Каково символическое значение сна святослава

Каково значение сна Святослава? (ЕГЭ по литературе)

В приведенном фрагменте раскрывается значение сна Святослава.

Во-вторых, страх и тревога, испытанные Святославом, предвещают горе и слезы в будущем из-за поражения Игоря и Всеволода: «И объял его великий страх». Тревожный сон символизирует скорую беду для всей Руси.

Таким образом, сон Святослава является вещим, предсказывает будущие события в походе Игоря.

Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в предложенной для анализа сцене «Недоросля»?

В данном эпизоде представлено авторские отношения персонажей произведения «Недоросль».

И Фонвизин описывает характер Простаковой через конфликт с Правдиным, где Простакова не права: » Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?». Именно этим диалогом, где показана бесчеловечность героини, Автор так говорит о своей неприязни к ней.

Во-вторых, Правдин предстает перед нами честным человеком, таким видит его Автор. Так же это же доказывает его «говорящая» фамилия. Он делает правильный поступок по отношению к Простаковой:

Каково символическое значение сна святослава. Смотреть фото Каково символическое значение сна святослава. Смотреть картинку Каково символическое значение сна святослава. Картинка про Каково символическое значение сна святослава. Фото Каково символическое значение сна святослава

Правдин является полной противоположностью Простаковой.

Таким образом, Д. И Фонвизин говорит нам о своем отношении к героям с этого фрагмента.

Каково значение сна Святослава?

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в предложенной для анализа сцене «Недоросля»?

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Во втором абзаце слишком длинная цитата и брошенный тезис без аргументации: «Правдин является полной противоположностью Простаковой.»( почему?)

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Общий комментарий! Слишком скудные выводы портят впечатление.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

8. Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает? (ЕГЭ по литературе)

Сон Святослава символичен и играет важную роль в сюжете «Слова о полку Игореве».

«Смутный» сон князя Киевского предрекает ему плохие вести. Так, герой рассказывает о том, как его «покрывали чёрной пеленою», цвет которой связан с печалью и смертью. Также его поили «синим вином», что считалось предвестием печали. Об этом же говорит сыпавшийся из вражеских колчанов «жемчуг», который является символом слёз. Действительно, в скором времени пришли известия о поражении войск Игоря и Всеволода и их пленении.

Помимо этого, сон подводит к «Золотому слову», в котором князь выражает главную мысль произведения — необходимость единения Руси. Скорбящий о потере сыновей Святослав осознаёт, что причина их проигрыша заключалась в слабости войск Игоря и Святослава, поэтому он призывает других князей объединиться и вместе «стрелять в Кончака».

Таким образом, сон Святослава отражает такое сюжетное событие, как поражение войск Игоря и Святослава и вдохновляет князя на произнесение «Золотого слова».

8. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

«Слово о полку Игореве» — первое известное произведение русской литературы, в котором присутствует элемент вещего сна. Однако нельзя точно сказать, можно ли его отнести к таковым.

С одной стороны, сон Святослава назван «смутным», в нём присутствует множество символов: «чёрная пелена» и «горькое отравленное зелье» предвещают беды и скорбь, а «жемчуг» олицетворяет слёзы. «Златоверхий терем без конька» означает потерю дома, что можно соотнести с Русью, оставшейся без защиты. Также «пустые колчаны» раскрывают причину поражения войск Игоря и Святослава — у их воинов кончились стрелы. Однако с другой стороны сон киевского князя нельзя назвать вещим, поскольку он не предсказывает будущие события, а отражает то, что уже произошло.

Таким образом, сон Святослава символичен, однако не является вещим, поскольку показывает прошлое, а не будущее.

Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Фактическая ошибка. Святослав «изронил Золотое слово» после того, как бояре сообщили ему о поражении русских войск. Сам сон не связан с призывом к единению

3. Логичность и соблюдение речевых норм

8. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

1. Соответствие ответа заданию

Сон является вещим, поскольку на тот момент Святослав не знал о поражении дружины Игоря, и его сон предвещал для него дурные вести о разорении русской земли

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Только первый аргумент можно засчитать

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

5. Каково символическое значение сна, который видит Святослав? Почему же экзамен Митрофана комичен? Как приведённый фрагмент позволяет судить о системе воспитания в доме Простаковых? (ЕГЭ по литературе)

Во сне Святослава есть много символов, предсказывающих то, что должно случиться с войском Игоря, пошедшим на половцев. Один из важнейших — это жемчуг, который сыплется «из колчанов вражьего изделья». Важно отметить, что в половецких колчанах, из которых высыпается жемчуг, нет стрел, что говорит о произошедшей битве. Жемчуг же символизирует слезы, которые прольют все жители русской земли, когда узнают о поражении Игоря.

Автор в приведенном фрагменте также использует такой символ, как «златоверхий терем… без конька».

«Терем» характеризует Киевскую Русь, распавшуюся на множество уделов, а «конек», возвышающийся над ним — Киевского князя Святослава. Автор еще верит в величие своей родины, и поэтому использует эпитет «златоверхий», но он также понимает, что если и дальше князья будут делать всё, что захотят, и идти против власти, то Святослав уже не будет иметь авторитета, а Русь станет уязвима для набегов врагов.

В сцене экзамена Д. И. Фонвизин показывает Митрофана, как недоросля в умственном отношении. Герой даже не понимает значения такой науки, как история, предполагая, что она заключается в слушании «историй»: «Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать». Автор сатирически обрисовывает Митрофана и его мать, которые не знают такой науки, как география, используя просторечную лексику: «(Митрофану). Слышишь, еоргафия». Драматург показывает, что за столько лет учебы Митрофан не запомнил практически ничего.

Автор описывает родственников Скотининых, все из которых отличались невежеством и безнравственностью. Комично показываются ценности семьи Скотитиных, отец которой «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Он копит деньги не для того, чтобы обеспечить себе или своим детям хорошую жизнь, а лишь из скупости, и умирает от голода с полным сундуком денег. Так, автор высмеивает пороки представителей поместного дворянства.

В приведенном фрагменте показано, о чем на самом деле заботится Простакова. Она думает не о воспитании, а о питании Митрофана. Вместо того чтобы отправить сына заниматься перед приходом учителей, она наказывает Еремеевне «накормить» его: «Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут». Митрофан считает, что учение мучительно и бесполезно и пытается избегать его, насколько это возможно, а его мать только поощряет это.

В матриархальной семье Простаковых в Митрофане не взращивается чувство любви к своим родителям. Недоросль открыто показывает свое неуважение к отцу и старается быть ближе к матери, чувствуя её силу и влияние над остальными членами семьи: «Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Автор показывает отрицательную атмосферу, в которой воспитывается Митрофан, и лень, угодничество и грубость, которые внушает ему его семья.

Каково символическое значение сна, который видит Святослав?

1. Соответствие ответа заданию

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения ( 2 из 2 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 2 из 2 ).

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствие логического завершения (нужно сделать вывод, каково же значение сна, который видит Святослав).

Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая ( 1 из 2 ).

Таким образом, 5 из 6.

Почему же экзамен Митрофана комичен? Как приведённый фрагмент позволяет судить о системе воспитания в доме Простаковых?

1. Соответствие ответа заданию

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения ( 2 из 2 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 2 из 2 ).

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствие логического завершения.

Допущено две или более ошибки одного вида ( 0 из 2 ).

Таким образом, 4 из 6.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

9. Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает? Где ещё встречаются сны как важнейшее средство поэтики и какую функцию они выполняют? (ЕГЭ по литературе)

Сон Святослава отражает такое событие, как поражение войск Игоря и Всеволода, и подводит к «Золотому слову», выражающему авторскую мысль о необходимости единения Руси. Сны также встречаются в таких произведениях, как «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Светлана» В. А. Жуковского.

Также и в «Слове о полку Игореве» Святослав видит «чёрную пелену» и «вражеские колчаны» и делает вывод, что его сыновья проиграли битву с большими потерями. Однако если в «Евгении Онегине» сон Татьяны — вещий, поскольку предсказывает то, что случится в будущем, то в произведении 12 века киевский князь видит то, что уже произошло.

В снах, изображённых в «Светлане» и «Слове о полку Игореве» присутствует множество символов. Так, героиня В. А. Жуковского видит гроб, покрытый «белою запоной», горящую рядом с ним свечку, что должно было означать гибель, девушке является голубок, спасающий её от мертвеца. В «Слове о полку Игореве» присутствуют такие символы, как «синее вино», предвещавшее горе, и «жемчуг», олицетворяющий слёзы. Однако если печальные события, которые увидел Святослав, действительно произошли, то сон Светланы, предвещающий ей гибель возлюбленного — «лживый».

Таким образом, сны появляются во многих произведениях русской литературы. Сновидения Святослава и Татьяны отражают события, действительно произошедшие с героями, а жених героини баллады остаётся жив несмотря на зловещие предзнаменования.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Научно-исследовательская работа «Сон героя как средство раскрытия идейного содержания произведения»

Каково символическое значение сна святослава. Смотреть фото Каково символическое значение сна святослава. Смотреть картинку Каково символическое значение сна святослава. Картинка про Каково символическое значение сна святослава. Фото Каково символическое значение сна святослава

Всем школьникам пригодится эта информация! Здесь мы предлагаем вам прочитать, изучить и бесплатно скачать несколько примеров и образцов готовых сочинений по русскому языку и литературе на тему: Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

Данное сочинение-рассуждение и изложение покажет школьнику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке. Здесь идет полный рассказ по плану, а также можно прочитать краткое и полное описание и репортаж. Большое или краткое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы и готовые изложения. Вступление, описание, вывод и заключение в вашем сочинении можно списать из этих примеров, но лучше все таки придумать самостоятельно. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также подробный план сочинения.

Официальный сайт. Открытый банк заданий. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ, Решебник. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь

Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

Уже доски без князька

в моем тереме златоверхом…»

Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.

серые вороны каркают у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

понесли меня вороны к синему морю».

Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.

То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.

Сон Святослава в “Слове о полку Игореве”

Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное “Слово о полку Игореве”. Единственным источником, который может дать нам некоторые сведения об авторе “Слова”, остается само его творение, его текст. Мы не можем пренебречь малейшей возможностью, верно, прочесть не совсем ясные места текста “Слова”, образовавшиеся, из-за неправильно раскрытых его первыми исследователями букв, произвольно в достаточно большом числе случаев расставленных знаков препинания и т. п. Сон великого князя Святослава

Сон Святослава – это четкое описание обрядов князем в древней Руси. Это не “смутный” сон в современном нам значении слова. В своем “Объяснительном переводе” памятника Д. С. Лихачев отметил переносное значение этого слова: “тяжелый… сон”, или в другом толковании – “неясный”, “неспокойный”.

Использование спирта (водки высокой крепости) для этой же цели на Руси в сочетании с настоями трав подтверждается двояко – упоминанием “хлебного” вина в “Изборнике” 1076 г.5 и советами лечебника, указывающего на следующее употребление водки: “Вино жжено горячее ив человека умершего налияти того же вина и воня зла не исходит от него”.

В истории развития каждого национального общества бывают моменты, когда сознание его представителей вдруг сразу, скачкообразно поднимается на новую ступень, приобретая способность для более широких и глубоких обобщений, выводов. В развитии нашего общества одним из таких моментов становится опубликование в 1800 г. “Слова о полку Игореве”. Событие это имело огромное значение не только для расширения существовавших тогда горизонтов художественной культуры нашего народа, но и для развития всей нашей науки о литературе.

К концу XVIII в. у наших историков литературы складывается представление, что собственно письменное художественное творчество, “изящная словесность”, поэзия как искусство появились в России где-то на рубеже XVII-первой трети XVIII вв. В. Тредиаковский считает первым русским поэтом Симеона Полоцкого. Несмотря на некоторые расхождения в определении времени появления в России первого поэта, наши историки литературы того времени сходились в одном, что по крайней мере до второй половины XVII в. в нашей стране не было письменной изящной словесности, не было поэзии, не было подлинно художественного письменного творчества.

Правда, во второй половине XVIII в. было открыто и стало достоянием науки немало имен древнерусских писателей. В основном это были летописцы, составители хроник, авторы исторических сочинений и житий.

Н. М. Карамзина, одного из первых читателей “Слова”, поразили достоинства произведения, созданного в XII в. безымянным русским поэтом. Он увидел, что автором “Слова” был великий поэт. Но еще больше поразило его обращение автора “Слова” к неизвестному дотоле Бояну.

Эта “дань уважения” была реальным свидетельством современника о том, что “и до него на Руси были великие певцы”, а значит, он читал или слышал их великие творения. Наглядным ручательством тому, что эти творения несомненно были великими, являлись высочайшие художественные достоинства самого “Слова о полку Игореве”. И древнерусская литература предстала перед глазами Карамзина в совершенно ином свете, во всем возможном ее художественном богатстве и своеобразии, заставляя его сокрушаться о невосполнимых утратах.

Открытие “Слова о полку Игореве” было открытием древнерусской литературы как поистине великого искусства, о чем и спешил поведать европейскому читателю Карамзин. Три года спустя “Слово” было опубликовано и стало достоянием всего образованного человечества. Уже фактом своего появления “Слово о полку Игореве” перечеркнуло существовавшие в то время представления о нашем национальном литературно-художественном богатстве и его историческом объеме, в основе которого, как полагали паши историки литературы тех лет, лежали исключительно творческие достижения русских писателей XVIII в. Оказалось, что русская письменная литература – одна из древнейших в современной Европе, что ее произведения могут стоять на равных с виднейшими литературными памятниками народов Европы и Азии.

Перед взорами наших читателей и писателей открылись широкие исторические дали, которые манили к себе исследователей, вызывая неизвестный до того интерес к нашей национальной литературе, побуждая на поиски новых, веками сокрытых художественных ее сокровищ: может быть не все “погребено в веках”?

В историко-литературном сознании России в это время начинает возникать и формироваться совершенно новое понятие – древнерусская художественная литература. До этого литературное наследие Древней Руси было представлено лишь летописями да переводными книгами религиозного содержания, которые так же, как и народные песни, былины, сказки, нельзя было никак отнести к разряду “изящной словесности”. “Слово о полку Игореве” воочию показало всем, что наши предки имели и свою оригинальную, подлинно художественную письменную, а не только Все это приводит к качественным изменениям нашего историко-литературного сознания.

Уже невозможно было утверждать, что русская “изящная словесность”, русская поэзия начались где-то в конце XVII-первой трети XVIII в. Истоки ее отодвигались, по крайней мере, к XII в. – времени создания “Слова о полку Игореве”. Одновременно вставал вопрос: неужели за пять последующих веков в русской литературе не было создано ничего примечательного, не уступающего в художественном отношении “Слову”? В сознании нашей литературной общественности не укладывалось, что такое действительно могло быть.

Но тогда, где же все это богатство? Погибло, или лежит никому неизвестное в библиотеках – частных, государственных, церковных? Делами первостепенной важности становятся поиски памятников художественного наследия “древней” и “средней” литературы нашей и исследование всего многовекового – а не столетнего, как полагали до этого, – исторического пути ее развития.

Сон князя Святослава

3.3 Сон князя Святослава

Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон – это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» – союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.

Сон Святослава и его толкование боярами

Модератор: Лемурий

Сон Святослава и его толкование боярами

Предлагаю сюда перенести все идеи по поводу сна в.к. Святослава. Напоминаю содержание отрывка с краткими комментариями, отражающими мою скромную т.з.

Святослав мутен сон видит в Киеве на горах.

Не те ли это горы, куда после полей ведет тропа Трояна (=Бояна=Смолятича=Даниила)?

Бояре толкуют это место так:

И сказали бояре князю: “Уже, княже, тоска полонила твою душу. Се бо два сокола слетело с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо им было испить шеломом Дону

. Сыплют мне из пустых тул поганых “тльковин” великий женчуг на лоно и негуют меня.

Уже доски без князька в тереме моем златоверхом

Всю ночь с вечера бусое (пьяное?) воронье граяло

Темно ибо было в 3-й день: два солца померкло, оба багряные столпа погасли и с ними молодые месяцы, Олег и Святослав, тьмою поволоклись. На реке на Каяле тьма свет покрыла. По русской земле простерлась.

У Плесеньска на болони была дебрьски сани и понесли ее к синему морю

В этом отрывке имеется, как отметил Сулейменов, тюркская синтагма: “дебрь кисаню”, означающая железные путы. Это согласуется с толкованием бояр:

Уже соколам крылья “припешали” (то есть сделали пешими) поганых сабли, а самих опутали в путы железные.

Во сне Святослава половецкие слова “дебрь кисаню” превратились (о, Фрейд. ) в сани в дебрях! Дальнейшее толкование:

Половцы как гнездо пардуса и в море погрузили ста (сотни воинов?)

В море погрузили не сани, а воинов.

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Также копирую сюда материалы Лемурия:

“Сон Святослава”. Палех. Оформление издания “Слова о Полку Игореве”, 1934 (автор Голиков И.И.)

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ 94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ, 95 чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено, 96 сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно, 97 и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ. 98 Всю нощь съ вечера б с ви врани възграяху 99 у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь ки Саню и несошлю къ синему морю».

93 А Святослав мутен* сон видел: « В Киеве на горах*

95 черпали мне синее вино* с трудом смешанное,

96 сыпали мне пустыми колчанами поганых союзников* великий жемчуг на лоно*,

97 и нежили меня. Уже доски без кнеса* на моем тереме златоверхом*.

98 Всю ночь с вечера серые* вороны граяли

99 у Плесньска*: «На пойме были лесистой р. Сан и понеслися* к синему морю».

Здесь и далее Автор СПИ представляет Святослава как “невесту”, покидающую свой родной дом:

– “Уже доски без крепежа в моем тереме “: ” Мне не много ночесь спалося, Мне во снях грозно казалося: Будто ночесь во темной ноченьке, Что у вас, мои родители, Что у вас, мои сердечные, Все тыночки раскатилися, Все столбы да пошатилися, С теремов верхи повынесло. (Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. “Песнь о полку Игореве. Новые открытия” М., 2009, с. 18.)

Но вся СЛОЖНОСТЬ правильного толкования сна в наложении обрядового плача невесты на библейские сюжеты, о которых речь будет ниже.

“Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». (СЗБ)

Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993. Вып. 1. (А-Б):

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый. (Валька кошку бусыю завёс. )ПОЧ. 2. Пьяный (Бусый што ль, на стину кидаисся!)ГАГ.

“. Серые вороны собираются в местах их массовых ночевок, издавая неприятное карканье, тогда как черные вороны не собираются на ночевках в стаи, и ночного „граяния“ их не бывает. И черные и “бусые” вороны охотно питаются трупами, поэтому собираются во множестве на местах сражений. ” (Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 114)

В “мутен сне” великий князь опасается выхода угров, которым “Галичкы Осмомыслѣ Ярославе. подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь”, к пограничной реке Санъ (правый приток р. Висла): “врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю»

Карта Галицких городов из книги М.Н. Тихомирова “Древнерусские города”, М.,1956, с.296

Возможна и такая разбивка “на болони бѣша деб(?) р(ѣ)ки Саню”: Если допустить, что Мусин-Пушкин принял букву “и” за “б” (в Екатерининской копии это видно)

Автор СПИ просто употребил синоним глаголу: рече = деи

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Добрый день Евгений!

Давненько вас что-то не было слышно. Даже скучно стало. Как яблоки в Крыму? Вы же туда поехали, когда они только цвести начали. Сколько времени прошло? Почти полгода. Стихотворений, наверное, написали с дюжину. Не стесняйтесь, выкладывайте. Покритикуем. А вот за разгадку сна Святослава вы зря взялись. Впрочем, не удивительно, это же ваша привычка тратить свободное время на то, что не умеете делать.

Кравченко Александр Сергеевич

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Доброе утро, Евгений!

Пока решается судьба назойливого участника, так ничего и не поведавшему миру, давайте разберем каждую из парафраз во сне Святослава поочередно.

С Вашего позволения внес ВЕСЬ свой материал целиком, ибо Вы внесли его без карты и ссылок.

На горах Киевских

Вся “соль” сна в смешанном сюжете: “сон невесты” в роли которой выступает сам Святослав + библейские сюжеты. Пробовать отделить одно от другого, это как грейпфрут пытаться разложить на апельсин и лимон. Итак:

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ,

В своё время Татьяна Зинченко предложила вариант “сон невесты на угоре”. В последний день “недельного плача”, когда невеста причитает о расставании с отчим домом, она выходит на “угор”, где её громкие стенания достигают апогея. Эту замечательную идею поддержал Роберт Манн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *