Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Итоговое занятие по музыкальной литературе «Жизнь и творчество Франца Шуберта»

Разделы: Музыка

Цель и задачи: обобщение полученных сведений по теме «Жизнь и творчество Франца Шуберта» в занимательной, игровой форме (тесты и кроссворды).

1. Одним из первых представителей какого направления в музыке был Ф. Шуберт?

2. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?

4. В каком возрасте Ф. Шуберт начал заниматься музыкой?

5. В каком городе Ф. Шуберт был певчим Придворной капеллы?

6. С кем в течение трёх лет Ф. Шуберт занимался композицией?

7. К какому музыкальному жанру не обращался в своём творчестве Ф. Шуберт?

8. Какой жанр является ведущим в творчестве Ф. Шуберта?

9. Какая симфония принадлежит Ф. Шуберту?

10. На стихи какого поэта написаны вокальные циклы Ф. Шуберта

«Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»?

11. Какая песня не входит в вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»?

12. Какая песня входит в вокальный цикл «Зимний путь»?

13. Кто является автором стихотворного текста песни «Форель»?

14 Ярким образцом какого вокального жанра является произведение Ф. Шуберта «Лесной царь»?

15. Какому композитору принадлежит концертная обработка вальсов Ф. Шуберта под заголовком «Венские вечера. Вальсы-каприсы (по Шуберту)»?:

Ответы (Тест. Вариант I.)

3. Когда родился Ф. Шуберт, Л. ван етховену было:

4. Был ли Шуберт лично знаком с Бетховеном?

5. Игре на каком музыкальном инструменте не обучался Ф. Шуберт в детстве?

6. В каком учебном заведении учился Ф. Шуберт?

7. На каком инструменте Ф. Шуберт играл в ученическом оркестре?

8. Кто был талантливым исполнителем вокальных произведений Ф. Шуберта?

9. К какому жанру фортепианной музыки не обращался в своём творчестве Шуберт?

10. Сколько симфоний написал Ф. Шуберт?

11. Какой из перечисленных вокальных циклов написал Ф. Шуберт?

б) «Песни странствующего подмастерья»

12. Какая из песен Ф. Шуберта написана на стихи И. Гёте?

в) «Шарманщик» серенада»

13. Какая из песен стала последней в творчестве Ф. Шуберта?

б) «Гретхен за прялкой»

14. Тему какой своей песни разработал Ф. Шуберт в «Forellien-квинтете»?

15. На тему какой своей песни Ф. Шуберт создал одноимённую фортепианную фантазию?

Ответы (Тест. Вариант II.)

Источник

Лекция-концерт о вокальном цикле ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха»

Мероприятие посвященное 220 летию со дня рождения Ф. П. Шуберта «Прекрасная мельничиха и ручей»

Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера)

В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».

Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.

Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).

Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.

«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.

Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.

Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.

Открывает цикл пьеса «В путь» песня призывающая на странствия, вода и колеса служат примером.

Пьеса «Куда?» мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь веселему зову ручейка, он идет вслед за ним в неведомую даль. Сопровождение подражает тихому журчанию ручейка.

№ 3 «Стой» юноша увидел мельницу, он любуется ей, домом и окружающей природой.

№ 4 «Благодарность ручью» Как весело здесь, работа мне есть,
и для рук, и для сердца работа есть. Юноша благодарит ручейка за то, что он привел его к мельнице.

5 «Праздничный вечер» хозяин доволен работой мельника. Чтоб узнала все она как душа моя полна. Юноша влюбился.

Любви моей источник,
Ты нем сегодня стал!
Хотя б из двух словечек
Одно ты мне сказал.
«Да!» — первое словечко,
Другое слово — «Нет!»
Узнать свою судьбу мне
Поможет твой ответ.

7 «Нетерпение» Твой я навек, лишь ты одна владеешь мною!

Позволь мне лишь стоять вдали,
смотреть на окна на твои,
утешь мой дух унылый!

9 «Цветы мельника» когда засвищет соловей цветочки положите ей, вот все мое желание.

10 Песня «Моя» — кульминация радостных чувств. Ею замыкается первый раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии.

Любовь цветёт ведь как весна,
и даль надежды зелена.
Нам мил зелёный цвет!

В песнях второго раздела цикла Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Смутные ранее догадки, подозрения подтверждаются: у мельника есть соперник — храбрый охотник. №13 «Охотник»

Нарастающая тревога предшествующих песен выливается в «Ревности и гордости» смятением всех чувств и мыслей. Настроением элегической печали полна песня «Любимый цвет». Впервые высказывается в ней мысль о смерти; теперь она проходит через все дальнейшее повествование. Здесь, как и раньше, неизменно присутствует постоянный спутник и друг мельника — ручеек. Но если в песне «Куда?» он весело журчал, в «Любопытстве» его струи текли медленно и меланхолично, то в песне №14 «Ревность и гордость» он бурлит мятежно и шумливо, сочувствуя душевной смятенности героя.

15 «Любимый цвет» — единственная в цикле песня, которая звучит предвосхищением трагических мотивов в «Зимнем пути». Чувство подавленности усугубляет остинатное движение в сопровождении, бессменно повторяющийся квинтовый звук.

Хотел всё горе бы я своё
к дверям её отнести,
и там потихоньку ей повторять
одно лишь слово: прости!

Зима пройдет и весна вновь придет,
Все к новой жизни нас призовет;
Но с вами больше не встанем
мы на зов весенний из недр тюрьмы.

19 Песня «Мельник и ручей» построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника ручей отвечает тихой просветленной речью. Оба персонажа музыкально противопоставлены. Партия мельника — в миноре, сопровождение ограничено скупыми аккордами, ответ ручейка (средний раздел) оттенен одноименным мажором и спокойной волнообразной фигурацией. В заключительных фразах и в постлюдии светлый колорит, вызываемый возвращением к мажору, к спокойным гармониям, несмотря на слова о вечном покое, больше говорит о грустной примиренности, нежели о смерти.

20 Последняя песня — «Колыбельная ручья» — наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монотонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примиренности. немало горя легло на плечи юноши, чтобы от жизнерадостной окрыленности и энергии молодости прийти к элегическому примирению и мыслям о смерти.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

Франц Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

Франц Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»

31 января 1797 года родился Франц Петер Шуберт

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Франц Шуберт – вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.

«Прекрасная мельничиха» (1823) — итог огромной предшествующей работы и начало нового многообещающего этапа творческой зрелости.

Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.

Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. С огромным увлечением работал Шуберт над сочинением этих песен, извлекая из текстов Мюллера сокровища истинной поэзии.

«Прекрасная мельничиха» обрамлена двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. Первая раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что вступающего на жизненную дорогу, последняя — настроения, с которыми заканчивает он жизненный путь. Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствованиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на две фазы: первая из десяти песен (до «Паузы», № 12) — это дни светлых надежд; во второй — уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачно-светлых красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития. Есть побочная, но очень важная линия, рисующая жизнь другого «персонажа» — ручейка. Верный друг и спутник юноши, ручеек неизменно присутствует в музыкальном повествовании. Его журчанье — то веселое, то тревожное — отражает психологическое состояние самого героя.

Музыкальные средства песни «В путь» чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народно песенного творчества. Куплетное строение, опора на тонико-доминантовую гармонию, диатоничность мелодии, расположенной по аккордовым звукам, повторность отдельных попевок придают песне энергичный, бодрый характер.

Для эмоционально-психологического состояния юноши показательны в первом разделе цикла две песни: «Куда?» и «Моя».

В первой из них мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь веселему зову ручейка, он идет вслед за ним в неведомую даль.

Неприхотливая, простенькая вокальная мелодия, так же, как песня-вступление, построена на интонациях и оборотах народного склада. Мягкое безостановочное Движение сопровождения подражает тихому журчанию ручейка. Прелесть этой песни — в ее наивной простоте, юной свежести.

Песня «Моя» — кульминация радостных чувств. Ею замыкается первый раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии она сходна с начальной песней «В путь».

В праздничные настроения песен первого раздела вклинивается как лирическое отступление песня «Любопытство». Ее особая проникновенность и углубленность вносит эмоциональный контраст, оттеняющий светлую безоблачность окружающих песен. Естественно, что музыкальный язык песни «Любопытство», ее форма отличаются большей тонкостью художественных приемов. Шуберт отходит от преобладающей в цикле куплетной формы, развертывает музыкальный материал свободно, следуя развитию поэтического текста.

(Песня состоит из двух разделов. Первый — повторенный период — можно считать развернутым вступлением; второй раздел (он начинается с медленной гармонической фигурации) излагается в простой трехчастной форме.)

Трогательная лирика песни выражена прежде всего ее мелодией, изобилующей мягкими окончаниями, хроматическими интонациями; небольшие фразы часто прерываются паузами, остановками.

В середине второго раздела мелодия приобретает речитативный характер, что выделяет значительность этого момента.

Фортепианная партия свободно следует за текстом. Гибкая смена ее очертаний отражает течение мыслей, настроений, содержащихся в поэтических образах. Вначале характер изложения и звучания фортепианного сопровождения — легкое аккордовое касание клавиш — близки простейшему аккомпанементу струнных инструментов: гитары, арфы. Затем во втором разделе фактура меняется, переходит в плавную гармоническую фигурацию (медленные переливы ручейка) или, поддерживая компактными аккордами речитативные фразы в вокальной партии, звучит в унисон с голосом.

Выразительность песни «Любопытство», ее чисто романтическая специфика во многом зависят от ладо-гармонических нюансов. Красочное сопоставление одноименных тональностей, когда на тонику H-dur, словно тень, опускается тоника сумрачного h-moll, вызвано какой-то внутренней неуверенностью, настороженностью. В тексте этот момент совпадает с обращением к ручейку: «Любви моей источник, как нем ты нынче стал. ». В средней части тональный сдвиг подчеркивает значительность момента. При переходе из H-dur в G-dur Шуберт задерживается на субдоминате будущей тональности, акцентируя «твердость» звучания C-dur резкой переменой фактуры. Так выделено роковое слово «нет», от которого зависит судьба влюбленного юноши.

Найденные Шубертом новые приемы ладо-гармонической выразительности рассеяны по разным песням и инструментальным сочинениям. Такого рода приемы складываются впоследствии в систему, неотделимую от музыкального мышления композитора-романтика.

В песнях второго раздела цикла Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Смутные ранее догадки, подозрения подтверждаются: у мельника есть соперник — храбрый охотник. В песне «Охотник» Шуберт в обрисовке этого нового персонажа использует приемы, привычные в так называемой «охотничьей музыке»: размер 6/8 в быстром движении, близкие к интервалам натурального строя охотничьего рога «пустые» кварты, квинты или ходы параллельными секстаккордами.

В развитии сюжета песня «Охотник» помогает понять душевный перелом, который постепенно обнаруживают следующие песни. Каждый новый психологический нюанс находит воплощение в ярко впечатляющем музыкально-художественном образе.

Три песни — «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» — составляют драматургический стержень второго раздела. Нарастающая тревога предшествующих песен выливается в «Ревности и гордости» смятением всех чувств и мыслей. Настроением элегической печали полна песня «Любимый цвет». Впервые высказывается в ней мысль о смерти; теперь она проходит через все дальнейшее повествование. Здесь, как и раньше, неизменно присутствует постоянный спутник и друг мельника — ручеек. Но если в песне «Куда?» он весело журчал, в «Любопытстве» его струи текли медленно и меланхолично, то в песне «Ревность и гордость» он бурлит мятежно и шумливо, сочувствуя душевной смятенности героя.

Быстрая с неожиданными поворотами фигурация, стремительность ее движения, как бы подхлестываемая короткими импульсивными затактами (изображение несущихся потоков воды) — выразительный фон, который вместе с возбужденной ритмикой коротких речевых оборотов составляет единый эмоциональный поток.

«Любимый цвет» — одна из самых выразительных песен цикла. Внешне она выглядит очень просто. Но это небольшое куплетное построение (неизменно повторяемый период из 16 тактов) содержит удивительные по емкости и экспрессии музыкальные образы. «Любимый цвет» — единственная в цикле песня, которая звучит предвосхищением трагических мотивов в «Зимнем пути».

Необычна основная тональность песни — h-moll. В творчестве классиков она встречается чрезвычайно редко. Бетховен называл ее «черной» тональностью. (В этой тональности создан ряд выдающихся произведений XIX века: «Неоконченная симфония» Шуберта, его же песня «Двойник», сонаты Шопена и Листа, Шестая симфония Чайковского. Трагическую окраску h-moll впервые почувствовал И. С. Бах, выбрав эту тональность для грандиозной «Высокой мессы» и для некоторых фуг.)

В музыке романтиков экспрессивная трактовка остинато или органного пункта часто ассоциируется с мрачно-трагическими образами, как бы застывшими в горестной неподвижности.

Такие же психологические функции распространяются и на ладо-гармонические средства. Частое сопоставление минора и одноименного мажора вызывает постоянное ладовое колебание, вносит чувство неустойчивости, а мягкие минорные гармонии побочных ступеней — дополнительные тени, которые обостряют меланхоличность настроения.

Лирическую взволнованность, широкую распевность вокальной мелодии поддерживает нижний голос фортепианного сопровождения. Он вторит мелодии, заостряет ее скорбность нисходящей интонацией увеличенной секунды или погружением в глухое звучание низких регистров.

Песня «Мельник и ручей» построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника ручей отвечает тихой просветленной речью. Оба персонажа музыкально противопоставлены. Партия мельника — в миноре, сопровождение ограничено скупыми аккордами, ответ ручейка (средний раздел) оттенен одноименным мажором и спокойной волнообразной фигурацией.

Удивительна пластичность линий, мягкая закругленность фраз в партии мельника. В диатоничное опевание опорных звуков мелодии, оттеняя ее грустную напевность эмоционально-красочным пятном, вписывается вторая низкая ступень минорного лада.

С переходом в мажор (к ответу ручейка) заметно меняется характер мелодического звучания. Несколько более подвижная и оживленная, с расширенным, по сравнению с первой частью, диапазоном, эта мелодия вносит контраст своим светлым колоритом.

В третьем разделе происходит взаимопроникновение контрастных образов. Переход к минору — новое обращение мельника к ручью, но идет оно уже на фоне гармонической фигурации, связанной с обрисовкой ручейка. В заключительных фразах светлый колорит, вызываемый возвращением к мажору, к спокойным гармониям, несмотря на слова о вечном покое, больше говорит о грустной примиренности, нежели о смерти.

Источник

Песни и вокальные циклы Ф. Шуберта

Песни

В перечне сочинений Шуберта песни всегда стоят на первом месте. И дело не только в их огромном количестве — более 600! Этот жанр, как никакой другой, был связан с отражением внутреннего мира человека, его переживаний, свойственных романтическому искусству. Именно в песнях совсем молодому композитору (настоящие шедевры Шуберт создал уже в 17—18 лет!) удалось сразу раскрыть своё дарование, покоряющее слушателей мелодическим богатством, душевным теплом и искренностью. Каждая песня Шуберта — неповторимый художественный образ, созданный поэзией и музыкой. Текст становится основой не только для выразительной мелодии, его содержание находит отражение и в аккомпанементе, нередко с первых же звуков погружая слушателя в особую эмоциональную атмосферу.

Шуберт писал песни на стихи таких выдающихся поэтов старшего поколения, как Шиллер и Гёте, но наряду с ними он обращался к творчеству своих современников. Имена многих из них нам известны сейчас лишь благодаря песням Шуберта, но в своей поэзии они выражали те самые новые романтические настроения, которые были так близки и понятны композитору.

В 1821 году благодаря усилиям друзей были изданы несколько песен Шуберта. Среди них находились два непревзойдённых образца романтической вокальной музыки — «Гретхен за прялкой» (1814) и «Лесной царь» (1815). Оба произведения написаны на тексты Гёте.

“Гретхен за прялкой!” (слова И.В. Гёте)

Текст этой песни взят из трагедии Гёте «Фауст». Героиня — Маргарита (Гретхен — уменьшительное, ласкательное имя) — выполняет свою обычную работу и вспоминает о покинувшем её возлюбленном. Первые такты фортепианного вступления передают печальное и взволнованное настроение девушки и одновременно напоминают жужжание прялки, бесконечное вращение её колеса. Вокальная мелодия складывается из отдельных фраз, словно через силу произносимых бедной Гретхен. Напевные линии сочетаются здесь со скачками, которые звучат как горестные восклицания:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон “Маргарита за прялкой”

«Лесной царь» (слова И.В. Гёте)

Шуберт использовал здесь текст одноимённой баллады Гёте. Жанр баллады в искусстве известен с давних времён. В литературе конца XVIII — начала XIX века можно найти много образцов романтической баллады, представляющих собой повествование о различных событиях, в ход которых вмешиваются фантастические силы. Баллады, как правило, насыщены драматизмом, а финал их зачастую трагичен. Характерным для баллад является и сопоставление контрастных образов на фоне непрерывного развития.

«Лесной царь» — сложное произведение. Это не песня, а скорее драматическая сцена, где перед нами выступают три действующих лица: отец, скачущий на коне через лес, больной ребенок, которого он везет с собой, и грозный лесной царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду. Каждый из них наделен своим мелодическим языком. Страдание, просьбы, ужас слышатся в возгласах мальчика. Отец успокаивает его. Мелодия лесного царя звучит, как ласковая завораживающая песня. Он манит к себе ребенка, завлекая его в свое прекрасное царство:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Фоном, «скрепляющим» музыкальные характеристики является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня. Так же как в «Маргарите за прялкой», фортепианная партия рисует обстановку, на фоне которой развертывается действие. Произведение заканчивается трагически. Измученный болезнью ребенок умирает на руках отца. Последняя фраза имеет речитативный характер. Как и в начале произведения, это слова от автора:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

«Лесной царь» Шуберта ознаменовал появление нового жанра — романтической вокальной баллады.

Не менее известны и любимы песни Шуберта «Форель», «Серенада», «Баркарола», «Утренняя серенада». Написанные в болте поздние годы, эти песни отличаются удивительно простой и выразительной мелодией, свежими гармоническими красками. И в каждой из них Шуберт воспроизводит образы природы.

«Форель» (слова К.Ф. Шубарта)

Весело резвится серебристая рыбка в прозрачной воде горного ручья. Она хорошо видит грозящую ей опасность. Чтобы ее поймать – рыбак мутит воду, и вот рыбка поймана. Подвижная, грациозная мелодия песни имеет танцевальный оттенок. Она звучит на фоне коротких, быстро скользящих вверх арпеджированных пассажей, напоминающих легкие всплески волн:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Песня написана в типичной для Шуберта куплетно-вариационной форме. В музыку почти каждого куплета композитор вносит тонкие изменения в зависимости от содержания.

«Серенада» (слова Л. Рельштаба)

Слово «серенада» происходит от итальянского «sera» — вечер. Так называют песню, исполняемую для возлюбленной вечером или ночью под её окном. Певец обычно сам аккомпанировал себе на каком-нибудь щипковом инструменте — лютне, мандолине, гитаре. Иногда серенады исполнялись ансамблем струнных инструментов.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Плавно и неторопливо льется мелодия, ей вторит фортепиано. Мягкий, вальсовый ритм песни сочетается с характерным рисунком сопровождения, напоминающим звучание гитары:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Очень красочно звучит чередование минора и мажора, грустно – задумчивая музыка словно озаряется светом. Такой гармонический прием особенно типичен для Шуберта. Композитор им широко пользовался не только в вокальных, но и в инструментальных сочинениях.

Вокальные циклы

Вокальный или инструментальные миниатюры композиторы-романтики нередко объеденяли в циклы.

Вокальный цикл – это несколько песен связанных общей идеей. последовательность песен может раскрывать какой-либо сюжет, а может быть просто объединена определенной темой. Обычно вокальный цикл пишется на стихи одного поэта.

Шубертом написаны также два цикла песен — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827) — на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера. В каждом из них песни объединены единым сюжетом.

В песнях цикла «Прекрасная мельничиха» рассказывается о юном мельнике. Следуя течению ручья, он отправляется в путь искать свое счастье. Большая часть песен этого цикла имеет светлый характер. Широко известна первая песня «В путь». Весело журчит вода, вращая жернова мельницы. Юноше кажется, что это ручей зовет его в путь за собою.

Простая, бесхитростная мелодия народного склада хорошо передает радостное настроение мельника. Подвижная фигурация сопровождения подражает журчанию ручейка, ласкового и приветливого:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сонМельник и ручей”

Герой Шуберта переживает любовь и разочарование, надежды на счастье и крушение этих надежд… Единственный друг мельника — ручеек. Его поэтический образ сопутствует герою в его странствиях. В зависимости от настроения героя меняется и характер этого образа. Так, например в песне «Колыбельная ручья» музыка передает спокойное, «баюкающее» движение ручейка, который утешает юношу в его горестях:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон “Колыбельная ручья”

Настроение цикла «Зимний путь» совсем иное. Бедный юноша отвергнут богатой невестой. В отчаянии он оставляет родной город и уходит бродить по свету. Он одинок. Его спутниками становятся ветер, метель, зловеще каркающий ворон.

Цикл начинается песней «Спокойно спи». Скорбная нисходящая мелодия сразу создает настроение тоски и глубокой печали:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Мерное движение у фортепиано вызывает представление об усталых шагах человека. И здесь излюбленная Шубертом куплетная форма. Так же, как всегда, композитор вносит сюда небольшие, но очень существенные изменения. Так, последний куплет песни звучит в одноименном мажоре. Это прощальный привет юноши своей невесте. Но в конце песни вновь звучит минор. Последняя фраза повторяется дважды, и возвращение минора особенно ощутимо:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон “Спокойно спи”

Песня «Весенний сон» строится на чередовании двух резко контрастных образов: прекрасного сна несчастного странника и мрачной действительности, которую он видит, просыпаясь. Музыка, рисующая сон юноши, — светлая, радостная и по- настоящему весенняя:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Картина действительности нарисована сумрачными красками. Мелодия теряет свою теплоту, распевность, становится напряженной, прерывистой:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Звучание фортепианной партии приобретает зловещий оттенок, передавая ощущение мрака и холода. Резкие аккорды напоминают крик ворона.

Песня заканчивается вопрошающей фразой («Когда же луч засверкает? Когда ж мы обнимемся вновь?»), в которой звучат отчаяние, скорбь, боль, но и слабая надежда.

“Зимний путь» заканчивается песней «Шарманщик». Основное ее настроение — безнадежность, одиночество. Нищий старик еще по привычке крутит ручку шарманки. Он одинок, голоден, его чашка для подаяния пуста. Надеяться больше не на что.

Уныло и однообразно, на фоне неизменной квинты в басу, звучит у фортепиано печальная мелодия. И так же заунывно, говорком ей отвечает мелодия голоса. И тут и там — короткие, прерывистые, «бессильные» фразы:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон

Последняя фраза, как и во многих песнях Шуберта, — самая значительная. Мы слышим голос героя произведения, а может быть, и самого композитора. В порыве отчаяния он предлагает нищему свою дружбу, Снова вопрос, полный страдания, но уже без надежды на счастье:

Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Смотреть картинку Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Картинка про Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон. Фото Какая песня не входит в вокальный цикл прекрасная мельничиха охотник мельник и ручей весенний сон “Шарманщик” на немецком языке “Шарманщик” на русском языке

Даже те немногие приведенные здесь примеры позволяют говорить об особенностях песенного творчества Шуберта. Прежде всего это необычайно тонкая, выразительная мелодия, тесно слитая с поэтическим текстом. Мелодия песни неизменно следует за развитием сюжета. Наиболее важные по смыслу слова стихотворения композитор подчеркивает выразительной интонацией, фразой, гармоническим оборотом. Фортепианная партия играет значительную роль, во многих случаях она не менее важна, чем вокальная мелодия.

«Секрет» простоты и выразительности несен Шуберта кроется в их родстве с народными песнями: венгерскими, славянскими и особенно, конечно, с австрийскими.

Излюбленной формой песен Шуберта является куплетная, наиболее характерная также и для народных песен. Особенность этой формы у Шуберта заключается в тех небольших, но очень важных изменениях, которые вносит композитор в отдельные куплеты, оттеняя этим наиболее значительные моменты текста. Характерным приемом в изменении окраски звучания является чередование мажора и минора. Такое изменение лада, игра света и тени имеют у Шуберта глубокий смысл, выражая смену настроений героя песни.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *