На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами это система развивающего обучения. С 1996 года она на государственном уровне считается системой образования.

Даниил Борисович Эльконин (1908 – 1984), советский педагог и психолог, занимался изучением психологического развития детей, особенностями детской игры и обучения. Автор девятнадцати работ, книг и учебников, которыми и сейчас пользуются психологи, педагоги, студенты, учителя, родители. Но основной труд его жизни — это создание и внедрение системы «развивающего обучения».

Термин этот ввел ученик Эльконина — Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998), советский учитель, психолог. Программы и учебно-методические пособия по основным школьным предметам были разработаны именно Давыдовым.

Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский.

Суть и цель теории

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.

Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.

Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.

Чем отличается от традиционной системы

Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.

Классическая системаСистема Эльконина-Давыдова
Способствует появлению эмпирического мышленияРазвивает теоретическое мышление
Познание идет от частного к общему,
от четко обозначенных понятий к системе,
от явления в целом к его сути.
Изучение идет от общих объяснений к частному примеру,
От абстрактных объектов к конкретным,
от системы к единичным понятиям
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучитьДети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления
Метод познания: репродуктивныйМетод познания: исследовательский
Ребенок – объект учебного процессаРебенок – субъект
Форма обучения: индивидуальнаяУчебный диалог
Главный результат: знанияУмение их получить
Форма работы: чаще всего индивидуальнаяДети работают большими и маленькими группами

Особенности обучения

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.

Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.

Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.

Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Психологические аспекты

Мы уже упоминали, что теория Выготского нашла отражение в системе развивающего обучения. Определение зоны ближайшего развития основополагающее в этой системе. Помимо этого обучение делится на уровни согласно психическому развитию ребенка.
Развивающее обучение должно учитывать:

Какими бывают результаты обучения

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова:

Программа долгое время была экспериментальной, велся (и ведется) контроль за успехами детей в сравнении с учениками обычных школ. Тесты показывают высокие показатели по усвоению учебного материала, уровню высших психических функций, коммуникативных способностей.

Ребята, закончившие младшую школу по системе развивающего обучения, обладают более высоким уровнем по таким показателям:

Недостаток системы

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Школа, которая учится по системе Эльконина-Давыдова, не такая редкость. Но особенности такого образования имеют и свои недостатки. Прежде всего они вызваны трудностями принятия нестандартного подхода родителями. Например, массу вопросов вызывает системы счисления, которые ввели Эльконин и Давыдов в разделе «Математика».

Родителям, у которых дети учатся по этой системе, надо быть готовым всегда участвовать в процессе, а также постоянно спорить с ребенком. Ведь дети учатся находить ответы сами, доказывать свою точку зрения. Не многие родители рады такому. «Мы ориентированы на любого ребенка, но не любого родителя», — говорят педагоги в этой школе.

Есть трудности и со стороны педагогов. Не все готовы работать по такой системе, а кто готов, должен полностью переучиваться. Система Эльконина и Давыдова основана на других педагогических, а также психологических и философских знаниях, чем те, которые дают в педагогических университетах.

Заключение

В заключение скажем о системе развивающего обучения Эльконина и Давыдова кратко и понятно: это система не для всех. Надо взвесить все «за» и «против», оценить свои силы и время, прежде чем отдать ребенка учится в такую школу. Но если вы готовы принять новые формы и подходы к обучению, то можете быть уверены: ваш ребенок вырастет способным и успешным.

Источник

Методики раннего развития: система Эльконина-Давыдова

Теория деятельности (о психологическом развитии детей разного возраста), основоположником которой стал советский психолог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР Д. Б. Эльконин, а впоследствии продолжена и развита его последователем, академиком В. В. Давыдовым, легла в основу создания учебных программ и предметных учебников, которые до сих пор используются в общеобразовательных школах.

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Дети, рожденные в 80-е годы прошлого столетия, начинали учить азбуку в трехлетнем возрасте, играя в кубики. Современные малыши учатся читать, ходить и говорить, одновременно осваивая азы компьютерной грамоты, и их интерес к окружающей действительности намного шире.

Педагогическая наука и практика должны шагать в ногу с эволюцией – это непреложный факт. Однако только немногим ученым в этой области удалось разработать методику развития детей, ставшую основой школьных учебников на несколько десятилетий вперед и не потерявшую своей актуальности в эпоху цифровых технологий. Одной из таких методик является система Эльконина-Давыдова, о которой мы сегодня поговорим.

Суть и цель теории

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.

Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.

Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теоретию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.

Содержание

Чем отличается от традиционной системы

Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.

Классическая системаСистема Эльконина-Давыдова
Способствует появлению эмпирического мышленияРазвивает теоретическое мышление
Познание идет от частного к общему, от четко обозначенных понятий к системе, от явления в целом к его сути.Изучение идет от общих объяснений к частному примеру, От абстрактных объектов к конкретным, от системы к единичным понятиям
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучитьДети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления
Метод познания: репродуктивныйМетод познания: исследовательский
Ребенок – объект учебного процессаРебенок – субъект
Форма обучения: индивидуальнаяУчебный диалог
Главный результат: знанияУмение их получить
Форма работы: чаще всего индивидуальнаяДети работают большими и маленькими группами

Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.

Молодые годы

В 1927 г. он окончил педагогический факультет данного учреждения, а затем 2 года отработал педагогом-педологом детской профамбулатории. В 1929 г. стал преподавать в университете по своей специальности. С 1931 г. он трудился с другими исследователями, разрабатывая проблемы детской игры. Как он говорил, в особенности в классических обществах игра считается значимым компонентом в существовании детей. С помощью игрушек, выступающих в роли уменьшенных орудий труда, они обретают разнообразные умения. Также игрушки предоставляют наглядные сведения о находящемся вокруг обществе (модели действительно существующих предметов и куколки в одеждах), содействуют физиологическому формированию детей.

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Особенности обучения

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.

Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.

Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.

Особенности методики Эльконина-Давыдова

Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:

Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Психологические аспекты

Мы уже упоминали, что теория Выготского нашла отражение в системе развивающего обучения. Определение зоны ближайшего развития основополагающее в этой системе. Помимо этого обучение делится на уровни согласно психическому развитию ребенка. Развивающее обучение должно учитывать:

Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину

Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

1.2 Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину

I. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).

Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфической социальной ситуации развития полной беспомощности и единственным средством, опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать всегда находится рядом с ребенком, поэтому отношения ребенка к действительности с самого начала имеют социальный характер: ведущий вид деятельности младенца – эмоциональное общение. К 2 месяцам у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция; к 6 месяцам деятельность общения развивается: ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают в общение через предмет, побуждают к действиям с ним.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к предметным действиям. Начинается формирование практического и сенсомоторного интеллекта.

Ранний возраст (1-3). Ведущий вид деятельности этого периода – предметно-манипулятивный. Ребенок овладевает действиями с предметами (ложкой, карандашом, ведром и т.д.), самостоятельно открывает дверь, пересыпает песок. Это опеперационально-техническая фаза.

В этом возрасте предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3-м годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми («Я», «Я сам»).

II. Эпоха детства (3-11 лет).

Дошкольный возраст (3-7лет).

Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

Младший школьный возраст (7-11 лет).

Это фаза операционно-технической деятельности, в основном учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых, хочет равноправного отношения к себе.

III. Подростничество (11-17 лет).

Младшее подростничество (11-17 лет).

Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.

Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).

Ранняя юность – старшее подростничество (14-17 лет).

У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств – возрастная сензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенного свойства психики.

Так, раннее детство – наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков и умений.

В каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т.е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций. Но нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение), так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие.

Гипотеза Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.

По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д.Б. Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития».

Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:

Возрастное развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок.

Развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.

Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.

В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.

Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:

Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.

Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

Информация о работе «Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 13033 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0

Похожие работы

Проблема периодизации психического развития

… – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает. Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, …

Развитие психики человека в онтогенезе

… контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не зависящим от обучения. Глава 2. Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе 2.1 Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система …

Возрастные циклы психического развития

… различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов. Периодизации психического развития можно разбить на два больших класса: периодизации одного из аспектов психического развития и периодизации, пытающие …

Игра как одно из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

… – необходимое условие для формирования в последующем учебных умений и навыков. Поэтому автор рассматривает программу «Игра» как одно из основных направлений коррекционно-развивающего воздействия по подготовке дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению. В результате изучения теоретически научного материала, проведенной диагностико-аналитической деятельности, нами были …

Какими бывают результаты обучения

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова:

Программа долгое время была экспериментальной, велся (и ведется) контроль за успехами детей в сравнении с учениками обычных школ. Тесты показывают высокие показатели по усвоению учебного материала, уровню высших психических функций, коммуникативных способностей.

