Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект

Какую функцию выполняют сны в произведении Н.В.Гоголя «Невский проспект»? В каких произведениях русской литературы писатели также обращались к композиционному приёму сна? (ЕГЭ по литературе)

Сновидения являются не последней темой в произведениях русских писателей. Сны обычно вплетают в канву повествования, чтобы показать персонажа с ещё одной стороны: его внутренний мир, подсознание, то, что, может, не проявляется в обычной жизни или является итогом пережитого, генерируется из этого опыта, делает ярче особо значимые черты характера. Так, например, в повести Гоголя «Невский проспект» в снах Пискарёва ещё более проявляется его сущность. Суть петербургского художника. И проявляется это в его представлении брюнетки. В каждом образе он пытается наделить её теми чертами, которых в самом деле в ней нет. Например, он видит её богатой и знатной — а девушки из подобных семей обычно скромны и воспитанны. Он видит её своей женой, девушкой верной, работящей, бесконечно прекрасной, изящно простой.

Он приравнивает её внутреннюю красоту к внешней. Эти сны сводят его с ума, но ничего не раскрыло бы его лучше.

Кто ещё раскрывал персонажа через сон? Гончаров в своём романе «Обломов». Без знаменитого «сна Обломова», я уверена, наше отношение к персонажу было бы совершенно другим. Этот сон раскрывает нам причины, предпосылки к формированию у Обломова именно такого характера.

Но первым, я полагаю, был Василий Жуковский со своими вариациями немецкой «Леноры». Кто не знает содержания баллады «Светлана», в которой гадание, начатое «в крещенский вечерок» перетекло в сон. И здесь бы поговорить о существенном различии «Светланы» и «Людмилы» с «Ленорой», выраженном в основном через их сны. Как известно, Жуковский слегка видоизменил первоначальный сюжет. Его русская Светлана, в отличие от других девушек, не ропщет на судьбу, на бога, а обращается к нему за помощью и в итоге наконец встречает своего жениха — целого и невредимого. Во сне Светланы мы видим её полное раскрытие. Посмею утверждать, что это был первый русский характер в отечественной литературе, послуживший источником для появления Татьяны Лариной и Наташи Ростовой.

В приведённых произведениях сны занимают очень важное место, определяющее. В «Обломове» мы видим, как прошлое формирует настоящее. В «Светлане» и «Невском проспекте» это не является важным — мы видим уже сформированные, устоявшиеся характеры и то, как они определяют будущее, влияют на него.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении. В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».

7.Определите все части речи. В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».

Литература. 10 класс
Урок №2
Тема: Художник и «страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

« Ах, Невский. Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»

для старшей возрастной группы

Технологическая карта урока……………………………………………..4

Список используемой литературы………………………………………14

Приложение А. Рисунок Д.Н. Кардовского «Невский проспект»……..15

Приложение Б. Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева…………………………………………………………………16

Урок по учебной дисциплине «Русский язык и литература» проводится для групп АМ-1-16, АМ-2-16, ЖКХ-16.

Уровень образования: основное общее образование.

В рабочей программе тема “ Ах, Невский. Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»” входит в раздел 1 учебной дисциплины «Русский язык и литература». В этой теме изучаются, систематизируются знания студентов об основных этапов творчества Н.В.Гоголя.

Разработка уроков литературы по изучению творчества Н.В.Гоголя предполагает знакомство с художественным миром писателя через обзор «Петербургских повестей». Содержание этого урока строится на работе со статьей учебника и на самостоятельной работе учащихся по ознакомлению и осмыслению сюжетов повестей с точки зрения идеи столкновения мечты и реальности как одной из основ художественного мира писателя.

Объектами развития в данной теме являются:

– развитие культуры речи, абстрактного и логического мышления, долговременной памяти и устойчивого внимания.

С помощью создания проблемной ситуации преподаватель побуждает студентов к активному восприятию материала, к более глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации.

В со­бра­нии про­из­ве­де­ний «Пе­тер­бург­ские по­ве­сти» осо­бое вни­ма­ние стоит об­ра­тить на по­весть «Нев­ский про­спект», ко­то­рая ста­нет опор­ным тек­стом на этом уроке.

Продолжительность урока – 45 мин.

Технологическая карта урока

Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть картинку Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Картинка про Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспектобразовательные:

раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова, раскрыть идейное и смысловое значение повести, показать образный конфликт, столкновение мечты и действительности, выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;

Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть картинку Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Картинка про Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспектразвивающие:

Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы. Развитие аналитических умений и навыков студентов при работе с художественным текстом, формировать речевую культуру.

Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть картинку Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Картинка про Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспектвоспитательные : воспитание нравственных качеств, содействовать формированию гражданских качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики

— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

— Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться.

— Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;

добывать новые знания: находить ответы на поставленные вопросы с помощью учебной литературы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятиях.

Уметь анализировать прозаический текст художественной литературы

Уметь определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;высказывать свои мысли (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться (Коммуникативные УУД).

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия преподаватель-студент: эвристическая беседа;

Мультимедийный комплекс, доска, иллюстрации к произведению Н.В.Гоголя, портрет писателя, видеофрагмент «Птица-гоголь» Н.Л.Парфенова, аудиокнига Н.В. Гоголя «Невский проспект», учебник, серия рисунков Д. Кардовского(1904), Л. Подлясской (1951), посвященных «Невскому проспекту», акварели В. Серова (1951)

Опорные понятия, термины

Новые понятия: Фантасмагория

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная, индивидуальная и самостоятельная работа,

Эпиграф на доске. Все обман, все мечта, Все не то, что кажется»В. Г. Белинский

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к занятию. Возможно, вспоминают произведения писателя, прочитанные ранее: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий» и т.д

2. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово преподавателя. В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром.

Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга. История цикла «Петербургские повести». (Повести написаны в разное время, первоначально не планировались автором как цикл повестей, но образ Петербурга, общность главных героев повестей, авторская позиция позволили объединить все произведения в один цикл).Сюжет и идея столкновения мечты и реальности в повестях «Нос» и «Невский проспект

Сегодня на уроке мы должны

дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,

назвать детали, при помощи которых автор создает характеры,

на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

Вопросы к студентам: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

Преподаватель корректирует и помогает структурировать цели и задачи, предложенные студентами.

Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Записывают дату и тему в тетрадь.

Рассказ специально подготовленного студента о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

4. Аналитическая беседа

Вопросы и задания для беседы

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева (краткий пересказ истории Пискарёва).

2. Какова смысловая роль сна Пискарева?

3. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

1. Расскажите историю поручика Пирогова.

2. Какова ее композиционная роль в повести?

Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

(Просмотр отрывка из документального фильма Леонида Парфенова о Невском проспекте)

Класс заранее разбивается на 3 группы, которые к уроку выполняют следующие задания:

Первая группа доказывает мысль о том, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов («меркантильный интерес», «всеобщая коммуникация», «Фантасмагория» и др.), готовит выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность Невского проспекта, условно названных: «Всемогущий Невский проспект!» (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток»), «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Все, что ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия» до слов: «…выставка оканчивается, толпа редеет…»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести).

Вторая группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарева, В центре внимания такие проблемы: принадлежность Пискарева к «исключительному сословию» – «художник Петербурга»; его основные качества; отношение к своей работе; его влюбленность в красоту; болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности. Учащиеся отвечают на вопросы: Чем трогает читателя судьба Пискарева? Как относится автор к российской действительности? Один ученик готовит пересказ сна Пискарева (со слов «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою…» до слов «Боже, какой сон!»). Предлагается более подробно рассказать о «многолюдстве залы» и той, которая «всех блистательнее одета».

Третья группа рассказывает о смешной и смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

5. Обсуждение идейного смысла произведения.

В какое время показан Невский проспект?

В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором?

Преподаватель подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Какие слова в финале повести выражают идею произведения?

Чтение отрывка «Невский проспект»

Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Черты об­ра­за Санкт-Пе­тер­бур­га в по­ве­стях Го­го­ля:

се­рьёз­ней­шее со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние, раз­об­щён­ность;

че­ло­век – вин­тик в чи­нов­ни­чьей си­сте­ме;

че­ло­ве­че­ская лич­ность ни­ко­му не ин­те­рес­на, город за­пол­ня­ет без­ли­кая толпа;

че­ло­ве­ка не видно за его «ат­ри­бу­та­ми»: ор­де­на­ми, до­ро­ги­ми пла­тья­ми; важен пре­стиж;

каж­дый ин­те­ре­су­ет­ся толь­ко собой, рав­но­ду­шие к дру­гим, непри­я­тие дру­го­го че­ло­ве­ка – живой души, со­тво­рён­ной Богом;

свет­ские бес­смыс­лен­ные раз­го­во­ры, сплет­ни, при этом никто ни­ко­го не слы­шит и не слу­ша­ет; пош­лость и пу­сто­та;

6. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Преподаватель: Рассмотрим историю Пискарева.- Что является идеалом для Пискарева?

Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте?

Кем на самом деле оказалась эта девушка?

Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить?

Какова роль снов Пискарева в повести- Почему Пискарев совершает самоубийство? бессмысленна).

Как вы относитесь к Пискареву?

К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить?

(О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется».

Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова?

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ:

Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

8.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3. (разный язык и стиль повествования)

Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение … (мечты и действительности).

Формулируют выводы по повести:

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная. она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке

Продолжите предложения:Петербург Гоголя ….В нем соседствуют …В городе царит … атмосфера

Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя?

Отвечают на вопросы преподавателя.

Написать мини-эссе, ответ на вопрос «Зачем Н.В. Гоголь применяет фантастический сюжет и гротеск в повести»

Записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

Ар­хан­гель­ский А.Н. и др. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (углуб­лен­ный уро­вень) 10. – М.: Дрофа

Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. – Л.,1961 9глава «Петербургские повести»;

Басина М. Петербургская повесть.– Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985;

Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995

Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

Ланин Б.А., Усти­но­ва Л.Ю., Шам­чи­ко­ва В.М. / под ред. Ла­ни­на Б.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: ВЕН­ТА­НА-ГРАФ.

Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

Рисунок Д. Н. Кардовского.Невский проспект

Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть картинку Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Картинка про Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект

Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева.

Источник

Сон гоголь краткое содержание. Пересказ произведения «Невский проспект» Гоголя Н.В

Описание Невского проспекта

Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основной темой является образ маленького человека, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений русской классической литературы настоящей изюминкой являются «Петербургские повести».

Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Смотреть картинку Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Картинка про Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект. Фото Какова роль сновидений пискарева в повести невский проспект

Краткое содержание этих творений позволит освежить в памяти знаменитые высказывания и высокий гоголевский слог. Статья будет полезна студентам и абитуриентам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских повестей» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на основную мысль автора.

Сны и мечты

Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

Художник Пискарев

Они оба заметили двух красивых девушек и решили познакомиться. Но поскольку девушки шли в разные стороны, то и молодые люди разошлись, догоняя молодых красавиц. Так происходит завязка действия.

Продолжаем краткий пересказ. Невский проспект повел художника Пискарева за очень красивой, как ему казалось, неземной брюнеткой. Пискарев — по натуре человек очень деликатный и робкий, но Н. В. Гоголь обобщает этот образ. Он дает портрет не конкретного художника, но человека, принадлежащего к определенной социальной группе. Таковы все художники-бедняки Петербурга — они добрые, кроткие, застенчивые, пьют себе чай друг с другом и разговаривают потихоньку, сидя в маленькой комнатенке.

Пока Пискарев идет вслед за девушкой, ему хочется увидеть лишь одно — где она живет. Но она поманила его за собой, и художник попал в ужасная для нежного сердца художника неожиданность, он в ужасе убегает к себе домой. Так продолжается краткий пересказ. Невский проспект с его соблазнами погубит неприспособленного для жизни художника. Дома ему приснится удивительный сон, что девушка пригласила его на бал. А далее он будет мечтать о ней непрерывно, пока не придет к мысли, что ему надо жениться на девушке и вытащить ее таким образом из пропасти, в которую она попала. Но не требуется. Ей не хочется жить тихой полунищенской жизнью.

Его тихо похоронили на Охтинском кладбище. Неприспособленный к реальной жизни, он не смог справиться с ней.

О Пирогове

Рассказом о друге несчастного Пискарева продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести отправляет нас по следам блондинки и Пирогова в дом жестянщика Шиллера, чьей женой и была светловолосая девушка. Кроме Шиллера в комнате был еще сапожник Гофман. Вместе они выставили Пирогова, но тот решил не сдаваться и, придя на следующий день, стал заигрывать с молодой женщиной. Она пригрозила тем, что пожалуется мужу. Пирогов заказал у Шиллера шпоры, чтобы иметь повод для того, чтобы появляться в этом доме снова. Наглое поведение Пирогова вывело жестянщика из себя. Он, сговорившись с женой и друзьями, решил проучить его. Блондинка пригласила его к себе в комнату, куда через некоторое время ворвался Шиллер с друзьями и, побив молодого человека, выставил его.

