крауд экономика что это
«Мы ошибочно называем краудэкономику будущим. Капитализма нет уже лет 10», разговор в кулуарах Первой международной конференции по краудэкономике
Крауд-будущее – это больше, чем сбор средств на проект всем миром или даже переход денежных отношений в цифру. Рынок труда и политическая сфера, культура и религия – никакая из сфер жизни общества не останется прежней. Государство как институт исчезнет максимум через 3 года, экономика выйдет за рамки денежных отношений. О том, как изменится мир мы поговорили в кулуарах Первой международной конференции по краудэкономике с самым непубличным спикером, который пожелал остаться неназванным.
– Зачем писать о будущем, если большинство этого не поймет, а другие просто не примут? Надо делать, а не говорить, – встречает собеседник скепсисом предложение ответить на несколько вопросов о будущем.
– Но ведь дискуссия – это путь к перемене массового сознания…
Мы ошибочно называем краудэкономику будущим. Капитализма нет уже лет 10
– Солнце встает и садится независимо от того, говорим мы об этом или нет. То же самое с краудэкономикой, которую мы ошибочно называем будущим. Мир уже изменился, просто мы не можем установить причинно-следственные связи и связать процессы в единое целое.
У собеседника блеск в глазах и добрая ухмылка заговорщика. Он немногословен, потому что не испытывает нужды в том, чтобы доказывать свою правоту. Кажется, что ему открыто то, чего не видят или недооценивают другие. Он знает о вещах, которые неизбежно случатся и перевернут мир, поэтому не спешит в этом убеждать других.
– Конференция оставила ощущение, что мы говорим о том, как остановить приближающийся к Земле метеорит и создать правовое поле для того, чтобы встреча с ним выглядела достойно. Но если я правильно понимаю, краудотношения – это наднациональное и надгосударственное явление, которым сложно управлять силой мысли или закона…
– Так и есть. Краудэкономика – это то, что неизбежно придет на смену постиндустриальному обществу. Современный мир как дерево, съеденное термитами: оболочка есть, но подует ветер, и оно рухнет. На этом фоне попытки государства противостоять приходу инструментов краудотношений в страну выглядят забавно. Даже в Северной Корее есть интернет. Вы хотите подтверждений посущественней? 23 октября Исландия приняла первую в мире крауд-конституцию фактически через Facebook. Это революционное событие.
Государство как институт исчезнет в промежутке 0,5–3 лет
Государство как институт исчезнет в промежутке 0,5–3 лет. Просто потому что лишится финансовых возможностей для выполнения действующего социального договора. В новом мире не существует верховной власти. Мы будем образовывать модели гибридных коалиций кого угодно и с кем угодно.
Вы помните, как у Ильфа и Петрова?
«Все было ясно. Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И действительно, в 12 часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов… Сорок лет стоял дом, при всех властях стоял, хороший был дом. А при советской сгорел».
– Три года, не говоря о шести месяцах, кажутся слишком коротким сроком для таких радикальных перемен…
– Сколько дней понадобилось, чтобы исчезли райкомы? А чтобы рухнул СССР? Два дня. При нынешней скорости изменения окружающего мира, сколько времени нужно, чтобы он рухнул?
Собеседник щелкнул пальцами.
– Что станет точкой невозврата?
– Что угодно. Мы живем на пороховой бочке. Ни сегодня-завтра может случиться война в Южно-Китайском море. Не важно, что станет ее причиной. Важно, что в результате этого столкновения вода и война за нее станет причиной многих региональных конфликтов.
Разговор прерывает председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико, который вспомнил о своем обещании наградить ценным призом журналиста, задавшего лучший вопрос.
– Наш победитель получает символичный приз – объявляет торжественным голосом Виктор, – песочные часы! Я уже говорил о том, что краудэкономика – это могильщик экспертной экономики и хочу еще раз подчеркнуть эту мысль. Как только вы перевернете эти часы, пойдет обратный отсчет времени, которое отведено старому миру!
Собравшиеся аплодируют, журналист делает несколько неловких попыток перевернуть часы, но не решается, вечер начинает напоминать кадры из фильма «Атлант расправил плечи». Я перевожу глаза на своего собеседника. Он разводит руками, глаза стреляют блеском, на лице появляется все та же ухмылка заговорщика, в которой читается немая фраза: «О чем я вам и говорю. ».
– Нет, мне не страшно. В 1980 году меня исключили из школы за организацию предпринимательской артели. Я серийный предприниматель, 28 лет живу бизнесом, пережил крушение трех систем. Нет, мне не страшно.
– Крушение СССР – это локальное событие, случившееся с конкретными народами, а мы сейчас, кажется, говорим, о крушении системы в масштабах всего мира.
– Для человека все равно – случился потоп в его квартире или во всем доме. Когда наш мир рушится, нам кажется, что пришел конец всему.
– Кто займет место гегемона в новом мире?
– США потеряет функцию мирового жандарма, и никакое другое государство не сможет занять это место. А если говорить о первенстве в имплементации в новую экономику – это будет Беларусь.
– Беларусь, не сумевшая построить капитализм (что уж там – даже социализм!), станет пионером краудэкономики?!
Где появилась первая в мире конституция?
– Мы говорим сейчас не о современных территориальных или государственных границах, а о тех белорусах, которые «литвины». Сколько лет ВКЛ было являлось влиятельным политическом институтом на карте Европы? Где появилась первая в мире конституция (Статут ВКЛ)? Где была напечатана первая среди восточных славян книга? Кстати говоря, язык эсперанто также появился в ВКЛ. Вас еще что-то смущает?
– Смущает разрыв между тогда и сейчас. Вы хотите сказать, что Беларусь проспала несколько веков, а сейчас проснется?
– Беларусь не останавливалась никогда. В области беспилотных решений она впереди планеты всей: первый беспилотный трактор поехал здесь, первый беспилотный коммерческий транспорт класса heavy duty в виде БелАЗа тоже был сделан здесь. И произошло это раньше, чем появилась Tesla.
Можно здесь упомянуть и о совершенно логичных вещах. Маленькие страны, не обремененные запасами полезных ископаемых, окажутся в более выгодном положении в силу своей лучшей адаптивности. У гигантов и правительство, и бизнес сфокусированы на существующих возможностях, на крупном производстве и зависят от имеющихся запасов. Свободные от этого небольшие страны тратят меньше времени на принятие решений.
– Мы сейчас говорим о технической подкованности наших специалистов?
– Техническая подкованность и даже способность изобретать что-то новое не имеет ничего общего с успехом в крауд-мире. Почему борщ, приготовленный молодой женой порой есть невозможно, а опытная хозяйка готовит его так, что сложно остановиться, хотя обе используют одни и те же ингредиенты? В новом мире на первый план выходит не способность создавать что-то новое, а умение комбинировать существующее. А белорусы это умеют отлично.
– Похоже в будущем есть место только работникам интеллектуального труда, потому что все остальные процессы автоматизируются. Нас ждет безработица в масштабах всего мира?
Никакого искусственного интеллекта нет и не может быть
– Сразу скажу, что никакого искусственного интеллекта нет и не может быть. Когда мы говорим об искусственном интеллекте, на самом деле имеем ввиду всего лишь механизацию операций. Никакой робот не создает ничего нового, он просто повторяет выполненную ранее и записанную человеком последовательность действий.
Только человек производит оригинальный интеллектуальный персональный продукт. И главный товар мировой торговли сейчас и в будущем – это оригинальный цифровой контент.
И когда мы вернемся к ремесленному производству, человеческий труд станет преимущественно интеллектуальным, но он может быть разным. Домохозяйка в глухой деревне сможет быть, например, сотрудником колл-центра или тестировщиком. Один человек будет одновременно участвовать в реализации 10–20 проектов, выполняя для каждого из них микро-задачи. Ремесленник реальный будет работать на 3D-устройстве.
Безусловно, в этом переходе кто-то потеряется.
– Что будет с этими «потерявшимися»?
– Они растворятся. На «Интеграле» в свое время работало 60 тысяч человек, сейчас 5 тысяч. Вы заметили, куда девались 55 тысяч? А в новом мире также незаметно смогут раствориться и 8 млрд.
– Вы только что упомянули, что человек сможет одновременно участвовать в нескольких проектах и выполнять микро-задачи. Но когда мы говорим об этом в контексте краудсорсинга, имеем ввиду безвозмездный труд (или символически оплачиваемый). И вообще складывается впечатление, что в основе краудотношений лежит идея безвозмедности (труда, пожертвования на проект – не важно). Как вчерашние капиталисты превратятся в общество альтруистов, готовых работать за идею?
Краудэкономические отношения находятся вне денег
– Между краудэкономикой и безвозмездностью нет ничего общего. Просто эти экономические отношения находятся вне денег. Люди вкладывают свое время, деньги, идеи, труд, чтобы получить нужный им продукт, услугу или просто ради того, чтобы жить стало комфортнее. В условиях колоссального снижения стоимости продуктов, из-за ликвидации большого количества издержек, деньги перестанут играть такую важную роль.
– И все же, как насчет идеологической подоплеки новой экономики? Строительство нового мира всегда шло рука об руку с религией. Феодализм огнем и мечом традиционной церкви, капитализм через протестантскую этику…
– Нас ждет реинкарнация традиционных религий. В ближайшие дни, месяцы, годы мы будем наблюдать распространение исламских, христианских, индуистских, буддистских орденов, которые, имея распределенную нефиксированную структуру, но четкую демографическую базы, построенную на табуировании, будут определять в значительной степени потребительское (и не только) поведение в мире. Мы вернемся к 10 заповедям и раннехристианскому варианту общины. Такая трансформация будет происходить на фоне сокращения размеров сообществ и локализации рынков.
– Что делать, чтобы не потеряться при переходе из старого мира в новый?
– Чтобы не стать динозаврами, которые вымерли, мы должны соответствовать скорости изменения вокруг нас, приобретать новые навыки. Нужно вырабатывать чутье и просчитывать, где взять прикуп, чтобы жить в Сочи.
Хотели 100 тысяч, а собрали 9 миллионов: 8 бизнесов, на запуск которых скидывались клиенты
Чтобы открыть свое дело, не обязательно занимать деньги или копить на первоначальные вложения.
Вместо этого можно попросить будущих клиентов скинуться и на эти деньги организовать дело. Или попытаться продать свой продукт еще до запуска бизнеса — примерно так работает краудфандинг.
С помощью краудфандинга люди собирают деньги на разные проекты: чтобы запустить производство, открыть кафе или перевести на русский любимую настольную игру. Главное — рассказать о своей идее и убедить людей сброситься.
Деньги собирают на специальных сервисах. Крупнейший англоязычный портал — «Кикстартер». В России популярны его аналоги — «Бумстартер» и «Планета».
Я изучил краудфандинговые сервисы и нашел российские бизнес-проекты из разных отраслей, которые собрали максимум денег.
Как победить выгорание
Настольная игра «Страдающее Средневековье»
Что за проект. Во «Вконтакте» есть юмористическое сообщество, посвященное мемам об инквизиторах, еретиках и других собирательных образах Средневековья. Владельцы паблика решили сделать настольную игру по мотивам этих мемов и продавать коробки с игрой сообществу по предзаказу.
Проект стал одним из рекордсменов платформы «Бумстартер». Игру продолжают продавать, а разработчики сделали дополнение к основной коробке, которое нужно покупать отдельно.
Настольная игра «Серп»
Что за проект. Crowd Games — это компания, которая переводит и выпускает в России популярные в мире настольные игры. Площадку «Бумстартер» они используют для сбора предзаказов: перед выпуском продают на проекте игры со скидкой, по одной коробке или комплектом.
«Серп» — самый популярный проект компании. Это настольная игра, в которой нужно развивать одну из фракций в альтернативной Европе 20-х годов и побеждать соседей. Игра была довольно популярна и на международных краудфандинговых площадках. Например, на «Кикстартере» она собрала 1,8 млн долларов за месяц.
Биван — надувной диван
Что за проект. Идея была в том, чтобы сделать надувной гамак или лежак, который можно носить с собой в кармане и при желании быстро развернуть и надуть без помощи насоса. Производство запустили через месяц после старта проекта на «Бумстартере», еще через месяц начали отгрузку товаров спонсорам. Всего сделали 11 000 биванов.
Какие предлагали вознаграждения. За 4990 Р можно было купить два бивана, за 24 900 Р — десять. За 134 500 Р можно было купить 50 биванов.
Самый популярный лот — биван со скидкой 50% от розничной цены. За 2490 Р его купили 409 раз.
Фермерский магазин «Лавка-лавка»
Что за проект. Фермерский кооператив «Лавка-лавка» появился в 2009 году как блог в интернете: три друга рассказывали о том, как они ездят по подмосковным фермам в поисках вкусной еды. Затем появился онлайн-магазин, где можно было купить продукты фермеров, а кооператив помогал решить их проблемы: от сбыта до юридической и бухгалтерской поддержки.
Какие предлагали вознаграждения. За 400 Р сооснователь проекта обещал опубликовать запись с благодарностью на стене спонсора в социальной сети — продано два таких лота. За 1000 Р можно было получить фартук с эмблемой кооператива — продали пять лотов.
За 100 000 Р предлагали карту члена кооператива с постоянной скидкой на товары, продали пять таких карт. За 500 000 Р — «земной поклон» — благодарность от создателей фермерского кооператива и всех фермеров, но этот лот никто не купил.
Серия обуви на фабрике «Тибож»
Что за проект. Компания «Тибож» — это обувная фабрика в Красном Селе под Санкт-Петербургом. На ней работают люди с ограниченными возможностями. В основном производят кеды, домашние тапочки и сумки, причем часть изделий создают из переработанного сырья.
С помощью краудфандинга на производстве хотели продать 1000 пар обуви по социальной бизнес-модели: за каждую заказанную пару фабрика обещала сделать еще одну и отправить ее нуждающимся.
Правда, не все прошло гладко. Судя по комментариям к проекту, часть посылок с обувью вернулась на фабрику — люди не стали оплачивать наложенный платеж на почте. Авторы предполагают, что они не прочли условие, что за доставку платит покупатель.
Другая проблема — бизнесмены не запустили одну из линий производства и не смогли сделать высокие кеды. Спонсорам предложили связаться с основателями проекта по электронной почте и получить вместо них низкие кеды плюс тапочки. Однако и после объяснений авторов кампании пара спонсоров написали, что так и не получили обувь. Сейчас фабрика продолжает работать.
Какие предлагали вознаграждения. За 500 Р можно было купить тапочки — их приобрели 468 человек, это был самый популярный лот на проекте. За 5000 Р — три пары женской обуви плюс тапочки и сумка.
За 100 000 Р предполагали корпоративное спонсорство: например, логотип компании обещали поместить на каждый пакет с благотворительной обувью. Купили три таких пакета.
Квест «Клаустрофобии» в реальности стимпанк
Что за проект. Компания — разработчик квестов в реальности «Клаустрофобия» собрала средства на создание новой квест-комнаты в фантастическом стиле стимпанка — с паровыми механизмами и эстетикой конца 19 века.
Какие предлагали вознаграждения. За 100 Р — силиконовый браслет, за 700 Р футболка с благодарностью от авторов проекта. Самый популярный лот — 3000 Р за сертификат на прохождение квеста, его купили 275 раз.
За 300 000 Р обещали специально собранный под проект велосипед, а за 400 000 Р — музыкальный центр, стилизованный под стимпанк-дизайн. Но их не купили.
Р в зависимости от выбранного времени» loading=»lazy» >
Разделочные доски FoxWood
Что за проект. Небольшая команда столяров запустила с помощью краудфандинга производство разделочных и сервировочных досок ручной работы. Деньги собирали на оборудование и оплату работы помощников.
Команда позиционировала доски не просто как предмет кухонного обихода — они заявляли, что используют в работе только безопасную древесину твердых пород. По сути, кампания выглядела как предзаказ: можно было купить доски со скидкой. Бизнес существует и развивается до сих пор.
Самый популярный лот — доска со скидкой 50%, ее купили 111 человек.
Карамельная фабрика Cocco bello в уральской деревне
Что за проект. Гузель Санжапова с помощью краудфандинга занимается социальным предпринимательством: организует производство крем-меда и карамели Cocco bello в деревне Малый Турыш на Урале. На фабрике работают местные жители: сначала это были деревенские бабушки, теперь уже разные поколения. Кроме сладостей бренд продает травяные чаи и уходовую косметику.
Какие предлагали вознаграждения. Минимум — 500 Р за баночку меда объемом 105 мл, которую отправляли в дома престарелых. Это был самый популярный лот кампании, его купили 234 раза. За 50 000 Р можно было поужинать с Гузель и получить 20 подарочных наборов леденцов и меда: такой лот купили дважды.
Еще один человек пожертвовал 500 000 Р — за это пообещали назвать скважину с питьевой водой его именем, упоминать его в прессе и подарить 100 больших наборов с банками медового мусса и леденцами.
Тайяки — японские десерты в Москве
Что за проект. Тайяки — это вафли в виде рыбок с разными начинками, сладкими и нет. Блюдо распространено в Японии, там тайяки продают как фастфуд на улице.
Какие предлагали вознаграждения. Самый дорогой проданный лот — индивидуальная чайная церемония на троих гостей в японском саду в Санкт-Петербурге за 25 000 Р : ее купили два инвестора. Самый дешевый — видеоблагодарность от команды, которую обещали прислать на электронную почту, продано восемь лотов.
Чаще всего покупали деревянные значки с героями аниме и наборы из пяти разных тайяки — продали 40 таких лотов.
Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим
Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.
В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.
Вот несколько известных российских платформ
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.
AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.