Мысль что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий принадлежит
Мысль что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий принадлежит
«Наслаждение есть первое и сродное нам благо»
Человек, как и вообще все живые существа, стремится к наслаждению (удовольствию) и избегает страданий. Однако в опыте жизни удовольствия теснейшим образом переплетены со страданиями. Одно переходит в другое. Стремление к наслаждениям приводит к человеческим конфликтам. За удовольствия приходится платить.
«Для плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно бесконечное»
Потому требуется вмешательство разума. Нельзя жить приятно, не живя разумно. Разум вмешивается через этику, одна из важнейших задач которой состоит в том, чтобы найти правильную меру соотношения между удовольствиями и страданиями.
«Предел величины наслаждений есть устранение всякой боли»
Стремлением к удовольствиям человек восполняет какой-то недостаток, устраняет неприятные ощущения, душевный или телесный дискомфорт. Человек чувствует боль. Но БЕЗБОЛИЯ он не чувствует, что и делает это состояние приятным. Приятность состоит именно в прекращении боли, страдания. Наслаждение нельзя определить иначе как отсутствие страданий. Эта негативная формула становится позитивной нравственной программой.
«Наслаждение есть и начало, и конец блаженной жизни»
«Всё, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги» То есть счастье, как некое завершение этого стремления, представляет собой отсутствие какой бы то ни было боли и тревоги. Учитывая, что под наслаждением понимается отсутствие страданий, то единственный признак полноты наслаждений – полное отсутствие потребности в них. Это – такое состояние, при котором живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты телесных и душевных благ.
«Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем… свободу от страданий тела и от смятений души»
Идеал Эпикура – независимость индивида от мира, вернее, та безмятежность, тот внутренний покой, свобода, которая обретается в ходе и результате этой независимости.
Если что-то мешает человеку наслаждаться жизнью, то это согласно Эпикуру: страх смерти и отсутствие умеренности в желаниях. Страх смерти способен ограничивать любое наслаждение. Он считал его безрассудным, поскольку люди боятся того, с чем им никогда не придется столкнуться («Пока мы живы, смерти нет»).
«Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти»
Чтобы обрести блаженный покой, жить счастливо, надо научиться преодолевать и то и другое. Однако более чем страх смерти нам мешает наслаждаться жизнью отсутствие умеренности в желаниях. Одна и та же вещь может стать для человека источником наслаждения, может вызвать равнодушие, а может и породить страдания. Все зависит от меры, например алкоголь.
Эпикур полагал, что именно желание, или точнее способность желать, делает жизнь человека привлекательным для него. Процесс старения и умирания начинается с момента утраты человеком способности желать. Эпикурейцы учили – не хотите стареть – берегите желания. Все желания Эпикур делил на 3 вида и считал, что в зависимости от того, к какому из них тяготеет человек, зависит и то, на сколько он счастлив, как он будет себя чувствовать.
Виды желаний по Эпикуру:
2) Естественные, но не необходимые желания (изысканные яства, одежды, хоромы) – те люди, что ищут их исполнения, смогут почувствовать себя счастливыми, но лишь на короткий период, пока не пройдет эффект новизны, либо пока не найдется что-то более совершенное и более желанное. Например, человек покупает красивую одежду, долгое время смотрится в зеркало, радуется, любуется собой, когда идет по улице – ему кажется, что все смотрят на него и думают, как кон хорошо одет. Но через месяц та, же самая одежда не производит на него прежнего эффекта, мало того, у другого человека он уже заметил более красивую, и модную одежду. Удовлетворение полностью исчезло. Таких людей в мире большинство.
3) Неестественные и не необходимые желания (честолюбивые замыслы, стремление индивида к тому, чтобы его награждали венками и ему ставили статуи) – людей тяготеющих к исполнению этих желаний Эпикур считал безумными, а потому несчастными. Это люди с отклонениями в своих желаниях, принимающих зачастую извращенную форму исполнения. Такие люди могут появиться после того, как происходит пресыщение жизнью, а богатство и власть рождают самые безумные фантазии. В истории достаточно печальных фактов, когда удовлетворение подобных желаний оставляло страшных след в жизни городов, стран и миллионов людей. Например: римский император Нерон.
Люди, вы трудитесь тщетно в своей ненасытной корысти,
Вновь и вновь заводя ссоры, и брань, и войну.
Узкий предел положен всему, что даётся природой.
Но бесконечны пути праздных суждений людских…
«Величайшая свобода – плод довольства собой»© (мысль Эпикура, форма выражения моя)
Согласно Эпикуру, только внутренне раскованное, почти безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивиду постичь всю их сладость. Человек тем полней наслаждается жизнью, чем свободней он относится к наслаждениям. И эпикуреец извлекает больше радостей из жизни, чем безмерный гедонист киренской ориентации (признающий только телесные удовольствия и видящий в них позитивные состояния).
Эпикуреец лучше вооружён против превратностей судьбы, к её неожиданным падениям он так же готов, как и к счастливым взлётам. Вынужденный обстоятельствами сесть на скудный паёк, он не портит «ТО, ЧТО ЕСТЬ, желанием того, ЧЕГО НЕТ».
Профессиональная этика. Тест с ответами #2
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Мысль, что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий, принадлежит
Эпикуру
Сократу
Платону
Аристотелю
Идеалы истины, добра, красоты были впервые предложены
Фалесом
Пифагором
Платоном
Гуссерлем
Передача моральных ценностей осуществляется в сфере
частной собственности
индивидуально выгодной трудовой деятельности
духовных ценностей материальных ценностей
Иерархические отношения и титулы в России были введены:
Иваном IV
Николаем II
Александром III
Петром I
Искусство ценить других
необходимо для лучшей ориентации среди людей
это важнейший ценностный ориентир для человека
нужно для извлечения пользы, выгоды
должно осуществляться лишь в рамках этикета
Самоценность общения
имеет лишь относительное значение
имеет место в реальной действительности
является принадлежностью теории
не имеет места в реальной действительности
Совокупность взглядов, принципов, убеждений, определяющих направление деятельности и отношения к реальности, — это
этика
долг
свобода
мировоззрение
Смерть не является завершением существования человека, по мнению
средневекового человека
атеиста
последователя учения З.Фрейда
нигилиста
Согласно Аристотелю, среднее между расточительностью и скупостью, это
экономия
щедрость
умеренность
благоразумие
Существую две группы факторов, способствующих наступлению счастья, — это
трансцендентные и трансцендентальные
честь и достоинство
добро и зло
субъективные и объективные
Основные уровни трудовой дисциплины
экономический, социальный, моральный, воспитательный и административный
экономический, политический, натуральный и физический
материальный, духовный, естественный и биологический
производственный, распределительный, потребительский и стимулирующий
Фирмы используют визитную карточку с целью:
представления партнеров
рекламной акции
осуществления деловых контактов
подтверждения заинтересованности в деловых контактах
Принцип этичности в деловых отношениях проявляется в:
количестве заключенных договоров
отсутствии аморального поведения и поступков
уменьшении количества конфликтов
сокращении сроков исполнения договоров
Недопустимой формой общественного порицания является:
осуждение
штраф
критическое замечание
отказ в общении
Великая французская революция свершилась в
1640 г
1814 г
1910 г
1789 г
Профессиональная этика. Тренинг 4
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Будучи модным, костюм должен
создаваться исключительно ради красоты
быть оригинальным и вызывающим
соответствовать конкретной ситуации, своему функциональному назначению
в первую очередь, подчеркивать индивидуальность человека
3. Центральная категория этического учения Конфуция
“дэ”
“жень”
“дао”
“сяо”
4. Стоицизмом называют
философское направление древнеримской литературы 3 в. до н.э., развивающее идею покорности власти большинства
древнеримское учение, предписывающее своим последователям не поддаваться судьбе и воле богов, активно действовать и стойко относиться к превратностям судьбы
философско-этическое учение, возникшее в Древней Греции в 4 в. до н.э., понимавшее добродетель как пассивное принятие судьбы, покорность року
философско-этическое учение, возникшее в Древней Греции в 4 в. до н.э., сторонники которого исповедовали стойкое отношение к жизненным трудностям
5. В период становления информационной цивилизации на первый план выдвигаются вопросы
квалификации работников, профессионализма и деловых качеств
количества и качества труда наемного работника
получения сверхприбыли в экономической сфере
усиления контроля за результатами труда
6. Передача моральных ценностей осуществляется в сфере
духовных ценностей материальных ценностей
индивидуально выгодной трудовой деятельности
частной собственности
7. Ответственность
правильный в материальном отношении выбор и желание выполнить его
способность личности взять на себя право ответа за любые действия других людей
решение личности в обеспечении защиты других людей
характеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом
8. Мимо своего счастья обычно проходит
экстраверт
интроверт
пессимист
оптимист
9. Тунеядство
иждивенческое существование
радостное отношение к труду
отвращение и пренебрежение к труду, праздный образ жизни
отсутствие эмоциональной составляющей в труде
10. К основным видам этикета относятся:
служебный
общегражданский
дипломатический
воинский
придворный
профессиональный
11. Искусство ценить других
необходимо для лучшей ориентации среди людей
должно осуществляться лишь в рамках этикета
это важнейший ценностный ориентир для человека
нужно для извлечения пользы, выгоды
12. Сенека — стоик, писатель, оказавший большое влияние на формирование этики и догматики христианства является
лидийским писателем
древнегреческим писателем
персидским общественным деятелем
римским философом
13. Коммерческие связи с испанскими фирмами традиционно строятся по иерархическому принципу; бюрократия обладает здесь большой автономией в принятии решений. Это означает
необходимость выхода на ответственных руководителей, принимающих соответствующие решения
что бюрократия весьма редко действует по собственной инициативе
что не имеют влияния на коммерцию те, кто обладает политической властью
что заметное влияние и вес могут иметь только состоятельные финансисты, промышленники и коммерсанты
14. Мысль, что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий, принадлежит
Платону
Сократу
Эпикуру
Аристотелю
15. Платон выделял в душе три части
разумную, вегетативную, чувствующую
разумную, вожделеющую, яростную
справедливую, вожделеющую, яростную
разумную, умеренную, расточающую
Профессиональная этика. Тренинг 4
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Будучи модным, костюм должен
создаваться исключительно ради красоты
быть оригинальным и вызывающим
соответствовать конкретной ситуации, своему функциональному назначению
в первую очередь, подчеркивать индивидуальность человека
3. Центральная категория этического учения Конфуция
“дэ”
“жень”
“дао”
“сяо”
4. Стоицизмом называют
философское направление древнеримской литературы 3 в. до н.э., развивающее идею покорности власти большинства
древнеримское учение, предписывающее своим последователям не поддаваться судьбе и воле богов, активно действовать и стойко относиться к превратностям судьбы
философско-этическое учение, возникшее в Древней Греции в 4 в. до н.э., понимавшее добродетель как пассивное принятие судьбы, покорность року
философско-этическое учение, возникшее в Древней Греции в 4 в. до н.э., сторонники которого исповедовали стойкое отношение к жизненным трудностям
5. В период становления информационной цивилизации на первый план выдвигаются вопросы
квалификации работников, профессионализма и деловых качеств
количества и качества труда наемного работника
получения сверхприбыли в экономической сфере
усиления контроля за результатами труда
6. Передача моральных ценностей осуществляется в сфере
духовных ценностей материальных ценностей
индивидуально выгодной трудовой деятельности
частной собственности
7. Ответственность
правильный в материальном отношении выбор и желание выполнить его
способность личности взять на себя право ответа за любые действия других людей
решение личности в обеспечении защиты других людей
характеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом
8. Мимо своего счастья обычно проходит
экстраверт
интроверт
пессимист
оптимист
9. Тунеядство
иждивенческое существование
радостное отношение к труду
отвращение и пренебрежение к труду, праздный образ жизни
отсутствие эмоциональной составляющей в труде
10. К основным видам этикета относятся:
служебный
общегражданский
дипломатический
воинский
придворный
профессиональный
11. Искусство ценить других
необходимо для лучшей ориентации среди людей
должно осуществляться лишь в рамках этикета
это важнейший ценностный ориентир для человека
нужно для извлечения пользы, выгоды
12. Сенека — стоик, писатель, оказавший большое влияние на формирование этики и догматики христианства является
лидийским писателем
древнегреческим писателем
персидским общественным деятелем
римским философом
13. Коммерческие связи с испанскими фирмами традиционно строятся по иерархическому принципу; бюрократия обладает здесь большой автономией в принятии решений. Это означает
необходимость выхода на ответственных руководителей, принимающих соответствующие решения
что бюрократия весьма редко действует по собственной инициативе
что не имеют влияния на коммерцию те, кто обладает политической властью
что заметное влияние и вес могут иметь только состоятельные финансисты, промышленники и коммерсанты
14. Мысль, что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий, принадлежит
Платону
Сократу
Эпикуру
Аристотелю
15. Платон выделял в душе три части
разумную, вегетативную, чувствующую
разумную, вожделеющую, яростную
справедливую, вожделеющую, яростную
разумную, умеренную, расточающую
Мысль что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий принадлежит
А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян
Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Изложение этики нам хотелось бы предварить одним замечанием о ее месте и роли в системе образования.
Этика способна вызвать у читателя или слушателя противоречивые чувства. Она может разочаровать банальностью выводов. Она же может захватить возвышенностью идей. Все зависит от того, какими глазами смотреть на этику — видеть ли в ней сугубо умственную конструкцию или примерять ее на себя в качестве критерия оценки.
Первая развернутая систематическая работа по этике, которая была одновременно и первым учебным курсом по этой дисциплине, — «Никомахова этика» Аристотеля — оказалась первой не только во времени, но и по значению. Написанная в IV веке до нашей эры, она и сегодня остается одной из лучших систематизации этики; в частности, наш предлагаемый в конце XX века учебник многое заимствовал из того первого аристотелевского курса. Такая устойчивость содержания, свойственная скорее догматическим, чем научным текстам, прямо связана с особенностью этики. Она сродни устойчивости, которая наблюдается в грамматике или логике. Этика есть нормативная наука, к тому же самая общая нормативная наука. Ее называют еще практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики — не знания, а поступки.
Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Эту же мысль русский философ XIX века B.C. Соловьев выразил чуть иначе. В предисловии к своей книге «Оправдание добра» он сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, «никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель».
Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна, может вызвать лишь раздражение, досаду. Этим замечанием мы не хотим застраховать себя от критики, объявив ее недоразумением. Мы лишь заранее обозначаем диспозицию, когда такая критика может стать особенно продуктивной.
Распространено мнение, что этика назидательна. Мы не разделяем его и всем содержанием учебника пытались его опровергнуть. Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле она мало чем отличается от других наук и учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном; она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование — представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.
Данный учебник представляет результат нашей многолетней исследовательской и педагогической работы. Большинство тем учебника в виде лекций были прочитаны для студентов, аспирантов и слушателей факультетов повышения квалификации различных университетов и исследовательских центров как у нас в стране, так и за рубежом. Мы выражаем признательность всем своим слушателям и оппонентам за внимание, терпение и критику.
Отдельные темы учебника представляют собой переработанные и адаптированные варианты текстов, вошедших в наши книги: «Великие моралисты» (А.А. Гусейнов) и «Идея морали и базовые нормативно-этические программы» (Р.Г. Апресян).
Темы 1—10,12–14, 29–31 и вступления к разделам I и IV написаны А.А. Гусейновым. Темы 11, 15–28 и вступления к разделам II и III написаны Р.Г. Апресяном.
Прежде чем обозначить предметную область этики, рассмотрим происхождение и содержание самого термина.
Что означает термин «этика»?
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх — природный аффект, память — свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость — свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это — в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже — новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью — сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль — то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность — то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью — приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя — моральными.