кп иноземцево что это
Иноземцево
Иноземцево — посёлок городского типа [2] в составе муниципального образования город Железноводск Ставропольского края
Содержание
География
Расположен у восточных склонов горы Бештау.
Расстояние до краевого центра: 138 км.
История
Поселок Иноземцево — это уникальное место КМВ. Именно здесь в 1801—1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы — шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания».
Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли.
Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ.
В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. В 1819 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония, которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году — Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники). Новые колонисты, отказавшись от нерентабельного землепашества, занялись садоводством, огородничеством, виноградарством, производством мяса и молока. Они стали регулярными поставщиками на рынки КМВ цветов, фруктов, овощей, мяса, молока, кефира и великолепных немецких сыров. Немцы привезли на КМВ культуру возделывания табака и успешно торговали им на рынках. С первых лет поселения они единственные выпекали хлеб на продажу, доставляя его в столовые и рестораны курорта.
В середине XIX века в обеих колониях работали: маслобойня, кожевенный, кирпичный, известковый заводики. Широко известны были имена мебельщиков и каретников (Андрей Конради). Чистота, благоустроенность, обилие зелени, цветов и фруктов, вкусная и недорогая еда привлекали сюда курортную публику.
До августа 1941 года население колоний Каррас и Николаевская до 90 % составляли немцы. Однако по приказу И. В. Сталина, который опасался пособничества фашистской армии в случае оккупации, почти все немецкое население в течение месяца было вывезено в Северный Казахстан, Узбекистан, на Урал и в Сибирь.
В сентябре 1941 года бывшие колонии Каррас и Николаевская получили статус поселков.
В 1959 году поселки Каррас и Николаевское были объединены в курортный посёлок Иноземцево. Название это было получено по одноименной железнодорожной станции. А станция Иноземцево, в свою очередь, была названа в честь управляющего Владикавказской железной дороги Ивана Дмитриевича Иноземцева, особняк которого располагается рядом со станцией.
С января 1983 года Иноземцево получил статус посёлка городского типа в составе города Железноводска. По численности населения Иноземцево (28 366) превосходит Железноводск (24 496).
Население
Динамика численности населения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1959 [3] | 1970 [4] | 1979 [5] | 1989 [6] | 2002 [6] | 2010 [7] | 2011 [8] | 2012 [1] |
12 070 |
В списке населённых пунктов, не имеющих статуса города, занимает 12 место в России по численности населения.
Инфраструктура
Здравоохранение
Образование
Русская православная церковь
Экономика
Люди, связанные с посёлком
Объекты культурного наследия
Достопримечательности
В 1824 году была построена колесная (грунтовая) дорога, соединившая через Каррас Горячие воды с Железными (с ответвлением на г. Машук — через территории теперешних станцию Машук, ЦЭС (пос. Энергетик), Перкальский лесопитомник, Лесную дачу (Комсомольскую поляну) и вверх практически напрямую, почти без серпантина). На дороге, в усадьбе немецкого колониста Готлиба Рошке была знаменитая кофейня и небольшая гостиница. По договору с Дирекцией Вод возле этой усадьбы делали обязательную остановку для отдыха экипажи и всадники.
В кафе у Рошке бывали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. И. Глинка, Л. Н. Толстой. Исследователь КМВ Ф. А. Баталин отмечал в 1856 году, что «лучшее кофе, чем в Кофейне, в доме старшины колонии Рошке, не найти и в Пятигорске». Случилось так, что в последние часы перед роковой дуэлью М. Ю. Лермонтов обедал с друзьями в этом доме.
В июне 2008 года на территории местного санатория «Машук Аква-Терм» был установлен первый в мире и пока единственный монумент, посвященный клизме. Он представляет собой бронзовый памятник весом 350 кг и высотой 1,5 метра, изготовленный в виде композиции из троих ангелоподобных детей, несущих, подняв над головами, большую грушевидную клизму. Скульптор проекта Авакова С. И.
Баталинский источник — источник горькой, слабительного действия минеральной воды, находится восточнее посёлка на левом берегу речки Джемухи [44]
Поселок Иноземцево в Ставропольском крае
В семьях, давших миру знаменитостей, бывает так, что кто-то из братьев или сестер остается в безвестности. Такая судьба была уготована и курортному поселку Иноземцево в Ставропольском крае.
Спросите у любого про города-курорты КМВ (Кавказские Минеральные Воды). Назовут все, кроме поселка городского типа, раскинувшегося около горы Бештау между Пятигорском и Железноводском, в состав которого он административно входит с конца прошлого века.
День сегодняшний
Тихий поселок, расположенный в очень живописном месте между знаменитых гор — Бештау и Машук. Уголок благодатного края, где можно гулять по лесистым склонам самой высокой горы КМВ, отдыхать на берегу озера Каррас в черте поселка, вдыхать чисты и целебный воздух и пить не менее целебную минеральную воду.
Число жителей едва достигает 30 тысяч, крупных предприятий нет. Есть винзавод «Машук», но он уже не тот, каким был в лучшие годы — не смог оправиться от удара в виде печально известной борьбы с пьянством, которую свели к выкорчевыванию отличных виноградников, а потом от потрясений «лихих 90-х».
В курортном поселке сейчас 4 санатория, из которых самые известные — «Машук Аква-терм» и детский «Солнечный». Первый имеет очень высокие рейтинги у Booking и TripAdvisor: хороший номерной фонд, огромная благоустроенная территория с сосновым бором и ботаническим садом, 4 открытых и закрытых бассейна.
Есть собственная скважина, из которой в бюветы поступает Славяновская минеральная вода (это «Железноводский» тип минеральной воды), грязевое хранилище для целебной грязи с Тамбуканского озера, озеро с родниковой водой.
Перечисляя достоинства санатория «Машук Аква-Терм», о многом приходится упоминать, как о «единственном». Единственный в стране и в мире бронзовый памятник клизме установлен как раз в «Машук Аква-Терм».
В качестве лозунга для памятника администрация санатория перефразировала известную фразу тов. О. Бендера, произнесенную в славном городе Удоев и начертанную на транспаранте над «Антилопой-Гну». Дирекция «Машук Аква-Терм» хочет ударить по разгильдяйству и заторам с помощью одной из самых простых медицинских процедур.
Из достопримечательностей обязательно надо упомянуть дом повара Готлиба Рошке, который стал старшиной немецких колонистов в Каррасе. Перебравшийся в новую колонию из Саратовской губернии вместе с несколькими земляками, Рошке обустроил в доме маленькую гостиницу и кофейню.
Да не просто обустроил, а договорился с администрацией курортов, что все экскурсии должны останавливаться около его дома. Это ли стало причиной популярности, или действительно кофе вместе с немецкой сдобой подавали вкусный (современники Рошке это признавали), но заведение старшины колонистов не пустовало.
Да и имена некоторых посетителей, которые удостоили кофейню Рошке вниманием, работали лучше всякой рекламы: Лев Толстой (праздновал день рождения), Пушкин, Глинка, Белинский и проведший у Рошке последние часы жизни Лермонтов.
Путеводители называют и другие достопримечательности Иноземцево, но с ними в этом вопросе трудно согласиться — кому сейчас интересно здание бывшего детского сада, который когда-то посетила супруга и верный товарищ вождя всего мирового пролетариата? Или балкон, с которого вещала пламенная революционерка К. Цеткин?
Видимо, призывала колонистов Карраса бросить налаженную жизнь и двинуть на родину раздувать пожар всемирной революции. Старые немецкие кирхи давно перестроили в дома культуры или снесли. Домов колонистов первой половины XIX века осталось мало. И тем разительнее контраст между ними и «хатами» казаков.
Сохранившиеся дома жителей немецкой колонии Каррас — вот настоящая достопримечательность, о которой молчат путеводители. Пусть и значительно перестроенные, они стоят в Иноземцево, как немой упрек и напоминание, какой была и могла остаться жизнь людей, если бы не потрясения 20 века.
История Иноземцево
Любопытно, почему император Александр I выбрал именно шотландцев для выполнения задачи по привитию трудолюбия и христианства местным «магометанским» народам? По принципу: «Горец с горцем общий язык найдет»?
Не ставя под сомнение христианские добродетели представителей Эдинбургского библейского общества, которым император поручил основать миссию в районе КМВ, все же не они были в Европе образцом трудолюбия и ремесленных умений. Так и получилось — на смену эдинбургским горцам пришли поволжские немцы.
Однако прозвище Шотландка, данное колонии в честь первых поселенцев, еще некоторое время сохранялось. Вскоре рядом возникла вторая колония — Ново-Николаевская. Немцы, привыкшие в Поволжье к землепашеству, на новом месте в нем разочаровались и принялись с немецкой дотошностью разводить цветы, овощи, фрукты, занялись производством сыра, молока и мяса.
Даже табак колонисты успешно возделывали. Наладили выпечку хлеба и снабжали все рестораны и столовые. В середине XIX в обеих колониях заработали небольшие заводы, ведь излишки молока надо было перерабатывать, нужны были кирпич и известь для строительства.
Даже мебель и кареты стали производить колонисты. Курортная публика Каррас и Ново-Николаевскую тоже облюбовала — красиво, чисто, благоустроенно, всего в изобилии, да и цены приятные.
Революцию и Гражданку немецкие колонии смогли пережить. Но в августе страшного 41 всех немцев стали отправлять в Казахстан или за Урал. Не минула эта доля и жителей кавказских колоний.
Через месяц после депортации Каррас и Ново-Николаевская стали поселками — слово «колония» у советского человека ни с чем хорошим не ассоциировалось. В конце 50-х поселки власти решили объединить в один и назвать его Иноземцево.
По официальной версии, по названию расположенной в поселке железнодорожной станции Иноземцево. Анекдотичность ситуации в том, что имя Иноземцева Ивана Дмитриевича, действительного тайного советника, «отца» Владикавказской железной дороги, именем которого назвали станцию в Каррасе, в советские времена было под запретом.
Человек, чье «просвещенное стремление, корректность и гуманность» признавали все, включая простых железнодорожников, стал «персоной нон-грата», когда во время Первой революции высказал мысль, что железнодорожники должны людей и грузы перевозить, а не под красными флагами на демонстрациях разгуливать.
В качестве заключения
В Иноземцево хорошо отдыхать. Да и жители любят свой поселок — такой тихий и красивый. Только вот с властями поселку не везет. После старшины Рошке все никак не складывается. Дороги остались на уровне XIX века, их размывают дожди. Грустно читать в СМИ или слышать по ТВ, что «дом Рошке все же может быть восстановлен».
Или «активисты движения «Родники России» откопали под горой мусора на улице 8 Марта старый источник с минеральной водой». Почему у старины Готлиба, в отличие от местных властей курортного поселка Иноземцево, Ставропольский край, сердце за колонию Каррас болело?
История поселка Иноземцево
Поселок под городом-курортом Железноводском – Иноземцево – хорошо известен туристам, благодаря удачному расположению на склоне Бештау рядом с «Баталинским» заказником и нетривиальной истории, какой могут похвастать далеко не все населенные пункты.
Поселок Иноземцево. Ставропольский край
Миссионеры на Кавказе
Хотя находится поселок на Северном Кавказе, его можно назвать европейским – расположен на месте старого поселения шотландских миссионеров. До этого здесь было древнее селение Каррас – владения ногайского князя Карас. А затем небольшой горный аул.
В 1801 году в районе набирающих популярность Кавказских Минеральных вод появились члены Эдинбургского библейского общества из Западной Европы, прибывшие на Кавказ нести свет христианского учения.
У аула Каррас, на восточном склоне горы Бештау, выбрали они место своего пристанища и буквально за несколько лет основали и обустроили колонию. Название оставили прежнее – Каррас.
Европейские миссионеры получили 7 тысяч десятин земли – их деятельность активно поощрялась государством, так как власти видели в них возможность влияния на горцев и способ приобщить тех к христианской культуре.
В начале 19 века на Кавказ пришла чума и выкосила немалую часть жителей. Оставшиеся переселились глубже в горы, подальше от заражений. Это замедлило развитие поселения, но не остановило.
Вскоре в общине построили церковь, начали издавать просветительскую и религиозную литературу. Члены колонии выкупали горских невольников и обращали тех в христианство. Параллельно в поселке развивалось кузнечное, гончарное и другие ремесла, работали мастерские, а товары отсюда расходились по округе.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иноземцеве
Чуть позже по соседству поселились немцы из Саратовской губернии. Коллектив мастеров пополнился слесарем, кожевником, сапожником.
В 1821 году шотландцы по указу Александра Первого переселились на Кавказскую линию, чтобы обучать горцев христианству, а заодно и ремеслам. Есть мнение, что случилось это после того, как миссионеры начали обращать в католичество «коренных» христиан. Миссию быстро свернули и выдворили из поселка.
Оставшиеся немцы основали Николаевскую колонию и продолжили освоение выделенных угодий.
Прагматичные немцы отказались от землепашества в пользу садоводства, виноделия и разведения скота. Вскоре на курортных рынках появилось их молоко, мясо, фрукты и немецкие сыры. С немцев же началось и выращивание в России табака. Именно немецкая община была главным поставщиком хлеба и выпечки в курортные столовые и ресторации.
пос. Иноземцево у подножия Бештау
Колонии Каррас и Николаевская мирно соседствовали. Здесь работали маслобойня, кожевенная мастерская, кирпичный и известковый завод, мебельное и каретное производство.
Поселки были красиво, по-европейски аккуратно обустроены. Вместе с переселенцами сюда потянулись и курортники, населенные пункты стали обрастать туристической инфраструктурой.
Советское и новое время
После революции жизнь в поселках изменилась. До середины прошлого века львиную долю населения составляли немцы. Но перед началом Великой Отечественной войны их массово переселили в Среднюю Азию, в Сибирь и на Урал.
В сентябре 1941 года обе колонии официально стали поселками, а в 1959 году объединились в поселок Иноземцево – в честь Ивана Иноземцева – управляющего Владикавказской железной дорогой.
В настоящее время Иноземцево имеет статус поселка городского типа, при этом численность его населения превышает аналогичный показатель города Железноводска. Курорт является самым крупным ПГТ в России..
Иноземцы поселка Иноземцево
Фото: Денис Абрамов
Курортный поселок Иноземцево под Пятигорском известен прежде всего благодаря дому Рошке — в этом неказистом с виду здании двести лет назад располагалась кофейня немецкого колониста Рошке, где бывали Пушкин, Глинка, Лев Толстой, а Лермонтов провел последние часы перед роковой дуэлью. Поселок назван в честь инженера Ивана Иноземцева, когда-то управлявшего местной железной дорогой. Но мог бы носить это имя и по другой причине: иноземцы действительно оставили большой след в его истории и нынешнем облике.
Шотландцы из Африки
Фото: Денис Абрамов
Владенный акт Патерсона. Пятигорский краеведческий музей
Сегодня в Иноземцево живут представители 30 национальностей, в том числе армяне, греки, немцы, корейцы. Но первыми иностранцами, скорее всего, были шотландцы. Миссионеры Эдинбургского библейского общества прибыли на Кавказ в 1802 году с жалованной грамотой от императора Александра I о поселении на «вечные времена» с целью «распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Поселили их в гостевых домах старинного татарского селения Каррас, принадлежавшего одному из потомков крымского султана Гирея.
— Шотландцы имели достаточно туманное представление о положении дел на Кавказе. Генри Брунтон — глава миссии — до этого проповедовал в Африке. В Сьерра-Леоне он изучил местный язык, составил для аборигенов первую азбуку и перевел Библию. Африканская миссия оказалась достаточно успешной, и на волне успеха Эдинбургское общество решило почему-то отправить свою миссию на Кавказ. Но здесь им пришлось достаточно туго, — рассказывает историк Лидия Краснокутская.
Кп иноземцево что это
Владикавказская дорога по своему возрасту отстает от первой железной дороги в России на 40 лет. Теперь понадобились надежные руки для огромной новой еще неблагоустроенной железной дороги. Проложены рельсы, построены станции, налажена охрана пути. Акционерное общество запрашивает в Министерстве путей сообщения специалиста. Обществу рекомендуют бывшего начальника подвижного состава и тяги Юго-Западных железных дорог — Ивана Дмитриевича Иноземцева. За плечами которого была еще и служба на Одесской, Киево-Брестской дорогах. Опытным, зрелым специалистом в возрасте 35 лет он взялся за новое дело. Первый контракт был на 3 года, затем оставлен еще на три. И так пролетели все 29 лет безупречной службы Ивана Дмитриевича.
Спустя годы об их наполненности можно лишь судить по сделанному. Данные об определенной многогранной деятельности мы извлекли из юбилейных документов, посвященных 25-летию работы И.Д. Иноземцева в должности управляющего дороги (1904 год).
Много подлинных документов ныне хранится в Минераловодском музее железнодорожников. Например, Аттестат выданный накануне пенсии I Ивану Дмитриевичу Иноземцеву. Исключительно за труды отмечен правительственными наградами — 8 орденов. Всемилостивейше пожалован первым орденом Святого Станислава второй степени (1894 год) — за особые труды по перевозке хлеба для населения местностей, пострадавших от неурожая 1892 года, в 1899 году пожалован орденом Святого Владимира четвертой степени. Приказом по Министерству путей сообщения № 16 от 8.02.1902 объявлена благодарность Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича за содействие летом 1901 года комиссии по сооружению построек для при емки и отправки лошадей, принимаемых в ремонт кавалерии от Донских коннозаводчиков и калмыков. Всемилостивейше разрешено принять и носить Персидские ордена Льва и Солнца трех степеней. С соизволения августейшей покровительницы Общества Красного Креста государыни императрицы Марии Федоровны за содействие этому обществу в деле оказания помощи больным и раненым чинам в Русско-Японской войне пожалован знаком Красного Креста (1908 г.).
Если вспомнить о табеле рангов, то Иван Дмитриевич дослужился до чина тайного советника, что соответствовало воинскому званию генерал-лейтенанта.
Взятое им в управление маленькое, без надежд на процветание, дело достигло колоссальных размеров. Руководимая и управляемая им дорога, служа развитию и процветанию щедро одаренного природою родного ему Кавказского края, привлекает к себе тысячи работников, служащих, доставляя им средства к существованию. Перевозка пассажиров по железной дороге составила в 1913 году около 10 тысяч рублей. Грузов в 1886 году было перевезено 15481 тысяч пудов, а в 1913 году — 519693 тысячи пудов. С 1904 по 1913 годы приезд отдыхающих на курорты Кавминвод увеличился с 6296 до 10981 человека.
В кипучем потоке живого бойкого дела, среди тревог и волнений о нем И. Д. Иноземцев всегда находил и время и возможность для заботы о судьбе большой железнодорожной семьи, о многочисленных неустанных тружениках. Неустанной заботой Ивана Дмитриевича о бытовых нуждах и просветительстве возникли служебные жилые дома, больницы, комнаты отдыха, общежития. На Владикавказской железной дороге, спустя 10 лет после окончания ее строительства, только 31% детей железнодорожников получали начальное образование в крупных городах.
Управление железной дороги приложило усилия к тому, что к 1915 году дорога имела восемнадцать двухклассных и четыре одноклассных училища, два технических училища. Пожалуй, самое красивое здание, построенное Владикавказской железной дорогой при И. Д. Иноземцеве, это курзал в Кисловодске. В настоящее время здание Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, отметившее в 1989 году свой 100-летний юбилей.
Любой, кто бывает в районе Кавказских Минеральных Вод, ощущает удобство железнодорожной ветки Минводы-Кисловодск. Всего за час с небольшим можно доехать из начальной точки в конечную.
Иван Дмитриевич тонко подметил особенность Кавказских Минеральных Вод, где на небольшой терр
Иван Дмитриевич тонко подметил особенность Кавказских Минеральных Вод, где на небольшой территории расположено более 100 целебных источников. В момент строительства железнодорожной ветки Минеральные Воды-Кисловодск семья Ивана Дмитриевича облюбовала для постоянного жительства немецкую колонию Каррас, расположенную у подножия живописной горы Бештау и поражающую своим образцовым порядком, чистотой, уютом от цветов и зелени.
Любопытен факт, у управляющего не было личного недвижимого имущества. Служебная квартира была в Ростове-на-Дону, затем во Владикавказе. В немецком поселении несколько лет снимала семья домик (ныне здесь базовая школа Педагогического училища), затем в его дачной части акционерное общество Владикавказской железной дороги построило ему дачу. Солидный особняк в стиле модерн со всеми хозяйственными постройками: кухней, прачечной, конюшней, сараем. Уйдя на пенсию из-за болезни почек Иван Дмитриевич с семьей навсегда поселился в этом доме. Потомки Ивана Дмитриевича жили здесь до 1930 года, а затем передали его по дарственной записке Наркомпросу, а сами переехали жить в одно из подсобных помещений, где и живут по настоящий день.
Иван Дмитриевич был счастлив в браке с Марией Карловной Де-Лене православного вероисповедания. Познакомился он с ней в Ростове-на-Дону, где она работала кассиром. Брак их долгое время был не зарегистрирован, т. к. Иван Дмитриевич в ранней молодости был связан фиктивным браком с Цитриной О. С. Только в 1910 году церковь разрешила оформить юридически взаимоотношения, а до этого все дети: Иван (1892-1937), Иван (1894-1928), Мария (1895-1965) являлись незаконнорожденными. Это Мария Карловна настояла на том, чтобы назвать в честь отца Иванами обоих сыновей.
Оба сына стали железнодорожниками. Старший сын инженер-мостовик был репрессирован в 1937 году и расстрелян. Другие члены семьи также были репрессированы, но остались живы. Младший сын — дорожный инспектор, работал в Пятигорске, умер от сердечного заболевания (порок митрального клапана) и похоронен в поселке Иноземцево. Дочь Мария вышла замуж и уехала в Москву. Первый муж рано умер. Второй муж Федор Тимофеевич Воротынский работал в Наркомате путей сообщения начальником Управления безопасности дорожного движения.
Вернемся к повествованию об Иване Дмитриевиче Иноземцеве. Здоровье его ухудшалось. В возрасте 65 лет он подает прошение в отставку и ему назначается пожизненная пенсия в сумме 1700 рублей в год из средств Эмерительной кассы инженеров путей сообщения. До 1912 года Иван Дмитриевич безвыездно живет в Каррасе. В 1912 году И. Д. Иноземцев находился на излечении в Москве, где умер в 1913 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1914 году по завещанию умершего его прах перевозится на станцию Каррас. Хлопотами супруги к этому времени возводится домашняя церковь, храм для немногочисленных жителей колонии православного вероисповедания. Нижний этаж этого здания являлся семейной часовней-усыпальницей. Здесь и был помещен прах И. Д. Иноземцева.
В 1928 году по указанию властей снова было произведено перезахоронение останков Ивана Дмитриевича на кладбище колонии Каррас, основанное еще в начале XIX века здешними первопоселенцами — миссионерами из Шотландии.
В 1914 году имя славного инженера увековечивается переименованием станции. А с 1959 года и расположенные рядом поселки Каррас и Николаевка были объединены в поселок городского типа с общим названием Иноземцево.
По словам современников, И. Д. Иноземцева отличали гуманность, корректность и просвещенное стремление. Под его руководством железная дорога была продолжена до Новороссийска и Махачкалы. Это означает, что в становлении этих двух линий принимал непосредственное участие и управляющий дорогой. При его руководстве Владикавказская железная дорога стала образцовой не только в России, но и в Европе. И. Д. Иноземцевым были введены многие технические новшества, разработаны уставы и инструкции для железных дорог, некоторые из них действуют до сих пор.
Еще когда Иван Дмитриевич уходил на пенсию, группа служащих железной дороги объявила
Еще когда Иван Дмитриевич уходил на пенсию, группа служащих железной дороги объявила о сборе средств для создания капитала имени инженера Иноземцева Ивана Дмитриевича, с тем, чтобы проценты с него могли расходоваться: на содержание в общежитиях, на стипендии и на всякого рода пособия учащимся в учебных заведениях Владикавказской железной дороги. А по другому его еще называли «Капиталом памяти об инженере Иноземцеве», который лучшие свои годы посвятил управлению дорогой. А после смерти знаменитого инженера Министерство путей сообщения утвердило 2 стипендии имени инженера Иноземцева в Институте инженерных путей сообщения в Санкт-Петербурге.
В собрании музея Минераловодской железной дороги хранится заявление с требованиями! мастеровых и рабочих депо Минеральных Вод. Просили восьмичасовой рабочий день, оплату сверхурочных работ, свободу собраний, союзов, слова, и так — 34 пункта. На представленные требования последовало «Объявление» через девять дней по каждому пункту за подписью управляющего дороги. Четко и аргументировано по каждому пункту даны объяснения, согласно законодательства и Устава дороги. Естественно, что И. Д. Иноземцев обязан был законодательной идти навстречу требованиям рабочих. Многое было не удовлетворено, тех, кто не вышел на работу в течение трех дней увольняли, а через месяц их семьи обязаны были освободить служебное жилье. Те, кто принес материальную порчу имущества дороги, были либо оштрафованы, либо отданы под суд.
События того времени давно получили и научную, и политическую оценку, и вряд ли нуждаются в их переоценке. Лишь от себя скажем, что И. Д. Иноземцев вел себя в эти дни как настоящий хозяин, спасая свое детище, как принципиальный человек и настоящий службист, и уж Законы России за короткий срок лично он вряд ли мог изменить. Рабочие в целом по стране добились некоторого улучшения своего положения, так же и по Минераловодскому депо Правление Общества Владикавказской железной дороги пошла навстречу требованиям мастеровых и рабочих.
В Железнодорожном музее города Минеральные Воды хранится чернильный прибор, подаренный Ивану Дмитриевичу в честь его 25-летия служению дороге, процветанию Кавказского края (Ростов-на-Дону занял видное место среди торговых центров империи). На крышке прибора — рельсы из серебра.
Зав.кафедрой истории филиала СГПИ г.Железноводска Краснокутская Лидия Ивановна.