Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Каков переход от первой части сна Обломова ко второй части?

Каков переход от первой части сна Обломова ко второй части?

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь.

Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения).

Однако важнее оказываются внутренние побуждения.

Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – «Сон Обломова».

Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему «тяжелый камень брошен на &lt ; …&gt ; тропе его существования», кто «украл &lt ; …&gt ; принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Как меняется ритм и темп 2 части «Обломова» по сравнению с первой?

Как меняется ритм и темп 2 части «Обломова» по сравнению с первой?

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Сон обломова о чём говорится в часте первой глова 4 плиз : ))?

Сон обломова о чём говорится в часте первой глова 4 плиз : )).

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Для чего Гончаров вводит в первую часть романа «Сон Обломова»?

Для чего Гончаров вводит в первую часть романа «Сон Обломова»?

Ответьте на второй вопрос!

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Какиесобытия описываются в первой и второй частях поэмы Княгиня Трубецкая?

Какиесобытия описываются в первой и второй частях поэмы Княгиня Трубецкая.

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Первая часть от тебя остается, На глине, земле и воде?

Первая часть от тебя остается, На глине, земле и воде.

Вторая часть слова даётся Ошибками в долгом труде.

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Всем привет помогите ответить на вопросы по литературе рассказ Обломов?

Всем привет помогите ответить на вопросы по литературе рассказ Обломов.

1)Столкновение друзей и оппонентов (глава 4 часть 2) 2)Как зародились любовные отношения.

3)Письмо Обломова (2 часть главв 10 4) Какие отрывки из сцен, свиданий героев вам запомнилось (сцена с веткой сирени) 5) Каковы причины взаимного охлаждения 6) Одинаково ли воспринимают любовь герои романа 7) Можно ли заранее прогнозировать возрождение Обломова после «без отрадного сна» 8) Кто поможет Обломову оправиться от несчастья.

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Помогите проанализировать 8 главу 3 части «Обломова», где он получает письмо о банкротстве, его поведение?

Помогите проанализировать 8 главу 3 части «Обломова», где он получает письмо о банкротстве, его поведение.

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Очень срочно нужно?

Очень срочно нужно!

Источник

Каков переход от первой части сна Обломова ко второй части?

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Вот пару строчок Ах, обмануть меня не трудно!

Я сам обманываться рад!

(из стихотворения «Признание»)

Блажен, кто с смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.

(из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей!

(из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады.

(из мемуаров А.П. Керн)

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

3.Описание города.( «Город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, где магазин с картузами и надписью: «Иностранец Василий Федоров», где нарисован был билиард. с надписью: «И вот заведение». Чаще же всего попадалась надпись: «Питейный дом»).

4.Визиты Чичикова к городским чиновникам.( Весь следующий день был посвящен визитам городским чиновникам: губернатору, вице-губернатору, прокурору, председателю палаты, полицмейстеру и даже инспектору врачебной управы и городскому архитектору).

Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Смотреть картинку Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Картинка про Каков переход от первой части сна ко второй обломов. Фото Каков переход от первой части сна ко второй обломов

Ответ:Этот рассказ повествует нам о двух мальчиках, двух друзьях, которые собрались порыбачить ранним утром. Раннее утро, как обычно, тихое, но в рассказе автор все время создает звуки, чтобы нам было более понятно, насколько тихо утром. Он изобразил такие звуки, как: стук, что-то звякнукло, плескалась рыба и так далее. В рассказе автор хочет показать переживания героев, которые происходили у них в душах на фоне неприятных событий. Ведь Володя чуть не утонул, но Яша его спас. Утро было тихое, но в душах героев было неспокойно. Рассказ заставляет задуматься о жизни, о том, что жизнь уязвима, о том, что есть друзья, которые выручат тебя в трудной ситуации. Читатель задумывается о дружбе, сопереживании, сострадании, взаимовыручке.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»

Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.

Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;

Тип урока: урок углубленной работы над текстом;

Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;

Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;

Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста, ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;

Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » ; слайдовая презентация;

Организационный момент (1 минута);

Целеполагание (1 минута);

Вступительный этап (8 минут):

-постановка проблемных вопросов;

— беседа с учениками;

Основная работа с текстом (25 минут);

Заключительный этап (8 минут);

Домашнее задание (2 минуты)

В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при « Современнике » была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».

Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?

Увертюра – ( франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.

Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.

Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.

Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».

В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Сообщение ученика (Карина Панова)

Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.

В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?

I часть сна. Экспозиция

— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

— Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

— С какой целью автор использует пейзаж?

II часть сна. Чудесная страна.

— Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

— Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

— Что происходит далее?

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

— В чем корни «обломовщины»?

Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: « Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?

Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.

Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?

Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.

Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.

Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.

Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?

Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.

Каким изображает автор маленького Ильюшу?

В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.

Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»

Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?

Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?

Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Сочинение про Сон Обломова

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.

Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»

Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.

вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;

Тип урока: урок углубленной работы над текстом;

метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;

выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;

Виды деятельности учащихся:

выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста, ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;

текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»; слайдовая презентация;

-постановка проблемных вопросов;

— беседа с учениками;

В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».

Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?

– (франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.

Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».

В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?

У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» — сон Татьяны, в «Капитанской дочке» — сон Петруши Гринева, у В. Жуковского в балладе «Светлана».

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Сообщение ученика (Карина Панова)

Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора. Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия. Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно. Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.

В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?

I часть сна. Экспозиция

— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

— Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

— С какой целью автор использует пейзаж?

II часть сна. Чудесная страна.

— Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

— Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

— Что происходит далее?

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

— В чем корни «обломовщины»?

Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?

Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.

Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?

Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.

Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.

Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов.. На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера. А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.

Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?

Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.

Каким изображает автор маленького Ильюшу?

В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.

Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»

Но ребенок, живший в барской семье, был ничем не обременен. Вокруг него всегда были няни, родители. Он и интересов наблюдал за всем, что происходило вокруг него. Но со временем, его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному. Он видел, что безделье — обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?

Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?

Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *