красный истерн что такое

Красный вестерн

«И вот избрали Виннету
Вождём индейцев смелых,
И он сказал: «Я поведу
Войной вас против белых.
Они хотят нас разорить,
Опять хотят сражаться,
Но мы „дадим им прикурить“,
Коль будут задираться!»
»
— Подлинные стихи советского школьника (1970-е)

Красный вестерн называют также остерном. Не путать с истерном! Истерн (англ. eastern) — это вестернообразное кино, действие которого происходит в Азии либо в той части Европы, которая ближе к Азии. Остерн (нем. Ostern) — это кино, как положено, про ковбоев, только снятое в странах Европы, преимущественно социалистического лагеря. Некоторые смешивают эти понятия, но мы — за точность дефиниций. Не все остерны — «красные вестерны» (ряд снимался в кап. странах), но все «красные вестерны» — остерны. «Красный вестерн» отличает от спагетти-вестерна неуклонно проводимая линия «индейцы — хорошие, белые — так на так, армия — всегда злодеи».

Успех «спагетти-вестернов» вдохновил киношников Германии на трудовые подвиги. Тем более, что у немцев был свой, аутентичный писатель вестернов Карл Май, на книгах которого выросло не одно поколение любителей приключенческой литературы. По его романам и засняли ряд фильмов о Виннету, в которых вождя апачей сыграл французский актер Пьер Брис, а съемки шли в Югославии (железный занавес чем дальше к западу, тем больше напоминал сетку Рабица).

Содержание

Советские красные вестерны [ править ]

Восточногерманские красные вестерны [ править ]

Посмотрев на то, как остерны рвут кассу, руководство СЕПГ (местная компартия) вызвало руководителей киностудий на ковер, хлопнуло по столу и велело: превзойти! Воспитать своего, социалистического Виннету в собственном трудовом коллективе.

Источник

Истерн

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

И́стерн (англ. eastern — «восточный», также иногда нем. ostern ) — жанр приключенческих фильмов, названный так по аналогии с вестерном. Иногда среди западных критиков для обозначения подобных фильмов, снятых в СССР, использовался пренебрежительный термин «борщ-вестерн» (по аналогии с итальянскими «спагетти-вестернами»).

Содержание

Классификация в кино

«Красные вестерны» в интернациональном контексте

В первую очередь «красные вестерны» сравнивают со спагетти-вестернами, так как оба жанра использовали другие географические территории для воспроизведения американского Дикого Запада. Съемки происходили в Югославии, Румынии, Монголии и южных районах СССР.

«Красные вестерны» дают возможность ознакомиться с иной точкой зрения на привычные мифы и условности оригинального жанра, так как их создатели были по разные стороны фронта пропагандистской холодной войны. Это было одной из причин, по которой большинство из этих фильмов никогда не показывались на Западе, по крайней мере, до падения «железного занавеса». В течение этой войны, когда противники выдумывали друг о друге немало небылиц, всё же встречалась некая очарованность культурой противника.

Классический американский жанр вестерна оказался необыкновенно пластичным для того, чтобы использовать его для пропаганды и мифологизировать даже относительно недавние исторические события — эпоху Гражданской войны. В СССР традиционные принципы создания вестерна были использованы для драматизации гражданской войны в Средней Азии в 1920-30-х гг., когда Красной Армии приходилось бороться с басмачами. Если заменить голубые мундиры солдат армии США гимнастёрками красноармейцев, а индейское и мексиканское местное население — тюркским, то возникают те же самые возможности для построения захватывающего действия на фоне экзотических ландшафтов. Мировоззрение стрелка, верховая езда, группы землепашцев, первопроходцев, преследователей, пересекающих пустынные земли в поисках преступников, железные дороги и мятежное приграничье — это заимствования из американского жанра.

«Красные вестерны», имитирующие американский Дикий Запад как место действия, — это румынский «Pruncul, Petrolul şi Ardelenii» («Младенец, нефть и трансильванцы»; в советском прокате — «Трансильванцы на Диком Западе»), повествующий о румынских и венгерских поселенцах на новых землях, а также советский «Всадник без головы». Чешский «Лимонадный Джо» и советский «Человек с бульвара Капуцинов» — это уже вестерны комедийные, безапелляционные пародии, насмешка и сатира над клише американских фильмов. Немецкие «Сыновья Большой Медведицы» переворачивают с ног на голову традиционное американское противостояние «ковбои-индейцы», показывая индейцев как героев, а американскую армию — как злодеев, с явными интонациями повествования, вызванными холодной войной. Этот фильм положил начало целой серии «индейских фильмов» восточногерманской кинокомпании DEFA, которые были очень успешны в странах социалистического лагеря.

Многие из не-советских примеров жанра были интернациональной продукцией, точно так же как и спагетти-вестерны. «Сыновья Большой Медведицы» — совместная продукция Восточной Германии и Чехословакии, с югославом Гойко Митичем в главной роли, снятая на немецком языке, на натуре других стран Восточной Европы и социалистического лагеря, включая Югославию, Болгарию и Монголию.

Истерны и «красные вестерны»

Существуют различия между красным вестерном и собственно истерном в изображении одинаковых тем.

Красный вестерн имеет общие черты с жанром «ревизионистского вестерна»: в этих фильмах с симпатией изображаются индейцы, мексиканцы, крестьяне, рабочие, внимание зрителей фокусируется на беззаконии, царящем в США в изображаемой исторической эпохе.

В истернах использовались темы советской истории, особенно гражданской войны, характерной чертой является симпатия к трудящемуся классу, выражены идеи, что светлое будущее вот-вот наступит, надо только «бить буржуев». Но советская романтика и этнические стереотипы были очевидны для зрителей других стран.

Однако советские (и российские) режиссёры и критики редко приходили к согласию в понимании и определении жанра, к примеру, «Неуловимые мстители», «Даурия», и «Свой среди чужих, чужой среди своих» были обруганы советской критикой за отклонение от официальных взглядов на историю революции и Гражданской войны.

Общие для этих направлений черты включают отрицательные образы бизнесменов и капиталистов («Однажды на Диком Западе»), критическое отношение к строителям железных дорог, к церковным организациям, христианству, так называемой американской мечте и схожий моральный кодекс. В этом заключается сходство с жанром сапата-вестерна о мексиканской революции.

В «Даурии» — прямая аналогия между сибирскими казаками и американскими ковбоями: кони, погони, драки, перестрелки и даже ограбление банка. В снятых в СССР истернах и американских вестернах есть общие черты жанра, сходство тематики и кинематографических приемов в том, как изображены противостояние между красными и белыми и традиционное американское противостояние «ковбои — индейцы» или «герой — злодеи».

Источник

Чем советский истерн отличается от классического западного вестерна

Некоторые отечественные истерны стали классикой не только советского, но и мирового кинематографа. Достаточно вспомнить «Неуловимых мстителей» или «Белое солнце пустыни». Сегодня «РГ» разбирается в том, что именно принципиально отличает советский истерн от американского «ковбойского» кино.

Место действия. Дикий Запад и Средняя Азия

При этом, если в американских фильмах играли вполне аутентичные представители местных коренных народов, то в советском кино индейцев могли играть болгары, сербы, монголы и так далее.

Время действия. От Гражданской и до Гражданской

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Так называемые «ревизионистские» вестерны, переосмысливающие жанровые штампы, часто смещают действие в начало ХХ века («Маккейб и миссис Миллер» Роберта Олтмена, «Дикая банда» Сэма Пекинпа).

Главные герои. Красноармейцы и друзья бледнолицых

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Романтическая линия. «Спрячь за высоким забором девчонку…»

Однако в собственно истернах романтическая линия, как правило, отсутствует. Герой может быть уже женат (как «Сухов из «Белого солнца пустыни», пишущий письма любимой) или просто слишком занят мыслями о мировой революции или изначально потерпел в любви неудачу (как в «Даурии»). Иногда, как в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», женских персонажей может не быть вовсе.

Источник

Восемь советских истернов

Попу­ляр­ный жанр вестер­на в аме­ри­кан­ском кино поро­дил мно­же­ство под­ра­жа­ний и отве­тов во всём мире. И если ита­льян­цы со сво­им «спа­гет­ти-вестер­ном» смог­ли впи­сать­ся в миро­вой кон­текст и стать клас­си­кой, то, ска­жем, япон­ские («Суки­я­ки Вестерн Джан­го», 2007) или корей­ские («Хоро­ший, пло­хой, дол­ба­ну­тый», 2008) экс­пе­ри­мен­ты извест­ны толь­ко насто­я­щим поклон­ни­кам. Кине­ма­то­граф соци­а­ли­сти­че­ских стран тоже чер­пал вдох­но­ве­ние из вестер­нов, создав аль­тер­на­ти­ву — истер­ны (как про­ти­во­по­став­ле­ние «western» — «запад­ный» и «eastern» — «восточ­ный»).

Чаще все­го вспо­ми­на­ют про восточ­но­гер­ман­ские филь­мы кино­сту­дии DEFA с юго­слав­ско-индей­ским Чин­га­ч­гу­ком — Гой­ко Мити­чем. И прав­да, в ГДР, Румы­нии и Чехо­сло­ва­кии истер­ны при­жи­лись боль­ше, чем в СССР. Но были и совет­ские истер­ны: очень раз­ные и порой совер­шен­но не свя­зан­ные меж­ду собой ни стро­гим жан­ром, ни местом и вре­ме­нем дей­ствия. Боль­шин­ство из них заим­ство­ва­ли у вестер­нов опре­де­лён­ные сце­нар­ные и поста­но­воч­ные кли­ше и атмо­сфе­ру, сами же сюже­ты раз­во­ра­чи­ва­лись при этом в Восточ­ном полу­ша­рии. Так или ина­че, неко­то­рые филь­мы вошли в золо­тую кол­лек­цию совет­ско­го кино. Мы пред­ла­га­ем их вспом­нить и посмотреть.

Красные дьяволята (1923, реж. Иван Перестиани)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

«Крас­ные дья­во­ля­та» — это экра­ни­за­ция одно­имён­ной пове­сти Пав­ла Бля­хи­на нача­ла 1920‑х годов о при­клю­че­ни­ях трёх моло­дых бой­цов Пер­вой Кон­ной армии и их борь­бе с мах­нов­щи­ной в годы Граж­дан­ской вой­ны. Бля­хин и сам был опыт­ным боль­ше­ви­ком, участ­ни­ком рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния и Граж­дан­ской вой­ны, и повесть была им напи­са­на «по горя­чим следам».

Фильм был, как нетруд­но дога­дать­ся по дате созда­ния, немым и чёр­но-белым. Что не поме­ша­ло ему стать хитом. Лихой при­клю­чен­че­ский сюжет, пого­ни, пере­стрел­ки, диа­ло­ги (да, в немом филь­ме были инте­рес­ные диа­ло­ги!) род­нят его с ран­ни­ми запад­ны­ми клас­си­че­ски­ми вестер­на­ми. Индей­цев, шери­фов и «охот­ни­ков за голо­ва­ми» по понят­ным при­чи­нам здесь нет, но есть, пред­ставь­те себе, чер­но­ко­жий герой.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Сло­во­со­че­та­ние «крас­ные дья­во­ля­та» нам боль­ше зна­ко­мо по филь­му «Неуло­ви­мые мсти­те­ли», посколь­ку они были сня­ты по моти­вам той же пове­сти Бля­хи­на. В какой-то сте­пе­ни более попу­ляр­ный фильм мож­но счи­тать иде­аль­ным ремей­ком ста­рых «Крас­ных дья­во­лят», посколь­ку в нём мож­но раз­гля­деть цити­ро­ва­ние отдель­ных эле­мен­тов из филь­ма 1923 года.

Тринадцать (1936, реж. Михаил Ромм)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Лока­ции укра­ин­ских сте­пей не были, одна­ко, столь фак­тур­ны, как пусты­ни Сред­ней Азии. Имен­но там раз­вер­ну­лось дей­ствие пер­во­го совет­ско­го «пустын­но­го истер­на». Гово­рят, что Иоси­фу Вис­са­ри­о­но­ви­чу очень понра­вил­ся фильм Джо­на Фор­да «Поте­рян­ный пат­руль» про бри­тан­ских сол­дат в Месо­по­та­мии, в годы Пер­вой миро­вой столк­нув­ших­ся с заса­дой от мест­ных ара­бов. (Сто­ит отме­тить, что «Поте­рян­ный пат­руль» и сам являл­ся ремей­ком бри­тан­ской одно­имён­ной лен­ты.) Ста­лин зака­зал совет­скую вер­сию филь­ма, кото­рую поста­вил моло­дой и пер­спек­тив­ный Миха­ил Ромм.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

В истерне «Три­на­дцать» десять демо­би­ли­зо­ван­ных крас­но­ар­мей­цев и трое «граж­дан­ских» стал­ки­ва­ют­ся с бас­ма­ча­ми — одни­ми из глав­ных кине­ма­то­гра­фи­че­ских бан­ди­тов в совет­ском искус­стве — и обо­ро­ня­ют от них коло­дец посре­ди пусты­ни. Бое­вик, соче­та­ю­щий в себе един­ство места и вре­ме­ни и боль­шой актёр­ский состав, и сей­час про­из­во­дит хоро­шее впе­чат­ле­ние. А в то вре­мя он вдох­но­вил не толь­ко совет­ских зри­те­лей, но и аме­ри­кан­ца Золта­на Кор­ду, сняв­ше­го в 1940‑е годы фильм «Саха­ра», где в Север­ной Афри­ке эки­паж аме­ри­кан­ско­го тан­ка обо­ро­нял коло­дец от немец­ко­го бата­льо­на. «Саха­ру» даже номи­ни­ро­ва­ли на «Оскар», а в 1990‑е сня­ли ремейк. Такая вот длин­ная цепоч­ка филь­мов, сре­ди кото­рых нашёл своё место истерн Миха­и­ла Ромма.

О Миха­и­ле Ром­ме читай­те очерк Алек­сандра Вели­год­ско­го «Миха­ил Ромм. Меж­ду чело­ве­ком и идео­ло­ги­ей».

Неуловимые мстители (1966, реж. Эдмонд Кеосаян)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Нуж­но ли вооб­ще пред­став­лять этот фильм? Ино­гда кажет­ся, что в нём пре­крас­но всё: актёр­ский состав, инте­рес­ные герои и зло­деи, поста­нов­ка, нату­раль­ная атмо­сфе­ра гово­ров и диа­лек­тов южных реги­о­нов, коме­дий­ная состав­ля­ю­щая, саунд­трек и, нако­нец, цита­ты. О попу­ляр­но­сти филь­ма луч­ше все­го гово­рит цити­ру­е­мость, когда даже спу­стя пол­ве­ка мы лег­ко можем про­дол­жить фра­зу, вос­про­из­во­дя её голо­сом Саве­лия Кра­ма­ро­ва: «А вдоль доро­ги мёрт­вые с коса­ми сто­ят! И тишина…»

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Исто­рия о четы­рёх моло­дых «мсти­те­лях» вре­мён Граж­дан­ки, устро­ив­ших побе­до­нос­ную пар­ти­зан­скую вой­ну про­тив рас­по­я­сав­ших­ся в окрест­но­стях Хер­со­на бан­ди­тов, соби­ра­ла пол­ные залы (про­кат­ная ста­ти­сти­ка зафик­си­ро­ва­ла более 50 мил­ли­о­нов зри­те­лей) и тре­бо­ва­ла продолжения.

Несмот­ря на то, что вто­рой и осо­бен­но тре­тий филь­мы — «Новые при­клю­че­ния неуло­ви­мых» и «Коро­на Рос­сий­ской импе­рии» — уже не отли­ча­лись све­же­стью идеи, про­валь­ны­ми они так­же не ста­ли. И сего­дня три­ло­гия «Неуло­ви­мых» вхо­дит в стан­дарт­ную обой­му кон­тен­та рос­сий­ских теле­ка­на­лов, хотя, каза­лось бы, офи­ци­аль­ная оцен­ка Граж­дан­ской вой­ны с уста­нов­кой «при­ми­рен­че­ских» памят­ни­ков и мемо­ри­аль­ных досок участ­ни­кам Бело­го дви­же­ния всту­па­ет в явное про­ти­во­ре­чие с пафо­сом совет­ской лен­ты. Искус­ство в дан­ном слу­чае ока­зы­ва­ет­ся силь­нее идеологии.

Конец атамана (1970, реж. Шакен Айманов)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Мно­гие истер­ны (как и мно­гие вестер­ны) лишь внешне опи­ра­ют­ся на исто­ри­че­ские собы­тия, исполь­зуя их как фон. На этом фоне дей­ству­ют герои выду­ман­ные, и отто­го порой наде­лён­ные экс­тра­ор­ди­нар­ны­ми чер­та­ми, запо­ми­на­ю­щей­ся внеш­но­стью, выпук­лым харак­те­ром. «Конец ата­ма­на» выби­ва­ет­ся из это­го ряда — фильм пред­став­ля­ет собой экра­ни­за­цию реаль­ной исто­рии лик­ви­да­ции ата­ма­на Дуто­ва в 1921 году. Вид­ный участ­ник Бело­го дви­же­ния Алек­сандр Дутов был сто­рон­ни­ком Кол­ча­ка, под конец Граж­дан­ской вой­ны пере­шёл гра­ни­цу с Кита­ем, где обос­но­вал­ся в при­гра­нич­ном с Рос­си­ей горо­де Суй­дуне. Туда-то и была отправ­ле­на груп­па совет­ских агентов.

Сце­на­ри­сты филь­ма, сре­ди кото­рых был моло­дой Андрей Кон­ча­лов­ский (брат Ники­ты Михал­ко­ва) и даже сам Андрей Тар­ков­ский (не ука­зан­ный в тит­рах), подроб­но­сти спе­цо­пе­ра­ции пере­осмыс­ли­ли, сде­лав глав­ным геро­ем выду­ман­но­го ими чеки­ста Касым­ха­на Чадь­я­ро­ва. Его про­то­ти­пом стал мест­ный татар­ский князь Касым­хан Чаны­шев, руко­во­ди­тель той самой чекист­ской груп­пы. Пусть и частич­но при­ду­ман­ный, пер­со­наж Чадь­я­ро­ва в испол­не­нии казах­ско­го актё­ра Аса­на­ли Аши­мо­ва полю­бил­ся зри­те­лям: 20 с лиш­ним мил­ли­о­нов про­смот­ров в кино­те­ат­рах, Госу­дар­ствен­ная пре­мия Казах­ской ССР за роль разведчика.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Закон­чен­ная исто­рия про лик­ви­да­цию ата­ма­на не закон­чи­лась для Аши­мо­ва, кото­рый вер­нул­ся к обра­зу Чадь­я­ро­ва в филь­ме «Транс­си­бир­ский экс­пресс» — тоже типич­ный истерн 1977 года, сце­на­рий писа­ли Ники­та Михал­ков и Алек­сандр Адаб­а­шьян, в ролях засве­тил­ся Олег Таба­ков. И если «Транс­си­бир­ский экс­пресс» мож­но сове­то­вать к про­смот­ру, то вот даль­ней­шие про­дол­же­ния «фран­ши­зы Чадь­я­ро­ва» («Мань­чжур­ский вари­ант» 1989 года и «Кто вы, гос­по­дин Ка?»/«Волчий след» 2009 года) к жан­ру истер­на име­ют совсем опо­сре­до­ван­ное отношение.

Белое солнце пустыни (1970, реж. Владимир Мотыль)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Ещё один бес­спор­ный хит появил­ся на волне успе­ха истер­на «Неуло­ви­мые мсти­те­ли». Тот же Андрей Кон­ча­лов­ский был одним из раз­ра­бот­чи­ков буду­ще­го филь­ма о бас­ма­чах, хотя ушёл из про­ек­та гораз­до рань­ше, чем тот при­об­рёл зна­ко­мые нам чер­ты фило­соф­ской исто­рии о Восто­ке, кото­рый «дело тон­кое». В ито­ге появ­ле­ние филь­ма — заслу­га сце­на­ри­стов Вален­ти­на Ежо­ва и Руста­ма Ибра­гим­бе­ко­ва, режис­сё­ра Вла­ди­ми­ра Моты­ля и ещё теат­раль­но­го режис­сё­ра Мар­ка Заха­ро­ва, напи­сав­ше­го зна­ме­ни­тые пись­ма Сухо­ва Кате­рине Матвеевне.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Режис­сёр, при­сту­пая к кар­тине, хотел снять имен­но вестерн. Для совет­ско­го кине­ма­то­гра­фи­че­ско­го руко­вод­ства истер­ны напо­до­бие «Неуло­ви­мых мсти­те­лей» были фор­мой исто­ри­ко-рево­лю­ци­он­но­го про­па­ган­дист­ско­го кино. «Белое солн­це пусты­ни» вро­де бы похо­же и на то, и на дру­гое, но при этом эле­мен­ты и дета­ли отли­ча­ют его от любых жан­ро­вых опре­де­ле­ний. Осо­бен­но это каса­ет­ся пер­со­на­жей, кото­рые не похо­жи на кли­ше вестер­нов и исто­ри­ко-рево­лю­ци­он­ных совет­ских драм.

Крас­но­ар­ме­ец Сухов — слов­но былин­ный рус­ский сол­дат, меч­та­ю­щий о мир­ной семей­ной дере­вен­ской жиз­ни с люби­мой супру­гой. Тамо­жен­ник Вере­ща­гин — быв­ший импер­ский унтер-офи­цер, кото­рый на краю циви­ли­за­ции, спи­ва­ясь от безыс­ход­но­сти, рас­суж­да­ет о дер­жа­ве и пат­ри­о­ти­че­ском дол­ге. Гюль­ча­тай, для кото­рой совет­ская про­па­ган­да равен­ства муж­чин и жен­щин, навер­ное, так и оста­лась чуда­че­ством ново­го господина.

Пото­му что Восток — дело тонкое.

Всадник без головы (1973, реж. Владимир Вайншток)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Сюжет «Всад­ни­ка без голо­вы» — это экра­ни­за­ция одно­имён­но­го рома­на Тома­са Май­на Рида. Отсю­да, конеч­но, спо­ры, насколь­ко ори­ги­наль­ным явля­ет­ся сце­на­рий, раз­мыш­ле­ния о том, что «кни­га луч­ше», но фор­маль­но — это тоже истерн, то есть фильм, сня­тый в фор­ме вестер­на в стра­нах соц­б­ло­ка. Кро­ме это­го, «Всад­ник из голо­вы» был весь­ма попу­ляр­ным и вошёл в сот­ню луч­ших по дан­ным про­ка­та совет­ских филь­мов за всю историю.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

«Всад­ник» инте­ре­сен сво­ей каче­ствен­ной поста­нов­кой: пей­за­жи, костю­мы и даже актё­ры, часть из кото­рых — заго­ре­лые кубин­цы, вряд ли заро­дят в вас сомне­ние, что про­из­вод­ством лен­ты зани­мал­ся Лен­фильм, создав­ший атмо­сфе­ру Теха­са сере­ди­ны XIX века в Кры­му. При жела­нии, прав­да, мож­но раз­гля­деть в филь­ме Лива­дий­ский дво­рец и Ворон­цов­ский парк в Боль­шой Ялте, а так­же Белую Ска­лу в Бело­гор­ском рай­оне Крыма.

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974, реж. Никита Михалков)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Дебют­ный фильм Ники­ты Михал­ко­ва пред­по­ла­гал­ся как чистый ответ спа­гет­ти-вестер­нам Сер­джо Леоне. Не зря одно из чер­но­вых назва­ний — «Пол­мил­ли­о­на золо­том, вплавь, пеш­ком и воло­ком» — чем-то напо­ми­на­ет заго­лов­ки шедев­ров с Клин­том Ист­ву­дом. В ито­ге полу­чи­лась похо­жая, но спе­ци­фи­че­ская исто­рия — герой-оди­ноч­ка, чекист Егор Шилов, хоть и мета­ет­ся меж двух огней, нахо­дя слу­чай­ных попут­чи­ков и вре­мен­ных соучаст­ни­ков сре­ди «чужих», всё же пре­сле­ду­ет цели, далё­кие от пред­став­ле­ний жите­лей Дико­го Запа­да. Он стре­мит­ся к золо­ту (типич­но­му кинош­но­му мак­гаф­фи­ну) не ради обо­га­ще­ния, а что­бы вер­нуть его в совет­скую казну.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Про­из­вод­ство не име­ло боль­шо­го бюд­же­та, поэто­му ограб­ле­ние поез­да сня­то на чёр­но-белую плён­ку. Несмот­ря на режис­сёр­ский дебют, буду­щий «бесо­гон» Михал­ков создал про­стой дина­мич­ный фильм с ярки­ми пер­со­на­жа­ми. Вооб­ще актёр­ский состав — одна из силь­ных сто­рон кар­ти­ны, и даже неболь­шие эпи­зо­ды с Алек­сан­дром Каля­ги­ным и Кон­стан­ти­ном Рай­ки­ным оста­ют­ся в памя­ти как инте­рес­ные при­ме­ры пере­во­пло­ще­ния извест­ных актёров.

Человек с бульвара Капуцинов (1987, реж. Алла Сурикова)

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

Буль­вар Капу­ци­нок (пра­виль­но гово­рить имен­но так, а не «Капу­ци­нов») — это ули­ца Пари­жа, где бра­тья Люмьер нача­ли пока­зы­вать свои пер­вые филь­мы. Глав­ный герой филь­ма, мистер Джон­ни Фёст (от «first» — «пер­вый») вдох­но­вил­ся новым видом искус­ства и отпра­вил­ся в аме­ри­кан­скую глу­бин­ку, что­бы пока­зы­вать на Диком Запа­де кино.

красный истерн что такое. Смотреть фото красный истерн что такое. Смотреть картинку красный истерн что такое. Картинка про красный истерн что такое. Фото красный истерн что такое

«Чело­век с буль­ва­ра Капу­ци­нов» — очень доб­рая и весё­лая коме­дия, сня­тая как паро­дия на вестерн. Мно­гие эле­мен­ты вестер­на при­сут­ству­ют в гипер­тро­фи­ро­ван­ном и наме­рен­но несе­рьёз­ном виде. Пере­пал­ки в салуне не дохо­дят до пере­стре­лок и мас­со­вых убийств, а огра­ни­чи­ва­ют­ся смеш­ным мор­до­бо­ем. Роко­вая пуля не уби­ва­ет глав­но­го героя, посколь­ку его спа­са­ет кино: как в самом сюже­те филь­ма, так и путём «спа­се­ния» рука­ми сце­на­ри­стов. Миха­ил Бояр­ский игра­ет анти­ге­роя — Чёр­но­го Дже­ка, кото­рый чем-то похож на клас­си­че­ских «чёр­ных» зло­де­ев из спа­гет­ти-вестер­нов, но при этом в кон­це кон­цов он, как и мистер Фёст, влюб­ля­ет­ся в кино и ста­но­вит­ся хорошим.

Хоте­лось бы, что­бы ста­рые совет­ские истер­ны дела­ли с нами то же самое. При­ят­но­го просмотра!

Источник

История истерна: как Дикий Запад заменили на Среднюю Азию, а индейцев – на басмачей?

Советские остросюжетные приключенческие фильмы с элементами голливудских вестернов основывались на отечественном историческом материале и быстро покорили зрителя. Как создавалась легендарная трилогия о приключениях «Неуловимых мстителей», почему «Свой среди чужих, чужой среди своих» превзошел все предыдущие истерны и кто в советских картинах заменил индейцев?

По-американски «вестерн», по-советски «истерн» – удивительный жанр советского кино, где жгуче светит белое солнце пустыни, свой выживает среди чужих, а неуловимые мстители наказывают бандитских атаманов. В 1978 году Филипп Тимофеевич Ермаш становится председателем государственного комитета СССР по кинематографии. Перед чиновником стояла грандиозная задача – вытащить отечественное кино из провала, переделать голливудские форматы под советские ценности.

«Он объявляет ставку на новое коммерческое кино, объявляет, что нам надо учиться у Голливуда делать фильмы, но на советские сюжеты и с нашей, разумеется, идеологией, но по их принципам. Поэтому делается для начала «Москва слезам не верит», «Экипаж», все это невероятно успешно, продумано, выстроено. И сразу же создается волна истернов», – рассказывает киновед, специалист по советскому кино Александр Шпагин.

Что же было общего у американских ковбоев и советских чекистов? Внешне все вроде схоже – сплошные приключения. Но это лишь на первый взгляд. Дикий Запад – это не только место, центральные и западные штаты США, но и время. Эпоха началась с Гражданской войны 1861 года и закончилась к началу ХХ века. Место действия голливудского вестерна – исключительно Дикий Запад с его суровыми нравами и попытками установить законность. В истории СССР тоже было такое время – Гражданская война 1917-1922 годов.

Первый советский вестерн

«Первый советский истерн возник в 1923 году, назывался он «Красные дьяволята», – отмечает Шпагин. – Снимал его режиссер Перестиани по сценарию Бляхина – участника Гражданской войны, который был и писателем, автором приключенческих романов. Фильм был невероятно успешен, тем более что это 1924 год – заря кинематографии, никаких зрительских картин еще не было. По сегодняшним меркам это была непрофессиональная работа, Перестиани вообще слабый режиссер, но зрителю было неважно, главное, что там был экшн».

Из этих непритязательных «Красных дьяволят» через несколько десятилетий вырастут настоящие шедевры нового жанра – трилогия о Неуловимых мстителях. Молодой режиссер Эдмонд Кеосаян снимал простенькие мелодрамы про строителей, поварих и комбайнеров, но мечтал выпускник ВГИКа о гораздо большем масштабе. Неожиданно ему предложили экранизировать заново книгу Павла Бляхина «Красные дьяволята».

«Был заказ. Но он действительно все время говорил, что хочет снять приключенческий фильм для детей, для своих детей. Тогда много было иностранных приключенческих фильмов. Он сказал: «Мы тоже можем снять». Хотя для приключенческого жанра, для трюков у нас и базы не было. Они на ходу придумывали велосипед», – вспоминает жена Эдмонда Кеосаяна Лаура Геворкян.

«Кеосаян удивительным образом совместил историко-революционный романтический пафос со всевозможными приключенческими ходами, – отмечает Александр Шпагин. – И получилось! Это будет огромный успех, после этого Кеосаян продолжит серию и уже будет делать куда более приключенческие фильмы, уже истинные истерны».

После успеха первого фильма режиссеру пришлось снимать еще два продолжения: «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). Режиссер отчаянно сопротивлялся. Третья серия? Ни за что! Актеры выросли, сценарий слабый, да и сама история себя изжила. Но руководство «Мосфильма» было уверено: новый фильм про Неуловимых мстителей принесет еще больше денег. Режиссер Эдмонд Кеосаян сдался. Первую часть трилогии посмотрели 54 миллиона зрителей. Вторую – 66 миллионов. Третью – 60 миллионов.

Басмачи вместо индейцев

Украина, Крым, Центральная Азия – территории, где «красные» наиболее ожесточенно сражались с «белыми». Именно эти места стали нашим «Диким Западом». Чекист в гимнастерке или черной кожанке заменил голливудского ковбоя в шляпе и рубашке с бахромой. Бандиты так и остались бандитами, а вот индейцев в советском кино заменили басмачи.

Картины, которые снимались в Средней Азии, даже иронично называли «Басмачфильм». Первые фильмы про басмачей начали снимать еще в 1930-е годы, когда борьба с ними была в самом разгаре.

«Забавно то, что снимали про басмачей, а в это время на съемочную группу нападали реальные басмачи. Они миловали, конечно, этих пришлых киношников, но ситуации бывали напряженные и возникали они не раз, потому что окончательно басмаческое движение было побеждено только в начале 30-х и то с огромными усилиями», – рассказывает киновед.

В СССР были сняты десятки фильмов про басмачей, но по-настоящему культовым стало лишь «Белое солнце пустыни». По сути, это классический голливудский вестерн: благородный герой Сухов вообще-то едет по своим делам, но не может пройти мимо произвола бандитов и спасает от гибели сразу несколько красавиц. Сначала планировали назвать фильм «Спасите гарем», но наверху его посчитали странным, в результате появилось «Белое солнце пустыни».

Фильм был снят довольно просто и дешево. Вместо большой актерской массовки – солдаты окрестных гарнизонов. А с реквизитом помогли местные криминальные авторитеты, которым режиссер Владимир Мотыль разрешил исполнить небольшие роли. Не было проблем в огромной стране и с колоритной натурой. Место для съемок нашли под Махачкалой, рядом были санаторий и девственно нетронутый берег Каспийского моря.

В голливудской версии товарищ Сухов непременно закрутил бы роман с Гюльчатай, а наш лишь писал романтические письма законной супруге. Ковбой из вестерна – почти всегда герой-любовник, окруженный горячими мексиканками и ловкими мошенницами. В него были тайно влюблены даже благородные дамы, а дочери фермеров бросали свои поля, вооружались до зубов и рисковали жизнью. В советских истернах любовная линия не просто третьестепенная, ее зачастую не было. В культовом истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих» вообще нет ни одного женского персонажа. И это не мешало зрительницам влюбляться в экранных героев. Одним из таких разбивателей сердец стал чекист Чадьяров.

Вестерн по-казахски

1970-й год, в советских кинотеатрах премьера фильма «Конец атамана» режиссера Шакена Айманова. У касс собирались огромные очереди любопытных. Еще бы, на экране – первый казахский супергерой, разведчик времен Гражданской войны Касымхан Чадьяров.

«Такой был человек, он работал начальником уезда милиции, но был сыном бая, – говорит исполнитель роли Чадьярова Асанали Ашимов. – Он хотел перед советской властью оправдать свою автобиографию, ведь раз сын бая, значит, враг народа… Он взял эту трудную операцию на себя, чтобы оправдать себя как гражданин».

Советская Центральная Азия стала идеальной натурой, а республиканские киностудии – идеальной базой для съемок истернов.

«На Казахфильме были все возможности. Это зависело от руководства «Казахфильма», которое старалось приобрести все технические новшества, и «Казахфильм» был очень хорошо технически оснащен в то время», – вспоминает кинорежиссер Лаврентий Сон.

История про Чадьярова так понравилась руководству «Мосфильма», что вскоре над продолжением работали Никита Михалков, Андрей Кончаловский и Александр Адабашьян. «Транссибирский экспресс» вдохновил братьев, Михалкова и Кончаловского вывести истерны на совершенно новый уровень.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

«Драматизм, неоднозначность, глубина будут близки нашим крупным режиссерам и талантливым сценаристам. И, что самое интересное, через некоторое время главными авторами лучших истернов, которые и создадут культуру этого жанра, будут братья Михалковы», – продолжает Шпагин.

Начало 1970-х в СССР – время особо любви к итальянскому кино. Именно тогда зрители узнали, что такое спагетти-вестерн. Голливуду вестерны давно приелись, а итальянцы нашли в них нечто новое. Поджанр назвали «спагетти» по самому известному в мире итальянскому слову. А режиссер Серджио Леоне стал образцом для своих советских коллег.

«Наши истерны были похожи не столько на «Великолепную семерку» и другие голливудские фильмы про ковбоев, сколько на спагетти-вестерн, который создавал Леоне, – считает киновед. – И «Свой среди чужих. » тоже будет во многом похож на Серджио Леоне. И, слава Богу, потому что Леоне был лучшим автором вестернов».

В 1974-м году на экраны выходит «Свой среди чужих, чужой среди своих» – дебютный фильм Никиты Михалкова.

«Во ВГИКе никто ничего от Михалкова не ждал. Говорили: «Да это актер, это мажор, что он там может снять». Если он снимет – конечно, брат ему помог. И вдруг такое! На манеру Кончаловского абсолютно не похоже, это явно свой собственный язык, все выходили из кинозалов абсолютно потрясенными. Это был всесторонне мощный успех», – рассказывает Александр Шпагин.

В этом истерне все по классическим голливудским образцам: ограбление поезда и похищение золота, предательство, отчаяние и настоящая мужская поддержка. Музыка из этого истерна стала знаменитой, как и актеры, по тем временам, сплошь новые имена: Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Константин Райкин, Сергей Шакуров.

«Большой режиссер сразу угадает новых людей, новых актеров, совмещающих в себе игровое, «артовое» начало с интеллектуальным, умеющих думать на экране, – говорит киновед. – Умные актеры, весь этот отряд пришел в «Свой среди чужих. » и стал самыми главными звездами будущих десятилетий».

Избавление о белогвардейцев и конец истерна

Если истерны приносят деньги, нужно снимать как можно больше – так решили чиновники Госкино в конце 1970-х. Жанр менялся и все сильнее приближался к классическом Голливуду в худшем его проявлении. Пропала глубина, остались лишь расчет и коммерция. Первым делом избавились от белогвардейцев – слишком многие им сочувствовали, на их месте появились бандиты. Огромное количество подобных фильмов появилось в 80-х.

«Снимать эти фильмы приходили режиссеры малоталантливые, и они начинали лепить, – объясняет Шпагин. – И возникала такая серятина, которая уже тогда не особо здорово смотрелась, но определенный успех имела, потому что всегда на любой экшн зритель идет. Запомнились эти картины в большинстве своем? Нет».

Режиссер Самвел Гаспаров и прежде специализировался на фильмах про хороших «красных» и плохих «белых». «Шестой» – лучший истерн в его карьере, коммерчески вполне успешный, но критики были к нему беспощадны.

Голливудские вестерны почти всегда только развлекали, советские истерны еще и воспитывали. Но грянула «перестройка», а главные персонажи и основные сюжеты истернов были переосмыслены. Красноармейцы и чекисты – вроде не совсем герои, а белогвардейцы и басмачи – вроде и не совсем злодеи. Без четкого разделения на добро и зло жанр истерн существовать не смог и почти исчез с экранов.

Смотрите программу «Рожденные в СССР» на телеканале «МИР».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *