на каком движке лучше создать сайт
Что такое CMS и как ее выбрать
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
CMS (Content Management System) — это система управления, движок, платформа или конструктор, который позволяет управлять содержимым сайта. CMS помогает сразу трем специалистам:
Контент-менеджеру. Он может самостоятельно добавлять или изменять содержимое страниц и каталога. Например, публиковать статьи в блоге.
SEO-специалисту. Чтобы настраивать технические параметры под поисковые системы Яндекс и Google. Например, прописывать мета-теги.
Разработчику. Чтобы использовать готовые скрипты для добавления функций сайту и экономить время на программировании. Без помощи CMS пришлось бы писать код с нуля.
В этой статье разберём, что такое CMS, какие бывают системы управления контентом и какую из них выбрать.
Как выбрать CMS для сайта
CMS определяет функционал сайта, а также затраты на создание и обновление платформы.
Для выбора системы управления существуют критерии:
Самостоятельность | Все движки сайта условно делятся на 4 вида: самописные, конструкторы, коробочные и студийные. |
Стоимость | CMS-ки делятся на платные и бесплатные. Некоторые свободные системы включают оплату дополнительных функций. |
Популярность | Ежегодные рейтинги CMS публикуют статистику сайтов на разных движках. Чем популярнее платформа, тем проще найти специалиста, который настроит и будет поддерживать актуальность сайта. |
Специфичность | Среди CMS есть универсальные, а есть те, что заточены под блог, интернет-магазин или лендинг. Обращайте на это внимание при выборе движка. |
В этой статье мы рассмотрим коробочные CMS и конструкторы, у которых минимальный порог входа. Сайт на них несложно настроить, а в интернете всегда можно будет найти готовые темы оформления и виджеты.
Как узнать CMS любого сайта
Для определения движка сайта воспользуйтесь бесплатными инструментами: iTrack, be1 и majento. Вставляйте ссылку на сайт в окно поиска и, вуаля, сервис выдаёт CMS.
Если вы не знаете, какую CMS выбрать, то мы советуем отталкиваться от того, что это за сайт: блог, интернет-магазин или лендинг.
Движки для блога
WordPress
Самая популярная CMS, подходит для создания блогов, корпоративных сайтов, портфолио. С помощью дополнительных инструментов движок используется для разработки интернет-магазинов.
Стоимость: бесплатно. Есть дополнительные платные модули.
Рейтинг CMS по версии iTrack: №1.
Число запросов в Wordstat: 304 000 в месяц.
Язык интерфейса: 18 языков, включая русский, английский, испанский и др.
Интеграции. Более 50 тыс. Самые популярные: Google Analytics, UniSender, все социальные сети, Мой Склад, СДЭК, ИнвойсБокс, Roistat, Битрикс24, Carrot quest.
Примеры блогов на WordPress:
Блог UniSender тоже работает на WordPress.
Универсальный движок для личных блогов и ведения корпоративных журналов. Дизайн системы подходит и для научных работ, и для историй из путешествий. Редактировать и публиковать заметки можно с экрана мобильного телефона.
Стоимость: бесплатно для личного пользования, 3 000 р на 1 год — для коммерческих блогов.
Рейтинг CMS: не участвует. Движок выбирают для личных блогов и небольших проектов.
Число запросов в Wordstat: 697 в месяц.
Язык интерфейса: русский.
Интеграции. Социальные сети (комментирование и шер записей), Google Analytics, Яндекс.Метрика.
Примеры блогов на Эгее:
Коробочная система, подходит для нестандартных проектов и задач. Готовые шаблоны или плагины как в других CMS у MODx отсутствуют, но движок воспринимает любые HTML-скрипты.
Стоимость: бесплатно.
Рейтинг CMS по версии iTrack: №7.
Число запросов в Wordstat: 43 000 в месяц.
Язык интерфейса: английский по умолчанию с возможностью перевести на русский.
Интеграции. Carrot quest, Битрикс24, amoCRM, Планфикс, 1С, Ю-Касса, Robokassa.
Примеры блогов на MODx:
Joomla
Широкий функционал Joomla реализует простой сайт-визитку, блог или интернет-магазин. Систему выбирают новички за возможность запустить сайт без навыков программирования.
Стоимость: бесплатно, есть возможность докупить необходимые модули и скрипты.
Рейтинг CMS по версии iTrack: №3.
Число запросов в Wordstat: 73 000 в месяц.
Язык интерфейса: по умолчанию английский с возможностью установить другие языки.
Интеграции. RetailCRM, Битрикс24, amoCRM, Мой склад, 1С, Robokassa, Carrot quest.
Примеры блогов на Joomla:
Движки для интернет-магазина
1С-Битрикс
CMS от разработчиков самой популярной CRM в России. Возможности движка меняются в зависимости от тарифного плана — система подойдет и малому бизнесу и крупному интернет-магазину. 1С-Битрикс отличается высокой безопасностью и сложным интерфейсом.
Стоимость: платная лицензия от 30 тыс. до 400 тыс. рублей в месяц.
Рейтинг CMS по версии iTrack: №2.
Число запросов в Wordstat: 42 000 в месяц.
Язык интерфейса: более 10 языков, включая английский, русский, украинский.
Интеграции. Roistat, Carrot quest, Битрикс24, Мегаплан, Планфикс, Мой склад, amoCRM, Zadarma, 1C, Робокасса, Ю-Касса, Sipuni, Tilda.
Примеры интернет-магазинов на 1С-Битрикс:
Какой движок выбрать для сайта
Дата публикации: 2016-04-12
От автора: приветствую вас, дорогой читатель. Если прямо сейчас вы размышляете над вопросом, какой движок выбрать для сайта, то вот вам полезная информация по этой теме.
Выбор движка для сайта
Для начала я хотел бы привести небольшую статистику. Дело в том, что в этом рейтинге лидирует CMS WordPress, и позиция этого движка еще долго не будет сдвинута. На нем работают больше половины сайтов. Второй по популярности движок (Joomla) используется в 6-7 раз реже своего конкурента. На третьем месте с небольшим отставанием расположился Drupal. По видимому, из этих трех вариантов и стоит выбрать, но сначала я вам скажу вот что.
Почему нужно выбрать WordPress, если вы новичок
Я скажу вам, что если вы начинающий в сайтостроении, вы непременно должны выбрать WordPress. Почему? Я попытаюсь аргументировать.
Он прост в установке. Да, этот движок очень легко устанавливается, я бы даже сказал, поразительно легко. Проблемы могут возникнуть только у новичка, но они решаются путем прочтения любой толковой инструкции в поисковых системах.
JavaScript. Быстрый старт
Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения
Легко управлять. Мне очень нравится админка этой CMS. Здесь все очень хорошо продумано даже для самого неопытного пользователи. Все настолько понятно, что у вас нет шансов не разобраться. Хочешь добавить запись? Без проблем. Проверить комментарий? Просто. Настроить дизайн? Проще некуда.
Все важные настройки вынесены на самое видное место. По сути, здесь нет каких-то глубоких вложенных настроек, которые без документации не найти. Знаете, когда после года использования WordPress я решил попробовать Datalife на одном сайте, я даже не сразу разобрался, где там шаблон поменять. Мне кажется, в вордпрессе даже у полного новичка не возникло бы с этим особых проблем.
Система функциональна за счет плагинов. В простом движке без установки каких-то дополнительных плагинов очень мало возможностей, но они и не нужны начинающему. Казалось бы, опытным пользователям нужны эти возможности. Но я вам скажу, что за счет популярности для этой cms выпущено столько плагинов и шаблонов, что у вас не возникнет никаких проблем с расширением возможностей.
Практически чтобы вы не захотели: вывести карту сайта, социальные кнопки, поставить защиту, сделать опрос или провести тестирование – все можно сделать с помощью плагинов, коих для движка выпущено бесчисленное множество. А опытные пользователи могут внедрить необходимый код прямо в файлы шаблона, получив нужные возможности без установки дополнительных расширений.
Все же WP имеет минусы
Они заключаются вот в чем: конфликт плагинов. Чем больше вы их устанавливаете, тем выше шанс, что какие-то будут конфликтовать между собой. Я рекомендую вам держать отметку активных плагинов в районе 10-20. Если надо больше, попробуйте реализовать некоторые возможности с помощью хаков. Кстати, о самых полезных плагинах смотрите здесь.
Высокая нагрузка на сервер. Если говорить о скорости и нагрузке на сервер, то WordPress не станет в этом плане лучшим. Но все же ситуация обстоит не так уж и плохо. Купите нормальный VDS, настройте кэширование, примените советы по улучшению скорости. Кстати, вы можете их найти в нашем курсе по ускорению загрузки. Сайт будет летать. Конечно, на том же DLE скорость при равных настройках будет чуть-чуть лучше. Но это мизерное преимущество, на мой взгляд.
Ну вот, собственно, и все минусы, на мой взгляд. Ну и еще то, что на вордпрессе лучше всего создавать блоги, с остальными типами сайтов все не так гладко, хотя в последнее время на нем спокойно работают интернет-магазины. Конечно, для сайта-визитки WordPress тоже сгодится.
JavaScript. Быстрый старт
Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения
Остальные движки и их особенности
Ну давайте хоть немного поговорим о других движках, хотя по наполнению статьи вы уже наверное поняли, что я всецело за WordPress, и не только я.
Joomla – многие сегодня также выбирают эту CMS. Нужно сказать, что она имеет свои преимущества, которые равномерно чередуются с недостатками. Joomla даже без расширений изначально имеет большие возможности, но сама по себе система тяжеловесна, а еще в ней много кода.
Благодаря популярности для движка также выпущено много шаблонов и расширений для него, хотя все же меньше, чем у вордпресса. Что для WordPress бесплатно, то для Joomla часто можно найти только за деньги (я о расширениях).
И еще один неприятный минус есть и джумлы – невероятно странная админка, в которой сложно даже найти, где страницу добавить. В этом плане управлять сайтом для новичка будет намного сложнее, хотя опытные пользователи, несомненно, с закрытыми глазами все найдут.
Drupal. На Drupal можно создать форум, блог, новостной сайт и даже социальную сеть. Пожалуй, не годится он только для интернет-магазинов, для этого типа сайтов просто есть гораздо более простые решения.
Движок распространяется бесплатно. С ним будет сложнее разобраться, чем с Joomla, поэтому это выбор уже опытных веб-мастеров. Самый главный плюс – изначально большая функциональность. Например, возможность делать форум, голосование, новостную ленту, без установки дополнительных расширений.
DLE (DataLife). Это CMS немного отличается от предыдущих, потому что она не распространяется бесплатно, но все же пробную версию любой желающий может использовать сколько угодно времени, поэтому ознакомиться с возможностями этой CMS вы также можете без проблем.
Установка практически такая же простая, как и у WordPress. Движок заточен под новостные проекты, это сразу видно из шаблонов, которые ставятся по умолчанию.
Грамотная настройка движка позволяет оказывать минимальную нагрузку на сервер и держать высокопосещаемый сайт на небольших ресурсах. Хотя CMS платная, в плане безопасности она не является абсолютно лучшей – постоянно появляются новые патчи, которые нужно обязательно устанавливать, потому что они закрывают дыры в безопасности.
На каком движке лучше сделать сайт?
Это зависит от того, какой тип сайта вам нужен. Если блог, то идеальным решением будет wordpress. Новостной портал? CMS Datalife специально заточена под них. Интернет-магазин? Возможно, стоит попробовать OpenCart. Форум? Вполне можно на Drupal. Каждая cms имеет свои достоинства, которые делают ее оптимальным выбором для реализации тех или иных проектов.
Я думаю, основное представление о cms вы получили, а также то, что будет оптимальным выбором для новичка. На этом я заканчиваю эту статью. Подписывайтесь на обновления нашего блога, если хотите постоянно получать новые материалы.
JavaScript. Быстрый старт
Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения
Фреймворк YII2. Быстрый старт
Создание блога с использованием фреймворка Yii2!
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
Почему этому нужно уделять внимание
Потому что однажды CMS может достичь своего потолка в плане SEO: в какой-то момент мощностей движка может просто не хватить, чтобы обеспечивать всестороннее развитие сайта. Ведь поисковая оптимизация на сегодняшний день затрагивает практически все области работ над проектом – от технической части до юзабилити и коммерческой составляющей сайта. Выход будет один – переезд на новую CMS со всеми вытекающими: проседание позиций, потеря трафика и денег. Лучше сразу выбрать надежный и развивающийся движок.
Базовые требования к движку для SEO-оптимизации
Если пройтись по самой базовой теории, то можно выделить несколько основных характеристик, которые делают CMS подходящими для сайта, продвигаемого в поиске:
Однако идеальной CMS не существует, поэтому в каждом конкретном случае надо смотреть на то, чтобы движок закрывал большинство потребностей сайта – «из коробки» или посредством плагинов. Посмотрим, какие тут есть варианты.
Насколько популярные CMS благосклонны SEO: обзор
WordPress
Каким сайтам подойдет:
Важный плюс – понятный интерфейс системы: работать с ней можно, не имея навыков веб-разработки. При этом WP по умолчанию имеет мало SEO-функций, их нужно «добирать» с помощью многозадачных модулей. В первую очередь, это плагины Yoast SEO и All in One SEO Pack, а также WooCommerce для интернет-магазинов, Яндекс.Турбо и AMP для создания страниц ускоренной загрузки.
Эти плагины полностью обеспечивают CMS набором SEO-настроек для сайта.
1С-Битрикс
Известная отечественная CMS, вторая по популярности среди RU-сайтов, несмотря на то, что платная.
Для каких веб-ресурсов подходит (спойлер: практически для всех):
С позиции SEO-специалиста важно то, что у этого движка большой набор функций для поискового продвижения. Реализуется он в принципе по умолчанию: у подавляющего большинства сайтов на этом движке, с которыми мы работали, не было дополнений. И это не создавало трудностей, поскольку система многое умеет «из коробки».
Если чего-то все же не хватает – дополнительно можно установить модуль «Поисковая оптимизация».
При всех плюсах – это сложная система, для работы с которой нужен компетентный программист. В отличие от WordPress, работать с этой CMS невозможно без навыков веб-разработки именно на Битриксе. У движка довольно много особенностей в плане SEO, с которыми придется столкнуться в первую очередь.
Joomla!
У этого движка много разных шаблонов и дизайнерских решений. Это привлекательно для маркетологов. А вот с точки зрения SEO работать с этой CMS сложно, хотя встроенные опции поисковой оптимизации есть:
Главные SEO-минусы Joomla – склонность дублировать страницы, точечные настройки и общая недружелюбность к пользователю. У этого движка в принципе сложный интерфейс и много ручной работы с кодом. Для глубокой оптимизации сайта нужны платные плагины – например, Tag Meta или OSMap, но их сложно настраивать. Поэтому продвижение сайтов на Joomla требует включенности программиста, без него вообще мало что можно будет сделать.
Какие веб-площадки можно строить на Joomla:
Для интернет-магазина лучше выбрать другую CMS.
CS-Cart
Это российский движок для интернет-магазинов, максимально дружественный для поисковых систем. В чем это проявляется? Прямо «из коробки» можно:
Это платная CMS, достаточно дорогостоящая, и в этом, пожалуй, главный ее минус.
OpenCart
Дружественный SEO и бесплатный аналог CS-Cart, который так же, как и его собрат, ориентирован на разработку интернет-магазинов. И так же хорошо реализованы SEO-возможности – никаких дополнительных модулей устанавливать не нужно:
Canonical, 310 редирект, метатеги, автоматическая генерация ЧПУ – набор для базовой SEO-настройки включен в новые версии движка по умолчанию. Для старых версий нужен дополнительный модуль – SEO PRO.
Еще один движок с открытым исходным кодом, который по умолчанию содержит настройки базовых SEO-параметров. Можно заполнять метатеги, редактировать файл robots.txt, устанавливать счетчики Яндекс.Метрики и Google Analytics, формировать ЧПУ:
Это гибко настраиваемый движок, который подходит для всех видов сайтов – интернет-магазинов, корпоративных блогов, больших информационных порталов и так далее.
Существуют две версии системы MODX: Evolution и Revolution.Синтаксис тегов в этих версиях различается, всегда нужно сверяться с документацией. Но поскольку эта CMS не очень популярна в России, полезной технической информации по ней на русском языке не очень много.
InSales
Платная платформа для интернет-магазинов с интегрированными настройками поискового продвижения. Формально это конструктор, но ведет себя он как полноценная CMS. С SEO в этом движке действительно все в порядке – для каждого товара можно прописать канонический URL, добавить метаданные и текст с ключевыми словами:
Есть раздел «Продвижение» с рекомендациями и подробными инструкциями. За отдельную плату, не выходя из админки, можно заказать установку SSL-сертификата, регистрацию в Метрике и другие услуги. Это мощный движок, поэтому он не очень простой: чтобы эффективно работать с InSales, нужно иметь опыт в продвижении магазина и уметь анализировать статистику.
Конструкторы (Tilda, AdvantShop, Megagroup и другие)
Абсолютное большинство сайтов, с которыми работает SEO-агентство, построены на CMS. Хотя не все владельцы веб-площадок выбирают полноценные системы управления, решая использовать конструкторы. Например, у нас есть успешные проекты на AdvantShop и Megagroup, с которыми мы работаем не первый год. Но самый популярный выбор – это, конечно, Tilda. На ее примере мы и рассмотрим, насколько конструкторы сайтов дружественны SEO.
У Тильды по умолчанию есть базовые настройки поисковой оптимизации страниц:
Также предлагаются различные SEO-рекомендации:
Конструктор – это легко, быстро, ничего не надо изучать, никого не надо нанимать. Сайт можно создать за считанные минуты, но он не будет вам принадлежать: сохранить данные на свой сервер нельзя, возможности развития сайта ограничены. Существует прямая зависимость существования веб-площадки от конструктора и его сервера: если там что-то случится, сайт будет потерян.
Доступа к программному коду нет, и это может мешать программистам SEO-агентства: может быть ситуация, когда не получается прописать метатеги для страниц пагинации за счет SEO-полей, порой надо писать регулярные выражения, а в конструкторе нельзя этого сделать. Или, например, улучшение юзабилити, тоже важное для SEO: чтобы поправить дизайн, нужно переверстать и переписать функционал – без доступа к коду это невозможно.
Вывод
У каждой из перечисленных CMS есть свои преимущества и недостатки. Выбирая систему управления контентом, нужно взвесить для себя все плюсы и минусы и подобрать наиболее подходящий вариант, который позволит сайту адекватно функционировать, не связывая при этом руки SEO-специалистам. И всегда нужно помнить, какой бы хороший и дружелюбный ни был движок, важно постоянно держать в поле зрения хорошего программиста: любой модуль после установки чаще всего требует настройки и адаптации под проект. Не бывает стандартных, шаблонных решений, которые могли бы удовлетворить такую постоянно меняющуюся сферу, как SEO.
Сравнение бесплатных CMS: WordPress, Joomla, Drupal и др.
Пора разобраться и определить, какая CMS является лучшей для большинства пользователей и почему.
Бесплатные CMS (Content Management System – «система управления контентом») пользуются огромным спросом. Любую из них можно просто скачать, установить на хостинг и запустить сайт. Но все они разные настолько, что, овладев парочкой, не факт, что третья по списку окажется изначально понятной. Особенно это касается специализированных платформ для интернет-магазина. У большинства общей основы в интерфейсе нет, да и подходы к формированию структуры и функциональности страниц отличаются ощутимо.
Новичкам, желающим освоить какую-нибудь CMS, следует понимать, для чего и какой она должна быть. Чтобы не было осечки и зря потраченного времени. Список ТОП-10 к вашему вниманию.
Лучшие бесплатные движки для сайта:
1. WordPress / ВордПресс → детальный обзор
Официальный сайт: | ru.wordpress.org |
Год основания: | 2003 |
Страна: | Весь мир |
Сложность: | Простая |
WordPress – самая известная и популярная CMS в мире, своего рода символ ниши. Писалась для создания блогов, но в процессе превратилась в универсальный движок благодаря разработчикам плагинов, шаблонов и активности сообщества. В панель управления встроены библиотеки плагинов и шаблонов с необъятным ассортиментом. Ко всему есть отзывы, оценки, инструкции, рейтинги. Можно сортировать по различным признакам – выбирать несложно. Многие студии рисуют шаблоны под эту систему. Горы видео с уроками и километры форумов обсуждений прилагаются. Научиться пользоваться ею проще, чем многими другими.
WordPress оперирует двумя типами контента – страница и статья. Кнопка создания записи вынесена отдельно, можно прямо с сайта опубликовать пост – всё заточено на удобство и скорость публикаций новостной ленты. SEO реализовано через плагины, как и оптимизация скорости работы, безопасность и много чего ещё. Для создания магазинов, лендингов, форумов и прочего существует множество специализированных, мощных плагинов, по объёму возможностей напоминающих отдельное взятое, полноценное ПО. Существует также в формате конструктора сайтов для тех, кому удобнее использовать готовый коробочный вариант.
Плюсы:
Минусы:
2. Joomla / Джумла → детальный обзор
Официальный сайт: | Joomla.org |
Год основания: | 2005 |
Страна: | Весь мир |
Сложность: | Средняя |
Joomla – вторая по популярности в списке CMS. Обширное сообщество, множество плагинов и шаблонов. Лучше всего подходит для создания малых и средних сайтов информационного характера. Особенно хорошо себя показывает при создании типов ресурсов, которые наполняют контентом сами пользователи, – досок объявлений, форумов и даже социальных сетей. Для всего этого есть хорошо проработанные плагины. Из коробки функциональность относительно богатая (множество общих, тонких и SEO-настроек). Сложность освоения – средняя. Логика взаимодействия с системой своеобразная. С непривычки можно запутаться в модулях, ячейках шаблона для вывода контента и связях между ними. Если привыкнуть, это перестанет казаться запутанным и сложным.
Плюсы:
Минусы:
3. Drupal / Друпал → детальный обзор
Официальный сайт: | Drupal.org |
Год основания: | 2001 |
Страна: | Бельгия |
Сложность: | Высокая |
Drupal – движок, ориентированный исключительно на опытных разработчиков. Новичкам в качестве первой CMS категорически не подходит, даже пробовать не стоит. Уровень сложности освоения – высокий. Хорошо приспособлен для создания объёмных сайтов со сложной организацией структуры данных. Позволяет создавать сколько угодно пользовательских типов контента, которые через модули можно вывести в любой точке фронтенда сайта. Никаких ограничений в компоновке и содержимом. Благодаря плагину CCK (Content Construction Kit) можно внедрять различные типы контента в документы, минуя механизм таксономии, характерный для данной системы.
Плюсы:
Минусы:
4. OpenCart / ОпенКарт → детальный обзор
Официальный сайт: | Opencart.com |
Год основания: | 2012 |
Страна: | Великобритания |
Сложность: | Средняя |
OpenCart – одна из наиболее популярных E-commerce платформ. Предназначена исключительно для создания интернет-магазинов и уже из коробки содержит впечатляющий набор возможностей: визуальный редактор шаблонов, отсутствие ограничений на количество товаров, категорий, производителей, страниц и прочего, поддерживает мультиязычность, скидки, отзывы, варианты доставки, подсчёт налогов, рейтинги товаров и т. д. Система движка модульная, то есть можно неограниченно расширять магазин. Есть встроенный сборщик статистики (просмотры, отчёт о продажах, рейтинг популярности и т. д.), а вот SEO-оптимизация из коробки хромает. Придётся использовать сторонний и, скорее всего, платный модуль.
Уровень сложности освоения – средний. Система логично выстроена, но у магазина очень много настроек очевидных и тонких. Новичку придётся непросто, но при наличии мотивации шанс довести проект до ума есть и немалый. Магазины модулей и шаблонов встроены прямо в панель управления, можно искать по фильтрам. Интерфейс редактора дизайна удобный, с подсветкой синтаксиса. У многих шаблонов можно в режиме визуального редактора настроить внешний вид и функциональность. В рамках одной админки можно управлять сразу несколькими магазинами. А ещё перед загрузкой обновления система сканирует на совместимость установленные расширения во избежание конфликтов, способных вывести магазин из строя. Это большой плюс.
Плюсы:
Минусы:
5. MODX / МОДЭКС → детальный обзор
Официальный сайт: | Modx.com |
Год основания: | 2004 |
Страна: | США |
Сложность: | Выше среднего |
MODX Revolution – гибкая система, стоящая по своим свойствам ближе к фреймворкам, нежели к CMS. Подходит для создания всех типов сайтов, легко масштабируется. Тем не менее, объёмные сайты не очень удобно администрировать из-за хаоса в отображении древовидной структуры страниц и элементов. Проблема лечится модулем вроде «Collections». Установщик модулей с поиском находится прямо в админке, есть рейтинги, можно почитать описания расширений. В целом, из коробки движок легковесный и не блещет детализированной функциональностью. Требует обязательной установки джентельменского набора модулей, как минимум.
Уровень сложности освоения – средний при условии, что пользователь владеет HTML/CSS свободно. Панель управления имеет чистый, приятный дизайн и относительно понятную структуру. Может быть использована новичками, но с опорой на обучающие материалы. Из коробки вы получаете мощные средства SEO-оптимизации и высокий уровень безопасности. Специально заточенных под себя готовых дизайнов движок не имеет, зато позволяет одеть на сайт любой HTML-шаблон. Ассортимент таковых огромен, но для редактирования внутри системы придётся выучить её специфический синтаксис, который больше нигде не используется.
Плюсы:
Минусы:
6. Magento / Мадженто → детальный обзор
Официальный сайт: | Magento.com |
Год основания: | 2008 |
Страна: | США |
Сложность: | Средняя |
Magento – магазинный движок, самый популярный в мире, собственность Adobe Inc. Очень мощная CMS с развитым сообществом. Но не в Рунете. Бесплатно можно скачать версию Community Edition, но она совершенно не адаптирована под наш рынок, не имеет русской локализации. Сырой, потенциально продвинутый продукт, требующий доработки руками – кодом. Существуют сборки для использования в Рунете (локализация, интеграция наших социалок, платёжных систем и т. д.), но они платные. Вообще, эта бесплатная система имеет высокий уровень монетизации: шаблоны, модули, услуги разработчиков, лицензии – почти всё платное.
Плюсы:
Минусы:
7. ImageCMS / ИмиджCMS → детальный обзор
Официальный сайт: | Imagecms.net |
Год основания: | 2016 |
Страна: | Украина |
Сложность: | Простая |
ImageCMS – платформа для создания интернет-магазинов, гибрид WordPress, Premmerce и WooCommerce. Готовое коробочное сочетание, требующее установки минимального количества дополнительных модулей. Уровень функциональности и гибкости – средний, сложность освоения – средняя, но без знания хотя бы HTML/CSS далеко не уехать. Готовых шаблонов всего лишь четыре, есть косметический кастомизатор дизайна, так что для получения уникального облика магазина необходимо или заказывать разработку дизайна, либо тщательно переделывать руками имеющийся. Одно стоит дорого, другое – сложно в реализации и практически невыполнимо для новичков. Зато есть интеграции c МойСклад, 1C, Новой Почтой, RetailCRM и прочими популярными сервисами из коробки. Много чего сделано и для SEO-оптимизации.
Панель управления аналогична таковой у WordPress, разница лишь в количестве предустановленных из коробки расширений. Здесь их множество, отчего админка выглядит перенасыщенной. По сути, данная CMS является сборкой, требующей доработок под требования конкретной задачи. Прямой совместимости с плагинами Вордпресс здесь нет, услуги разработчика по оптимизации стоят дорого. Данную систему есть смысл использовать лишь в том случае, если из коробки вам хватает функциональности. Ведь шаблоны, доработки и самописные плагины обойдутся дороже, чем оно того стоит. Магазины здесь получаются хорошими лишь при наличии достаточного бюджета.
Плюсы:
Минусы:
8. TYPO3 / ТайпоТри → детальный обзор
Официальный сайт: | Typo3.org |
Год основания: | 1998 |
Страна: | Дания |
Сложность: | Высокая |
TYPO3 – продвинутая среда разработки для опытных пользователей. В освоении непростая, в сопровождении – тоже. Точно не для новичков. Необходимы знания программирования и опыт разработки сайтов для нормального использования. Выгоднее всего показывает себя на создании блогов, порталов, интернет-журналов/газет крепкого среднего объёма (до 5-6к страниц). Допустим, создание магазина или социальной сети тоже возможны, хотя сопряжены с нерентабельными сложностями – потребуются множество плагинов и доработок. Также для достижения успеха необходимо располагать бюджетом. Хороший хостинг, услуги программиста, модули – придётся потратиться.
Интерфейс у этой CMS отнюдь не простой, причём, для кастомизации сайта используется специальный внутренний язык – TypoScript. Без его освоения успеха не добиться. Отсюда вытекает высокая стоимость услуг специалистов – профиль узкий, далеко не все смогут помочь. Из коробки система не обладает достаточной функциональностью для реализации серьёзных сайтов. Многие плагины можно загрузить из репозитория бесплатно. Уровень их качества курирует сообщество CMS. Из одной панели управления можно вести несколько проектов. Шаблонизатор Templavoila поможет превратить любой HTML-шаблон в совместимый. Есть также визуальный редактор для внесения косметических изменений. Гибкий, мощный, специфический движок для профи.
Плюсы:
Минусы:
9. CMS Made Simple / Мейд Симпл → детальный обзор
Официальный сайт: | Cmsmadesimple.org |
Год основания: | 2004 |
Страна: | США |
Сложность: | Средняя |
CMS Made Simple – система, предназначенная по задумке для использования новичками. Действительно, здесь есть визуальный редактор дизайна, похожий на те, что бывают в облачных конструкторах сайтов. Простая установка на сервер, простая настройка, неплохой набор доступных расширений, которыми несложно пользоваться. Подходит, прежде всего, для создания сайтов-визиток и интернет-магазинов, но добиться уникальности дизайна средствами редактора невозможно – только косметические изменения. Глубокая кастомизация потребует правок кода (PHP, HTML, CSS), что сводит на нет всю простоту, удобство и ставит систему на один уровень с остальными CMS в плане сложности эффективного использования.
Интерфейс частично русифицирован, документации на родном и могучем мало – для полного освоения необходимо ориентироваться в английском языке. Работает движок быстро и не требует супер-хостинга даже для запуска магазина. Встроенных шаблонов немного, написаны они в доступном HTML/CSS-формате, что позволяет адаптировать сторонние темы оформления для использования внутри системы. API открытый, разработчиками написано более 200 плагинов разного уровня качества и полезности. Оптимизация отличная благодаря легковесности движка и встроенному механизму кэширования страниц. Безопасность реализована на хорошем уровне из коробки. Неплохой движок, но потенциал его раскрывается лишь в руках опытных разработчиков.
Плюсы:
Минусы:
10. Concrete5 / Конкрит 5 → детальный обзор
Официальный сайт: | Concrete5.org |
Год основания: | 2008 |
Страна: | США |
Сложность: | Простая |
Concrete5 – популярная CMS, сходная по механике взаимодействия с конструкторами сайтов на базе визуального редактора. Отличительная черта и причина востребованности системы – действительно простой интерфейс, внутри которого можно создавать довольно сложные сайты. Посредством добавления элементов (виджетов) пользователь собирает страницы. Далее их можно редактировать, меняя содержимое блоков, цвета, фоны, шрифты, навигацию и прочее. Редактор позволяет проводить несложную кастомизацию любых элементов, не влезая в код. Если необходимо больше – пожалуйста, это ведь CMS, код полностью открыт.
Плюсы:
Минусы:
Общий список бесплатных CMS (20 шт.)
Какую CMS выбрать для сайта
Проще всего выбирать профильную систему под тип создаваемого сайта. Например, создание хорошего магазина на базе Woocommerce + WordPress – оптимальный способ для новичков. Реализовать полноценный интернет-магазин вполне возможно самостоятельно, так делают многие. Магазин на Opencart опытному вебмастеру создать будет проще, чем на WP в комбинации с плагином Woocommerce. Всё потому, что это – специализированная CMS для интернет-магазина, содержащий из коробки солидный пласт необходимой функциональности. На Joomla хорошо идут информационные сайты, на WP – блоги, на Drupal, Typo3 и MODX – сайты больших компаний, порталы и т. д.
Помимо специализации движка, необходимо учитывать стоимость и качество плагинов, которые понадобятся для реализации задумки. Также играет роль популярность системы. Чем более востребован движок, тем больше информации, расширений, шаблонов и разработчиков, способных помочь на умеренную плату. Это скажется на комфорте работы и себестоимости проекта, в конечном счёте. В общем, когда определитесь с типом сайта (визитка, магазин, блог, портал и т. д.), почитайте/посмотрите обзоры, рейтинги на профильные по направлению CMS. Выбирайте из них самую популярную в Рунете – это общий рецепт, оправданный в большинстве случаев.
Реально ли сделать сайт на CMS самому
Создание сайтов на CMS требует подготовки. Человек должен быть опытным пользователем ПК, в целом, и разбираться в кодинге начального уровня сложности (HTML/CSS). Также важна способность воспринимать обучающие материалы и следом применять их на практике.
Мало кто может с нуля, без подготовки и подсказок вот так просто сесть и поехать на той же относительно простой WordPress или очень простой Concrete5. Нужно иметь представление о процессе и/или уметь учиться. Эти вещи не относятся к разряду интуитивных по умолчанию.
В целом, да, сайт на CMS создать самостоятельно реально. Но, смотря какой и кто будет делать. Некоторые могут, многие другие – нет и никогда не смогут. Это факт. Задача не для всех. С нуля у многих получается при наличии устойчивой мотивации. Остальные платят сторонним разработчикам либо же используют конструкторы сайтов – самый простой вариант.
Плюсы и минусы Open Source
Open Source – программное обеспечение, имеющее открытый для изменений кем-либо исходный код. Понятие было введено в 1998 году основателями организации Open Source Initiative Брюсом Перенсом и Эриком Реймондом. Обязательным условием принадлежности ПО к OSI является бесплатное и безлимитное распространение софта. Никаких сроков, триалов, ограничений на сферы и характер использования. CMS, выпущенные в рамках этого типа лицензии, можно бесплатно скачивать, устанавливать, видоизменять и зарабатывать с их помощью деньги ведением коммерческой деятельности. Никто не явится и не уличит в пиратстве, нарушении авторских прав, необходимости отчислений и т. д.
Как и всё остальное, ПО на базе Open Source имеет свои достоинства и недостатки. Начнём с плюсов:
Бесплатных движков немало, их минусы, в среднем, следующие:
Вообще, у каждого отдельно взятого бесплатного движка свои, персональные плюсы и минусы. Совсем уж идеальных не существует. Есть те, которые совокупно удовлетворяют требованиям различных групп пользователей в большей степени, чем другие. Они являются лидерами популярности – WordPress, Joomla и иже с ними.
Стоит ли создавать сайт на бесплатной CMS
Да, стоит, ничего страшного в этом нет. Главное – выбрать подходящую под свой уровень навыка и задачу. К примеру, в нашем топе нет ни одной откровенно слабой системы, которую не стоило бы использовать ни под каким предлогом. Все они приличные, но те, что ближе к вершине, заслужили большую популярность и кредит доверия у своих аудиторий. Следовательно, под них больше разрабатывают новых шаблонов, расширений, чаще обновляют, поддерживают актуальность версий приложений и всё такое. В общем, на них трудится более старательное и обширное сообщество. Это явный плюс – очевидная перспектива развития.
Ошибочно считать бесплатные CMS благотворительными. Например, в экосистеме WordPress зарабатывает огромное количество людей разных специальностей – разработчики плагинов, шаблонов, готовых сайтов, оптимизаторы, дизайнеры, тестировщики, хостинг-провайдеры и все остальные, причастные к индустрии обслуживания веб-ресурсов и бизнеса вокруг них. То есть не стоит выказывать недоверие слову «бесплатная», стоящему рядом с названием CMS. Да, денег за движок не просят, но это не означает низкий уровень качества. Над топовыми движками трудятся очень тщательно, потому что вокруг них кормятся целые ниши онлайн-бизнеса, отдельные специалисты и солидные компании.
Да, у каждого конкретного движка есть свои болячки и нюансы, переходящие из релиза в релиз. К примеру, для WordPress речь идёт об автоматическом создании дублей. Но проблемы нет – один плагин закрывает вопрос. И так со всем остальным. В Сети куча гайдов по любому движку из нашего топа – без труда отыщите нужную сборку расширений под вашу задачу, в которой будут учтены и закрыты локальные слабости движка. Так что не бойтесь бесплатных CMS – их доля использования в сотни раз превышает платные решения. Были бы они столь ужасными, их бы не использовали уважаемые компании и опытные разработчики. У них есть деньги и возможность выбора, дело не в стоимости. Сайт New York Times собран на WordPress – показательно.
Пошаговая инструкция по созданию сайта на CMS
Порядок шагов и подход к созданию сайтов в различных CMS немного отличаются. Во-первых, у них у всех разная комплектация из коробки, разные стартовые возможности, сильные и слабые стороны. Во-вторых, многое зависит от характера задачи, которую собираетесь решать с помощью конкретного движка. И, в-третьих, сам алгоритм рабочего процесса у разных CMS отличается: по-разному ставятся шаблоны и плагины, по-разному настраивается структура сайта, модули и прочие элементы.
Есть, конечно, какие-то общие принципы, которые окажутся справедливыми для всех систем. Вот их мы и опишем, не вдаваясь в дебри особенностей каждой отдельно взятой CMS:
Примерно так. Понятно, что для реализации этого общего сценария придётся разобраться с выбранной CMS, хостингом, регистрацией/подключением домена и прочими вещами. Отметим лишь, что выбор толкового хостера облегчает жизнь – многое происходит автоматически, включая установку движка и оптимизацию настроек под него. Удобная панель управления, стабильность и скорость для беспроблемной жизни сайта. Бесплатные CMS почти все прожорливы к ресурсам сервера, особенно после обвеса плагинами, так что самое плохое, что можно сделать ещё до начала работы над сайтом, – выбрать дешёвенький ноунейм-хостинг и потом мучиться всю дорогу. Берите проверенный и спокойно работайте.
Выводы и рекомендации
Бесплатных CMS множество. Они обладают различными степенями популярности и особенностями. Есть профильные, есть универсальные за счёт структуры и расширений. Вокруг любой востребованной системы происходит монетизация – разработчики пишут плагины, оказывают услуги, рисуют, верстают и продают шаблоны. Жизнь внутри таких экосистем кипит, люди в них работают и зарабатывают. Сайты всегда стоят денег, бесплатных не существует.
Создание сайта на CMS – задача не для всех. Среднестатистическому пользователю ПК её гораздо проще решить с помощью подходящего конструктора сайтов. К CMS есть смысл обращаться тогда, когда есть планы связать свою деятельность и доход с этим типом систем. Или просто очень интересно узнать, что да как там. Многие движки долгое время остаются вотчиной профи и одарённых новичков. И неслучайно – они сложны. Общий совет новичкам с учётом всех факторов: используйте WordPress либо конструкторы сайтов.
Если вы желаете опробовать, что и как, то проще всего зайти на любой бесплатный хостинг, установить автоматом WordPress или Joomla, после чего пройтись по ним неопытным глазом, попробовать создавать страницы, править стандартный шаблон и прочее. Без привязки к результату, просто посмотреть и понять, как это происходит. Желательно поддержать вояж просмотром парочки базовых обучающих видео, чтобы чуть интереснее было.
Системы вроде Drupal, MODX, Magento, TYPO3 определённо сложны и не подходят на роль первых CMS. К ним, если потребуется, нужно обращаться после освоения другой, более доступной в плане понимания системы. Обычно речь идёт WordPress – самой очевидной и практичной для первых шагов. Либо OpenCart – номер один для создания первого магазина. Joomla хороша для тех, кто хочет относительно легко освоить основы программирования на практике и создать визитку или информационный портал. Здесь шаблоны на чистом HTML/CSS, их довольно легко править.