Какие сны видела катерина
Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»
Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений.
Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю».
Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. » А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись. ». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.
Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что».
Заключение
На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:
ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;
ü провела анализ отобранных мною произведений;
ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.
В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.
Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Список используемой литературы
· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.
· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц
· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.
· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.
· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004
Приложения
Зигмунд Фрейд. Биографическая справка
Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»
Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений.
Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю».
Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. » А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись. ». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.
Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что».
Заключение
На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:
ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;
ü провела анализ отобранных мною произведений;
ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.
В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.
Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Список используемой литературы
· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.
· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц
· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.
· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.
· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004
Какие сны видела катерина
Сон Катерины и сон пана Данилы о сне Катерины,
Страшная месть
Сон Катерины — чары колдуна, ее отца. Во сне он открывает ей свое желание: было б быть ей его женой. По наблюдению сабашников: самая лучшая порода от скрещивания отца с дочерью: «конденсация усиливает ток крови!» говорил мне сабашник, подливая из нутра вбас. От колдуна-отца и его дочери Катерины
зародится большой силы колдун — единственная его надежда отсрочить судьбу страшной мести.
Блеснул день, но не солнечный: небо хмурилось, и тонкий дождь сеялся на поля, на леса, на широкий Днепр. Проснулась пани Катерина, но не радостна: очи заплаканы, и вся она смутна и неспокойна: «Муж мой милый, муж дорогой! чудный мне сон снился!» — «Какой сон, моя любая пани Катерина?» — «Снилось мне, чудно право, и так живо, будто наяву, снилось мне, что отец мой есть тот самый урод, которого мы видели у есаула. Но прошу тебя, не верь сну: каких глупостей не привидится! Будто я стояла перед ним, дрожа вся, боялась, и от каждого слова его стонали мои жилы. Если б ты слышал, что он говорил. » — «Что же он говорил, моя золотая Катерина?» — «Говорил: “Ты посмотри на меня, Катерина, я хорош. Люди напрасно говорят, что я дурен. Я буду тебе славным мужем. Посмотри, как я поглядываю очами”. Тут навел он на меня огненные очи, я вскрикнула и пробудилась». — «Да, сны много говорят правды. »
Пан Данила видит во сне сон Катерины. Видеть во сне, что другому снится, явление редкое, есть еще у Лермонтова: «В полдневный жар в долине Дагестана». Но пестрого семипоясного сна, как этот сон, в литературе единственный.
Семь ступеней сна — семь цветных поясов: 1) Бледно-золотой, 2) Прозрачно-голубой, 3) С тихим звоном розовый, 4) Черный, 5) Темно-синий с серебром, 6) черный, 7) звучащий розовый.
Звучащая краска больше чем озвончатые глухие буквы: переход слова в напевное — усиленное звучание, а превращение света в звук переход из глаза в ухо, цвет может заговорить или краски разнозвучны.
В комнате света нет, а светит: золотисто-желтый свет — цвет чар, то, что называется «напущено». Этот свет глушит посторонние звуки: дверь отворилась без скрипа.
Красный жупан — красная свитка — отблеск адского пламени. Силой колдовства можно вызвать душу, а бревну дать свой образ.
Наша душа знает больше, чем мы сознаем.
Катерина из сна узнает об убийстве своей матери. Сверхсознательное значение сказывается в творчестве.
Как в Вии и Портрете — все движения окованы: губы шевелятся без звука — в сонном состоянии всегда.
влезть им: ни ворот, ни дверей не видно; со двора, верно, есть ход; но как войти туда? Издали слышно, как гремят цепи и бегают собаки. «Что я думаю долго? сказал пан Данило, увидя перед окном высокий дуб, стой тут, малый. Я полезу на дуб: с него прямо можно глядеть в окошко».
«Правдив сон твой, Катерина!» подумал Бурульбаш.
3) Колдун стал прохаживаться вокруг стола, знаки стали быстрее переменяться на стене, а нетопыри залетали сильнее вниз и вверх, взад и вперед. Голубой свет становился реже, реже и совсем погас. И светлица осветилась уже тонким розовым светом. Казалось, с тихим звоном разливался чудный свет по всем углам и вдруг пропал.
4) И стала тьма. Слышался только шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал, кружась по водному зеркалу, нагибая еще ниже в воду серебряные ивы.
И чудится пану Даниле, что облако то не облако, что то стоит женщина; только из чего она: из воздуха, что ли, выткана? Отчего же она стоит, и земли не трогает, и не опершись ни на что, и сквозь нее, просвечивает розовый свет и мелькают на стене знаки? Вот она пошевелила прозрачною головою своею: тихо светятся ее бледно- голубые очи; волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман;
губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари; брови слабо темнеют. Ах! это Катерина!
(Тут почувствовал Даниле, что члены у него оковались ; он силился говорить, но губы шевелились без звука ).
(«Это Катеринина душа», подумал пан Данило; но все еще не смел пошевелиться).
хочется. Катерина полюбит меня!» — «О, ты чудовище, а не отец мой! простонала она, нет, не будет по-твоему. Правда, ты взял нечистыми чарами твоими власть вызывать душу и мучить ее; но один только Бог может заставить ее делать то, что Ему угодно. Нет, никогда Катерина, доколе я буду держаться в ее теле, не решится на богопротивное дело. Отец! близок страшный суд! Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу. Если бы муж мой и не был мне верен и мил, и тогда бы не изменила ему, потому что Бог не любит клятвопреступных и неверных душ». Тут вперила она очи свои в окошко, под которым сидел пан Данило, и неподвижно остановилась. «Куда ты глядишь? Кого ты там видишь?» закричал колдун. Воздушная Катерина задрожала.
Но уж пан Данило был давно на земле и пробирался со своим верным Стецьком в свои горы. «Страшно, страшно!» говорил он про себя, почувствовав какую-то робость в казацком сердце, и скоро прошел двор свой, на котором так же крепко спали казаки, кроме одного, сидевшего на стороже и курившего люльку. Небо все было засеяно звездами.
имеет власть вызывать душу каждого человека; а душа гуляет, по всей воле, когда заснет он, и летает вместе с архангелами около Божией светлицы».
В этой песне о колдуне и его дочери — «Страшная месть» вся песенная — Гоголь рассказывает о себе, о прошлом, что открылось его душе. Есть и из настоящей жизни.
«Говорят, что он родился таким страшным и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Как страшно говорят, будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком и ему тотчас покажется, что тот открывает рот и скалит зубы — и на другой день находили мертвым того человека».
Гоголь в детстве получал тычки за свой необычайный вид — за свой колкий птичий нос. А потом из гонимого сделался коноводом, за ним ходили, подчиняясь ему во всем, а случилось это после того, как стал он направо и налево раздавать, вклеивая чище подзатыльника, смешные прозвища.
Обыкновенно Гоголь страшное пересыпает забубённым балагурьем, и только в «Страшной мести» не смех, а песня — песня о величьи необъятного мира и его тайны.
Достоевский в «Хозяйке» пытался подделать свою Катерину под голос Катерины «Страшной мести», но родился без песни и пропелось фальшиво.
Знак судьбы паутина, а Достоевский прибавит «паучиная». Но выражение ужаса единственное у Гоголя: «Дух занялся у Катерины, и ей чудилось, что волосы стали отделяться на голове ее». Как нет ни у кого, только у Гоголя, такой далекой дали зрения и слов выражающих преследование.
«Уж он хотел перескочить с конем через узкую реку, выступившую рукавом среди дороги, как вдруг конь на всем скаку остановился, заворотил к нему морду, и — чудо — засмеялся! белые зубы страшно блеснули двумя рядами во мраке. Дыбом поднялись волосы на голове колдуна: Дико закричал он и заплакал, как исступленный и погнал коня прямо к Киеву.
Только голосом можно передать всю глубину словесных знаков смутных и безразличных при чтении непоющими глазами. Только с голоса слышно, что Днепр не Днепр, а библейский Геон, Фиссон, Тигр и Ефрат, а Черное море не Черное, а Тивериадское, прародина всего живого на земле. И только через голос звучен обрекающий приговор судьбы и предостережение: глас человеческой мудрости.
Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.
Возраст — не указано, молодая женщина.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — мать, супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.
Социальное положение — мещанка.
Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.
Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.
Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.
Внешность — красивая молодая женщина.
Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.
Положительные черты — преданная, честная, одухотворенная, добрая.
Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.
«Так это молодая Кабанова, что ль. »
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2
«Это вы, Катерина Петровна. »
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось…»
Источник: Действие второе, явление 2
Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.
«Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена…»
Источник: Действие второе, явление 2
«Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
Источник: Действие второе, явление 2
У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.
«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Источник: Действие второе, явление 8
Внешность
Катерина — молодая красивая женщина.
«…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. »
Источник: Действие четвертое, явление 6
У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.
«Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2
Черты характера и поступки
Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянное противостояние, склоки и раздоры.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…»
Источник: Действие первое, явление 5
Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.
«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».
Источник: Действие первое, явление 5
«Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу».
Источник: Действие второе, явление 2
У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.
«…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Радости видела мало, а горя-то, горя-то что!»
Источник: Действие пятое, явление 3
Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.
«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
Источник: Действие первое, явление 7
Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.
«…сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом…»
Источник: Действие первое, явление 7
«А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным».
Источник: Действие второе, явление 8
Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.
«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц; да богомолок…»
Источник: Действие первое, явление 7
«…до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…»
Источник: Действие первое, явление 7
Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.
«…в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
Источник: Действие первое, явление 7
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
Источник: Действие первое, явление 7
«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Источник: Действие второе, явление 8
У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.
«Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю».
Источник: Действие первое, явление 7
«Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что…»
Источник: Действие первое, явление 7
Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.
«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»
Источник: Действие первое, явление 7
Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.
«Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!»
Источник: Действие первое, явление 9
«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно».
Источник: Действие первое, явление 9
Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.
«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»
Источник: Действие второе, явление 2
Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.
«Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя?
Катерина. Как не поглядывать!
Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого?
Катерина. Нет, смеялась только.
Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень!
Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь».
Источник: Действие второе, явление 2
Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Источник: Действие второе, явление 2
Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.
«Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!»
Источник: Действие второе, явление 4
Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.
«Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она!… А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня…»
Источник: Действие второе, явление 10
«Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!»
Источник: Действие второе, явление 10
Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.
«…Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.
Борис. Ваша воля была на то.
Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе».
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».
Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3
Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.
«Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
«Нет, нет! Ты меня загубил. »
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.
«Э! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься».
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…»
Источник: Действие четвертое, явление 6
Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.
«Что-то он теперь, бедный, делает? Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор! Да! Себе бесчестье — ему вечный покор».
Источник: Действие пятое, явление 2
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила»
Источник: Действие пятое, явление 3
Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню все чаще посещают мысли о смерти.
«А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была».
Источник: Действие пятое, явление 2
Источник: Действие пятое, явление 2
«Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила…»
Источник: Действие пятое, явление 2
Источник: Действие пятое, явление 4
Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.
««Казнить-то тебя, — говорят, — так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться?»
Источник: Действие пятое, явление 2
«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду… Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?»
Источник: Действие пятое, явление 4
Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.
«Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови»
Источник: Действие пятое, явление 6
Воспитание
Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
Источник: Действие первое, явление 7
Характеристика Катерины другими героями
Кабанов
Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.
«Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные: все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится».
Источник: Действие четвертое, явление 4
Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.
«Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее…»
Источник: Действие пятое, явление 1
Борис
Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.
«Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.
«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2
Подробная характеристика Бориса.
Кабанова
Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с ним.
«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.
«Борис …Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза».
Источник: Действие пятое, явление 3
Подробная характеристика Кабанихи (Марфа Игнатьевна Кабанова).
Варвара
Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.
«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко».
Источник: Действие первое, явление 7
Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».
Источник: Действие второе, явление 2
Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.
«Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека».
Источник: Действие второе, явление 2
После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.
«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает».
Источник: Действие четвертое, явление 3
Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.
«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. »
Источник: Действие второе, явление 2
«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…»
Источник: Действие четвертое, явление 3
Подробная характеристика Варвары.
Кулигин
После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Подробная характеристика Кулигина.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!
Биография
Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.
В родительском доме Катерина приобщилась и к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.
Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменилась после замужества. Её супругом стал купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любила. Жизнь в доме Кабановых резко отличалась от привычной жизни в родительских стенах. Здесь царили жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давила на Катерину, душила её. Она честно пыталась полюбить мужа, но задавленный властной матерью Тихон был не способен на сильные чувства.
Острое чувство одиночества толкнуло Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не давала ей покоя, и она призналась в измене Тихону и его матери. Последняя стала изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от тяжёлой, беспросветной жизни, решила покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.
Образ Катерины
В пьесе «Гроза» Катерина является наиболее сильным, решительным персонажем. Это цельная натура с устойчивыми морально-нравственными принципами, которые не позволяют ей мириться с теми условиями, с которыми она столкнулась в доме Кабановых.
С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чем значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.
Катерина готова была подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попреки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.
Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всем мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.
Образ Катерины в оценке Добролюбова
В своей статье «Луч света в тёмном царстве» литературный критик Н. А. Добролюбов выделяет силу характера Катерины, её решительность, способность противостоять «тёмному царству», не подстраиваться под его правила. Это удивительно цельная личность, которая, хоть и выросла в условиях невежественного патриархального общества, смогла сохранить самобытность, свободолюбие, умение искренне радоваться жизни, мечтать, находить красоту в малом.
Добролюбов считал, что «ничего нет в этом характере внешне чужого — все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически». Катерине не свойственно лицемерие, ханжество, стремление пустить пыль в глаза окружающим — она такова, какая есть, и не стремится изменить свою сущность, подстроиться под правила «тёмного царства».
Не в силах терпеть ту жизнь, которая была ей уготована судьбой, и не имея никакой опоры и поддержки, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Добролюбов так объясняет этот отчаянный поступок героини: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мучиться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу».
Трагическая кончина Катерины не проходит бесследно: отважный поступок молодой женщины пошатнул устои «тёмного царства», заставил жителей провинциального городка задуматься над важными вещами.
Речевая характеристика Катерины
Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житейская литература.
Катерина часто использует просторечные словесные выражения: «долго ли в беду попасть», «души не чаяла», «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери», «успокой ты мою душу», «быть греху», «после этого разговору-то.» Подобная речь указывает на отсутствие полноценного образования, жизнь среди малограмотных людей.
Мечтательность и поэтичность натуры Катерины проявляется в обилии изобразительных средств. Особенно много в её речи сравнений, которые также носят народный, просторечный характер: «руки-то жжет, точно уголь», «точно голубит меня», «точно гора с плеч свалилась», «точно голубь воркует».
Речь Катерины указывает на возвышенность её духовного мира, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.
Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Особенно ярко это проявляется в монологе, в котором героиня вспоминает своё детство, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».
5 фактов о Катерине
Вывод
Катерина — центральная героиня пьесы «Гроза», ставшая воплощением лучших женских качеств: доброты, душевности, богатого внутреннего мира, способности к самопожертвованию. Отношение Катерины к долгу, её высокие нравственные принципы не позволяют почувствовать себя счастливой, круто изменить свою жизнь, что приводит к трагической развязке.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать всю порочность «тёмного царства», в котором нет места честным, решительным, свободолюбивым людям. Цитатная характеристика Катерины позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 10 классе, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.