На что надевают бисер
Собираем украшение из бусин: какую основу взять?
В практике изготовления бижутерии существует широкий набор разнообразных материалов для нанизывания бусин. Не всегда начинающему мастеру легко принять решение, что же все-таки использовать в качестве основы для того или иного украшения: синтетическую нить, проволоку, нитку-стреч, эластичный шнур или что-то другое?
В этой небольшой статье я бы хотела остановиться на некоторых самых популярных материалах для нанизывания бусин, используемых при изготовлении украшений, дать им характеристику и описать варианты их применения.
Материал
Краткое описание
Преимущества
Недостатки
1. Леска
Одиночная нить, обычно прозрачная, с большим разнообразием диаметров. Изготовляется из синтетического, очень прочного и гибкого материала.
+ простота нанизывания бусин;
+ легко режется ножницами, не требует использования дополнительных инструментов
+ из-за прозрачности практически не заметна в готовом изделии.
— изделие получается достаточно жестким;
— легко принимает разнообразную форму, в зависимости от способа хранения (нельзя хранить в сложенном виде);
— со временем может растягиваться.
2. Нейлоновая (капроновая) нить
Очень прочная синтетическая нить, подходит для изделий, не нуждающихся в сохранении жесткой формы. Для повышения прочности можно сложить нить в несколько раз.
+ по прочности практически не уступает леске, подходит для изделий из тяжелых камней и бусин;
+ подходит для изделий без замочков.
— ввиду гладкости поверхности, узелки на нейлоновой нити могут развязываться, обязательно требуется закрепление их клеем.
3. Шелковая или хлопковая нить
Тонкая нить, изготовленная из натуральных, природных материалов. Доступна в различных цветах и диаметрах. Широко используется при изготовление изделий из жемчуга, так как не травмирует жемчужинки.
+ очень мягкая и пластичная нить, позволяющая украшению естественно ниспадать;
+ не растягивается со временем;
+ легко поддается завязыванию.
— имеет меньшую прочность, чем леска или нейлон;
4. Эластичная нить (нитка-резинка)
Представлена в разнообразном цветовом исполнении. Диаметр подбирается в соответствии с тяжестью бусин. Чаше всего на такую основу крепят браслеты на руку.
+ легко завязывается;
+ благодаря растяжению этой нити, изделие не требует замочка даже если изделие имеет маленький диаметр (напр. узкие браслеты на нитке-резинке, растягиваясь, легко надеваются на запястье);
+ можно сложить в несколько раз для большей прочности.
— из-за неправильно подобранного диаметра, нить может разорваться под тяжестью изделия;
— нить растягивается со временем, по этому требуется ее периодическая замена.
5. Проволока (медная, алюминиевая и т.д)
Имеет разнообразные диаметры и три вида жесткости (мягкая, полужесткая и жесткая). Такую проволоку можно встретить в различном цветовом исполнении. Ее иногда используют в бисероплетении, а также при создании украшений в технике «wire». Но она категорически не подходит в качестве основы для сборки бусин!
+ подходит для оплетения, закручивания, переплетения, соединения нескольких мелких элементов;
+ из такой проволоки можно изготовить соединительные колечки, бейлы для подвесок и т.д.
+ придает жесткость конструкции.
— НЕ может быть использована для сборки украшений, так как легко сгибается и переламывается в местах сгибов.
6. Ювелирный тросик (ланка, ювелирная струна)
Состоит из нескольких очень тонких проволок, скрученных или переплетенных вместе и покрытых гладким полимерным слоем из пластика или нейлона. Изготавливается в разных цветах и диаметрах.
+ удобна для нанизывания бусин;
+ очень прочна, подходит для тяжелых бусин.
— требуются специальные кусачки для нарезки такой проволоки;
— обязательно использование специальных протекторов в местах сгиба тросика, препятствующих его трению
— достаточно жесткая конструкция украшений, хотя менее подвержена изменению формы, в отличие от лески.
7. Мемори-проволока (проволока с памятью)
Жесткая стальная проволока в виде пружины из колец.
Диаметр этих колец подбирается в зависимости от диаметра той части тела, на которой будет носиться украшение. Чаще используется для браслетов или колье-чокеров.
+ не требуется замочек, достаточно закруглить концы проволоки
— может немного растягиваться после нанизывания бусин;
— требуются специальные кусачки для нарезки проволоки;
— проволока низкого качества может быть подвержена коррозии.
8. Вощеный шнур
Очень прочная основа, состоящая из множества натуральных волокон, соединенных вместе и покрытых специальным воском. Большое количество цветов и диаметров.
+ натуральная основа шнура является экологически чистым материалом, не вызывающим аллергии;
+ легкость нанизывания бусин и прочность.
— не подходят для мелких бусин с маленькими отверстиями;
— подвержены воздействию влаги и чрезмерного нагрева.
9. Illusion Cord (Иллюжен Корд)
Сверхпрозрачная, практически невидимая, особо прочная нейлоновая нить.
+ отлично подходит для нанизывания стеклянных бусин или прозрачных камней, таких как горный хрусталь и т.д.
+ хорошо подходит для украшений с подвижными элементами;
+ прочнее, чем леска.
— нет больших диаметров.
9. Кожаные, замшевые, вискозные шнуры
Как правило, толстые шнуры различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные и т.д.), выполнены в различных цветах и текстурах.
+ дополнительный декоративный элемент для украшения;
+ придает мягкость и красивое натуральное ниспадание изделию.
— подходит только для крупных бусин с большими отверстиями;
— возможно перетирание в процессе длительной носки и как следствие — разрыв.
Надеюсь, этот небольшой обзор материалов будет полезен для вашего творчества и поможет принять верное решение в процессе выбора основы для украшений.
Успехов в творчестве и всего самого наилучшего!
В данной статье мы рассмотрим различные способы нанизывания бисера, их плюсы и минусы.
Ручное поштучное нанизывание
Это самый доступный способ. Нанизывать бисер данным способом пробуют практически все начинающие рукодельницы.
Его плюсы:
Минусы:
Этот же способ набора бисера идет для вязанных жгутов, сумочек с рисунком, где бисерины надеваются по счету.
Набор бисера из емкости
Бисер можно насыпать на светлую ткань (темную лучше не брать, чтобы не уставали глаза), в низкую широкую коробочку, тарелочку и т.п., здесь выбор зависит от личных предпочтений рукодельницы. При использовании ткани бисер не будет «прыгать», это удобнее для новичков. По гладкой тарелке бисер будет скользить и разбегаться в разные стороны, поэтому необходимо немного потренироваться.
Плюсы:
Минусы:
Данный способ подходит для плетения большинства цветов и деревьев, где идет преимущественно один вид бисера.
Набор бисера с помощью самодельного спиннера
Третий способ – это нанизывание бисера с помощью самодельного спиннера. Спиннер – это специальное устройство для быстрого нанизывания бисера. При таком способе за одну минуту можно нанизать 35-55 см бисера, что значительно быстрее, чем двумя предыдущими способами. Рукодельницы выставляют огромное количество мастер-классов, где описывают различные варианты изготовления рукодельных спинеров. Самый простой делается из 2 предметов: невысокой круглой баночки (например от сметаны) и корпуса от ручки.
Чтобы изготовить спиннер, нужно сделать отверстие в центре баночки и вставить в него корпус от ручки. Корпус должен сидеть плотно (не шататься), и выступать примерно на 5 мм из-под банки. Если отверстие получилось большим, и корпус проваливается или шатается, то необходимо намотать лейкопластырь или зафиксировать клеем, герметиком и т.п.
Набранный бисер необходимо продвигать к катушке.
Некоторые рукодельницы усовершенствуют данный способ и прикручивают баночку к электрическому двигателю, что значительно ускоряет процесс работы и освобождает руку от необходимости крутить спиннер.
Плюсы:
Минусы:
Набор бисера с помощью профессионального спиннера
Это четвертый способ нанизывание бисера. С его помощью за 1 минуту можно набрать 55-75 см бисера. Профессиональный спиннер представляет собой конструкцию, состоящую из чаши (куда засыпается бисер) и подставки (которая позволяет вращать чашу).
Для того, чтобы набрать бисер на проволоку нужно насыпать его в спиннер, чтобы чаша была наполовину заполнена. Конец проволоки необходимо слегка загнуть и опустить в бисер, и начать вращать чашу. Бисер окажется набранным на проволоку, и его необходимо сдвинуть к катушке.
Как правильно работать со спиннером можно посмотреть в этом видео:
При наборе бисера с помощью спиннера есть определенные особенности. Удобнее всего набирать бисер вида рокайль (круглые бисеринки). Рубку набирать немного сложнее. Особенно это касается рубки размером больше 10. Если в спиннер насыпан бисер разного размера, то сначала будет набираться бисер более крупного размера. Для равномерного набора необходимо перемешивать бисер.
Очень сложно набрать бисер, если его слишком мало в чаше (необходимо хотя бы 10 г). Проволока для нанизывания должна быть достаточной жесткой, чтобы она не гнулась во время нанизывания. Сложно набирать бисер на проволоку тоньше 0,3 мм.
Профессиональные спиннеры отличаются друг от друга по материалу изготовления (пластик или дерево), размеру чаши, способам вращения чаши (механическое или электрическое).
Если спиннер механический, то вверху чаши он имеет штырек, за который его надо вращать.
Если есть возможность, то лучше приобрести несколько спиннеров, чтобы набирать разные цвета бисера, не высыпая каждый раз бисер из чаши.
Это очень удобно при изготовлении листьев с прожилками или лепестков с каймою.
Если спиннер электрический, то чаша ставится на подставку, которая самостоятельно вращает чашу.
Электрические спиннеры также различаются между собой. Есть спиннеры работающие на батарейках или непосредственно от сети.
Плюсы:
Минусы:
Набор с помощью профессионального спиннера и иглы
С помощью иглы бисер нанизывается ещё быстрее, иногда в 2 раза быстрее, чем без неё. Скорость нанизывания бисера на проволоку: 60-100 см в минуту. Такая игла очень пригодится для при работе с мягкими материалами, например, тонкой проволокой, нитками, леской. Таким способом можно невероятно быстро набрать бисер для «воздушки», многорядного колье из бисерных нитей или одноцветного лариата.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Вышивка бисером для начинающих
Почему многие рукодельницы предпочитают вышивку бисером любому другому виду рукоделий? Скорее всего потому, что бисер придает великолепную фактурность любому изделию, украшая его и придавая блеск и объемность готовой работе. Не удивительно, что все больше и больше мастериц хотят научиться вышивке бисером. К тому же, если вы уже освоили вышивку нитками и знаете много различных техник этого вида рукоделия, то научиться украшать одежду и ткани вышивкой бисером будет не так уж и сложно. Но все же не стоит пускаться в новое дело, не зная азов и не имея нужных материалов и инструментов для этого. В этой статье мы собрали самые полезные советы начинающим мастерицам, которые облегчат вам подготовку и процесс обучения этому рукоделию. Давайте же узнаем, что нужно для того, чтобы уметь владеть нитью, иголкой и бисером.
1. Материалы и инструменты
Первым делом вам стоит запастись всем необходимым для вышивки бисером. Следуйте советам из этого раздела и ознакомьтесь с этим полным списком того, что должно быть в шкафчике у каждой мастерицы.
Схема или рисунок, по которому вышивать бисером
Если вы еще ни разу не держали иголку с ниткой в руке, то вам определенно нужно приобрести схему для вышивки бисером. Обычно в готовых наборах уже есть схемы, но, если вас не устраивает их рисунок или что-то другое, всегда можно купить схему отдельно или даже найти что-то подходящее онлайн. Схема позволяет лучше ориентироваться во время работы и к тому же имеет цветовое обозначение. То есть каждый крестик или квадратик на схеме означает определенный цвет. Такие рисунки также содержат полезную информацию о том, какие оттенки бусин нужно приобрести. Для этого каждый оттенок или цвет имеет свой номер, что значительно упрощает процесс поиска нужных материалов.
Схема вышивки бисером с ключом
Бисер разных цветов
Самой первой трудностью во время подбора материала может оказаться поиск нужного, качественного бисера определенного размера и цвета. Качество бисера должно быть отличным. Уж лучше сэкономить на чем-то другом, иначе ваше изделие быстро потеряет свою красоту и респектабельный вид.
Какие материалы нужны для бисероплетения
Начинать плести следует из бисера 10/0 размера (если вы выбрали чешский бисер) или 12/0 для китайского. Их можно комбинировать в одной работе. Чтобы сэкономить, я часто плету зеленые листья из китайского бисера, так получается дешевле (ведь его расход самый большой). И если выбрать производителя довольно просто, то с количеством гораздо сложнее. Сколько и какого цвета купить? Простого ответа нет. Вот несколько советов, основанных на моём личном опыте:
Она бывает медной и стальной. Медная намного мягче, «послушнее» при плетении. Стальная жестче, зато лучше держит форму. Медная проволока, как правило, дороже стальной, и найти её в продаже сложнее. Я очень давно занимаюсь плетением цветов и для себя решила, что стальная проволока – это хороший вариант (просто к ней нужно немного привыкнуть). Существует довольно много производителей проволоки, существенной разницы по качеству я для себя не увидела, при покупке ориентируюсь на другие характеристики. Прежде всего – это толщина: самые «ходовые» размеры: 0,3 мм, 0,4 мм и 0,5 мм. Толщина проволоки указывается на этикетке. В этом видео представлен полный обзор проволоки. Он поможет вам лучше составить своё представление о её видах.
Если вы только начинаете плести, то можно легко обойтись без проволоки такого размера, или купить её совсем не много. По одной катушки 30 м каждого цвета хватит на длительное время.
Второй размер – 0,4 мм. Я такой проволокой пользуюсь чаще всего. Она подходит как на центральную ось (если нужно прочнее, то просто складываю её вдвое), так и в качестве рабочей проволоки. С таким диаметром удобно работать. Она достаточно мягкая, легко делать зацепы и обводку около оси, но при этом она отлично держит форму лепестков. Этот размер подходит для плетения любых цветов (в том числе и роз), изготовления деревьев в петельной или французской технике.
Также у меня много проволоки диаметром 0,3 мм. Ею я плету небольшие по размеру детали или использую для плетения, где необходимо пройти через бисерину несколько раз (например, при изготовлении «рюшек» на лепестках).
Кроме того, такой проволокой удобнее плести в техниках «параллельное плетение» и «игольчатое плетение».
Именно проволоку диаметром 0,3 мм используют мастера, которые плетут из мелкого бисера, так как более толстая просто не пролезет в отверстие.
Цветную проволоку я покупаю только в тех случаях, когда точно знаю, что её понадобится много (например, когда в работе почти все цветы близкого цвета).
Плетение роз требует подборки проволоки в цвет лепестков (там много крупных лепестков, сплетенных на нескольких осях, поэтому проволока очень видна). Мастера делятся своими «лайфхаками», как можно обойтись проволокой одного цвета: нужно покрасить проволоку, которая видна (чаще всего около центральной оси), лаком для ногтей в тон бисера.
Можно ли заменить проволоку на что-то более недорогое? Раньше, лет 10 назад, когда я только начинала плести, мастерицы покупали в электротоварах восьмижильный медный кабель длиной коло 20 м, очищали его от верхнего слоя и получалось сразу 8 проволочек нужного диаметра по 20 м, получалось очень выгодно. Но так поступали скорее от отсутствия возможности купить то, что хочется. В принципе, можно и сейчас поступить так же, но проволока получится только медного цвета. К тому же, чтобы подготовить её к работе, уйдёт много сил и времени: очистить проволоку, смотать её на катушке. Сейчас, на мой взгляд, гораздо проще сразу купить готовую проволоку, да и плести из неё приятнее.
Проволока очень прочная, отлично держит форму. Веточки из неё получаются изящными.
Для сборки крупных цветов (роз, гербер, лилий и т.п.) я использую алюминиевую проволоку диаметром около 5 мм, купленную в строительном магазине. Аналогов ей найти не могу. Она отлично держит цветок, недорогая, можно отрезать кусок любой длины. Но при работе очень сильно пачкает руки и нитки, поэтому перед использованием обматываю её тейп-лентой. К тому же флористическая лента предотвращает скольжение ниток по стеблю при обмотке.
Искать альтернативу пришлось долго. Лучшим решением для меня стала прошивка с помощью иглы и мононити. Она прочная, тонкая, прозрачная. Ею можно прошивать даже лепестки из светлого бисера, она совершенно не будет заметна. К тому же мононить стоит недорого, хватает её надолго.
