креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Как технологии из Голливуда могут преобразить научные лаборатории

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Как колледжи США помогают своим студентам

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Перевернутое обучение: как изменится сфера высшего образования после пандемии

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

«Дорогой читатель, ты читаешь. » — говорим о различиях в восприятии печатного и цифрового контента

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Насколько привлекательны программы бесплатного обучения в колледжах США

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Поставщикам библиотек нужна новая стратегия для помощи в разработке учебных программ

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Открытая методология — следующий шаг для открытой науки

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Исследования и пандемия: пять факторов, которые мешают работе учёных

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Как издатели и библиотекари поддерживают актуальность и полноту справочных материалов

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Библиотеки и социальная дистанция: как оставаться на связи в пандемию

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Создание в публичных библиотеках творческих пространств, где сообщество может собираться вместе для неформального и совместного обучения — быстро развивающийся тренд во всем мире в последние годы. Эта тенденция набирает скорость, в том числе в Австралии. Здесь программа стратегического развития библиотек «Libraries 2030» определяет этот тренд как основной на ближайшие годы. Какое значение имеют такие пространства для библиотек и их сообществ и как они могут быть успешно организованы?

Эмили Бойл, Мишель Коллинз

Что такое «креативное пространство»

Мейкерспейс, хакерспейс, текшоп, производственная лаборатория, креативное пространство. — все это разные названия по сути одного и того же явления (хотя и существуют определенные различия в принципах работы этих пространств). Проще говоря, креативные пространства — это места, где сообщество может собраться в неформальной обстановке для совместного обучения. Им свойственны практические эксперименты, инновации, игры, обучение мастерству и дух культуры «Сделай сам».

Креативные пространства определяются не по типу оборудования и инструментов, которые они предоставляют (например, 3D-принтеры, программное обеспечение или деревообрабатывающие станки), или типу деятельности, а по принципам самостоятельного обучения, обмену знаниями и организации сообщества. Сотрудничество, содружество и сотворчество — вот три принципа, которые лежат в основе самой идеи креативного пространства. Каждое творческое пространство является уникальным и отражает потребности и желания своего сообщества и библиотеки-организатора.

Пространства различаются по тем программам, которые они предлагают, но, как правило, в них проводятся семинары и мастер-классы с использованием цифровых и иных технологий, посвященные искусствам, ремеслам, «городской науке» и другим сферам, которые отражают интересы и потребности сообщества. Они позволяют людям получить новые навыки, изобретать и создавать вещи и переделать существующие предметы во что-то новое. Они объединяют людей, разных по возрасту, уровню образования и навыков.

Эволюция библиотек

По мере того как в эпоху цифровых технологий библиотеки продолжают развиваться, продолжается и поиск путей дальнейшего взаимодействия с сообществом за пределами их традиционной роли — быть хранилищами информации и обеспечивать доступ к знаниям. Публичные библиотеки все чаще рассматривается в качестве коммуникационных центров, объединенных с различными общественными сервисами и удовлетворяющих целый ряд социальных потребностей. Эта тенденция предлагает библиотекам заново оценить то, что они могут дать обществу, и увидеть, какие новые возможности они могут в себе открыть.

Креативные пространства также позиционируют библиотеку как место создания, изобретения и «делания» вместо потребления и поглощения. Это открывает значительные перспективы: библиотеки все меньше становятся хранилищем книг или информации и все более — центром участия в общественной жизни, предлагают инновационные формы обслуживания и обучения, превращаются в лаборатории изобретений и новых идей.

Какую пользу принесет создание креативного пространства?

Несомненно, ожидание, что создание творческого пространства будет способствовать тому, что библиотеки найдут свое место в будущем, имеет значение. В недавнем исследовании Slatter & Howard участники пришли к выводу, что развитие творческих пространств отражает «изменение формы» публичных библиотек: «Предоставляя материалы, технологии и пространства, творческие пространства создают новые возможности для обучения, укрепляют сотрудничество в обществе и делают возможным равный доступ к обучению для самых разных пользователей».

Креативные пространства также позволяют библиотекам адаптироваться к изменениям в обществе и остаться центрами обучения. Развитие творческих пространств обогащает понятие грамотности новыми смыслами и позволяет говорить о «творческой грамотности», или «транс-грамотности» (это обобщающий термин для всех новых видов грамотности, которые развиваются в течение последних десяти лет). Пользователи давно обучаются информационной грамотности в библиотеке, точно также они могут обучаться навыкам, инструментам и умению создавать.

Библиотеки могут укрепить свою роль в качестве центра знаний не просто через выдачу книг, но через прямой обмен опытом между людьми. Создание креативных пространств в публичных библиотеках отвечает миссии библиотеки — предоставлять доступ к образованию для всего сообщества. Однажды библиотеки сделали возможным самообразование для тех, кто не принадлежит элите, теперь креативные пространства позволяют сделать практическое обучение доступным для всех. Доступ к оборудованию, инструментам и программному обеспечению, которые недоступны из-за их стоимости, дает сообществу возможность проявить свое творческое начало и реализовать идеи. Технологичные творческие пространства обеспечивают доступ тем, кто не может позволить себе дорогие новые гаджеты, аппаратное и программное обеспечение, и дают людям возможность освоить новые навыки, которые им было бы сложно самостоятельно приобрести.

Виды креативных пространств

Креативные пространства можно классифицировать по типу деятельности, оборудованию и используемым материалам:

Выбрать подходящий тип креативного пространства

Если вы решили создать творческое пространство, то первое, что нужно сделать — понять, какое именно пространство лучше всего подойдет для вашей библиотеки и ее сообщества. Понять свое сообщество, его особенности и потребности — это первый шаг. Необходимо выяснить, какого рода творческое пространство было бы полезнее всего вашему сообществу и какую аудиторию оно сможет привлечь.

Вот несколько советов, которые помогут собрать данные о возрасте, этнической принадлежности, уровне образования и других параметрах аудитории:

Вовлечь сообщество в создание пространства

Ключевой элемент в достижении успеха в создании творческого пространства в библиотеке — достучаться до сообщества и узнать, в каких именно ресурсах и информации оно нуждается, какой потенциал оно хотело бы выразить через это пространство. Если вы внимательно изучите потребности вашего сообщества, оно будет стремиться принять участие, внести свой вклад в формирование нового пространства. Но каждая аудитория индивидуальна и то, что работает для одной библиотеки, не обязательно сработает для другой. Креативные пространства — результат сотрудничества между библиотекой и сообществом, этот баланс необходимо постоянно поддерживать на протяжении жизни нового пространства.

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.

Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.

Школьная библиотека XXI века: 5 идей (1)

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.

Источник

Креативное пространство в библиотеке: в чем нуждается сообщество?

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Создание в публичных библиотеках творческих пространств, где сообщество может собираться вместе для неформального и совместного обучения — быстро развивающийся тренд во всем мире в последние годы. Эта тенденция набирает скорость, в том числе в Австралии. Здесь программа стратегического развития библиотек «Libraries 2030» определяет этот тренд как основной на ближайшие годы. Какое значение имеют такие пространства для библиотек и их сообществ и как они могут быть успешно организованы?

Что такое «креативное пространство»

Мейкерспейс, хакерспейс, текшоп, производственная лаборатория, креативное пространство… — все это разные названия по сути одного и того же явления (хотя и существуют определенные различия в принципах работы этих пространств). Проще говоря, креативные пространства — это места, где сообщество может собраться в неформальной обстановке для совместного обучения. Им свойственны практические эксперименты, инновации, игры, обучение мастерству и дух культуры «Сделай сам».

Креативные пространства определяются не по типу оборудования и инструментов, которые они предоставляют (например, 3D-принтеры, программное обеспечение или деревообрабатывающие станки), или типу деятельности, а по принципам самостоятельного обучения, обмену знаниями и организации сообщества. Сотрудничество, содружество и сотворчество — вот три принципа, которые лежат в основе самой идеи креативного пространства. Каждое творческое пространство является уникальным и отражает потребности и желания своего сообщества и библиотеки-организатора.

Пространства различаются по тем программам, которые они предлагают, но, как правило, в них проводятся семинары и мастер-классы с использованием цифровых и иных технологий, посвященные искусствам, ремеслам, «городской науке» и другим сферам, которые отражают интересы и потребности сообщества. Они позволяют людям получить новые навыки, изобретать и создавать вещи и переделать существующие предметы во что-то новое. Они объединяют людей, разных по возрасту, уровню образования и навыков.

Эволюция библиотек

По мере того как в эпоху цифровых технологий библиотеки продолжают развиваться, продолжается и поиск путей дальнейшего взаимодействия с сообществом за пределами их традиционной роли — быть хранилищами информации и обеспечивать доступ к знаниям. Публичные библиотеки все чаще рассматривается в качестве коммуникационных центров, объединенных с различными общественными сервисами и удовлетворяющих целый ряд социальных потребностей. Эта тенденция предлагает библиотекам заново оценить то, что они могут дать обществу, и увидеть, какие новые возможности они могут в себе открыть.

Креативные пространства также позиционируют библиотеку как место создания, изобретения и «делания» вместо потребления и поглощения. Это открывает значительные перспективы: библиотеки все меньше становятся хранилищем книг или информации и все более — центром участия в общественной жизни, предлагают инновационные формы обслуживания и обучения, превращаются в лаборатории изобретений и новых идей.

Какую пользу принесет создание креативного пространства?

Несомненно, ожидание, что создание творческого пространства будет способствовать тому, что библиотеки найдут свое место в будущем, имеет значение. В недавнем исследовании Slatter & Howard участники пришли к выводу, что развитие творческих пространств отражает «изменение формы» публичных библиотек: «Предоставляя материалы, технологии и пространства, творческие пространства создают новые возможности для обучения, укрепляют сотрудничество в обществе и делают возможным равный доступ к обучению для самых разных пользователей».

Креативные пространства также позволяют библиотекам адаптироваться к изменениям в обществе и остаться центрами обучения. Развитие творческих пространств обогащает понятие грамотности новыми смыслами и позволяет говорить о «творческой грамотности», или «транс-грамотности» (это обобщающий термин для всех новых видов грамотности, которые развиваются в течение последних десяти лет). Пользователи давно обучаются информационной грамотности в библиотеке, точно также они могут обучаться навыкам, инструментам и умению создавать.

Библиотеки могут укрепить свою роль в качестве центра знаний не просто через выдачу книг, но через прямой обмен опытом между людьми. Создание креативных пространств в публичных библиотеках отвечает миссии библиотеки — предоставлять доступ к образованию для всего сообщества. Однажды библиотеки сделали возможным самообразование для тех, кто не принадлежит элите, теперь креативные пространства позволяют сделать практическое обучение доступным для всех. Доступ к оборудованию, инструментам и программному обеспечению, которые недоступны из-за их стоимости, дает сообществу возможность проявить свое творческое начало и реализовать идеи. Технологичные творческие пространства обеспечивают доступ тем, кто не может позволить себе дорогие новые гаджеты, аппаратное и программное обеспечение, и дают людям возможность освоить новые навыки, которые им было бы сложно самостоятельно приобрести.

Виды креативных пространств

Креативные пространства можно классифицировать по типу деятельности, оборудованию и используемым материалам:

Выбрать подходящий тип креативного пространства

Если вы решили создать творческое пространство, то первое, что нужно сделать — понять, какое именно пространство лучше всего подойдет для вашей библиотеки и ее сообщества. Понять свое сообщество, его особенности и потребности — это первый шаг. Необходимо выяснить, какого рода творческое пространство было бы полезнее всего вашему сообществу и какую аудиторию оно сможет привлечь.

Вот несколько советов, которые помогут собрать данные о возрасте, этнической принадлежности, уровне образования и других параметрах аудитории:

Вовлечь сообщество в создание пространства

Ключевой элемент в достижении успеха в создании творческого пространства в библиотеке — достучаться до сообщества и узнать, в каких именно ресурсах и информации оно нуждается, какой потенциал оно хотело бы выразить через это пространство. Если вы внимательно изучите потребности вашего сообщества, оно будет стремиться принять участие, внести свой вклад в формирование нового пространства. Но каждая аудитория индивидуальна и то, что работает для одной библиотеки, не обязательно сработает для другой. Креативные пространства — результат сотрудничества между библиотекой и сообществом, этот баланс необходимо постоянно поддерживать на протяжении жизни нового пространства.

Источник

Модельная библиотека вдохновляет: восемь удачных идей

Глобализация и модернизация не обходит стороной библиотеки. Появляется новый формат такого учреждения — модельная библиотека.

По нацпроекту «Культура» до 2024 г. планируется преобразовать 660 библиотек: из обычных муниципальных в необычные модельные. Каждая из них — с высокой миссией и уникальным дизайном, реализации которого способствуют средства из федерального и муниципального бюджетов.

На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные.
О том, как присоединиться к их числу и превратить родную библиотеку в нечто большее, а также о том, какие идеи можно реализовать с минимальным бюджетом в своей библиотеке, читайте в статье ЛаЛаЛани.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Первые модельные библиотеки появились в 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Культурная среда» в рамках нацпроекта «Культура».
Согласно проекту, с 2019 по 2024 гг. за счет средств федерального и регионального бюджетов ежегодно будут создаваться 110 модельных муниципальных библиотек: 80 муниципальных и 30 центральных муниципальных. Кроме того, в нынешнем и прошлом году были набраны дополнительные участники сверх квоты. В результате сейчас модернизировано (и еще модернизируется) 244 библиотеки.

Конечно, реализация проекта не идеальна: уже много сказано об инертности и неповоротливости проектных офисов и федеральных и муниципальных властей, о хищении средств и проблемах с подрядчиками. Однако тем ценнее примеры успешной реализации замысла сотрудников библиотеки.
Помещения модернизированных библиотек оформлены в соответствии с современными дизайн-проектами: в эко-стиле, в тематике «Гарри Поттера» или космического пространства, с ориентацией на народные мотивы региона или в стилистике лофта.

Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных
мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания.
Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы.

Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители.

Примеры модельных библиотек

Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. ЛаЛаЛань хотела бы поделиться с вами некоторыми реализованными идеями по созданию модельной библиотеки, которые могут послужить вдохновением для будущих участников проекта и библиотек, которые по разным причинам не могут принять участие.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Принять участие в конкурсе
В приведенных примерах библиотека трансформировалась в досуговый центр с ориентацией на образовательную, культурно-просветительскую, развлекательную миссию. Подобные метаморфозы могут коснуться любой библиотеки-участницы.
Присоединиться к проекту модернизации может любая муниципальная библиотека. Отбор участников проекта «Культурная среда» проводится на конкурсной основе. Сроки подачи документов на следующий год — март-апрель нынешнего года. Результаты подводятся в августе-сентябре.
Заявки подает проектный офис субъекта РФ, который в дальнейшем координирует работу по выполнению проекта. Он же отбирает муниципальные библиотеки для участия в конкурсе.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Собранный пакет документов вместе с заявкой в печатном виде направляется в Минкультуры РФ. В результате конкурсного отбора из средств федерального бюджета выделяется по 5 млн рублей для 80 муниципальных библиотек и по 10 млн рублей для 30 центральных районных и городских библиотек. Кроме того, библиотеки могут рассчитывать и на дополнительные средства из бюджета субъекта.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Например, 21 августа в городе Губинском Ямало-Ненецкого автономного округа открылась модельная библиотека, получившая 10 млн рублей из федеральных средств и более 21 млн рублей из муниципального и окружного бюджетов.
Подробнее ознакомиться с правилами участия в конкурсе можно на сайте и в группе Facebook.

ЛаЛаЛань искренне советует всем желающим муниципальным библиотекам перейти по ссылкам и найти больше информации, а также поучаствовать в проекте модернизации.

Источник

Молодёжные библиотечные пространства: что нужно знать, чтобы их создавать

Кейси ГЭРРИСОН

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество

Что должен знать библиотекарь о дизайне пространства? Как получить эти знания? Какими качествами должен обладать библиотекарь, работающий с молодёжью? На эти вопросы в своей статье пытается ответить преподаватель информационных наук в Университете Чарльза Стёрта (Австралия) Кейси Гэррисон. Статья основана на докладе, прочитанном на 9-м Международном симпозиуме по библиотечному обслуживанию детей и молодёжи, проходившем в южнокорейском городе Пуё 8—9 сентября 2015 года.

Чтобы обслуживать сегодняшнюю молодёжь, «цифровое поколение», библиотеки должны предоставлять ей привлекательное и доступное пространство — как физическое, так и виртуальное. Современным библиотекарям приходится создавать пространство, которое даёт максимум возможностей, максимально доступно и максимально вовлекает в себя молодёжь. Мы рассмотрим основные принципы и актуальные тренды в области дизайна физических и цифровых пространств для молодёжи, а также качества и навыки, необходимы библиотекарям для создания привлекательных пространств и как обучение на библиотечном факультете должно развивать эти навыки и качества.

Принципы дизайна молодёжных пространств в библиотеках XXI века

Библиотеки XXI века выполняют несколько разных ролей для своих посетителей, поэтому при создании библиотечных пространств необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, нужно смотреть вперёд как минимум на 20 лет. Это очень сложная задача — представьте, как изменились общество и технологии за последние 20 лет. При создании пространств для молодёжи следует иметь в виду четыре основных принципа библиотечного дизайна, включающие в себя: 1) пространства для печатного фонда, 2) цифровые пространства, отвечающие растущим потребностям в технологиях, 3) удобные сидения и рабочие места для посетителей и 4) пространства, которые поощряют использование библиотеки как общественного центра для всех.

Пространство для печатного фонда

Несмотря на то, что в последнее время всё чаще раздаются голоса, вопиющие «Печатная книга умерла!», пространство для печатного фонда всё ещё очень важно. Исследования показывают, что читательские привычки молодёжи мало отличаются от привычек старшего поколения, а кроме того, молодые люди пользуются всем спектром существующих форматов. Фонд молодёжной библиотеки в Гамбурге (Германия) включает 50% печатных и 50% цифровых материалов. Важен не формат, важно, чтобы молодёжь читала — так, как ей наиболее удобно.

Расставлять печатный фонд необходимо таким образом, чтобы молодые посетители могли находить то, что им нужно быстро и без затруднений. Расстановка также сильно зависит от конкретных потребностей населения, с которым вы работаете. В последнее время книги чаще расставляют по темам и жанрам, чтобы их было легче находить. При такой расстановке посещаемость библиотеки и выдача книг увеличивается, посетители могут самостоятельно (или с помощью другого посетителя) искать необходимые им книги, библиотекари тратят меньше времени на расстановку и освобождают время для общения с читателями и работы с учителями (в школьных библиотеках).

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообществоМолодёжная библиотека Гамбурга

Пространство для цифровых технологий

Технологии в библиотеках — вечная проблема для библиотекарей. Стоит только вам приобрести последние новейшие технологии, как они моментально устаревают. Создавая цифровые пространства для молодёжи, необходимо учитывать неизбежность изменений. Помимо собственно вопроса технологий есть также необходимость обустраивать рабочие места с розетками для устройств посетителей. Двадцать лет назад это, возможно, не было так нужно, но сегодня это крайне важно.

Однако следует помнить, что помимо тех, кто использует смартфоны и планшеты, чтобы оплачивать счета, следить за здоровьем и никуда не опаздывать, есть и те, у кого нет собственных мобильных устройств и доступа к интернету. Библиотека не должна терять из виду эту категорию читателей: именно для них она может быть особенно полезной, создавая равные возможности в плане доступа к цифровым пространствам. Решая, как будет выглядеть и функционировать библиотечное пространство, помните, кто ваши пользователи и каковы их потребности в области цифровых технологий.

Комфортное пространство

Ещё один важный принцип дизайна библиотечного пространства: оно должно быть физически комфортным и эмоционально безопасным. При проведении опросов выясняется, что молодые посетители библиотеки находят более привлекательным, чем зона для взрослых, библиотечное пространство для детей с яркими цветами и мягкими пуфиками. Те, кто не ходит в библиотеку, также подчёркивают, что удобные сидения — один из факторов, которые способствуют посещению библиотеки с целью учёбы или общения. Ответы на опросы показывают, что потенциальные посетители хотят не только брать книги и работать на компьютерах, но и использовать библиотеку для чего-то большего. Отмечается также важность библиотеки для совместной работы над различными проектами.

Общественное пространство

Библиотека помогает увеличивать социальный капитал уязвимым группам населения, таким как молодёжь, пожилые люди, инвалиды, мигранты и этнические меньшинства. Особенно полезными в этой роли оказываются творческие лаборатории (мейкерспейсы), трансформирующие образ библиотеки в последние несколько лет. Мейкерспейсы дают посетителям библиотеки возможность заниматься творчеством, что-то создавать и приобретать знания и навыки в областях, которые могут быть недоступными вне библиотеки. В таких лабораториях может быть всё: от звукозаписывающего оборудования и компьютерных программ до швейных машин, от 3D-принтеров до микроскопов, от цифровых камер до очков Google Glass. Благодаря мейкерспейсам пользователи видят библиотеку не как «портал», который куда-то ведёт, а как «платформу», которая предлагает услуги, информацию и инструменты, необходимые для того, чтобы идти в ногу со временем и воплощать новые идеи.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообществоМейкерспейс Connected Community Мельбурне, Австралия.
(фото с сайта www.hackmelbourne.org)

Новый тренд в развитии библиотек — выдача необычных материалов для поощрения общественного взаимодействия. Кроме книг и фильмов на DVD, библиотеки теперь выдают на дом семена растений и садовые инструменты, игрушки и т.п. Благодаря этому открываются, например, новые возможности для проведения мероприятий экологической направленности для молодёжи.

Обучение будущих молодёжных библиотекарей

Будущие библиотекари, которые собираются работать с молодёжью, должны иметь представление о принципах хорошего дизайна и уметь ориентироваться в динамичной информационной среде. Это должно стать частью их образования, и с этой целью должны разрабатываться соответствующие учебные программы. Чтобы мы шли в ногу с изменениями технологий и не отставали от новых трендов, программа обучения будущих молодёжных библиотекарей должна быть гибкой и современной, развивать склонности студентов и вырабатывать у них правильную позицию по отношению к библиотечному обслуживанию молодёжи.

Навыки

Умение будущего библиотекаря создавать молодёжные пространства определяется пониманием этого пространства и навыками, приобретёнными во время обучения, а также их опытом, предшествующим обучению. Для создания молодёжных библиотечных пространств необходимо чёткое понимание влияния дизайна на читателя, знание ключевых характеристик конкретного населения, с которым работает библиотекарь, а также знание последних трендов и новых возможностей в сфере дизайна библиотечных пространств. Примеры новых, инновационных пространств и подходов, которые привлекают читателей, особенно молодых, можно найти в библиотеках по всему миру: это игровые зоны и галереи, музыкальные и анимационные пространства, зоны для практических занятий и мейкерспейсы. Всё это говорит о том, что библиотечной профессии нужны новаторы, творческие люди. Какие знания и умения подстёгивают творческое мышление? Это прежде всего: умение учиться, умение адаптироваться к изменениям, умение сотрудничать, умение защищать молодёжное пространство, обучающую лабораторию или мейкерспейс, умение обслуживать разных клиентов.

Чтобы развивать эти умения в студентах библиотечных факультетов, нужно давать им практические задания, симулирующие реальную работу молодёжного библиотекаря, дающие возможность критически осмыслить пространство, оснащение и размещение фонда, а также потребности конкретной молодёжи.

креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Смотреть картинку креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Картинка про креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообщество. Фото креативное пространство в библиотеке в чем нуждается сообществоБиблиотека Австралийского католического университета.
(фото с сайта http://www.woodsbagot.com/project/australian-catholic-university-raheen-library)

Необходимые качества и новые подходы

В будущих библиотекарях также важно развивать такие качества, как креативность, умение продумывать всё заранее, гибкость, а также умение находить новые подходы к созданию физических и виртуальных пространств для молодёжи. Они должны понимать, что представляет собой будущее библиотеки и общества. Ещё раз подумайте о том, как изменились библиотеки за последние 20 лет, как фокус сместился на нетрадиционные потребности населения (например, мейкерспейсы, выдачу семян) — а как могут измениться потребности читателей в будущем?

Во многом перемены в библиотеках соответствуют переменам в высшем образовании, где преподаватели из «мудрецов, стоящих на кафедре» превращаются в «проводников, идущих рядом», что позволяет студентам лучше усваивать материал. Меняются также и учебные задания, которые получают обучающиеся библиотекари: например, им могут поручить вести профессиональный блог. Мы призываем студентов выбирать виды деятельности, которые им нравятся и которые смогут заполнить пробелы в их знании определённых тем или демографических групп. Они должны понять, как важны развитие профессиональных качеств и постоянное самообразование.

Доступность

Понятие доступности стоит во главе угла для нас, библиотекарей. Поэтому оно так важно при создании пространств. Исследования показывают, что если молодые люди считают библиотечное пространство недостаточно доступным или неприятным, они не будут им пользоваться. Необходимо рассмотреть новые подходы к обслуживанию молодёжи, например, мероприятия за пределами библиотеки, традиционно библиотечные мероприятия в необычных местах, скажем, торговых центрах или местах, где они будут иметь наибольший эффект (больницы, убежища, улицы). Это особенно сложно для работников детско-юношеских библиотек, которым приходится сталкиваться с огромным количеством различных потребностей читателей с рождения и до поступления в вузы.

Заключение

Создание молодёжных библиотечных пространств требует от библиотекарей развития определённых качеств и навыков, чтобы увеличить доступность этих пространств для молодых читателей. Мы хотим привлечь молодёжь в библиотеки надолго, а для этого библиотеки должны стать гибкими, привлекательными, долговечными и соответствующими потребностям разных возрастных групп. Развитие необходимых качеств и навыков начинается во время обучения на библиотечном факультете сегодня, если мы хотим продолжать привлекать и вдохновлять молодёжь завтра.

Перевела с английского Ирина СОКОЛОВА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *