кризис 3 лет у ребенка признаки и что делать комаровский
Кризис 3 лет у ребенка признаки и что делать комаровский
Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.
Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.
Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, ребёнок говорит: «Не буду умываться!» заменяем фразой «Давай вместе будем умываться!», а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико. » или умываем мишку.
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.
Кризис 3 лет у ребенка
Содержание статьи
Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.
Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.
Когда ожидать начало кризиса трехлетки
Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:
Рекомендации для родителей: как себя вести
Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.
Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:
В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.
Источники:
Что говорит о кризисе 3 лет у ребенка Евгений Комаровский?
Кризис у ребенка трех лет – закономерное явление. Психологи объясняют неадекватное поведение малыша в этом возрасте неизбежным проявлением развития и становления личности.
Рекомендации доктора Комаровского, изложенные в данной статье, помогут родителям разобраться в особенностях сложного для детей периода и преодолеть его трудности.
Коротко о докторе Комаровском
Евгений Комаровский известен как врач-педиатр и любимец родителей, желающих вырастить здорового малыша, а также привить ему необходимые жизненные навыки.
Он способен в простой и доступной форме донести до пап и мам важную информацию не только о детских заболеваниях, но и о том, как надо воспитывать малыша, а также – научить их понимать своего ребенка.
Кандидата медицинских наук Евгения Олеговича Комаровского также знают, как телеведущего известной программы «Школа доктора Комаровского». Он – создатель социальной сети КлубКОМ и сайта Komarovskiy.net, автор научно-популярных книг и многочисленных статей.
Наибольшей популярностью пользуется его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», в которой он во главу угла ставит разумный подход к проблеме здоровья и воспитания малышей.
Его визитная карточка – огромная любовь к детям и чувство юмора, с которым он объясняет родителям азы общения с ребенком.
Особенности проявления и признаки кризиса трех лет у детей
Значительные перемены в психическом развитии трехлетнего малыша сопровождаются частыми капризами, беспричинными истериками, недоброжелательной реакцией на уговоры родителей.
Причин такому поведению есть немало:
Ребенок, убедившись в том, что его упрямство, крик или отказ выполнить просьбу мамы или папы подействовали один раз, будет применять эту тактику всякий раз, когда захочет что-нибудь выпросить или ему что-то не понравится.
Педиатр предупреждает, что родителям необходимо пресекать детские капризы игнорированием запросов малыша в том случае, если его действия представляют опасность для него самого или окружающих. В такой ситуации непреклонность должны проявить все члены семьи.
В этот сложный период, как отмечает Комаровский, дети пытаются манипулировать взрослыми, буквально тиранить их с того момента, как только начинают понимать, что криком и истерикой они добьются всего, чего пожелают или того, что им обычно не позволяют делать.
Учитывая, что детская психика в возрасте 3 лет значительно изменяется в связи с накоплением умений и навыков, педиатр подчеркивает необходимость разумного подхода к его воспитанию.
К примеру, среди главных принципов воспитания трехлетнего ребенка доктор Комаровский называет следующие:
Вместе с тем, он подчеркивает, что ребенка нельзя сравнивать с кем-либо другим, чтобы не понизить его самооценку. Малышу надо помочь спокойно пройти психическую перестройку от чрезмерной заботы родителей в возрасте до 3 лет к возможности и необходимости самостоятельно справляться с выполнением простых действий.
Такие серьезные изменения зачастую сопровождаются развитием возможных противоречий в его сознании и становятся причиной неадекватного поведения крохи. Оно объясняется тем, что ребенок не только хочет, но уже чувствует себя взрослым.
Однако большое количество советов, требований, правил со стороны взрослых ограничивают его самостоятельность, что выливается во внутренний протест, сопровождающийся неадекватными эмоционально-поведенческими отклонениями.
Продолжительность сложного периода
По мнению доктора Комаровского, кризис 3 лет у деток – это своеобразный бунт против воспитания авторитарного типа и сложившихся в семье отношений. При этом он подчеркивает, что четких временных границ у этого периода не существует.
Кроме временных особенностей, отмечается и разница в поведении мальчиков и девочек: первые отличаются упрямством, а вторые чаще капризничают. Во время активной фазы кризиса у детей наблюдается от 5 до 19 приступов капризности или упрямства.
Продолжительность и интенсивность проявлений зависит от таких факторов, как темперамент и состояние нервной системы малыша, а также – от поведения самих родителей и психологической помощи с их стороны.
Отсутствие проявления симптомов кризиса до 4 лет – сигнал о необходимости посещения психотерапевта, так как это может указывать на задержку в развитии ребенка.
Позитивные моменты
Доктор Комаровский отмечает, что кризисные ситуации, протекающие с капризами и истериками детей и пугающие родителей, имеют не только негативные стороны. В процессе кризиса и те, и другие получают положительный опыт общения и развития.
Положительное влияние на детей
В первую очередь, Комаровский подчеркивает, что при отрицании установленных порядков и правил поведения, малыш получает первый опыт формирования независимости. Это создает предпосылки для осознания личностной самооценки.
Среди позитивных моментов, являющихся следствием кризиса 3 лет у детей, педиатр отмечает:
По мнению врача-педиатра, роль родителей в правильном течении этих процессов неоспорима. Именно они способны предотвратить вероятность негативных последствий в преодолении кризиса.
О плюсах для родителей
Родители тоже приобретают новые навыки общения со своими детьми. Они усваивают их, следуя советам Комаровского. А именно:
Сложности и негативные моменты
Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что в сложный для ребенка период ему особенно нужна любовь близких людей. В обратном случае дети надолго застревают в состоянии негативного поведения.
У детей сложности кризиса проявляются:
Подобные проявления – результат того, что ребенок еще не понимает, что с ним происходит и, не умея по-другому выразить свое новое состояние, обвиняет во всех неудачах близких людей.
Евгений Олегович Комаровский и у родителей выделяет негативизм поведения в общении с неуправляемым трехлетним ребенком. Это:
Педиатр подчеркивает, что главное – не позволять малышу манипулировать ими, предоставлять ему свободу действий и проявлять настойчивость только в ситуациях, сопряженных с опасностью для здоровья и жизни ребенка.
Что делать с неуправляемым ребенком — видео-совет доктора Комаровского:
Советы доктора
Популярный телеведущий считает, что преодоление кризисных ситуаций напрямую зависит от умения родителей общаться со своими детьми. Это предполагает гибкость поведения и поступков мам и пап, а также бабушек и дедушек.
Особенности общения
Кризис у трехлетних детей протекает по-разному. Главное, как говорит Комаровский, научиться ладить с ребенком, уступая ему в малом, но не позволяя манипулировать собой.
Вот что советует врач-педиатр:
Как правильно реагировать в острые моменты?
Советы Комаровского отличаются простотой. Но на практике они показывают положительные результаты при проявлении истерических приступов.
Педиатр советует родителям:
Не сдавайтесь. Жалость к ребенку при эмоциональном срыве оканчивается тем, что родители уступают малышу в его требованиях.
Главные ошибки взрослых
Комаровский объясняет родителям, чего нельзя делать в период кризиса 3 лет у ребенка. Он перечисляет возможные ошибки взрослых и дает советы, как не допустить их:
Кроме этого, Комаровский предостерегает от задабривания ребенка и применения разных методов в воспитании со стороны родителей. Остановив приступ новой игрушкой, взрослые допускают грубейшую ошибку – дают понять малышу, что капризами и криком можно получить желаемое.
Заключение
Мнение доктора Комаровского сводится к тому, что важно не то, как протекает кризисный период, а какие изменения произойдут в психике ребенка.
То есть в итоге малыш овладеет навыками самостоятельности, воли и гордости за свои достижения. Это и станет показателем преодоления кризиса и позитивного развития личностных качеств.
Если вы откроете любой раздел книги по психологии, то наверняка найдете огромный раздел, посвященный раннему периоду жизни ребенка. Трехлетний возраст тревожен, интересен, любопытен и вызывает у родителей массу очевидных вопросов со стороны родителей.
Кризис трех лет. Когда начинается и как проявляется
У кризиса трех лет заметна тенденция к раннему наступлению. Сейчас он сместился к двум годам, а трем годам он уже заканчивается.
Характеризуется кризис началом проявления у малыша личных интересов. Ребенок старается отстаивать свои желания, и получается это у него не всегда адекватно.
Родители берут его за руку, ведут к психологу, задаются вопросом – что происходит. Почему был ребенок такой спокойный и чудесный и вдруг начинает капризничать, падать на пол, закатывать истерики — дома, в магазинах, или в иной — не всегда комфортной обстановке.
Ребенок кричит :
«Я их не буду надевать» «А что ты наденешь?» «Я не знаю» – говорит малыш.
Если вдруг он перестал любить свое любимое фруктовое пюре или любимые апельсины. Значит кризис трех лет с вами.
Другой вопрос как быть родителям и как оказывать поддержку? Как постараться удержать и свою родительскую позицию и в то же самое время дать ребенку покапризничать, повредничать и поотстаивать свои желания.
Кризис трех лет это время когда ребенок учиться говорить миру «Я могу. Я умею. Я сам это сделаю».
Если ему хочется помыть посуду, дайте ему это сделать и не важно, что посуда окажется недомытой. Помыть обувь, ну и что, что будут в коридоре лужи. Зато это будет шаг к самостоятельности и это будет первый шаг к адекватному преодолению кризиса трех лет.
Если ребенок кричит на кухне:
— Я сам буду кушать.
А мама переживает, что вся еда будет размазана вокруг тарелки, дайте ему эту возможность. Да вам придется, потом вместе помыть его столик, но зато вы сделаете второй шаг к адекватному и успешному преодолению кризиса трех лет.
Если малыш с вами ругается по поводу выбора одежды или по поводу выбора игрушки, которую он возьмёт в садик, выбора рюкзачка. Обязательно предлагайте ему несколько вещей и не пытайтесь продавить то, что вам нужно. Дайте ему выбор. Две футболки – желтую и красную. Спросите его, какую он хочет надеть.
Вообще это время кризиса трех лет это то время когда родители чаще начинают задавать вопросы «как ты хочешь?» и говорить «поступи как ты хочешь им как ты считаешь правильно». Вот тогда кризис трех лет не будет таким ярким и наполненным негативными эмоциями, а будет наполнен позитивом. Если ребенок капризничает и швыряет на пол вещи, научите его проговаривать свои эмоции, прежде всего : я злюсь, я рассержен, мне не нравиться, я обижен на тебя, мне стыдно и т.д. большой спектр эмоций, чтобы ребенок умел проговаривать и это тоже будет вам в помощь в успешном преодолении возрастного кризиса.
Как только вы научитесь договариваться, как только вы почувствуете, что ребенок стал спокойнее, стал адекватнее реагировать на ваши просьбы, на ваши требования, может быть на ваши наказания это сигнал о том, что кризис успешно вами пройден. Дальше ребенок перейдет в латентный период и совершенно спокойно сможет начать учиться слышать родителей и исполнять их требования, без каких либо резких реакций.
Если у вас еще остались вопросы по поводу чудесного, замечательного возраста трехлетнего кризиса, ПОЖАЛУЙСТА обращайтесь и мы вместе с вами будем разбираться, на самом деле это симптомы кризиса трех лет или что-то другое.
Кризис 3 лет у ребенка признаки и что делать комаровский
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В конце раннего периода жизни ребёнка, при переходе его к дошкольному возрасту, наступает кризис 3 лет.
Статья:
В конце раннего периода жизни ребёнка, при переходе его к дошкольному возрасту, наступает кризис 3 лет. При этом сформировавшиеся к тому времени личностные механизмы подвергаются резкой кардинальной перестройке, личность ребёнка приобретает новые черты. Новый облик приобретают и взаимоотношения с окружающими. Ребёнок становится взрослее, но «взрослость» наступает не постепенно, а как бы сразу, когда он может быть ещё не вполне готов к этому.
Кризис 3 лет: что это такое
Строго говоря, понятие «кризис трёх лет» является условным, поскольку у разных детей он наступает в различное время – от второго полугодия трёхлетнего возраста до первого полугодия четырёхлетнего. Интенсивность и выраженность кризиса также отличается у разных детей. Как правило, данный возрастной кризис длится недолго и заканчивается через несколько месяцев после появления.
Сущностью кризиса трёх лет у ребёнка является появившееся ощущение того, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, без помощи взрослых. Несмотря на то, что в период от одного до трёх лет ребёнок в какой-то степени самостоятельный, ему всё равно требуется помощь и поддержка родителей, которые всё показывают, рассказывают, объясняют, что можно делать и что нельзя. Сознание малыша находится как бы в скорлупе, оно защищено от каких-либо неожиданностей, сложных и непонятных вещей. Но вот настаёт момент, когда эта скорлупа трескается; определённые вещи он может уже осознавать самостоятельно, к тому же он встречается со многими новыми предметами и явлениями. По замечанию Эрика Эриксона, американского психолога, в этот период у ребёнка формируются независимость и волевые качества. Однако компетенции малыша ещё очень не хватает для того, чтобы реализовать своё стремление к самостоятельности; вследствие этого появляется противоречие между тем, что ребёнок хочет, и тем, что он может.
Особенности поведения детей в три года
Во время кризиса трёх лет у ребёнка в поведении появляются признаки негативизма. Он считает, что излишняя опека взрослых над ним только мешает ему проявлять формирующуюся личность. Несмотря на негативные проявления, этот период, как и прочие возрастные кризисы, является необходимым для формирования зрелой личности. Природа ни в чём не терпит застойных, статических тенденций, и всё в природе течёт и изменяется, хотим мы того или нет.
Характер течения кризиса и его выраженность неодинаковы и зависят от внутренних и внешних показателей. К примеру, у детей-холериков негативистские черты проступают более явственно; негативизм усиливается и при строгом, авторитарном стиле воспитания ребёнка со стороны родителей. Близкие и доверительные взаимоотношения с матерью, наоборот, позволяют сгладить негативные стороны явления и развить позитивные. Кризис тяжелее переносится ребёнком, если он приходится, к примеру, на момент адаптации к детскому саду или появление в семье братика или сестрички.
Сколько длится кризис трёх лет
При правильном подходе к воспитанию кризис трёх лет у ребёнка длится, как уже говорилось, не более нескольких месяцев. Однако если воспитание велось неправильно, то кризисное состояние может затянуться надолго, даже на несколько лет. Таким детям может требоваться серьёзная психологическая помощь.
Какие признаки определяют наступивший кризис
В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.
Все эти симптомы многим родителям кажутся неприятными, негативными. Однако Лев Выготский говорил, что за любым негативным симптомом кроется позитивное содержание: ребёнок приобретает новые знания, становится более уверенным в себе, волевым, духовно сильным. При этом слишком большое обилие негативных симптомов может являться следствием авторитарного, строгого воспитания: ребёнок как бы берёт пример с родителей и на их претензии отвечает тем же. При более мягком и дружеском подходе к воспитанию ребёнка переход к новому возрастному этапу может проходить и без негативных проявлений. Как бы то ни было, в любом возрастном кризисе важно не то, как он проявляется, а то, к чему он приводит.
Как пережить кризис 3 лет: рекомендации родителям
Изменение поведения ребёнка и его отношения к окружающим может застать родителей врасплох. Но это, по правде говоря, проблема самих родителей, которые оказались не подготовлены заранее к естественным изменениям личности ребёнка. А если так, то все необходимые знания родители должны получать на специальных курсах ещё до рождения сына или дочери. Если бы этих изменений не было, то человек никогда не научился бы даже ходить, а говорить и подавно. Как говорил Карлсон в знаменитом мультфильме – «Спокойствие, только спокойствие!».
Родителям стоит уяснить, что познавательная и практическая деятельность ребёнка нуждается в поддержке и поощрении, а не в запретах и ограничениях. Когда ребёнок реализует такую деятельность, он, собственно говоря, из «личинки человека» превращается в человека как такового; поэтому пробуждение самостоятельности у малыша является конечной целью для любых более-менее здравомыслящих родителей. Нет смысла рожать ребёнка, если вы не собираетесь выращивать из него настоящее человеческое существо – познающее, осуществляющее самостоятельную деятельность и имеющее собственный душевный склад.
Поэтому, в частности, не следует избирать авторитарный стиль воспитания. В отношении родителей к ребёнку не должно быть ни большого количества запретов и ограничений, ни гиперопеки. Последняя особенно опасна для формирующейся личности: есть риск, что эта личность так никогда и не сформируется, и к восемнадцати годам юноша будет иметь мышление двухлетнего малыша. Строптивость и прочие негативные проявления кризиса трёх лет, исходя из этого, являются закономерными и правильными: природа как бы сама предусмотрела защитный механизм, устраняющий какие-либо препятствия для развития человека, даже если такими препятствиями оказываются родители.
В общении с ребёнком должна преобладать игровая форма. Так можно заинтересовать его чем угодно и направить его активность в нужное русло. Ребёнку должно нравиться быть самостоятельным, это не должно быть мукой и вынужденным состоянием; между тем оно может стать мукой, если силой заставлять его делать то, что он не хочет или что ему неинтересно.
Объясняя ребёнку правила поведения в той или иной ситуации, необходимо делать это в простой и доступной для него форме. Главное, чтобы ребёнок понимал, для чего нужно поступать так, а не иначе. Вариант «Потому что я так сказала» не пройдёт: такое правило ребёнок обязательно нарушит, и будет абсолютно прав: он не хочет и не может слепо выполнять чью-либо волю, и навязывающий ему эту волю будет расцениваться ребёнком как враг. При этом, однако, родителям не следует и самим проявлять слабость и потакать всем капризам малыша: от этого он только сядет на шею, а в своей самостоятельности не будет рассудительным, что впоследствии может быть опасно для его жизни и здоровья. Родители должны проявлять спокойную настойчивость в своих требованиях.
Тем не менее основой воспитания ребёнка должно быть разрешение действовать, а не запреты и ограничения; главное, чтобы эти действия приносили ему пользу или по крайней мере были не опасными для него.
Совсем без конфликтных ситуаций, конечно, обойтись не получится. И в этих ситуациях необходимо предоставлять ребёнку право выбора. Желательно находить компромисс, устраивающий как ребёнка, так и родителей. Не следует решать проблему «вместо» своего ребёнка, только «вместе».
Кроме того, важно обучать ребёнка навыкам общения с различными людьми – сверстниками, взрослыми, детьми более младшего возраста. Именно через общение люди решают множество серьёзных проблем, и искусству их решения следует обучать ребёнка с самого раннего возраста. Замечено, что дети, имеющие проблемы в плане общения, нередко отстают и в общем психологическом развитии.
Если подходить к воспитанию детей с правильных позиций, то через некоторое время «фаза протеста» обычно проходит. А при слишком строгом воспитании и чрезмерной опеке она лишь подавляется – без всякой пользы для личности ребёнка: он становится слишком послушным, пассивным, не проявляет инициативу, отчего страдает и эмоционально-волевая сфера, и интеллект. Консервативное и суровое воспитание «ломает» личность ребёнка, как говорится, по всем статьям.
Воспитание ребёнка в семье должно вестись «по единому стандарту». Негативные черты в его поведении, особенно строптивость, чаще всего проявляются там, где по поводу воспитания существуют разногласия – например, мама что-то разрешает, а папа запрещает, или наоборот.
Любопытно, что данный кризис в определённой степени повторяет другие возрастные кризисы. Это можно продемонстрировать на примере обесценивания; в этом случае агрессивное поведение трёхлетнего малыша по отношению к тому, что он до этого любил и ценил, напоминает поведение взрослеющего подростка. Он может обзывать даже собственных родителей, причём довольно обидными словами. Кстати, словарный запас в трёхлетнем возрасте очень активно развивается и пополняется, в «арсенале» ребёнка появляются даже нецензурные слова, и вот ими он особенно активно пользуется, чтобы обозначить своё отношение к «старому миру». Чтобы сохранить какую-то связь с ребёнком, обесценивающим вещи и явления, его можно заинтересовать другими вещами. Например, если он больше не хочет играть с любимой куклой, можно предложить ему машинку.
Если ребёнок требует больше самостоятельности – что ж, предложите ему её. В трёхлетнем возрасте мальчику или девочке можно уже поручать некоторые «взрослые» обязанности – например, мыть посуду (хотя бы пластиковую), раскладывать салфетки, делать уборку. Не стоит лишь давать работу, которая сопряжена с возможной опасностью – к примеру, иметь дело с электроприборами.
В любых ситуациях родители должны сохранять спокойствие. Ведь основное желание ребёнка в кризисный период – это выбить родителей «из колеи». Если же он увидит, что его истерики ни к чему не приводят и мама с папой остаются спокойными и непреклонными, то поведение со временем становится более стабильным – ребёнок признаёт своё поражение. Кроме того, в момент истерики для ребёнка важно количество «зрителей», поэтому чтобы унять его, необходимо отвести его в менее людное место.
Разговаривать с малышом насчёт его поведения следует только тогда, когда он находится в спокойном состоянии. Если он бьётся в истерике, то объяснять ему что-то в этот момент бесполезно. Здесь можно только подождать, когда он угомонится.
В кризисный период родители должны уделять своему ребёнку как можно больше внимания (если есть возможность, конечно). В этот период он ставит себе цели и стремится их достичь, а полученный результат любит демонстрировать окружающим. Отрицательная или безразличная реакция взрослых является для него стрессом, а положительная реакция, наоборот, повышает его самооценку. Во время кризиса дети становятся хвастливыми, но в данном случае это совершенно естественное проявление желания делиться результатами своих трудов. Ребёнок в этот период сильно зависит от чужого мнения. Негативные реакции окружающих приводят к тому, что он обижается, даже плачет или злится.
Вообще для наиболее успешного воспитания детей следует уяснить, что ребёнок – это прежде всего человек. Другой человек, а уж никак не отражение своих родителей или их «продолжение». И воспитывать его изначально надо как самостоятельную личность, а не как «вечного ребёнка», который становится чуточку взрослее лишь при желании родителей на это. Именно этого многие родители и не понимают: ребёнок для них является чем-то вроде плюшевой игрушки, вещью, которой родители имеют право вертеть, как им заблагорассудится. Нередко причина этому заключается в том, что родителей самих воспитывали схожим образом; в какой-то момент они сдались и решили до конца жизни оставаться «послушными», восприняв все стереотипы как истину в последней инстанции, эти же стереотипы они переносят и на своих детей.
Существует хорошее восточное изречение, говорящее, что ребёнок – это «гость в твоём доме»: его следует приютить, накормить и… отпустить. Действительно, ведь у него свой жизненный путь, и в доме родителей он, можно сказать, находится проездом. А все попытки как-то задержать его, навязать свою волю, ограничить в правах – это не что иное, как взятие в заложники. В конце концов, в будущем ему предстоит самостоятельно строить дом, выбирать профессию, обзаводиться друзьями и любимыми людьми, создавать семью и т. д. И основы всего этого закладываются в раннем детстве – через осознание ребёнком себя в этом мире, начало практической и познавательной деятельности, самоактуализацию.
Несмотря на искусственный характер человеческой цивилизации, её основа исходит из природы самого человека. Так что самостоятельному развитию малыша ни в коем случае нельзя мешать; ведь даже если это делается из лучших побуждений, результаты всё равно будут худшими – родитель может уничтожить то, к чему он вроде бы изначально стремился.
Трёхлетний возраст – это особенная веха в развитии ребёнка. Считается, что в этот период базовое развитие ребёнка заканчивается: он уже в полной степени владеет речью, ходит, вступает в межличностные отношения, начинает трудовую практику (хотя бы в виде работы по дому). Дальнейшие годы – это как бы путешествие по тому искусственному миру цивилизации, который был построен многими поколениями людей за всю их историю. Ребёнку предстоит познакомиться с буквами и числами, текстами, теориями и гипотезами, изучить сложную и запутанную социальную организацию и занять в ней собственное место. Понимание всех этих вещей возможно только в условиях самостоятельной деятельности: если просто рассказать ребёнку о том, как работает водопроводный кран, он никогда не научится им пользоваться, поскольку здесь нужно именно практическое освоение.