Какие фольклорные традиции использует автор в описании сна обломова
«ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»»
Фольклорные мотивы в произведении Гончарова показаны в основном в представлении Обломовым идеального мира. Каждый русский человек вырастает на сказках, но почти все, став взрослыми, забывают их или помнят как что-то нереальное, далекое, детское. Обломов же никак не может свыкнуться с тем, что жизнь не сказка, что в ней надо жить своим трудом и ничего не появляется на блюдечке с голубой каемочкой.
Попадая в мир Обломова, мы встречаем тихую, размеренную жизнь, без тайфунов и землетрясений, без бурных новостей и каких-либо проблем.
Так, как несколько веков назад одна изба попала в овраг, так она и теперь висит наполовину в воздухе. И в эту избу только и можно попасть, что сказав ей: «Повернись ко мне передом, к лесу задом». И, как в русских сказках, избушка должна была бы повернуться. А зайдешь в нее — там мертвая тишина и таинственностью окутан весь дом. Мотив тишины является одним из самых главных моментов в жизни Обломова. Так, когда после обеда все в его доме засыпают, он, как одинокий рыцарь в «Спящей красавице», исследует «замок» и пытается проникнуть в его тайны.
Рассказанные няней сказки глубоко запали Обломову в душу. Образ любимого Емели-дурачка стал для него кумиром. Представляете, ездит всю жизнь на печке, и нет даже опасности не попасть в тапочки при слезании с нее. Ну и коль чего захочешь, так щука приплывет; щука не приплывет, золотая рыбка появится, а там и зайцы, медведи пойдут. Живи себе да и радуйся! Ну а потом, когда надоест ездить одному на печи, женится на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне, и будут они жить-поживать и добра наживать. И жить-то они будут в стране, где нет ни холода, ни ночей, где текут реки меду и молока и где никто ничего круглый год не делает. Вообще Обломова судить за такой его бездеятельный образ жизни нельзя. Это же истинный русский человек! Вы где-нибудь видели героя русской сказки, который бы работал? И пословица наша об этом говорит: «Работа не волк, в лес не убежит». Так что все, кто обвиняют Обломова, пусть сначала разберутся в том, кто они, и не оскорбляют истинно нашего героя. Извиняюсь за это лирическое отступление и продолжу описание сказочной жизни Обломова.
Иногда няня рассказывает ему сказку о храбром и удалом Илье Муромце. Илюша представляет себя героем, которого все добрые люди любят, а злодеи боятся. Вот уже Илюше больше тридцати лет, а он все еще герой, он Наполеон, он Еруслан Лазаревич или он крестоносец, который воюет, потом разоряет города, казнит или прощает, одаривает людей великодушием. Но вот утро прошло, и мечты устали, решили поспать, они очень сильно перетрудились, у них было тяжелое начало дня. Но, конечно, не только такой след оставили в душе Обломова сказки. После слушания няниной сказки о Жар-птице, переживаний за героя, за его неудачи у него осталось доброе сердце, за что его любят люди.
Но не только о героях, богатой жизни и далеких странах, где ничего не делают, рассказывала Илюше няня. Она говорила и о чудовищах, и о мертвецах, которые встают из могил, об оборотнях, которые могут утащить человека к себе в омут, о домовых, которых люди боятся встретить поздно ночью. Илюшу пугают Bbe эти нечисти, он ищет защиту в лице няни, и, обрадовавшись, что она есть, успокаивается и радуется. Вырос Обломов, узнал, что никаких «живых» мертвецов нет, что все разбойники выглядят как обыкновенные люди и их сажают в тюрьму, если только они не используют свою волшебную палочку — деньги. Но это уже другой вопрос, а пока мы говорим о мире, в котором прошло детство Обломова, на каких сказках он вырос и как они отразились на его жизни. Но хотя Обломов и понял, что мир реальный не заселен чудовищами, его мучает что-то, он боится остаться один в темной комнате, и зароненный в детстве страх все еще живет в душе Ильи Ильича.
Так и живет Обломов, не привыкший работать, как Емеля, надеясь на русское «авось», которое перевезет его на другую квартиру, уладит дела в поместье и женит без проблем на Ольге. Утром он герой, а вечером уже слабый, бесхарактерный человек. И живет Илья Ильич, мечтая о стране, в которой небо бы обнимало тебя, как родная мать, чтобы солнце светило ярко, но никогда не жгло, чтобы там не было грозных скал, но были бы милые холмики, на которых можно кататься, и были бы речки, резвящиеся и разливающиеся в разные стороны, но не бурные реки, разбивающие волнами целые города. И будут в этом мире-сказке все счастливы, ничего не делая, а добрая волшебница будет дарить им подарки и веселье.
Мне искренне жаль Обломова, потому что его мечта лишена даже возможности когда-нибудь осуществиться.
Фольклорные мотивы в романе играют важнейшую роль в понимании образа Обломова. Если бы их не было, читатели никогда не полюбили бы его, они сразу же сочли бы его бездельником, недостойным их внимания. Но, услышав о родных сердцу сказках, на которых воспитывался Обломов, ни один человек не сможет не почувствовать к нему привязанность. Также никто не станет утверждать, что ведущие суетный образ жизни люди правы в выбранной ими дороге. Чего они достигают в своей жизни? Ради чего все это делают? Ради каких-то бумажек, ради положения в обществе. И эти мелочные интересы можно считать смыслом жизни? Не думаю. Поэтому стремление Обломова к такой жизни вполне оправдано, и его можно считать более чистым и благородным по сравнению с окружающими его людьми.
И.А.Гончаров: русский герой и русская сказка
К сожалению, научная биография Гончарова пока еще не написана, причем особенно темным периодом для исследователей является детство Гончарова. В частности, мы почти ничего не знаем о том, как шло соприкосновение будущего писателя с устным народным творчеством в этот чрезвычайно важный период его жизни. Ведь именно в детстве писатели, как правило, органично усваивают «золотой запас» народного творчества. В автобиографиях писатель никак не акцентирует знакомство с фольклором, но все-таки отмечает в одной из них, что находил «в лакейской дома у себя сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие, читал и их» (VIII. 221). [5] Сказки эти были чрезвычайно популярны в то время. Брат Ф. М. Достоевского А. М. Достоевский вспоминал: «В наше время, т. е. во время нашего детства, были очень распространены так называемые лубочные издания сказок: про «Бову королевича», «Еруслана Лазаревича» и т. п. Это были тетради в четвертушку, на серой бумаге, напечатанные лубочным способом или славянскими, или русскими буквами, с лубочными картинками вверху каждой страницы. Таковые тетрадки и у нас дома не переводились». [6] Очевидно, с этими изданиями имел дело и мальчик Гончаров. Между прочим, сказка о Еруслане Лазаревиче эхом отзовется в романе «Обломов»: «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит» (Ч. 1, гл. VI).
Ясно, что лакейская никогда не была для писателя единственным или, тем более, главным источником познания народного творчества. Несомненно, главную роль в этом сыграла его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях «На родине», а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой, Анной Михайловной. Она оказала на маленького Ваню Гончарова огромное влияние, о чем, к сожалению, совершенно умалчивает академическая наука. Именно она открыла для будущего писателя сокровищницу русского фольклора. На всю жизнь Гончаров сохранил к няне сердечную любовь. Это глубокое благодарное чувство к Анне Михайловне отмечают мемуаристы. Так, племянник писателя М. В. Кирмалов пишет: «Иван Александрович нежно любил свою няню Аннушку. Я хорошо помню эту старушку, нянчившую и меня и жившую в то время на покое у бабушки моей Александры Александровны в Хухореве. В ее слабом, иссохшем теле жила кристально чистая душа ребенка, полная до краев любовью к детям и ко всем домашним. «. [7] Перед нами вполне классический со времен Арины Родионовны образ своеобразной «литературной няни»: чем-то оказалась она слишком дорога писателю, помнившему ее до конца своей жизни. И это «что-то», думается, верно обозначено в воспоминаниях Г. Н. Потанина: «волшебные сказки»! В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в «Сне Обломова». Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:
— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.
Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». В «Сне Обломова» указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: «Она повествует ему. об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот». Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни».
В творческом сознании писателя сказка присутствует постоянно и проявляется порою очень неожиданно. Как ассоциативный фон она ясно ощущается в описании кругосветного путешествия в книге «Фрегат «Паллада»». Так, при посещении Японии Гончаров восклицает: «9-го августа, при той же ясной, но, к сожалению, чересчур жаркой погоде, завидели мы тридесятое государство. Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом. » (Ч. 2, гл. I). Или: «Мне не верилось, что всё это делается наяву. В иную минуту казалось, что я ребенок, что няня рассказала мне чудную сказку о неслыханных людях, а я заснул у ней на руках и вижу всё это во сне. Да где же это я в самом деле?» (Ч. 2, гл. III). Гончаров может вспомнить сказку и в дружеском письме: «. Я духом не смутился, а только, обращаясь мысленно к автору, вспомнил одно место из древних сказок: «дурень ты, дурень, неразумный ты бабин, то же бы слово, да не так бы молвил». » [8]
Еще Н. Д. Ахшарумов, несколько сузивший образ Ильи Обломова параллелью с Емелей-дурачком, призывал читателей вглядеться попристальнее в Обломова: «. и вы увидите, что он недалеко ушел от Емели-дурачка. Обломов больше развит, и потому идеал его гораздо сложнее; но если внимательно сверить его с идеалом Емели, то едва ли окажется какое-нибудь существенное различие». [9] Разговор о бессильном богатырстве Ильи Обломова окрашен в романе в сказочные тона. То же касается и Тарантьева: «В петербургской службе ему нечего было делать с своею латынью и с тонкой теорией вершить по своему произволу правые и неправые дела; а между тем он носил и сознавал в себе дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить» (Ч. 1, гл. III).
Сам Гончаров, судя по «Сну Обломова», в детстве выслушал от няни Анны Михайловны немало волшебных сказок. Впрочем, упомянул здесь писатель всего несколько: сказку «о Емеле-дурачке» («Емеля-дурак», «По щучьему велению»), сказку «о Жар-птице» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»), сказку «о медведе с деревянной ногой» («Медведь»). Последнюю сказку о медведе Гончаров подробно цитирует, приводя из нее слова медведя, отправившегося на поиски своей ноги: «Скрипи, скрипи, нога липовая; я по селам шел, по деревне шел, все бабы спят, одна баба не спит, на моей шкуре сидит, мое мясо варит, мою шерстку прядет». Судя по этой цитате, романист не пользовался сборником сказок Афанасьева, а скорее всего просто хорошо помнил сказки своего детства, приводя какой-то поволжский вариант текста сказки о медведе на липовой ноге.
Емеля-дурак, а вместе с ним и Обломов делают установку не на здравый смысл, не на «земное» разрешение проблем жизни, а на «запредельное», на «Божий промысел». И в этом главную роль играет то обстоятельство, что сказочный дурак живет не умом, а сердцем. Им-то, сердцем и постигается запредельное, внелогичное, неземное. Кто из умных братьев Емели поверил бы обещаниям щуки и отпустил ее?
Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 08-04-00079а «И.А.Гончаров и мировой литературный процесс».
Сон Обломова. Анализ 9 главы в романе Гончарова «Обломов»
Содержимое разработки
Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»
1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;
2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;
3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.
Беседа по пройденному материалу:
Какова роль визитеров в начале романа?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Вспомните содержание 5 главы романа:
Какова его жизнь в Петербурге?
Каково его отношение к начальнику?
Почему оказался на диване?
Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».
В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?
В главе «Сон Обломова».
Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?
В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?
Функция сна в произведениях:
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Функция сна в романе «Обломов»:
Какова композиция этой главы?
Из скольких частей состоит (условно)?
Как вы это определили?
«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
3. Чудесная страна. Сказки няни.
4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Сформулировать ответ письменно в тетради)
Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)
«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»
Вспомните описание утра;
Каков полдень? Каков вечер?
Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
С какой целью автор использует пейзаж?
Анализ 2 части сна:
Семилетний Обломов в родительском доме.
Восприятие окружающего мира.
Анализ 3 части сна:
Анализ 4 части сна:
Взгляды обломовцев на жизнь.
Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.
Автор показывает читателям истоки характера героя:
как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.
Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?
Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.
Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.
Реализация домашнего задания: (работа в тетради)
Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:
Положительные стороны жизни обломовцев:
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отрицательные стороны жизни обломовцев:
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
6.Воспитание Обломова «по-обломовски».
Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.
И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
«Сон Обломова»— мир заспанной и поэтической души
Разделы: Литература
Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению фламандского мастерства И.А. Гончарова, предметному миру в романе.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.
Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя ( с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).
Задачи:
Оборудование: портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова».
Оформление: к доске прикреплен портрет И.А.Гончарова, записана первая часть темы и вопросы, на которые ученики будут отвечать в ходе урока.
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
Беседа (о традиции использования сна в литературе):
Примечание: У – вопрос учителя; у – ответ ученика.
У: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
у: «Баллады» В. Жуковского.
*У – вопрос учителя; у – ответ ученика.
У: Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
у: Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.
У: А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?
у: Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
II. Анализ произведения:
Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.
Художественное чтение отрывка учеником:
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Ученик выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.
У: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.
у: Это идеальное место, рай для Обломова.
Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.
А потом, используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»
Дискуссия между двумя группами учеников. Результаты дискуссии оформляются в тетради и на доске в виде следующей таблицы.
Картина мира
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.
- Какие фольклорные традиции использует автор в описании сна ильи ильича
- какие фотообои нельзя клеить в доме приметы