Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Режим дня для ребенка до 1 года

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток.

Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.

Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.

В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

ВозрастРежим дневного снаНочной сонРежим бодрствования
От рождения до 2 месяцев6 раз по 2,5 часа6 часовВо время кормления
2-4 месяцев5 раз по 2-2,5 часа6,5 часов4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев4-5 раз по 2 часа7 часов4 раза по 2 часа
6-9 месяцев3-4 раза по 1,5-2 часа8 часов4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев2 раза по 1,5-2 часа9-10 часов4 раза по 3-4 часа

Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.

6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30 (без ночного кормления)

6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30, 03 (с ночным кормлением)

ВозрастРежимПример
От рождения до 2 месяцев7-8 раз, через каждые 3 часа6,9,12,15,18,21,24 (без ночного кормления)
С 2 до 6 месяцев6-7 раз, через каждые 3,5 часа
С 7-12 месяцев5 раз, через каждые 4 часа6,10,14,18,22

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.

Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.

Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.

Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей.
Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.

Источник

Наука сна: внутренние часы, биологические ритмы и страшные сновидения

Что такое циркадные ритмы и как наладить свой сон в подростковом возрасте. Советы сомнолога Романа Бузунова.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Вокруг подросткового сна много мифов: тинейджеры поздно ложатся спать и долго спят, потому что ленятся, или убеждают себя, что среди недели могут спать меньше восьми часов, а на выходных отсыпаться. Родители и педагоги стараются решить проблемы жёстким режимом, ранними подъёмами и запретом на использование гаджетов. Правда ли, что сон подростков отличается от сна взрослого? Отдыхает ли мозг ночью? Можно ли заставить себя лечь пораньше? Мы поговорили с сомнологом Романом Бузуновым и разобрались в науке сна.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

президент «Российского общества сомнологов»,

профессор, доктор медицинских наук

Что такое циркадные ритмы, или почему мы спим ночью

Человек — это дневной вид. У нас есть суточные циркадные ритмы (циклы сна и бодрствования), которые настроены на то, чтобы мы бодрствовали днём и спали ночью. Мы так живём не потому, что привыкли, — внутри нас тикают часы, которые регулируют активность мозга. Это наш биологический внутренний механизм, то есть цикл «сон — бодрствование» работает не только из-за связи с внешними стимулами типа темноты или времени суток.

В шестидесятые годы прошлого века профессор Мишель Сифр поставил на себе эксперимент «Вне времени» по изучению биологических ритмов. Вместе со своими студентами он несколько месяцев провёл в пещере с постоянной освещённостью, влажностью, температурой и без часов. Результаты эксперимента показали, что даже без внешних раздражителей (естественного света, изменения погоды, посторонних шумов) человек всё равно какую-то часть времени спит, а какую-то бодрствует. Он делает это с определённой периодичностью, а не как попало.

Испытуемые начали жить по своим внутренним часам, и оказалось, что наш внутренний цикл длится чуть больше 24 часов, поэтому за время эксперимента профессор со студентами насчитали меньше суток, чем провели в пещере на самом деле.

Как работают наши внутренние часы и с чем связаны циркадные ритмы

Учёные стали искать, где находятся эти часы, и нашли их в центре мозга, в месте под страшным названием «супрахиазматическое ядро». Эта часть командует всеми остальными часами в нашем организме и устанавливает центральное время.

Внутренние часы — это гены и белки, которые очень хитро регулируют друг друга, нашу активность, аппетит, секрецию гормонов, температуру тела, артериальное давление и другие показатели. Часы идут даже в клетках нашей кожи: они тикают уже несколько миллиардов лет. И у нас, и у мухи они устроены похоже. Это очень древний и надёжный механизм, против которого идти сложно.

Нарушение и регуляция циркадных ритмов

Рассинхронизация часов и нарушение циркадных ритмов плохо сказывается на общем состоянии человека. Если мы ложимся в разное время, учимся по ночам, спим разное количество часов в будни и в выходные, мы сбиваем внутренние ритмы. Организм не успевает синхронизироваться сам с собой.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

В результате может получиться так, что мозг будет считать, что сейчас день, печень — что сейчас ночь, а гормоны — что вечер. И это может сильно ударить по здоровью. Почему?

Во сне мозг не отключается — он просто занят другой работой

Центры мозга, которые днём отвечали за взаимодействие человека с окружающей средой, помогали нам обрабатывать информацию и избегать опасности, ночью начинают руководить организмом и восстанавливать его жизнеспособность. Они настраивают работу печени, лёгких, лимфатической системы, иммунитета. Во время сна все внутренние процессы восстанавливаются.

Параллельно эти процессы идти не могут: невозможно одновременно расходовать энергию и накапливать. Когда мозг включает каналы, которые активно работают вовне, у него не остаётся ресурсов обрабатывать что-то внутри. Когда машина едет, сложно заниматься её техобслуживанием и менять колёса на ходу.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Восстановление работоспособности происходит преимущественно в первые четыре-пять часов сна. В оставшиеся три-четыре часа мозг в основном «переваривает» информацию, запоминает нужное и забывает ненужное, сортирует новый опыт по различным системам памяти, формирует ассоциации. Информационная фаза обработки накопленного опыта ближе к утру, поэтому и сны нам снятся в это время.

Когда человек спит пять часов, физически он может функционировать: организм всё настроил и наладил, но ментально — нет. Если вдобавок к этому имеются какие-то расстройства сна, мозг отвлекается от своей внутренней работы, и мы хуже себя чувствуем днём, повышаются риски развития депрессии и тревоги.

Сон ничем не заменить и никак не компенсировать

Подросткам нужен долгий сон от 8 до 10 часов: это реальная потребность организма. Если мы будем её удовлетворять, днём мы будем работать на 100%. Если мы спим меньше, начинаем наносить себе ущерб. Если намного больше, это признак каких-то фоновых проблем.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Рекомендованная продолжительность сна по данным National Sleep Foundation

Недостаток сна трудно осознать

Когда мы недостаточно спим, мы сами у себя отнимаем силы и не даём организму работать на максимум. Если человек не будет спать в течение суток, по исследованиям, он не восстановится даже за неделю.

Недостаток сна бьёт по функциям префронтальной коры: снижает способность к эмоциональному контролю и повышает риск депрессивных состояний. У подростков эти функции только начинают формироваться, а недостаток сна их сразу выбивает. Поэтому невыспавшегося человека так легко вывести из равновесия, довести до слёз или спровоцировать на другую бурную реакцию.

В подростковом возрасте ритмы сдвигаются на совиный тип

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

СХЕМА ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ

Синяя линия — среднестатистический взрослый

Жёлтая линия — среднестатистический подросток

Спад бодрости у среднестатистического взрослого в 4–5 часов ночи

У среднестатистического подростка в 6–7 часов утра

У циркадных ритмов есть разные варианты — в зависимости от них, человек будет склонен либо к более ранней активности (жаворонки), либо к более поздней (совы). Это не культурная привычка, а наследуемая вещь.

Среди подростков большой процент сов, поэтому им труднее вставать и ложиться в ранние часы. Самый крепкий сон у них приходится на семь часов утра — время, в которое все обычно встают в школу.

Подъём в самый минимум бодрого состояния влечёт за собой недостаток парадоксального сна — последней фазы, которая критически важна для запоминания и обучения.

С возрастом внутренние часы постепенно ускоряются, и среди взрослых преобладают жаворонки.

Как наладить режим при нарушении циркадного ритма

Соблюдение режима и регуляция света позволяют подстраивать свои внутренние часы под реальность, потихоньку их ускорять или замедлять. Люди, которые живут в Москве по времени Гонконга, вечером носят солнцезащитные очки, чтобы мозг думал, что уже закат, а утром используют светобудильники для имитации восхода.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Налаживать режим после каникул или праздников лучше постепенно, поскольку нужен примерно час в сутки, чтобы организм перестроился на новый режим без последствий. Начинать нужно с того, чтобы раньше вставать на час: волевым усилием заставить себя лечь раньше мы, к сожалению, не можем. Лучше не пытаться этого делать, чтобы не связывать засыпание с тревожностью и не выработать условный рефлекс — «боязнь не заснуть».

Три дополнительных вопроса про сон

🌚 Почему дети лунатят и говорят во сне, а в подростковом возрасте это пропадает

Все системы в нашем организме имеют особенность дозревать. Регуляция сна и бодрствования тоже постепенно налаживается. У детей ещё не очень развит нейрохимический блок, и когда в парадоксальной фазе дети видят сны, они реализуют команды, которые подаёт им мозг: строят гримасы, показывают язык, двигаются. Это нарушение поведения происходит в парадоксальном сне, когда у человека сохранены быстрые рефлексы и он может действовать в соответствии с фабулой сна.

Сноговорение и снохождение происходит во второй фазе сна, когда какая-то часть мозга спит, а другая уже проснулась. Лунатики могут воспроизводить некоторые закрепившиеся рефлексы, выполнять последовательности действий, но делают они всё медленно — у них отсутствуют быстрые рефлексы.

В подростковом возрасте возникает нейрохимический блок, который не пропускает команды и не даёт нашему телу их осуществлять. Получается активный мозг в парализованном теле. Сомнамбулизм к подростковому возрасту тоже обычно пропадает. Если в детстве ходят и разговаривают во сне 10–15% детей, к пубертату нервная система постепенно созревает, снохождение и сноговорение остаётся у 2–3%.

👹 Откуда берутся повторяющиеся страшные сны

Сновидения— это анализ накопленной за день информации, который, правда, может быть алогичным, поскольку в сновидениях преобладают свободные ассоциации. Обычно мы смотрим сны, ненужное забываем, важное — переводим в долгосрочную память и принимаем какие-то решения.

Навязчивые сны обычно бывают после какого-то страшного события. Мозг во сне обращается к этой ситуации, пытается её проанализировать, но не может ни решить, как действовать в будущем, ни забыть, ни принять этот ужас. Мозг не может отложить это и, как заезженная пластинка, постоянно возвращается к одному и тому же сюжету.

🧠 Как работают осознанные сновидения

Во время осознанных сновидений какая-то часть мозга чувствует, что мы во сне, и начинает руководить сном. Человек из исполнителя собственного сна превращается в режиссёра, который может влиять на фабулу. С одной стороны, это классный опыт — ты можешь стать кем угодно и делать что захочешь: задавать себе задачи и решать их, отрабатывать новые навыки во сне, проигрывать страхи. С другой стороны, если слишком увлечься осознанными сновидениями, можно вообще уйти от реальности и жить только во сне.

Сомнология — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Режим дня ребенка до года

Зачем нужен режим

Грамотно организованный распорядок дня пойдет на пользу и вам и ребенку. Важно, чтобы график не сильно расходился с естественным режимом малыша. Тогда это не нанесет ущерба его нервной системе и будет способствовать развитию полезных привычек, укреплению иммунитета, быстрому восстановлению сил и адаптации в социуме. Кроме того, ребенок, живущий по определенному графику, растет спокойным и дисциплинированным. Ведь он уверен, что в нужное время всегда сможет поесть, поспать или поиграть с родителями.

Серьезные расхождения с естественным ритмом ребенка (пропущенный сон или кормление) сделают ребенка раздражительным.

Если у ребенка выработан режим и кроха ему следует, это идет на пользу и родителям. Прогнозируя деятельность малыша, вы сможете планировать свой день заранее. Все члены семьи будут высыпаться, а непредвиденные обстоятельства с режимом переносятся легче. Познакомьтесь с материалом об уходе за новорожденным, чтобы понимать его потребности.

Вот принципы, на которых основывается построение правильного режима дня.

Принципы организации правильного режима дня для малыша

Режим дня новорожденного

Два основных пункта в графике новорожденного — это сон и кормление. Сон — основной регулятор жизненного ритма малыша. Надо помнить, что все проблемы с засыпанием скажутся на организации режима дня. Важно, чтобы ребенок спал не менее 3 раз днем (до 9 месяцев) и не менее 2 раз ночью (с 9 до 12 месяцев). Ночной отдых должен длиться не менее 11 часов. Норма сна для малыша 9 – 12 месяцев — не менее 14 – 15 часов в сутки.

Приучать к одному и тому же времени отхода ко сну можно с 2 месяцев, а к 3 – 4 месяцам — укладывать в кроватку, пока малыш не заснул, и он будет учиться засыпать самостоятельно.

Что касается кормления, то при грудном вскармливании, как правило, сохраняется вариант «по требованию». Со временем, в связи с взрослением и вводом прикорма, ребенок будет прикладываться к груди все меньше.

Как организовать режим дня новорожденного

Приучение ребенка к графику — процесс очень тонкий, во многом продиктованный индивидуальными особенностями крохи. Для начала просто понаблюдайте за ним. Вы заметите, что у малыша уже есть собственный режим. Все свои действия он совершает примерно в одно и то же время.

Если же вам не удается определить систему в его распорядке, подумайте, что может мешать ему спать и есть в одно и то же время? Возможно, потребуется помощь педиатра.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Грудное вскармливание способствует поддержанию режима сна и укреплению нервной системы малыша. Поэтому лучше сохранять его как можно дольше.

Типичные ошибки, которых нужно избегать:

Причины нарушения режима

Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.

Мы рассказываем о сне в специальном материале, а пока — основные правила.

Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Смотреть картинку Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Картинка про Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество. Фото Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования ответ на тест младенчество

Что может помешать режиму сна:

День или ночь?

Часто дети путают ночь и день. Подобный сбой может произойти, если малыш не выспался в одну из ночей из-за колик или шума.

Для того чтобы вернуть ребенка в прежний ритм, нужно:

Источник

Психолого-педагогические условия развития детей в период новорожденности и младенчества

Психолого-педагогические условия развития детей в период новорожденности и младенчества

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2 и 3-м мес. жизни ребенка. Итак, собственно младенчество можно разделить на 2 периода.

1. от 2 – 3 мес. до 6мес.

В это время мы можем наблюдать во всех областях новые проявления. Закончилось самое сильное падение кривой суточного количества сна, остался позади максимум суточного количества негативных реакций, прием пищи теперь проходит не с такой жадностью, так что ребенок на секунду прерывает еду, открывая при этом глаза. Имеются все ус ловия для деятельности, выходящей за пределы сна, питания и крика. Гораздо реже наблюдаются внутренние помехи для сна и вздрагивание при воздействии внешних раздражителей. Зато более разнообразной и длительной становится деятельность ребенка.

Вторая стадия младенческого возраста знаменуется тоже резкими изменениями в отношении ребенка к внешнему миру. Поворотный пункт такой же значительности мы наблюдаем между 5-м и 6-м мес. С этого времени сон и бодрствование занимают в течение дня одинако вое время. Из новых форм поведения к этому времени, между прочим, наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные поры вы радости, крик из-за неудавшегося намеренного движения, возможно также, что и первое желание, эк спериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек, т. е. активный интерес к окружающему.

Надо отметить, что в развитии ребёнка за год происходит такой скачок, какого не происходит за всю последующую жизнь.

Физическое развитие младенца

К пяти месяцам малыш уже переворачивается со спин ки на животик. Он стремится сесть сам.

В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой.

В 6 месяцев окончательно исчезает физиологичес кая мышечная гипертония ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы.

В 7 месяцев он сидит без поддержки.

В 8 садится без посторонней помощи. Сесть уверенно. Ползание подготовило его к сидению. Умение садиться, сидеть и при этом свободно действовать рука ми — важнейший этап в развитии ребенка до года. И вновь подчеркнем: малыш сел потому, что умственно созрел.

В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 ходит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. Пополз он не столько от того, что укрепил спинку и конечности, а потому, что умственно соз рел для этого, что должен реализовать инстинкт свободы. Умственно полноценный пополз потому, что для дальней шего развития ума ему нужно осваивать новое пространст во. Он пополз к новой игрушке, он пополз за умом. Умственно отсталый, будучи физически крепким, не поползет, пото му что ему это незачем. Естественно, ползание совершенствует ребенка и физи чески. Ползание должно предшествовать самостоятельному сидению, так как укрепляет мышцы спинки, туловища, конечностей. И когда научившийся ползать ребенок сядет, спинка его не выгнется беспомощно, угрожая искривлени ем позвоночника и нарушениями в развитии внутренних органов.

В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12 — ходит, держась за руку взрослого, а в 13 — ходит самостоятельно.

К 1 году прекращаются срыгивания.

Нормализуется работа почек. Однако Ребёнок не управляет выделительной функцией.

Вес мозжечка увеличивается в два с половиной раза, и это означает, что движения малыша достигли высокого совершенства, — он весьма и весьма координирован в пространстве и готов пойти.

Развитие психических функций младенца

Ощущение: В первое полугодие жизни происходит чрез вычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз мож но отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся бо лее совершенными при наличии в поле зрения ярких, привле кательных предметов, а также людей, совершающих разнооб разные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-чет вертом месяцах — формы предметов.

Развивается слуховое восприятие. В 4 мес. появляются реакции на голос матери (улыбка). В 6 мес. начинают беспокоиться, если слышат голос матери, но не видят её. К 10 мес., слыша записанный на плёнку голос матери, будет смотреть на мать.

Развивается так тильная чувствительность, которая имеет значение для возникновения акта хватания и обследования предмета.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в разви тии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предше ствующей ему жизнью. Он организуется взрослым и рож дается как совместная деятельность ребенка с взрослым, но этого обычно не замечают.

Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. По этому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу ществляется под контролем зрения: ребенок рассматри вает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под ру кой предметы, которые она встречает на пути своего естествен ного следования. Затем движения руки становятся более целе направленными и управляемыми образом зрительно восприни маемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая вни мание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлека тельные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремуш ку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать ха рактерный звук. После 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринима емого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т.е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

В виде сенсомоторного интеллекта.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для пси хического развития ребенка. С ним связано возникнове нием предметного восприятия. Когда раздражитель воздействует на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возни кает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осу ществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания раз вивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков.

Хватание, направление к предмету, стимулирует воз никновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром.

Речь: Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с по мощью голоса, что свидетельствует о перестройке голо совых реакций в поведенческие акты.

В первые месяцы жизни у младенца появля ется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 меся ца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, по вторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляет ся лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова.

В 6—6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предме та: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и рече вым общением у ребенка и взрослого появляется новая его фор ма — предметное общение. В ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интона ция, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости.

К концу первого года жизни ребенок точно понимает в сред нем примерно 10—20 слов и определенным образом реагирует на них. В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например, поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его.

Память: Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных фор мах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоя нии хранить образ воспринятого предмета не более одной секун ды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличива ется, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. На втором месяце жизни младенец особым образом реагиру ет на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов.

В 8—12 месяцев он выделяет предме ты в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свиде тельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами. (ассоциативной памяти)

Социальная ситуация развития младенца.

Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с мате рью приводит к возникновению нового типа деятель ности — непосредственного эмоционального общения ребен ка и матери. Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятель ности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Общение в этот период должно носить эмоциональ но-положительный характер. Исследования показали, что де фицит общения в этот период сказывается отрицательно. Так, после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познаватель ных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Основной, ведущий тип деятельности ребенка в I период мла денчества — эмоционально непосредственное общение.

Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой харак тер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не согла шается просто «обмениваться со взрослым ласками». Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе заро дыш слова.

Девятимесячный уже знает свое имя и отвечает ожив ленными движениями на зов взрослого. Он уже добрый или «злой», энергичный или пассивный, настойчивый или уступчивый, спокойный или плакса, бесстрашный или осторожный, а то и боязливый, общительный или сам по себе.

Да и на посторонних малыш реагирует по-новому. «В то время как 3 — 4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, 5 — 6-месяч ные дети, — пишет Д. Б. Эльконин, — если к ним подойдет и начнет говорить чужой человек, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а за тем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться».

Кризис первого года жизни и основные новообразования.

Кризис 1года жизни – переход от младенчества к раннему детству. Тот факт, что ребёнок не может самостоятельно достать предмет или попросить его, приводит к тому, что он становится капризным.

K 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок ста новится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздроб ление единой социальной ситуации «Мы», теперь не ма ма ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого воз раста, знаменующее собой разрыв старой ситуации раз вития.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, кото рая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит пере ходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоцио нально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

Ориентация на оценку взрослого является качественным новообразованием, которое происходит в кризисный период 1 года жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *