Когда передо мной как будто бы сквозь сон

Стихотворение и анализ «Как часто пестрою толпою окружен…»

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шопоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Краткое содержание

Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть картинку Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Картинка про Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон

З. Пономаренко. Маскарад. 2014

В стихотворении описываются размышления поэта во время новогоднего бала. Обводя взглядом лица гостей, ощущая холод от прикосновений, лирический герой погружается в воспоминания, относящиеся к ранней юности: ему вспоминается имение любимой бабушки и чудесный женский образ, теплом которого были овеяны те замечательные дни.

Но эти картинки уютного детства остались лишь в памяти: их никогда не вернуть. Возвратившись из увлекательного путешествия по закоулкам собственной памяти в реальную жизнь, лирический герой испытывает глубокое разочарование, а также чувствует острую потребность изменить окружающую его действительность.

История создания

Произведение, с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, появилось на свет во время празднования наступающего 1840 года. Замечательный писатель И.С. Тургенев, современник Лермонтова, оставил ценное воспоминание о реакции высшего петербургского общества на появление молодого, но уже широко известного поэта на новогоднем маскараде. Тургенев пишет о том, что каждый присутствующий считал за честь подойти к Лермонтову, пообщаться с ним, подержать за руки. Писатель рассказал о реакции Лермонтова на происходящее: сначала на лице поэта появилась эмоция отстранённости, затем он, как будто погрузился в мир собственных мыслей. Вполне возможно, в это время, в его голове рождались строки этого знаменитого стихотворения. Публикация произведения произошла спустя короткое время после написания – 17 января 1840 года на страницах «Литературной газеты».

Жанр, направление, размер

Перед нами лирическое стихотворение, выдержанное в привычной для Лермонтова обличительной манере. В нём романтический герой противопоставлен обществу, а деятельный протест – пустому веселью. Произведение написано буквально на стыке двух литературных направлений – романтизма и реализма. В основе сюжета заложен конфликт воображаемого и реального. Поэтический размер – четырёх- и шестистопный ямб.

Композиция

Стихотворение состоит из семи шестистиший. Композиция кольцевая. Согласно кольцевой композиции, действие начинается и завершается описанием бала, а в середине произведения находится образ «старинной мечты». Момент описания портрета девушки можно считать кульминационным, ведь за ним следует сюжетная развязка.

Образы и символы

Образная палитра придаёт стихотворению глубокий смысловой подтекст:

Произведение построено на контрасте (антитезе) двух изобразительных рядов: образы великосветского бала противопоставляются образам старинной мечты.

Темы и настроение

В произведении автор поднимает две важные темы:

Стихотворные строки насквозь пропитаны пафосом борьбы лирического героя с человеческим бездушием и лицемерием. Настроение произведения окрашено нотами разочарования героя в нынешнем поколении.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: люди глубоко заблуждаются, тратя свои бесценные годы на погоню за славой, почестями и прочими «сладостями» жизни. Только любовь к родным местам и близким людям способна дать человеку истинную радость и счастье – такая любовь не поддельна. Автор горько сожалеет об утраченных навсегда идеалах детских лет, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не бесчувственные маски.

Средства выразительности

Лермонтов с целью передачи основной идеи активно использует следующие тропы:

Источник

Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов)

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
‎Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
‎И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
‎Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
‎Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
‎Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
‎За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
‎И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
‎Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
‎На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
‎Облитый горечью и злостью.

Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть картинку Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Картинка про Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Фото Когда передо мной как будто бы сквозь сонСтихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики отметили его как одно из самых значительных произведений в творчестве поэта. Стихотворение датировано 1 января.

Об истории стихотворения

Современники поэта вспоминали, что именно 1 и 2 января поэт посещал маскарады – костюмированные балы, весьма популярные в те годы. Люди, скрывавшиеся под масками, чувствовали себя более раскрепощенно и уверенно, так как были убеждены в том, что под маской их никто не узнает.

Висковатов, ссылаясь на воспоминания А. А. Краевского и В. А. Соллогуба, писал о том, что во время маскарада в Дворянском собрании Лермонтов дерзко ответил дамам в голубом и розовом домино. В обществе намекали, что это были дамы из царской фамилии. Уязвленные женщины предпочли умолчать о случившемся, поскольку сами задели резким словом молодого поэта, и событие прошло бы незамеченным для общества, если бы не это произведение.

Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть картинку Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Картинка про Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон

Тема и идея произведения

Тему маскарада Лермонтов затрагивает не первый раз. В 1835 году он написал драму маскарад. Лермонтов не очень любил появляться в светском обществе. Это была тонкая чувствительная натура. Он чувствовал фальшь, неискренность за версту, и эта фальшь раздражала его. Сам он притворяться не умел и не хотел, поэтому становился желчным и злым. Идея произведения – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта».

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная. Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 – женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения близка к элегии.

Средства художественной выразительности

В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют:

Источник

Как часто, пестрою толпою окружен (Лермонтов)

ТочностьВыборочно проверено

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть картинку Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Картинка про Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Фото Когда передо мной как будто бы сквозь сонКогда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Смотреть картинку Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Картинка про Когда передо мной как будто бы сквозь сон. Фото Когда передо мной как будто бы сквозь сон

Первое января («Как часто, пестрою толпою окружен…»). Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. III. (РГБ)


Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎ При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎ Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎ Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎ Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
‎ Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
‎ И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
‎ Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
‎ Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
‎ Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
‎ За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
‎ И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
‎ Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
‎ На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
‎ Облитый горечью и злостью.

Примечания [ править ]

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Источник

Как часто, пестрою толпою окружен…

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
‎Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
‎И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
‎Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
‎Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
‎Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
‎ За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
‎И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
‎Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
‎На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
‎Облитый горечью и злостью.

Источник

Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Лермонтов имел твердые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это еще больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на самых важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 г. Поэт с неохотой побывал на нем и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Уже с первых строк чувствуется раздражение поэта от происходящего. Балы сопровождались соблюдением строгих приличий и изысканными речами под звуки прекрасной музыки. Характеристика бала Лермонтовым дает совершенно другую картину: «пляска», «дикий шепот», «образы бездушные». Автор знает, что все присутствующие прекрасно понимают ненатуральность происходящего, но никогда в этом не признаются. Любой бал пропитан фальшью и обманом. Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем. Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов.

Единственное спасение Лермонтова во время бала – унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами. Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом. Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира. Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека.

Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. «Шум толпы людской» приводит его в чувство. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья. Это приводит его в бешенство. Поэт мечтает нарушить идиллию какой-нибудь дерзкой выходкой. Понимая, что это приведет к окончательному падению его авторитета, Лермонтов ограничивается «железным стихом», которым и стало произведение «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *