На что жалуетесь больной
На что жалуетесь, больной?
Фото: Elnur / Фотобанк Лори
Межрегиональный союз медицинских страховщиков на основе обращений россиян в страховые компании составил рейтинг нарушений прав пациентов, застрахованных в системе ОМС, сообщает ТАСС. О том, на что чаще всего жалуются пациенты, рассказал также президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.
В сфере организации работы медицинских учреждений наибольшее количество жалоб связано с необоснованно длительными сроками ожидания диагностических и лабораторных исследований, лечения и консультации врачей-специалистов. Очень часто пациенты также жалуются на утерю медицинских документов, навязывание платных услуг и направление в платные клиники.
Фото: Александр Подшивалов / Фотобанк Лори
При выборе медицинского учреждения жалобы чаще всего связаны с необоснованным отказом в направлении из поликлиники по месту жительства в федеральные лечебные учреждения. Пациенты также отмечают частые случаи отказов в прикреплении к медицинскому учреждению при отсутствии документа, подтверждающего смену места жительства или, наоборот, прикрепление к медицинским учреждениям без их ведома.
Множество нареканий вызывает и качество медицинской помощи. После проведенных процедур нередко возникают осложнения, диагностика и обследования проводятся неквалифицированно, медицинская помощь оказывается несвоевременно. Очень много жалоб также на отсутствие лекарств и расходных материалов в стационарах.
В некоторых случаях лечебные учреждения вообще отказываются предоставлять медицинскую помощь. Наиболее частые нарушения прав пациентов связаны с отказами в предоставлении медицинских услуг на дому и в госпитализации. Нередко пациентам отказывают в оказании медицинской помощи из-за того, что страховой полис выдан на другой территории.
Фото: Syda Productions / Фотобанк Лори
Пациенты, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, указывают на то, что их вынуждают платить за медицинскую помощь по программе ОМС. Деньги у них взимаются при лечении в стационаре и дневном стационаре, они вынуждены платить за лабораторные и инструментальные обследования. Множество жалоб также на навязывание дополнительных медицинских услуг.
И, наконец, этика и деонтология сотрудников лечебных учреждений, оставляет желать лучшего. Пациенты жалуются на грубость и хамство медицинских работников. Нередко также фиксируются случаи передачи медицинскими работниками конфиденциальной информации о пациентах.
Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори
Обращаем ваше внимание на то, что согласно действующему законодательству, защитой прав застрахованных граждан занимаются страховые компании. Если у вас возникают какие-либо вопросы по поводу оказания медицинской помощи или вы хотите пожаловаться на те или иные нарушения, которые, по вашему мнению, возникли при обращении в лечебные учреждения, вы можете обратиться в вашу страховую компанию. Телефон горячей линии указан на вашем полисе ОМС.
Кто проглотит пилюлю
Что делать, если возникает конфликт между пациентом и врачом? Как добиться, чтобы больных не держали часами в очередях, чтобы записаться к нужному специалисту можно было без проблем, не прилагая массы усилий? Кто поможет обиженному пациенту? «РГ-Неделя» обратилась за разъяснениями во Всероссийский союз страховщиков (ВСС).
Право жаловаться
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» говорит, что все мы имеем право на получение качественной медицинской помощи. А задача следить за качеством работы поликлиник и больниц возложена на страховые медицинские организации.
Документы
Непосредственно работа СМО с обращениями граждан регламентирована Федеральным законом N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. (59-ФЗ), в котором перечислены все необходимые условия подачи обращения, порядок его рассмотрения и многие другие важные моменты.
1 В каких случаях нужно жаловаться
2 По каким поводам жалуются чаще всего
— обеспечение полисами ОМС,
— выбор / замена МО в сфере ОМС,
— выбор / замена врача в МО, к которому гражданин прикреплен,
— организация работы МО,
— санитарно-гигиеническое состояние МО,
— материально-техническое обеспечение МО,
— этика и деонтология медработников (то есть то, как доктор и медперсонал обращаются с пациентом),
— качество оказанной медпомощи,
— отказ в медицинской помощи по программам ОМС,
— взимание денег за медицинскую помощь, которая должна оказываться бесплатно, по полису ОМС, то есть по программам ОМС.
3 Что делать, если страховая компания не помогает
4 Пошаговая инструкция: куда обращаться в первую очередь
— первая инстанция: главный врач или его заместитель по лечебной работе,
— департамент (министерство) здравоохранения вашего города, района, региона,
— страховая компания, которая выдавала полис ОМС,
— территориальное отделение ФОМС своего региона,
Важно. Жалоба может быть подана и в устной форме, и по телефону, но лучше подать ее письменно. Так ваше мнение будет зафиксировано, его будет удобнее рассматривать, отслеживать все этапы документооборота.
5 Какие документы приложить к заявлению
Сама жалоба пишется в свободной форме. Во многих страховых компаниях, для удобства граждан, есть шаблоны, типовые бланки для обращений граждан.
В заявлении указывается, куда именно обращается гражданин (наименование госоргана или органа муниципального самоуправления, название страховой компании и т.д.). Можно обратиться к должностному лицу (указываются его фамилия, имя, отчество либо должность).
Требования к написанию обращения изложены в п.1 ст.7 59-го федерального закона.
6 Что делать, если нужные документы отсутствуют, потеряны, врач их не предоставил
Гражданину достаточно подать жалобу в страховую компанию и приложить те документы (оригиналы или копии), которые считает нужными. Чтобы провести полноценную проверку, СМО сама запросит недостающие документы.
7 Что будет в итоге проверки
Это зависит от ее результатов. Если, например, гражданин жаловался на качество оказанной медицинской помощи, страховая организация проведет так называемую целевую экспертизу качества медицинской помощи. Если выяснится, что пациент прав, и будут обнаружены какие-либо дефекты, медицинскую организацию, где он лечился, накажут. Обычно речь идет о штрафных санкциях. Кроме того, после проверки действует правило «обратной связи»: суть выявленных нарушений доводят до руководства клиники. Так что у главного врача появляется возможность сделать выводы и исправить работу своих подчиненных.
Пациент прав не всегда
Несколько дней назад в Башкирии произошло ЧП: ожидавшая приема пациентка ранила врача из-за того, что медработник приняла коллегу вне очереди. Инцидент произошел в салаватской поликлинике. 24-летняя девушка ждала свою очередь перед рентген-кабинетом, но туда прошла экономист поликлиники. Девушка ворвалась в кабинет следом, схватила ручку и несколько раз полоснула ею врача по руке. Нападавшую нашли по полису, который, убегая, та оставила в поликлинике.
В среднем процент необоснованных жалоб пациентов в страховые медицинские организации на качество оказанных медицинских услуг в зависимости от региона составляет порядка 8-10 процентов».
Фибромиалгия: когда болит «всё»
Поделиться:
Практически каждый человек испытывал боли в мышцах, не связанные с нагрузками или травмами: то там потянуло, то здесь вступило. Такие мышечные боли называют миалгиями. Самая распространенная их разновидность — фибромиалгия. При фибромиалгии иногда кажется, что болит буквально «всё».
Симптомы
Фибромиалгия — это симметричная мышечно-скелетная боль, носящая хронический характер. Название происходит от латинского слова fibro — «волокно» и греческих myo — «мышца», algos — «боль».
Пациенты с фибромиалгией кроме того что мучаются от хронической, преимущественно симметричной боли во всем теле, часто страдают депрессией, плохо засыпают и жалуются на хроническую усталость. Боль может возникать спонтанно, а может вызываться при нажатии на определенные болевые точки на теле.
Пациенты с этим заболеванием также могут жаловаться на онемение и покалывание в кистях и стопах, ощущение ползания мурашек. Могут быть боли в суставах. У трети пациентов встречается синдром «беспокойных ног» — непреодолимое желание двигать ногами в состоянии покоя. Пациенты говорят, что не отдыхают за ночь, чувствуют себя постоянно простуженными, «болит все тело».
Конечно же, все эти проявления болезни мешают наслаждаться жизнью и приводят к заметному снижению работоспособности. На работе и в семейной жизни возникают проблемы из-за постоянной утомляемости и плохого настроения.
Факторы риска и возможные причины
Чаще всего говорят о следующих факторах риска развития заболевания: Пол: известно, что женщины болеют фибромиалгией в 10 раз чаще. Возраст: обычно этой болезни подвержены люди трудоспособного возраста от 20 до 60 лет с пиком в 35 лет. Есть данные об увеличении частоты фибромиалгии у женщин средних лет, а также в период менопаузы. Наследственность: если кто-то из ваших кровных родственников страдает фибромиалгией, то у вас вероятность развития заболевания в 8 раз выше среднего.
Точных данных о причинах болезни нет. Считается, что запускать болезнь могут различные инфекции (например вирус Эпштейна – Барр, боррелиоз), гормональные нарушения (снижение функции щитовидной железы), вакцинация, а также психические травмы (например, стрессовая ситуация на работе) и физические повреждения (например, после дорожно-транспортного происшествия).
Трудности диагностики
Обычно диагноз устанавливается не сразу. К сожалению, если у вас есть вышеуказанные жалобы, то даже после консультации невролога, ревматолога и психиатра не всегда удается установить сразу правильный диагноз и получить адекватное лечение.
Читайте также:
Туннельный синдром
Все дело в том, что боли в спине и конечностях могут оказаться проявлением заболевания позвоночника, а боли в суставах — остеоартрозом. Депрессия и нарушения сна могут быть вызваны миллионом других причин, кроме фибромиалгии, и т. д. По сути, фибромиалгия — это диагноз исключения. Необходимо исключить множество неврологических, ревматологических и других болезней, чтобы уверенно поставить диагноз «фибромиалгия».
Обычно диагноз устанавливают все-таки ревматологи, реже неврологи. Однако заподозрить фибромиалгию может любой врач, обследующий пациента с вышеописанными жалобами и симптомами. Крайне важно, чтобы врач при осмотре обратил внимание на весь комплекс жалоб, а также на результаты обследований, которые не объясняют все эти жалобы и симптомы.
При подозрении на фибромиалгию врач проверит болезненность при нажатии в определенных точках на теле. Более 11 точек (всего обследуют 18 точек) при фибромиалгии будут болезненными. Далее пациенту предложат простое анкетирование (болевой индекс и шкала тяжести симптомов), которое поможет определиться с диагнозом. Диагноз устанавливается окночательно, если боли и другие симптомы продолжаются более 3 месяцев и нет другого заболевания, способного их вызвать.
Лечение
При лечении фибромиалгии важен комплексный подход. Особое внимание уделяют психологическому состоянию пациента (например, депрессии и тревоге). Из нелекарственных методов с успехом применяются поведенческая терапия и различные виды физических упражнений. К сожалению, часто приходиться прибегать и к лекарственным методам. Доказанной эффективностью обладают антидепрессанты (амитриптилин, дулоксетин, милнаципрам), антиконвульсанты (прегабалин), миорелаксанты (циклобензаприн) и трамадол.
Фибромиалгия — непростой диагноз не только для пациента, но и для врача. Однако, несмотря на всю тяжесть симптомов, это заболевание не несет прямой угрозы жизни. Современные нелекарственные и лекарственные методы лечения помогут справиться с этой болезнью и вернуть вас к нормальной жизни.
Что делать, если у тяжелобольного человека резко ухудшилось самочувствие
Если ваш близкий тяжело болен, вам нужно быть готовым к тому, что его состояние может ухудшиться, чтобы знать, как ему помочь. Редакция сайта «Про паллиатив» совместно с главным врачом Самарского хосписа Ольгой Осетровой подготовила ответы на самые частые вопросы родственников.
Мы очень просим вас при любом из перечисленных в тексте симптомов обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, иначе это может привести к ухудшению состояния, нанести вред тяжелобольному человеку. Если у вас возник срочный вопрос по уходу за вашим близким, вы можете позвонить на Горячую линию фонда «Вера» – 8 800 700 84 36.
Падения
– Мой близкий стал часто падать с кровати и во время перемещения по комнате. Почему это происходит, и что я могу для него сделать?
Причины падения могут быть разные: применение некоторых лекарственных препаратов, вызывающих головокружение и нарушение координации, различные заболевания (сердечно-сосудистые расстройства, хронические заболевания легких, депрессия и т.д.), низкий индекс массы тела, нарушение зрения, нарушение когнитивных функций (например, деменция). Возможно падения связаны с общим ухудшением состояния человека или причина связана с возрастом человека – чем старше мы становимся, тем меньше у нас физической силы и выносливости. Нередко причиной падений становится смена окружения или даже перестановка мебели.
Чтобы снизить риски падения, нужно продуманно расставить в комнате мебель и расположить предметы первой необходимости для больного. Проверьте, может ли человек дотянуться до стакана воды, светильника, ходунков или других средств передвижения. Рядом с больным обязательно должно быть сигнализирующее устройство, с помощью которого он может вас позвать. Например, колокольчик или беспроводной дверной звонок. Если человек падает по ночам, вы можете опустить кровать как можно ближе к полу и положить рядом матрас, – это поможет снизить риски травм. С другими советами вы ознакомиться в нашем материале «Профилактика падений».
Помните, что ни в коем случае нельзя фиксировать человека или ругать его за то, что он упал. В рекомендациях ВОЗ сказано, что страх падения и возникновение новых случаев падения связаны между собой. Поэтому наилучшей тактикой будет избавить человека от страха падений и объяснить, что близкие находятся рядом и могут прийти на помощь.
Тревога и беспокойство
– Больной беспокойно ведет себя вечерами, а ночью не может заснуть. Что делать?
Некоторые тяжелые заболевания, а также прием лекарств, могут сопровождаться бессонницей. Понаблюдайте за больным – как выражается его беспокойство, в каких ситуациях оно возникает, как часто это происходит. Иногда подобное поведение может быть вызвано болевым синдромом или воспалительным процессом – измерьте температуру человека. Помните, что у пожилых людей температура тела понижена, поэтому даже небольшое повышение (например, 36.8°C) должно вызвать у вас подозрение. Не игнорируйте бессонницу и беспокойное поведение человека – обязательно обратитесь к врачу, он поможет вам выявить причину и при необходимости назначит препараты.
Боль
– Врач назначил обезболивающие, но они не помогают. Что делать?
На всякий случай проверьте, соблюдаете ли вы рекомендации врача по приему анальгетиков и инструкцию к препарату. Если у вашего близкого появился болевой синдром несмотря на правильный прием анальгетиков, вы можете вызвать скорую помощь.
В приказе Минздрава от 20.06.2013 №388н сказано, что поводом для вызова скорой помощи могут стать внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, в том числе болевой синдром. Вместе с юристом мы составили советы, которые помогут получить обезболивание по скорой помощи. Если у вашего близкого участились прорывные боли, постарайтесь вызвать к нему лечащего или дежурного врача. Помните о том, что боль – это жизнеугрожающее состояние, которое негативно влияет на самочувствие человека. При боли повышается давление, нарушается работа сердца и пищеварительной системы, ухудшается психоэмоциональное состояние.
Одышка
– У больного появилась одышка, ему трудно двигаться и говорить. Что делать?
Одышка – сложное и тяжелое состояние и для пациента, и для тех, кто находится рядом. При нарастании одышки необходимо вызвать бригаду скорой помощи или участкового (дежурного врача). Причин одышки может быть очень много (сердечно-сосудистые заболевания, пневмония, анемия и т.д.), поэтому назначить лечение может только врач. Помните, что одышка не всегда сопровождается увеличением частоты вдохов и выдохов, поэтому будьте внимательны, когда ваш близкий жалуется на нехватку воздуха.
Старайтесь сохранить спокойствие, потому что тревожность усиливает одышку. Помогите вашему близкому занять удобное положение в постели, приподнимите головной конец кровати и обеспечьте наличие прохладного воздуха при помощи открытого окна или ручного вентилятора на расстоянии 20-30 см от лица. Если приступы одышки у пациента регулярны (даже если это происходит не часто), врач должен назначить препарат для снятия одышки.
Пролежни и раздражение на коже
– У больного на коже появилось красное пятно. Это пролежень?
Попробуйте аккуратно надавить на пятно пальцем на 2-3 секунды: если кожа побелела, это не пролежень; если оно осталось красным, вероятно, это пролежень I степени. В таком случае обязательно потребуется обращение к врачу и внимательное наблюдение за тем, как меняется состояние кожи. Записывайте свои наблюдения в блокнот.
Меняйте положение тела лежачего больного каждые два часа. Если человек сидит полулежа, обязательно меняйте его положение каждый час. Обращайте внимание на повышение температуры, озноб, выделения из раны, повреждения. Прочитайте нашу листовку о том, как ухаживать за человеком, если у него образовался пролежень.
– У моего близкого установлена гастростома / трахеостома. Вокруг нее на коже появилось раздражение и сыпь. Что делать?
Вам необходимо обратиться к врачу. Возможно, он назначит антибиотики, местные противомикробные или гормональные мази, чтобы воспаление быстро прошло. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением и не наносите гормональные мази без рекомендации специалиста.
Подробнее об уходе за гастростомой и трахеостомой читайте в наших памятках.
Тошнота и рвота
– У больного появилась тошнота и рвота. Что делать?
Тошнота и рвота очень сильно ухудшают качество жизни человека, поэтому очень важно обратиться к врачу. Специалист поможет подобрать эффективные препараты, которые избавят больного от этих симптомов. Если вы заметили, что появилась рвота темного цвета, как можно скорее вызывайте скорую помощь.
Во время приступов рвоты постарайтесь создать для вашего больного максимальный комфорт: будьте рядом, помогайте соблюдать гигиену полости рта. Важно не допустить обезвоживания (сухая, неэластичная кожа, редкое мочеиспускание, головная боль, моча темного цвета), не забывайте предлагать больному воду и маленькие кусочки льда, которые помогут справиться с ощущением сухости во рту. Также вы можете предложить настой перечной мяты – две чайные ложки сухой мяты на один стакан кипятка. Принимать настой можно теплым или холодным. Уважайте желания тяжелобольного человека и не настаивайте ни на чем.
Отказ от еды
– Больной два дня ничего не ест и не пьет. С чем это может быть связано? Нужно ли уговаривать его поесть?
Отказ от еды может быть связан с множеством причин: тошнота и рвота, боль в животе после приема пищи, депрессия, проблемы со стулом, прием лекарственных препаратов и т.д. Иногда проблемы с питанием могут быть связаны с психологическими причинами: человек теряет возможность ухаживать за собой, он может испытывать страх перед необходимостью обращаться за помощью для похода в туалет. В таком случае постарайтесь поговорить с вашим близким, объясните, что вы готовы прийти на помощь и в этом нет ничего стыдного.
Отказ от еды и питья естественен, если тяжелобольной человек находится на стадии последних дней и часов жизни. На завершающем этапе заболевания, в особенности у людей пожилого возраста, организму требуется гораздо меньше энергии, чем раньше, он не испытывает чувство голода. Пожалуйста, не кормите и не поите человека насильно. Насильственное кормление и питье может привести к отекам, вздутию живота, кашлю, поперхиванию, тошноте и рвоте.
Если у вас остались вопросы, вы можете позвонить на Горячую линию помощи неизлечимо больным людям — 8 800 700 84 36. Телефон Горячей линии фонда «Вера» работает без выходных, бесплатно и круглосуточно.
Сложности при уходе за пожилым с деменцией
С возрастом у человека постепенно угасают все естественные процессы в организме, и работа мозга, к сожалению, не исключение. Близкие могут заметить, что пожилой родственник постепенно утрачивает основные бытовые навыки, страдает забывчивостью, совершает нелогичные поступки – это признаки развивающейся деменции, необратимого процесса, перечеркивающего все нейронные связи. Жизнь рядом с больным деменцией – тяжелое бремя: родным остается только смириться с неизлечимым недугом и постараться обеспечить пациенту максимально комфортные условия существования.
Когда пожилой родственник перестает быть адекватным…
Если у близкого человека старческая деменция, что делать родственникам, и как понять, что это болезнь, а не обычные капризы? Чаще всего деменция начинается довольно безобидно. Человек может жаловаться близким и соседям, что его не кормят, за ним следят, пытаются похитить, в комнату или квартиру пускают какие-то вещества или газы. Это может показаться смешным, если бы не было таким грустным. Болезнь довольно быстро прогрессирует, и со временем пожилые люди перестают узнавать членов семьи, обвиняют их в кражах или насилии, приносят домой со свалки мусор, и буквально воюют с каждым, кто пытается это выбросить. Некоторые думают, что деменция не коснется тех, кто всю жизнь был занят активной умственной деятельностью. Болезнь не выбирает, и даже доктора наук или заслуженного руководителя можно встретить на помойке, увлеченно копающегося в отходах.
Не нужно думать, что больной делает это специально, только чтобы поиздеваться и посмеяться над близкими. Это заболевание разрушает мозг, и пациент даже не отдает отчета в своих действиях. Человек утрачивает способность усваивать или обрабатывать информацию. Он становится очень чувствительным к критике: любое замечание или попытка что-то объяснить приводят к протесту и новому приступу. Как вести себя с больным деменцией? Близким придется проявлять максимум терпения и внимания, не перечить, объяснять что-то мягко и ненастойчиво. Если больной почувствует агрессию, он станет воспринимать родных как врагов, и наладить с ним контакт будет очень сложно.
Обустройство жилого пространства
Нужно максимально продумать, как обустроить жилье пациента, чтобы оно было комфортным и, главное, безопасным. Важно постараться убрать из зоны доступа электрические и газовые приборы, спички, зажигалки. При уходе из дома рекомендуется перекрывать газовый вентиль, так как больные деменцией имеют привычку зажигать плиту и оставлять ее, просто забывая о ней. Не стоит даже пытаться спрашивать, зачем они это делают – пациенты будут все отрицать, возникнет глубокая обида, слезы, возможны истерики.
На начальной стадии заболевания человек становится просто забывчивым, невнимательным, неуклюжим. По мере развития болезни он уже не может жить в одиночестве: кому-то из близких придется на себе испытать, как жить с человеком, у которого деменция. Опасность для пациента представляют колющие, режущие предметы. Даже посуду лучше выбирать из пластика, а не из материалов, которые могут разбиться на осколки. Ножи, вилки, ножницы, бытовая химия и лекарства – все это нужно убирать из поля досягаемости. Мебель нужно расположить так, чтобы у больного не было риска пораниться об острые углы, желательно обеспечить простор для передвижения. В ванной и туалете должны лежать противоскользящие коврики.
Диета и режим дня
Одним из самых важных моментов по уходу за пожилым человеком, страдающим деменцией, является организация четкого и налаженного режима дня. Нельзя позволять пациенту спать слишком долго по утрам. Будильник поможет вставать в одно и то же время. От конкретного времени просыпания зависит и то, во сколько больной ляжет вечером спать. Если он будет просыпаться в 6-7 часов утра, у него возникнет необходимость ложиться спать не позднее 22.00. Ночь пройдет спокойно, и у родственников будет возможность выспаться. Гулять тоже нужно в одно и то же время.
Несмотря на неустойчивое психическое состояние, пациента не нужно изолировать от общества. Общение с окружающими, особенно на ранней стадии, поможет задержать и немного отсрочить развитие болезни. При возможности, можно обеспечить посещение кружков или клубов по интересам. Умственная нагрузка способна препятствовать стремительному отмиранию клеток.
Уход за больным с деменцией дома предполагает изменение режима питания. Придется исключить из рациона жареные, острые, копченые блюда, сделав акцент на отварных продуктах или обработанных паром. Фрукты, орехи, рыба и морепродукты – прекрасные природные антиоксиданты, они крайне полезны при всех заболеваниях мозга и нервных расстройствах.
Агрессия при деменции
Специалисты часто говорят, что люди, больные деменции, живут в своей собственной Вселенной. Там действуют свои правила и законы. Нередко спокойный, уравновешенный на протяжении всей жизни человек становится озлобленным и агрессивным под воздействием заболевания. Категорически запрещается оставлять маленьких детей в одном помещении с пожилыми людьми, страдающими деменцией. Они не отдают отчета в своих действиях и могут нанести вред ребенку, не способному защититься.
Самое удивительное то, что агрессия может проявиться внезапно, в любой момент близкие должны быть готовы к вспышке. Больные устраивают скандалы, кидаются в драку, бросают предметы, бьют посуду, могут укусить, ущипнуть или схватить за
волосы того, кто рядом. Близким очень сложно сохранить эмоциональный контакт с такими пациентами. Все привязанности и чувства к близкому человеку стираются под воздействием постоянного неадекватного поведения. Что делать при старческой деменции с агрессией, и как объяснить соседям, что над пожилым родственником никто не издевается?
В первую очередь, нужно помнить, что агрессия может быть сигналом о каком-то дискомфорте, который испытывает пациент. Это могут быть проблемы с физическим самочувствием, психологические травмы или неудобства бытового характера. Человек кричит, дерется, чтобы привлечь внимание. Часто злость проявляется на фоне приема лекарственных средств. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом и обсудить возможность замены препарата аналогом.
Что касается соседей, не нужно скрывать от них диагноз близкого человека. Во время прогулок или непродолжительных визитов они сами смогут оценить состояние больного и понять, что родственники не издеваются над ним, а сами являются жертвами его неадекватного состояния.
Основные правила поведения при вспышке гнева у пациента:
Не нужно держать негатив в себе. Если есть кто-то, кто способен выслушать и дать совет, лучше позвонить такому человеку и выговориться. Внутреннее напряжение, не находящее разрядки, приведет к проблемам психосоматического характера.
Склонность к побегам из дома
Еще одна распространенная проблема, с которой часто сталкиваются близкие человека, страдающего старческим слабоумием – склонность к бродяжничеству и побегам из дома. Казалось бы, у него все есть для комфортной жизни: благоустроенное жилье, уход и внимание со стороны родственников, но пациент продолжает убегать, а его родные сбиваются с ног в поиске.
Если у человека деменция, как жить тем, кто рядом, и как справиться с постоянными «сюрпризами» с его стороны? Прежде всего, нужно поговорить с соседями, продавцами из близлежащих магазинов, чтобы они сразу предупреждали родственников пожилого человека, если увидят его на улице в одиночестве. Нужно раздать им номера телефонов, по которым можно позвонить и сообщить, где находится пациент.
Самому больному нужно надеть на руку браслет, где тоже будут указаны контактные данные родных. Идеальный вариант – «умные» часы или телефон с функцией отслеживания перемещения абонента.
Уход за лежачим пациентом с деменцией
Старческое слабоумие не действует избирательно: оно может настичь любого, в том числе и лежачего больного. В этом случае родственникам приходится еще сложнее. Кроме больших физических нагрузок, связанных с обслуживанием лежачего пациента, появляются проблемы психологического характера. Находясь в неподвижном состоянии, больные перестают контролировать естественные процессы организма. Учащаются походы в туалет, причем многие умудряются снимать подгузники и размазывать продукты жизнедеятельности по стенам, кровати, пачкаются сами. Если доходит до такого уровня деменция, уход в домашних условиях становится для родственников настоящей пыткой. Нужно круглосуточно находиться рядом и пресекать любые попытки снять памперс.
Так же от родных требуется выполнение ряда обязательных мероприятий: проведения, санитарно-гигиенических процедур, профилактики пролежней, введения медикаментозных препаратов, кормления с ложки или через зонд (в случае нарушения глотательного рефлекса). В этом случае лучше обратиться в пансионат для лежачих больных деменцией, там ежедневно выполняют все необходимые мероприятия по уходу и еженедельно за динамикой состояния здоровья наблюдает врач-терапевт.
Как продлить жизнь больному деменцией?
Деменция – необратимый процесс. Согласно медицинским исследованиям, больные могут прожить с этим диагнозом до 10 лет. Перед родственниками встает задача: если у мамы, папы, бабушки или дедушки старческое слабоумие, как помочь близкому и постараться сохранить остатки интеллекта?
На начальных стадиях болезни нужно усиленно тренировать мозг: разгадывать с пациентом кроссворды, решать задачи из школьной программы, смотреть телевикторины и предлагать свои варианты ответов. Рекомендуется заниматься щадящей физкультурой, больше гулять на свежем воздухе. Есть специальные несложные упражнения при деменции для пожилых, их легко выполнять, но при этом они требуют концентрации внимания, что очень полезно для таких пациентов.
Приветствуется общение с хорошо знакомыми людьми. Полезны беседы, обсуждения, разговоры по телефону. Несмотря на проявления болезни, родственникам нужно помнить, что перед ними тот же любимый и близкий человек, которого они привыкли знать всю жизнь. Все изменения в характере происходят не по его воле, а под воздействием неизлечимого заболевания. Деменцию вылечить нельзя, но можно задержать и отложить ее прогрессирование.
Как сохранить собственную психику?
Любому человеку очень сложно привыкнуть, что у его близкого развивается старческое слабоумие. Некоторые впадают в отчаяние: у папы или у мамы деменция,
что делать, как им помочь? После отчаяния наступает злость, потом бессилие и апатия. Нельзя допускать, чтобы на фоне болезни близкого появились проблемы с собственным здоровьем. Ухаживающие нередко допускают ошибки в уходе, выполняя, на первый взгляд, естественные действия. Психологи дают ряд рекомендаций, что нужно делать, а какие моменты категорически запрещены:
Главное условие – не нужно ждать от больного родственника благодарности. Из-за специфики заболевания он не оценит всех усилий, и даже наоборот, может обвинить родных в невнимательности, злости и жестокости.