На чем сидели цари
На чем сидели цари
Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.
«На золотом крыльце сидели…»
«Тяжела ты, шапка Мономаха»
«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.
Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.
«Ох, рано, встает охрана»
Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.
Атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава
Атрибуты царской власти
Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.
Шапка Мономаха
В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.
Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей
Рассказы историков
Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».
«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава).
1627–1628 гг.
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.
[h2]
Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.[/h2]
Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро
После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С.); на персех (на груди – Н. С.) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С.) скипетр и яблоко (держава – Н. С.), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».
[h2]
Герб державный[/h2]
Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.
На этом «организационная» часть закончена, переходим к материалу. Сразу Википедия:
«Инсигнии (лат. insignia «украшения») — внешние знаки могущества, власти или сана.
Исторические регалии Российского государства — материальные признаки правителей России в период существования власти в этом государстве и стране…
В России императорские регалии: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит»
Держава и Скипетр
Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов»… Скипетр представляет собой золотой жезл длиной 59,6 см и весом 604,12 грамма. Жезл визуально разделён на четыре сегмента: рукоятку, две центральных части и навершие…»
Елизавета I, Англия, 16-й век
Фридрих V, Чехия, 17-й век
Екатерина Великая, Россия, 18-й век
Александр III, Россия, 19-й век
Елизавета II, Англия, 1953
Наполеон, Франция, 19 век
Видим самый настоящий посох. Однако есть и другие изображения этой же коронации. Например:
Прикольная штука с рукой. чесать спину, видимо. Шучу.
Наполеон примерно так отреагировал бы на мою шутку:
Но я это к чему. В англоязычной Вики вычитал следующее:
«Самые ранние английские описания коронаций 9 века упоминают скипетр (sceptrum) и посох (baculum). В описании коронации Этльреда II появляются скипетр (sceptrum) и посох (virga), как и в порядке проведения коронации в 12 веке. В описании коронации времён Ричарда I есть королевский золотой скипетр с золотым крестом (sceptrum) и золотой посох с золотым голубем на вершине (virga), упомянутый в исторических записях впервые. Около 1450 года Спорли, Вестминстерский монах, составил список реликвий, в состав которого входили статьи о коронации Святого Эдуарда Исповедника, оставленные им для преемников. Там говорится о золотом скипетре, деревянном позолоченном посохе и железном посохе (жезле)».
Коронация Эдуарда Исповедника
Впервые об этом я задумался, когда изучал Кибелу.
Кибела
Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.
«Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у неё тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве».
Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?
Понимаете, это просто ересь какая-то. Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!
«В Грецию инструмент попал и к V веку до новой эры распространился по всей её территории вместе с оргиастическими культами Диониса и Кибелы из Фракии и Фригии; греческое слово, обозначающее барабанный бой, также обозначает служение Кибеле. Многочисленны упоминания тимпана в античной литературе (например, в трагедии Еврипида «Вакханки», в «Пире мудрецов» Афинея) и его изображения в античной вазописи (наиболее часто — в руках менад и корибантов)» (Википедия).
Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!
Бубны и Колотушки
Тут мне остаётся только комментировать, ведь всё есть у профессионалов своего ремесла. Передаю слово Мирче Элиаде:
«. инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна. Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу».
Вот вам и связь бубна с Яблоками, которые тоже висят на Мировом древе. За внешним образом скрывается глубокая суть. Что уж там говорить, когда все наши заговоры, которые, суть, языческие молитвы, всегда обращаются к тому же «центру мира».
А вы вспомните невероятно богатые украшения «держав», а также любимую деталь в виде Т-образного перекрестка, идущего от «экватора»:
Сравните с описанной «держалкой» бубна:
Рудимент, оставшийся в виде украшения, или простое совпадение в моей воспаленной фантазии?
Я уж молчу про наименование бубна «конём», поскольку его музыка способствует экстатическому трансу шамана. Это чуть ли не самое устойчивое сравнение во всем шаманском мире. Ну, и сравните это с «духом» ( ]]> сивкой-буркой ]]> ), который опьяняет будущего «князя» («конязя, кентавра») во время обряда.
«При камлании шаманами обязательно употреблялся ритуальный жезл, носивший хакасское название «орба». В научной литературе за ним закрепился термин «колотушка». Шаман мог камлать и без участия бубна, только «орбою».
Как видите, тут вам и хлыст, и посох, и жезл. И даже два жезла, как у некоторых правителей. Еще чуть о колотушках:
«Колотушка изготавливалась из священного дерева (у разных народов оно разное) и обтягивалось кожей или мехом диких животных (в основном камусом (шкура с ног оленей)). Многие шаманы получают колотушку от своих предков как отдельный атрибут. Иногда считается, что хорошая колотушка лучше хорошего бубна. В Орбе так же живёт отдельный дух-помощник (тёс, ээрен).
