Ключевые слова в эпизоде сон обломова
Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова (Глава 9)
Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.
Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью. Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.
Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство. Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.
Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.
Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество. Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения. Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.
Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ фрагмента «Сон Обломова»
Популярные сегодня темы
Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет
Эта баллада – перевод произведения Шиллера. Трагическое повествование о поступке смелого юноши-пажа, прошедшего испытание, которое назначил король. Но победить стихию удалось только один раз…
Михаил Шолохов сохранился в человеческой памяти, как гений в писательской среде,с самым обыденным раскладом к творчеству. Известность во всем мире ему принес известный «Тихий дон».
Время, в которое живёт человек, всегда оказывает влияние на формирование его характера, на его мировоззрение. Действие романа Отцы и дети описывает жизнь русского общества за два года до отмены крепостного права
Обучение анализу эпизода (на примере главы «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов»)
Обучение анализу эпизода (на примере главы «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов», 10 класс)
Вначале нужно определить лексическое значение слова «эпизод». Сначала ученики пытаются дать толкование этого слова самостоятельно, затем находят в словаре. Эпизод – отрывок (фрагмент), часть текста, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Учитель: Можно ли любой отрывок из текста назвать эпизодом? Какое словосочетание является важным в данном определении? (Законченном событии)
Учитель: На какие составляющие необходимо обратить внимание при анализе эпизода? Ответы учеников: композиция, пейзаж, портрет, монолог, диалог.
Ученикам предлагается план работы с эпизодом (заранее распечатан для каждого ученика):
Определите тему эпизода, микросюжет.
Определите границы эпизода, его композицию.
Какое впечатление произвёл эпизод (читательское восприятие, мысли, чувства).
Найдите наиболее значимые художественные детали (пейзаж, портрет, речь, интерьер). В чём проявляется мастерство писателя? Как эти детали помогают понять суть характера героев, события?
Выясните, как способствует выявлению характера героя (героев) центральная ситуация эпизода (его действия, мысли, чувства, переживания).
Определите авторскую позицию.
Вычлените другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найдите в них сходные темы, мотивы, размышления автора.
Определите, какую роль играет данный эпизод в раскрытии идеи всего произведения.
Далее класс, предварительно разбившись на 4 группы, приступает к ответам на вопросы 1, 4 (первая группа), 2,5 (вторая группа), 3, 7 (третья группа), 6, 8 (четвёртая группа).
Ответы первой группы:
Вопрос 4. Картины окрестностей Обломовки строятся в основном на контрасте, то есть автор рисует выдуманные им пейзажи бушующего моря, мрачных гор, свинцовых туч, но этого нет в ландшафте сельского раздолья, где тишина и мир в полях и, соответственно, в душах людей. Усилению противопоставления безмятежного уголка и бушующего другого мира способствуют частицы НЕ, НИ, отрицательное слово НЕТ. Мастерство Гончарова проявляется в том, что, изображая деревенскую идиллию, он показывает её нереальность, иронически подчёркивает, что такой ничем не нарушаемый покой может только присниться герою, чья «голубиная душа» жаждет тишины и невозмутимого спокойствия.
Портрет маленького Илюшечки словно нарисован глазами любящих родителей, для которых полнота ребёнка – это признак здоровья. Мальчик «хорошенький, красненький, полный, щёчки такие кругленькие». Забота о пище была главной в бесконечной череде дней. Многочисленные няньки, мамушки, приживалки рьяно бросаются кормить только что проснувшегося малыша булочками, сухариками, сливками. Так закладываются в Илье изнеженность, нездоровая полнота, вялость и лень.
Ответы второй группы:
Вопрос 2. Границы данного эпизода чётко обозначены самим автором, это глава IX, которая единственная из всех имеет название – «Сон Обломова». Таким образом Гончаров выделяет центральный эпизод, который помогает понять, что искалечило жизнь Обломова и что такое обломовщина как социальное явление. Композиционно автор постепенно разворачивает почти сказочное повествование от пейзажа, каждодневного уклада жизни Обломовых и их дворовых до изображения порывов любознательного Илюши узнать мир, выйти за пределы дозволенного, побегать, пошалить. Но окружение мальчика, вечно всего опасающееся, ограничивает его свободу. Он прислушивается к сказкам няни о том, что всё человек получает каким-то чудом, а вовсе не усилием воли и трудом. Так формируются его привычки, характер и отношение к миру.
Ответы третьей группы:
Вопрос 3. Эпизод заставил задуматься о роли окружения в жизни ребёнка, о воспитании. Описание мыслей и чувств мальчика вызывает симпатию к чуткому и чувствительному, милому и доброму ребёнку, наделённому немалым воображением. С другой стороны, испытываешь сожаление, что его замечательные качества во взрослой жизни окажутся невостребованными, точнее, недостаточными, чтобы стать дельным. При правильном воспитании из него мог бы выйти полезный человек, например, писатель, художник, композитор. Ведь его чистая душа открыта всему прекрасному, не случайно он влюбился в Ольгу Ильинскую, услышав её дивное пение.
Ответы четвёртой группы:
Вопрос 6. Позиция автора заключается в том, что он, любя своего героя Обломова, выносит суровый приговор всем, кто боится жизненных бурь, ничего не делает для осмысленной и полезной для других жизни, предостерегает молодых от омертвения души.
Вопрос 8. Данный эпизод является самым важным для понимания произведения в целом. Это его стержень, на который нанизываются другие эпизоды, в которых показана на первый взгляд деятельная, бурная жизнь гостей Обломова, но она посвящена сплетням, карьере, стремлению пустить пыль в глаза; бесконечное зарабатывание денег Штольцем; слабость и безволие героя, отказавшегося от любви Ольги Ильинской, потому что мало добиться взаимного чувства такой замечательной девушки, надо расти, развиваться, меняться; неумение написать письмо и разумно распорядиться имением, приведшее к разорению Обломова. Гончаров подчёркивает: должны быть разумные цели, к которым надо идти, не страшась трудностей, нужно быть полезным людям, уметь дружить и любить.
Ответы учащихся могут афишироваться на большом листе или на заранее подготовленных слайдах, где размещены вопросы. Кто-либо из группы печатает сжатый ответ, например, на вопрос 3: Эпизод заставил задуматься о роли окружения в жизни ребёнка, о воспитании. При правильном воспитании из него мог бы выйти полезный человек.
Если позволит время, можно продолжить работу по написанию анализа эпизода на втором уроке. Это может быть индивидуальная, парная, групповая работа. Ответы на вопросы, предложенные группами, желательно распечатать. Если нет возможности провести второй урок, то анализ эпизода даётся в качестве домашней работы.
Урок литературы «Сон Обломова» (10 класс)
Урок литературы в 10 классе « Сон Обломова- увертюра ко всему роману»
— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).
— выявить роль сна в романе «Обломов»
— развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;
— воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
1. Владеть смысловым чтением.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифицировать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
1. Оценивать свои и чужие поступки.
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Тип урока Изучение нового материала
Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;
Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.
1.На доске запишем тему урока «Сон Обломова»… Может это заглавие отражать основное содержание урока? Вернемся к теме в конце урока. А теперь попробуйте определить те проблемы, которые нам предстоит решить в ходе урока. ( Какова роль эпизода в раскрытии идейного замысла романа? Какую роль играет глава в раскрытии характера персонажа? Почему только эта глава имеет заглавие? Почему «Сон Обломова появился раньше самого романа?)
— Что узнаем? (Какую роль играет эпизод?)
— Чему научимся? (Анализировать эпизод)
2. Предлагаю ответить на некоторые вопросы «Верите ли вы?» и обосновать своё мнение.
* что Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых?
* что главным воспитанием в семье Обломовых считалось приобщение ребёнка к труду?
* что в Обломовке такое изобилие перепелов, что летом при уборке хлеба мальчишки ловят их руками?
*что обрушившаяся галерея тотчас была поправлена?
* что главною заботой в Обломовке была кухня и еда?
*что полученное в Обломовке письмо тотчас было прочитано?
* что в доме Обломова считалось, что нет неодолимых преград к учению?
4. В романе мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Из скольких частей состоит «Сон Обломова»?
— Характеристика Илюши в 7-8 лет.
5. Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Несколько дней из жизни Обломова», помня, что это восприятие романа режиссером С.В.Михалковым.
6. Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!
Предлагаю поработать в группах и составить по одной схеме на группу. Что входит в понятие «Благословенный край?» (Презентация схем)
7. В сне присутствуют образы- символы. Попробуйте определить значения этих символов. (Работа в группах)
Овраг ( незнакомое, страшное место)
Письмо (символизирует подозрительность обломовцев)
Пирог (символ благодатной жизни, забота о пище – главная забота обломовцев)
Сон (символ смерти, вечный сон)
8. В главе много образов русского фольклора, перечислите их. Как вы думаете, с какой целью Гончаров вводит такое количество персонажей фольклора в главу? ( Сказки, былины формируют характер русского человека)
9. Что вы можете сказать о родителях Обломова?
10.Предлагаю заполнить каждому таблицу.
Что в обломовской жизни вызывает добрые чувства писателя?
Что писатель не принимает в обломовском укладе?
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
4. В Обломовке нет места злу.
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).
2. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
11. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение
10. Какие черты характера сформировались у Обломова?
Умение чувствовать красоту
Способность к самообвинению
Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)
Стремление к гармонии в душе
Неумение преодолевать трудности
11. На первом уроке по роману мы назвали роман загадочным. И действительно, на протяжении более чем 100лет читатели по-разному оценивали роман. Давайте посмотрим, какую оценку давала критика в разное время 9 главе «Сон Обломова». У вас на партах есть отрывки из критических статей разного времени. Какому взгляду отдаёте предпочтение вы? Аргументируйте.
1. А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.
“ Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”
А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.
В.Кантор. Долгий навык к сну. 1989.
“ Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.
Ю.Лощиц. Несовершенный человек. 1996.
Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича..
А.Ранчин. Что такое «Обломовка»? 2006
Обломов не равен Обломовке, да и в самой Обломовке есть притягательно-манящие, но потому и “коварные” черты. Да, у Обломова есть достоинства, чуждые Штольцу (другой вопрос, насколько эти привлекательные свойства производны от быта Обломовки и воспитания Илюши). Но очевидно по крайней мере, что Обломовка не “рай земной”, не идиллия. Это мир благополучия и простых радостей, но мир примитивный, о котором можно вздыхать, а порою и мечтать, но вернуться в который не только невозможно. Возвращаться туда не следует. (Андрей Ранчин. «Что такое Обломовка?»)
12. Итак, давайте вернёмся к теме урока и попробуем доформулировать её. Допишите тему, отразив роль главы в романе. Гончаров назвал «Сон Обломова увертюрой к роману». Почему? (Увертюра –музыкальное вступление)
Попробуйте вставить в деформированный текст пропущенные слова.
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является …..в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования …литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Описываемый в 9 главе сон во многом объясняет отношение героя к действительности, помогает понять истоки …— явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Детство навсегда осталось для Ильи Ильича … настоящей жизни – спокойной и сытной.
(С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Детство навсегда осталось для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытной.)
13. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на следующем уроке и сформулируйте домашнее задание. (Обломов и Штольц) Почему столь разные по характеру люди дружат?
Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»
Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.
Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;
Тип урока: урок углубленной работы над текстом;
Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;
Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;
Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста, ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;
Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » ; слайдовая презентация;
Организационный момент (1 минута);
Целеполагание (1 минута);
Вступительный этап (8 минут):
-постановка проблемных вопросов;
— беседа с учениками;
Основная работа с текстом (25 минут);
Заключительный этап (8 минут);
Домашнее задание (2 минуты)
В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при « Современнике » была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».
Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?
Увертюра – ( франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.
Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».
В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Сообщение ученика (Карина Панова)
Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.
В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?
Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?
I часть сна. Экспозиция
— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?
— Что же снится Илье Ильичу?
(Краткий пересказ 9 гл.).
— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
— С какой целью автор использует пейзаж?
II часть сна. Чудесная страна.
— Каков переход от первой части сна ко второй?
(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)
— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?
III часть сна. Обломову 13-14 лет.
— Каков здесь механизм связки частей?
(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)
— Что происходит далее?
(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).
— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?
— В чем корни «обломовщины»?
Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: « Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?
Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.
Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.
В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?
Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.
Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.
Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.
Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.
С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?
Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.
Каким изображает автор маленького Ильюшу?
В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.
Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»
Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?
Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?
Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)