кравчучка что это такое
Кравчучка
«Кравчу́чка» (вариант — «кучмово́зка», «кучмово́з») — шутливое название (преимущественно на Украине) разновидности ручной тележки для перевозки грузов, которая представляет собой складную L-образную раму с двумя колёсами, на которую кладётся сумка, мешок или ящик. В отличие от других средств перевозки (тележки, рюкзака, чемодана), «кравчучка» удачно сочетает простоту изготовления, компактность (сложенная тележка умещается в небольшом пакете) и грузоподъёмность (правильно сделанная тележка выдерживает нагрузку до 100 килограммов).
Содержание
История
По данным газеты «Волынь», изобретателем тележки типа «кравчучка» является инженер-конструктор киевского авиазавода Алексей Сергеев. Первую тележку он разработал и собрал в 1983 году. Кравчучки получили широкое распространение в начале 90-х годов XX века. Чаще всего использовались дачниками и челноками (мелкими оптовыми торговцами) — категориями населения, которые в больших количествах появились после распада СССР.
Название произошло от фамилии президента Украины тех лет Леонида Кравчука, в период правления которого «челночество» приобрело массовый характер. Позднее, после смены президента Украины, кравчучку стали называть «кучмовоз», но это название широкого распространения не получило.
Кравчучки часто изготовлялись кустарным способом в домашних условиях, но наибольшее распространение получили тележки заводского производства. Первые кравчучки стали выпускать на киевском авиазаводе в 1991 году, позже их производство было налажено и на других заводах, в том числе военных, в рамках конверсии.
На Украине Виталием Мосейчуком в 2011 году была изобретена «велокравчу́чка» — разборный симбиоз ручной тележки и велосипеда, в результате получен универсальный грузовой велосипед.
Кравчучка в фольклоре и искусстве
Благодаря удобству и компактности, кравчучка приобрела огромную популярность среди украинцев. О ней распространялось много поговорок, стихов и анекдотов.
На ринку жінка симпатична
Лаштує тачку чи візок.
Погодьтеся, картина звична:
Малого бізнесу зразок.
«Кравчучка», — хтось лукаво гляне,
А жінка по прилавку — грюк:
«Це — винахід мого Степана,
І ні до чого тут Кравчук!»
— Вадим Скомаровский «Кравчучка».
Альманах киевских сатириков и юмористов.
На рынке гарная дивчина
С тележкой возится своей.
Совсем обычная картина
Про мелкий бизнес всех мастей.
«Кравчучка» — Кто-то метко шутит,
А дама — по прилавку стук:
«Изобретение — Степана,
И ни при чем тут ваш Кравчук!»
Перед парламентскими выборами 2006 года, в связи с появлением оппозиционного блока «Не так!», членом которого являлся экс-президент Л. Кравчук, получил распространение анекдот о том, что политсовет СДПУ(о) решил переименовать кравчучки — отныне они будут называться «нетачками».
Тачка свободы
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ «КРАВЧУЧКИ»
Сначала была тачка. Лёгкая, на тонких высоких ножках, с характерным дребезжанием несущаяся по рытвинам и ухабам, которыми богата украинская земля. Рождённая в конце 80-х и гипервостребованная в 90-х, она отличалась мобильностью и выносливостью. Лёгким движением рук превращалась в стул. При необходимости складывалась до размеров школьного портфеля. Что бы ни происходило в стране – от массовой безработицы до первых опытов челночного бизнеса и попыток выжить за счёт пригородных дач – супертачка всегда находилась в гуще событий. Рождение уникального транспорта на конвейере киевского авиационного завода в 1991-м совпало с годом провозглашения независимости Украины. Судьбы двух новорождённых тесно переплелись.
На все 100
В начале 90-х «кравчучку» вызвала к жизни потребность в новых средствах транспортировки – универсальных и демократичных. Работать стало незачем, поскольку людям перестали платить зарплату. Пострадавшие ринулись поднимать торговлю и «фазенды». И тот, и другой вид деятельности требовал колёс. Эти колёса уже ждали своего часа в квартире киевлянина Алексея Сергеева, бывшего военного лётчика, на тот момент инженера-авиаконструктора Киевского авиазавода (ныне «Авиант»).
Директора выбирали товар, обязуясь внедрить его в производство. На местах инженеры получали задание разобрать добычу на винтики и собрать заново из заводских деталей. Вопроса об авторских правах заграничных поставщиков и местных изобретателей никто не задавал. Прототипом «Мальвины» послужила японская модель. Наша вышла лучше, с поправкой на бездорожье. Созданию стиральной машины «Лыбидь» тоже помогла заграница. Аналогов не имела лишь тележка-«кравчучка».
Полёт «Шмеля»
Золотые, точнее, алюминиевые времена для тачки Сергеева наступили в 1991-м. Как и многие другие предприятия страны, Киевский авиазавод пытался выжить за счёт производства непрофильных, зато дефицитных товаров: упомянутых стиральных машин, колясок, игрушек и конструкторов. Но с 1990 года в Украине резко упала рождаемость, и спрос на товары для детей практически угас. Вот тут-то и пригодился новый проект Сергеева, который голодные, но креативные инженеры-конструкторы быстро оживили, запустили в производство и нарекли «складным транспортом для ручной клади «Шмель».
В производстве «Шмеля» участвовали роботы последнего поколения. Детали изготавливались из алюминия высочайшего качества. В ход шли резина, колёса и текстиль от несостоявшихся «Мальвин» и «Зорек». В 90-е годы завод выпускал более 90 000 тележек в месяц – их раскупали со скоростью звука. Производство «Шмелей» не покрывало спрос.
«Ничего удивительного, – считает историк Валентина Конкина. – Ни один человек, хотя бы раз пользовавшийся «кравчучкой», не забудет этот опыт. А таких немало. Эмигранты, увозившие в аэропорт на тележках всё, что могли упаковать. Крестьяне, живущие с того, что удавалось доставить в город и продать. Интеллигенция, тащившая на «кравчучках» стопки книг и коллекции старинного фарфора на блошиные рынки. Наконец, потерявшие интерес к учёбе студенты. Они подгоняли к офисам тележки, гружёные пирожками».
Список был бы неполным без рабочих, увозивших с фабрик и заводов всё, что можно было отвинтить, и представителей малого бизнеса, на тех же «кравчучках» спасавших от рэкетиров накопленное непосильным трудом добро.
Кто во что горазд
Едва появившись на свет, уникальная тележка сразу же породила армию подражателей и эпигонов. Во многом благодаря тому же Алексею Сергееву. Когда он выгуливал гружёную тачку по киевским улицам, его нередко останавливали прохожие и просили набросать чертёж. Тележки, склёпанные народными умельцами из деталей велосипедов и санок, постепенно совершенствовались и обрастали индивидуальными особенностями. «Мой отец, – рассказывает Фокусу симферополец Андрей Ткаченко, – трудился на строительной фирме, нередко в ночные смены. Его самодельная тачка была снабжена встроенным фонарём и радиоприёмником, примотанным к ручке».
Истории известны образцы «кравчучек» с двойным дном, несколькими корзинами для разного вида поклаж и даже тележки с моторчиком. Сергеевскому оригиналу они уступали, как минимум, в прочности, разваливаясь под тяжестью груза. Не дотягивали до авторского образца и заводские модели: у них отсутствовали выдвижные «крылья» для укладки габаритных грузов, резиновые крепежи и способность превращаться в стул. От самодельных собратьев «Шмели» отличались выделкой: сверхлёгкий алюминий и крупные колеса с качественной резиной указывали на благородное происхождение.
По старой советской привычке законнорождёнными «кравчучками» приторговывали из-под полы стихийные бизнесмены, которыми нередко становились работники завода. Не терялись и владельцы единственного экземпляра чудо-транспорта. Дежуря у входов на крупные рынки, они высматривали граждан, навьюченных мешками с сельхозпродукцией, и за умеренную плату подвозили груз куда надо. «Кравчучки» помогали выжить даже служащим метрополитена: в киевском метро существовала такса на провоз гружёных тележек.
Опять об «кравчучку»
Главная тележка Украины продемонстрировала и политическую мобильность. С приходом к власти в 1994-м Леонида Кучмы «кравчучка» быстро переквалифицировалась в «кучмовоз». Правда, новое имя носили всё больше заграничные тележки, сделанные по образу и подобию киевских. Доставленная челноками в страны зарубежья отечественная техника вдохновила польских и китайских изобретателей на плагиат, и в Украину понаехали «тачки-буржуйки». Увы, импортные тележки были громоздкими, вместо дорогого алюминия – дешёвый чёрный металл, резиновые колеса уступили место пластиковым.
Времена тоже изменились. Многие владельцы «кравчучек» сменили профессии. Вчерашние челноки и фермеры стали бухгалтерами и юристами, а их тележки обосновались на дачных чердаках. Но об исчезновении транспортного средства «два колеса и ручка» с лица местных чернозёмов говорить рано. Из коллективного бессознательного народа алюминиевый образ тачки тоже не стёрся. Когда в 2006 году накануне парламентских выборов был создан блок «Не ТАК!» с участием Леонида Кравчука, в ходу был анекдот о том, что политсовет СДПУ(о) решил переименовать «кравчучки» в «нетачки».
Первому президенту вспоминают повозку его имени при каждом удобном случае все кому не лень. Даже Виктор Ющенко не побрезговал: «Люди, жившие в 90-х годах, пусть они даже забыли Леонида Макаровича, но что такое «кравчучка», ни за что не забудут».
С цепкой народной памятью Кравчук борется как может. 13 декабря прошлого года в программе «Шустер Live» экс-президент решительно заявил: «Я про «кравчучку» говорить не буду».
История кравчучки от Lurkmore 🙂
Кравчучка ( ТУ У 13449227.002-94 Візок для перевезення ручної поклажі, ГОСТ 13188-67 Тележки грузовые, СТБ 1029-96 Каляскі гаспадарчыя з сумкамі і багажныя) — легендарное грузовое транспортное средство древних укров, передовая нанотехнологическая разработка украинской авиакосмической промышленности.
Per aspera ad astra
Собственно, революции в области тележкостроительства выдумка киевлянина не свершила : разномастные двухколёсные говёнки с ручкой существовали и до этого — как в Совдепии, так и в Забугорье, правда ориентированы они были в основном на работу в складах, торговле, на производстве. В буржуиниях уже тогда появились внешне похожие на кравчучки чемоданы и рюкзаки на колёсах, но это всё не то. Данный вариант отличался от своих собратьев тем, что был заточен под бытовые нужды массового потребителя: имел гораздо меньший вес и размер, регулируемую ручку (по высоте) и подставку (по площади), съёмный модуль в виде вместительной колхозной сумки, а при необходимости легко трансформировался в подобие табуретки или альт-форму, вмещавшуюся в полиэтиленовый пакет.
Мечта советских овуляшек — коляска «Мальвина» — двоюродная бабка кравчучки
Империя Зла со всеми её плюсами и минусами вскоре была успешно просрана правящей илитой, и талантливый инженер, как и остальные его соотечественники, внезапно проснулся в одном из её обломков. Молодой незалежной державе не нужной оказалась уже основная продукция его предприятия; новая илитка была слишком увлечена розбудовою демократії попилом сотен всякого добра, доставшегося ей в наследство от клятых коммуняк, и ей было не до літаків — оные её интересовали разве что в плане порезки на металл, но никак не поклейки новых экземпляров.
И вот тут сергеевский возок пришёлся в самую пору.
С горечью осознав, что на самолётах нынче далеко «не улетишь», голодный коллектив Киевского авиационного завода предстал перед фактом: или они срочно запускают в производство хоть что-нибудь, что хоть как-нибудь, но «взлетит», или полетит по миру родной завод, а его сотрудники дружно и окончательно сложат зубы на полку. Трезво оценив текущие тенденции спроса, в 1991 году на «Антонове» поставили-таки хозяйственные возки на производственный поток. И результат превзошёл все ожидания!
«Складной транспорт для ручной клади „ Шмель “» (именно так официально назывались первые кравчучки) имел вид несколько обескураживающий : на его изготовление шли текстиль и колёса от вышеупомянутых «Мальвин», производство которых, в связи с катастрофическим спадом рождаемости, полетело по той же пи.де, что и производство самолётов. Но, несмотря на это, являлся шедевром sui generis: маловесное, необычайно прочное и практически не ломающееся приспособление было изготовлено из сверхлёгкого авиационного алюминия и выдерживало нагрузку до 100 килограммов, а для его производства были задействованы самые современные по тем временам электронные роботизированные линии! «Рагу из синей птицы» — печально констатировали заводчане.
Работники мелкого купи-продай-бизнеса схавали новинку с аппетитом. Ещё бы: вьюки стало не только легче таскать, но и товара за одну ходку теперь можно было захватить гораздо больше, а значит поиметь на порядок больше профита!
Миллионы человеков использовали сабж в самых разных целях. Кравчучка стала поистине народным транспортом.
Здавалося б, до чого тут Кравчук?
Кравчук Л. М. Таким его запомнили соотечественники…
Да какбэ и ни при чём. Кравчучка — маркер эпохи. Символ начала 90-х — времени Кравчука — поры заката недоразвитого социализма и рассвета дикого капитализма. Так уж вышло, что в народном сознании Леонид Макарович ассоциировался в первую очередь не с бездарным просёром количественно третьего в мире ядерного арсенала, доставшегося на халяву (когда хочется ЖРАТ, это ваше ЯО как-то до пиз*ы), и даже не с рекордной гиперинфляцией (если у кого и были деньги, один хрен держали в долларах), а именно с хозяйственной тележкой — олицетворением царившего во времена его правления тотального и всепоглощающего пиз*еца, всеобщего обнищания и вынужденного сурвивализма, общественного регресса и отката от высоких технологий к примитивному ручному труду.
Охотно припоминают Кравчуку кравчучку и поныне, как рядовые граждане, так и оппоненты на политическом поприще. Последние, как бы намекая, кто есть Кравчук и где его место, всякий раз, как оный высунет пятак из бездны забвения, не преминут ткнуть Макарыча в рыльце этим сумчато-колёсчатым недоразумением, дабы тот снова погрузился на историческое дно и всплывал как можно реже.
Из памяти тех людей, которые жили в 1990-х годах, пусть они забыли Леонида Макаровича, но того, что такое «кравчучка», они никогда не забудут, так как это символ бедности был, символ нашего упадка, прежде всего социального. Пусть это время не возвращается.
2009 год, Пасечник — Кравчуку в ответ на предложение уйти в отставку
Кучмовоз
В 1994 году на Украине состоялись вторые по счёту наидемократичнейшие в мире выборы президента, в результате которых ЗОГ сменил об. яну в кресле главхохла, но оставил пи*дец на прежнем уровне. Приход нового Гаранта совпал по времени с появлением на рынке модифицированной кравчучки, которую тут же окрестили кучмучкой или кучмовозом.
Кравчучка нового поколения была рассчитана на грузы более тяжёлые по весу и более объёмные по габаритам, однако популярности своей предшественницы так и не снискала. Да и само название «кучмовоз» уже не имело ни той феноменальной популярности, ни эпохальной символичности, но тем не менее приобрело более широкий спектр применения и приклеилось к целому ряду средств транспортировки. Например, кроме усиленной кравчучки, так называли разные четырёхколёсные багажные тележки, вроде тех, что используются носильщиками в аэропортах.
На загнивающем Западе
Свои аналоги кравчучек есть и за бугром (поговаривают, что идея сп*зжена у челноков и эмигрантов с постсовка). В то время как по эту сторону павшего занавеса принято возвращаться из супермаркета увешанным пудовыми полиэтиленовыми авоськами по четыре штуки на каждую конечность, у буржуев все, кому не лень, юзают удобный аксессуар для походов за покупками и по этому поводу совершенно не парятся. Завезли еврокравчучки и в эти страны — не прижилось. Отчасти небезосновательно. Во-первых, сумки-тележки в хохло-бульбо-кацапской ментальной памяти по-прежнему тесно связаны со старостью и нищебродством. Вторая причина кроется в общественно-транспортных реалиях постсоветского пространства: тот, кому хоть раз в переполненном вагоне метро бабка отдавила ногу тележкой с запасами провианта на год вперёд, или кто наблюдал картину, когда овуляха пытается втиснуть в салон автобуса коляску с этожеребёнком, уподобиться этим низшим хордовым не возжелает.
Закат
Время шло и жопа становилась всё менее и менее глубокой. Галопирующая инфляция плавно меняла темп на иноходь, у оставшегося не у дел быдла вновь появилась работа, а многомесячные задержки зряплат и соцподачек отошли в прошлое. Вчерашние челноки заматерели, обзавелись автотранспортом и научились в цивилизованный бизнес. В результате ближе к концу 90-х большинство изготовителей свернули производство стремительно терявшего популярность товара, а на серийном заводе «Антонов», то ли в благодарность, то ли в назидание потомкам, выставили «Шмеля» в своём музее вместе с «Антеями» и «Русланами».
Значение слова «кравчучка»
кравчу́чка
1. разг. шутл. разновидность ручной тележки
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мэтр (существительное):
Синонимы к слову «кравчучка»
Предложения со словом «кравчучка»
Понятия со словом «кравчучка»
Отправить комментарий
Предложения со словом «кравчучка»
Она шла по оживлённой трассе, и все люди с сумками кравчучками улыбались ей.
Пихались, наступали на полы пальто, дёргали сумки, выволакивали кравчучки.
Синонимы к слову «кравчучка»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
КРАВЧУЧКА
Кто против Украины вольной, новой,
Что нас спасет от чужеземных бед?
Но чтоб поверить Кравчуку на слово.
Простите, но таких в Одессе нет.
Жизнь шла своим чередом; кравчучки в виде самого распространенного транспорта и американские сигареты в гастрономах становились таким же привычным явлением, как перестрелки среди улиц.
Полезное
Смотреть что такое «КРАВЧУЧКА» в других словарях:
Кравчучка — «Кравчучка» (вариант «кучмовозка», «кучмовоз») шутливое название (преимущественно на Украине) разновидности ручной тележки для перевозки грузов, которая представляет собой складную L образную раму с двумя колёсами, на которую кладётся … Википедия
кравчучка — и, ж. 1) Донька кравчука. 2) розм., ірон. Ручний візочок для перевезення невеликих за габаритами і не дуже важких вантажів … Український тлумачний словник
Кравчук, Леонид Макарович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кравчук. Леонид Макарович Кравчук укр. Леонід Макарович Кравчук … Википедия
Челноки — У этого термина существуют и другие значения, см. Челнок. Пам … Википедия
Кравчук, Леонид — Леонид Макарович Кравчук Леонід Макарович Кравчук Леонид Макарович Кравчук в 1992 году … Википедия
Кравчук Л. — Леонид Макарович Кравчук Леонід Макарович Кравчук Леонид Макарович Кравчук в 1992 году … Википедия
Кравчук Л. М. — Леонид Макарович Кравчук Леонід Макарович Кравчук Леонид Макарович Кравчук в 1992 году … Википедия
Кравчук Леонид Макарович — Леонид Макарович Кравчук Леонід Макарович Кравчук Леонид Макарович Кравчук в 1992 году … Википедия