Какой период характеризуется уравновешиванием времени сна и бодрствования раннее детство
Режим дня для ребенка до 1 года
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток.
Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.
Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.
В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.
Возраст | Режим дневного сна | Ночной сон | Режим бодрствования |
От рождения до 2 месяцев | 6 раз по 2,5 часа | 6 часов | Во время кормления |
2-4 месяцев | 5 раз по 2-2,5 часа | 6,5 часов | 4 раза по 1,5 часа |
4-6 месяцев | 4-5 раз по 2 часа | 7 часов | 4 раза по 2 часа |
6-9 месяцев | 3-4 раза по 1,5-2 часа | 8 часов | 4 раза по 2,5 часа |
9-12 месяцев | 2 раза по 1,5-2 часа | 9-10 часов | 4 раза по 3-4 часа |
Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.
Возраст | Режим | Пример |
От рождения до 2 месяцев | 7-8 раз, через каждые 3 часа | 6,9,12,15,18,21,24 (без ночного кормления) |
С 2 до 6 месяцев | 6-7 раз, через каждые 3,5 часа | |
С 7-12 месяцев | 5 раз, через каждые 4 часа | 6,10,14,18,22 |
Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.
Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.
Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.
Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей.
Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.
Значение сна для развития ребенка
Все хорошо знают, что человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Еще большее место занимает сон в детском возрасте: новорожденный спит в среднем 18 часов в сутки, а сон ребенка в возрасте одного года составляет около 13 часов. Эта закономерность
Все хорошо знают, что человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Еще большее место занимает сон в детском возрасте: новорожденный спит в среднем 18 часов в сутки, а сон ребенка в возрасте одного года составляет около 13 часов. Эта закономерность справедлива также и для всех сухопутных животных — в раннем детстве все они имеют минимальную двигательную активность и максимальную продолжительность сна. По мере взросления активность возрастает, а продолжительность сна сокращается [1].
Сон — это естественное, регулярное и необходимое состояние практически любого животного [2]. Чередование сна и бодрствования находится под влиянием циркадных ритмов и регулируется посредством гормональных и средовых факторов. Сон является восстановительным процессом для головного мозга и организма в целом, и о физиологической необходимости сна свидетельствуют, в частности, те многочисленные симптомы, которые возникают в организме подопытных животных, лишенных сна (так называемая «депривация сна») [3].
Роль сна в физиологии и патологии изучается в многочисленных лабораториях во всем мире. Предметами исследования чаще всего служат такие состояния, как бессонница, ночное апноэ, нарколепсия и другие. Кроме того, в последнее время возник особый интерес к изучению роли сна для здоровья ребенка, формирования его познавательных способностей и развития мозга [4, 5].
Цикл сон/бодрствование регулируется, с одной стороны, определенными структурами мозга, а с другой стороны, различными гормонами, продуцируемыми гипоталамусом. Установлено, что для состояния сна и бодрствования характерен различный гормональный профиль. Например, уровень мелатонина наиболее высок в ночное время, и именно мелатонин способствует засыпанию и сну [6].
Показано, что аденозин — нуклеотид, участвующий в генерации энергии для биохимических процессов — постепенно аккумулируется в головном мозге в процессе просыпания, но его количество снижается во время сна. Полагают, что аккумуляция аденозина в дневное время способствует более глубокому сну ночью [7].
В регуляции циркадных ритмов важную роль играет супрахиазматическое ядро (СХЯ) гипоталамуса. Эта структура реагирует на влияние внешнего света: под влиянием дневного света она посылает в шишковидную железу сигнал о прекращении синтеза мелатонина.
В регуляции сна принимают участие три процесса, в каждом из которых заключен гормональный, неврологический и средовой компонент:
Со сном тесно связана и зависима от него функция памяти. Быстрая (REM) фаза сна связана с процессом запоминания, в отличие от фазы сна, сопровождающейся медленными волнами (non-REM). Когда лицам, участвующим в каком-либо исследовании, дают определенный материал для запоминания, то в их памяти он лучше всего закрепляется именно после ночного сна.
REM-фаза сна особенно важна для развивающегося организма. Экспериментальные исследования показали, что подавление быстрой фазы сна у подопытных животных в раннем возрасте впоследствии сказывается на проблемах поведения (склонность к агрессии), вызывает стойкие расстройства сна, приводит к снижению массы мозга и увеличивает скорость отмирания нейронов [9].
Согласно онтогенетической гипотезе происхождения REM-фазы сна, активность этой фазы в неонатальном периоде необходима для всего последующего развития центральной нервной системы [10].
В регуляции процесса засыпания и собственно сна особое значение принадлежит обмену триптофана и его производных — серотонина и мелатонина. Из аминокислоты L-триптофана в результате метаболического пути, который контролируется двумя ферментами (триптофан-гидроксилазой и аминокислотной декарбоксилазой), синтезируется серотонин. Серотонин является нейротрансмиттером и регулирует такие состояния, как аппетит, сон, сексуальность, гнев, настроение и др.
При пероральном приеме серотонин не оказывает влияния на ЦНС, поскольку не проникает через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). В отличие от серотонина, триптофан и его активный метаболит 5-гидротриптофан, из которого и синтезируется серотонин, проникает через ГЭБ [11]. Эти вещества, присутствующие в продуктах питания, являются эффективными серотонин-эргическими агентами.
В регуляции синтеза мелатонина (N-ацетил-5-метокситриптамина), который вырабатывается шишковидной железой и синтез которого усиливается ночью, непосредственное участие принимает СХЯ. Показано, что для восстановления нормального суточного ритма необходимо воздействие яркого света в утренние часы и снижение освещенности в вечерние. У лиц с нарушением сна определяется низкий уровень мелатонина в крови в ночные часы [12].
Лечение нарушений циркадного ритма, вызванных как медицинскими (нарушение сна, слепота, психоневрологические нарушения, пожилой возраст), так и социальными факторами (сменная работа в ночное время, перелеты в другие часовые пояса) привели к разработке нового типа лекарственных препаратов, которые получили название «хронобиотики». К хронобиотикам относятся такие лекарственные средства, которые способны синхронизировать фазы сна и бодрствования и тем самым восстанавливать физиологический циркадный ритм.
Препаратом, который послужил родоначальником семейства хронобиотиков, является мелатонин [12]. Мелатонин (в дозе 5 мг за два часа до сна) оказался эффективен для более успешной адаптации людей при авиаперелетах с изменением часовых поясов. Он особенно показан для путешественников, пересекающих пять и более часовых поясов, особенно в восточном направлении, но успешно применяется и при пересечении 2–4 часовых поясов. Впоследствии были разработаны такие препараты, как рамелтеон и агомелатин, являющиеся агонистами мелатониновых рецепторов и обладающие более длительным периодом полужизни и более высокой степенью сродства к мелатониновым рецепторам, что, по мнению специалистов-сомнологов, является многообещающим в лечении нарушений циркадного ритма.
Для изучения параметров сна могут использоваться как объективные аппаратные методы обследования, так и данные анкетирования пациентов.
Основным методом в изучении параметров сна является электрофизиологическая методика, получившая название «полисомнография» (ПСГ), при которой одновременно регистрируются электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электроокулограмма (ЭОГ), электромиограмма (ЭМГ) и ряд других физиологических показателей. ПСГ используют для диагностики разнообразных состояний, ряд из которых является жизнеугрожающими. К таковым относятся ночное апноэ и ночные нарушения ритма дыхания, нарколепсия, парасомнии, ночные судороги, депрессия с бессонницей и нарушения циркадного ритма. ПСГ является стандартным методом обследования при ночных нарушениях ритма дыхания и показана при нейромышечных расстройствах и нарушениях сна [13].
ПСГ успешно проводилась как у наземных, так и у морских млекопитающих (дельфины). У дельфинов, например (в том числе и у младенцев-дельфинов), обнаружены уникальные особенности «однополушарного сна». Для сохранения нормального дыхательного ритма во время сна реально спит только одно полушарие головного мозга, тогда как другое находится в состоянии бодрствования [14].
Вместе с тем у детей раннего возраста проведение полисомнографии является технически сложным. Поэтому в последнее время одной из распространенных методик стал метод регистрации спонтанной двигательной активности в состоянии сна с помощью прибора «Актиграф». По мнению Ancoli-Israel et al. [15], актиграфия хотя и не является столь же точным методом, как полисомнография, но, тем не менее, более достоверна по сравнению с такими субъективными методами как:
Продолжительность сна в детском возрасте за последние несколько десятилетий уменьшилась во многих странах: в США, например, эксперты считают, что треть детей недополучает здоровый сон.
Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей. Так, в недавнем исследовании финские ученые доказали, что у детей, у которых продолжительность сна ограничена, повышен риск появления проблем с поведением и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Исследователи из университета Хельсинки и Национального института здоровья Финляндии оценили, каким образом недостаток сна влияет на проблемы с поведением и на появление симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ ГА). В эксперименте приняло участие 146 девочек и 134 мальчика в возрасте 6–15 лет. Информацию о сне детей получали от родителей, а также благодаря мониторингу сна с помощью специальных устройств, одеваемых на запястье (прибор «Актиграф»). Дети, продолжительность сна которых, согласно показаниям прибора, была менее 7,7 часов, набирали более высокие баллы в психологических тестах на импульсивность и гиперактивность, а также имели более высокий общий балл на проявления СДВ ГА. На основе статистического анализа короткая продолжительность сна оказалась статистически значимым фактором, влияющим на гиперактивность и импульсивность. Однако связи между продолжительностью сна и трудностями засыпания обнаружено не было.
Основной результат исследования заключается в том, что удалось выявить, что короткая продолжительность сна связана с проблемами поведения детей и СДВ ГА.?Короткий сон усиливает симптомы расстройства поведения, поэтому детям необходимо обеспечивать адекватную продолжительность сна, чтобы избежать проявления симптомов расстройства поведения.
Было показано, что проблемы со сном, имевшие место у детей первого года жизни, зачастую сохраняются у этих детей и в более старшем возрасте. В Австралии проведено обследование значительной по численности группы детей 3–4 лет (156 детей), у которых ранее, в возрасте 8–10 месяцев, выявлялись те или иные проблемы с засыпанием и сном. У 32% обследованных детей проблемы со сном оставались и в 3–4-летнем возрасте, причем примерно у половины из них, по оценке психологов, отмечалась склонность к агрессивному поведению и примерно у половины — соматические проблемы. Это свидетельствует о том, что нарушение ритма сон/бодрствование на первом году жизни примерно в трети случаев персистирует и сохраняется в старшем возрасте, оказывая влияние на поведение и самочувствие детей.
На рубеже ХХ и ХХI веков было замечено, что существует ряд различий в поведении и качестве сна у детей, находящихся на естественном или на искусственном вскармливании [16]. В связи с этим, в целях улучшения регуляции циркадного ритма сна и бодрствования, было предложено создание специализированной «Ночной формулы» [17]. Обоснованием для создания такого направления явились данные о том, что полноценный сон и рано установившийся физиологический ритм сон/бодрствование положительно влияют на развитие мозга и познавательную деятельность. Напротив, неполноценный, недостаточный сон оказывает негативное влияние на развитие мозга, особенно на ранних этапах его развития [18].
Правильный суточный ритм с регулярным чередованием сна и бодрствования устанавливается у младенца не сразу. Между 2-м и 4-м месяцами жизни у грудного ребенка происходят наиболее важные изменения в структуре сна, функциях внимания и возбудимости. Со 2-го по 6-й месяцы жизни происходит активное формирование циркадного ритма.
Среди факторов, влияющих на качество сна (его глубину и эффективность) можно выделить как средовые, так и нутритивные факторы. Что касается средовых факторов, то родители должны создать дома обстановку, способствующую формированию циркадных ритмов (светлое и оживленное место днем, темное и спокойное место ночью). Вместе с тем важное значение в настоящее время придается и нутритивным факторам, к которым, в частности, относятся триптофан, сложные углеводы и докозагексаеновая кислота (ДГК). Сочетание этих ингредиентов в составе «Ночной формулы» помогает воспроизвести физиологический ритм сна и бодрствования у детей на искусственном вскармливании.
Значение отдельных нутриентов в составе «Ночной формулы» определяется следующими факторами. Триптофан, являясь незаменимой аминокислотой, поддерживает формирование фазы засыпания. Этот процесс связан с метаболизмом трех соединений: триптофан–серотонин–мелатонин.
Триптофан служит предшественником серотонина и определяет уровень его образования. В свою очередь, серотонин активно участвует в осуществлении в организме ритма сон/бодрствование и играет важную роль в возникновении чувства насыщения. При уменьшении освещенности, в вечернее время из серотонина в шишковидной железе вырабатывается мелатонин [19].
Углеводы смеси способствуют поступлению достаточного количества триптофана в ткани мозга и запуска процесса синтеза триптофан–серотонин–мелатонин. Мальтодекстрин и легко перевариваемый крахмал обеспечивают быстрое всасывание глюкозы в кровь. Под действием инсулина конкурентные триптофану нейтральные аминокислоты покидают кровяное русло и поступают в основном в мышечную ткань. Соответственно возрастает количество молекул триптофана, переходящих гематоэнцефалический барьер. Таким образом, повышение уровня глюкозы в крови улучшает поступление триптофана в ткани мозга [19].
Самостоятельную роль выполняет в составе «Ночной формулы» ДГК. Известно, что длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (в особенности ДГК) необходимы для активности нейротрансмиттеров, которые играют ключевую роль в ритме сон/бодрствование. Кроме того, убедительно доказана роль длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот в формировании других фажнейших функций в организме ребенка грудного возраста, в частности, зрительного анализатора [20].
Детская молочная смесь Фрисолак Ночная формула содержит уникальную комбинацию нутриентов для хорошего и глубокого сна ребенка. Улучшая сон, Фрисолак Ночная формула способствует развитию мозга.
Повышенное содержание триптофана, быстро расщепляемые углеводы, докозагексаеновая кислота, гидролизат молочного белка.
Для улучшения качества сна:
Для обеспечения лучшего чувства насыщения:
Для созревания головного мозга и зрительного анализатора:
Психолого-педагогические условия развития детей в период новорожденности и младенчества
Психолого-педагогические условия развития детей в период новорожденности и младенчества
Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2 и 3-м мес. жизни ребенка. Итак, собственно младенчество можно разделить на 2 периода.
1. от 2 – 3 мес. до 6мес.
В это время мы можем наблюдать во всех областях новые проявления. Закончилось самое сильное падение кривой суточного количества сна, остался позади максимум суточного количества негативных реакций, прием пищи теперь проходит не с такой жадностью, так что ребенок на секунду прерывает еду, открывая при этом глаза. Имеются все ус ловия для деятельности, выходящей за пределы сна, питания и крика. Гораздо реже наблюдаются внутренние помехи для сна и вздрагивание при воздействии внешних раздражителей. Зато более разнообразной и длительной становится деятельность ребенка.
Вторая стадия младенческого возраста знаменуется тоже резкими изменениями в отношении ребенка к внешнему миру. Поворотный пункт такой же значительности мы наблюдаем между 5-м и 6-м мес. С этого времени сон и бодрствование занимают в течение дня одинако вое время. Из новых форм поведения к этому времени, между прочим, наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные поры вы радости, крик из-за неудавшегося намеренного движения, возможно также, что и первое желание, эк спериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек, т. е. активный интерес к окружающему.
Надо отметить, что в развитии ребёнка за год происходит такой скачок, какого не происходит за всю последующую жизнь.
Физическое развитие младенца
К пяти месяцам малыш уже переворачивается со спин ки на животик. Он стремится сесть сам.
В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой.
В 6 месяцев окончательно исчезает физиологичес кая мышечная гипертония ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы.
В 7 месяцев он сидит без поддержки.
В 8 садится без посторонней помощи. Сесть уверенно. Ползание подготовило его к сидению. Умение садиться, сидеть и при этом свободно действовать рука ми — важнейший этап в развитии ребенка до года. И вновь подчеркнем: малыш сел потому, что умственно созрел.
В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 ходит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. Пополз он не столько от того, что укрепил спинку и конечности, а потому, что умственно соз рел для этого, что должен реализовать инстинкт свободы. Умственно полноценный пополз потому, что для дальней шего развития ума ему нужно осваивать новое пространст во. Он пополз к новой игрушке, он пополз за умом. Умственно отсталый, будучи физически крепким, не поползет, пото му что ему это незачем. Естественно, ползание совершенствует ребенка и физи чески. Ползание должно предшествовать самостоятельному сидению, так как укрепляет мышцы спинки, туловища, конечностей. И когда научившийся ползать ребенок сядет, спинка его не выгнется беспомощно, угрожая искривлени ем позвоночника и нарушениями в развитии внутренних органов.
В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12 — ходит, держась за руку взрослого, а в 13 — ходит самостоятельно.
К 1 году прекращаются срыгивания.
Нормализуется работа почек. Однако Ребёнок не управляет выделительной функцией.
Вес мозжечка увеличивается в два с половиной раза, и это означает, что движения малыша достигли высокого совершенства, — он весьма и весьма координирован в пространстве и готов пойти.
Развитие психических функций младенца
Ощущение: В первое полугодие жизни происходит чрез вычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Достаточно хороший уровень развития движений глаз мож но отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся бо лее совершенными при наличии в поле зрения ярких, привле кательных предметов, а также людей, совершающих разнооб разные движения, за которыми может наблюдать ребенок.
Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-чет вертом месяцах — формы предметов.
Развивается слуховое восприятие. В 4 мес. появляются реакции на голос матери (улыбка). В 6 мес. начинают беспокоиться, если слышат голос матери, но не видят её. К 10 мес., слыша записанный на плёнку голос матери, будет смотреть на мать.
Развивается так тильная чувствительность, которая имеет значение для возникновения акта хватания и обследования предмета.
Примерно в 5 месяцев происходит перелом в разви тии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предше ствующей ему жизнью. Он организуется взрослым и рож дается как совместная деятельность ребенка с взрослым, но этого обычно не замечают.
Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. По этому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу ществляется под контролем зрения: ребенок рассматри вает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под ру кой предметы, которые она встречает на пути своего естествен ного следования. Затем движения руки становятся более целе направленными и управляемыми образом зрительно восприни маемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая вни мание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлека тельные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремуш ку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать ха рактерный звук. После 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринима емого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т.е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.
В виде сенсомоторного интеллекта.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для пси хического развития ребенка. С ним связано возникнове нием предметного восприятия. Когда раздражитель воздействует на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возни кает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осу ществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания раз вивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков.
Хватание, направление к предмету, стимулирует воз никновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром.
Речь: Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с по мощью голоса, что свидетельствует о перестройке голо совых реакций в поведенческие акты.
В первые месяцы жизни у младенца появля ется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 меся ца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, по вторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляет ся лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова.
В 6—6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предме та: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и рече вым общением у ребенка и взрослого появляется новая его фор ма — предметное общение. В ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интона ция, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости.
К концу первого года жизни ребенок точно понимает в сред нем примерно 10—20 слов и определенным образом реагирует на них. В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например, поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его.
Память: Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных фор мах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоя нии хранить образ воспринятого предмета не более одной секун ды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличива ется, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. На втором месяце жизни младенец особым образом реагиру ет на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов.
В 8—12 месяцев он выделяет предме ты в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свиде тельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами. (ассоциативной памяти)
Социальная ситуация развития младенца.
Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с мате рью приводит к возникновению нового типа деятель ности — непосредственного эмоционального общения ребен ка и матери. Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятель ности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Общение в этот период должно носить эмоциональ но-положительный характер. Исследования показали, что де фицит общения в этот период сказывается отрицательно. Так, после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.
Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познаватель ных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Вот почему начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.
Основной, ведущий тип деятельности ребенка в I период мла денчества — эмоционально непосредственное общение.
Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой харак тер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не согла шается просто «обмениваться со взрослым ласками». Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе заро дыш слова.
Девятимесячный уже знает свое имя и отвечает ожив ленными движениями на зов взрослого. Он уже добрый или «злой», энергичный или пассивный, настойчивый или уступчивый, спокойный или плакса, бесстрашный или осторожный, а то и боязливый, общительный или сам по себе.
Да и на посторонних малыш реагирует по-новому. «В то время как 3 — 4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, 5 — 6-месяч ные дети, — пишет Д. Б. Эльконин, — если к ним подойдет и начнет говорить чужой человек, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а за тем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться».
Кризис первого года жизни и основные новообразования.
Кризис 1года жизни – переход от младенчества к раннему детству. Тот факт, что ребёнок не может самостоятельно достать предмет или попросить его, приводит к тому, что он становится капризным.
K 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок ста новится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздроб ление единой социальной ситуации «Мы», теперь не ма ма ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого воз раста, знаменующее собой разрыв старой ситуации раз вития.
Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, кото рая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит пере ходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоцио нально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.
Ориентация на оценку взрослого является качественным новообразованием, которое происходит в кризисный период 1 года жизни.