антиномий приводит к появлению следующих. На самом деле с этого пути следовало бы свернуть ещё в XVIII веке, благодаря одному мыслителю, который не показал новой дороги, но указал на тупик старой. Однако, в силу его неадекватности, мало кто обратил внимание на указанный им тупик. Этот мыслитель — французский писатель маркиз де Сад. Он не был самым первым, но в его творчестве невозможность познания ценностей исключительно на уровне непосредственного и абстрактного мышления была показана самым ярким образом.
Маркиз де Сад сделал немало попыток с рациональных позиций обосновать культурные ценности (особенный акцент делался на мораль). После того, как все возможности были исчерпаны, он пришёл к выводу, об отсутствии какого либо основания для существования таких ценностей. Его работы стали кодексом всякого злодейства. Вред таких идей был очевиден, но и опровергнуть их было невозможно.
В силу неадекватности самого автора, его идеи не получили широкого распространения. Однако, более умеренная позиция, тоже отрицающая ценности, получила, в своё время самое широкое распространение. Речь идёт о нигилизме. «Нигилизм есть до конца продуманная логика наших великих ценностей и идеалов»[5] — эта формула, выраженная Ф.Ницше есть самая яркая цитата, иллюстрирующая мою мысль.
Так вот, всё дело в том, что у человека помимо непосредственного и логического уровней познания существует ещё и третий — я назвал его ‘символьный’. И культурные ценности передаются именно на символьном уровне познания.
Исходя из этого, традиция (3) есть передача культурной ценности от культуры (2) к её субъекту. Именно такое значение традиции, следует считать главным, и по умолчанию буду употреблять термин ‘традиция’ именно в третьем значении.
Структура же традиции следующая — она содержит символ, который надлежит передать, и знак — выражение символа, при помощи которого должен познаваться символ. Исключительно логикой из знака вывести символ невозможно, именно потому я и говорю о символьном уровне познания — апеллирование именно к символу, непосредственно от знака, символическая идеация. Отметим, что структура символ-знак свойственна не только традиции но и многим другим явлениям.
Как и при переходе от одного суждения к другому путём умозаключения, так и при интерпретации знака может возникнуть ошибка. В силу гораздо более высокого уровня символьного мышления, ошибки здесь происходят гораздо чаще. Так же, знак может начать жить самостоятельной жизнью, независимо от создавшего его символа.
Культура, в которой истинное значение её символов понятно только её лидерам, а от остальных субъектов скрыто, пусть называется эзотерической.
Касательно традиции, знак чаще всего выражается как ритуал.
Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм, входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция — это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт, традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером, впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации[6]. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики[7].
Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них — полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.
Отсюда вытекает признание тесной связи между традицией и стереотипом. По сути, если ограничить рассмотрение поведенческим ракурсом, очевидно, что следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Социальный стереотип составляет механизм реализации традиции. На это обращает внимание известный отечественный исследователь Э. С. Маркарян, определяя традицию следующим образом: «Культурная традиция — это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах»[8].
Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций. Согласно Э. С. Маркаряну, «динамика культурной традиции — это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции. В таком понимании, как отмечает С. П. Иваненков, нивелируется качественная разница между традиционным и инновативным моментами социальности. Для более глубокого проникновения в проблему необходимо, считает он, «найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно». Таким основанием, по его мнению, может быть только отношение двух реалий — традиционной и инновационной — ко времени как атрибутивному параметру социального бытия.
[1] Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №43, ст. 6020
[3] Газета «Курьер культуры» от 25.04.2011 г., Уфа, ст. «Культурные традиции российского офицерства в Уфе возрождали милиционеры».
[4] Интервью Игоря Алешина для корреспондентов Максима Родионова и Елены Галеевой.
[5] Ф.Ницше, «Воля к власти», перевод: Е. Герцык, Москва, 1994г.
[6] Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике, 2009г.
[7] «Определение Традиции»,Ален де Бенуа
[8] Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции, 1981г.
Вопрос 1. Система традиций, ритуалов и символов органов внутренних дел. Их сущность и значение
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное казенное учреждение
Дополнительного профессионального образования
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников
Министерства внутренних дел Российской Федерации
ВИПК МВД России)
Брянский филиал
Кафедра общеправовых дисциплин
БФ ВИПК МВД России
Образовательная программа профессионального обучения
Профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский»
Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Морально-психологическая подготовка»
Тема 2.1.4. « Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел »
Автор: Волошина Олеся Павловна – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин, подполковник полиции
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Система традиций, ритуалов и символов органов
внутренних дел. Их сущность и значение…………………………………….7
Вопрос 2. Внешний вид и форменная одежда сотрудника органов
внутренних дел, порядок её ношения. Отношение
к служебному удостоверению………………………………..………………..14
Вопрос 3. Специальные звания и знаки различия
Вопрос 4. Государственные
ВВЕДЕНИЕ
Лекция по теме 2.1.4 «Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел» 2.1 «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» дисциплины «Морально-психологическая подготовка» для проведения занятий со слушателями профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства, инспектора по лицензионно-разрешительной работы (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования) по профессии Полицейский подготовлена в соответствии с Рабочей учебной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц указанной категории слушателей, согласованной с УМВД России по Брянской области 11.08.2016 г, утвержденной ВИПК МВД России 15.08.2016 г.
Лекционный материал основывается на положениях, изложенных в Конституции Российской Федерации, общепризнанных международно-правовых актах, в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность полиции.
Продолжительность лекции – 2 часа.
Актуальность темы лекции. Молодые сотрудники полиции, безусловно, должны знать и чтить символы, традиции и ритуалы, сложившиеся в МВД.
Теоретическая значимость лекции. Материал лекции имеет большое значение для формирования личности сотрудника ОВД, его духовного развития, формирования надлежащего нравственного облика сотрудника ОВД.
Практическая значимость лекции. Знания об истории развития МВД, символах, традициях МВД, специальных званиях и знаках отличия – неотъемлемая составляющая профессиональных знаний сотрудников ОВД.
Задачи лекции:
— дать слушателям устойчивые базовые знания о символах и традициях МВД, о званиях, присваиваемых в ОВД, знаках различия;
— показать взаимосвязь данной лекции с другими лекциями как изучаемой, так и иными дисциплинами профессиональной подготовки;
— довести до слушателей значимость полученных знаний для их повседневной практической работы.
Основные цели лекции:
— понимание слушателями роли ОВД (полиции) которые они осуществляют в сфере обеспечения прав и свобод человека, преемственности традиций МВД, значения символов МВД, атрибутики форменной одежды;
— усвоение методов и практических навыков, направленных на духовное самосовершенствование.
— воспитывать уважение слушателей к нормам морали и права, определяющих нравственно-духовные стандарты сотрудника ОВД;
— воспитывать слушателей в духе неуклонного соблюдения законности и соблюдения прав и свобод граждан.
— развивать у слушателей уровень правосознание;
— формировать способность анализировать, выделять главное;
— совершенствовать умение составлять конспекты, тезисы лекции;
— поддерживать познавательный интерес к изучаемой дисциплине.
Межпредметные связи лекции. Изучение темы по своему содержанию тесно связано с ранее изученной дисциплиной «Введение в специальность», а также с иными дисциплинами профессиональной подготовки (обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел, практикум по психологии общения и др.).
Внутрипредметные связи. Тема является логическим продолжением изучения дисциплины «Морально-психологическая подготовка» и открывает путь к освоению последующих тем этой дисциплины.
Глубокое и полное изучение материалов темы позволит слушателям понять сущность и значение традиций, символов и обрядов МВД, во многом определяющих нравственный уровень сотрудников ОВД, их роли в практической деятельности по охране прав и свобод граждан.
Структура лекции соответствует предписаниямиРабочей учебной программы.
Ключевые понятия, определения, аббревиатура: Знамя и флаг Министерства внутренних дел Российской Федерации: символы чести и достоинства, доблести и славы органов внутренних дел.
Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: значение, смысл и ритуал принятия.
Значение и смысл служебных традиций органов внутренних дел. Дань памяти сотрудникам, погибшим при защите Отечества и выполнении служебного долга.
Служебные ритуалы. Дни воинской славы России и памятные даты истории органов внутренних дел.
Внешний вид и форменная одежда сотрудника органов внутренних дел, порядок её ношения. Отношение к служебному удостоверению.
Специальные звания и знаки различия сотрудников. Государственные и ведомственные награды.
Учебное оборудование и ТСО, которое будет использоваться при проведении занятия. Видеопроэктор, слайды, иллюстрирующие положения темы.
Вопрос 1. Система традиций, ритуалов и символов органов внутренних дел. Их сущность и значение
В многообразной жизнедеятельности органов внутренних дел заметную роль играют действия и предметы во многом условного, обобщенного характера.
Среди них центральное место, бесспорно, занимают традиции, ритуалы и символы. Несмотря на их, как правило, условный характер, они способствуют воспитанию личного состава, мобилизуют сотрудников на добросовестное выполнение служебного долга, побуждают дорожить честью солдата правопорядка, повышают личное достоинство каждого сотрудника, укрепляют служебную дисциплину.
Традиции – это исторически сложившиеся обычаи и нормы поведения, которые переходят из поколения, накапливаются и становятся моральными правилами для определенных лиц, социальных групп, классов, народов» Рассматривая это определение, следует уяснить соотношение понятий «традиция» и «обычаи». В настоящее время мы являемся свидетелями широкого распространения понятия «традиция» во всех областях общественной жизни. Им пользуются, когда речь идет об устойчивых, повторяющихся сторонах, свойствах, отношениях, явлениях социальной действительности. Употребление в массовом масштабе термина «традиция» заметно вытесняет из нашего лексикона понятие «обычай».
Объясняется это не модой, а объективными историческими обстоятельствами. Дело в том, что в ходе исторического развития общества сфера действия обычаев сужается, а сфера традиции становится шире. Следует, однако, уточнить, что в действительности не столько сужается сфера действия обычаев, сколько расширяется, и притом в огромных размерах и быстрыми темпами, сфера общественной жизни, на которые в силу семантической ограниченности понятие «обычай» не может быть распространено.
Итак, термины «традиция» и «обычай» связаны друг с другом отношением тождества и различия. Совпадения их заключается в том, что оба служат выражением общего, повторяющегося, массового, то и другое означают также норму, правило, действие которых не обеспечивается социальным аппаратом власти, что характерно для государственных законов.
Термин «традиция» по сравнению с «обычаем» является более универсальным, пригодным для всех случаев, на которые по тем или иным причинам не распространяется понятие «обычай».
Вместе со всем положительным, что достигнуто прежним поколением, молодое поколение, на основе подражания старшим и уважения к их жизненному опыту, усваивает и сложившиеся традиции.
Важнейшими символами современного государства являются: Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб, которые в цвете, форме и звуках отражают национальные традиции и культуру народа, его историю и современную жизнь страны.
Помимо государственных символов в различных государственных структурах и ведомствах существуют свои символы, среди которых первое место традиционно занимают знамена, которые от имени Президента Российской Федерации вручаются министерствам, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВД, воинским частям и соединениям, учебным заведениям, научным учреждениям.
У всех народов и во все времена знамя как символ чести, доблести и славы пользовались особым почетом, заботой и уважением.
В боевых условиях знамя всегда находилось в боевых порядках и его оберегали «как зеницу ока». При утрате знамени командир части(соединения) и непосредственные виновники подлежали суду военного трибунала, а часть (соединение) расформировывалась
Знамя и флаг Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации в 2012 г[1].
Знамя МВД России, как и знамена отдельных структур МВД и боевые знамена частей внутренних войск, являются символом чести, славы и доблести органов внутренних дел и внутренних войск. Они напоминают личному составу о героических традициях и верности священному долгу служить Отечеству и своему народу в соответствии с Присягой и личной ответственностью. Знамя как символ широко используется при проведении различных служебных ритуалов (приведение к Присяге; проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным и ведомственным праздникам; проводы личного состава в «горячие точки» и возвращения сотрудников с боевого задания, строевые смотры, парады и т. д.).
В системе МВД России роль символов выполняют также государственные и ведомственные награды, погоны, шевроны, служебные знаки, отражающие ведомственную, профессиональную и территориальную принадлежность сотрудников.
Достоинства традиций заключаются в том, что они позволяют сохранить положительный опыт старших поколений; избежать ошибок в силу молодости, желания все делать самому, так сказать, с чистого листа и побыстрее.
Основными традициями органов внутренних дел являются:
— преданность и любовь к своей Родине, Отчизне;
— тесная связьс народом, глубокое уважение к человечеству;
— строжайшее соблюдение законности;
— патриотизм и интернационализм; научный подход к явлениям общественной жизн
— профессиональная бдительность и дисциплина при исполнении своего служебного долга, любовь к своему делу, стремление к совершенствованию знаний и умений.
Символы в органах внутренних дел носят традиционный характер. Также традиционны большинство служебных ритуалов, приемов оперативно-служебной деятельности, правил служебного этикета и т. д.
Традиции обеспечивают живую связь поколений, что необычайно важно не только для ветеранов, отдавших лучшие годы жизни, силы и здоровье службе, но и для молодых сотрудников. Традиции воплощают в себе и такой опыт, который трудно, невозможно или не желательно повторять, но о котором надо хорошо знать и помнить (авария на Чернобыльской АЭС, война в Афганистане, боевые действия на Северном Кавказе, Великая Отечественная война 1941–1945 гг.).
Среди добрых традиций, передаваемых из поколения в поколение: заботливое отношение к молодым сотрудникам и уважительное отношение к ветеранам; коллективизм и товарищество; верность Присяге и служебному долгу; любовь к Родине; гуманное отношение к гражданам; сохранение служебной тайны; забота о семьях сотрудников, погибших при исполнении служебного долга; чествование лучших сотрудников и юбиляров.
Славной традицией органов внутренних дел является приведение молодых сотрудников к Присяге,когда в торжественной обстановке перед лицом своих товарищей каждый вступающий в ряды солдат правопорядка дает клятву верой и правдой служить Отечеству, закону, своему народу.
Принятие Присяги относится к тем редчайшим событиям, которые совершаются единожды и, как правило, определяют судьбу человека на всю его жизнь.
Присяга побуждает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы граждан, добросовестно выполнять приказы начальников и свои служебные обязанности, стойко переносить служебные трудности, быть честным, мужественным, бдительным, хранить государственную и служебную тайну, выполнять свой долг, не щадя жизни.
Ритуал принятия Присяги требует серьезной подготовки как присягающих, так и организаторов торжества. Она включает выбор дня, времени и места приведения к Присяге, определение состава участников, красочное оформление места торжества, музыкальное обеспечение, видео- и фотосъемку, возможность использования знамени, подготовку бланков с текстом Присяги и списков, принимающих Присягу и т. д.
Подготовка лиц, принимающих Присягу, включает морально-психологическую подготовку, обеспечение безупречного внешнего вида, строевую выучку, изучение текста Присяги, отработку процедуры принятия Присяги. Торжество надолго останется в памяти присягающих, если оно приурочено к какой-либо знаменательной дате в истории государства, министерства, конкретного УВД (ОВД); проводится у памятного мемориала; сопровождается выносом знамени и исполнением Государственного гимна страны. Большой воспитательной эффект дает участие в приведении к Присяге родителей и других родственников моло-дых сотрудников, ветеранов органов внутренних дел, почетных гостей, руково-дителей министерства внутренних дел, территориальных органов.
Приведение сотрудников к Присяге – важный ритуал, но не единственный. В органах внутренних дел существует множество ритуалов: вручение Знамени; посвящение в сотрудники; отдание почестей сотрудникам, погибшим при исполнении служебного долга; вручение наград; отдание воинских приветствий; проведение строевых смотров; вручение табельного оружия; проводы личного состава в «горячие точки» и встречи сотрудников после выполнения там задания; развод и смена суточного наряда; проводы на пенсию (в отставку); ритуал отдания почестей при погребении и др.
Ритуал органов внутренних дел –это относительно устойчивый и традиционно или законодательно закрепленный порядок обрядовых действий символического характера в целях морально-психологического и эстетического воздействия на сотрудников.
Большинство ритуалов имеют общезначимый характер, применяются во всех органах внутренних дел, а некоторые имеют локальное проявление, определяются местными особенностями и традициями. Общезначимые ритуалы, как правило, строго регламентируются уставами Вооруженных Сил России (Строевым, Внутренней службы, Гарнизонной и караульной службы), приказами и инструкциями МВД России.
Эффективность служебного ритуала заключается, как правило, в его торжественности и непосредственном воздействии на чувства сотрудника словом, жестом, музыкой, цветовой гаммой, составом участников церемониала, целевой установкой. В основе служебных ритуалов лежат верность Присяге и служебному долгу, патриотизм, коллективизм, преданность избранной профессии, честь солдата правопорядка. Ритуалы выступают как средство закрепления, сохранения передовых традиций и положительного опыта, укрепления служебной дисциплины и стимулирования поведения и деятельности личного состава.
Таким образом, символы, традиции и ритуалы играют исключительно важную роль в жизнедеятельности органов внутренних дел, побуждая личный состав честно и добросовестно выполнять служебный долг, дорожить честью полицейского, гордиться принадлежностью к солдатам правопорядка, быть верным своему народу и словам Присяги.
Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 2332 ; Мы поможем в написании вашей работы!