На чем писали в междуречье в древности
Письменность и культура
Письменность в Древней Месопотамии появилась примерно в 3300-3000 гг. до н.э. и представляла собой рисуночное письмо – пиктографию. Каждый рисунок обозначал один или несколько предметов и связанных с ним явлений. Первоначально существовало около 2 тысяч рисунков-символов, затем их количество сократилось до 600, но каждый рисунок означал уже не отдельное слово, а слог. Одни и те же слоги, естественно, повторялись в разных словах. Сами рисунки упростились – появилась клинопись.
Примерно к 2400 году до н.э. письменность была уже широко распространена в Южном Междуречье. Даже простые люди составляли переписи и деловые документы, не пользуясь услугами профессиональных писцов.
Жители Междуречья писали на глиняных табличках. Самые маленькие таблички с указанием количества продукта подвешивали к корзинам и мешкам. На глиняных формах (цилиндрах, бочонках, призмах) писали молитвы и заклинания для особо торжественных случаев. На табличках писали специальной палочкой для письма, которая называлась «стиль».
Самыми дорогими были таблички, покрытые слоем высококачественной глины. На ней можно было рисовать символы меньшего размера, чем обычно, так что на одну табличку помещалось больше текста. После написания текста таблички высушивали на солнце, глина затвердевала и могла храниться много лет.
В Междуречье была хорошо развита архитектура (именно здесь впервые построили ступенчатые пирамиды), медицина, математика, астрономия, литература (Эпос о Гильгамеше, Поэма об Адапе, Поэма об Этане). Жители Междуречья знали, что Земля, как и другие планеты, вертится вокруг Солнца; они создали первый календарь, первый библиотечный каталог, первый справочник медицинских рецептов. Они разделили круг на 360 градусов, а год – на 12 месяцев. Они изобрели гончарный круг, колесную телегу, водоподъемное колесо и многие другие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор.
Письменность Древней Месопотамии – кратко
14-09-2015, 11:01 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (7 720)
Письменность Древней Месопотамии – кратко
Шумеро-вавилонская письменность
Используемая в Древней Месопотамии аккадско-вавилонская система письма базировалась на шумерской. Она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).
Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.
Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.
Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.
Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием. Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.
Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.
Развитие клинописных знаков в Древней Месопотамии
Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.
Глиняная табличка из Шуруппака с образцом древней месопотамской письменности. Ок. 2600 до Р. Х.
Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».
До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.
Как и в других древних странах, это творчество носит на себе отпечаток религиозно-мифологического мышления, которое лишь медленно и постепенно преодолевалось, и притом далеко не окончательно.
История изобретения письменности: где и когда изобрели клинопись
Письменность является системой знаков, которые помогают общению людей между собой. Биография ее начиналась в древнейшие времена, и наиболее простым вариантом являлось письмо, передающее информацию рисунками, – пиктография.
Первые проявления письменности
Понять, что изображено на дереве, камне или кости, на стенах пещер в принципе можно было, а вот «перевод» понятий мог быть разным и неоднозначным. К тому же при помощи пиктографического письма невозможно было передать явления и понятия абстрактные, изобразить чувства.
Следующим этапом было возникновение идеографического письма. Слова обозначались определенными символами, получившими название иероглифов. К примеру, «рисунок», изображающий крепость, «переводился» как место захоронения, а изображение хлеба-соли обозначало дружбу.
Страница текста, исписанная иероглифами, выглядит набором интересных рисунков. Этим видом письма пользовались три великие древние цивилизации: шумеры, египтяне, китайцы.
Иероглифами можно было описать различные явления, обряды и события. Но огромное количество идеографических знаков было сложным для запоминания. Жизнь диктовала необходимость изобретения нового типа письменности.
Клинопись и глина
В древнем мире было широко распространено гончарное искусство. Из глины изготавливалось множество полезных вещей. А первые гончары появились в Месопотамии, и глина в этой стране была тоже своеобразным предметом письменности – на ней писали. Так что смело можно утверждать: глиняные таблички для письма впервые появились в Междуречье.
Месопотамская цивилизация была достаточно развитой. Население городов владело многими знаниями. Так, здесь:
Неудивительно поэтому, что жители междуреченских городов были людьми довольно грамотными и способными создать собственную оригинальную систему письменных знаков.
Дома табличек
В Месопотамии существовали школы писцов, называемые домами табличек. Создавали их на базе дворцов и храмов. Ученики этих школ учились писать в своеобразных «тетрадках» – на кирпичиках (величиной с ладонь) сырой глины, которую можно назвать предшественницей писчей бумаги. А заостренные палочки были их ручками.
Ученикам домов табличек предстояло изучить и запомнить около тысячи иероглифов, выучиться писать грамотно, быстро считать. В программу обучения входило и составление деловых и уставных писем. Кроме того, будущие писцы изучали разные предметы, известные и нашим школьникам, типа географии, истории, литературы, математики и даже медицину.
Иероглифы выглядели клинышками с различной длиной и толщиной, поэтому письменность и получила название клинописи. Так что созданием клинописи мир обязан древней Месопотамии.
Диктанты учащиеся в школе писцов писали, естественно, тоже клинописью на кирпичике из сырой глины. После этого учитель проверял работы, вносил поправки и ставил оценку.
С этим текстом можно было расставаться: ученик просто стирал его ладонью и продолжал работать с этой же «тетрадкой» до конца занятий. А занимались школяры этой сложной наукой буквально от зари до зари, да еще и платно.
Однако учиться в такой школе было весьма престижно, а полученная впоследствии должность писца возводила в высшие слои общества.
Понятно поэтому, что школы писцов превращались в те времена в культурные и просветительские центры.
«Клинописная» библиотека
Подобные центры, как мы уже упоминали, размещенные во дворцах или храмах, хранили великое множество книг в виде глиняных табличек.
Что хранилось в книгохранилище
Древнейшая в мире библиотека принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это книгохранилище, основанное 26 столетий тому назад, сберегало многовековые знания по разным отраслям. В нем насчитывалось 25 тысяч одноразмерных глиняных листов-таблиц и несколько тысяч книг, написанных на глине.
Вес их, конечно, был неподъемным. Чтобы переместить пару десятков книг в другое место, нужны были услуги целого каравана верблюдов.
Перелистать такую книгу тоже немыслимо. Поэтому древние манускрипты в библиотеке располагали по различным тематикам. Читатель должен был медленно идти по книжным залам с выставленными в них глиняными табличками и читать клинописные тексты.
Письма и документы древних
Уже в те древние времена месопотамцы вели активный обмен информацией, и потому возникла целесообразность в назначении специального посланца по доставке глиняных табличек с письмами, а позже и создании налаженной курьерской службы связи.
Специальный почтмейстер для доставки срочных писем и донесений от фараона царю имел «документ» – табличку с особой пометкой, благодаря которой он мог рассчитывать на гостеприимство и ночлег в любом населенном пункте и замену уставшего коня на свежего.
Доставив письмо во дворец, гонец осторожно извлекал его из почтовой сумки и вручал царю. Ответа приходилось ждать нередко подолгу, поскольку цари были неграмотными. Для чтения вызывали писца, чтобы тот огласил содержание письма-таблички, а затем под диктовку написал ответ.
Особо важные письма копировали, указывая имя курьера. А само письмо, поместив в глиняный же «конверт» и указав адресата, отправляли с тем же гонцом.
Сырая глина может не сохранить написанное на ней письмо или донесение, поэтому таблички-письма обжигали в печи. Книги тоже хранили с большой бережностью, размещая их подальше от влажных или сырых мест.
Как нашли царскую библиотеку
При раскопках руин ассирийских культовых сооружений и дворцов археологи целенаправленно искали драгоценные вещи и величественные скульптурные памятники.
Тогда никому не пришло в голову обратить внимание на глиняные таблички и кирпичики, которые валялись повсюду, исчерченные какими-то узорами, напоминавшими изъеденную червячками поверхность. А это были клинописные глиняные книги из библиотеки…
Из-под слоя земли и пепла был откопан царский дворец Ашшурбанипала, который некогда возвышался на искусственно созданной террасе. Вход во дворец охранялся статуями человекоголовых быков. На стенах и в коридорах были обнаружены росписи со сценами охоты и военных эпизодов.
Здесь же была найдена и знаменитая «глиняная» библиотека, в свое время состоявшая из ста тысяч книг и являющаяся величайшей интеллектуальной ценностью древних времен. Дворец после этого получил название Дома наставлений и советов.
Значительная часть библиотеки за тысячелетия превратилась в черепки. А оставшаяся часть со всеми мыслимыми предосторожностями была доставлена в Британский музей. И началась кропотливая работа по расшифровке древних текстов с совершенно незнакомого и вообще забытого языка.
Работа эта далека от завершения, ведь древние произведения расшифровывают до сего дня. А все эти источники предстоит не только прочесть, но и поделить на разделы, разместив согласно тематике на стеллажах соответствующих размеров.
Клинопись – письменность Двуречья (3 фото)
Двуречье или Междуречье – это исторически устоявшийся регион, расположенный между реками Тигр и Евфрат. Существовавшее в Двуречье письмо называют клинописью. Как зародилась такая манера письма, и почему она носит это название?
На территории этого региона существовали древние города, где царили особые законы, удивительные обычаи, была своя религия и видение мира. Именно здесь более 6000 лет тому назад возникла особенная система письма, которая известна современникам как клинопись Двуречья. На протяжении всей истории существования человечества людям приходилось приспосабливаться к сложным условиям мира, учиться брать от него все, что нужно для выживания, а впоследствии и для комфортной жизни.
Если у египтян не было проблем с папирусом и камнями, на которых можно было фиксировать свои иероглифы, то у жителей Месопотамии с этим были проблемы. Но зато в избытке была глина. Из этого доступного материала возводили жилища, изготавливали посуду. Люди отмечали, что на мокрой глине легко отпечатываются следы людей и животных. И они решили попытаться использовать ее для фиксации записей. Но наносить на сырую глину сложные знаки было трудно. Значительно легче дело пошло при использовании заостренной палочки с треугольным основанием. Эта идея и стала отправной точкой появления знаменитой клинописи Двуречья, благодаря которой до нас дошли сведения об этом интересном и удивительном регионе и его жителях.
Естественно, так называемые книги отличались друг от друга. Блинчики, на которых упражнялись в чистописании школяры древности, не сушили. По окончании урока нанесенные знаки просто стирались, и табличка использовалась повторно. Но при высушивании на солнце важные данные сохранялись гораздо дольше. Ценную информацию, зафиксированную таким способом, хранили довольно долго, обжигая таблички на открытом огне.
Желающим освоить грамоту сначала предстояло изучить матчасть, то есть научиться изготавливать сами таблички. Задача эта была довольно сложная, поскольку глина была не особенно чистой и содержала массу примесей, от которых нужно было избавиться. Затем на поверхность будущей заготовки наносились линии, чтобы знаки и направление написания не искривлялись. И только после этого ученик приступал непосредственно к выдавливанию букв.
Особенностью распространения письменности в этом регионе являлась ее доступность для широких слоев населения. Писать умели не только богатые и знатные люди, но и простолюдины. Возможно, что именно в связи с этим в обществе активно развивалось устное творчество: люди сочиняли поэмы, стихи и не только.
Таким образом, созданное в Двуречье письмо носит название клинописи по той причине, что для выдавливания знаков использовались доступные для этой территории материалы – таблички из сырой глины и клинообразные заостренные палочки. Спецификой такого письма было нанесение знаков налево столбиками в виде пиктограмм. То есть каждому значку соответствовало определенное понятие либо значение.
10 визитных карточек Месопотамии
Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры
Знаете ли вы, как и когда изобрели письменность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопотамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).
В разное время на территории Месопотамии существовали разные государства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повседневной жизни живших там народов известно из клинописных текстов — памятников письменности, создававшихся с конца IV тысячелетия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.
В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы наверняка захотите стать одним из них.
1. Таблички с клинописью
Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).
Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о котором идет речь. Позднее знаки стали более схематичными, превратившись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.
Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.
2. Цилиндрические печати
Когда появилась частная собственность, возникла необходимость образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использовали печати. В тысячелетиях до н. э. привычные нам использовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудрагоценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профессией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобразительный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотамских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.
3. Зиккураты
Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.
4. Настольная игра Ура
Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погребального инвентаря в гробнице царицы была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древнеегипетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал этой игры.
5. Бронзовая маска из Ниневии
Литая бронзовая маска, датирующаяся веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совместительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.
Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопотамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.
6. Стела с законами Хаммурапи
На этой стеле из черного камня высотой метра выбит один из первых законодательных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:
7. Камень кудурру
По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.
На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).
- На чем писали в китае до изобретения бумаги
- На чем писали в римской империи