На что ориентировано игровое пространство
«Организация игрового пространства в детском саду.»
Организация игрового пространства в детском саду.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС должна быть многоуровневой и полифункциональной. Правильно организованное игровое пространство является одним из условий гармоничного развития личности ребенка в детском саду.
При создании игровой среды необходимо изучить ряд нормативных документов. В соответствии с ФГОС предметно-пространственная среда должна строиться в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Игровое пространство – это часть образовательной среды. Поэтому необходимо все грамотно смоделировать и вносить изменения с развитием потребностей и интересов дошкольников.
Игровое пространство группы также создается в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ. Однако групповые комнаты не похожи друг на друга. По-разному оформлены театрализованные уголки, полки с дидактическими играми и др.
Важным средством развития игровых умений является правильно подобранный игровой материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы куклы разного размера, игрушечная мебель и посуда, транспортные игрушки, игровые строительные наборы.
Для полноценного воспитания и сенсорного развития дошкольников используют дидактические игрушки и игры. Это могут быть матрешки, пирамидки, мозаики.
Отдельное место отводится настольно-печатным играм. Это лото, домино, кубики с картинками, шашки, разрезные картинки и т.д. Эти игры способствуют расширению представлений детей о природе, об окружающих предметах и явлениях и т.п.
Интересны детям игрушки-забавы. Для каждого возраста они свои и используются в различных целях. В младших группах их используют для организации досуга, дают в самостоятельное пользование неваляшек, волчков. В средней группе дают игрушки со звуковым эффектом. В старшей и подготовительной группе показывают действие электрифицированной железной дороги.
Игровой материал в детском саду располагается в доступных местах, чтобы ребенок мог свободно им пользоваться. Весь запас игрушек дают детям не сразу, а постепенно. Игрушки, которыми дети перестают пользоваться, на время убирают.
В результате правильного подхода к организации игрового пространства в дошкольном учреждении нетрудно создать комфортную обстановку для пребывания и полноценного развития ребенка.
Требования к игровому пространству
Требования к игровому пространству
Почему я решила выделить этот пункт в отдельный раздел, вынеся его из рекомендаций по проведению БПИ?
Так как в данной книге я описываю авторский подход к БПИ, то в нем, несомненно, есть своя специфика. Так вот, игровое пространство – это отдельное действующее лицо в наших играх.
БПИ как метод используют многие профессионалы, и у каждого из них есть свои, авторские принципы применения игры. Однако, насколько мне известно, большинство ведущих не делают значительного акцента на игровом пространстве, и оно в таком случае носит весьма условный характер, внимание в основном уделяется сюжету и действию.
Те же, для кого игровое пространство является важным инструментом игры, нередко решают эту задачу путем вывоза участников «в поля» – проводят игры на природе, в лесу, городе, на заброшенном заводе, в зависимости от сюжета. Понимая организационную сложность и учитывая финансовый аспект такого рода игровых пространств, мы редко прибегаем в своих играх к подобным способам. Хотя это тоже очень эффективный метод погружения в игру, так как условия, в которых она протекает, максимально приближены к жизни.
Итак, игровое пространство. Это действующее лицо предстает перед участником раньше, чем появляется главный герой – Мастер игры. От того, какое впечатление произведет пространство на участника, во многом будет зависеть его восприятие самого нарратива и всего дальнейшего действия.
Представьте, что вы сидите в зале, гаснет свет, начинает звучать музыка, открывается занавес… и вы видите нечто! Вы уже испытываете определенные чувства и погружаетесь в то или иное состояние. Еще нет ни одного героя на сцене, не сказано ни одного слова, а вы уже что-то «проживаете».
Так же и в БПИ. Игровое пространство – это мощный инструмент погружения участника в игру и его последующего удержания внутри происходящей истории.
В БПИ много от театра, в том числе и пространство – это декорации, костюмы. Только в театре зритель находится в темном зале, на обычном кресле, а вся феерия декораций и действий происходит там, на сцене. Поэтому у него нет ассоциирования себя с происходящим – все свершается там и тогда, а не здесь и сейчас. В БПИ участник оказывается внутри декораций. Это, согласитесь, дает совсем другой эффект. Вспомните театральные действия, где использовались простые приемы: вдруг кто-то со сцены вылетал на канате в зал над головами зрителей или просто-напросто в зал бросали что-то – мяч, цветы, конфетти. Или в кинотеатре дул ветер, а многомерный, объемный звук шел не от экрана, а сбоку, сзади. Какой эти простые приемы производили эффект! Восторг, возгласы, мурашки по телу! Почему? Потому что это ощущение участия в происходящем, сопричастности к нему.
Что я считаю принципиально важным в организации игрового пространства?
1. Как уже было обозначено, для максимально полного погружения участника в игру нужно задействовать все каналы восприятия. Поэтому, создавая игровое пространство, мы обращаем внимание на визуальную составляющую (формы, размеры, объем, цвета, абстрактность или реалистичность создаваемых декораций, световые и прочие визуальные спецэффекты – вспышки, огонь), аудиальную составляющую (звуки, музыка, громкость этих звуков), кинестетическую составляющую (температура воздуха, размеры пространства и возможности свободного передвижения в нем, спецэффекты – ветер, движение, изменение декораций, запахи, тактильные ощущения).
Для погружения в состояние одиночества в игре «От любви до ненависти и обратно» нами была создана соответствующая комната. Мы размышляли, что одиночество никак не окрашено само по себе – ни негативно, ни позитивно, все зависит от отношения человека к этому состоянию. При данном состоянии человек испытывает дефицит внешних факторов, раздражителей. Ассоциативно одиночество – это холод, прохлада. Мы взяли комнату, которую полностью обили (пол, стены, окна) белым гладким ватманом, включили ультрафиолетовую лампу и кондиционер. Белая, гладкая комната, холодный, фоновый свет ультрафиолета, прохладный воздух, отсутствие звуков. Дальше комната окрашивалась в определенные цвета благодаря тем эмоциям, которые люди испытывали в ней.
В игре «Темная башня» участники попадают в мир, который рушится. Пространство оформлено ломаными линиями: на потолке натянута ткань, создающая ощущение падающего, наклоненного потолка, везде кривые плоскости стен, повсюду сломанные технические и металлические конструкции, вазы с отколотыми краями и т. п. Раздаются звуки чего-то скрипящего, трескающегося. Периодически что-то из деталей декораций начинает раскачиваться или падает.
На пол мы положили неровно большой толстый лист фанеры, задрапировав его. Когда участники ходили по полу, он накренялся в одну или другую сторону, поэтому не было ощущения устойчивости, его приходилось искать.
По легенде, Стрелок, главный герой нарратива, шел спасать свой мир почти в никуда, в неизвестность. Попадая в игровое пространство, участники спиной со стола, поставленного при входе, падают в темноту сзади, только догадываясь, поймает ли их кто-то или есть ли там что-то мягкое (внизу на матах их ловят помощники Мастера игры по технике упражнения «Свободное падение»).
2. Второй важной составляющей игрового пространства является его динамичность. Особенность человеческого восприятия такова, что оно притупляется при воздействии на него одних и тех же сигналов. Даже самое необычное игровое пространство вскоре становится для участника привычным, он адаптируется к нему, поэтому необходима динамика не только игрового действия, но и игрового пространства. Это смена декораций, костюмов, переход из одного пространства в другое, смена музыки, звуков, спецэффектов на протяжении игрового действия.
В игре «От любви до ненависти и обратно» участники проживают разные чувства, сопутствующие любви: и страх, и одиночество, и эйфорию, и нежность, и жадность, и чувство собственничества. Это очень разные состояния, поэтому крайне сложно создать универсальное игровое пространство для проживания каждого из них. Подготавливая условия для погружения участников в шесть-семь разных состояний, мы использовали шесть-семь разных комнат, каждую из которых оформляли по-своему (о комнате одиночества рассказано выше). Между ними были сделаны переходы из непрозрачной пленки, как своего рода рукава-порталы, чтобы участники не выпадали из игрового пространства, оказываясь в обычных коридорах или на лестницах во время перемещений из комнаты в комнату.
В адаптированной нами игре «Убить Дракона» (авторство – пединститут г. Владимира) главный герой Дракон меняет обличия, костюмы по ходу игры так же, как делает его прототип в одноименном фильме М. Захарова (по сказке-пьесе Е. Шварца «Дракон»). Вначале он предстает в классическом образе злого героя (черно-красный плащ, клыки, когти, металлические доспехи, соответствующий грим), затем появляется то в костюме конферансье (бабочка, цветок в петлице, легкомысленный костюм), то в деловом облике (классический деловой костюм, шляпа), то в домашнем виде (тапочки, свободный свитер, брюки). Соответственно менялась и музыка, предвосхищающая его очередное появление.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Учимся моделировать игровое пространство в ДОО с учетом ФГОС
Татьяна Землянкина
Учимся моделировать игровое пространство в ДОО с учетом ФГОС
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников [10]. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОО необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.
Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.
В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению [4].
В широком смысле развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Основными пространствамидетского сада являются:
— игровое пространство;
— пространство физической культуры;
— пространство познания окружающего мира;
— пространство личностно-социального развития.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровойдеятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических).
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
Предметно-игроваясреда в современных ДОО должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.
Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых – организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Размещение материалов должно быть функциональным,а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т. д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор [5].
При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОО. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При формировании игрового пространства необходимо:
• избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
• создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука», роста и предметного мира взрослых;
•исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.).
Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.
Предметно-пространственная среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
4. Захарова, Т. Н.. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка. [Электронный ресурс]/ Т. Н. Захарова. – Электронные данные. –Научная библиотека диссертаций и авторефератов Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rasshirenie-obrazovatelnogo-prostranstva-detskogo-sada-kak-uslovie-formirovaniya-sotsialnoi-#ixzz3U5tqb1Ug
5. Предметно-пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей/Под ред. Н. А. Коротковой. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 96 с.
7. Новоселова, С. Л.Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. [Текст] / С. Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
8. Новоселова, С. Л.Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С. Л. Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48.
9. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] / В. А. Петровский. – М. : Просвещение, 1993. – 216 с.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», г. Москва.
Использование метода мнемотехники с учетом требований ФГОС Мнемотехнические приемы и способы я использую во всех образовательных областях на совместной деятельности, с учетом интеграции и требований.
НОД по аппликации с учетом ФГОС в подготовительной группе «Письмо от Смурфиков» НОД по аппликации с учетом ФГОС в подготовительной группе Тема: «Письмо от Смурфиков» Цель: создание социальной ситуации развития посредством.
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6 3. ПРОБЛЕМАТИКА.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Цветик-семицветик» с учетом ФГОС КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕОМ ФГОС Тема: «Цветик-семицветик». ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению.
Памятка по составлению конспекта НОД с учетом требований ФГОС дошкольного образования Памятка по составлению конспекта НОД с учетом ФГОС ДО. Схема построения НОД по ФГОС ДО Старший возраст. 1. Введение в ситуацию. Необходимость.
Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования Нормативно-правовая БАЗА Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный.
Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным государственным.
Проектирование НОД по речевому развитию в средней группе с учетом требований ФГОС до Требования ФГОС ДО по речевому развитию дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка
К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения качества в образовании дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом.
Проект «Игровое образовательное пространство в ДОУ «Мин ыллыкчааннарым» как условие самореализации ребенка» регламентирует деятельность МБДОУ «Хаптагайский центр развития ребенка-детский сад «Хомусчаан»» в вопросах обеспечения доступного качественного образования дошкольников согласно государственным образовательным стандартам. Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации игрового образовательного пространства.
Основными направлениями деятельности при реализации проекта являются:организация обучающих мероприятий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ: повышения инициатив, творческого подхода в педагогической деятельности педагогов; создание совершенно другого игрового образовательного пространства – среды в ДОУ; тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагог-дети-родители, педагог-педагог).
Социально значимые свойства личности и качества ее индивидуальности определяются мерой включения в социокультурное пространство. Отсюда вырастает проблема «выращивания» таких специально спроектированных образовательных пространств, которые бы согласовывались с идеями гуманизации, диалогичности, природосообразности и культуросообразности психолого-педагогического процесса.
Для формирования интегративных качеств ребенка, которые определяют успешность личностной актуализации и позволяют ребенку самостоятельно решать задачи, адекватные возрасту, необходимо опосредовать развитие высшего уровня сфер развития ребенка – произвольности (физической активности, социально-эмоциональных процессов, познавательно-речевой деятельности, художественно-творческих процессов) через проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды.
Исходя из определения среды как условия развития и становления личности (Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, В. А. Ясвин и др., игровое пространство можно определить как специально организованную предметно-пространственную среду, являющуюся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития. Именно игровая среда является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра является общепризнанным феноменом в развитии личности ребенка (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, А. В. Кенеман, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Т. И. Осокина, Д. Б. Эльконин и др.).
Игровое пространство мы понимаем как совокупность игровой деятельности, которое, по сути, является социокультурной практикой; предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной, исследовательской, продуктивной, музыкальной, трудовой и двигательной деятельности детей. Значит, игровое пространство должно развивать мышление детей, их способность к моделированию действительности в игровой форме, воображение и склонность к фантазии. Игровое пространство ДОУ должно ориентироваться на зону «ближайшего развития» со знакомыми и совсем незнакомыми предметами, материалами, играми, которые наполняют игровое, жизненное, образовательное пространство ребенка в соответствии с требованиями Программы.
• Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;
• Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
• Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
• Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы.
Значит, проблема создания игрового образовательного пространства актуальна и отвечает современным целям и задачам развития дошкольного образования. В связи с этим и возникает необходимость создания проекта «Игровое образовательное пространство в ДОУ «Мин ыллыкчааннарым» как условие самореализации ребенка». Проект направлен на организацию специально спроектированного образовательного пространства в ДОУ через игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста и системы, в которой будут задействованы и на игровом образовательном уровне связаны все участники образовательного процесса.
Игровое образовательное пространство рассматривается как комплекс образовательных, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, познавательную и бытовую среду в детском саду.
Главная идея проекта – обеспечить реализацию модели игрового образовательного пространства, обеспечивающего условия для самореализации ребенка, повышения качества образования дошкольника в соответствии с современными требованиями дошкольного образования…
Во-первых, отказ от копирования школьных форм организации обучения. Это будет образовательная деятельность, устойчивый интерес ребенка к освоению среды, стимулирующей познавательную активность детей, требующую от ребенка самостоятельности в принятии решений и оптимальном выборе способов самообразования, где и с кем.
Во-вторых, это игровая деятельность детей по интересам, желанию и выбору пространства, которая будет обеспечивать развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков, развивать творческие способности ребенка, так как она будет происходить по собственному «сценарию» ребенка. В процессе игры ребенок реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности, проложит собственный образовательный маршрут.
Это позиция повышения качества образовательного процесса за счет создания игрового пространства с учетом образовательных задач, предоставляющего ребенку возможность выбора вида деятельности, игр, игрушек и творческого партнера-взрослого. Осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в форме игры. Ребенку нужно не услышать информацию, а прожить, т. е. поиграть во что-то в сюжетно-ролевой игре, театрализованной игре, где ребенок образно участвует, перевоплощается в кого-то. Ребенку нужно решать какие-то задачи, поставленные перед ним в дидактической, развивающей игре, в игре с правилами.
Компоненты игрового образовательного пространства
-Освоение пространства, среды
Проектирование моделей образовательных пространств внутри учреждения ориентированы на принципы сохранения жизни и здоровья ребенка и активной позиции ребенка. Содержательная насыщенность, трансформируемость, динамичность среды образовательного пространства будет приспособлена к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Среда обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Это игровое пространство, в котором будет осуществляться освоение ребенком предметного мира и мира отношений между людьми через игры и разнонаправленной деятельностью.
— Индивидуализация образовательного процесса
Это обеспечение возможности изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Игровое образовательное пространство организуется на основе принципов учета половых, возрастных различий, доступности, активности, самостоятельности. Ребенку предоставляется возможность самому выбирать то пространство, ту комнату, где будет играть, заниматься любимой деятельностью. Выбор обеспечивает возможность ребенку в проектировании собственной образовательной траектории. Идет поддержка его индивидуальности и инициативы. Ребенок вместе со взрослым будут творцами своего предметного окружения. Это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
— Социальная практика ребенка
Игра и любая деятельность является для ребенка социальной практикой, которая выполняет образовательную функцию. Среда будет интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Ребенок, пребывая в разных игровых комнатах, в разных ситуациях получает социальный опыт. Это встречи, общения, игры с детьми разного возраста, общение со взрослыми в разных формах и открытие дополнительных возможностей.
— Разновозрастное детское сообщество
Это межвозрастное взаимодействие детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие, как младших, так и старших дошкольников. Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребенок реально видит, чем овладел его старший партнер и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребенок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Этим старшие лучше осознают их сами.
Личность ребенка в игровом образовательном пространстве, в котором создаются условия, обеспечивающие реализацию его способностей, может влиять на процесс игры, деятельности. Субъективация личности ребенка происходит за счет расширения его прав, в частности, права выбора игры, вида деятельности, взрослого, т. е. воспитателя, с которым ему интересно творить, исследовать, познавать. Субъективация личности ребенка и его позиции в этом образовательном пространстве есть основание для самореализации.
Модель организации образовательного процесса
в игровом пространстве
Условия: содержательное наполнение комнат их цветовое различие; информационные экраны с кармашками и карточками в группах; образовательный ценз и профессионализм педагогов.
1. Мотивация детей, выбор по желанию цветных карточек
2. Перемещение детей внутри игрового пространства:
• подготовка игрового пространства по интересам детей или согласно тематике
• встреча детей, наблюдение за ребенком: интересы, игры, деятельность, какие задачи решает при этом, как использует дидактический материал, какие способы подбирает.
• позиция воспитателя – «рядом с ребенком»: помогает, играет, создает ситуацию успеха – доброжелательную поддержку детской деятельности.
• совместные события, досуги, стимулирующие творческое развитие детей, расцвет их способностей, расширение диапазона интересов.
• после окончания отведенного времени на свободную игру, деятельность дети с карточками возвращаются в свои группы.
3. В документации педагог фиксирует наблюдение, отмечает, с кем отработана какая определенная задача.
4.Рефлексия в группе: ребенок рассказывает, где был, чем занимался, что понравилось, куда желает завтра пойти. Вывешивает на экран свою карточку.
5.Рефлексия педагогов: количественная и качественная оценка работы конкретного игрового пространства, заполнение индивидуальных дневников (карт ребенка).
6. Индивидуальная работа с ребенком, индивидуальные исследовательские проекты детей, индивидуальный образовательный маршрут.
7. Преемственность с семьей и со школой
Разработка и внедрение игрового образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающего самореализацию ребенка.
1. Изучить методологические и теоретические аспекты проблемы образования детей дошкольного возраста посредством игрового пространства.
2. Разработать нормативно-правовое обеспечение функционирования проекта.
3. Подготовить кадры к эффективному использованию игровой среды в образовании детей, к внедрению в практику деятельности ДОУ инновационные подходы организации игрового образовательного пространства.
4. Создать условия для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, развития индивидуальности каждого ребенка, удовлетворения потребностей в субъектном развитии, его социализации на фоне их эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и другим людям;
2. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию игр, игровых технологий в образовательном процессе ДОУ.
• высокое качество образовательного процесса, доступность, открытость и привлекательность образования для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
• целостность педагогического процесса и создания пространства для образования детей, удовлетворяющего актуального ближайшего и творческого развития каждого ребенка;
• охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
• развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• индивидуальный образовательный маршрут ребенка
• обеспечение взаимодействия с детьми разного возраста и взрослых, направленного на эмоциональное и когнитивное развитие;
• объединение усилий в системе «детский сад-семья» для развития и образования детей, создания атмосферы общности интереса.
• выдвижение инициатив, творческого подхода к проектированию образовательного процесса, соответствующего современным целям и задачам развития дошкольного образования
• проекты по моделированию игровой образовательной среды групп, залов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей детей, задач ООП ДО.
Поэтапный план реализации проекта (дорожная карта)
Перспективы развития проекта
• разработка системы диагностических инструментариев гарантированного уровня усвоения ребенком того или иного предметного содержания посредством игр
• новое планирование деятельности педагогов в соответствии с ОП ДОУ
• рабочие программы педагогов
• новые показатели индивидуального образовательного маршрута ребенка
Оценка результативности проекта
Количественные показатели (востребованность проекта, количество конкретных дел, мероприятий, др.)
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: приобретение навыков, умений; повышение уровня социальной успешности участников, активность; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, игры, театральные представления, конкурсы); характер реализованных инициатив педагогов, выход проектов, новых идей)
Показатели общественного мнения (отзывы).
Технологические показатели (уровень организации перемещения детей в пространстве, четкость и эффективность управления образовательным процессом, организационная культура участников активная позиция педагогов).
Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
1. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №4.
2. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №4. С. 37–41.
3. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №4. С. 2-5.
5. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №1. С. 16–24.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – М. : Гном и Д, 2000. – 96 с.
9. Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ//Сборник по материалам НПК «Приоритеты развития дошкольного образования в Мегино-Кангаласском улусе». – Майа, 2012. – 44 с.
12. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.
13. Нищева Н. В. – СП6.: предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005.
15. Матюхина В. Возрастная социальная психология //Дошкольное воспитание. – 1993.- № 10.
16. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). 2000
Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Нетрадиционное рисование как условие для творческого самовыражения ребенка В настоящее время, Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку.
Игровое интегрированное организованное образовательное мероприятие в средней группе «Дымковская ярмарка» Игровое интегрированное организованное образовательное мероприятие с детьми младшего дошкольного возраста : «Дымковская ярмарка»Приоритетная.
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство Консультация для педагогов Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» От того, как прошло детство, кто.
Консультация «Игра как особое пространство развития ребенка» Игра-одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям.
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Уголок природы как образовательное пространство экологического образования детей подготовительной группы Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, поэтому в нашей группе был создан уголок природы. Цель создания.
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями Здравствуйте хочу поделиться опытом своей работы с родителями за 2015-2016 учебный год. Основной целью работы педагога в целом,является.