Однако Пирогов недолго досадовал. Подкрепившись пирожками, поручик снова начал радоваться жизни.

Если вы хотите погрузиться в фантастический и даже в какой-то мере миражный Петербург, вы можете прочитать замечательное произведение Невский проспект. Его изучают по школьной программе. Эта работа входит в сборник и раскрывает читателю город с другой стороны. Чтобы было проще ученикам, предлагаем вам повести Невский проспект для читательского дневника.

Невский проспект кратко

На Невском проспекте мы встречаем двух героев поручика Пирогова и его друга художника Пискарева. Гуляя улицей, они увидели двух девушек. Те понравились мужчинам, поэтому они увязались за ними, пойдя каждый за своей избранницей.

Художник Пискарев

Пискареву понравилась брюнетка, он и пошел за ней. Так он пришел к четырехэтажному дому, куда и вошла женщина. Следуя за ней, художник понимает, что он в развратном доме, и тут же убегает. Дома художник решил немного поспать, но слышит стук в дверь. Как оказалось, это та самая женщина прислала за ним и приглашает на бал. Девушка хочет что-то сказать, но ее уводит старик. Герой хочет догнать незнакомку, но просыпается. Как оказалось, это был сон. Ему захотелось увидеть продолжение, ведь если не в жизни, то хоть во сне встретиться с ней. Теперь художник будто спит в реальности, а во сне начинается настоящая жизнь. Чтобы больше спать, он увлекается опиумом, и один из своих снов он увидел девушку в роли жены. Художник счастлив, у них семья, дети. Проснувшись, Пискарев решает сделать девушке предложение, тем самым спасая себя от такой ужасной жизни. Однако девушка не принимает руку и сердце Пискарева. Она не желает в будущем работать, как ей предлагает наш герой, ей нужна роскошная жизнь. Расстроенный художник идет домой, а через неделю, выломав дверь, его нашли мертвого. Тот перерезал себе горло.

Поручик Пирогов

А что же с поручиком? Он пошел в тот день за блондинкой. Это была замужняя немка. Жена жестянщика Шиллера. Преследуя избранницу, он попадает в их дом, где кроме мужа находится и его друг. Они пьяны. В этом состоянии Шиллер просит отрезать ему нос, но Пирогов им мешает. Несмотря на замужество женщины, поручик все равно решает приударить за немкой, а чтобы ее лишний раз увидеть заказывает у жестянщика шпоры и оправу к ножу. Придя к ним домой, он заигрывает с женщиной, вызвав ревность у мужа. В разговоре поручик узнает, что в воскресенье дома жена жестянщика будет одна. Вот и приходит к ней Пирогов, где танцует, обнимает и целует немку. Вот только неожиданно появляется муж, который отхлестал поручика и вышвырнул его на улицу. Пирогов хотел пожаловаться на немцев генералу, но по дороге зашел в булочную. Поев пирожных, он остыл, а к девяти вечера и вовсе обо всем позабыл, отправляясь на один из вечеров, где плясал мазурку.

В конце повести автор рекомендует не верить Невскому проспекту. Особенно опасен Невский проспект ночью, когда все представлено в других красках, не имеющего ничего общего с действительностью. На этом завершается краткое содержание повести Гоголя Невский проспект.

Автор не спешит «разоблачить» Невский проспект. В его описании он сначала предстает как место для гуляний: «Нет ничего лучше Невского проспекта… Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Затем Гоголь показывает переменчивую жизнь проспекта в течение суток: «Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!» Ранним утром Невский пуст, попадаются лишь нищие, рабочий люд, сонные чиновники, спешащие на службу. В двенадцать часов Невский — педагогический проспект: гувернантки, гувернеры, дети заполняют его. Ближе к двум часам начинается парад чинов. По выражению С.Г. Бочарова, «человеческий образ распался на «лики без души»: прекрасные должности и службы; бакенбарды, усы чудные; тысячи сортов шляпок, платьев, платков; тоненькие, узенькие талии; дамские рукава и пр.» С двух до трех «происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый — перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление». Чиновники сливаются в безликое зеленое пятно. Искажены даже понятия времен года. Весна связывается не с оживлением природы, а с цветом мундиров чиновников.

Жизнь проходит мимо, и единственное, к чему еще стремятся коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари, — «воспользоваться временем и пройтись по Невскому проспекту с осанкою, показывающей, что они вовсе не сидели шесть часов в присутствии». С четырех часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает. Именно в это время здесь встречаются два приятеля: Пискарев и Пирогов. Поручику Пирогову приглянулась некая блондинка, а Пискареву — брюнетка, приятели последовали за незнакомками. Пискарев хотел только видеть красавицу, не смея надеяться на ее внимание. Пискарев — художник. Странное явление — художники петербургские! Они не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, это большей частью «добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий кротко свое искусство… Они часто питают в себе истинный талант…» К такому роду принадлежал Пискарев, «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Взволнованный Пискарев спешил за незнакомкой, которая вдруг, обернувшись, взглянула на него. Ее лицо было сурово, но настолько обворожительно, что художник решился преследовать ее и дальше. Красавица еще раз обернулась, и на ее губах появилась улыбка. Подошли к четырехэтажному дому. Незнакомка, поднимаясь по лестнице, дала знак следовать за нею. «Он не чувствовал никакой земной мысли; он не был разогрет пламенем земной страсти, нет, он был в эту минуту чист и непорочен, как девственный юноша, еще дышащий неопределенною духовною потребностью любви».

Девушка постучала в дверь, и они вместе вошли в нее. Встретила их приятная женщина, нагло посмотревшая на Пискарева. Войдя в комнату, он увидел еще трех женщин. Везде царил какой-то неприятный беспорядок. Сквозь приоткрытую дверь другой комнаты раздавались мужской голос и женский смех. Все уверило его, что он попал в тот отвратительный приют, где «женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное, двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского…» Изумленный, Пискарев увидел, что девушке всего лет 17, что «ужасный разврат» еще не коснулся ее, она была прекрасна. Потрясенный увиденным, Пискарев бросился со всех ног на улицу.

Он сидел дома, повесив голову, как «бедняк, нашедший бесценную жемчужину и тут же выронивший ее в море». Стук в дверь заставил его вздрогнуть и очнуться. В комнату вошел лакей в богатой ливрее. Он сказал, что барыня, у которой он перед этим был, просит пожаловать к ней на дом. Пискарев сел в карету, думая, как разрешить это приключение. «Собственный дом, карета, лакей в богатой ливрее… — все это он никак не мог согласить с комнатою в четвертом этаже, пыльными окнами и расстроенным фор-тепианом». Карета остановилась возле роскошного, богатого дома. Молодой человек попал на бал. Его окружали сверкающие дамские плечи и черные фраки. Все было блистательно. Вдруг появилась она, всех лучше и прекраснее. Красавица пыталась все объяснить, но им помешали. Девушка удалилась, приказав ждать. Пискарев бросился на поиски, но тщетно, и тут… Он проснулся. «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Утром Пискарев отправился к тому злополучному дому. Дверь открыла она. Девушка была все так же прекрасна, но заспана. Она спросила, почему он убежал прошлый раз, и сообщила, что приехала только в семь утра совсем пьяная. Собравшись с духом, Пискарев обрисовал ей все ее ужасное положение и предложил быть его женой: «Правда, я беден, но мы станем трудиться; мы постараемся улучшить нашу жизнь… Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием, и мы ни в чем не будем иметь недостатка». Красавица прервала его, с презрением заявив, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься работою. Пискарев бросился вон, «потерявши чувства и мысли».

Прошла неделя, «его запертая комната ни разу не отворялась». Дверь выломали и нашли бездыханный труп с перерезанным горлом. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко». Никто над ним не поплакал. Даже поручик Пирогов не был на похоронах.

Но обратимся к Пирогову. Он преследовал блондинку и думал с самоуверенностью: «Ты, голубушка, моя!»

«Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества». К таким принадлежал и Пирогов. Поручик обладал «множеством талантов»: декламировал стихи, пускал дым кольцами, рассказывал анекдоты, любил поговорить об актрисах. «Он был очень доволен своим чином».

На другой день поручик явился в эту мастерскую заказать шпоры и попытался любезничать с блондинкой. Она пригрозила позвать мужа, и вскоре вошел Шиллер, он был с похмелья и ничего не помнил. Пирогов продолжал заигрывать с блондинкой в присутствии мужа. Шиллеру это не понравилось, и он отправил жену на кухню, принял заказ и проводил поручика. Чем недоступнее была блондинка, тем привлекательнее становилась она для Пирогова, поэтому он все чаше стал осведомляться о шпорах. Шиллеру это надоело, и он старался выполнить заказ поскорее. Наконец шпоры были готовы. Пирогов так хвалил работу Шиллера, что у того «чувство самодовольствия распустилось по душе». Незаметно для себя он согласился на новый заказ Пирогова, в чем незамедлительно раскаялся. Пирогов, уходя, нахально влепил блондинке в самые губки поцелуй. Поступки Пирогова вызвали у Шиллера ревность, и он ломал голову, гадая, как ему избавиться от этого русского офицера. Пирогов между тем намекал в кругу своих товарищей об интрижке с хорошенькою немкою.

Однажды, прохаживаясь по Мещанской, он увидел в окошке немку. В разговоре с ней он выяснил, что Шиллера по воскресеньям не бывает дома. В следующее воскресенье Пирогов явился неожиданно перед блондинкою, испугав ее. Он вел себя очень осторожно и пригласил ее танцевать. «Хорошенькая немка выступила на середину комнаты и подняла прекрасную ножку. Это положение так восхитило Пирогова, что он бросился ее целовать». Она стала кричать и вырываться. В это время в комнату вошли Шиллер, Гофман и столяр Кунц, которые были пьяны, как сапожники. Эти три немца поступили с ним «грубо и невежливо» — выкинули вон.

Пирогов был взбешен. «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера». Он собирался пожаловаться генералу, а если будет нужно, то самому государю. «Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном пбложении». Вечером зашел к одному приятелю и «так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но даже кавалеров».

В финале повести — интонация горечи и разочарования. Повествователь восклицает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»

Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», — «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место». Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным. Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Другие персонажи

По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.

На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.

Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.

«О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Поручик Пирогов

Это совершенно иной социальный тип, показанный Н. В. Гоголем, наглый и беспринципный. Этот ловелас стал преследовать понравившуюся ему блондинку. В этой части «Невский проспект» — повесть о самодовольной и наглой николаевской военщине. Поручик Пирогов попадает в дом немца-жестянщика Шиллера, которому его приятель Гофман собирается отрезать нос. Шиллер подсчитал деньги, которые уходят на табак, и решил, что дешевле жить без носа. Оба приятеля совершенно пьяны, но трезвеют, когда видят у себя чужого человека. Пирогов, чтобы объяснить, как он сюда попал, говорит, что хочет заказать новые шпоры. Но, заглядывая почти каждый день, никак не может застать приглянувшуюся блондинку одну. Наконец он выясняет, когда мужа не бывает дома, и преспокойно приходит поухаживать за хорошенькой женой жестянщика. Он уговаривает ее потанцевать с ним, надеясь, что дальше все пойдет само собой.

Но в разгар танцев возвращается муж с приятелями и прерывает это веселье, которое самой хозяйке совсем не нравится. Они выпороли, так стоит в первой редакции повести, поручика, а во второй об этом сказано неопределенно, и выгнали его. Поначалу Пирогов хотел бежать жаловаться хоть генералу, хоть царю, но, поразмыслив, решил выбросить оскорбление из головы. Так продолжается «Невский проспект», повесть Н. В. Гоголя. Поручик совершенно успокаивается, зайдя в кондитерскую и съев слоеные пирожки. Вечером в компании он уже танцевал, и все восхищались им.

Главная тема повести «Портрет»

В данном произведении Гоголь показывает конфликт подлинного таланта с демоническим началом. В страшных глазах старика, изображенного на портрете, художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, потому так ненавистен ему сделался портрет, купленный когда-то за гроши в картинной лавке. Когда Бог преподносит человеку талант, одновременно он дает ему большую ответственность в том, чтобы суметь этот талант правильно применить в жизни. Чем более незаурядна личность, тем больше искушений она встречает на пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *