Каково символическое значение сна который видит святослав

8. Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает? (ЕГЭ по литературе)

Сон Святослава символичен и играет важную роль в сюжете «Слова о полку Игореве».

«Смутный» сон князя Киевского предрекает ему плохие вести. Так, герой рассказывает о том, как его «покрывали чёрной пеленою», цвет которой связан с печалью и смертью. Также его поили «синим вином», что считалось предвестием печали. Об этом же говорит сыпавшийся из вражеских колчанов «жемчуг», который является символом слёз. Действительно, в скором времени пришли известия о поражении войск Игоря и Всеволода и их пленении.

Помимо этого, сон подводит к «Золотому слову», в котором князь выражает главную мысль произведения — необходимость единения Руси. Скорбящий о потере сыновей Святослав осознаёт, что причина их проигрыша заключалась в слабости войск Игоря и Святослава, поэтому он призывает других князей объединиться и вместе «стрелять в Кончака».

Таким образом, сон Святослава отражает такое сюжетное событие, как поражение войск Игоря и Святослава и вдохновляет князя на произнесение «Золотого слова».

8. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

«Слово о полку Игореве» — первое известное произведение русской литературы, в котором присутствует элемент вещего сна. Однако нельзя точно сказать, можно ли его отнести к таковым.

С одной стороны, сон Святослава назван «смутным», в нём присутствует множество символов: «чёрная пелена» и «горькое отравленное зелье» предвещают беды и скорбь, а «жемчуг» олицетворяет слёзы. «Златоверхий терем без конька» означает потерю дома, что можно соотнести с Русью, оставшейся без защиты. Также «пустые колчаны» раскрывают причину поражения войск Игоря и Святослава — у их воинов кончились стрелы. Однако с другой стороны сон киевского князя нельзя назвать вещим, поскольку он не предсказывает будущие события, а отражает то, что уже произошло.

Таким образом, сон Святослава символичен, однако не является вещим, поскольку показывает прошлое, а не будущее.

Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Фактическая ошибка. Святослав «изронил Золотое слово» после того, как бояре сообщили ему о поражении русских войск. Сам сон не связан с призывом к единению

3. Логичность и соблюдение речевых норм

8. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

1. Соответствие ответа заданию

Сон является вещим, поскольку на тот момент Святослав не знал о поражении дружины Игоря, и его сон предвещал для него дурные вести о разорении русской земли

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Только первый аргумент можно засчитать

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Каково значение сна Святослава? (ЕГЭ по литературе)

В приведенном фрагменте раскрывается значение сна Святослава.

Во-вторых, страх и тревога, испытанные Святославом, предвещают горе и слезы в будущем из-за поражения Игоря и Всеволода: «И объял его великий страх». Тревожный сон символизирует скорую беду для всей Руси.

Таким образом, сон Святослава является вещим, предсказывает будущие события в походе Игоря.

Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в предложенной для анализа сцене «Недоросля»?

В данном эпизоде представлено авторские отношения персонажей произведения «Недоросль».

И Фонвизин описывает характер Простаковой через конфликт с Правдиным, где Простакова не права: » Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?». Именно этим диалогом, где показана бесчеловечность героини, Автор так говорит о своей неприязни к ней.

Во-вторых, Правдин предстает перед нами честным человеком, таким видит его Автор. Так же это же доказывает его «говорящая» фамилия. Он делает правильный поступок по отношению к Простаковой:

Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть фото Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть картинку Каково символическое значение сна который видит святослав. Картинка про Каково символическое значение сна который видит святослав. Фото Каково символическое значение сна который видит святослав

Правдин является полной противоположностью Простаковой.

Таким образом, Д. И Фонвизин говорит нам о своем отношении к героям с этого фрагмента.

Каково значение сна Святослава?

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в предложенной для анализа сцене «Недоросля»?

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Во втором абзаце слишком длинная цитата и брошенный тезис без аргументации: «Правдин является полной противоположностью Простаковой.»( почему?)

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Общий комментарий! Слишком скудные выводы портят впечатление.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

5. Каково символическое значение сна, который видит Святослав? Почему же экзамен Митрофана комичен? Как приведённый фрагмент позволяет судить о системе воспитания в доме Простаковых? (ЕГЭ по литературе)

Во сне Святослава есть много символов, предсказывающих то, что должно случиться с войском Игоря, пошедшим на половцев. Один из важнейших — это жемчуг, который сыплется «из колчанов вражьего изделья». Важно отметить, что в половецких колчанах, из которых высыпается жемчуг, нет стрел, что говорит о произошедшей битве. Жемчуг же символизирует слезы, которые прольют все жители русской земли, когда узнают о поражении Игоря.

Автор в приведенном фрагменте также использует такой символ, как «златоверхий терем… без конька».

«Терем» характеризует Киевскую Русь, распавшуюся на множество уделов, а «конек», возвышающийся над ним — Киевского князя Святослава. Автор еще верит в величие своей родины, и поэтому использует эпитет «златоверхий», но он также понимает, что если и дальше князья будут делать всё, что захотят, и идти против власти, то Святослав уже не будет иметь авторитета, а Русь станет уязвима для набегов врагов.

В сцене экзамена Д. И. Фонвизин показывает Митрофана, как недоросля в умственном отношении. Герой даже не понимает значения такой науки, как история, предполагая, что она заключается в слушании «историй»: «Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать». Автор сатирически обрисовывает Митрофана и его мать, которые не знают такой науки, как география, используя просторечную лексику: «(Митрофану). Слышишь, еоргафия». Драматург показывает, что за столько лет учебы Митрофан не запомнил практически ничего.

Автор описывает родственников Скотининых, все из которых отличались невежеством и безнравственностью. Комично показываются ценности семьи Скотитиных, отец которой «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Он копит деньги не для того, чтобы обеспечить себе или своим детям хорошую жизнь, а лишь из скупости, и умирает от голода с полным сундуком денег. Так, автор высмеивает пороки представителей поместного дворянства.

В приведенном фрагменте показано, о чем на самом деле заботится Простакова. Она думает не о воспитании, а о питании Митрофана. Вместо того чтобы отправить сына заниматься перед приходом учителей, она наказывает Еремеевне «накормить» его: «Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут». Митрофан считает, что учение мучительно и бесполезно и пытается избегать его, насколько это возможно, а его мать только поощряет это.

В матриархальной семье Простаковых в Митрофане не взращивается чувство любви к своим родителям. Недоросль открыто показывает свое неуважение к отцу и старается быть ближе к матери, чувствуя её силу и влияние над остальными членами семьи: «Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Автор показывает отрицательную атмосферу, в которой воспитывается Митрофан, и лень, угодничество и грубость, которые внушает ему его семья.

Каково символическое значение сна, который видит Святослав?

1. Соответствие ответа заданию

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения ( 2 из 2 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 2 из 2 ).

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствие логического завершения (нужно сделать вывод, каково же значение сна, который видит Святослав).

Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая ( 1 из 2 ).

Таким образом, 5 из 6.

Почему же экзамен Митрофана комичен? Как приведённый фрагмент позволяет судить о системе воспитания в доме Простаковых?

1. Соответствие ответа заданию

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения ( 2 из 2 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 2 из 2 ).

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствие логического завершения.

Допущено две или более ошибки одного вида ( 0 из 2 ).

Таким образом, 4 из 6.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Каково символическое значение сна который видит святослав

Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть фото Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть картинку Каково символическое значение сна который видит святослав. Картинка про Каково символическое значение сна который видит святослав. Фото Каково символическое значение сна который видит святослав

Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть фото Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть картинку Каково символическое значение сна который видит святослав. Картинка про Каково символическое значение сна который видит святослав. Фото Каково символическое значение сна который видит святослав

Ирина Медведева запись закреплена

Детальный разбор сна Святослава («Слово о полку Игореве»)

Давайте пройдемся по важным строчкам:

1. На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.

Из тиса делали гробы, значит, сон несет предзнаменование беды, чьей-то смерти.
Когда людей хоронили, их накрывали белой пеленой, а вот в чёрное одевается невеста, венчающаяся с женихом. Как вы заметили, сейчас все наоборот. То есть присутствуют свадебные мотивы. Зачем они нужны, узнаем чуть позже Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть фото Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть картинку Каково символическое значение сна который видит святослав. Картинка про Каково символическое значение сна который видит святослав. Фото Каково символическое значение сна который видит святослав

2. Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье.

Невеста на свадьбе пила зеленое вино, а не синее Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть фото Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть картинку Каково символическое значение сна который видит святослав. Картинка про Каково символическое значение сна который видит святослав. Фото Каково символическое значение сна который видит святослав
Плюс это праздничное, казалось бы, вино — зелье. Ещё один мотив горя. Причём сначала свадьба проходила благополучно, а потом зелье появилось. Параллель с походом Игоря.
Первая битва была выиграна, а вторая проиграна.

3. Сыпали жемчуг на полотно.
Жемчуг — символ слёз. Белый — цвет смерти в русском фольклоре (чёрный позже станет символом смерти).

4. Златоверхий терем мой стоял
Без конька.

Мотив неудачи, горя.

5. Вывод:
Зачем нужны свадебные мотивы? Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть фото Каково символическое значение сна который видит святослав. Смотреть картинку Каково символическое значение сна который видит святослав. Картинка про Каково символическое значение сна который видит святослав. Фото Каково символическое значение сна который видит святослав

Сны, снящиеся невесте перед венчанием, были вещими, по поверью. Перед тем, как выйти замуж, девушка должна была причитать (плакать о том, что уходит из родительского дома). По структуре свадебный и похоронный плачи схожи. Делаем вывод: автор хочет указать на то, что сон Святослава вещий.

Такой подробный анализ каждой строки «Слова о полку Игореве» мы делали в университете. Мне было очень интересно узнать такие подробности, а вам?)

Источник

Евангелие от Христа. Сон Святослава в Слове о полку Игореве

Екатеринбургский писатель и филолог А.П. Комлев, исследователь «Слова о полку Игореве», с которым читатели «НУ» уже встречались, предложил редакции свой вариант комментария одного из центральных фрагментов великого литературного памятника. Надо сказать, что по поводу «Сна Святослава» создана огромная литература, в том числе статья академика М.П. Алексеева. В то же время традиционный комментарий настаивает на нескольких вторжениях в текст, не мотивированных палеографически, содержит внутренние противоречия. Например, утверждается, что Святослав видит во сне собственные похороны. Но тогда знамения сна оказываются ложными, ибо ни по дальнейшему контексту «Слова», ни по летописным сведениям кончина Святослава отнюдь за этим не последовала… Предлагаемый комментирующий материал содержит прочтение текста, естественным образом снимающее указанные противоречия.

Оборот «одевах темя черною паполомою» перекликается и взаимодействует с последующими: «в тереме златоверсем»; «Темно бо бе в третей день»; «На реце, на Каяле тьма свет покрыла». Соотносится и с предыдущим — «черные туче с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца». Комментаторами общепринято, что под «четырьмя солнцами» разумеются в своих «златых шеломах» четверо князей, участников похода на Каялу. Отчетливо обыгрывание по тексту имени «Святослав» и корня «свет-» («…свет светлый… Святославлича…»). Значит, «светлый» великий князь Святослав Киевский, укрывая свое темя черною паполомою, символически уподоблялся солнцу, закрытому тучей.

Практически 60-летний князь мог воспользоваться и черным одеялом. Но «паполома» в древнерусских текстах упоминается именно как покрывало при похоронных обрядах. Однако В.П. Адрианова-Перетц о, ее можно «положить» под человека или на него, но ею не «одевают» — в сочетании с этим глаголом своеобразие «Слова»5. Дважды прописанная по «Слову» «паполома» в предыдущем случае заявлена образно — когда «слава» погибшему князю Борису Вячеславичу «на Канину зелену паполому постла», — видят иносказательное обозначение травянистого места (ср. «стлавшу ему зелену траву»). Правомерно представить, что и здесь иносказательность – под «черною паполомою» Святослав разумел свое темное одеяло (ср. также «одевавшу его теплыми мглами»). Пожилой князь нарочито подчеркивает данной метафорой свою старость, преувеличивая близость к «тому свету» (ср. «се ли створисте моей сребреней седине?»).

«Тисовая кровать» – реальная и желанная принадлежность быта, засвидетельствованная и северорусскими, белорусскими, голицийскими фольклорными произведениями («Словарь-справочник» В.Л. Виноградовой6,). Н.В. Шарлемань сообщает: «Его древесина шла на изготовление ценных вещей и на долговечные хозяйственные постройки»7. О.М. Огоновский цитирует из народной южнорусской песни просьбу изготовить «тисовую труну»8 (т.е. «домовину», гроб). Возможно, что «кровать тисова», указанная в речи Святослава после «черной паполомы» и содержит намек на «гроб», однако прямым текстом названа «кровать», а не «домовина». Б.В. Сапунов пишет: «Характерной особенностью тиса является наличие в древесине, старых листьях и коре ядовитых веществ (муравьиная кислота и алколоид таксин), поражающих нервную систему… Эти свойства тиса создали ему недобрую славу… По-видимому, в античное время тис считали деревом смерти»9. Думается, что столь опасная античная слава восточными славянами «не расслышалась». А иначе разве стали бы они применять в своих жилищах да еще использовать для лежанок ядовитый вредный материал? Признаков «поражения нервной системы» от тисовых вещей, получается, наши предки на протяжении веков не ощутили. В упомянутых выше фольклорных записях ХIХ века отношение к «тисовым кроваткам-кроваточкам» сугубо положительное. В энциклопедической статье Н.В. Савельевой о10. Поэтому возможно предположить, что «кровать тисова» прямым своим обозначением противопоставлена в контексте «Слова» иносказательной «черной паполоме», выступая должной частью убранства великокняжеского «златоверхого терема» — в котором соответственно, увы, «доскы без кнеса».

Исследователи повторяют, будто Святославу снятся собственные похороны, будто образы сновидений предвещают его гибель. Но в таком случае следует признать, что знамения оказались ложными. Ибо Святослав Всеволодич не умер вскоре ни по тексту «Слова», ни по историческим данным. Он мирно почил почти через десять лет в 1194 г., до самой кончины своей уже оставаясь киевским князем и, если доверять летописным построениям, практически оставшись последним сколько-то авторитетным киевским князем, умевшим еще сдерживать удельные вожделения окружных «великих» князей… Впрочем, по «Слову» сон Святослава называется «мутным» (подходящие словарные древнерусские значения: «смутный, неясный, тревожный»), а не «вещим», – хотя прописаны «вещий Боян, веща душа». Однако в насыщенных сновиденческих образах отражается страшный исход уже свершившихся событий, о которых великий Святослав получит первые вести только после своего пробуждения. Явлен во сне и наглядный печальный пример из давно минувшего, указующий на вероятие подобных последствий в будущем.

«Черпахут ми синее вино, с трудом смешено…». «Синее вино» исследователи противопоставляют предшествовавшему в тексте «кровавому вину», которого «не доста» (т.е. пролитой в долгой битве крови), когда «пир докончаша храбрии русичи…». Наиболее взаимосвязным представляется соотнесение по периодам текста в открывающейся сквозной параллельности: 1) «черные туче» – «черною паполомою»; 2) «синие молнии» — «синее вино»; 3) «итти дождю стрелами» — «сыпахут ми тощими тулы». И тогда синеве отлива грозовых молний (которым, по мнению Л.В. Соколовой, уподобляются сверкающие половецкие сабли11) соответствует синева спиртового пламени. Мещерский и Бурыкин сообщают: «Синее вино» – символ скорби и печали. В русском фольклоре выразительно противопоставление «зеленого вина» (молодого виноградного вина), непременного атрибута пиров, и «cинего вина» (крепкой водки или спирта), которое могло быть ритуальным питьем при похоронном обряде или употребляться при бальзамировании умершего»12. Однокоренные с «трудом» наличествуют по тексту в словосочетаниях «трудных повестий» и «не трудною крилцю». На своих «нетрудных крыльцах» (понимается без труда — «легких, неутружденных») ветер мычет «хыновскые стрелкы» (вражеские стрелы) на воинов Ярославниной «лады» — Игоря. А это в результате им, страдальцам-русичам, обернулось «трудом» – непосильной тягостью, смертельным потом. Значит, «синее вино, с трудом смешено» — поминальный спиртовый напиток, смешанный с «трудом», т.е. смертным потом сгинувших на Каяле русских воинов (или спирт после мнимого их «утирания»).

«…Сыпахут ми тощими тулы поганых толковин великый жемчуг на лоно и негуют мя». Исследователи усмотрели, что «тулы» (колчаны половцев) стали «тощими» (опустелыми) после того, как все стрелы были пущены в русичей на Каяле. А.А. Потебня указал на единственное упоминание «толковин» помимо «Слова» в «Повести временных лет» под 907 г.: «Иде Олегъ на грекы… поя множество варяг, и словенъ… и дулебы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая скуфь»13. В летописях сообщается, что тиверцы занимали обширные территории – по низовьям Днепра, по Южному Бугу и по Днестру (правда, видимо, разновременно), соседствовали с Дунаем и размещались вплоть до морского побережья. Называемые в конце перечня тринадцати разноэтничных народностей, привлеченных Олегом Вещим для похода на Царьград в 907 г., только тиверцы оговорены особым разъяснением. Получается, что они были влиятельными посредниками, не только «двуязычными», но и «двуликими», т.е. с одной стороны, «великая скифь», а с другой – «толковины». Отсутствие употребления лексемы «толковины» в остальном немалом объеме рассмотренных древнерусских текстов дает основание предполагать, что это не столь нарицательное обозначение, сколь характерное прозвище, закрепившееся именно за племенем славян-тиверцев.

И тогда следует, что Святослав Киевский (а бояре его понимают) ссылается через пару веков именно на тиверцев по их запомнившимся месту и роли, но устойчивым определением “поганых” уточняет, что в настоящее время речь идет о половцах. Имеются в виду половцы, уничтожившие Игорево войско на Каяле, но подразумеваются и половцы в целом – ибо они теперь “суть толковины”, заместив давно вытесненных славян-тиверцев. Половцы оказываются неизбежно причастны на положении “проводников-посредников” к большинству торговых путей из древнерусских княжеств до европейских стран.

Исследователи объясняют, что видение во сне крупного жемчуга предвещает слезы. Но символическое значение жемчуга раскрывается по тексту “Слова” – когда изрубленный литовскими мечами полоцкий князь Изяслав “изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие”. Воспринимается, что и “великий жемчуг” (собирательное) – это много “жемчужин-душ” праведно погибших русских воинов. Получается, что “поганые посредники” как бы обменяли смертоносные стрелы в своих “тулах”-чехлах на “жемчужины-души” пораженных этими стрелами Игоревых ратников.

“На лоно” – во многих переводах “на грудь”. Но по “Словарю русского языка ХI — XVII вв.” представленные два примера из древнерусских текстов с “лоном” в значении “грудь” содержат сообщения о женской материнской груди. По контексту “мутного сна” возникает словарное подкрепляемое цитатами “ лоно” в значении “мужское яичко”14. Следовательно, “жемчужины-души” русичей, убиенных на Каяле, возвращаются к их “первоначалу”, ибо великий князь Святослав Киевский – номинальный “отец” не только всех русских князей, но и всех русских воинов.

Кто же невидимые Святославу те, которые “черпахут” и “сыпахут” ему да еще и “негуют” его? В.И. Стеллецкий комментирует: “Какие-то неясные фигуры ухаживают за Святославом. В них можно угадать Игоря и Всеволода”15. Действительно, бояре, отвечая князю, сразу указывают на северских братьев: “Се бо два сокола слетеста с отня стола злата поискати града Тмутороканя, а любо испити шеломом Дону”. Не из этого ли утерянного на Каяле “шелома” черпали великому князю во сне “синее вино”? А княжеской позолоты на “шеломе-кубке” Святослав, быть может, не различил оттого, что – как сказали ему затем бояре – “два солнца померкоста…”.

Экслибрис художника Ю.К. Люкшина.

1 Колесов В.В. Ударение в “Слове о полку Игореве” // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 31-76.

2 Слово о полку Игореве / 3-е изд. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1985. С. 463.

3 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 3. Ч. 2. С. 1093-1094.

4 Самсонов Н.Г. Древнерусский язык. М., 1973. С. 110; Анцукевич Н.П. Слово о полку Игореве. Перевод. Комментарии. Исследование. Вильнюс, 1992. С. 35.

5 Адрианова-Перетц В.П. “Слово о полку Игореве” и памятники русской литературы XI-XVII веков. Л., 1968. С. 127.

6 Словарь-справочник “Слова о полку Игореве” / Сост. В.Л. Виноградова. Л., 1984. В. 6. С. 31-32.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *