креативная экономика что это такое
Что такое креативная экономика
Традиционная экономика устарела, утверждает профессор Джон Хокинс, на смену ей должна прийти креативная. Чем быстрее мир перестроится, тем безопаснее выйдем из кризиса
Поделиться:
Время креативности
Мы живем в необычное время. Кроме финансового и экономического спада мы переживаем энергетический, экологический и кризис доверия — кризис отношений между индивидами и индивидом и обществом. Я считаю, что нужно говорить о комплексе вопросов, связанных с тем, что люди чувствуют себя одинокими.
С этими проблемами могут помочь справиться философия, этика и теория креативной экономики.
Нужно быть самостоятельными
Практически во всех странах экономический фокус смещается с производства на сферу услуг. Сегодня в Западной Европе и Америке 60% населения работает в сфере услуг. Управляющая компания MacKenzie за последние годы дважды проводила исследование, показавшее, что в США и Великобритании в 45% случаев определяющим качеством работника является его способность принимать самостоятельные решения и действовать соответственно. Для недавно созданных рабочих этот же показатель мест в 2007 году составил 70%. Успех зависит от того, как работник будет использовать свои таланты и воображение. Общая стоимость авторских прав, патентов и торговых марок превышает ВВП России. Такой переход отмечается по всему миру, кроме беднейших регионов Центральной Африки, а также стран Ближнего Востока.
История вопроса
Для начала хочу немного рассказать о креативности — отправной точке всего процесса. Креативность стала проявляться уже 30-40 тысяч лет назад, когда люди начали украшать себя и разрисовывать тело, одежду и предметы исключительно по эстетическим и ритуальным соображениям, без практической пользы. Движущая сила креативности заключается в том, как люди продвигают и развивают свои идеи.
Три принципа креативности
Я сформулировал три принципа креативности. Первый — принцип универсальности: каждый человек с рождения обладает творческими способностями. Человек наделен воображением и желанием использовать его так, чтобы мир становился все совершеннее — то есть сделать мир таким, чтобы человеку хотелось в нем жить. Это, конечно, имеет отношение к нейробиологии, философии и психологии.
Второй принцип — для самовыражения необходима свобода. Я говорю о свободе определять собственное отношение к идее. Это свобода следовать за своей мечтой, за своей фантазией, даже если ни вы, ни окружающие не понимаете, зачем вы это делаете. Этот принцип действует и в обратную сторону: нужно с пониманием относиться к другим людям, которые пытаются реализовать свою мечту, а вы не понимаете, что они делают.
Третий принцип — чтобы преобразовать свободу в экономическую деятельность, нужны рынки и связи. Это позволяет человеку или компании проводить экономические операции. Как вы видите, этот принцип связан с вашим внутренним миром, но он напрямую связан и с вашим успехом или неудачей на рынке. Еще одна важная область, которую охватывает третий принцип, — интеллектуальная собственность. Авторское право, копирайт, имеет огромное значение для креативной экономики, это ее валюта.
Четыре принципа развития творчества
Я хочу предложить четыре принципа, взятые мной из экологии: они, как мне кажется, помогают понять, в каких условиях творческие способности развиваются наилучшим образом. Такие условия я называю «творческой экологией». Вот эти четыре фактора: разнообразие, изменчивость, обучаемость и адаптация. Почти все время я уделю обучаемости, но скажу несколько слов о разнообразии и изменчивости.
Высокий уровень разнообразия напрямую связан с высоким уровнем креативности и инновационности. Это этнические, культурные, половые различия, это различия в стилях, в убеждениях. Второй фактор — изменчивость. У изменчивости четыре измерения. Мимикрия — это когда вы видите, как кто-то, кем вы восхищаетесь, что-то делает, и вы повторяете это за ним. Симбиоз — объединение людей в группы и следование групповым моделям поведения. Сотрудничество — мы часто сознательно идем на него, чтобы делать что-нибудь эффективнее или быстрее. Конкуренция — еще один способ научиться чему-то у других. Сотрудничество становится все популярнее — это наиболее распространенный способ придумывать новые идеи.
Обучение и образование
Образование — это то, что мы получаем от других людей, обучение — то, что мы получаем сами. И опять-таки есть взаимосвязь между творческими способностями человека и его способностью учиться. Творческие люди продолжают учиться всю жизнь. Самое замечательное в обучении то, что оно аналоговое, а не цифровое. Другими словами, мы можем усваивать те кусочки информации, которые хотим усвоить. Биологическая эволюция не оставляет нам выбора. При обучении выбор за нами. Нам нужно выработать сознание, способное выносить суждение и учиться, а значит, и эффективнее пользоваться воображением. Встает вопрос: как стимулировать развитие творческой среды, в которой признают принцип универсальности, где созданы хорошие условия для обучения и для того, чтобы люди могли менять свое поведение, применяя полученные знания? Все наши действия должны соотноситься с моими тремя принципами, они должны быть психологически убедительными.
Эту лекцию проект «Сноб» организовал вместе с «Винзаводом», Фондом Прохорова и агентством «Творческие индустрии» в рамках четырехдневного цикла лекций по креативной экономике и индустрии.
Джон Хокинс — обладатель огромного списка степеней, званий и должностей. Например, он приглашенный профессор Шанхайской школы креативности, а еще — член Консультационного совета по креативной экономике ООН. Вы знали, что такой есть? Хокинс также возглавляет компанию BOP Consultants, консультирует правительства, глобальные корпорации и частных лиц. В 2001 году он написал книгу, которая стала известна даже в России, при том что она не была переведена, — The Creative Economy: How People Make Money from Ideas («Креативная экономика. Как делать деньги из идей»).
Интересно, что сам Хокинс не имеет экономического образования. Он искусствовед и архитектор. Но то, как он объясняет суть креативной экономики, снимает любые сомнения в его компетентности. Он строит свои объяснения на очень простых примерах: рассказывает, что однажды специалист по пожарной безопасности увидел, как движутся орки в фильме «Властелин колец», и немедленно взял компьютерную программу, при помощи которой они были созданы, для моделирования поведения людей в экстремальных условиях. Теперь эта программа рассчитывает, как эвакуировать людей при пожарах. Джон Хокинс доказывает простую, в сущности, идею: если специалисту дать свободу в принятии решений, то результаты станут гораздо интереснее и шире, чем можно было бы предположить.
Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами
К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.
Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.
Проще говоря, среди ваших друзей или знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов? Наверняка, ведь сегодня эксперты говорят о настоящей экспансии «корейской волны» на мировые рынки. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру огромный интерес: речь идёт о моде, кино, компьютерных играх и других мультимедийных проектах.
Думаете, просто «так получилось»? Нет. В Южной Корее с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.
Пример употребления на «Секрете»
«Сегодня важно создать необходимые условия для качественного прорыва в сфере креативных индустрий. Уже есть отдельные примеры реализованных проектов Но именно комплексный подход, системная поддержка на уровне государства, постоянный диалог между представителями творческой сферы, власти и бизнеса являются залогом создания благоприятной среды для самореализации молодого поколения».
(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)
Нюансы
Говоря о креативной индустрии, иногда используют термин «креативный класс». Его предложил американский социолог и экономист Ричард Флорида в 2002 году для обозначения людей творческих профессий.
«Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение», — пишет он в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ согласно плану, а креативный класс зарабатывает, создавая новое, отмечал Флорида.
Практика
В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». Из-за этого сферу иронично называют «коммуникационное подвижничество». Однако законопроект о креативных индустриях и творческом предпринимательстве уже разрабатывают.
По словам председателя комитета РСПП Андрея Кричевского, бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. «Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — считает он. — Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества».
Цифры
Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.
Почему нужно инвестировать в креативную экономику и TOP-3 проекта, за которыми нужно следить
Креативная экономика – это новое понятие, которое начало появляться несколько десятков лет назад и сегодня представляет собой целую отрасль, которой некоторые инвесторы оказывают пристальное внимание, а другие (зачастую) недооценивают. Креативная экономика – это бизнесы, которые вовлечены в создание культурных, дизайнерских и других арт продуктов, то есть это продукты блогеров, иллюстраторов, аниматоров, подкастеров, музыкантов, художников, танцоров, комики, писатели и многие другие.
COVID разделил артистов на несколько категорий:
продолжают работать и зарабатывать примерно так же (их меньшинство)
стали self-employed и начали зарабатывать другим способом. Особый прилив артистов увидел американский проект Patreon, где в марте 2020 года появилось больше 50 000 новых авторов (создателей контента), и все они достаточно быстро приобрели патронов (фанатов). Во время пандемии приток новых авторов остался таким же высоким: средний рост числа посетителей увеличился на 36,2%
Несмотря на огромный ущерб экономике, который измеряется миллиардами долларов, инвесторы и HRs должны сделать свои выводы.
HR менеджеры должны обратить внимание на ту категорию людей, которая оказалась без работы и обладает с одной стороны креативным, с другой стороны инновационным мышлением.
Опытный венчурный инвестор, увидев «сдвиги» на рынке, сразу пойдет его плотно изучать и увидит:
Огромный и растущий рынок
Согласно отчету EY, креативная экономика составляет около 2,25 триллиона долларов США и создает почти 30 миллионов рабочих мест по всему миру, а в развивающихся странах он ежегодно растет почти на 12%, согласно Cornerstone Capital.
Кроме того, интересно, что не только США и Европа являются важными игроками. Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует на рынке с точки зрения доходов (743 миллиарда долларов США) и рабочих мест (12,7 миллиона), а Латинская Америка и Африка быстро догоняют его.
По предварительным подсчетам в мире около 64 миллионов подкастеров, блогеров и иллюстраторов. Из них около 100 тыс представлены на Patreon (самой крупной платформе). То есть самый крупный игрок занимает примерно 0,1%. Кроме этого, есть и другие артисты, которые также являются источником роста.
Для индустрии creative economics важно выбирать именно тех фаундеров, которые и артисты, и предприниматели одновременно. Например, Джек Конт – создатель Patreon, был успешным музыкантом и солистом группы Pomplamoose. Джек понял, что сложно заработать на музыке: при монетизации через рекламу на YouTube-канале артист получает слишком мало. YouTube лучше подходит для увеличения лояльной аудитории. У его канала PomplamooseMusic было около 470 тысяч подписчиков и предприниматель предположил, что многие его фанаты хотели бы поддержать его группу деньгами, но не было удобного инструмента.
Важно искать именно масштабируемые модели. Patreon берет комиссию 30% за оборот. Такая модель очень привлекательна, так как при большем заработке со стороны криэйторов Patreon также больше зарабатывает.
Patreon – платформа для монетизации работ артистов через прямые отношения со своими фанатами.
Что такое креативные индустрии?
Как появился термин «креативные индустрии»?
Термин «креативные индустрии» имеет ряд коннотаций: от экономических до социокультурных. В экономике синонимы креативных индустрий — креативная экономика или экономика знаний: сектор, так или иначе связанный с интеллектуальной деятельностью человека. Впервые термин «креативная экономика» использован нью-йоркским журналом Businessweek в 2000 году и с тех пор становится только шире. Базовые характеристики креативных индустрий — существенная роль инновационных технологий в различных областях творческой деятельности: разработке игр, широком спектре программных продуктов, продуктов виртуальной и дополненной реальности, музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других областях, прямо или косвенно связанных с креативной деятельностью.
В социокультурной сфере креативные или творческие индустрии классифицируются как новый тип развития культуры, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий. Креативная индустрия создает товары и услуги преимущественно для международного рынка. Привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, самую важную роль играют создатели контента, проще говоря — интеллект. Импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект.
Почему креативные индустрии – драйвер экономического роста?
Темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем, к примеру, традиционной промышленности или других отраслей: даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений. Плюс — появление сотен новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.
Как дела с экспортом креативных индустрий в России?
Согласно последним данным, Россия также увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. Очевидный подъем сейчас переживает российская индустрия создания цифрового контента: кинопродукция, мультипликационные фильмы, сериалы, IT-приложения, технологии виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр — востребованные продукты на внешних рынках. Кассовые сборы российских фильмов за последние четыре года выросли в 1,5 раза, не меньший успех российских картин в прокате наблюдается и за рубежом. Так, за период с 2015 по 2018 год международные сборы российских фильмов выросли в три раза, а число российских кинофильмов в международном прокате постоянно увеличивается — в два раза за четыре года. Выручка российской креативной индустрии в 2017 году составила 8 трлн рублей. Ежегодно продажи российского контента на зарубежных рынках увеличиваются на 20%. По данным РЭЦ, география покрытия международных рынков российским контентом в 2018 году уже составляла 140 стран. Вклад креативных индустрий в российскую экономику пока не велик, но есть движение в позитивном направлении. Например, весной 2019 года было принято решение, что в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг».
Что такое рибейты и кому они положены?
Планируется, что система рибейтов не только привлечет в Россию крупнейшие международные кинокомпании, но и позитивно скажется на въездном туризме, усилив, к примеру, его сравнительно новый вид — популярный в мире кинотуризм.
По данным РЭЦ, российские компании, которые производят, в частности, сериалы и анимацию, сегодня активно работают с зарубежными партнерами с целью получения заказов для реализации в России программы рибейтов. Генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев рассказал, что запросы о работе в России уже поступают от американских, британских, индийских и китайских компаний. Надо отметить, что именно на РЭЦ возложены функции агента правительства по предоставлению бюджетных субсидий. В частности, РЭЦ будет организовывать отбор заявок от иностранных кинокомпаний, проверять полноту документации и ее соответствие правилам предоставления субсидий.
Как получить поддержку экспорта креативных индустрий?
Сегодня при всесторонней поддержке РЭЦ за рубеж уже продается продукция компаний аудиовизуального производства: сериалы, кино, мультфильмы, в фокусе — театрализованные постановки. С целью поддержки предпринимателей РЭЦ разрабатывает меры господдержки и оказывает реальную помощь в получении кредитов, налоговых и таможенных льгот, привлекает иностранные инвестиции.
Важно отметить, что сегодня креативный сектор — это не только развлекательный контент. Например, РЭЦ поддерживает развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, применение которых не ограничивается компьютерными играми, но активно развивается, например, в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики, и позволяет сократить длительный процесс реабилитации после хирургических вмешательств.
Среди прочих мер, принимаемых РЭЦ: снижение таможенных пошлин на технику для создания высокотехнологичных разработок и контента, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий. РЭЦ активно поддерживает участие отрасли в различных международных мероприятиях. По словам Андрея Слепнева, важной частью развития креативных индустрий России является работа по формированию национальных образов. Так, экспорт креативной продукции позитивно скажется на смежных сферах: например, популярность российских мультфильмов уже привлекает на международные рынки игрушки, одежду, аксессуары, продукты питания с изображением героев.
Что такое Creator Economy и зачем инвестировать в инфлюенсеров
На 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. На мероприятиях ЮНЕСКО уже обсуждаются вопросы укрепления экономики за счет творческого сектора. Участниками креативной экономики являются не только деятели культуры (художники, музейное дело, музыканты), но и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети — инфлюенсеры, блогеры, независимые авторы, которые образовали нишу Creator Economy и стали отдельным каналом маркетинга и продаж для заказчиков.
Например, в России AIB Russia представили анализ рынка Influencer Marketing 2020 — за год его объем вырос на 63,3% и составил ₽11,1 млрд. В исследовании рассматривались две самые крупные сети Instagram и Youtube, где чаще всего продвигают товары и услуги.
По данным Adindex за 2020 год, крупнейшими заказчиками рекламы в Рунете были «Сбер», МТС, Tele2, PepsiCo и Nestle. Суммарно рекламные бюджеты этих компаний составили ₽10,3 млрд.
Сейчас перед инфлюенсерами стоит задача удержать не только аудиторию, но и рекламодателей. Для этого блогерам приходится создавать креативный контент, наблюдается рост популярности программ для обработки фото и видео, появляются новые формы заработка на создании трендового контента. В свою очередь популярность и капитализация таких приложений растет, что говорит об их инвестиционной привлекательности.
Creator Economy — рынок популярного контента
Creator Economy — индустрия заработка на контенте независимыми авторами — начала активно набирать оборот в 2020 году. В эту сферу входят журналисты, продвигающие платные подписки, блогеры и инфлюенсеры, зарабатывающие на своих каналах, видеографы и множество других авторов, которые так или иначе монетизируют собственный контент.
По данным Signal Fire, более 50 млн человек во всем мире считают себя криэйторами (creators), несмотря на то, что активное развитие креативных индустрий началось всего десять лет назад.
Внутри креативной сферы возникло и продолжает увеличиваться облако сервисов, помогающих в создании и продвижении контента. Структурно можно выделить несколько сегментов среди приложений:
Медиаплатформы и социальные сети со встроенными эффектами, которые позволяют публиковать творческий контент, делятся на:
Также на рынке креативных индустрий помимо инструментов присутствуют следующие категории игроков:
К тому же часто авторы используют популярный контент для перевода аудитории из социальных сетей в своих покупателей — они создают свои онлайн-магазины, продают инфопродукты на собственных сайтах, размещают творчество на ресурсах патронажа и краудфандинга.
Растущий интерес к рынку
Количество заинтересованных лиц и компаний, которые участвуют в развитии индустрии, также постоянно увеличивается. К ним относятся сами социальные сети как площадки, рекламодатели, то есть производители товаров и услуг, инвесторы, финансирующие разработку приложений для создания и обработки фото-, видео-, аудиоконтента, а также сами блогеры, дизайнеры, видеографы, фотографы, инфлюенсеры и потребители контента.
Такая заинтересованность венчурных инвесторов делает этот рынок легитимным и не позволяет игнорировать его вклад в экономику — создание и публикация креативного контента уже давно не просто развлечение для тинейджеров.
Кремниевая долина всерьез интересуется цифровыми инструментами и платформами, используемыми создателями контента:
Драйверы роста креативной экономики
Гибкость креативной среды. Самые разные цифровые технологии могут быть использованы для создания трендового контента и нового опыта пользователей — искусственный интеллект, компьютерное зрение, AR, VR.
Всеобщий переход в онлайн. Многие компании из разных индустрий изменили способы взаимодействия с потребителями и перешли в онлайн. Пользователи, в свою очередь, тратят все больше времени на приложения и потребляют больше информации онлайн. Из-за притока людей доходы платформ и социальных сетей увеличиваются, все больше потребителей готовы платить на оригинальный контент.
Монетизация творческого контента. Представители поколения Z больше ориентируются на монетизацию контента и работу в креативных индустриях. Это обеспечивает рост интереса к специализированным приложениям для обработки и создания контента, который соответствует трендам. Количество криэйторов увеличивается, социальные сети с возможностью делиться своим творчеством обретают новую волну популярности, а новые инструменты для создания контента приобретают пользователей.
Появление лидеров рынка. Лидеры в сегментах этого рынка среди приложений и платформ еще не оформились, и пока есть возможность вступить в эту гонку. Хотя приложений на рынке достаточно много, все еще есть возможность стать лидером — пользователям непросто одновременно работать со многими платными инструментами и платформами. Те игроки, которые предложат авторам больше функций и возможность одновременно управлять контентом и анализировать реакции, смогут стать необходимым инструментом в арсенале каждого создателя контента.