На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

О национальной
программе

Система управления реализацией программы

Президиум Совета

Правительственная комиссия

Президиум Правительственной комиссии

Подкомиссия по цифровой экономике

Подкомиссия по искусственному интеллекту

Проектный офис по реализации национальной программы – Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Проектный офис Правительства Российской Федерации

– Осуществляет мониторинг реализации национальной программы «Цифровая экономика» и ее федеральных проектов

Ответственный ФОИВ за реализацию нацпрограммы – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Готовит при участии АНО «Цифровая экономика», рабочих групп, центров компетенций и Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» проект паспорта национальной программы и запросы на его изменение

Организует согласование паспорта национальной программы «Цифровая экономика», запроса на его изменение и итогового отчета о реализации национальной программы с заинтересованными органами и организациями, АНО «Цифровая экономика», рабочими группами, центрами компетенций и другими

рассматривает итоговый отчет о реализации федерального проекта национальной программы «Цифровая экономика»

готовит предложения по инициированию новых федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и организует их согласие с АНО «Цифровая экономика» и заинтересованными органами и организациями

представляет предложения по инициированию новых федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» в Правительственную комиссию и Президиум Правительственной комиссии

обеспечивает проведение мероприятий по информационному сопровождению и освещению реализации национальной программы «Цифровая экономика»

запрашивает у ответственных ФОИВов, участников федеральных проектов нацпрограммы «Цифровая экономика», Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика», АНО «Цифровая экономика», органов и организаций необходимую информацию по вопросам реализации нацпрограммы

обеспечивает создание дирекции национальной программы «Цифровая экономика» на базе подведомственного федерального государственного бюджетного учреждения для исполнения возложенных на Минкомсвязь задач по реализации нацпрограммы

Ответственные ФОИВы

Организуют согласование паспорта национальной программы «Цифровая экономика», запроса на его изменение и итогового отчета о реализации национальной программы с заинтересованными органами и организациями

Представляют проекты паспортов федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» и запросы на ее изменение в ФОИВ, ответственный за реализацию нацпрограммы

Выполняют мероприятия федерального проекта национальной программы «Цифровая экономика»

Осуществляют мониторинг реализации федерального проекта национальной программы «Цифровая экономика»

Готовят запросы на изменение паспортов федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» и направляет их в центры компетенций

Источник

На пути к цифровому будущему: о реализации нацпрограммы «Цифровая экономика»

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

Согласно паспорту нацпрограммы «Цифровая экономика», ее бюджет составляет более 1,6 трлн рублей: около 1,1 трлн рублей предполагается направить из федерального бюджета и 535 млрд рублей — из внебюджетных источников. Вместе с тем, на сайте Минцифры указано, что общий объем финансирования составляет 1,05 трлн рублей. А из постановления Совета Федерации «О ходе реализации национального проекта “Цифровая экономика Российской Федерации”», опубликованного в ноябре минувшего года, объем финансирования национальной программы в 2019–2024 гг. равен 1,1 трлн рублей, в том числе из средств федерального бюджета будет направлено 930,2 млрд рублей, а из внебюджетных источников — 173,9 млрд рублей.

На момент запуска программы в нее входило шесть федеральных проектов:

1. Нормативное регулирование цифровой среды — бюджет 1,7 млрд рублей

2. Информационная инфраструктура — 772,4 млрд рублей

3. Кадры для цифровой экономики — 143,1 млрд рублей

4. Информационная безопасность — 30,2 млрд рублей

5. Цифровые технологии — 451,8 млрд рублей

6. Цифровое государственное управление — 235,7 млрд рублей

По состоянию на 1 января 2021 года на реализацию программы было потрачено 160,1 млрд рублей: 73,8 млрд рублей в 2019-м (освоено 73,3%) и 86,3 млрд рублей — в 2020-м (освоено 97%). «Остатки средств федерального бюджета возникли по причине неисполнения контрагентами обязательств по заключенным госконтрактам и экономии бюджетных средств», — поясняют в Минцифры.

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

В прошлом году в нацпроект «Цифровая экономика» был добавлен еще один федеральный проект — «Искусственный интеллект». В соответствии с информацией Минэкономразвития, его финансирование на период 2021–2024 гг составит 31,5 млрд рублей, из которых 24,6 млрд рублей будут направлены из федерального бюджета и 6,9 млрд рублей — из внебюджетных источников.

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

В соответствии с принятым осенью федеральным бюджетом, на период с 2021 по 2023 годы общий объем финансирования программы, по данным Минфина, составляет 558,7 млрд рублей: в 2021-м — около 157 млрд рублей, в 2022-м — 211,3 млрд рублей, в 2023-м — 191,1 млрд рублей. В соответствии с паспортом нацпроекта, на 2024 год запланировано выделить 198,4 млрд рублей.

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

В текущем году на реализацию нацпроекта выделено 157,2 млрд рублей. На 1 мая освоено 13,7 млрд рублей (8,7%):

· Нормативное регулирование цифровой среды — 122 млн рублей (освоено 5,4%)

· Информационная инфраструктура — 50,5 млрд рублей (5,1%)

· Кадры для цифровой экономики — 13,5 млрд рублей (3,2%)

· Информационная безопасность — 3,9 млрд рублей (16,8%)

· Цифровые технологии — 19,8 млрд рублей (10%)

· Цифровое государственное управление — 63 млрд рублей (12,2%)

· Искусственный интеллект — 6,2 млрд рублей (6,1%).

Нормативное регулирование цифровой среды

В 2020 г. потрачено 67,8 млн рублей (64,6%)

В рамках данного федерального проекта планируется создать гибкую систему правового регулирования цифровой экономики, снять барьеры для развития современных технологий и ведения бизнеса в гражданском обороте; финансовых технологиях; интеллектуальной собственности; телекоммуникациях; судопроизводстве и нотариате; стандартизации. Кроме того, будут урегулированы вопросы идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных.

По данным Минэкономразвития на середину марта текущего года в Госдуме находятся на рассмотрении четыре законопроекта:

1. Законопроект № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации), ожидаемым результатом от принятия которого станет создание правовых условий для расширения возможностей и способов идентификации, позволяющих физическим лицам управлять своими данными, размещенными в ФГИС ЕСИА (Федеральная государственная информационная система Единая система идентификации и аутентификации, — прим. ред.), для получения различных услуг и сервисов в интернете.

2. Законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”» (в части уточнения порядка обработки персональных данных), призванный усовершенствовать порядок работы с согласиями на обработку персональных данных, введение условий и правил обезличивания, что упростит гражданам и организациям работу с согласиями на обработку персональных данных, создаст условия для использования массивов данных для развития новых технологий.

3. Законопроект № 1104357-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации», который уточнит процедуры идентификации клиентов организациями в рамках «антиотмывочного» законодательства, что снизит издержки бизнеса и граждан на сбор и проверку сведений.

4. Законопроект № 1129501 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”», который создаст правовые условия для апробации и внедрения новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в сферах медицины и телекоммуникаций, беспилотного транспорта, связи и обработки персональных данных.

В Правительство Российской Федерации внесены шесть законопроектов:

1. Законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», признанный уточнить, в частности, порядок оборота прав на программы для ЭВМ.

2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов конвертации электронных документов, создания электронных и материальных дубликатов документов, хранения электронных документов» — с целью формирования правовых условий для создания электронных и материальных дубликатов документов с сохранением их юридической значимости.

3. Законопроект «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения электронного документооборота между судами и лицами, участвующими в деле, а равно лиц, участвующих в деле, между собой), создающий условия для ознакомления с материалами судебных дел в электронном виде, а также для дистанционного участия граждан в судебном заседании.

4. Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн механизмов урегулирования споров», создающий правовые основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.

5. Законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О связи”», определяющий инфраструктуру связи в качестве обязательной при создании (реконструкции) зданий и сооружений.

6. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”» (в части применения электронных документов при осуществлении принудительного исполнения исполнительных документов и электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве), устраняющий правовые ограничения, связанные с электронным взаимодействием с Федеральной службой судебных приставов различных участников исполнительного производства.

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

Информационная инфраструктура

В 2020 г. потрачено 39,6 млрд рублей (98,7%)

В соответствии с задачами федерального проекта планируется развивать инфраструктуру связи и расширять доступ в интернет в малонаселенных и отдаленных пунктах, что должно помочь преодолеть цифровое неравенство и обеспечить гражданам доступ к современным цифровым услугам, дистанционному образованию и телемедицине.

К 2024 году точки доступа Wi-Fi и вышки сотовой связи должны появиться в 26,9 тыс. населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. Кроме того, подводная оптоволоконная линия должна связать Чукотку с материком. К концу 2024-го планируется создать четыре космических аппарата для высокоэллиптической спутниковой системы, обеспечивающей доступ к широкополосному интернету в труднодоступной и удаленной местности, в том числе на территориях Арктической зоны и Дальнего Востока, а также на всей протяженности Северного морского пути. В школьных классах должны быть созданы точки доступа Wi-Fi, а в 10 городах-миллионниках — развернуты сети 5G.

По информации Минцифры, в 2020 году выход в Сеть получили около 26,6 тыс. социально значимых объектов (СЗО), а всего за 2019 и 2020 гг. — порядка 44,3 тыс. СЗО. В прошлом году большая часть подключений (около 8,9 тыс.) пришлась на фельдшерско-акушерские пункты, образовательные учреждения (около 8,4 тыс.), органы государственной власти, местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, Росгвардии (около 5,9 тыс.). Также выход в Сеть получили 3 тыс. избирательных комиссий и почти 400 государственных и муниципальных организаций культуры. Кроме того, был обеспечен доступ россиян к интернету при помощи точек доступа Wi-Fi в более чем в 12 тыс. малочисленных населенных пунктах с количеством жителей от 250 до 500 человек. Определены приоритетные диапазоны частот для развертывания сетей 5G с использованием отечественного оборудования.

Кадры для цифровой экономики

В 2020 г. потрачено 5,9 млрд рублей (94,5%)

Подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики поможет обеспечить усовершенствованная система образования. Кроме того, граждане страны смогут получать новую мотивацию для освоения цифровых компетенций. В частности, возможность освоения цифровых компетенций по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат должны получить 200 тыс. россиян. При этом 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий до 120 тыс. человек. Кроме того, 80 тыс. преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для специальностей в сфере информационных технологий (ИТ) и различных предметных отраслей.

По данным Минцифры, в 2020 году на бюджетные отделения вузов по ИТ-направлениям поступили порядка 62 тыс. человек. Прирост к прошлому году составил 25% (в 2019-м принято 49,5 тыс. человек). Привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать их новыми ИТ-направлениями помогут программы популяризации ИТ-специальностей, которые российские регионы начали реализовывать в 2021 году. Продолжилась реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, включая программы переподготовки антикризисных лидеров и команд цифровой экономики. В 2020-м обучение по ним прошли 5,5 тыс. человек.

В 2019 году была запущена программа дополнительного профессионального образования для различных групп населения с использованием персональных цифровых сертификатов. В 2020-м в реализации программы приняли участие 48 регионов. За два года 38 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование по этой программе.

Для повышения эффективности государственной политики в сфере цифрового развития на государственной (муниципальной) службе организовано обучение работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления. За 2019–2020 годы обучение прошли 23 тыс. человек.

Информационная безопасность

В 2020 г. потрачено 4,3 млрд рублей (97,6%)

Планируется обеспечить безопасность цифрового пространства, защиту от киберугроз и защитить персональные данные россиян. Для этого 400 государственных информсистем будут протестированы на защищенность от утечек информации и от хакерского воздействия.

Усовершенствуется механизм блокировки фишинговых сайтов, имитирующих сайты госорганов. Специалисты по кибербезопасности станут отслеживать работу подозрительных сайтов и предупреждать онлайн-мошенничество. Также в планах — запуск сервиса проверки мобильных приложений на уязвимости, а также создание информационной системы противодействия телефонному мошенничеству. Для практического обучения специалистов из различных отраслей экономики запустят национальный киберполигон — платформу, имитирующую бизнес-процессы предприятий.

По данным Минцифры, учения на пяти киберполигонах должны пройти уже в текущем году. Киберполигоны открыты в Москве, в Дальневосточном федеральном университете (остров Русский), Научно-технологическом университете «Сириус» (г. Сочи), а также на базе Сибирского государственного университета (г. Новосибирск). После этого должны быть запущены центры в Санкт-Петербурге и других городах, в том числе в сотрудничестве с крупнейшими вузами страны.

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

Цифровые технологии

В 2020 г. потрачено 12,7 млрд рублей (99,7%)

Будут созданы благоприятные условия для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок. Для этого планируется принять комплексные меры государственной поддержки ИТ-стартапов и разработчиков программного обеспечения, а также стимулировании спроса компаний различных отраслей экономики на ИТ-решения.

Планируется выдать около 100 млрд рублей льготных кредитов на проекты по цифровой трансформации. Кроме того, за счет программы льготного лизинга будет обеспечено внедрение цифровых технологий и платформенных решений преимущественно отечественного происхождения.

По информации Минцифры, с 1 января 2021 года действуют льготы для ИТ-компаний: налог на прибыль 3% вместо 20%; страховые взносы на фонд оплаты труда — 7,6 % вместо 14%; нулевая ставка НДС для российского лицензионного софта. В 2021-м вводится второй пакет мер поддержки, который включит более 60 инициатив, включая льготы на внедрение российских решений, введение гибкого регулирования использования иностранных решений, секторальные меры поддержки.

С 1 апреля 2021 года российское программное обеспечение переустанавливается на мобильные телефоны (смартфоны), планшеты, ноутбуки, компьютеры и телевизоры с функцией смарт ТВ. Предустановка отечественного программного обеспечения поможет российским разработчикам продвигать свои товары на местном рынке и сбалансирует условия эксплуатации зарубежных и российских программных продуктов.

Цифровое государственное управление

В 2020 г. потрачено 23,6 млрд рублей (93,6%)

Помимо развития портала Госуслуг — единого окна для взаимодействия между государством гражданами, — 95% социально значимых услуг должны быть переведены в электронный вид. Начиная с апреля 2021 года пользователям стала доступна бета-версия обновленного портала, ключевым отличием которой является наличие интеллектуального помощника — робота Макса, в онлайн-режиме отвечающего на вопросы пользователей, выявляя их потребности.

Кроме того, до конца 2021-го в России должны быть запущены шесть новых суперсервисов — госуслуг нового вида, сформированных вокруг жизненных ситуаций каждого человека: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»; «Правосудие онлайн»; «Рождение ребенка»; «Утрата близкого человека»; «Трудовая миграция онлайн»; «Мое здоровье онлайн».

В настоящее время на портале доступны семь суперсервисов. Среди них: «Поступление в вуз онлайн», с помощью которого во время пандемии выпускники школ подавали документы и дистанционно оформляли зачисление в вузы; «Социальная поддержка онлайн» (с согласия гражданина информирует о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки); «Цифровое исполнительное производство» (помогает узнать о ходе исполнительного производства, а также дистанционно подать ходатайство без посещения судебных приставов); «Трудовые отношения онлайн» (позволяют оформить пособие по безработице с использованием базы вакансий «Работа в России», а также получить сведения о трудовой деятельности в электронном виде); «Оформление европротокола онлайн» (мобильное приложение для платформ Android и iOS, предоставляет возможность оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД); «Пенсия онлайн»; «Онлайн-помощь при инвалидности».

В период пандемии выросла аудитория пользователей портала «Госуслуги»: на 12,1 млн увеличилась количество пользователей портала (до 77,5 млн человек), вдвое выросла средняя ежедневная аудитория портала (4,2 млн пользователей), а также увеличилось количество обращений, не требующих очного присутствия.

Сейчас в личном кабинете обеспечен доступ гражданина к 12 видам сведений о себе и истории межведомственных запросов по заявлениям. При этом более двух пользователей оформили заявки на получение финансовых услуг с использованием данных портала «Госуслуги».

Искусственный интеллект

Целью данного федерального проекта является увеличение количества отечественных разработок в области искусственного интеллекта, а также удовлетворение кадрового голода для бизнеса.

На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Смотреть картинку На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Картинка про На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф. Фото На что направлен национальный проект цифровая экономика в рф

В рамках реализации проекта на господдержку могут рассчитывать около 1200 стартапов, которым, наряду с крупным бизнесом, будет обеспечен доступ к наборам данных. Планируется создание шести исследовательских центров по ИИ, проведение свыше 100 хакатонов, ускорение деятельности органов власти. Помимо этого должны повысить квалификацию школьные и вузовские преподаватели, а почти 100 тыс. школьников и студентов — пройти предакселерацию по ИИ. На бакалаврские и магистерские программы должны поступить 9 тыс. человек.

Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Источник

О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»

Заслушав информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Национальный проект «Национальная программа „Цифровая экономика Российской Федерации“ (далее – национальная программа) реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“ для решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели «цифровая трансформация», в соответствии с которыми национальная программа будет скорректирована.

В рамках национальной программы в 2018–2020 годах реализовывалось шесть федеральных проектов в сферах нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, поддержки цифровых технологий, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, а также цифрового государственного управления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» сформирован федеральный проект «Искусственный интеллект», начало реализации которого планируется с 2021 года.

По предложению Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется разработка нового федерального проекта «Цифровой регион», направленного на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации.

Общий объем финансирования национальной программы в 2019–2024 годах составляет 1 107 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 930,2 млрд рублей, внебюджетных источников – 173,9 млрд рублей.

По итогам 2019 года уровень исполнения сводной бюджетной росписи составил 73,4 процента, не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 26,8 млрд рублей (26,6 процента). На 1 октября 2020 года объем использованных средств федерального бюджета на реализацию национальной программы составил 20,6 процента.

Согласно проекту федерального закона № 1027743–7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджетные ассигнования запланированы в 2021 году в объеме 156,3 млрд рублей, в 2022 году – 211,3 млрд рублей, в 2023 году – 191,1 млрд рублей.

В субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы и проекты в сфере цифровой экономики. Большинство региональных проектов осуществляется по направлениям, аналогичным направлениям, по которым осуществляются федеральные проекты национальной программы. В связи с корректировкой паспортов федеральных проектов национальной программы требуются внесение соответствующих изменений в региональные проекты, утверждение новых показателей и методик их расчетов.

За время реализации национальной программы сформировались условия для масштабной системной цифровой трансформации отраслей и секторов экономики. В период пандемии новой коронавирусной инфекции активизировались процессы цифровизации, усилилась поддержка развития цифровых технологий, цифровой трансформации компаний, государственного управления, образования, медицины, возросла социальная функция цифровых технологий и сервисов.

Вместе с тем принятые меры по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции выявили нерешенную проблему цифрового неравенства, необходимость обеспечения повсеместного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подключения к ней социально значимых объектов.

Актуальность приобрела задача разработки и поддержки отечественного программного обеспечения, включая мессенджеры и корпоративные платформы для обучения и работы.

Кроме того, в условиях востребованности онлайн-сервисов повысились требования к уровню защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе персональных данных.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, следующие проекты федеральных законов:

№ 614271–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи»;

№ 992331–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“;

№ 946734–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“;

№ 613239–7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“;

№ 974103–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О стандартизации в Российской Федерации“;

№ 747513–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)»;

№ 657361–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)»;

№ 514780–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и иные законодательные акты Российской Федерации» (о создании информационной системы проверки сведений об абоненте).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку федерального проекта «Цифровой регион» для рассмотрения на президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам в 2021 году и включения в национальную программу;

разработать единый регламент работы с обращениями субъектов персональных данных о противоправных действиях в отношении их персональных данных в целях внесения изменений в нормативные правовые акты в части усиления ответственности за указанные действия;

рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов в части установления требований к данным, используемым в электронном виде, и системе управления ими;

проработать вопрос о создании региональных центров компетенций по координации ведомственных программ цифровой трансформации;

рассмотреть целесообразность разработки единой системы управления цифровой трансформацией в субъектах Российской Федерации;

оценить потребность в разработке стратегии развития сетей связи сроком на 10 лет, определив объемы использования компонентов сетей связи, включая оптическое волокно отечественного производства;

рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение работ по внедрению федеральных информационных систем, включая работы по интеграции федеральных и региональных информационных систем, а также на обучение специалистов по работе с федеральными информационными системами;

ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации о проведении эксперимента по организации предоставления государственных услуг и иных сервисов в банках.

4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий по цифровой трансформации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и дальнейшей его интеграции в современный цифровой контур в сфере государственного управления;

проработать вопрос о включении мероприятий, направленных на реализацию концепции развития информационно-телекоммуникационной платформы «Цифровой Совет Федерации», в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы в 2021–2024 годах;

рассмотреть возможность уточнения целей национальной программы, определив достижение общественно значимых результатов как приоритетную;

разработать методические рекомендации по цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации;

разработать четкие механизмы контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию национальной программы;

рассмотреть вопрос о разработке системы мониторинга процесса цифровой трансформации, включая систему показателей «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, единую на федеральном, региональном и местном уровнях;

проработать вопрос о включении в национальную программу целевого показателя «доля использования продукции отечественного производства»;

обеспечить согласование с субъектами Российской Федерации показателей национальной программы и общественно значимых результатов ее реализации, а также внесение в кратчайшие сроки соответствующих изменений в паспорта федеральных проектов национальной программы;

проработать вопрос об утверждении новых методических рекомендаций по расчету показателей региональных проектов и сроков заключения дополнительных соглашений;

продолжить работу по обеспечению защиты персональных данных пациентов при проведении телемедицинских консультаций;

предусматривать при создании федеральных информационных систем возможность их интеграции с региональными информационными системами;

проработать вопрос о предоставлении операторам подвижной радиотелефонной связи недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры связи, созданным за счет средств федерального бюджета;

рассмотреть возможность увеличения доли целевого набора абитуриентов из субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Арктической зоны Российской Федерации, в образовательные организации высшего образования с последующим трудоустройством в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также количества дистанционных курсов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»;

проработать вопрос создания и развития отечественных спутниковых систем наблюдения за окружающей средой для использования на территории Арктической зоны Российской Федерации;

уделить при рассмотрении вопроса о развитии программы по переходу на цифровое эфирное телевизионное вещание особое внимание населенным пунктам, расположенным вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции;

рассмотреть возможность включения в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы мероприятия по реализации в 2021–2022 годах пилотного проекта «Цифровой Ускат» в рамках проекта «Цифровой Обь-Иртышский бассейн», предусмотрев в 2021–2022 годах для этих целей из федерального бюджета субсидии бюджету Кемеровской области – Кузбасса;

представлять на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике информацию о ходе реализации национальной программы один раз в полугодие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года.

5. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при участии Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработать концепцию развития информационно-телекоммуникационной платформы «Цифровой Совет Федерации».

6. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

заслушивать на заседании комитета информацию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национальной программы один раз в полугодие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года;

проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
18 ноября 2020 года
№ 493-СФ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *