коэффициент лернера для фирмы l 0 967 это означает что
Коэффициент лернера для фирмы l 0 967 это означает что
Индекс Лернера: понятие, формула, примеры
Индекс Лернера — это показатель монопольной власти, который равен надбавке над предельными издержками в процентах от цены. Его значение колеблется от 0 в случае совершенной конкуренции до 1 в случае чистой монополии.
Одно из наиболее важных различий между совершенной конкуренцией и монополией заключается в соотношении между ценой и предельными издержками.
Абсолютно конкурентоспособная фирма не может позволить себе устанавливать цену выше предельных издержек.
Это происходит потому, что она сталкивается с горизонтальной кривой спроса, которая означает, что если фирма попытается взимать цену выше своих предельных издержек, то будет иметь нулевой доход, потому что все ее клиенты переключатся на своих конкурентов.
С другой стороны, монополист сталкивается с нисходящей кривой спроса, что означает, что он может взимать цену выше своих предельных издержек.
Один из способов выяснить степень монопольной власти — это определить разницу между ценой и предельными издержками монополиста. Именно это и делает индекс Лернера.
Формула
Индекс Лернера — это, по сути, наценка фирмы на ее предельные издержки. Если цена равна P, а предельные издержки — MC, индекс Лернера L можно выразить с помощью следующего уравнения:
L = (P – MC) ÷ P
В совершенной конкуренции, поскольку P и MC равны, индекс Лернера равен 0. Чистый монополист, с другой стороны, теоретически может взимать бесконечную надбавку, которая приводит нас к значению L, равному 1.
Индекс Лернера и эластичность спроса
Чем выше ценовая эластичность спроса на продукцию фирмы, тем ниже ее индекс Лернера. Это происходит потому, что высокая эластичность спроса означает, что любое повышение цены продукта приведет к тому, что потребители переключатся на товары-заменители.
Это снижает способность монополиста продавать свою продукцию с более высокой надбавкой.
Существует обратная зависимость между индексом Лернера и эластичностью спроса, как показано в приведенном ниже уравнении:
Пример
Предположим, нам нужно заполнить пробелы в следующей таблице:
Отрасль | Цена, P | Предельные издержки, MC | Эластичность спроса, Ed | Индекс Лернера, L |
A | 10 | 0.4 | ||
B | 30 | -2 | ||
C | 40 | 30 |
Мы можем использовать значение индекса Лернера для расчета предельных издержек (MC) фирмы следующим образом:
0.4 = (10 – MC) ÷ 10
MC = 10 − 4 = 6
MC = P − P × L = 30 — 30 × 0,5 = 15
По результатам вычислений наша таблица примет окончательный вид:
Отрасль | Цена, P | Предельные издержки, MC | Эластичность спроса, Ed | Индекс Лернера, L |
A | 10 | 6 | -2.5 | 0.4 |
B | 30 | 15 | -2 | 0.5 |
C | 40 | 30 | -4 | 0.25 |
Наибольшей монопольной властью, таким образом, обладает отрасль C, а наиболее приближенной к совершенной конкуренции является отрасль A.
Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP
Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/Ed P
Он показывает долю превышения цены над предельными издержками в цене. Значение индекса изменяется в диапазоне от 0 до 1. Чем оно ближе к 1, тем большей монопольной властью обладает фирма. В связи с трудностью расчета предельных издержек на практике можно считать IL= .
В этом случае индекс показывает долю прибыли в цене продукта.
ТЕСТЫ
1. Предприниматель почет вложить капитал так, чтобы стать отраслевым лидером по объему продаж. В какой из перечисленных
ниже отраслей ему будет проще достичь своем цели (при условии,
что финансовые возможности его не ограничивают)?
1) приборостроение, IHH = 2000;
3) химическая, IHH = 1200;
5) нельзя ответить, так как неизвестна доля в продажах лидирующей фирмы в отрасли.
2. Общей чертой олигополистического рынка и рынка монополистической конкуренции является:
1) отсутствие каких-либо барьеров для входа в отрасль;
2) стратегическое поведение фирм;
3)незначительное количество продавцов, действующих на рынке;
4) то, что фирмы обладают рыночной властью;
5) дифференциация продукта.
3.Товары, объединенные о товарную группу:
1) формируют корзину потребителя;
2) обладают значительной положительной перекрестной эластичностью по цене и удовлетворяют одну и ту же потребность;
3) обладают значительной отрицательной перекрестной эластичностью по цене и удовлетворяют одну и ту же потребность;
4) производятся одной и той же фирмой,
2) стремится к нулю;
3)стремится к единице;
4) тоже стремится к бесконечности;
5. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:
1) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
2) цены уравниваются с предельными издержками;
3) фирмы не получают экономической прибыли,
4)все имеющиеся производственные мощности задействованы;
5) предельная выручка равна рыночном цене.
6. Коэффициент Лернера для фирмы IL = 0,98. Это означает, что:
1 ) общие издержки фирмы больше ев дохода;
2)общие издержки фирмы меньше ее дохода;
3) фирма близка к положению совершенного конкурента, поэтому ее предельные издержки примерно равны цене;
4) фирма близка к положению чистой монополии, поэтому ее предельные издержки много ниже цены;
5) значение коэффициента говорит о том, что фирма имеет депо с неэластичным спросом.
1) вход новых фирм в отрасль затруднен;
2) к продаже предлагаются дифференцированные продукты;
3) стратегическое поведение имеет решающее значение;
4) спрос на продукцию отдельной фирмы относительно неэластичен;
5)все ответы правильные.
8. Дифференциация продукция относится:
1) к физическим характеристикам блага (цвет, вкус и т.д.);
2) формальным признакам блага (марка производителя, знак качества и т.д.);
3) условиям продажи (расположение торговой точки, часы работы и т.д.);
4) все ответы правильные;
5) нет правильного ответа.
2) оставаться постоянными;
4)находиться в точке минимума;
5) равны предельному доходу.
10. В условиях краткосрочного равновесия на рынкемонополистической конкуренции у фирмы, получающей экономическую прибыль:
1 ) предельные издержки меньше средних издержек;
2)средняя выручка больше предельных издержек;
3) средняя выручка больше средних издержек;
4) предельная выручка меньше средних издержек;
5) все ответы правильные.
ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
Решение:
1. Найдем выпуск, который обеспечит дайной фирме максимум прибыли:
3. Таким образом, фирма недопроизводит = Q-Qm = 6-4, 77 = 1,23 тыс. шт.
Ответ: =1,23 тыс. шт.
Решение:
Прибыль определяется по формуле П = (Р – АС)Q. Отсюда
(Р – АС)= =
руб. Поскольку AC=80руб., то цена единицы составляет Р=АС + 20 = 80 +20 = 100 руб. Теперь определяем индекс Лернера.IL=
В одной из отраслей в России самая крупная фирма выпускает 40% продукта, а остальное производство распределено равномерно между шестью другими фирмами. Является ли отрасль высококонцентрированной или умеренно концентрированной?
ЗАДАЧИ
Долгосрочные средние издержки монополистического конкурента выражены уравнением АСLR =12Q 2 –26Q+24-, а спрос на его продукцию – Оd = 6 – 0,5Р. Определите, сколько продукции и по какой цене сможет продать фирма в долгосрочном периоде. Как изменится прибыль фирмы в долгосрочном периоде?
1) объем производства и цену в условиях максимизации прибыли;
2) характер равновесия (краткосрочное или долгосрочное);
3) избыток производственных мощностей и плату за разнообразие.
Индекс Лернера составляет 0,4. Цена, по которой продаются товары фирмы, составляет 3 тыс. руб. Определите средние издержки и прибыль монополиста при объеме производства 1 тыс.шт.
Индекс Лернера составляет 0,2, а общие издержки на объем производства 2 тыс. изделий составляют 3 тыс. руб. Определите цену, которую назначит фирма-монополист, максимизируя прибыль, и размер прибыли.
В одной из отраслей в России производство распределено равномерно между шестью поставщиками. Является ли отрасль высококонцентрированной или умеренно концентрированной?
Объем продаж |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Фирма 5-10 |
Ответы:
Тесты:1. 3); 2.4), 3. 2); 4. 2); 5.3); 6.4)7. 2), 8. 4); 9.2)10. 5).
Задачи
1.Q = 1;P = 10. Прибыль не изменится/
2. = 2.
3. 1)Q=6; P=19; 2) долгосрочное равновесие; 3)1,5;0,75
Discovered
О финансах и не только…
Индекс Лернера
Индекс Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году.
Для совершенно конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки, может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек служит индекс Лернера.
Измерителем монополизма является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки и исчисляется по формуле:
где P — цена;
MC — предельные издержки.
Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:
где Ed — эластичность спроса на продукцию фирмы.
Индекс Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем другая фирма, но получать при этом меньшую прибыль.
В качестве примера сравним средний универсам и круглосуточный магазин, работающие в одном районе. В универсамах наценка обычно составляет 15-20%, а в круглосуточных магазинах 25-30%. Это объясняется тем, что универсамы работают в более конкурентной среде — во время их работы одновременно работают и другие торговые точки для обеспечения значительного количества покупателей необходимо предложить привлекательные цены. Круглосуточные магазины назначают более высокую цену, чем универсамы потому, что часть их покупателей приходится на время, когда нет большого выбора торговых точек или ради незначительной покупки нет смысла искать другие варианты. Количество посетителей таких магазинов в целом меньше зависит от цен, чем у супермаркетов (менее эластичный спрос). Согласно индексу Лернера, у маленьких магазинов получается больше монопольной власти, так как они устанавливают более высокую наценку на тот же товар. Но при этом такие магазины обычно получают значительно меньшую сумму прибыли, чем универсам, так как у них значительно меньше сумма реализации, а средние удельные издержки выше.
Коэффициент лернера для фирмы l 0 967 это означает что
Коэффициент Лернера (Р — МС)/Р свидетельствует о том, что у маленьких продовольственных магазинов больше монопольной власти. Но больше ли у них прибыль Нет. Так как их объем реализации значительно меньше, а средние постоянные издержки больше, они обычно получают значительно меньшую прибыль, чем крупный универсам, несмотря на более высокую накидку. [c.307]
Коэффициент Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы доходности. Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене [c.41]
Однако прямое использование средних переменных издержек вместо предельных для определения значения коэффициента Лернера ведет к довольно существенным ошибкам. Отклонение величины, (P-AV )/P от коэффициента Лернера тем выше, чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость используемого капитала, и чем ниже общая выручка. [c.42]
Из рис. 14.5 видно, что фирма В обладает большей рыночной властью, чем фирма А. Таким образом, величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки, есть способ исчисления монопольной власти. В данном случае может быть использован коэффициент превышения цены над предельными издержками, как процент от цены, получивший название коэффициента Лернера [c.308]
КОЭФФИЦИЕНТ ЛЕРНЕРА — пока затель, используемый для определения уровня монопольной власти. Предложен экономистом А. Лернером в 1934 г. Расчет данного коэффициента основывается на предположении, что монопольная власть определяется той величиной, на которую максимизирующая прибыль цена превышает предельные издержки. Формула расчета коэффициента Лернера выглядит следующим образом [c.312]
Ed — эластичность спроса по цене. Чем выше L, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, а коэффициент Лернера равняется нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, коэффициент приобретает положительное значение, расположенное между нулем и единицей. [c.312]
Применение указанной формулы для расчета коэффициента Лернера затрудняется сложностью в расчетах предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки АС [c.313]
Мы можем использовать коэффициент Лернера [c.112]
Об экономико-математических моделях конкуренции см. Курно модель дуополии, Лернера коэффициент, Оли-гопольиые эксперименты, Стэкельбер-га модель дуополии, Теория игр см. также Естественная монополия, Монополия, Монопольная власть, Монополистическая конкуренция, Монопсония, Олигополия, Рынок, Рыночная цена. [c.151]
ЛЕРНЕРА КОЭФФИЦИЕНТ [Lerner s oeffi ient] — показатель монопольной власти, предложенный экономистом А. Лер-нером в 1934 г. Исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Исчисляется [c.168]
Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли Коэффициент Лернера Коэффициент Тобина (q Тобина Коэффициент Папандреу [c.226]
Понятие отраслевого рынка. Невозвратные издержки. Концентрация производства. Показатели, отражающие уровень концентрации производства в рамках отрасли, особенности вычисления и интерпретации. Индекс Лернера, коэффициенты концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана, энтропия, эквивалентное количество фирм. Достоинства и ограничения каждого показателя, свойства идеального показателя. [c.131]
В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками, который мы ввели ранее как часть правила большого пальца при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера [c.304]
Рыночная власть выражается в возможности предприятия влиять на рыночную ситуацию, устанавливая выгодные для себя цены и определяя количество производимой и реализуемой продукции так, чтобы прибыль была максимальной. Для измерения рыночной власти используют коэффициенты Тобина, Бэйна, Лернера. [c.115]
В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера [c.227]
Смотреть страницы где упоминается термин Лернера коэффициент
Коэффициент лернера для фирмы l 0 967 это означает что
Что такое индекс Лернера (коэффициент Лернера)?
Спасибо, Ваш голос учтён
Что такое индекс Лернера (коэффициент Лернера)?
В принципе понятно, что если от цены товара отнять предельные издержки, то мы получим «грязную» прибыль компании, то есть фактически данный коэффициент показывает сколько в одном рубле цены товара прибыли компании, другими словами ее рентабельность.
Расчет через эластичность спроса происходит по следующей формуле:
Тут в принципе логика тоже просматривается, поскольку чем меньше эластичность спроса, тем меньше альтернатив на рынке, а значит монополизация рынка выше.
Вообще, данный коэффициент может не совсем адекватно оценивать обстановку на рынке, поскольку если мы возьмем расчет по первой формуле, то тут уровень монополизации рынка зависит от доли прибыли компании в цене, однако желание большой прибыли с единицы товара не всегда приведет к росту прибыли компании в целом, да и не обязательно это будет свидетельствовать о монополизации рынка.
Самым частым и понятным примером неадекватности оценки будет «пример супермаркета и круглосуточного магазина«. В супермаркете цены ниже, предположим там наценка 10%, а в ночном магазине, при сопоставимом уровне издержек, будет большая наценка, а значит, если мы рассчитаем коэффициент Лернера для обоих торговых точек, то получится, что у круглосуточного магазина он выше, а значит тот обладает большим уровнем монополизации рынка, что в реальности не соответствует действительности.
Спасибо, Ваш голос учтён