На что делится функциональные разновидности языка
Учебное пособие для студента
Загрузить всю книгу
Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.
За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».
Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».
Что же представляет собой язык?
Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Следовательно, каждая система:
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Стили речи и типы речи
Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.
Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.
В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.
Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отношения между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; информативная функция.
Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Вид речи — чаще всего монолог.
Публицистический стиль
Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, политика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).
Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.
Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), эмоциональная окрашенность речи.
Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.
Тип речи — преимущественно рассуждение.
Форма речи — письменная или подготовленная устная.
Вид речи — монолог, диалог, полилог.
Научный стиль
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.
Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.
Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание письменной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитаты.
Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.
Основные подстили научного стиля
Разновидности | Собственно научный | Научно-учебный | Научно-популярный |
Цель | Выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий | Обучить, описать факты, необходимые для овладения знаниями | Дать представление о науке, заинтересовать читателя |
Адресат | Учёный, специалист в данной области науки | Учащийся, будущий специалист | Любой человек, инте ресующийся той или иной наукой |
Художественный стиль
Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.
Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.
Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, использование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств других стилей, особенно разговорного.
Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, послание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Таблица: Функционально-смысловые типы речи
Конспект урока «Стили речи и типы речи».
Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Функциональные разновидности языка
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Функциональный стиль.
2. Официально-деловой стиль.
4. Публицистический стиль.
5. Разговорный стиль.
6. Художественный стиль (язык художественной литературы).
7. Языковые особенности функциональных разновидностей (стилей).
Научный стиль – передача информации и доказательство её истинности. Такая функциональная разновидность языка встречается в учебниках, научных статьях, докладах, рефератах и т. п.
Официально-деловой стиль – передача информации. Используется в письменных формах речи (документах, уставах, соглашениях и иных жанрах официальной документации).
Публицистический стиль – встречается в газетных и журнальных статьях/ блогах/в материалах радио- и тележурналистики, в речи выступающих на митингах, съездах и др. Главной целью является информирование аудитории средствами СМИ, донесение актуальных сведений.
Разговорный стиль является сферой неформального общения, активно используется в различных социальных сетях; цель – обмен мнениями.
Функциональные стили речи – это разновидности литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Художественный стиль используется в жанрах литературы: стихотворениях, поэмах, очерках, рассказах, романах и др. Этот стиль эмоционально воздействует на читателя с помощью образных средств: метафор, олицетворений, эпитетов, приёмов персонификации и др.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – с. 100
2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – с. 59
3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – с. 72
4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – с. 88
Теоретический модуль для самостоятельного изучения
Слово стиль происходит от греческого «стилос» – это палочка с заострённым концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать ещё лучше.
Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.
Что же такое функциональный стиль, или функциональная разновидность языка? Функциональные стили речи – это разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
В настоящее время языковеды выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Рассмотрим каждый стиль подробнее.
Официально-деловой стиль: жанры: официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ, соглашение сторон, отчет и др.;
основная функция – передача информации;
языковые черты: точность выражения мысли, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.
Пример: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Научный стиль: жанры: учебник, доклад, ответ на зачёте, статья, реферат, аннотация, лекция, монография и др.; основная функция – передача информации и доказательство её истинности; языковые черты: использование терминов, точность выражения мысли, логичность высказывания, недопустимость экспрессивных средств.
Пример: местоиме́ние (лат. pronomen) – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное.
Публицистический стиль: жанры: газетные и журнальные статьи, статьи из интернета, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.; основная функция – информирование об актуальных событиях; языковые черты: социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.
Пример: «С возрастом молодые люди всё более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее».
Разговорный стиль: сфера употребления: неформальное общение, современный Интернет; основная функция – общение (коммуникативная); языковые черты: естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстраивание под получателя информации.
– Ну, ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк.
– Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.
Художественный стиль: жанры художественной литературы (стихотворение, поэма, очерк, рассказ, роман, роман-эпопея и др.); основная функция – эмоциональное воздействие на читателя с помощью образа; языковые черты: использование средств других стилей и нелитературных элементов (диалектизмов, просторечий, жаргонизмов); широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, поэтического синтаксиса); стиль писателя.
Пример: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей». (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.
1) в предложении есть фразеологизм;
2) это сложное предложение;
3) это простое предложение, осложнённое обособленным приложением и рядом однородных членов;
4) это предложение в научном стиле;
5) это предложение в публицистическом стиле;
6) это предложение в художественном стиле
3) это простое предложение, осложнённое обособленным приложением и рядом однородных членов;
4) это предложение в научном стиле;
Зачеркните характеристики, не относящиеся к разговорному стилю.
Для разговорного стиля характерны:
1. Обмен впечатлениями, общение.
2. Конкретность, образность, эмоциональность.
3. Официальность, точность, бесстрастность.
2. Конкретность, образность, эмоциональность.
3. Официальность, точность, бесстрастность.
Функциональные разновидности и функциональные стили русского языка
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
И
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
русского литературного языка
Описание слайда:
План лекции
Схема речевого общения
Функции языка
Функциональные разновидности литературного языка
Функциональные стили литературного языка
Нейтральная и стилистически окрашенная лексика
Оценочная лексика
2
Описание слайда:
Основные понятия
Книжная речь
Публицистический стиль
Разговорная речь
Функция
Функционировать
Функциональная разновидность
Функциональный стиль
Язык художественной литературы
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Оценочная лексика
Стилистическая окраска
Стилистически окрашенный
Стилистически нейтральный
Эмоциональная окраска
3
Описание слайда:
Повторение
Русский национальный язык состоит из нескольких частей:
территориальных диалектов;
социальных диалектов;
просторечия;
литературного языка.
Только литературный язык считается правильным и престижным языком.
4
Описание слайда:
5
Человек, говорящий на литературном языке, должен выбирать те речевые средства, которые соответствуют ситуации общения.
Описание слайда:
Речевое общение
С помощью речи люди общаются и взаимодействуют. Ситуаций, в которых происходит общение, очень много и все они очень разные. Но можно выделить три компонента, присутствующих в каждой ситуации. Это
адресант,
адресат,
текст.
6
Описание слайда:
Адресант – это человек, который говорит или пишет.
Текст – это речь, устная или письменная.
Адресат – это человек, который слушает или читает.
7
Описание слайда:
Схема речевого общения
8
Текст
Описание слайда:
9
Восприятие – это процесс понимания текста.
Адресат слушает (читает) и старается понять текст.
Адресант наблюдает за восприятием адресата, то есть осуществляет контроль.
Если адресат не понимает, то адресант дополняет или изменяет текст.
Описание слайда:
Общение может быть непосредственным и дистанционным
10
Описание слайда:
Если адресант и адресат разделены во времени (например, в процессе чтения старой книги или исторического документа), то контроль за восприятием отсутствует.
11
Описание слайда:
Адресантом может быть…
12
Описание слайда:
Адресатом может быть …
человек или коллектив
13
Описание слайда:
Текст может быть …
14
Описание слайда:
Функции языка
Всё, что создаётся человеком, имеет своё назначение. Язык тоже имеет своё назначение.
Назначение, обязанности мы называем функцией.
Язык имеет несколько функций.
В процессе общения язык всегда выполняет одну или несколько функций.
15
Описание слайда:
сообщать информацию Этот цветок называется лотосом
сообщать мнение, чувство Какой красивый цветок!
воздействовать на мысли, чувства других людей Ты должен понять, что лотос очень красивый цветок.
16
Описание слайда:
Радоваться красоте слов и выражений
Я думал, сердце позабыло способность лёгкую страдать, я говорил: Тому, что было, уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, и легковерные мечты. Но вот опять затрепетали пред мощной властью красоты.
17
Описание слайда:
общаться с людьми Здравствуйте! Вы уже видели эту картинку?
побуждать другого человека действовать
Посмотрите на эту картинку!
18
Описание слайда:
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
19
Описание слайда:
Функциональные разновидности литературного языка
20
Описание слайда:
Сравнительная характеристика
21
Описание слайда:
Описание слайда:
Разговорная речь используется в таких ситуациях…
23
Описание слайда:
Описание слайда:
25
Книжная речь используется в только официальных ситуациях.
Таких ситуаций множество, и они разные: это и бизнес, и наука, и общественная деятельности, и средства массовой информации (телевидение, радио, газеты). Поэтому книжная речь очень разнообразна и неоднородна.
Обычно внутри книжной речи выделяют три функциональных стиля.
Описание слайда:
Функциональные стили литературного языка
26
Описание слайда:
27
Таким образом, русский литературный язык состоит из пяти частей:
Разговорная речь
Язык художественной литературы
Официально-деловой стиль речи
Научный стиль речи
Публицистический стиль речи
Здесь две функциональные разновидности и три функциональных стиля.
Функциональный стиль – это часть книжной разновидности литературного языка
Описание слайда:
Описание слайда:
Устная форма официально-делового стиля используется…
… на собраниях и переговорах
29
Описание слайда:
Письменные тексты официально-делового стиля – это заявления, объяснительные записки, договоры, отчёты, приказы – словом, все документы.
30
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Письменные тексты научного стиля – это диссертации, дипломные работы, учебники, научные статьи и доклады.
33
Описание слайда:
Описание слайда:
Устная форма публицистического стиля используется …
… на телевидении и радио, во время публичных выступлений на общественно-значимые темы.
35
Описание слайда:
Письменные тексты публицистического стиля – это статьи в газетах и журналах.
36
Описание слайда:
Основные функции текстов этого стиля – сообщение информации и воздействие на мысли и чувства людей.
37
Описание слайда:
Чем функциональные стили отличаются друг от друга?
Функциональные стили отличаются друг от друга прежде всего лексикой.
В русском языке есть слова, которые могут использоваться в любой ситуации, в любом стиле. Они называются нейтральными словами. И есть слова, которые могут использоваться ограниченно. Такие слова называются стилистически окрашенными.
38
Описание слайда:
Стилистически окрашенная лексика
В толковых словарях русского
языка рядом со
стилистически окрашенным
словом ставится специальная
пометка:
Разг. – разговорная речь
Книжн. – книжная речь
Офиц. – официально-деловой стиль
Спец. – научный и официально-деловой стиль
Высок. – язык художественной литературы и публицистики
39
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Сравните тексты
Разговорная речь
Я хочу познакомить тебя с партнёром. Он человек денежный. У него в банке полно зелени.
Книжная речь
— Я хочу познакомить Вас со своим деловым партнёром, который принадлежит к классу имущих. В банке у него много долларов США.
42
Описание слайда:
Эмоционально окрашенная лексика
Эмоционально окрашенная лексика – это слова, выражающие чувства, эмоции.
Например: отличный, прекрасный, плохой, скверный.
Одновременно с эмоциями эти слова выражают оценку.
Оценка может быть:
1) положительной (отличный, прекрасный);
2) отрицательной (плохой, скверный).
43
Описание слайда:
Сравните:
О хорошем человеке:
прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, деликатный,
умница,
герой,
богатырь,
орёл,
лев.
О плохом человеке:
безобразный,
отвратительный,
гадкий,
нахальный,
противный,
глупец,
трус,
пигмей,
ворона,
заяц.
Описание слайда:
Сравните:
У него прекрасный вид.
У неё превосходное чувство юмора.
Мой брат – настоящий герой.
Да ты орёл!
У него безобразный вид.
У неё отвратительное чувство юмора.
Мой брат – настоящий трус.
Ну ты и ворона!
45
Описание слайда:
Эмоционально окрашенной, оценочной лексики не может быть в текстах официально-делового и научного стилей.
Но такие слова могут быть в текстах публицистического стиля и в разговорной речи.
46
Описание слайда:
Вывод
Средства русского литературного языка распределяются неравномерно. Выделяют три разновидности: язык художественной литературы, разговорную речь и книжную речь. В рамках книжной речи существуют функциональные стили: научный, публицистический и официально-деловой.
Стили и разновидности имеют ряд отличий, прежде всего в лексике. Например, эмоционально окрашенную лексику можно употреблять только в бытовом общении и в выступлениях на телевидении, радио, в газетных статьях и т.п.
47
Описание слайда:
Вопросы для самопроверки
Из каких компонентов складывается речевое общение?
Какие функции языка вы знаете?
Что такое функциональная разновидность языка?
Какие функциональные разновидности языка вы знаете?
Что такое функциональный стиль?
Какие функциональные стили вы знаете?
Что такое нейтральная лексика?
Что такое эмоционально окрашенная лексика?
Что такое оценочная лексика?
48
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Возможности и риски педагогической диагностики
Презентация на тему : «Этологическая теория»
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»
Презентация на тему: Электрический ток. Анализ опасности поражения током
«Вред и польза жевательной резинки»
Статья «Нетрадиционные формы обучения столяров»
КОС ОП.09 Охрана труда
Презентация по предмету :Светская этика.»Ночные ведьмы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5384029 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.