[У монголов] Колотушка в виде палочки называлась гисунь (ср. название колотушек у эвенков и амурских народов), что значит «речь», «слово». Этим же термином обозначались удары в бубен, осознававшиеся как «речь» шамана к духам» (Источник).
И для последнего сравнения:
Знаменитая шапка, превратившаяся в корону. Прочтём снова у М. Элиаде:
Случайных совпадений всё больше.
Но посмотрим, как оно пойдет дальше. Что думаете по этому поводу?
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Быт русских Царей.
Русские Цари, (Иван грозный, Михаил Алексеевич, Алексей Михайлович. ) до Петра Первого жили по своему русскому царскому этикету. Рассмотрим день жизни Алесея михайловича Романова.
Для самого Царя, для Царицы и для царских детей хоромы были разные и жили все отдельно. Царь в своих хоромах имел сени, переднюю комнату, рабочую комнату, крестовую комнату и опочевальню. Царица имела на одну комнату меньше, у неё не было рабочей комнаты. Хоромы Царя, Царицы и детей соединялись коридорами. Разумеется у всех были и отдельные прислуги.
Царский день начинался так. Просыпался Царь в 4.00 утра, к нему входил слуга-постельничий и помогал Царю помыться и одеться. Царь спал один в своей опочевальне, а царица одна в своих хоромах. Из опочевальни Царь следовал в Крестовую комнату, это была Царская домашняя Церковь. Там Царя уже ждал личный духовник и священники, которые уже ждали служить Царю молебен. Вся комната была в иконах, свечах и лампадах. В середине комнаты всегда клали новую икону, святого дня. Ежедневно с разных монастырей России, там где бывал престольный праздник, приносилась икона праздника из того монастыря для Царя, а так же свеча из того монастыря, просфора и святая вода. Так что просфоры и святая вода в доме Царя были ежедневно из разных монастырей. Когда Царь входил в крестовую комнату, тогда начинался молебен. Длился он не долго, минут 15. Потом Царь подходил целовать икону святого этого дня, духовник Царя окроплял святой водой и подавал просфору.
После молебна Царь посылал слугу в хоромы Царицы, чтобы узнать о здоровье Царицы, не болела ли она ночью и если она здорова, может ли он придти в её хоромы и навестить её. Царь всегда ждал ответ от гонца, в ожидании он слушал чтение слова поучения от дьяка и потом уже отправлялся в гости к Царице. Царица ждала Царя в передней комнате или столовой. Царь и Царица каждое утро здоровались в покоях Царицы и тогда уже вдвоём отправлялись в общую домашнюю Церковь отслушать обедню, которая служилась специально для Царя и Царицы.
Пока Царь молился в его хоромы собирались бояре. При появлении Царя все бояре должны были кланяться в ноги Царю. Если Царь кому-то уделял внимание словом или снимал шапку перед кем-то, то это была особая милость и тогда в ноги царю тот человек кланялся много раз, бывали случаи и до 30 раз.
К 9.00 утра, Царь, Царица и бояре торжественно шествовали в собор, для того чтобы присутствовать на Литургии. В соборе Царь проводил 2 часа, а если это был праздник то и 5-6 часов. Во время литургии проделывал до 1500 земных поклонов.
После литургии Царь и бояре шли в Царскую рабочую комнату. Царь садился и бояре стоя перед царём отчитывались о государственных делах. Ни один боярин не имел права садиться на приёме у Царя и только по пятницам Царь сзывал заседание боярской думы для решения гос.вопросов и тогда все бояре сидели вместе с Царём, но поодаль от Царя.
Стол Царю накрывал Дворецкий и Ключник. Накрывали скатерть, ставили соль, хрен, горчицу, хлеб. В соседней комнате такой же стол Дворецкий накрывал и себе. Царя кормили следующим образом. Прежде чем кушанье подать Царю, его ел повор, который потом передавал блюдо ключарю, ключарь нёс блюдо в хоромы Царя, а рядом с ним следовал Стряпчий, который должен был следить за блюдом и охранять его. Вначале блюдо ставили на стол Дворецкому, он пробовал и решал можно ли нести его дальше Царю. Дальше в хоромы блюдо нёс Стольник и у края стола передавал его Крайчиму, который пробовал блюдо перед Царём и ставил его на стол. Только тогда мог кушать Царь. Так же было и с вином. Позади Царя стоял слуга-чашник и весь обед в руках держал кубок с вином. Когда Царь требовал вина, Чашник наливал из кубка в чашу, отпивал с чаши и ставил чашу перед Царём.
После обеда Царь на часа три уходил спать.
К вечеру в его рабочей комнате собирались бояре, встречали отдохнувшего Царя все шли в домашнюю церковь на служение вечерни.
После потех, царь отправлялся ужинать. А после ужина вновь шёл в крестовую комнату на минут 15 совершить вечерние молитвы. После молитвы Царь шёл спать и до постели его сопровождал и помогал раздеться Постельничий. Постельничий был обязан спать в царской опочевальни около Царя и охранять Царский сон. В опочевальню мог входить только Постельничий, а так же Стряпчий и два Стольника, это всегда были самые приближённые люди Царя. Ни Дворецкий, ни Ключарь, ни дети, ни даже Царица без разрешения Царя входить в опочевальню не могли, впрочем как и Царь не мог войти в опочевальню Царицы у которой там были свои приблежённые прислуги.
Относительно верхней одежды летом Царь выходил из дворца в легком шелковом опашне (длиннополом кафтане) и в золотной шапке с меховым околом; зимою — в шубе и в горлатной (меховой) лисьей шапке; осенью и вообще в ненастную, мокрую погоду — в суконной однорядке. Под верхнею одеждою был обычный комнатный наряд, зипун, надеваемый на сорочку, и становой кафтан. В руках всегда был посох единороговый, из кости единорога, или индейский из чернаго дерева, или простой из карельской березы. И те и другие посохи были украшены дорогими каменьями. Во время больших праздников и торжеств, каковы были Рождество Христово, Богоявление, неделя Вербная, Светлое Воскресение, Троицын день, Успение и некоторые другие, государь облекался в наряд царский, к которому принадлежали: царское платье, собственно порфира, с широкими рукавами, царский становой кафтан, царская шапка или корона, диадема или бармы (богатое оплечье), наперсный крест и перевязь, возлагаемые на грудь; вместо посоха, царский серебряный жезл. Все это блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. Самые башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда без сомнения была очень значительна, и потому в подобных церемониях государя всегда поддерживали под руки стольники, а иногда и бояре из ближних людей.
На всех выходах из дворца в числе царской свиты находился постельничий с разными предметами, которые требовались на выходе и которые несли за постельничим стряпчие, именно: полотенце или платок, стул с зголовьем или подошкою, на котором садился государь; подножье, род ковра, на котором становился государь во время службы; солношник или зонт, защищавший от солнца и дождя, и некоторые другие предметы, смотря по требованию выхода.
Зимою государь выезжал обыкновенно в санях. Сани были большия, нарядныя, то есть раззолоченныя, расписанныя красками и обитыя персидскими коврами. У его саней, по сторонам места, где сидел государь, стояли знатнейшие бояре, один справа, другой слева; у саннаго передняго щита стояли ближние стольники, также один с правой стороны, а другой с левой; около государя за санями шли бояре и прочие сановники. Весь поезд сопровождался отрядом стрельцов, в числе ста человек, с батогами (палочками) в руках «для тесноты людской Царским Возницею или кучером в этом случае бывал стольник из ближних людей.
Накануне Великих Церковных праздников Царь в 5.00 выходил на улицу Москвы для общения с бедными людьми и всем подавал милостыню. Часто Царь отправлялся и в тюрьмы
Самый дорогой гость у Царя, это был конечно же Патриарх Московский. Патриарх всегда гостем приходил в Рождество Христово. Всегда к приходу Патриарха убиралась отдельная Столовая изба. Всё застилалось коврами, ставилось два трона, для Царя и Патриарха. Приглашались все бояре. Царь выходил сам встречать Патриарха в сени и брал благословение у Патриарха.
Ни одна государыня в других странах не пользовалась таким уважением подданных, как царица Русская. Никто не смел не только говорить свободно о царице, но даже, если бы случилось, и смотреть на ея особу.
Когда она садится в карету или выходит из нея, все кланяются ей до земли. Из тысячи придворных едва ли найдется один, который может похвалиться, что он видел царицу или кого-либо из сестер и дочерей государя. Даже и врач никогда не мог их видеть или коснуться до голого тела, даже пульс доктор слушать был обязан через платок. В церковь Царица выходяит по особой галлерее, со всех сторон совершенно закрытой. Во время пеших выходов на богомолье царицу скрывали от народных глаз суконныя полы, носимыя со всех сторон ея шествия. Удаленная таким образом от мужского общежития, царицы, конечно, не участвовали ни в каких общественных или торжественных собраниях среди мужского чина, где первенствовал сам государь.