Ребята, закончившие младшую школу по системе развивающего обучения, обладают более высоким уровнем по таким показателям:

Недостатки методики Эльконина-Давыдова

У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.

Взрослым сложно отказаться от стереотипной модели поведения. Ясно, что ими движет ответственность за ребенка и самые благие побуждения. Но родителям нужно понять, что «воспитательные мероприятия» за оценки не входят в методическую систему, направленную, в том числе, на развитие самостоятельности и ответственного отношения к учебе.

Сложности при работе по методике Эльконина-Давыдова есть и у учителей «старой закалки», по тем же причинам, что у родителей. К тому же, значительно возрастает степень ответственности учителя за оценивание знаний: ему необходимо с особой тщательностью следить за активностью каждого ребенка на уроке, чтобы фиксировать каждый ответ. Это сделать не сложно, при условии, что наполняемость классов будет незначительной. Но этот вопрос решить сложнее, и он не зависит от учителей: проблема нехватки кадров и школ пока сохраняется.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Борис Эльконин: система Эльконина – Давыдова помогает развивать мышление

Об особенностях программы образования Эльконина — Давыдова, ее плюсах и минусах, а также о том, как родителям выбрать школу для ребенка, рассказал ведущему «Правды.ру” Игорю Буккеру доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института Российской академии образования Борис Даниилович Эльконин.

На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Смотреть картинку На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Картинка про На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова. Фото На формирование чего в большей степени направлена технология эльконина давыдова

Система для развития мышления

— Борис Даниилович, ваш отец, Даниил Эльконин является одним из основателей программы образования Эльконина — Давыдова. Вы бы могли рассказать, что собой представляет эта система и каковы ее плюсы и минусы?

— Эта система, в отличие от системы традиционного обучения, выстроена не как акцентирование правильного результата какого-либо действия, а как акцентирование способа действия, то есть способа ориентировки в возможностях действия.

Даниил Борисович Эльконин начал эту работу в 91-й школе Москвы в 1958 году, а в 1961-м передал заведование лабораторией психологии младшего школьника Василию Васильевичу Давыдову. Василий Васильевич считал, что подлинное мышление — это так называемое теоретическое мышление. Он был гегельянец и марксист. Теоретическое мышление выкапывает сущность:

Эта система претендует на развитие мышления. В противовес конкретно практическому, результативному действию.

В связи с этим занятия проходят по-другому, чем занятия при традиционном обучении. Есть приоритет групповой деятельности в младших классах. Дети постепенно осваивают, как вместе выполнять какие-то действия, решать задачку. Сначала они целой группой к доске выходят и что-то творят. Можно вызвать и каждого индивидуально.

Соответственно, способ общения учителей и учеников тоже меняется. Оценивание меняется.

Для первых двух классов отменена традиционная система оценивания. Культивируется самооценивание по определенной шкале.

— Эта программа обучения рассчитана на начальные классы?

— С 2000-х годов мы сделали проект «Подростковая школа развивающего обучения». Выработаны предметы до 8-го класса, естественно-научные в основном:

Их ведет на удаленке председатель правления Ассоциации развивающего обучения Алексей Борисович Воронцов.

— Борис Даниилович, нет оценок в этой системе. А как она состыкуется с ЕГЭ?

— Мы не брали старшую школу. Но у нас нет не оценок, а отметок.

Мы просим учителей хвалить и не хвалить (не ругать, ругать у нас запрещено) не человека, а действие: «Вот тут еще подумай», «Вот это, на мой взгляд, верно, покажи другим».

А отметка — это завершение. Кстати, маленьким легче с отметкой жить, чем с таким оцениванием.

— Таким образом отчасти снижается авторитет преподавателя.

— Власть и авторитет не одно и то же. Вынужденный авторитет и действительный авторитет — это разные вещи. Ремень, угол, «выйди из класса», «иди к директору» — это было правильно с точки зрения ребенка. Но, к сожалению, не всегда с точки зрения семьи.

— Вас отец не воспитывал по своей методике? Вы в обычную школу ходили?

— Да. Но 91-я школа ведь на бывшей улице Воровского, около Нового Арбата. А мы жили в коммунальной квартире в Лефортове. И он меня отправил в самую обычную лефортовскую школу, на окраину московскую.

— То есть хуже от этого не стало?

— Стало лучше оттого, что я там увидел. Поэтому я решил идти в психологи и потом заниматься обучением, чтобы это все прекратить. Совсем прекратить не удалось, но в некоторых местах удается.

— На международном уровне есть контакты? Кто-то, может быть, заимствовал методику?

— Шведские учителя часто приезжают к нам. В 2000 году мы вместе с красноярской школой «Универс», в которой тогда был директором нынешний руководитель Института образования Вышки Исак Давидович Фрумин, ездили в школу на Гавайи, и там учителя пытались делать нашу программу по математике. По языку — трудно, потому что перенос с русского на английский труден. Еще были последователи:

Обучение без отбора

— Помимо положительных сторон, у этой системы есть и отрицательные. Это программа не для всех?

— Обучение начиналось без отбора во всех наших школах. Разумеется, дети успевают в пределах класса по-разному. Наша разработчица и автор Галина Анатольевна Цукерман выделила группу-лидер и группу, идущую за ней, — не аутсайдера, а «идущую за ней». Это норма любого группового действия. Дети на детской площадке: одни (темпераментные) играют в прятки или в салочки, а другие играют менее темпераментно, но тоже играют, бояться риска быть осаленным. Но они как бы вокруг первых. А третьи маленькие, и их родители стоят и во все глаза смотрят на это. То есть в любой групповой работе есть ядро энергии и темперамента, которое вокруг себя собирает.

Когда мы говорим обо всех, то находимся в презумпции массовидного обучения. Строим: первая шеренга, вторая, третья. Я всем сотрудникам и на лекции учителям говорю, что мышление передается бацилльно, а не строево, им заражаются. Бацилла — это хорошо, а вирус — это плохо.

Другая черта (не отрицательная, а недо-) — это то, что учителям с их видом образованности, как сейчас, конечно, трудно. Даже на наших ежегодных курсах повышения квалификации. И процент школ за 20 лет уменьшился существенно.

Если в 1997 году 12-13% всех школ в России именовали себя как учащиеся по этой системе, то сейчас их 2-4%. Это связано с общей энергией жизни: энергия мышления не очень модна. И с ужесточением административно-контрольных функций.

Сколько бумаг эти учителя должны писать — это отдельный разговор.

— Как понять родителям, годится ли для их отпрысков система Эльконина — Давыдова?

— Надо смотреть не только в наши методические рекомендации, а с учителем глаза в глаза разговаривать и по чутью видеть, тот ли это человек, с которым ребенку будет хотя бы относительно комфортно, или не тот. Родитель на то и родитель, чтобы это прочувствовать, помимо всех своих фантазий о том, что ребенок должен быть обязательно как Эйнштейн или как хоккеист Фирсов.

— А другие дисциплины в системе есть, кроме русского языка и математики?

— Окружающий мир, то есть основание биологии, сделан Еленой Васильевной Чудиновой с 1-го по 4-й класс. А дальше уже идет сама биология по другим программам: ботаника, зоология, общая биология. Ее курс до 9-го класса. География сделана Алексеем Борисовичем Воронцовым. Химия сделана Еленой Викторовной Высоцкой. Но это уже разговор о подростковой школе, так называемой основной. Старшую школу, то есть два последних класса, мы не брали.

Мы считаем, что там нужен вообще другой формат обучения, даже не классно-урочный, а занятийно-клубный.

— А в среднем сколько учеников в классе?

— Оптимально надо 20-22. Меньше — хуже. Я работал с частной школой, где было 5-6 человек в классе. Там нет группы и нет энергии действия.

— Борис Даниилович, могли бы вы что-нибудь пожелать нашим зрителям?

— Я хотел бы пожелать их детям и им самим хорошей дороги, пусть и с поворотами, но с их преодолением. И интересного пути.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *