Какие бывают сны сладкие приятные

10 снов, которые предвещают счастье и удачу

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

С глубокой древности люди придавали снам особое значение. Как показывают наблюдения, есть несколько типов сновидений, которые явно указывают на приближение чего-то хорошего в жизни.

Очень важно не только то, что снится, но и кому. Ознакомьтесь с толкованием снов по Знаку Зодиака, чтобы правильно объяснять себе их тайный смысл.

Найти клад во сне

Бывает так, что люди находят сокровища или огромную кучу денег. Если во сне такое происходит и с вами, это значит, что впереди вас ожидает большая удача. Сюда можно отнести любые приятные повороты, связанные с финансами, — например, вы во сне едете в новой машине или живете в квартире мечты.

Приятные животные

Очень хорошим является сон, в котором вы видите своего домашнего питомца или получаете удовольствие от общения с лошадью, собакой, котом или другим приятным вам животным. Согласно приметам, такие сновидения говорят о том, что в скором времени жизнь даст вам новые возможности и много радости. По восточным повериям большой удачей является увидеть во сне ручную крысу или мышь. Если во сне вы увидели черепаху, это к богатству. В восточной философии фэн-шуй это животное символизирует достаток.

Когда человек кушает мед во сне, это значит, что в скором времени его жизнь станет «слаще». Любая сладость тоже может указывать на то, что жизнь скоро подарит вам удовольствие и благо. Возможно, это сулит встречу с новой любовью.

Полет

Полет на самолете или свободный полет, как у птицы, — разницы нет. Если вы летаете во сне, это значит, что очень скоро Вселенная окрылит вас. Скорее всего, сами собой разрешатся какие-то проблемы и неурядицы. Сюда же стоит отнести сны, в которых вы созерцаете мир с высокой горы или прыгаете с парашютом.

Солнечные лучи

Если во сне вы видите рассвет или вас греют лучи солнца, это очень хорошая примета. В большинстве случаев это говорит о том, что очень скоро вы услышите очень приятные слова от близкого человека. Возможно, кто-то признается вам в любви.

Водоемы

Если вы стоите в водоеме или плывете, это говорит о том, что очень скоро вы почувствуете себя, как рыба в воде. Например, если вы устроились на новую работу, вам удастся быстро вникнуть в должность, освоить нужную информацию, адаптироваться к изменениям.

Праздничный стол

Огромный стол, на котором много еды, всегда снится к удаче. Если вам во сне привиделся стол, полный вкусностей, старайтесь наяву не упускать возможностей. Если рядом со столом вам приснятся ваши близкие, это еще лучше.

Любимый человек

Если вы во сне видите того, кто спит с вами в одной постели, это значит, что ваши отношения окрепнут. Если любимый человек сейчас не рядом, то этот сон говорит о том, что он о вас думает и очень сильно скучает.

Уборка в своем доме

Если вы убираетесь в своем, а не в вымышленном или чужом доме, то это хороший знак. Эксперты сайта dailyhoro.ru считают: это указывает на то, что из вашей жизни очень скоро исчезнет все лишнее. Это могут быть не только вещи, но и люди. Скорее всего, это говорит о том, что неприятные знакомые сами перестанут вам докучать.

Дождь

Если вы стоите под приятным теплым дождем, это означает, что скоро с вас «смоются» все проблемы. Сюда же можно отнести сновидения, в которых вы принимаете душ. В ближайшее время вы станете лучшей версией себя.

Не забывайте и о вещих снах: они также играют огромную роль в предсказании будущего. Ранее мы уже рассказывали, когда они могут сниться. Не стоит недооценивать важность того, что вам снится, ведь это может быть предупреждением от Вселенной.

Источник

Что можно пожелать вместо «Спокойной ночи» в переписке?

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Привычная фраза «Спокойной ночи» не вызывает бурю эмоций, так как звучит банально и обыденно. Чтобы оригинально пожелать спокойной ночи, предлагаем выбрать одно из менее стандартных выражений. Собрали для вас 50+ способов как пожелать спокойной ночи.

Что сказать вместо спокойной ночи?

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Фраза «спокойной ночи» звучит нежно и мило, но обыденно. Когда хочется удивить девушку, стоит использовать менее банальные выражения. Вспомните о ее особенностям, сделайте упор на характер и настроение, выделите черты во внешности, которые привлекают больше всего. Примеры:

Спи сладко и пусть тебе приснятся розовые слоники, принцесса.

Выспись, ведь завтра ждет новый прекрасный день!

Волшебных и вкусных снов!

Желаю, чтобы сон подарил тебе силы для новых свершений.

Пусть завтрашний день будет счастливым.

Приятного засыпания, гони дурные мысли прочь.

Думай только о хорошем и скорее засыпай.

Желаю увидеть во сне меня.

Пусть сновидения будут приятными.

Засыпай, потому что завтра ждут новые приключения.

Надеюсь, ты увидишь меня в мире грез.

Хочу присниться тебе скорее, поэтому засыпай!

Как говорится, споки-ноки и до завтра.

Сказочного путешествия по миру грез.

Пусть сны будут милыми, как ты.

Уже поздно, утро вечера мудренее…

Желаю хорошенько выспаться, будто прошла неделя отпуска.

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Желаю выспаться так, будто ты на берегу океана, а птицы нежно щебечут колыбельную.

Не думай ни о чем, ложись спать с чистыми мыслями.

Перед сном только позитивные эмоции. Улыбнись себе в зеркале и закрывай глаза.

Пусть сладкие сны придут в твой чудесный сон.

Не буду желать банально спокойной ночи, а скажу, что желаю увидеть прекрасный сон.

Целую твои сонные щечки и глаза.

Спят усталые игрушки… засыпай…

Пусть ночь будет уютной, а сновидения добрыми.

Сна без тревог тебе и пробуждений.

Легкой ночи и уютного сна.

Отпусти все заботы, пусть останутся в этом дне.

Завтра будет новый день и новое счастье. Скорее засыпай, чтобы увидеть его.

Незабываемых сновидений с тем, кто дорог.

Желаю увидеть во сне дорого сердцу человека.

Пусть сегодняшняя ночь подарит ощущение счастья.

Надеюсь сновидения будут такими же милыми, как твоя улыбка.

Желаю тебе ворваться в мой сон.

Не тоскуй, а засыпай. Завтра будет прекрасный день.

Скорее спать, тебе нужно украшать этот мир с самого утра.

Пусть приснится чудо.

Счастливых сновидений, ты этого заслуживаешь.

Надеюсь, ты выспишься за нас обоих.

Не засиживайся допоздна, глазам и мыслям нужен отдых.

Спи, моя радость, ты устала за сегодняшний день.

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Надеюсь, ты выспишься, ведь мир не выживет без твоей улыбки.

Проснись с первыми лучами солнца и подари мне свою улыбку.

Помни, что кто-то думает о тебе даже во сне.

Ты прекрасна, когда спишь.

Сон, как волшебник, дарит лицу сияние и свежесть. Не игнорируй его.

И пусть тебя настигнут волшебные сновидения.

Яркие и фантастические сны ждут тебя, самая необычная девочка в мире.

Не забудь послать мне воздушный поцелуй. Я его точно почувствую.

Советы, которые помогут красиво пожелать спокойной ночи

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Если вы хотите сделать пожелание доброй ночи оригинальным и запоминающимся не будьте предсказуемы. К каждому человеку должен быть индивидуальный подход.

Персонализируем выражение. Вставьте имя или ласковое обращение в обычную фразу «спокойной ночи». Это заставит человека задуматься о вас, почувствовать заботу и доброту.

Учитываем индивидуальность. Прежде, чем выбрать фразу, которой можно заменить «спокойной ночи», проанализируйте характер человека. Сказанное должно подходить именно ему.

Добавляем нежность. Сон — это особый ритуал, который ассоциируется со спокойствием и отдыхом. Сделайте акцент на этом.

Помним про привычки. Если знаете об определенном ритуале человека перед сном (расчесывать волосы, наносить крем на руки, надевать маску для сна), укажите это. Так вы лишний раз подчеркнете его важность и ваше умение обращать внимание на детали.

Акцентируем внимание на себе. Когда вы преследуете мысль понравиться девушке, не забудьте в пожелание вставить частичку себя. К примеру, напомните, что хотели бы попасть в ее сон.

Намекаем на встречу. Желая «спокойной ночи», не забудьте напомнить о встрече на следующий день. Чтобы сделать это ненавязчиво используйте фразу: «Тебе нужно выспаться, ведь завтра ждут важные дела…».

Проявляем заботу. Для этого во фразе, которую решили сказать вместо спокойной ночи, делаем акцент на состоянии здоровья. К примеру: чтобы завтра снова не засыпать на парах, ложись пораньше. Сон — лучшее лекарство.

Источник

Сладкие сны: традиционное пожелание на ночь

В древнегреческой мифологии есть божество сна – Гипнос, которое приходится сыном Ночи и братом Смерти. Что же это за состояние, в которое по ночам ввергает людей Гипнос, делая их похожими на мертвых? И почему мы желаем друг другу сладких снов, перед тем как устало смежить веки? Часто люди объединяют два понятия сон и сновидение, между тем, как сон – это физиологическое состояние, в котором человек проводит треть своей жизни. А сновидением называют процесс восприятия возникающих в спящем мозгу образов.

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятныеКогда спят глубоко и спокойно, без сновидений, либо они светлые и приятные, – спят сладко. Чтобы так спать, нужно быть физически и душевно здоровым.

Такой сон благотворен, пробуждение от него легкое и быстрое. Почему же не пожелать такого сна близким?

Очень часто содержание наших снов формируют дневные переживания, впечатления, эмоции.

Во сне приходит решение важных вопросов (вспомните таблицу Менделеева: она ему приснилась!)

Даже надвигающуюся болезнь можно определить по содержанию сна: заболевания внутренних органов часто провоцируют кошмары.

Есть люди, которые совсем не видят снов, но таких очень мало. Многие видят сны не каждую ночь, а еще больше – еженощно.

Сновидения бывают черно-белые и цветные, со звуками, с тактильными ощущениями и даже с запахами.

Вам не случалось видеть снов с продолжением? Этакие ночные сериалы. Многие, кто помнит свои сны (а это бывает далеко не всегда!), могут рассказать о любимых сюжетах, но чаще всего сюжет пересказать трудно, настолько он ирреален, смещен во времени и в пространстве.

Кто-то подумал уже о сновидениях вещих, но они имеют отношение к сладким снам только в том случае, когда предугадывают приятные события…

По-нажимайте на кнопочки… Пожалуйста!

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть фото Какие бывают сны сладкие приятные. Смотреть картинку Какие бывают сны сладкие приятные. Картинка про Какие бывают сны сладкие приятные. Фото Какие бывают сны сладкие приятные

Во сне можно сделать то, что в жизни не под силу

Уж очень хочется увидеть сладкий сон к приятному событию. Чтобы сон хороший-хороший и вещий-вещий.

Спасибо за интересную статью!

Как часто мы желаем сладких снов,
Не думая о том, как надоели
Такие сны уже из ночи в ночь,
Чего б другого лучше мы во сне поели.

Желайте сны со вкусом шашлыков,
Со вкусом колбасы или форели,
Желайте сны со вкусом балыков,
Или сыров, или еще какой там снеди.

Желайте сны, соленые на вкус,
Или с вина прекрасным ароматом,
Желайте кисловатые слегка,
А можно сны, что пахнут розой, маком.

Даешь разнообразие во снах!
Не будем ограничены в меню!
Ведь чем вкуснее и приятней спать,
Тем день начать приятней по утру.
***

Источник

Какие бывают сны сладкие приятные

СОН. 1. Состояние покоя (противопол. бодрствованию). Беззаботный, безмятежный, беспокойный, беспробудный, беспросыпный (разг.), благодатный, блаженный, богатырский, всеисцеляющий, воробьиный (разг.), вязкий, глубокий, девичий, детский, добрый, долгий, долгожданный, желанный, животворный ( поэт.), здоровый, изнурительный, изнуряющий, каменный, короткий, крепкий, легкий, ленивый, летучий, мертвенный (устар.), мертвецкий, мертвый, мимолетный, минутный, мирный, могучий, молодой, мятежный, невинный, невозмутимый, недолгий, некрепкий, необорный (устар. поэт.), неодолимый, неотвязный, непобедимый, непреодолимый, непробудный, неспокойный, нормальный, отрадный, плохой, покойный, продолжительный, райский (устар.), свинцовый, сильный, скоротечный, сладкий, сладостный, спокойный, сторожкий, тихий, томный (устар. поэт.), тонкий, тревожный, трудный, трудовой, тягостный, тяжелый, убойный (разг.), умеренный, усладный (устар.), успокоительный, хмельной, хороший, целебный, целительный, чуткий. Будкий, железный, здоровенный, медный, окопный, походный, роскошный, соловьиный, стопроцентный, чугунный. Гипнотический, естественный, летаргический, лечебный, магнетический (устар.), ночной, послеобеденный, предрассветный, предутренний, утренний и т. п. 2. То, что снится, грезится спящему; сновидение. Безгреховный (устар.), безгрешный, безликий, безобразный (безобразный, устар.), безотвязный (устар.), безотрадный, безумный, беспорядочный, бессвязный, божественный (устар. поэт.), болезненный, бредовый, будоражный (разг.), веселый, вещий, глупый, голубой, грешный, грозный, дикий (разг.), дурацкий (разг.), дурной, желанный, жестокий, заветный (устар. поэт.), зловещий, золотой (устар. поэт.), короткий, кошмарный, лживый, лихорадочный, мутный, мучительный, навязчивый, невинный, невозможный, недобрый, неотвязный, несбыточный, несвязный, нескладный, несообразный, нехороший, неясный, обрывочный, печальный, пленительный, плохой, праведный, пророческий, пророчественный (устар.), радостный, радужный (поэт.), розовый (поэт.), символический, сказочный, складный, скорбный, сладкий, сладостный, смешной, смутный, соблазнительный, странный, страшный, сумбурный, таинственный, томительный, тревожный, тусклый, тяжкий, удивительный, ужасный, фантастический, хороший, худой, черный (нар.-поэт.), чудесный, чудной (простореч.). Белый, дымный, жаркий, жемчуговый, лукавый, наплывчатый, пустопорожний, яркий. 3. Вечный сон (смерть). Беспробудный, вечный, могильный, непробудный.

Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »

Смотреть что такое СОН в других словарях:

состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов чувст. смотреть

сон м. 1) Периодически наступающее физиологическое состояние покоя организма, во время которого полностью или частично прекращается работа сознания и ослабляется ряд физиологических процессов (противоп.: бодрствование). 2) Состояние растений, при котором происходит изменение в положении листьев или лепестков цветка под влиянием перемены освещения и температуры. 3) То же, что: спячка (1). 4) а) перен. Состояние полного покоя, тишины в природе. б) Бездеятельное, пассивное состояние, существование. в) Состояние еще не пробудившихся чувств. 5) а) То, что снится; сновидение. б) перен. Мечта, грёза.

сон м.1. (состояние) sleep; slumber (тж. перен.) во сне — in one‘s sleep сквозь сон — in one‘s sleep со сна — half awake послеобеденный сон — afternoo. смотреть

СОН, периодическое физиол. состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значит, обездвиженностью и отключением от. смотреть

СОН, 1)на Кубе песенно-танц. жанр в афро-кубинской музыке. Известен с 17 в. В С. чередуются варьируемый мотив солиста и короткий рефрен хора, остающи. смотреть

СОН, река в Индии, прав, приток р. Ганг. Дл. 780км, пл. басе. 71,9тыс. км2. Истоки на плато Чхота-Нагпур, на протяжении 480 км протекает на В. в узк. смотреть

Сон — состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов. смотреть

СОН¹, сну, ч.1. Фізіологічний стан спокою організму людини і тварини, що настає періодично і супроводиться майже повною втратою свідомості та зниженням. смотреть

СОН 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терми. смотреть

– психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира. В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон – это приостановление реагирования человека на окружающий мир посредством восприятия и действия. Для психоанализа сон представляет интерес с точки зрения не столько физиологии, сколько психологии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал следующую психологическую характеристику сна. «Сон – это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Таким образом, если биологической целью сна является отдых, то его психологическим признаком – утрата интереса к миру. В состоянии сна происходит не только потеря интереса к миру, но и стремление обрести покой, который человек имел до своего рождения. «Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в то состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование. Мы создаем по крайней мере совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и что не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери». Пробуждение после сна напоминает собой рождение. Принято считать, что если сон представляет собой прежде всего покой, не предусматривающий никакой психической деятельности, то единственно целесообразным является сон без сновидений. В этом смысле сновидение как бы не входит в программу сна и представляет собой реакцию на мешающее сну раздражение. Однако, как полагал З. Фрейд, это не так. Во-первых, существуют так называемые сны наяву, которые связаны с фантазиями и которые свидетельствуют не о покое, а о психической деятельности человека. Во-вторых, как показывают детские сновидения, их функция выступает в качестве «стража сна», возникающего из двух конкурирующих тенденций – желания сна и стремления к удовлетворению психического раздражения. Поэтому можно говорить о том, что «сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения». З. Фрейд исходил из того, что в состоянии сна человек находится во власти эгоистических мотивов. Если под воздействием этих мотивов у человека возникают дурные намерения, то они не могут привести ни к чему иному, как к практически безвредному сновидению. Как заметил основатель психоанализа в работе «Толкование сновидений» (1900), «было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает». Первоначально З. Фрейд придерживался именно данного положения. Он полагал, что проявляющееся во сне находится во власти исключительно эгоистических мотивов. Однако после того, как предложенная им теория либидо была подвергнута пересмотру с точки зрения осмысления феномена нарциссизма, что нашло отражение в его работе «О нарциссизме» (1914), ему пришлось признать, что «сон есть состояние, в котором все привязанности к объектам, как либидозные, так и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я». Тем самым он по-новому взглянул на состояние сна, считая, что у спящего восстанавливается полный нарциссизм, при котором либидо и интерес Я оказываются нераздельными в самоудовлетворяющемся Я. На этом основании З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым вытесненное бессознательное получает независимость от Я, в результате чего оно не подчиняется желанию спать и сохраняет свои привязанности, даже если зависящие от Я привязанности к объектам оставляются ради сна. В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что отход от реального внешнего мира в состоянии сна создает условие для развития психоза. Вместе с тем «безобидный психоз сновидения является следствием сознательно желаемого и лишь временного отхода от внешнего мира, и он исчезает при возобновлении отношений с этим миром». Представления З. Фрейда о сне получили свое дальнейшее развитие и критическое переосмысление у ряда аналитиков. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) пришел к мнению, что фрейдовское понимание сновидения, как служащего функции охраны сна, является ограниченным, хотя высказанная основателем психоанализа мысль о биологической компенсаторной функции остается верной. По его словам, эта компенсаторская функция «лишь в ограниченной мере имеет дело с самим состоянием сна»: сновидения поддерживают сон, но делают это автоматически под влиянием состояния сна; они могут нарушать сон, если этого требует их функция, то есть когда компенсаторные содержания интенсивны, то они могут прервать сон. Данная точка зрения была высказана им в докладе «Психология сновидений» (1916), текст которого был расширен и опубликован в 1928 г. Э. Фромм (1900–1980) рассмотрел психологическую функцию сна не только с точки зрения ухода от внешнего мира, на что обратил внимание З. Фрейд, но и в плане свободы человека. По его мнению, во сне человек беспомощен (не случайно сон называют «братом смерти»), но в то же время он является более свободным, чем во время бодрствования. Во сне человек свободен от бремени труда, от необходимости защищаться или нападать, от необходимости наблюдать или действовать. В работе «Забытый язык» (1951) Э. Фромм заметил по этому поводу, что «во сне царство необходимости уступает место царству свободы, в котором «Я» – единственная система, являющаяся приложением мыслей и чувств». Словом, сон свободен от функции действия, характерной для бодрствования, и он связан с функцией восприятия человеком самого себя. Кроме того, состояние сна имеет двойственную функцию: при отсутствии контактов с культурой во сне проявляется как самое плохое, так и самое хорошее; «во сне мы можем быть не так разумны, не так мудры и не так пристойны, но мы можем быть и лучше, и мудрее, чем когда бодрствуем». Если З. Фрейд соотносил состояние сна с внутриутробным существованием человека, а его предшественники рассматривали сон в качестве своеобразного эквивалента смерти (понятие «сон» – от греческого hipnos – восходит к мифу о Гипносе, сыну ночи, Никиты и брату смерти, Танатоса), то некоторые психоаналитики усматривают в состоянии сна прообраз бессмертия. В частности, французский психоаналитик Д. Анзье подчеркнул, что «в действительности видеть сон – значит отрицать факт, что человек смертен». Эта точка зрения нашла отражение в его книге «Кожное Я» (1985) в виде вопроса: «Разве можно было бы вынести дневную жизнь без этого ночного убеждения в бессмертии, хотя бы частичного?». В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется рассмотрению природы сновидений, их толкованию и меньшее феномену сна как таковому. Тем не менее в некоторых исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с пониманием сна. В частности, в статье Р. Гринберга и С. Перлмана «Континуум сна в психоанализе: источник и функции сновидения» (1975) нашли отражение результаты лабораторных методов изучения сна, на основе которых было сделано заключение, что сон связан с обработкой информации в целях эмоциональной адаптации. смотреть

СОН — 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции «мир людей / мир демонов», «здесь / там», «зримое / незримое», «обычное / экстраординарное». Произвольная «логика» сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков («вещий С.»); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств, руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора «жизнь=С.» закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в область самозаконной онтологии. В цепочке «С. — греза — видение — мечта — идеал — утопия» мы имеем градацию ирреальных возрастаний желаемого. Интенции и претензии на воплощение делают С. формой и образом профетизма, и особенно активно — в лит-ре: С. героя есть или предвосхищение сюжета (С. Татьяны в «Евгении Онегине»), или предупреждение о будущем (апокалиптич. С. Раскольникова в «Преступлении и наказании»), или утопия («Что делать?» Чернышевского). В лит-ре и искусстве романтизма и символизма создана универсальная «мифология» С.: С. предпочтен иным типам реальности как Дар онтологич. и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеч. диалога и контакта с потусторонними силами. Ре-лиг. авангард создает символологию С. как «текстуального» свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ С. у Ницше и Флоренского)‘, здесь сформулирована анамнетич. культурология сновидения. Фрейд и его школа придали символике сна гиперсемиотич. значимость, прямо заменив традиц. сакральную детерминанту Божьего внушения агрессивным пафосом саморазоблачения ментальных подвалов бессознательного. Переход от «объятий Морфея» к власти Гипноса, его отца, осуществлен во втором значении термина (пограничные состояния Я). С открытием структурных свойств сновидческих состояний и с накоплением гипнопедич. опыта отчасти прояснилась природа «загадочных феноменов психики», благодаря чему явления лунатизма, сомнамбулизма, летаргии и каталепсии встали в один ряд с фактами творчества во С. Выяснилось, что «С. разума» отнюдь не всегда «порождает чудовищ», как думал Фрейд. Совр. психоаналитич. штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологич. феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаич. структур внутр. поведения, получающих во С. символич. и метафорич. образные репрезентации. Свой вклад внесла и эмпирич. танатология, не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинич. самонаблюдений над состояниями «пост-смерти» в терминах некоей философии С., но предоставившая впечатляющий архив «С. наяву». На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в спец. уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогич. практике, типологически родственной аскетич. опыту самопогружения в христ. исихастской культуре священно-безмолвия). В близких С. состояниях Я обретает «единомножественность» личности (в терминах Л. Карсавина и А. Меиера), в психол. пространстве к-рой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во С. обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогич. фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы эвристич. способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во С. возможности таких пространственно-временных топологич. проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогич. интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. С. в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеч. внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. С. есть черновик возможных миров и своего рода гностич. контрабанда. На фоне многократных приравниваний С. и жизни (Кальдерон, С. Квазимодо, Тютчев, Лермонтов), С. и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидч. философии истории, к-рая описывает реальность, построенную по принципу «матрешки» и перехода бога-демиурга из одного С. в другой. Так эстетически оформляется образ кумулятивной онтологии мирового С. с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это третье наполнение термина «С.» обслуживает поэтич. философию С. Ср. прозу Борхеса и Хлебникова, для к-рых культура есть континуум С., «цитирующих» друг друга в истор. пространстве. Ср. также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами С. в рус. традиции (Лермонтов) и словами Тютчева о здешнем мире, где «человек лишь снится сам себе». Старинные представления о С. как временной смерти, усложненные опытом анамнезиса и метемпсихоза, придали С. функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классич. объективного идеализма (Гегель), в циклич. моделях и космизме;
в психол. и филос. прозе модерна (символизм, постмодернизм), в интуитивистской эстетике. На архетипе С. и сейчас сходятся интересы психологии творчества, филос. антропологии, теории культуры и истор. эстетики. Как зеркало внутр. проективного опыта С. не раз становился объектом философско-поэтич. (Вяч. Иванов) и психоаналитич. (Н.Е. Осипов) рефлексии и лит. мифологии.
Лит.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1980; Динесман Т.Г. «Сон» // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981; Друскин Я.С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3; Руднев В.П. Культура и сон // Там же; Сны Николая Клюева // Новый журнал. 1991. № 4; Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993; Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994; Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 1997.
К. Г. Исупов

сон безбрежный (Бальмонт); безгрезный (Ремизов); бездумный (Кузьмин, Надсон); беззаботный (Минский); беззвучный (Лохвицкая); безмолвный (Сологуб); без. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *