Ключевые слова во сне обломова
Сон Обломова
сочинение по литературе 10 класса
Глава «Сон Обломова» — это девятый эпизод первой части романа. В этом эпизоде описывается сон главного героя, в котором он снова оказывается в своём детстве. Автор прибегнул к подобному приёму не случайно. Как известно, именно детские впечатления закладывают основу в формировании личности.
Обломовка
Эскиз к мультфильму «Обломов»
Во сне Обломов переносится обратно в родную Обломовку. Эта деревня, словно отдельный мирок, её жители изолировались от других людей. Сюда не доходят новости, сюда не приезжают незнакомые люди.
Главный герой происходит из старинного дворянского рода. В былые времена их имение считалось лучшим в округе, но поколение, к которому относились родители Ильи Ильича, посчитало, что более нет нужды трудиться. Зачем прилагать усилия, если жизнь всё равно будет сытой и безбедной.
Главными событиями в Обломовке были обеды, ужины, и сон. Илья Ильич не мог стать другим человеком, воспитываясь в этом месте. Слуги все за него делали, даже одеваться мальчику самостоятельно не приходилось. Целыми днями он отдыхал, а его родители не могли нарадоваться тому, что оградили своего сына от трудностей.
Сон Обломова
«Сон Обломова» — это особая глава романа. В ней повествуется о детстве главного героя, о влиянии воспитания на его характер.
Эта глава переносит читателя в Обломовку, где Илье Ильичу жилось комфортно и спокойно. Там он чувствовал себя защищённым от внешнего мира. Все в Обломовке были довольны своей жизнью, и ничто не нарушало её размеренный ход. Местные жители никогда не задумывались о смысле своего существования или собственном предназначении, их сознание не было загромождено какими-либо мыслями.
Изображая картину жизни Обломовки, И.А. Гончаров рассказывает и про её хозяев. Отец главного героя тоже был ленивым и апатичным. Он мог целое утро сидеть и просто смотреть в окно, наблюдая за тем, что происходит во дворе их дома. Мать Обломова была более деятельной натурой, чем её муж, но большую часть времени она была занята выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Забота о пище была главной заботой в Обломовке, где царил культ еды.
В таких условиях формировался характер главного героя, и все это, без сомнений, на нём отразилось. В детстве он был активным, умным, любознательным, способным мальчиком, перед которым открывалось множество возможностей. Он не вписывался в сонное царство Обломовки своей неуёмной энергичностью. В других условиях Обломов вырос бы совсем другим человеком и обязательно достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды оказалось настолько сильным, что он не смог ему противостоять.
Роль сна Обломова в раскрытии характеров героев
Характер главного героя был противоречивым, поэтому и роман разделён на две части, описывающие разные стороны его жизни, а связующим звеном выступает глава под названием «Сон Обломова». Этот эпизод даёт объяснение тому, почему главный герой стал таким безвольным человеком. Всё дело в том, что основные качества в Илью Ильича заложила Обломовка, и оказала большое влияние на него самого и на его дальнейшую судьбу.
Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Описанный в этой главе сон объясняет отношение главного героя к окружающей его действительности, помогает понять, откуда берёт свои истоки «обломовщина» — явление, которое способно погубить любого человека.
Данная глава даёт возможность проследить жизнь Обломова с самого начала, и увидеть, что в раннем детстве он был таким же, как и все остальные дети. Однако родители оградили мальчика не только от всевозможных опасностей, но и от самой жизни, вместе со всеми её радостями.
«Сон Обломова» выступает в роли своеобразного смыслового и композиционного ключа ко всему роману. Именно любовь ко сну не дала возможности Обломову реализовать свой потенциал, обусловила его неспособность к какой-либо деятельности.
Сон Обломова
Начинается этот эпизод с того, что автор описывает тот «благословенный уголок земли», в котором прошло детство главного героя. Об этом месте говорится, что в нём нет ничего, что могло принести его жителям неприятности или неудобства. Здесь всё пропитано любовью, заботой и спокойствием. Обломовка, словно остановилась во времени, замерла в своём развитии.
Без сомнений, эта глава имеет большое значение для понимания всего романа, она помогает лучше понять внутренний мир главного героя, узнать его страхи и надежды. Ведь именно в детстве закладываются основы, на которых в дальнейшем формируется личность человека.
В Обломовке Илюше не позволяли быть самостоятельным, подавляли всяческий интерес к окружающему миру. Вначале эта чрезмерная опека не нравилась мальчику, но со временем он привык к тому, что о нём заботятся, и оберегают от малейшей опасности. Обломов рос в тишине и спокойствии, эта безмятежность прослеживалась во всем: в местных жителях, в природе, словно витала в самом воздухе.
Изолированность Обломовки от внешнего мира
Иллюстрация к роману «Обломов»
В главе «Сон Обломовка» наглядно демонстрируется изолированность Обломовки от внешнего мира. К примеру, ситуация, когда незнакомый мужчина оказался в канаве. Жители Обломовки не стали ему помогать только потому, что он был не из здешних краёв. Удивительно, с какой теплотой и заботой они относятся к своим землякам, и как равнодушно к тем, кто не был родом из Обломовки. Страх перед новым и неизведанным полностью изменил мировоззрение «обломовцев», всё чуждое для их понимания остаётся за пределами Обломовки.
Значение сна Обломова
И.А. Гончаров в романе «Обломов» дал личную оценку существующему государственному устройству, со всеми его пороками и изъянами. Осуждая бездеятельность главного героя, автор в то же время показывает пагубное влияние общественного строя, которому не хочет подчиняться Обломов. Несмотря на то, что у него нет будущего, и в свои тридцать два года он оказался в тупике, Илья Ильич не стал частью того мира, который считал несправедливым. Гончаров не одобряет этот пассивный протест, но и покорное молчание не считает достойным выбором.
Сон Обломова является ключом для понимания его характера. Автору удалось показать причины, лежащие в основе поступков и поведения главного героя. Обломов – это продолжение Обломовки, он провёл своё детство в царстве сна и спокойствия, поэтому разучился к чему-нибудь стремиться и действовать. Да и не привык он прокладывать себе в жизни дорогу.
Обломов – это образ, при помощи которого Гончаров показал трагедию всего дворянского сословия, с их невоплощёнными в жизнь мечтами и стремительно разоряющимися семейными гнёздами. А сон Обломова – сказка, оставшаяся где-то в прошлом.
Характер Ильи Обломова
Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А. Гончарова- характер трагичный, противоречивый. Его личность — результат его воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.
Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено детство героя, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками и вовсе не является врожденным качеством.
Деревня Обломова
Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью, все ее жители похожи один на другого. Все, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была добыча пищи и обустройство условий для отдыха.
В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но гиперопека матери и няни мешают ему в его начинаниях. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпала даже няня. В эти недолгие мгновения ребенок был предоставлен сам себе.
Детство
Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри него. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учительство его не привлекает, во-первых потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание, изъявленное подростком, тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и толст.
Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.
Сказка
Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного деревенского уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.
Я думаю, что автор ввел главу «Сон Обломова», чтобы дать читателям возможность понять истоки характера главного героя и предостеречь от ошибок в воспитании подрастающего поколения.
Подробный план главы «Сон Обломова»: цитатный план эпизода
Обломовка. Художник П. Н. Пинкисевич |
«Сон Обломова» является одной из центральных глав романа «Обломов» И. А. Гончарова. Это IX-ая глава 1-ой части романа.
В этой статье представлены подробный цитатный план главы «Сон Обломова»: описание основных событий и фактов, описанных в данном эпизоде.
Смотрите:
— Критика о главе «Сон Обломова»
— Краткое содержание «Сна Обломова»
— Все материалы по роману «Обломов»
План главы «Сон Обломова»: подробный цитатный план эпизода
«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей.»
«. общим видом этой скромной и незатейливой местности.»
«Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!»
«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.»
«Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.»
«В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.»
«Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело.«
«Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. «
«Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
«И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку. » (автор иронично о матери Обломова)
«Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. «
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!»
«Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
«И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.»
«Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.»
«А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни. » (об Илье)
«Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса. «
«Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу все ждет чего-то страшного и боится. И теперь еще, оставшись в темной комнате или увидя покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски; смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером.»
«Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.»
«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.»
«И вот воображению спящего Ильи Ильича начали так же по очереди, как живые картины, открываться сначала три главные акта жизни, разыгрывавшиеся как в его семействе, так у родственников и знакомых: роди́ны, свадьба, похороны.
Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок.»
«Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, пира, церемонии, а потом, окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай — именины, свадьба и т.п.»
10. Однажды в Обломовке рушится часть дома, из-за чего погибает наседка с цыплятами. Это вызывает переполох в имении, но затем ремонт дома, как обычно, откладывается на неизвестный срок:
«Так, например, однажды часть галереи с одной стороны дома вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами. «
«Потом, недели через три, велено было Андрюшке, Петрушке, Ваське обрушившиеся доски и перила оттащить к сараям, чтоб они не лежали на дороге. Там валялись они до весны.»
«Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме. «
«В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера.»
«Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.»
«Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.»
«На креслах в гостиной, в разных положениях, сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома.Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом. «
«Видит Илья Ильич во сне не один, не два такие вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.
Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него.»
«Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне.»
«Все обомлели; хозяйка даже изменилась немного в лице; глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.
— Что за диковина! От кого это? — произнесла наконец барыня, опомнившись.»
«Наконец не вытерпели и на четвертый день, собравшись толпой, с смущением распечатали. Обломов взглянул на подпись.»
«Оказалось, что Филипп Матвеевич просит прислать ему рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке.»
«Впрочем, Илье Ильичу снятся больше такие понедельники, когда он не слышит голоса Васьки, приказывающего закладывать пегашку, и когда мать встречает его за чаем с улыбкой и с приятною новостью:— Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?»
«И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает.»
«. ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:
— Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас.
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя.После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!». «
«Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»
«. потом напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки. «
Разработка урока литературы на тему «И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9 «Сон Обломова» (10 класс)
Разработка урока литературы на тему «И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9. «Сон Обломова».
Тема: И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9 «Сон Обломова».
Цель: 1.Осмысление образа главного героя романа через анализ главы 9. Определении роли сна в системе произведения.
2.Обучение анализу произведения. Развитие критического мышления обучающихся через осмысленное чтение произведения.
3.Содействие нравственному воспитанию обучающихся.
Личностные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; смысловое чтение; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
Предметные: умение анализировать литературное произведение; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Сегодня на уроке в центре нашего внимания роман И.Гончарова «Обломов», а именно глава 9, описывающая сон Ильи Ильича Обломова. В качестве эпиграфа к уроку можно взять слова самого героя произведения:
«Сны — отражение реальности. Реальность — отражение снов». (Зигмунд Фрейд)
— Как вы понимаете данные высказывания?
— Исходя из темы урока и эпиграфа, поставим перед собой цели нашего занятия.
3.Подготовка к основному этапу занятия.
— Какова роль сна в нашей жизни? (Ответы учеников)
— В каких русских произведениях 19 века авторы используют эпизоды сна?
(Сон Светланы в балладе «Светлана»В.Жуковского, сон Татьяны Лариной в романе А.Пушкина «Евгений Онегин», сон Гринёва в «Капитанской дочке» А.Пушкина, сны Катерины в пьесе «Гроза» Н.Островского, сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.Достоевского…)
— С какой целью русские писатели включают в свои произведения сон?
(У Жуковского: сон есть отражение страхов Светланы, ожидающей своего жениха; Татьянин сон – предсказание, предопределение будущего героев, сон пророческий; сон Гринёва предваряет грядущие события, также вещий; сок Катерины – способ отражения постепенных глубоких изменений, происходящих в душе героини; сны же Раскольникова отражают физическое и нравственное состояние героя, совершившего преступление.)
— Каково функция сна в романе Гончарова – ответим в конце наших размышлений.
— С какой целью автор начинает главу с описания природы? (Отображает состояние героя, а также оказывает влияние на его характер.)
— Какова картина природы? Зачитать отрывки. (+ «Благословенный уголок земли», «чудный край»,« все идет обычным, предписанным природой общим порядком»)
— Что из себя представляли деревенские избы обломовцев? (« как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны», «одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней», « Крыльцо висело над оврагом»…)
— Как данные высказывания характеризуют обломовцев? (Бесхозяйственность, леность, безразличие)
— Как относятся обломовцы к «чужим»? («Интересы их были сосредоточены на них самих», «Мальчишки первые заметили его и с ужасом прибежали в деревню с вестью о каком-то страшном змее или оборотне, который лежит в канаве», «Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог… Нездешний, так и не замайте! Пусть его себе! И ходить не по что было вам!» Это примеры черствости, равнодушия к страданиям других, недалёкости ума, отсутствие их даже у стариков.)
— В какие моменты видит себя во сне Илья Ильич? (Ребёнком в имении родителей, подростком – «в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян».)
— Каковы утро, день, вечер семьи Обломовых? Родители? (« Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни», «Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным…», «Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом», «И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью», в полдень все спали, вечером Илюша слушал сказки, «И старик Обломов и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек…». )
— Какова главная забота в Обломовке? («Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».)
— Что говорили по завершении дня? Почему? («Вот день-то и прошел, и слава богу! – говорили обломовцы, ложась в постель, кряхтя и осеняя себя крестным знамением. – Прожили благополучно, дай бог и завтра так! Слава тебе, господи! Слава тебе, господи!» Не любили суеты, лишних движений, переживаний, хлопот, кроме привычных, боялись нарушить обычный ход дня, были осторожны. Так однажды вызвало большой переполох письмо с просьбой написать рецепт пива, Обломовы не сразу решились даже его прочитать.)
— Как относились в доме к Илюше? (Чрезмерная «нежная заботливость», опека – «и не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя», не позволяли выходить «за ворота», на ночь рассказывали сказки, страшные рассказы, баловали, лелеяли «как экзотический цветок в теплице», цель – здоровый, румяный ребёнок, « понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду», «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь, здоровье дороже всего в жизни», «любят фантазировать о будущем Илюши».)
— Каким показан Илюша в детстве? («Ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом», ему хотелось увидеть мир и за пределами дома, любил слушать сказки, верил всему, что рассказывали, хотелось играть, резвиться, быть в движении, «он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь», когда все спали.)
— Как Илюша относился к рассказам няни? («Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ», «Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости», «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне, его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей, у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы», «Заселилось воображение мальчика странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей». Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги. В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие, мягкость, утончённость. )
— Каким показан Илья Ильич в 13-14 лет? (« отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов», «бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска», «Посмотришь, Илья Ильич и отгуляется в полгода, и как вырастет он в это время! Как потолстеет! Как спит славно! Не налюбуются на него в доме, замечая, напротив, что, возвратясь в субботу от немца, ребенок худ и бледен», «сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», «он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая», « а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки».)
— Чему верили в Обломовке? Почему? («В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят… – так сильна вера в чудесное в Обломовке!» Не знали и не хотели знать иного, того, что за пределами Обломовки, их устраивали сказки, небывальщина, которая далеко или проходит мимо: «жизнь как покойная река текла мимо них». Не задумывались над нравственными вопросами. Это признак духовной лени, «мёртвой души».)
— Как обломовцы относились к труду? (Как к наказанию. Не любили трудиться. Дом постепенно ветшал. Автор иронизирует над отцом Обломова, поднимающим плетень.)
— Как относились к деньгам? («обломовцы были до крайности скупы», на всём экономили, «выдавались всегда с великим соболезнованием», «соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги», «Вообще они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов. Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов – держать их в сундуке».)
— Как относились к образованию, книгам? (Выгода, престиж)
— Какие можно выделить ключевые слова 9 главы? (Сон, покой, безмятежность, дешёво, без волнений, тишина, неподвижность.)
— Охарактеризуйте образ жизни в Обломовке. (Апатия, сонливость, спокойствие и размеренность, повторение, однообразие жизни, суеверие, безмятежность и суетность, равнодушие, пассивность, боязнь что-либо изменить, безразличие, запущенность, скупость, экономность.)
— Почему Обломов не хочет жить реальной жизнью, а предпочитает плен сна? (Обломов не приспособлен к жизни, ленив, не привык к деятельности, не имеет интереса и целей, т.к. с детства за него всё решалось и выполнялось. Сон обращает героя в этот мир детства, где всё просто, ясно, уютно, без суеты – «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми
уголок и жить никому неведомым счастьем». )
— Какова роль сна Обломова в системе романа? (1.Вспомним высказывание З.Фрейда. 2. Сон выступает как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя.
3. Глава «Сон Обломова» в романе Гончарова «Обломов» имеет самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров к Обломову, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.)
— Что нового для себя узнали на уроке?
— Какие нравственные уроки извлекли?
— В чём несчастье героя?
— Какие положительные качества «оставило» детство?
6.Информация о домашнем задании.
Чтение второй части главы 1-4, найти цитаты-характеристики Обломова и Щтольца.