На чем играют армяне
Армянские инструменты
Музыкальные инструменты играют важную роль в культуре любой страны. В армянской музыке с древних времен существуют различные национальные инструменты. Музыканты сопровождали танцоров и певцов во время различных праздников и торжеств. Давайте рассмотрим наиболее популярные армянские музыкальные инструменты.
Духовые инструменты
К духовым инструментам относится: зурна, дудук, сринг.
Зурна
Зурна — разновидность примитивного гобоя, изготавливается из древесины абрикоса. Имеет 8 отверстий для пальцев и снабжена двойной тростью. О зурне упоминается в армянской поэме IX века.
Яндекс картинки
Сегодня армянские музыкальные инструменты используются на деревенских праздниках и свадьбах. Пронзительный тон зурны не позволяют использовать ее в традиционных ансамблях, так как она способна заглушить все другие звуки.
Это ведущий духовой инструмент мужских танцев, тембр и сила которого выражают мужественность. Зурна широко распространена на Востоке и в Греции.
Дудук
Дудук — очень популярный духовой инструмент. Он изготовлен из древесины абрикосового дерева. Это флейта с большой двойной тростью, сплющенной на конце и имеющий 9 отверстий. Дудук имеет глубокий и теплый звук, чем-то напоминающий английский рожок или нижний регистр кларнета.
Яндекс картинки
Первоначально этот народный инструмент носил название «абрикосовая трубка». Мундштук придает дудуку неповторимое звучание. В различных регионах на нем играют совершенно разную музыку. Большинство мелодий, сыгранных на дудуке, создают теплую и душевную атмосферу.
Процесс его изготовления длится более полугода. Юнеско признало дудук и его музыку одними из шедевров нематериального культурного наследия.
Сринг
Этот духовой национальный музыкальный инструмент представляет собой флейту с выдувным концом. Он имеет семь верхних и одно нижнее отверстия для звуков.
Яндекс картинки
Чтобы воспроизвести звук или мелодию, нужно прикрыть пальцами определенное отверстие. Поначалу на сринге играли пастухи. Обычно его делают из древесины абрикоса или бамбука.
Струнные инструменты
К струнным инструментам относятся канун, сантур и каманча. Их даже находили археологи при раскопках в древнем Египте.
Канун
Канун — это струнный щипковый армянский инструмент. Название произошло от арабского слова, которое означает правило, принцип или норму. Инструмент имеет форму трапеции. Армянские модели кануна обычно имеют не более двух струнных рычагов.
Яндекс картинки
Музыканты кладут его на колени или на стол и перебирают струны. Диапазон звуков колеблется от трех до четырех октав. Канун, который люди используют в Турции, Армении, Греции, Азербайджане, Персии, а также в Аравии, состоит из 26 рядов струн.
Турецкий канун обычно имеет длину от 95 до 100 см и ширину от 38 до 40 см, а также высоту от 4 до 6 см.
Сантур
Народный инструмент представляет собой трапециевидный футляр из орехового дерева или пальмы бетеля. Многие считают его прародителем фортепьяно. Каждый комплект струн опирается на подвижный мост из твердой древесины.
Яндекс картинки
Струны расположены почти параллельно сторонам корпуса. В центре его высокие струны слева пересекают низкие справа. Музыканты ударяют по струнам двумя молотками. В наши дни этот древний национальный инструмент широко распространен в Иране.
Каманча
Так называется самый известный в Армении старинный струнный инструмент. Его тело имеет сферическую форму, на персидском языке это слово означает «небольшой лук».
Музыканты играют на каманча, держа ее вертикально на коленях. Они поворачивают ее таким образом, чтобы встретить смычок, а не водят им по струнам. Во время игры музыкант натягивает рукой бантик из конского волоса.
Яндекс картинки
Традиционно у каманча было три шелковых струны. Однако современные модели оснащены четырьмя металлическими струнами. Корпус имеет длинную верхнюю шейку и нижнюю резонаторную камеру чашеобразной формы. Каманча настраивают как обычную скрипку, она имеет приятный и мягкий звук.
Ударные инструменты
Думбек, дхол и дапп являются самыми известными ударными музыкальными инструментами.
Думбеком называется барабан в форме песочных часов, один конец которого покрыт кожей. Играют на нем ладонью и пальцами, держа инструмент между коленями.
Яндекс картинки
Дхол является одним из самых популярных и старейших музыкальных инструментов Армении. По некоторым данным, дхол появился 4000 лет назад.
Яндекс картинки
Дхол — это барабан, изготовленный из древесины грецкого ореха. С обеих сторон натянута кожа. Музыкант играет на дхоле, ударяя руками по мембранам.
Дапп — инструмент круглой или сферической формы. Кожаная мембрана натягивается с помощью зажимов. По бокам расположены металлические диски.
Армянские музыкальные инструменты имеют свое неповторимое звучание и играют важную роль в традиционной культуре.
Армянские музыкальные инструменты
Одной из важнейших составляющих культуры страны является её национальная музыка. Армянская национальная музыка появилась во втором тысячелетии до нашей эры. В своих работах историк Агатангехос отметил, что в 4 веке армяне начали преподавать музыку в школах.
Благодаря этим инструментам народная музыка говорит со своими слушателями, рассказывает им об Армении и её истории. В этой статье мы поговорим о некоторых армянских народных инструментах.
Армянский музыкальный инструмент #1 Дудук
Благодаря магическому звуку дудука армянская музыка стала всемирно популярной. Это полая трубка, на которой есть восемь отверстий для пальцев на верхней части и одно отверстие для большого пальца внизу. Дата изобретения дудука не определена, и в разных источниках она разная.
Армянский музыкальный инструмент #2 Зурна
Люди, играющие на зурне, называются зурначи. Обычно инструмент делается из абрикосового дерева.
Армянский музыкальный инструмент #3 Шви
Звук шви довольно резкий. Этот инструмент делается также из абрикосового дерева, а изначально им пользовались исключительно пастухи.
Армянский музыкальный инструмент #4
Открытые стороны дхола покрыты тонким слоем козьей или телячьей кожей. На инструменте можно играть руками и палочками. Дхол придает музыке активный и быстрый ритм.
Армянский музыкальный инструмент #5 Каманча
Смычок натягивается вручную, инструмент помещают на колени музыканта. Армянская каманча имеет четыре струны. Звук инструмента очень нежен и приятен.
Армянский музыкальный инструмент #6 Канон
Играя на инструменте, музыкант (чаще женщина) одевает на указательный палец медиатор и помещает инструмент на левое колено. При помощи этих музыкальных инструментов армянская народная музыка трогает за душу тысячи людей.
Армянский канон: что это за инструмент и как на нем играют
Неотъемлемая часть культуры любого народа — это национальная музыка, которую в свою очередь нельзя представить без народных инструментов. В армянской музыке их множество, но воплощением изящества и утончённости по праву можно назвать канон (канун). Руководитель ансамбля канонисток «Затик» Искуи Карапетян рассказала нам самое интересное об этом инструменте, а познакомиться с ним ещё ближе она предлагает на своём мастер-классе в рамках Осеннего сезона армянской культуры в Москве. Также не стоит упускать возможность насладиться необыкновенным звучанием канона в тандеме с не менее прекрасным дудуком на концерте «Преемственность поколений» 9 октября в Музее С.С. Прокофьева.
Канон — это древний восточный струнно-щипковый безгрифный инструмент, распространённый как в Армении, так и в других странах. О происхождении его спорят. Первые упоминания о похожем инструменте, который назывался «кнар», относятся к V веку — о нём говорит Фавстос Бузанд в своей «Истории». Аналоги канона — европейская цитра, иранский сантур, арабский ганун, китайский гучжэн, русские гусли и другие инструменты разных народов.
От восточных собратьев армянский канон отличает темперированность [музыкальный строй, господствующий в европейской профессиональной музыке, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы — прим. ред.]. Это позволяет исполнять на нём произведения классической музыки. У канона 26 струн и 3 октавы. Играют на нём при помощи плектров, которые надеваются на указательные пальцы подобно напёрстку. Канон используется как в сольных, так и в ансамблевых композициях.
Вплоть до середины ХХ века на нём играли только мужчины — странствующие поэты-ашуги. Ученица Хачатура Аветисяна (1926-1996) Анжела Атабекян стала первой исполнительницей на каноне, и только после неё на этом инструменте начали играть девочки. Сейчас же он считается женским, и в Армении есть всего несколько человек, которые возрождают мужскую игру на каноне. Например, Нарек Казазян.
Мастеров по изготовлению канона тоже не очень много, профессия достаточно редкая. Мой инструмент и инструменты моих учениц — от мастера Варпета Апреса. Канон делают из натурального дерева, например, ореха или ели. На производство уходит от 4 до 6 месяцев. Это связано с тем, что древесину нужно как следует высушить, а это долгий процесс. Порода дерева отражается на звучании.
Мне больше всего нравятся каноны из ели, звук у которых мягкий, бархатистый, глубокий — как будто идёт из самой души. Выбирая для себя инструмент, нужно обязательно попробовать сыграть на нескольких. Когда ко мне в руки попал мой, я сразу почувствовала, что он для меня.
О себе
Я играю на каноне с 7 лет. Училась в музыкальной школе, а затем в училище, в классе Анжелы Атабекян, и в Ереванской государственной консерватории — в классе Хачатура Аветисяна. Окончив её, поступила в аспирантуру в класс профессора Цовинар Оганесян, которая совершила революцию в игре на каноне — на нём стали играть не только с помощью плектра, но и десятью пальцами. Мне очень повезло в том, что все мои педагоги — великие люди в истории канона.
Я преподавала в музыкальной школе им. Анушавана Тер-Гевондяна в Ереване 13 лет, а с 2010 года у меня свой класс канона в Москве, где учатся девочки и девушки от 7 до 32 лет. Я безмерно благодарна духовно-просветительскому центру ААЦ «Айордеац Тун» им. Св. Нерсеса Шнорали и лично главе Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ за возможность сохранять и развивать армянское инструментальное исполнительское мастерство вне родины. Это бесценно не только для одаренных представителей армянской диаспоры, но и лично для меня как преподавателя класса канона — я имею все условия для того, чтобы заниматься здесь любимым делом.
Больше всего люблю играть произведения Комитаса, Арама Хачатуряна, своих педагогов Хачатура Аветисяна и Цовинар Оганесян. Но я считаю, что на каноне можно исполнять не только армянскую музыку — диапазон инструмента позволяет играть и мировую классику, и русскую народную музыку, и даже джаз. Русская музыка на каноне звучит по-особенному — очень красиво и лирично. Мы с ансамблем «Затик» играли попурри из русских народных песен перед русскими слушателями, и нашу интерпретацию горячо приняли. Нам аплодировали и сказали много тёплых слов. Это было очень приятно!
Фото и видео: Александр Мощаков. За помощь в организации съёмок благодарим Музей Сергея Прокофьева.
Армянский кларнет
Армянский кларнет, или дудук – традиционный духовой музыкальный инструмент, насчитывающий двухтысячелетнюю историю. Его звучание проникает до глубины души и олицетворяет национальную музыку Армении. Он участвует в оркестрах народных инструментов, похоронных и свадебных торжествах, народных празднованиях с песнями и танцами. На дудуке играют многие другие народы Кавказа. У него есть и другое народное название – циранапох, что переводится как «душа абрикосового дерева».
Что за инструмент
Инструмент состоит из трубки и двойной трости (язычка), на которую оказывается давление при игре. На деревянной трубке вырезаны девять отверстий: семь-восемь игровых (сверху) и одно для большого пальца (с внутренней стороны). Обычно циранапох достигает в длину 28, 33 или 40 см.
Яндекс картинки
Традиционную музыку на армянском кларнете исполняет пара музыкантов: один наигрывает мелодию, другой создаёт фон. При игре на двух кларнетах один из них называется ведущим дудуком, второй – дам-дудуком. Для извлечения звуков из инструмента на трубке поочередно открывают и закрывают отверстия и надавливают на двойной язычок.
Благодаря особой фактуре абрикосовой древесины, этот старинный духовой инструмент отличается мягким и бархатным звучанием. Исполнение музыки на даме требует от музыканта («дамшита») владения особой техникой непрерывного дыхания. За счёт широких тростниковых пластин при вибрации придают армянской музыке печальный задумчивый настрой.
Танцы под кларнет
Танцевальные мелодии на армянском кларнете обычно исполняют в аккомпанементе двух народных инструментов: это барабан дхол и бубен даф. Перечислим самые известные национальные танцы:
Кларнетисты
Почти все известные исполнители, играющие на дудуке, имеют армянские корни и мужской пол (впервые этот стереотип нарушила Армине Симонян, выступившая на Всесоюзном музыкальном фестивале). Принято мнение, что человеку другой национальности не получится освоиться с этим инструментом, так как он создан для выражения народного духа.
Приведем самые выдающиеся имена:
В Армении полно и других кларнетистов, прививающих слушателю любовь к этому народному инструменту. Они играют народную, классическую и авторскую музыку, экспериментируют со стилями, устраивают красочные шоу на своих концертах. Это А. Мартиросян, Л. Гарибян, О. Казарян, А. Авердикян, С. Карпетян, Р. Мкртчян, Аргишти и другие.
Новое в блогах
Дудук: магический музыкальный инструмент
Дуду́к — музыкальный духовой инструмент, распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова. В Армении дудук известен как циранапох (арм. ծիրանափող), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева».
Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью.
Дудук в Армении самый популярный и вместе с тем самый «не надоедающий инструмент». Сами армяне утверждают, что, данный инструмент выражает все тонкости и переживания армянского народа, боль их душ и сердец. С развитием данного музыкального инструмента и с момента ознакомления с ним за пределами Армении, стали синонимами дудук и музыка для души.
История создания и развития дудука и иные названия музыкального инструмента.
В самой Армении дудук имеет множество названий, которые происходят либо из особенностей его изготовления, либо же эти названия являются дословным переводом.
Абрикосовая трубка.
Армяне называют дудук «циранапох», что в переводе означает «абрикосовая трубка». Данное название происходит из специфики технологии изготовления. Считается, что для чистоты звучания, для особой тонкости и легкости, необходимо изготавливать дудук только из абрикосового дерева. Данный факт с трудом укладывается в голове у русского человека, но абрикосовое дерево является визитной карточкой Армении из-за своих сочных и особенных плодов-абрикосов. Те, кто пробовал настоящие армянские абрикосы никогда больше не смогут есть другие сорта – в этом уверены не только сами армяне, но и те, кому довелось попробовать этот необыкновенный своей сочностью, сладостью и зрелостью фрукт.
В древние века, дудук изготавливал сам музыкант, и считалось, что именно поэтому дудук и душа музыканта сливались в одно целое во время игры и выдавали невообразимые мелодии. Виртуозы игры не передавали своим сыновьям и потомкам свой инструмент, но делились особенностями и тонкостями изготовления, помогали не только изготовить правильный инструмент, но и вложить в него душу. Со временем данная традиция утратила свою силу. В настоящее время изготовлением дудука занимаются мастера, знающие все тонкости и премудрости этого ремесла. Для того чтобы стать дудукистом необязательно играть на инструменте собственного изготовления. При этом самый популярный дудукист нынешнего времени – Дживан Гаспарян рассказывает, что первый свой дудук он изготовил сам, как дань традиции и в знак того, что свой путь он выбрал осознанно.
Душа абрикосового дерева.
Иным названием армянского национального достояния считается «душа абрикосового дерева» и это не просто так. Во времена изобретения дудука не было огромного разнообразия материалов и все, что производилось ручным трудом было изготовлено из подручных материалов. Хачкары производились из туфа – природа камня, часто встречающегося на территории Армении, а дудук изготавливался из абрикосового дерева. Первой версией историков, считается обилие абрикосовых деревьев на территории Армении и близлежащих районов, а потому предкам армян было попросту не жалко использовать данное дерево для изготовления музыкального инструмента.
Вторая версия историков находит отражение в многовековой истории армян. Суть данной версии тонко переплетается с первой, но эта более лаконична и объемна. В результате огромного количества гонений и паломничеств, армяне искали не только отдушину, но и то, что докажет всем – они развитый народ, со своей культурой, своей историей, своими особенностями. По пути из одной местности в другую, в течение походов армяне изготавливали дудуки из «подручных средств». Этими подручными средствами как раз и являлись абрикосовые деревья.
Дудук.
Во времена эпохи власти Османской империи, потомки турок называли так данный инструмент из-за схожести звука. Несмотря на вражду турок и армян (последствия геноцида 1915 года и многолетнего отрицания), армяне оставили данное название, так как оно короче, удобнее для произношения многим, нежели «циранапох».
Игра на дудуке – врожденный дар армян.
В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень.
Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».
Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».
Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.
Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.
на заметку:
* в Армении — дудук (арм. Դուդուկ), реже циранапо́х (арм. ծիրանափող), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба»либо «душа абрикосового дерева».
* в Азербайджане — тютэк (азерб. tütək). В Азербайджане также употребляется название балабан
* в Грузии — дудуки (груз. დუდუკი).
* в Турции — дуду’к (тур. düdük). Также употребляется название мей