На чем можно смешивать краски если нет палитры
Смешивание цветов для получения нужного цвета
Работа с красками — увлекательный процесс. Вспомните, как вы играли в детстве с акварелью, смешивая краски. Также можно поиграть и сейчас. Смешивание цветов может пригодиться при ремонте, в хобби и т.д.
Основные и дополнительные цвета
Как известно, выделяют три основных (красный, синий, желтый) и три дополнительных цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Это базовые цвета. Соединяя их, можно получить все другие цвета и их оттенки (теоретически да, на практике немного другая ситуация). На рисунке основные цвета представлены кругами, а дополнительные образуется в месте пересечения пар. Эти пары показывают, как смешивание цветов основного ряда дает дополнительные.
Основные и дополнительные цвета палитры
На практике смешивание цветов — интересный процесс, но часто результат предугадать трудно. Мы работаем с красками, а они представляют собой смесь из красящего пигмента и основы-связующего. То есть, имеют собственные свойства из-за присутствия той самой основы. Ведь краски бывают разными — масляными, акриловыми, анилиновыми и т.д. Соответственно, результат будет немного отличаться. Когда вы продолжительное время работаете с красками одной фирмы, то можете почти точно предсказать, что получится, если добавить тот или иной компонент.
Стоит также помнить, что если смешивать не краски, а свет, результат будет другой. Краски — только отображение света и не все законы работают с ними одинаково.
Получение дополнительных цветов: оранжевый, фиолетовый, зеленый, их оттенков и коричневого цвета
Попарное соединение основных цветов дает нам дополнительные оттенки:
Смешивание цветов должно быть в равных пропорциях. В таком случае получаем «нейтральный» тон. Если полученный результат вас не устраивает, можно добавлять один из компонентов, «сдвигая» оттенок в ту или другую сторону.
Дополнительные цвета и их оттенки
Обратите внимание, что красный с синим далеко не всегда дает фиолетовый. Часто такое смешивание цветов дает «цвет грязи». Это потому, что ваш красный содержит в себе желтый, то есть не является основным, а только одним из оттенков. Чтобы получить фиолетовый, вместо красного должен быть розовый или пурпурный. С другой стороны, смешав розовый и желтый, не получим синий. Так что для получения какого-то определенного цвета, сначала проведите эксперимент на небольшом количестве красок. Удостоверившись в результате, можете повторять в нужном объеме.
Если к полученным дополнительным цветам добавить еще основные, которые уже в них присутствуют, получим тот же цвет, но другого оттенка. Мы не внесли новых цветов, просто изменили концентрацию одного из имеющихся. Так получаем смешанные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и салатовый.
Как получить коричневый цвет при смешивании красок дополнительного ряда
Что будет, если к дополнительным цветам добавить тот, которого в нем нет? Получится смешение всех имеющихся основных цветов, а оно даст нам коричневый цвет (при работе со светом будет серый, но с красками — либо коричневый, либо очень близкий к нему). Итак, чтобы получить коричневый, надо смешать все основные цвета: желтый + красный + синий. Или к одному из дополнительных добавить «недостающий»:
То есть чтобы получить коричневый цвет, можно смешать три основных цвета или к дополнительным добавить недостающий из основных. Интересно, что если смешать те же световые волны, получим серый свет. Но краски — лишь отображение света, так что есть определенные различия.
Цветовой круг — как его сделать
Если цвета — основные и дополнительные — расположить в круге, согласно тому, как они получились, получим традиционный цветовой круг. Круг делим на 12 частей. В вершинах треугольника, сектора заполняем основными цветами.
Составление цветового круга
Их производные, полученные из равных долей соседних цветов, в центре сектора. Они называются «дополнительные цвета первого уровня». Справа и слева от них располагаем оттенки, которые получили добавив еще одну часть соответствующего компонента. Так и получим собственный цветовой круг.
Смешивание цветов дает цветовой круг
Обратите внимание: смешивание красок разных фирм, дает разные оттенки. Поэтому создание цветового круга полезно, если вы собираетесь работать с определенными красками некоторое время. Глядя на результат, и зная как вы его получили, сможете понять, что вам можно добавить для получения требуемого оттенка.
Получение оттенков
Все цвета, которые есть в природе, называются хроматическими. Вот это все разнообразие цветов и их оттенков. В природе не встречаются в чистом виде три цвета — белый, черный и серый. Они называются ахроматическими. Добавлением ахроматических цветов к другим и получаем различные оттенки.
Каждый из цветов может быть более темным или более светлым
Например, розовый получаем добавлением в красный белой краски. Для голубого — в синий добавляем тот же белый. И так со всеми цветами, которые присутствуют в цветовом круге. Чем светлее хотим оттенок, тем больше белой краски. Иногда — для очень светлых оттенков — проще его получить, добавив в белую краску нужный краситель. Такие, светлые оттенки, называют пастельными.
Для получения пастельных оттенков с «припыленным» эффектом, к основным цветам добавляют серый. Обратите внимание, что можно добавлять несколько ахроматических цветов. Например, получили нужный «градус» нежно-фиолетового, затем в него добавили некоторое количество серого. Получили тон чуть более приглушенный.
Как получить оттенки цветов: смешиваем краску с белым, серым или черным
Если надо из насыщенного цвета сделать темный, в базовый цвет добавляют черный. Вот тут следует быть очень аккуратным, добавлять понемногу, тщательно размешивая.
Как смешать краски, чтобы получить нужный цвет
Все описанное выше легко реализуется на практике, если вам нужны «простые» цвета, которые получаются из смешения основных и дополнительных. Добавить к ним ахроматические труда не составит. Поэкспериментировав с количеством «добавок», можно, в конце концов, получить именно тот оттенок, который вы хотели. Кстати, пробуйте найти свой цвет на небольшом количестве, смешивая на палитре. В домашних условиях палитру можно заменить пластиковой тарелкой. Если смешиваете краску для ее применения в интерьере (на стенах, например), получив тот цвет, что вам нравится, нанесите его на небольшой участок и дайте высохнуть. Вы увидите, что цвет стал на пару тонов светлее. И это надо учитывать создавая свой оттенок.
Смешивание цветов дает возможность из некоторого набора красок получить огромное количество оттенков
Как получить оттенки красного цвета
Помним, что красный цвет — один из трех основных. Получить его смешиванием каких-то красок невозможно. Его можно получить как пигмент из природных источников. Используя его как основу, добавляя другие тона, и получаем различные его оттенки. Как смешивать краски для получения нужных цветов (каштановый, малиновый, сливовый, розовый и т.д.), указано в таблице.
Получение оттенков красного цвета
Обратите внимание, некоторые оттенки на базе красного цвета — сливовый, например, сложно отнести к его оттенкам. Тем не менее, именно в красный добавляют остальные компоненты. В противовес ему, малиновый, который мы привыкли считать одним из красных оттенков, делают на основе синего. Вот такие игры цвета.
Бордовый и его оттенки
Отдельно стоит сказать о том, как получить бордовый цвет. Его база — синий, добавить желтый и красный. Изменяя количество разных составляющих, получим разные оттенки. Для получения темных тонов, добавляем коричневый или черный, для более ярких вариаций — больше красного.
Оттенки зеленой палитры: смешивание цветов для получения оттенков
Как мы помним, зеленый цвет не является базовым. Это первичный цвет, который получаем путем смешивания желтой и синей красок. И в этом заключается сложность: разное количество компонентов дает разные цвета. Получить тот же самый чрезвычайно трудно. Если у вас нет базового зеленого, и вы его получаете путем смешивания, то его должно быть достаточно для завершения всех работ.
Как получить оттенки зеленого при смешивании красок
Обратите внимание, в таблице смешивания красок, где-то основой идет зеленый цвет, где-то прописан желтый с добавлением синего. Разница именно в количестве цвета. Если основной цвет желтый, его должно быть больше.
В таблице нет мятного цвета, а он довольно популярен. По сути, мятный — осветленный оттенок бирюзы. Бирюзу получаем из синего, добавляя зеленый. Подмешивая к нему белый и получаем различные его градации. К ним можно добавить понемногу (совсем чуть-чуть) желтый, синий, зеленый. Все это будет тот цвет, но с разным «звучанием».
Разные оттенки мятного цвета (минт)
Но цвета — странная штука. Можно попробовать и другие варианты. Все зависит от того, что вы смешиваете — краски, глину, пластилин… Итак, для светло-мятного, вот какие из вариантов можно попробовать:
Вариантов много, так как используются уже «оттеночные» цвета. Если они у вас есть (в красках, например), то почему бы и нет. Можно пойти поэтапно — создать тот же изумрудный или бирюзовый, а потом добавлять другие. Вообще, новичкам в колористике, проще работать с базовыми цветами. Потом придет опыт и чутье. А так можно много материала извести на эксперименты.
Синий и его оттенки: смешиваем цвета
Как помним, синий относится к основным — это один из трех базовых цветов, на основе которых и получаем все богатство палитры. Причем «синий» — может быть темным или ярким. Соответственно, результат получается разным. Это тот случай, когда в зависимости от основы, получаются действительно разные цвета.
Получение оттенков синего цвета путем смешивания красок
В таблицу вошли не все варианты. Добавим некоторые:
Из синей палитры особый интерес вызывает бирюзовый. Его получают соединением голубого и зеленого. Оттенки должны быть «чистыми», тогда результат будет эффектным. Этот цвет стоит на грани синих и зеленых. Какие-то оттенки имеют преобладающий синий, какие-то — зеленый.
Смешивание цветов для получения бирюзового цвета
Чтобы получить темный оттенок, добавляем коричневый или серый. Результат будет разный. Для более теплого и светлого оттенка, можно попробовать ввести бежевый.
Смешивание цветов: как получить фиолетовый
Как писали в самом начале, смешав синий и красный, получаем фиолетовый. В теории все хорошо, но когда начинаешь, смешивание цветов дает совсем не тот результат. А все дело в том, какие именно оттенки красного и синего взять.
Например, если синий будет темным, результат будет очень насыщенным, почти черным (на рисунке ниже первая строка). Если в него добавлять белый, он будет светлеть, но в результате получим серо-фиолетовый. Даже если добавить еще красного, он «прояснится» только до баклажанного. Но более яркий мы так не получим.
Получается не совсем то, что представлялось
Если к тому же красному добавить голубой, получим средне-фиолетовый. И снова-таки, он неяркий, а темный, насыщенный. Введя больше красного, получаем сливовый. Если его высветлить белым, будет уже теплый, но все еще неяркий оттенок. Это уже немного интереснее, но все еще не то.
Более жизнерадостный светло-сиреневый получаем, если смешать розовый и голубой. Удвоенная порция красного дает аметистовый. Эти цвета хорошо разбавляются белым, получается целая гамма пастельных оттенков.
Но как получить яркие оттенки фиолетового? Смешивая базовые цвета этого добиться сложно. За основу берут яркий сиреневый, к которому добавляют разные цвета.
Получение ярких оттенков фиолетового цвета
Сине-фиолетовый или васильковый получится, если к сирени добавить голубой (крайний слева). В паре с индиго получим холодный вариант, добавив розового, имеем аметистовый. Добавив красный, будем иметь ягодный. Все эти цвета можно делать светлее, добавляя белую краску.
Чего не стоит делать, так это добавлять к фиолетовому желтую краску. Получаем «цвет грязи» — невнятный и непонятный. Очень аккуратно с применением черного. Он быстро сводит все полученные оттенки к темно-серому. Если нужен более темный оттенок, лучше добавьте темный индиго.
Как получить серый цвет смешиванием цветов
Один из очень нужных цветов — серый. Его добавляют в яркие цвета для получения менее насыщенных оттенков, его используют как базовый, так как он нейтральный и служит идеальным тоном. Но «серый» — это не один цвет. Их тоже целая гамма. Прежде всего серый цвет получаем, если к белому добавим немного черной краски. Но это далеко не единственный способ получения серого. Смешивание цветов дополнительного уровня тоже его дает, причем с разной «подсветкой».
Получение серого цвета при смешивании красок
И это еще не все. Серый имеет не меньше оттенков чем голубой или красный. Они не такие яркие, как другие, но разница тоже есть и вполне ощутимая.
Получение серого на основе белого
Точно так же есть нейтральные, теплые и холодные тона. Если хотите иметь теплые оттенки, в серый добавьте оранжевый или розовый. Если нужен только едва уловимый оттенок, цвета не должно быть много. Добавив его побольше, получите «припыленные» или жемчужные оттенки. Такие называют серо-голубой, серо-розовый и т.д.
Получение оттеночных серых цветов
Полученные цвета можно делать светлее, добавляя белую краску. Такие «миксовые» цвета будут хорошим фоном для создания интерьера. В более светлом варианте, их можно использовать в качестве базы, добавляя сочетающиеся с оттеночным акценты.
Смешиваем краски для получения желтого и оранжевого цветов
Желтый — один из основных цветов, но его можно получить смешав зеленый с оранжевым. Но обычно желтый идет в наборе, он есть почти всегда. В его палитре присутствует еще один очень популярный цвет — оранжевый. Он лежит на границе двух цветов — красного и желтого. Смешивая эти краски в разных пропорциях, получаем всю гамму оттенков. Добавляя белый, осветляем его до требуемого уровня.
Смешивание цветов для получения оттенков желтого цвета
Для получения более темных оттенков, в оранжевый или желтый добавлять надо коричневый. Не черный и не серый — они быстро гасят цвет, превращая его в непонятное нечто. Иногда получить более темный оттенок, можно добавив темно-красной краски. Интересно, что получить яркий светло-оранжевый можно добавив желтого в розовый.
На базе оранжевого можно получить коралловый
Кстати, оранжевый тоже часто идет «в комплекте». Он обычно более яркий, чем тот, который можно получить смешивая основные цвета. Если вам нужны яркие оттенки, использовать придется его. Например, коралловый. Он относится к красной группе, но смешивание цветов проводят на базе красно-оранжевого. К нему добавляют розовый и белый. Все краски берем примерно в равных количествах. Второй вариант получения кораллового цвета проще — к алому добавить белого. Но получается он не настолько ярким.
Такой непростой коричневый цвет
Коричневый цвет можно получить смешением трех основных цветов в равных пропорциях. Получим «средний» коричневый. Его нельзя отнести ни к теплым, ни к холодным.
Как получить коричневый смешивая цвета
Но смешивание цветов второго и третьего уровня также может дать один из его оттенков.
Темно-коричневый можно получить, смешав желтый и красный, и добавив каплю черного. Чтобы не был слишком темным, добавьте немного белого.
Какие цвета смешать, чтобы получить коричневый
Интересные оттенки можно получить, если у коричневого, полученного путем смешивания основных цветов (красного, синего и желтого), увеличивать «присутствие» одного или двух компонентов. Добавляя белый, получаем интересные варианты.
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Распространенные техники живописи
Секреты гармонии в живописи
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Когда мы слышим слово «палитра», в нашем воображении предстает образ художника, который совершает некий магический обряд с красками, в результате чего появляются новые цвета. И действительно процесс смешивания красителей впечатляет, особенно, когда при сочетании двух совершенно разных оттенков рождается не похожий ни на один из них третий.
Виды палитр
В переводе с латыни «paleterum» означает «пластинка» или «дощечка». Однако сегодня палитры изготавливают не только из дерева, но также из пластика, стекла, бумаги холста и других материалов, поэтому каждый может выбрать оптимальный для себя вариант.
Палитра для рисования маслом
Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист древесины, покрытый лаком. Промышленный вариант – это обладающая легкостью, жесткостью и прочностью фанера, но, если вы решили изготовить палитру самостоятельно, не забудьте залакировать лицевую поверхность. В противном случае масло будет просачиваться в древесину, и краска станет слишком густой, что приведет к неудобствам в работе и ухудшит качество кроющего слоя.
Палитры для акварели и других красок на водной основе
Многие художники, рисуя красками на водной основе, предпочитают в качестве палитры белую бумагу. Краситель хорошо ложиться на бумажную основу, легко смешивается и позволяет увидеть результат, приближенный к тому, каким он будет на полотне будущей картины. Лицевая поверхность листа пропитывается водоотталкивающим слоем, предотвращающим промокание палитры. Кроме того, бумага является одноразовой палитрой, поэтому мыть ее не придется.
Для получения нужного цвета путем смешивания красок на водной основе можно использовать пластик и стекло. Главное преимущество пластиковых и стеклянных палитр – гладкая поверхность, которая легко отмывается. Правда для акварели это не самый удачный вариант, поскольку при смешивании водянистых красок могут образовываться капли. В качестве альтернативного варианта стеклу, пластику и бумаге можно использовать холст, который, следует предварительно закрасить, чтобы нивелировать зернистость.
Размеры палитры
Оптимальный размер палитры составляет 30-40 см. Маленькая поверхность не слишком удобна, так как ее приходится постоянно чистить, чтобы освободить место для новых смесей. Особенно обидно, когда случайно удалишь комбинацию, которую долго и скрупулезно подбирал, и приходится «страдать» заново. Художники, предпочитающие творческий простор, используют дощечки размерами до полуметра, а при работе стоя пользуются двумя палитрами – стационарной, находящейся возле мольберта, и мобильной, которую держат в руке, когда приходится часто подходить картине и отходить от нее.
Недостатки палитры
Несмотря на то, что палитра – достаточно простой инструмент, она играет ключевую роль в работе художника, избавляя его от необходимости покупать огромное количество красок. Чтобы получить альтернативный цвет, достаточно иметь несколько основных красителей – главное подобрать правильные пропорции. На первый взгляд – ничего сложного, но на самом деле это и есть «камень преткновения», не позволяющий передать нужный оттенок.
Получение гармоничных оттенков по технике Старых мастеров
Великие художники эпохи Возрождения никогда не использовали палитру, но их работы поражают реалистичностью, гармонией цвета и тонкой проработкой мельчайших деталей. Как им это удавалось? Неужели они держали тысячи флаконов с красками?
Конечно же нет. Все дело в технологии, существенно отличающейся от традиционных методик, в которых упор делается на краски. Техника старых мастеров – это многослойная живопись, где палитрой является само плотно, а красители смешиваются не физически, а оптически подобно наложению друг на друга цветных стекол. В качестве полупрозрачных слоев выступают имприматура, лессировки, темперные смеси и акварель. Важную роль играет подготовка полотна, работа наждачной бумагой и локальный ввод красок тончайшими слоями без мазков. Только применяя комплексный подход можно получить:
Как сделать палитру для акриловых красок
Я бы хотела с вами поделиться своим опытом в упрощении работы с акриловыми красками.
Мне часто приходится пользоваться этими красками при выполнении разных заказов — начиная от игрушек и заканчивая росписью мебели 🙂 Акрил мне очень нравится по своим качествам, но, на мой взгляд, у него есть один недостаток — быстро сохнет на палитре. Тогда и работать неудобно и расход красок большой получается. А при том, что краски достаточно дорогие сейчас (я пользуюсь акрилом Polycolor. maimeri), то выбрасывать деньги на ветер очень жалко.
Так вот, мучилась я долго, а потом решила посмотреть в интернете, как люди справляются с подобными проблемами. Как ни странно, но о «замедлителе высыхания» я сразу не нашла информацию, а вот о палитре для акрила нашла 🙂 Было предложено сделать палитру в большой коробке из под конфет «Fereiro» — коробка пластиковая, не ломается, с крышкой. Вариант очень хороший, но! Потратить на палитру около 1 тыс руб. я что-то не захотела 🙂 Даже учитывая вкусный конфетный бонус 🙂 Поэтому решила попробовать из подручных материалов что-нибудь соорудить.
Получилось совсем не плохо, на мой взгляд, и дешевле намного 🙂
Мне понадобился пластмассовый поднос — если нет дома подходящего, то можно спокойно купить в хоз. магазинах. Поднос должен быть достаточно большой, с невысокими бортиками. Мой поднос размером по дну примерно 32х22 см.
Еще нужна бумага — калька для выпечки. Это тоже есть почти в каждом доме (надо сказать, что перепробовала я всё, что было в доме — кальку в рулонах, которую использую для построения выкроек для одежды, кальку для рисования — дорогая качественная калька, и еще какую-то кальку, которая оказалась в запасах).
Бумага для выпечки хороша тем, что она достаточно плотная и как-бы промасленная. «Маслянистость» на краски не влияет, но не дает бумаге «раскиснуть» и порваться, когда вы будете разглаживать палитру и в дальнейшем смешивать краски.
Еще нам понадобится тряпочка. Это могут быть обычные салфетки кухонные, нетканные. Я закупаю их для кухни, для протирки столов. Они дешевые и продаются во всех универсамах, в хозяйственных отделах.
Так же нам нужен будет небольшой пульверизатор. Обычно они имеются в хозяйстве. У меня он заведен для опрыскивания цветов 🙂
И для сохранения нашей палитры нужна какая-то плоская штука 🙂 Я использовала кусок прессованного картона. Но еще у меня оказалась стеклянная разделочная доска — тоже хорошая крышка получилась 🙂 Обычно я кладу на поднос картон, а сверху эту стеклянную доску — для утяжеления и большей плотности прилегания крышки к палитре.
По времени изготовление такой палитры занимает примерно 15 минут. Конечно, после беганья по дому и выискивания подносов, тряпочек, брызгалок 🙂
Теперь поэтапно покажу вам на фотографиях, как всё делается:
1. То, что нам нужно для палитры: поднос, калька, брызгалка, тряпочка.
2. Берем тряпочку, предварительно подрезанную по форме дна подноса с небольшим заходом на борта, и кладем её в поднос. Идем к воде и наливаем в поднос воду так, чтобы тряпочка намокла полностью и очень хорошо. Она даже немного плавает в подносе 🙂
3. Потом сливаем воду так, чтобы тряпочка не «купалась», а лежала на дне плотненько.
4. Берем рулон кальки и примерно по размеру подноса отрезаем её. Кладем на тряпочку и сбрызгиваем сверху водой.
5. Немного расправив бумагу на дне, даем ей промокнуть и аккуратно расправляем руками, чтобы распределить равномерно, выгоняя пузырьки воздуха и не порвать в уголках. После этого подрезаем кальку уже ближе к размеру подноса.
6. Подрезали и снова расправляем по периметру. Нам нужно как можно более плотное прилегание к бортикам, чтобы в углах не оставалось больших пустот непромокшей бумаги. Если бумага не достаточно влажная, то побрызгайте ее еще водой. Но без фанатизма! 🙂
7. После всех предыдущих манипуляций, нам нужно завернуть края кальки под тряпочку.
Это нужно для того, чтобы калька меньше подсыхала и не «скручивалась» и чтобы край бумаги не мешался при работе.
Берем бумагу вместе с тряпочкой, подгибаем кальку и прикладываем всё это к бортику (внахлёст). Обычно я делаю это по длинным сторонам подноса. А по коротким оставляю просто не подвернутой бумагу. Образуется как бы емкость из кальки.
8. Вот так должно получиться в результате. Не забывайте, что в подносе должно быть мокро! И тряпочка всё время поддерживает влажность в палитре. Но снаружи нет воды! 🙂
Потом вы выкладываете краски, которые вам нужны для работы. Палитра большая — хватает места для всего 🙂 И смешивать краски есть где.
9. Переодически я сбрызгиваю палитру водой. Это нужно делать не напрямую, а издалека 🙂 Так, чтобы вода не залила краски, а только слегка увлажнила палитру.
10. После того, как вы закончили работу, нужно еще раз увлажнить палитру и закрыть поднос крышкой. Желательно так, чтобы не было щелей. Сверху я еще чем-нибудь прижимаю, для плотности.
На нижней фотографии еще вариант палитры. Всё тоже самое, но в меньших размерах и без подноса 🙂 Иногда не нужно большое количество красок и работа не займет долгого времени. Поэтому я делаю палитру на десертной тарелке — она более плоская, чем блюдце.
Так же берем тряпочку, щедро мочим её и оборачиваем в кальку. Потом кладем на тарелку и выкладываем краски для работы.
А ниже вариант уже с коробкой из-под конфет 🙂 Мне подарили-таки конфеты в нужной коробке, но небольшой 🙂
Еще не пробовала в ней работать. Но уже смущает немного размер коробки и высота бортиков — удобно ли будет смешивать краски на такой палитре? А хранить палитру, похоже, будет очень удобно.
Я вам показываю для примера этот вариант. Вдруг у вас есть большая коробка из-под вкусных конфет! 🙂
В заключение хочу сказать, что работать с акрилом на палитре, которую я вам представила, очень удобно.
Продолжительность работы на ней была максимум две недели, по 5-8 часов в день с перерывами. Если перерыв на 1-2 дня — в этом случае я просто периодически подходила и брызгала палитру.
Палитра не тухнет, к моему удивлению 🙂
Если вы не порвали бумагу при работе, то менять её можно достаточно редко. Я иногда просто подливаю воду в поднос прямо из крана — отгибаю край тряпочки и ставлю под воду. Излишки, если есть, сливаю.
Или раз в неделю или 10 дней можно поменять кальку, если она очень уж запачкалась в красках и места на ней живого нет 🙂 Нужно выбросить кальку со старой и местами подсохшей краской, прополоскать тряпочку. Потом проделать все операции по воссозданию палитры 🙂
Мне стало приятно и удобно работать с акрилом 🙂