На чем базируется интегральная парадигма логистики
Парадигмы логистики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эволюция современной концепции логистики неразрывно связана с парадигмами логистики.
Парадигма логистики – это совокупность фундаментальных научных установок логистики, представлений и терминов, методов и концепций логистики, принимаемая и разделяемая научным сообществом.
Исторически сформировались четыре парадигмы логистики.
Аналитическая парадигма
Научно-теоретическую базу этой парадигмы составляют методы и модели исследования операций, теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики и т.п.
Применение аналитической парадигмы характеризуется построением весьма сложной экономико-математической модели, которая отражает решаемую логистическую проблему. Реализация такого рода моделей требует большого объема исходных данных и предполагает разработку сложных алгоритмов принятия решений. В связи с этим сфера практического использования логистических моделей, основанных на данной парадигме, сужена до внутрипроизводственных логистических систем.
Технологическая парадигма
Появление технологической парадигмы тесно связано с развитием информационных технологий в 1960-е годы. Ее сущность заключается возможности создать информационно-компьютерное обеспечение решения обозначенной логистической проблемы.
Научно-теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, используемый как для моделирования логистических процессов, так и для построения систем компьютерной поддержки этих процессов. В рамках этой парадигмы основная стратегия менеджмента состоит в автоматизации тривиальных проблем и использовании информационно-компьютерной поддержки для решения более сложных задач логистики.
Примером использования данной парадигмы являются концепция MRP («планирование потребностей в материалах»), а также более развитые системы на ее базе – MRP-II, ERP и др. Недостаток применения технологической парадигмы состоит в невысокой гибкости и динамичности принимаемых на ее базе решений.
Маркетинговая парадигма
Маркетинговая парадигма возникла в начале 80-х годов в странах с рыночной экономикой. Философия ее состоит в стремлении реализовывать конкурентную стратегию предприятия на рынке сбыта продукции, что требует решения ряда маркетинговых задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Научно-теоретической основой маркетинговой парадигмы являются социально-экономические дисциплины: маркетинг, экономика и организация производства, менеджмент, управление персоналом, социальная психология и др., а также такие математические методы как методы исследования операций, математическая статистика, теория вероятностей.
Примером использования данной парадигмы является концепция LRP («планирование логистических потребностей») − система контроля материальных потоков на уровне предприятий, производственных объединений и макрологистических систем.
Интегральная парадигма
В последние годы укоренилась новая парадигма логистики − интегральная. Ее философия заключается в рассмотрении логистики как инструмента интеграции различных логистических функций фирмы и ее партнеров в общую логистическую цепь для достижения целей бизнеса.
Интегральная парадигма раскрывает новое понимание хозяйствования: отдельные предприятия и объекты рассматриваются как некие центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином процессе интегрированного управления сквозным материальным потоком для полного удовлетворения запросов конечного потребителя в соответствии с целями бизнеса.
Научную основу интегральной парадигмы составляют: концепция управления цепями поставок, интегрированные системы дистрибьюции, концепция всеобщего управления качеством, концепция «точно в срок», концепция «бережливого производства».
Вопрос 4. Интегральная парадигма логистики
В последние годы в развитых странах активно распространяется так называемая интегральная (интегрированная ) логистическая парадигма. Она по существу развивает маркетинговую парадигму применительно к новым условиям развития производственно-экономических систем. Что послужило основными предпосылками ее появления? Во-первых, осознание необходимости симбиоза рыночной и логистической деятельности для достижения конкурентных преимуществ компаний. Во-вторых, расширение возможности интеграции между логистическими партнерами в условиях глобализации, развитие корпоративных и других организационных структур. В-третьих, ускорение научно-технологического развития, объективно позволяющее применять гибкие автоматизированные производства, информационно-компьютерные технологии, средства контроля и управления на всех стадиях производства и распределения продукции.
В качестве интегратора в парадигме данного вида выступает материальный поток; интегрирующая функция распространяется на цепочку предприятий-производителей, логистических посредников, других организаций, а также компьютерные информационные системы и финансовые институты. Необходимым условием функционирования такой логистической системы является взаимодействие указанных объектов (элементов интегрированной логистической системы) с управляемым материальным потоком непосредственно либо опосредованно — через информационные или финансовые потоки. Многие прикладные логистические концепции (например, «точно в срок», «тощего производства» и др.), о которых речь пойдет ниже, основываются на интегральной парадигме.
В настоящее время наблюдается трансформация логистического управления, обусловленная усложнением хозяйственных связей и обострением конкуренции на рынке, а также ростом скорости материальных потоков, интенсивностью и сложностью информационных и финансовых потоков, сокращением числа звеньев логистической цепи, уменьшением ее надежности из-за наступления кризисов, катастроф, минимизацией материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Чтобы иметь конкурентные преимущества на рынке, предприятиям, компаниям требуется высокая адаптивность, приспосабливае-мость к изменяющейся конъюнктуре рынка и среды, т.е. они должны обладать гибкостью и динамичностью. Важнейшее значение приобретает фактор времени, а именно сокращение всех фаз жизненного цикла товара: научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработки, поставки сырья и материалов, производства, обработки заказа, доведения готовой продукции до потребителя. Уменьшение производственного периода возможно за счет узкой специализации. Однако это потребует привлечь посредников в распределительную систему, что способно удлинить цикл.
Парадигма интегрированной логистики, появившаяся в последнее десятилетие, стала применяться для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование – закупки – производство – распределение – продажи – сервис»[4]. Концепция интегрированной логистики требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, LP, VMI, SCM,TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP [5].
TQM (Total Quality Management) –всеобщее управление качеством – непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO 9000, так и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.
Соотношение между стандартами ISO 9000 и концепцией TQM показано в табл.9.2.
Стандарты ISO 9000 | Концепция TQM |
Сфокусированы на технической стороне управления качеством Не интегрированы с корпоративной стратегией Сфокусированы на технических процедурах и инструкциях Не предполагают вовлечения всех категорий работников в управление качеством Не предполагают дальнейших улучшений в пределах данной серии стандартов Могут быть ведомственно сфокусированы Отдел качества ответственен за качество | Сфокусирована на потребителе Интегрирована с маркетинговой и логистической стратегиями Сфокусирована на философии, логистических операциях, инструментарии Акцентирована на вовлечении всего персонала фирмы в управление качеством Предполагает непрерывное улучшение качества Применима для широкого круга ведомств, организаций, функций Каждый ответственен за качество |
JIT (Just-in-time) – концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.
В табл.9.3 приведено сравнение традиционного подхода к управлению и управления, основанного на концепции JIT.
Концепция JIT послужила для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как Lean Production и Value added logistics.
LP (Lean Production) – «стройное/ плоское производство». Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. В отличие от массового «стройное» производство требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. При этом сохраняется преимущество массового производства – «большие объемы – низкая себестоимость».
Основная идея LP – убрать ненужные операции (например, исключаются складирование и ожидание) и организовать производство, требующее наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов[7].
Параметр сравнения | Традиционный подход | Концепция JIT |
Качество и затраты | «Приемлемое качество» с наименьшими издержками | Наивысшее качество, подразумевающее полное отсутствие дефектов |
Запасы | Наличие больших запасов вследствие скидок при покупке крупных партий, экономии за счет масштаба производства, создания резервных запасов | Низкий уровень запасов при наличии надежного непрерывного потока поставок |
Гибкость | Длительные сроки выполнения заказов, минимальная гибкость | Короткие сроки выполнения заказов, высокая гибкость, ориентированная на обслуживание покупателя |
Транспортировка | Наименьшие затраты при сохранении «приемлемого уровня обслуживания» | Абсолютная надежность всех уровней обслуживания |
Взаимоотношения продавца и перевозчика | Переговоры осуществляются в «антагонистической» форме | Партнерские взаимоотношения |
Число поставщиков/ продавцов | Значительное; стремление избегать зависимости от одного источника | Ограниченное; долгосрочные открытые взаимоотношения |
Контакты с продавцом/ перевозчиком | Минимальные; наличие скрываемой информации; жесткий контроль коммуникаций | В открытой форме; свободный обмен информацией; совместное решение проблем |
Общий подход | Ориентация на сокращение издержек | Ориентация на обслуживание покупателя |
VMI (Vendor Managed Inventory) – усовершенствованная версия системы управления запасами поставщиком, основанная на новых информационных технологиях. Вместо оформления заказов потребитель (а им может быть не только торговое, но и производственное предприятие) обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком. Поставщик берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне. При этом поставщик получает не заказ, а лишь указание покупателя относительно желательных для него верхних и нижних границ размера запасов.
Д.Р. Сток и Д.М. Ламберт считают, что управление цепочками поставок – это «интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»[10].
TBL (Time-based Logistics) – концепция, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.
VAD (Value added logistics) – концепция, основанная на понимании того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Данная концепция представляет логистический процесс как процесс создания выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, сточки зрения конкретного потребителя, способом.
ERP (Enterprise Resource Planning) – система интегрированного планирования ресурсов, позволяющая планировать всю деятельность предприятия. Данная система включает модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.
CSRP (Customer synchronized resource planning) – система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем, использующая функциональность ERP, переориентирует планирование от производства к конечному покупателю. Данная система учитывает производственные и материальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.
На рис.9.1 представлены основные логистические концепции (технологии), охватывающие разные области логистики предприятия, а также взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями.
В табл.9.4 представлены основные логистические концепции/технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули).
Рис.9.1 Основные логистические концепции [11]
Таблица 1. Основные логистические концепции/технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули)
Виды логистических парадигм
Понятие «парадигма» объединило в себе комплекс терминов, установок и представлений, которых придерживается большая часть научного сообщества. Становление логистики обусловлено исторически сложившимися парадигмами:
Вышеперечисленные фундаментальные теории стали основой для создания логистических сообществ, специализированных школ, исследовательских групп.
Схема логистических процессов
Аналитическая парадигма
Логистика изначально представляла собой теоретическую науку, охватывающую принципы управления материальными потоками в обращении и в производстве. Исходя из этого аналитическая парадигма является ярким представителем классического подхода к ней. В высших учебных заведениях Америки логистику принято считать важнейшей дисциплиной, поэтому в данной области активно проводятся различные исследования. Основу аналитической парадигмы составляют:
Применение такой парадигмы сопровождается построением сложнейших экономических и математических моделей, соответствующих специфике решения определённых задач логистики. Подобные модели требуют огромного количества исходной информации. При этом разрабатываются замысловатые алгоритмы принятия того или иного решения. Что же касается области применения, то она зачастую затрагивает лишь внутрипроизводственный уровень.
Технологическая парадигма
Во второй половине ХХ века начали стремительно развиваться компьютерные и информационные технологии, в связи с чем и появилась так называемая технологическая парадигма. Её суть заключается в следующем: управлять материальным потоком логистики можно, сформулировав основную управленческую проблему, а также синтезировав для её решения компьютерное обеспечение.
В качестве теоретической базы выступает системный подход при выполнении моделирования логистических объектов и компьютерной поддержки, предназначенной для них.
Процесс грамотного построения логистических операций
Такой уровень управления материальным потоком позволяет автоматизировать решение банальных задач и справляться с более сложными и менее тривиальными заданиями. Данная парадигма не предусматривает автоматизацию полного регулирования логистических объектов.
В итоге образуемые системы логистики в современных условиях развития экономики не могут обеспечить желаемый результат, так как не являются достаточно гибкими.
Маркетинговая парадигма
В 80-х годах предыдущего столетия начала использоваться маркетинговая парадигма, цель которой заключалась в синтезе оригинальных логистических систем. Кстати, она успешно применяется до сих пор. В пределах данной теории создаются модели, предназначенные для выявления в условиях жёсткой конкуренции взаимоотношений между потенциалом предприятия и материалопроводящими системами.
Система логистики направлена на достижение основной задачи любой компании – способности конкурировать на рынке товаров и услуг. Это является причиной, по которой просто необходимо разрешить такие маркетинговые вопросы, как:
Научной базой маркетинговой парадигмы являются в основном социально-экономические дисциплины, а математической – теория вероятности и статистика. Созданные на основе этой парадигмы модели по большей мере абстрактны, что выражается в отсутствии численного выражения у переменных величины.
Это свидетельствует о том, что даже несложные аналитические решения получить достаточно затруднительно. В качестве примера может послужить система LRP (Logistics Requirements Planning), которая известна и под названием Supply Chain Management System. Она разработана для осуществления контроля материальных потоков на всех уровнях конкретной организации.
Интегральная парадигма
Все три приведённые выше парадигмы в разнообразных комбинациях используются большинством современных хозяйственных предприятий на практике. Не так давно возник ещё один вид парадигмы логистики под названием «интегральная» (по крайней мере, так её называют многие исследователи), с каждым днём набирающий всё большую популярность.
Фактически новая парадигма является более развитой маркетинговой теорией. В ней учитываются новые предпосылки развития современного бизнеса. К таким предпосылкам можно отнести:
Наиболее достойные примеры применения интегрированной парадигмы – концепция TQM (Total Quality Management) и JIT (just-in-time). При создании макрологистических структур по типу всемирных центров тоже используется данный вид парадигмы логистики.
Парадигмы логистики
Методологический аппарат логистики
Эволюция логистической концепции тесно связана с парадигмами в логистике. Исторически сложились четыре основные парадигмы:
Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались
определенные научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и сфере обращения. Эта парадигма поддерживается, например, в университетах США, где логистика – одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма логистики основана на теоретической базе таких наук, как исследование операций, математическая статистика, экономическая кибернетика и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. При этом проблема должна быть четко определена, а модель реализуема, что достичь достаточно трудно, учитывая сложность, большую размерность и стохастичность логистических объектов (особенно интегрированных логистических систем). Кроме того, реализация подобных моделей требует огромного массива исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении. Указанные особенности привели к тому, что область практического применения логистических моделей и задач, основанных на аналитической парадигме, сужена в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма мало применима.
Технологическая парадигма появилась в 60-х гг. прошлого века и тесно
связана с бурным развитием информационно-вычислительных технологий.
Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой – построить информационное и программное обеспечение решения проблемы. Основной акцент этой парадигмы сделан на административных функциях компании: планировании, закупке материальных ресурсов, производстве, дистрибъюции готовой продукции и др. Поддержка совокупного процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием автоматизированных информационно-управляющих систем учета, контроля и принятия решений.
Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических объектов, так и для построения автоматизированных систем управления. Основные стратегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-вычислительную поддержку для решения более сложных логистических задач. При этом оптимизация процесса управления материальным потоком не является целью в рамках данной парадигмы.
Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы «планирования потребностей/ресурсов” MRP (Material Requirement Planning), применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачи оптимизации, например определение оптимальной партии поставок (заказа) или уровня запасов продукции в элементах логистических систем типа «оптимальных производственных технологий». В то же время логистические системы, построенные на принципах использования технологической парадигмы, не обладают необходимой гибкостью и динамичностью, требуемыми на современном этапе развития рыночной экономики, например для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде индустриально развитых стран Запада при построении фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма.Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Проектируемая логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы – стратегию конкуренции на рынке сбыта продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение конкурентных позиций фирмы, прогнозирование спроса на продукцию и т.п.
Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические т социальные дисциплины: экономика и организация производства, стратегический и операционный менеджмент, управление персоналом и качеством продукции, маркетинг, социальная психология и др. Математическую основу парадигмы составляет теория вероятностей, математическая статистика, методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистических объектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степени абстрактными, имеют большую размерность. Многие переменные таких моделей носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.
Примером практического использования маркетинговой парадигмы за рубежом является система LRP (Logistics Requirement Planning System) – система контроля входных и выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных объединений и макрологистических структур. Система LRP известна также под названием системы управления логистической цепью (Supply Chain Management System). Система LRP обеспечивает:
· концептуальный маркетинговый подход к управлению запасами в распределительных сетях и внутрипроизводственных подразделений объекта;
· прогнозирование потребностей в материальных ресурсах, спроса на готовую продукцию и потребности в транспортных средствах;
· определение оптимального числа звеньев в логистической цепи и т.д.
Указанные три фундаментальные парадигмы в практических задачах
построения логистических систем, как правило, комбинируются. В то же время в последние годы на Западе возникла и активно распространяется новая логистическая парадигма, которая получила название интегральной.
Эта парадигма, по существу, развивает маркетинговую с учетом новых предпосылок бизнеса на современном этапе. Ее основными предпосылками являются:
· новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации конкурентных возможностей фирмы;
· достаточно широкие перспективы интеграции между логистическими партнерами, развития новых организационных (структурных) отношений;
· технологические возможности, в частности в области гибких автоматизированных производств и современных информационных технологий, радикально изменились и открыли новые возможности повышения эффективности контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.
Для обеспечения своей конкурентоспособности на рынке фирм необхо-
димы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, как уже отмечалось, важнейшее значение приобретает фактор времени. При этом должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла изделия (логистического цикла): время на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, время поставки сырья и материалов, время производства, время обработки заказа, время дистрибъюции готового продукта и т.д. Для сокращения длительности производственного периода компании часто стремятся к узкой специализации, однако при этом возникает потребность в интеграции с логистическими посредниками в распределительных системах. Важность фактора времени в современной интегрированной логистике была подчеркнута возникновением специальных терминов «менеджмент длительности производственного периода» (time-based management), или «логистика длительности производственного периода» (time-based logistics).
Сущность новой, интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего инструмента менеджмента, интеграции различных функций, связанных материальным потоком, для достижения целей бизнеса. Здесь в качестве интегратора выступает материальный поток, причем интегрирующая функция может распространяться на несколько фирм, организаций, логистических посредников, обобщенных функций, компьютерных информационных систем и финансовых институтов. Единственным необходимым условием является наличие взаимодействия указанных объектов (элементов интегрированной логистической системы) либо с управляемым материальным потоком непосредственно, либо опосредованно – через информационные или финансовые потоки. Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигмы, рассматривается как единое целое, как интегрированная система, реализующая цели бизнеса во всех своих звеньях – от поставщика до конечного потребителя (покупателя).
На интегральной парадигме базировалось, например, создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) – интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. Система ISCIS реализует интегральную координацию логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью режима “on line” обработки сообщений в телекоммуникационных сетях. Информационное обеспечение системы унифицировано международным стандартом ISO9735-EDIFACT.
Интегральная парадигма успешно используется и при синтезе макрологистических структур. Например, создание мировой сети центров торговли (trade points) в рамках Международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.) во многом базируется на интегральной логистической концепции.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 64 ; Нарушение авторских прав