Во многих МК встречается сеточка для бисероплетения. Это приспособление для сборки цветов, состоящих из множества лепестков (хризантемы, герберы, ромашки, подсолнухи и т.п.). Сеточки круглые, с отверстиями, похожи на дуршлаг. Отличаются по диаметру и количеству дырочек.
Она позволяет собирать лепестки на одинаковом расстоянии друг от друга, скручивая их попарно. Середину обычно расшивают в петельной или игольчатой технике. Такую расшивку удобно делать мононитью или проволокой 0,3 мм.
Плюсы сбора на сеточке:
Можно сеточку не покупать, а сделать самостоятельно. Вот обучающее видео:
Хотя мне удобнее покупать готовые сеточки: стоят они недорого, зато не нужно тратить время на изготовление. Сеточку необходимо маскировать, для этого делают шапочки из бисера или фоамирана.
Но при работе нужно соблюдать некоторые правила:
Я заметила, что почти все мастера начинали работать именно с лентой, но потом, отказавшись от неё в пользу ниток, используют тейп-ленту только в качестве вспомогательного материала.
Второй немаловажный плюс: нитками получается сделать тонкие и изящные веточки. Смотрятся они гораздо аккуратнее, чем если бы их обмотали флорлентой. Мне как-то пришлось собирать ветку орхидеи из множества цветочков. Ножка каждого цветка состояла из 2 перекрученных проволочек 0,4 мм. Сборка нитками получилась очень нежная.
Ещё один «лайфхак»: если у вас все-таки не нашлось подходящего цвета ниток, флорленты (или результат сборки вас не устроил), то уже собранные веточки можно покрасить плотной краской (гуашью или акрилом). Только не забудьте после покраски покрыть композицию лаком, иначе оно будет пачкать руки.
Итак, мы знаем ЧЕМ и на ЧЁМ плести, а также с помощью ЧЕГО собирать. В принципе, это достаточный минимум, чтобы получился готовый букет. Но хотелось бы рассказать и о дополнительных материалах. Часто готовую композицию фиксируют в горшке или вазе. К выбору тары стоит подойти ответственно. Ведь она может как украсить, так и полностью испортить работу. Желательно, чтобы горшок гармонировал по цвету и форме с букетом.
Существует два способа сборки композиции перед посадкой. Первый: композиция собирается полностью в один букет. Для этого выбираем центральный элемент (обычно это самый крупный и высокий цветок) и к нему начинаем приматывать другие элементы; в последнюю очередь приматываем зелень.
При такой сборке композиция просто ставится в горшок с гипсом (достаточно немного подождать и всё готово).
Но когда необходимо зафиксировать каждый элемент в отдельности, такой способ не подойдет. Тогда на помощь придет флористическая губка (или флористическая пена, оазис). Это пористый материал, в который можно воткнуть цветы, и они будут держаться до окончательной фиксации. Чтобы собрать композицию, достаточно на дно горшка приклеить оазис, после чего можно начинать сборку. Этот способ удобен тем, что в любой момент можно поменять положение любого элемента, уменьшить его длину.
Для посадки букета чаще всего используется гипс: стоит недорого, сохнет быстро, композицию держит крепко. У гипса есть особенность: во время посадки он сильно нагревается и расширяется. Поэтому для посадки в керамический горшок нужно положить неплотно скомканную фольгу или насыпать керамзита. Некоторые мастерицы вообще обходятся без горшка и делают гипсовые подставки.
Для того, чтобы букет как можно дольше сохранял первоначальный вид, а его листья и цветы отлично держали форму, я покрываю свои работы акриловым лаком.
В принципе, ничего сложно в работе с ним нет: просто берешь кисточку и красишь. Но чтобы процесс прошел удачно, вот несколько моих советов: лакируем работу только после полной сборки композиции и расправления всех элементов. Покрываем лаком обильно, но только с изнанки. Лак не должен просачиваться на «лицо».
Люблю использовать мох. Он производится из природного мха, окрашен в приятные натуральные оттенки, красиво смотрится в работах. В использовании достаточно простой, хорошо клеится. Для дополнительной защиты можно покрыть лаком для волос (или любым аэрозольным лаком).
А какие вы материалы используете в своём творчестве? Пишите в комментариях.
Спасибо за внимание и приятного творчества.