на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

На каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон — физическое образование, под которым понима­ется «системное освоение человеком рациональных способов уп­равления своими движениями, приобретение таким путем необ­ходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и свя­занных с ними знаний» (Л. П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способнос­ти управлять своими движениями, а также в целях познания зако­номерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И нако­нец, учащихся обучают технике двигательных действий, необхо­димых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.

Характерными признаками двигательного умения являются:

– Управление движениями происходит неавтоматизировано.

– Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

– Невысокая быстрота выполнения действия.

– Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

– Неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов.

– Нестабильность результатов действия.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случа­ев материал школьной программы по физической культуре может быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную цен­ность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достига­ется постоянным уточнением и коррекцией движения. В результа­те появляется слитность, устойчивость движения, а главное — автоматизированный характер управления движением.

Двигательный навык — это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия: восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточи­вают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах — на изменении рельефа.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Рис. 2.4. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения в навык (Мазниченко, 1984).

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким видам деятельности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мас­терства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Источник

Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям.

Понятие двигательного умения и навыка. Стадии и закономерности формирования двигательного навыка и соответствующие этапы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям.»

В процессе ФВ занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания т.е. умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:

минимума основных знаний о технике действия; наличия Двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык.

В ФВ и С проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика.

Этапы и закономерности. Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.

II стадия — продолжительнее по времени. Характеризуется многократной повторяемостью движений, в результате движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.

III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Движения становятся экономичными, свободными, точными, раскованными. Ребенок владеет навыком, осознает двигательную задачу, движения его делаются произвольными, экономными, он творчески использует движения, варьирует движение перенося его в новые ситуации.

Каждой стадии двигательного навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — завершение и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание) ставятся следующие задачи: а) ознакомить детей с новыми двигательными действиями; б) создать целостное представление о всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполнения в общих чертах. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

а) показ педагогом образца;

б) его деятельный показ, сопровождаемый словом;

в) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнять его.

Наряду с формированием двигательных умений и навыков важно развивать физические качества. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего орга­низма, дети быстрее усваивают новое, проявляют творческую самостоя­тельность. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) происходит в тесной связи с формирова­нием двигательных навыков.

Источник

Схема перехода умения в навык

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

· Неавтоматизированное управление движениями

· Концентрация внимания на самом действии

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Стереотипное повторение движений

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

· Автоматизированное управление движениями

· Концентрация внимания на цели и условиях действия

· Устойчивость, надежность действия

Двигательные умения являются переходными ступенями, стадиями формирования двигательного навыка в тех случаях, когда нужно добиться прочного совершенного владения техникой какого-либо двигательного действия. Иногда двигательные умения играют вспомогательную роль, служат подводящими упражнениями при обучении двигательным действиям. В таком случае их не нужно доводить до навыков. Двигательные умения имеют образовательную ценность, так как в их основе лежит активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Значение двигательных навыков определяется следующими особенностями.

1. Автоматизированное управление движениями – это определяющая особенность навыка. При этом сознание высвобождается от постоянного контроля за деталями движений, облегчается функционирование высших механизмов управления движениями; мышление может переключаться на

результат и условия действия. Но автоматизированное управление движениями в двигательном навыке все-таки происходит сознательно. Человек приказывает себе в нужный момент выполнить действие, контролирует ход его выполнения и результат, может изменить движение или прекратить его.

2. Слитное выполнение движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности двигательного действия.

3. Надежность двигательного действия при навыке характеризуется сохранением его эффективности при различных неблагоприятных факторах: психологические состояния (волнения, страх и др.); сниженные физические возможности, вызванные утомлением, недомоганием; неблагоприятные внешние факторы. Надежность двигательного действия тесно связана с его вариативностью.

Двигательные навыки имеют большое значение в подготовке человека к трудовой, военной, спортивной деятельности. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется естественным закономерностям, знание которых дает возможность эффективно строить процесс обучения.

Основу поведенческих актов человека составляет механизм рефлекторной деятельности. Исследования в области биологии, нейрофизиологии, кибернетический подход к их толкованию позволили создать учение о «функциональной системе» как физиологической основе поведенческого акта[28].

Под функциональной системой понимают экстренно складывающееся функциональное образование, объединяющее деятельность тех систем организма, которые необходимы для осуществления поведенческого акта. При этом избирательно вовлекаются и объединяются физиологические структуры и процессы в рамках четко ограниченного действия.

Важным моментом функционирования такой системы является обратная связь от рецепторов (обратная афферентация), которая несет информацию о ходе и результатах действия.

Функциональная система возникает в коре больших полушарий головного мозга при проявлениях комплекса чувствительных возбуждений («афферентный синтез»), которые служат предпосылкой к принятию решения осуществить действие. Принятие решения связано с выработкой программы действий и формированием сличительного аппарата (акцептора действия).

Каждое двигательное действие начинается с того, что в коре головного мозга происходит синтез чувствительных возбуждений. Афферентный синтез (возбуждение передается от иннервируемых тканей к ЦНС) осуществляется на основе доминирующей мотивации, создаваемой извне всевозможными стимулирующими воздействиями (требования педагога, различные игровые ситуации). Возникающее мотивационное возбуждение вызывает анализ и оценку обстановки предстоящего двигательного действия. Получаемая при этом информация о внешних условиях, ситуация оценивается и систематизируется. Сведения о технике двигательного действия, получаемые в процессе обучения, позволяют отобрать в двигательной памяти образы и ощущения знакомых движений, которые могут послужить основой предстоящего действия.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Возникает программа действия, т. е. система исполнительных возбуждений, они доводятся до органов движения. Одновременно с программой действия появляется сличительный аппарат как чувственная модель предстоящего действия: сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналы при двигательных действиях зрительные, проприоцептивные (от рецепторов мышц, сухожилий, кожи, суставов, внутреннего уха), тактильные, т. е. кожные (на прикосновение, давление, вибрацию), которые отражают различные характеристики движений (кинематические, динамические, ритмические и др.). Такое сличение результатов действия с запрограммированными – важная часть функциональной системы при управлении движениями. Поэтому в методике обучения движениям следует особое внимание уделять методам срочной информации об изучаемом движении (о его параметрах).

Оборотная афферентация складывается из текущей (направляющей движения по ходу действия) и результативной. Поэтапная результативная афферентация – это комплекс чувственных раздражений, которые инфор­мируют о завершении какой-то части движения.

Функционирующая обратная афферентация сигнализирует о заверше­нии двигательного действия, и по ней можно оценить его конечный результат.

По концепции И. П. Павлова, его последователей, в основе становле­ния двигательного навыка лежит динамический стереотип, т. е. обра­зование стойкой системности нервных процессов в коре больших полу­шарий. Это такое состояние функциональной системы, когда она, закрепляясь в результате многократных повторений действий, приобретает стационарный характер. Динамический стереотип обусловливает такие основные черты двигательного навыка, как автоматизированное управ­ление движениями, их слитность, надежность двигательного действия.

Совершенствование двигательного навыка связано с его вариативно­стью. Варианты, вероятно, возникают в результате формирования допол­нительных функциональных систем, которые, закрепляясь, тоже пере­ходят в стационарное состояние, т. е. в динамические стереотипы.

К закономерностям формирования двигательного навыка относят: фазовость, волнообразность (неравномерность), перенос.

Фазовость. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимоде­йствии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значе­нием второй сигнальной системы. В этом процессе различают 3 стадии:

1. Стадия формирования первоначального умения короткая по времени. На этой стадии дети знакомятся с новыми движениями. Она характеризуется иррадиацией процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. У детей на этой стадии наблюдаются неточность и неуверенность в движениях, наличие лишних движений, общей напряженности мускулатуры. Внешне формиро­вание навыка на этой стадии выражается в создании общей картины двигательного действия.

2. Стадия упрочения навыка, более продолжительная во времени. На этой стадии у детей путем повторения упражнений улучшается выпол­нение движений. Они становятся более правильными. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы. На этой стадии постепенно развивается внутреннее дифференцируемое тормо­жение, ограничивающие процессы возбуждения. На этой же стадии формирования двигательного навыка наблюдается волнообразность, т. е. двигательные действия то улучшаются, то ухудшаются. В основном на этой стадии формируется стереотип – сложная система временных связей в коре головного мозга.

3. Стадия стабилизации характеризуется завершением динамического стереотипа, соответствующего основному варианту двигательного действия, навык приобретает все свои черты, сформированные движения делаются точными, правильными, выполняются свободно, экономно. Проис­ходит автоматизация движений. На этой стадии формируются различные варианты двигательного действия.

Эти стадии формирования двигательного навыка являются физиологичес­кими фазами, т. е. это биологические процессы, проходящие в организме, в результате воздействия двигательных действий.

Волнообразность, неравномерность формирования двигательного навыка выражается в различной степени качественного его прироста. Она имеет 4 разновидности.

1. Формирование навыка с «отрицательным ускорением». На первых этапах обучения происходит довольно быстрое овладение двигательными действиями. Затем качественное улучшение навыка замедляется. Так формируется двигательный навык в легких двигательных действиях. Обучаемый быстро осваивает основу действия и долго осваивает ого де­тали.

2. Формирование навыка с «положительным ускорением». В этом случае в начале обучения качественное улучшение незначительно. Затем оно резко возрастает. Такой вид формирования навыка характерен для обу­чения сложным двигательным действиям. Так происходит, когда незамет­ные внешне качественные накопления только по прошествии определенного времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения двигательными действиями.

3. Замедление в развитии навыка может происходить в том и другом видах ускорений, на определенной степени совершенства двигательного навыка. Чем совершеннее навык, тем нужно больше усилий педагога, тем более высокой должна быть степень его педагогического мастерства, чтобы добиться дальнейшего улучшения навыка.

4. Задержка в развитии навыка «плато». Здесь могут быть две причины: внутренние, когда происходят незаметные приспособительные изменения в организме, которые лишь со временем дают качественные улучшения навыка.

Внешняя обусловливается неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем развития двигательных качеств. В таком случае следует правильно определить причину задержки в развитии навыка. Если это вызвано внутренними причинами, то для преодоления задержки требуется только время. Если это влияние внешней причины, то требуется изменение методов.

Еще одна закономерность – перенос двигательных навыков. Важнейшей образовательной задачей физического воспитания является формирование систем двигательных навыков. При этом, формируясь одновременно или последовательно, двигательные навыки оказывают друг на друга влияние. Уже сформированные двигательные навыки тоже оказывают влияние на вновь формируемые.

Такое взаимодействие двигательных навыков называют переносом. Положительным переносом называется такое взаимодействие двигательных навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования нового навыка (навык – метание мяча, способствует навыку метания гранаты), т. е. формирование нового двигательного навыка должно опираться на уже приобретенные в результате жизненного опыта и обучения. При этом каждый последующий навык опирается на структурные элементы сформированных навыков, сходные с соответствующими элементами навыка, формируемого вновь. Явление положительного переноса навыков широко используется при обучении двигательным действиям. Последовательность обучения движениям определяется с учетом закономерностей переноса, чтобы освоение одних движений создавало предпосылки к освоению других. При этом большие возможности появляются тогда, когда больше объем и разнообразие учебного материала. Двигательные действия систематизируются по группам на основе сходства структур и, кроме того, каждая группа движений разбивается по сложности. В таком случае каждое освоенное движение будет являться подготовительным для последующего. Положительный перенос навыков используется в разработке систем подводящих упражнений.

Подводящие упражнения – это законченные двигательные действия, довольно точно воспроизводящие некоторые фазы изучаемого действия.

Отрицательным переносом (интерференцией) называется такое взаимодействие навыков, при котором сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Здесь сходство структур упражнения наблюдается в подготовительной фазе и различие в главной.

Причинами интерференции являются:

1. Прочность временных связей, образованных ранее.

2. Сохранение в новых действиях таких компонентов, которые мешают установлению своеобразия нового двигательного действия.

3. Врожденные автоматизмы (левша).

Чтобы избежать влияния отрицательного переноса навыков, желательно при планировании учебного процесса исключать одновременное формирование «конкурирующих» навыков.

С позиции физиологии перенос навыков объясняется тем, что при формировании новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации, соответствующие необходимой структуре двигательного акта.

Разрушение навыка. Двигательный навык как условный рефлекс может разрушаться, если отсутствует подкрепление. Разрушение происходит в обратном порядке, постепенно. В начале регрессирования не заметны качественные изменения. Обучаемый начинает лишь испытывать неуверенность в своих силах, при этом могут происходить срывы в выполнении двигательного действия. Далее теряется способность к точной дифференциации движений, исчезает индивидуальность в технике исполнения, т. е. двигательное действие качественно ухудшается и, наконец, может потеряться способность выполнять сложные двигательные действия. Однако основа навыка сохраняется довольно долго. Двигательный навык может ухудшиться и при снижении уровня двигательных качеств.

На формирование двигательных действий большое влияние оказывает сознательное отношение детей к выполнению упражнений. Это способствует более точному и успешному овладению движениями. Мыслительные действия, возникающие при обучении движениям, способствуют лучшему восприятию движений и лучшему их выполнению. Подключая сознание ребенка к процессу формирования двигательных умений и навыков, детей как бы подводят к умению видеть, мышечно чувствовать движения, определять качество физических упражнений.

Большое значение в обучении движениям имеют положительные эмоции и интерес. Испытываемые ребенком удовольствие и радость при выполнении физических упражнений вызывают желание добиться лучшего результата.

Обучая детей движениям, следует ставить перед ними посильные задачи. Важно создать надлежащие условия для обучения, чтобы ничто не мешало ребенку воспринимать изучаемый материал. Кроме того, обстановка способствует созданию определенного эмоционального состояния (например, положительные эмоции вызывает музыка; музыкальное сопровождение при выполнении упражнений влияет на характер их исполнения).

В построении процесса обучения упражнениям можно выделить относительно завершенные этапы, соответствующие определенным стадиям формирования двигательных умений и навыков. Эти этапы отличаются как педагогическими задачами, так и по методике обучения.

Источник

На каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Человек обладает широким арсеналом врожденных двигательных навыков: сосание и глотание, сгибание и разгибание, моргание и другие. Этими функциями он владеет с рождения. Еще большее количество навыков он приобретает в течение жизни. Двигательная активность помогает сохранять работоспособность и жизненный тонус. У людей, занимающихся физкультурой и спортом морфологические и функциональные показатели здоровья значительно выше, чем у остальной части населения.

Физиология человека

Овладеть новыми формами движений, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизнедеятельности, позволяет пластичность нервной системы. В процессе формирования двигательных навыков имеют значение как врожденные, так и средовые факторы. В структуру навыка входят двигательный, вегетативный и сенсорный компоненты. В зависимости от вида деятельности их соотношения меняются.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Так, для стайера или тяжелоатлета важнейшими будут двигательный и вегетативный компоненты, а теннисисту и хоккеисту в той же степени важен еще и сенсорный компонент. Двигательные процессы протекают при непосредственном участии центральной нервной системы (ЦНС). Именно в коре больших полушарий образуются кратко- и долговременные связи, составляющие двигательную память.

ЦНС формирует механизм обратных связей с помощью которого организм создает и корректирует программу двигательных действий, решая поставленные задачи.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности:

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

При организации физкультурных занятий очень важно учитывать фазовые колебания работоспособности человека:

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

С учетом этих физиологических фаз выделяют 3 режима двигательной активности:

Что такое двигательный навык в физкультуре?

Двигательный навык в физкультуре – это степень владения техникой действий по перемещению или изменению положения тела, характеризующаяся надежностью и автоматизмом.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Формирование двигательных навыков подчиняется определенным законам:

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Причины, возникающих задержек в овладении навыком:

Для повышения эффективности спортивных и физкультурных занятий важно учитывать данные закономерности.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Двигательный навык в физкультуре – это правильно сформированные реакции и действия, имеющие характерные признаки:

Условия и формирования двигательного навыка

Основными понятиями физической активности являются двигательные умения и навыки. Движение составляет основу физической активности человека. Освоение двигательных действий требует первоначального умения его выполнять, которое по мере освоения переходит в навык.

Двигательное умение представляет собой степень овладения действием, имеющую следующие характерные признаки:

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Переход умения в навык достигается путем многократных повторений двигательных действий, приводящих к автоматизации координационных механизмов.

Двигательный навык представляет собой доведенное до автоматизма выполнение не только простых операций, но и сложных, требующих согласованности и скоординированности в действиях. Все это крайне необходимо при занятиях физической культурой.

Процесс трансформации умений в навыки включает 3 этапа:

Стадии формирования двигательных навыков

Двигательный навык в физкультуре – это процесс, в котором можно выделить 3 стадии формирования:

Длительность стадий зависит от:

Этапы обучения двигательным навыкам

Обучение двигательным навыкам представляет собой многоэтапный процесс, направленный на усложнение навыка, доведение его до автоматизма, формирование устойчивости к отвлекающим факторам.

Этапы обучения:

Освоенные двигательные навыки становятся ступенью для формирования новых, более сложных движений.

Способности

Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. Они сугубо индивидуальны, в их основе лежат анатомо-физиологические задатки, а на их развитие и проявление оказывают влияние внешняя среда (условия, нагрузки, раздражающие факторы) и психологические особенности (темперамент, тип восприятия, скорость мышления).

Двигательные способности:

СпособностиВидыОписание
СиловыеСпособность противостоять внешнему сопротивлению, преодолевая его за счет усилий мышц.
Собственно-силовыеХарактерно напряжение мышц в статическом и преодолевающем режиме работы. Зависят от строения мышц и функциональных возможностей костно-мышечного аппарата.
Скоростно-силовыеХарактерно напряжение мышц, проявляемое одновременно со скоростью. К разновидностям данных способностей относят «взрывную» силу и быструю силу. Эти способности важны для прыгунов в высоту и длину, при метании спортивных снарядов.
СкоростныеСпособности, обеспечивающие максимальную скорость выполнения двигательных действий за определенный отрезок времени.
Координационные способностиГотовность к управлению и регуляции различными по сложности и срокам возникновения двигательными действиями.
ЭлементарныеКоординирование действий в ходьбе, беге.
СложныеИгры, технические виды спорта.
ВыносливостьСпособность противодействовать утомлению при длительной двигательной деятельности.
ОбщаяХарактеризует выносливость при умеренной интенсивности.
СпециальнаяСоответствует поставленным задачам: силовая, скоростная, координационная.
ГибкостьСпособность, обуславливающая подвижность частей человеческого тела относительно друг друга. По локализации различают общую (все суставы) и специальную (конкретные суставы: тазобедренный, плечевой и другие).
АктивнаяПриложение самостоятельных мышечных усилий.
ПассивнаяПриложение внешних сил.

Развитие умений

Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. Жизнь человека невозможно представить без движений. Поэтому так важно знать закономерности развития, становления и совершенствования физических умений и навыков.

Диапазон разнообразных двигательных действий формируется в течение человеческой жизни и зависит от внешних (окружающая среда) и внутренних (задатки) факторов. Формирование двигательного навыка проходит в последовательности с ранее описанными стадиями: иррадиации, концентрации, стабилизации.

на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Смотреть картинку на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Картинка про на каком этапе двигательное умение перерастает в навык. Фото на каком этапе двигательное умение перерастает в навык

Продолжительность образования нового двигательного навыка зависит от:

В процессе формирования двигательных навыков необходимо учитывать физиологические закономерности, в соответствии с ранее описанными стадиями:

1-я стадия характеризуется широкой иррадиацией процессов возбуждения при недостаточности процессов торможения. Во 2-й стадии отмечается стабилизация двигательных рефлексов. 3-я стадия отличается стабилизацией навыка, уточнением динамического стереотипа. Формирование двигательных навыков происходит одновременно с развитием физических качеств.

Часто невысокие результаты в игровых видах спорта, легкой и тяжелой атлетике связаны не с недостаточной освоенностью навыка, а с неудовлетворительным развитием двигательных качеств: силы, координации, скорости, гибкости, выносливости.

Поэтому при обучении новым двигательным навыкам нельзя забывать о развитии и совершенствовании физических способностей. Наибольшую эффективность работа по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств имеет при учитывании возрастных и половых особенностей.

Значение двигательных навыков в жизни человека огромно. Занятия физической культурой повышают скорость реагирования в нестандартных ситуациях, позволяют избегать травмирования и, все это вместе взятое, способствует активному долголетию.

Видео о двигательных навыках в физкультуре

Развитие двигательных навыков школьников:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *