Какова реакция раскольникова на сон о лошади

Подробный анализ и значение сна Раскольникова о лошади

В первой главе романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается сон Раскольникова о лошади. Анализ этого сновидения кратко раскрывает внутренний мир и эмоциональное состояние Родиона. Авторы довольно часто применяют подобную форму в своих произведениях. При помощи этого приема они подают скрытую от читателя информацию более ярко и завуалированно. Стоит заметить, что герой относился к животным с большим трепетом и не терпел жестокого отношения к ним. Сновидение возвращает главного персонажа в детство, где он беззащитный и совсем маленький.

Детские страхи героя

Сон Раскольникова о забитой кляче возвращает его в детство, где ему всего 7 лет. Достоевский в кратком содержании этого эпизода затрагивает воспоминания Родиона из реальной жизни. Герой довольно тяжело переносит плохое обращение с животными. Он часто видит, как люди избивают лошадей по глазам. В сновидении главный персонаж возвращается в беззаботный период, в котором с ним рядом находится отец, а следовательно, мальчик вроде бы защищен.

Но в снах Раскольников не испытывает чувства душевного спокойствия, поэтому их нельзя назвать очень радостными.

Родион в этой сцене наблюдает за поведением пьяной компании, которая хочет заставить коня ехать вскачь. Но животное слишком тощее и чересчур маленькое, поэтому несправедливость этой ситуации налицо. Оно не способно сдвинуться с одного места, а желающих покататься становится все больше. Ребенку очень больно от того, что кобылу хотят замучить.

Однако толпа не желает замечать абсурдности событий. Люди бьют клячу по бокам, неистово хлещут по глазам и морде. От подобной несправедливости у Раскольникова случается истерика. Мальчик хочет защитить коня и спасти его. Но он неспособен ни морально, ни физически достучаться до окружающих.

Смысл сна

При анализе сна Раскольникова многие исследователи произведений Достоевского почти однозначно полагают, что его сутью является неготовность Родиона преступить государственный закон и проверить собственную теорию на практике. Сновидение говорит о том, что у главного персонажа сильно много человечности, поэтому он морально не готов к преступлению, которое намеревается совершить.

Душа парня слишком кроткая, эмоциональная и чувствительная. Молодой человек хочет проверить личную теорию о том, что окружающие люди делятся на определенный материал. Ради этой цели он способен пойти на убийство и если необходимо, то лишиться свободы.

Сон о лошади в «Преступлении и наказании» показывает такие качества Раскольникова:

Родион относит себя к независимой от обстоятельств категории людей. Он постоянно доказывает самому себе, что гибель процентщицы является добрым делом по отношению к тем, кто долгое время находится у нее в долговой кабале.

Персонаж давно принял решение, но не готов совершить убийство. Другими словами, он не может осознать всей сути желаемого.

Душа Раскольникова пытается сопротивляться и бороться с рассудком. Этот момент и подчеркивает сновидение о забитой лошади. Очень важно, что ночные грезы приходят накануне задуманного преступления. Они подсказывают Родиону, что он вовсе не тот человек, который обязан спасти мир путем борьбы со злом своими руками.

Полный провал теории

Повествование о сильном избиении клячи настолько реалистично выглядит, что читатель невольно участвует в выдуманной ситуации. Ему очень жалко лошадь и невыносимо оттого, что нельзя остановить беснующихся окружающих. Если внимательно проанализировать произведение, то становится видно, что Достоевский применяет большое количество восклицательных предложений и этим только подчеркивает ужасную атмосферу происходящего. Самым страшным является общее безразличие толпы.

Ни один человек не пытается оказать помощь кобыле. Только короткие и робкие реплики свидетельствуют о том, что владелец поступает совсем не по-человечески.

В произведении были описаны и другие сновидения главного героя:

Подробный анализ сновидений главного героя о лошади и других очень важен. Он позволяет лучше понять образ Раскольникова, его моральные качества и восприятие окружающего мира. Персонаж постоянно находится на распутье и не может определиться, как правильно поступить.

Источник

Конспект урока по литературе «Анализ эпизода «Первый сон Раскольникова»»

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Школа №1592 им. Е.Н. Чернышева»

Конспект урока «Анализ первого сна Раскольникова об истязании лошади»

Общая дидактическая цель урока : выявить символическое значение первого сна Родиона Раскольникова.

1) обучение анализу эпизода;

2) развитие навыки работы в парах/группах, развитие устной и письменной речи учащихся;

3) формирование собственной оценки поступков героя, личной позиции.

Оборудование: компьютер, проектор.

Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний

Попытаемся сегодня на уроке проникнуть в художественный мир романа Ф.М. Достоевского. Для этого нам нужно быть предельно внимательными при анализе символических образов произведения.

Первый сон, который снится Раскольникову, — сон об убийстве лошади.

Учитель предлагает на линии времени расположить события в хронологическом порядке.

Но прежде чем Раскольников поднимет топор, он заснет и увидит странный болезненный сон, какие «долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека».

II . Работа с текстом

— В каком месте засыпает Раскольников?

— Кратко перескажите содержание сна Раскольникова.

— Опишите художественное пространство сна.

— Какова реакция окружающих?

Реакция различна: одобрение («Секи ее, секи!»), соучастие в убийстве («со всех сторон принимают ее в шесть кнутов»), неодобрение («Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!»), отстранённость («Пьяные шалят, не наше дело, пойдем!»). Мальчик, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку.

(Слово “топор” (“топором её, чего…”) звучит во сне, возможно, потому, что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя).

2.2. Работа в парах (по рядам) или группах

1) Сравните эпизод романа со стихотворением Н.А. Некрасова «До сумерек». В чем сходство и различие?

2) Какие слова использует Ф.М. Достоевский для называния животного? О чем они свидетельствуют?

3) С какими женскими образами романа связан образ клячонки?

1) Какой цвет в описании портрета персонажа преобладает?

2) Докажите, что в эпизоде истязания лошади автор использует прием градации.

3) Миколкой зовут также красильщика, который взял всю вину на себя. Как вы думаете, почему?

Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.

III. Просмотр видеофрагмента (реж. Д. Светозаров).

— Какова реакция Раскольникова на сон?

— Почему, осознав свою неспособность на убийство, Раскольников все же решается на этот шаг?

(В бессознательном состоянии, как будто подчиняясь какой-то неведомой силе, Раскольников совершает на пути домой лишний крюк и становится свидетелем разговора Лизаветы с мещанином и его женой. Герой узнает, что завтра в 7 часов вечера Лизаветы, сестры старухи-процентщицы, не будет дома. Автор подчеркивает власть идеи над человеком. Даже если совесть сопротивляется задуманному, судьба героя определена: Раскольников обречен на неслучайные встречи, которые сыграют роковую роль в его жизни )

— Отражает ли видеофрагмент те символические детали, о которых мы говорили сегодня?

IV . Подведение итогов урока проводится в форме составления интеллект-карты (или кластера). Оформление кластера можно осуществлять в продолжение всего урока.

Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть картинку Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Картинка про Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади

1) Перечитать гл. 7 ч. 1 и ч. 2 романа.

2) Развернутый ответ на вопрос:

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя?

Примечание. Домашнее задание вариативно, так как учащиеся могут ответить на вопрос, опираясь на проанализированный сон, а могут рассмотреть и другие сны Раскольникова.

Источник

Сон Раскольникова о лошади – анализ

Роль сна Раскольникова о лошади в произведении Достоевского – раскрытие внутреннего психологического состояния героя. Писатели часто используют такую форму в повествовании, чтобы подать нечто скрыто, иносказательно и более ярко.

Страхи из детства

Сон возвращает Родиона в детство – ему около 7 лет. Автор затрагивает воспоминания героя из реальной жизни: он крайне тяжело переносит плохое отношение к животным, не раз наблюдает, как люди бьют лошадей (в гневе, неистово, незаслуженно, и страшнее всего – по глазам). Во сне главный герой возвращается в детство, в беззаботный период, когда рядом с ним отец, а значит он под защитой. Однако во сне Родион не испытывает покоя и едва ли его можно назвать радостным.

Он видит пьяную компанию, которая пытается заставит лошадь ехать “вскачь”. Она маленькая и тощая. Несправедливость ситуации налицо: кобыла не в состоянии сдвинуться с места, а желающих прокатиться всё больше. Мальчику неистово больно оттого, что страдает животное, но окружающие, кажется, не замечают абсурдности ситуации: хлещут кобылу по бокам, стегают по морде и глазам. От вопиющей несправедливости у ребёнка случается истерика, он хочет спасти животное, помочь ему, но не физически, не морально не в состоянии достучаться до убийц.

Значение сна

В толковании сна исследователи творчества Ф.М.Достоевского практически однозначно сходятся во мнении, что его суть – неготовность персонажа преступить закон, проверить свою теорию в действительности. Сон говорит о том, что у Раскольникова слишком много человечности, он не готов к убийству, которое планирует совершить. Душа молодого человека слишком тонкая, он чувствителен и эмоционален. Раскольников готовится проверить свою теорию о том, что все люди делятся на “материал” и тех, кто способен преступить закон, совесть, если это необходимо.

Провал теории

Анализ сна Раскольникова о лошади важен для понимания образа героя, его внутреннего мира и моральных качеств.

Источник

Первый сон Раскольникова – анализ произведения и характеристика героев

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных или второстепенных героев. Сон о лошади, который видит Раскольников, также несет в себе нечто таинственное, что поможет понять его внутренние переживания и эмоции.

Сон возвращает Раскольникова в его детство, где ему около 7 лет. С самого детства, мальчик не переносил жестокого обращения с животными, и когда он видел, как бьют лошадей разными предметами, могут что-то засунуть в глаза, в нем загоралась жестокая злость к этим людям. Так как сон вернул теперь уже молодого человека в детство, нельзя сказать, что он слишком счастливый в этот период своей жизни, хоть и находится под защитой своего отца, в самый беззаботный период жизни.

Любовь к животным можно увидеть в сцене, когда маленький Раскольников увидел компанию из пьяных мужчин, которые уж очень желали покататься на лошади. Лошадь была очень худая, и совсем не в состоянии сдвинуться с места, но с каждой минутой все больше и больше человек хотели именно сейчас на ней покататься.

От своей невозможности помочь бедному животному, и хоть как-то усмирить живодеров, у маленького мальчика случается истерика. Он прекрасно понимает, что ни физически, ни морально, он не может помочь лошади.

Эта сцена со сном показывает Раскольникова совсем с другой стороны. Его душа очень ранимая и эмоциональная. Он совсем не готов совершать противоправные действия, которые ему хочется спланировать и совершить. Он слишком человечен по отношению к людям. Можно смело сказать, что Раскольников хочет узнать, правдива ли его теория о людях «материалах», и людях, которые в любой ситуации могут наплевать на свою совесть и сердце, и пойти против закона.

В ситуации с забитой старушкой, которая постоянно начисляла проценты за снятие жилья, Раскольников пытается долгое время переубедить себя и свою совесть, что именно в этом действии умысел был добрый, ведь он спас тех людей, которые остались доживать свои дни в снятых комнатах.

Очень интересно, что сон-воспоминание о лошади из детства снится ночью перед тем днем, когда Раскольников совершает злодеяние. Именно этот сон показывает ему, что не он должен спасать этот мир от таких ужасных и черных людей. Кто-то другой, но точно не он, и тем более не собственными руками.

К сожалению, и детские воспоминания, и ситуация после убийства подтверждают тот факт, что Раскольников не тот человек, который переступит через свою совесть.

Краткий анализ первого сна Раскольникова

Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.

Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.

Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.

Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть картинку Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Картинка про Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади

Сон Раскольникова о лошади — текст

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:

Анализ эпизода «Сон Раскольникова» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избуш­ке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам рус­скую душу девушки, выросшей на сказках и предани­ях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман «Преступление и наказа­ние» Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.

Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости прини­мать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Ро­дион. Ведь отец — традиционно символ защиты, безо­пасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,— это уже обра­зы реального мира, измучившего героя. Один из му­жиков, Миколка, приглашает остальных прокатить­ся на его телеге, в которую впряжена «маленькая, то­щая саврасая крестьянская клячонка». Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, за­ставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как ло­шадь «секут по глазам, по самым глазам!». Среди кри­ков пьяной толпы слышится «Топором ее, чего!». То­гда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмуще­ния бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пья­ной толпы, с другой — непереносимое отчаяние ребен­ка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жа­лостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессив­ности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Таким образом, первый сон Раскольникова, с од­ной стороны, открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению пре­ступления. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значе­ния сна — крика души о недопустимости злодеяний.

Второй сон Раскольникова

Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть картинку Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Картинка про Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади

Интересно, что после того, как Раскольников увидел первый сон, он долгое время больше не видит снов, кроме посетившего его перед убийством видения — пустыня, в которой есть оазис с голубой водой (это символ: голубой – цвет надежды, цвет чистоты). То, что Раскольников решает напиться из источника, говорит о том, что еще не все потеряно. Он еще может отказаться от своего «опыта», избежать этого ужасного эксперимента, который должен подтвердить его сумасбродную теорию о том, что убийство «вредного» (плохого, подлого) человека непременно принесет облегчение обществу и сделает жизнь хороших людей лучше.

Источник

Сон Раскольникова о лошади — анализ, значение, смысл

Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Смотреть картинку Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Картинка про Какова реакция раскольникова на сон о лошади. Фото Какова реакция раскольникова на сон о лошади
Дом Раскольникова.
Иллюстрация
И. Глазунова

Сон Раскольникова о лошади является одним из самых трогательных эпизодов в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Сон Раскольникова о лошади — анализ, значение, смысл

Взгляд Н. Д. Ашхарумова

Критик Н. Д. Ашхарумов в своей работе «О романе «Преступление и наказание»» (1867 г.) также проводит анализ сна Раскольникова о лошади. По мнению Ашхарумова, сон о лошади помогает Раскольникову освободиться от своих страшных планов и отречься от задуманного, пока не поздно:

«. он уснул от утомления. Страшный сон еще мерещится ему наяву. Весь ужас того, что ему предстоит, разом обрисовался в его глазах, и он вдруг решил, что этого быть не может, что этому не бывать. Свобода от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения показалась ему возможна еще. Собрав последние силы, он торжественно отрекся от всего им задуманного и шел уж домой с чувством отрадного успокоения на душе. » (Н. Д. Ашхарумов)

«. вдруг, совершенно нечаянно, он попал на Сенную. узнал, что завтра старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна. Этот ничтожный сам по себе случай стал для него приговором судьбы. «

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *