на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

На каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

В основной части урока в данном случае рассматривается непосредственное разучивание упражнений, а именно начальное обучение кувырка вперед и равновесия. При выполнении кувырка вперед воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуются функции вестибулярного аппарата. Кувырок применяется для специальной подготовки на занятиях других видов спорта: волейбола, футбола, борьбы, легкой атлетики и т.д.
О сновной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемом упражнении. При работе с учениками обязательна демонстрация изучаемого упражнения – показ. Показ может осуществить сам учитель или хорошо подготовленный ученик, также можно использовать различные наглядные пособия: рисунки, схемы, киносъемку.
В торой этап – этап разучивания, это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения.
В ыполнение подводящих упражнений играет особенно важную роль, так как является последней ступенью перед тем, как изучаемый элемент выполняется в целом. В процессе освоения кувырка используют ранее разученные подводящие упражнения:

Н а этом этапе деятельность преподавателя складывается из :

Д ля решения поставленных задач в заключительной части применяются:

Э ти упражнения создают бодрое жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.

Первая связана со всесторонней активизацией органов и структур организма.

Источник

Основы обучения гимнастическим упражнениям

Начальное обучение служит исходной базой для успешного овладения новым движением.

Основными признаками формирования двигательных навыков являются сознательное управление движениями, автоматизированное их выполнение.

Результатом обучения является технически правильное и самостоятельное выполнение. При этом еще возможны неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.

Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения необходимо его периодическое выполнение в различных условиях.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

1. Сознательность и активность. При обучении гимнастическим упражнениям предполагают осмысленное сознательное овладение ими. Способность анализировать технику упражнений, исправлять допущенные ошибки неточности, проявлять инициативу и самостоятельность, оценивать результату собственной деятельности, своих товарищей.

2. Принцип наглядности. Этот принцип помогает создать полное представление о технике движения. Для этого используют качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение, использование наглядных пособий.

3. Принцип доступности. Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам учеников. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности упражнения, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

4. Принцип систематичности. Подразумевает непрерывность процесса обучения, проведение его в определенной последовательности, разумного чередования работы с отдыхом, в целях сохранения работоспособности активности занимающихся.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

Первый этап обучения — начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание об­щего представления о новом движении. Предварительное представ­ление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдель­ных положениях. Эта информация может носить описательный ха­рактер и дополняться количественными значениями технических действий.

Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:

1) формулировку общей задачи предстоящего обучения;

2) обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;

3) разработку плана предстоящих действий;

4) объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;

5) контроль за созданием представления путем описания учени­ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.

Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью преподавателя или воспро­изведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ученик получает определенные мышечные ощущения (дви­гательную информацию), которые расширяют сведения о технике нового упражнения.

Второй этап обучения — углубленное разучивание дви­жения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:

1) постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;

2) сопровождения выполнения упражнения словесными и ины­ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;

3) оказания непосредственной помощи для облегчения выполне­ния;

4) обеспечения безопасности обучения;

5) исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;

6) планирования последующих заданий.

Если движение сложно и требует значительных физических зат­рат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.

При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:

— предусмотреть не менее 6—8 подходов для выполнения за­даний;

— при разучивании на одном занятии нескольких новых дви­жений требуется их чередование с уже освоенными;

— для лучшего запоминания движения желательно его повто­рение на каждом занятии;

— перерыв между подходами к снаряду не должен превышать 3 минут.

В результате активной работы преподавателя и ученика на вто­ром этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Основны­ми признаками становления нового двигательного навыка является автоматизированное выполнение основных элементов техники, об­разование новых координационных связей, управление двигатель­ными действиями. На этом этапе возможно дробное изучение уп­ражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.

Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.

Третий этап обучения — закрепление и совершенство­вание движения. Данный этап направлен на стабилизацию техни­ки и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторе­ния упражнения в стандартных условиях или близких к соревнова­тельным.

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно вы­полнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении дли­тельного периода.

Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется зада­чами контроля и управления учебным процессом. Непосредствен­ное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.

В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т. е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.

Для сохранения достаточно высокого качественного и техниче­ского уровня исполнения каждое упражнение необходимо перио­дически повторять.

Источник

Особенности методики обучения гимнастическим упражнениям

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ………………………………………………………………. ….3

1 Теоретические основы особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям. 5

1.1 Характерные особенности урока физической культуры по гимнастике. 5

1.2 Характеристика физического развития учащихся среднего звена…. 8

1.3 Основные методы обучения гимнастическим упражнениям……. 10

2 Опытно-экспериментальная работа по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям………………. 15

2.1 Планирование и организация экспериментальной работы по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям……………………………………………. 15

2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента………………….….17

2.3 Результаты формирующего и контрольного этапов эксперимента…. 24

Список использованной литературы ………….. …………. …27

Актуальность исследовательской работы: Не все учителя физической культуры жалуют гимнастику. Но ведь гимнастика оказывает разностороннее воздействие на весь организм человека. Так в чем же дело? Нам кажется, в первую очередь, высокий уровень травматизма на уроках гимнастики – вот основная причина нежелания учителей полностью проходить этот раздел программы. Гимнастика со всеми ее разновидностями при несоблюдении необходимых мер предосторожности таит в себе определенный риск. Но этот риск не больше, чем в других разделах школьной программы по физической культуре.

Для подвижности человека и его координации очень интенсивно идет в детском возрасте, а во взрослом провести такое развитие очень сложно и мало результативно. Например, научить ребенка делать гимнастическое упражнение намного легче, чем научить взрослого. Однако научить ребенка каким-то умственным способностям и обучить таким же способностям взрослого – примерно одинаково по продолжительности обучения, взрослого даже легче. Отсюда вывод: в детском возрасте надо на первое место ставить физическое развитие ребенка, а не умственное. Но это не значит, что умственное развитие надо прекращать вовсе, просто его надо проводить в равных долях.

Во время занятия гимнастическими упражнениями развивается вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха, отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость. Следовательно, у ребенка намного меньше шансов травмировать себя в повседневной жизни. А также очень важно, чтобы дети стремились не только приобрести необходимые для жизни двигательные навыки, но и умели видеть красоту движений. Как сказано выше, гимнастические упражнения способствуют формированию правильной осанки, а правильная осанка создает благоприятные условия для свободного и глубокого дыхания, а следовательно, для развития грудной клетки и легких. И, наконец, занятия гимнастикой нравятся детям!

Выполнения гимнастических упражнений вызывают большой интерес у детей и желание повторить их и научиться им, так как эти упражнения являются очень красивыми, необычными и зрелищными. Показ таких упражнений на публике или просто своим друзьям вызывает восторг у публики, а, следовательно, во много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения.

Дело в том, что обучение гимнастическим упражнениям начинается с простых, которые вполне доступны любому человеку. Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений. Чтобы обеспечивать интерес у ребят к этому разделу учебной программы, приходится разнообразить упражнения и, конечно, методически грамотно проводить обучение этим упражнениям.

Специфика упражнений обусловливает сущность гимнастическо­го метода, который заключается в строгой регламентации двигатель­ной деятельности занимающихся и в возможности применения характерных для гимнастики разновидностей методов и методических приемов для организации учебно-педагогического процесса в до­школьных учреждениях, государственных учебных заведениях (шко­лах, училищах, колледжах, вузах), оздоровительных группах и клубах с учащимися разного возраста.

Занятия гимнастикой предъявляют к учащимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психорегулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

Проблема заключается в том, что эффективность методики обучения гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора специальных упражнений педагогом, но и от последовательности их выполнения и исправлению допускаемых ошибок.

Цель: определить и обосновать роль особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям.

1.Изучить и проанализировать характерные особенности урока физической культуры по гимнастике, характеристику физического развития учащихся среднего звена, основные методы обучения гимнастическим упражнениям.

2. Выявить и оценить уровень методики обучения гимнастических упражнений.

3. Разработать специальные упражнения для обучения гимнастических упражнений.

Объектная область исследования: ПМ 01.Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам.

Объект: гимнастические упражнения.

Предмет: особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям.

Гипотеза исследования: методика обучения учащихся гимнастическим упражнениям повысится, если при выполнении специальных упражнений больше внимание уделять на исправление ошибок.

1.Анализ психолого-педагогической, методической литературы.

(констатирующий, формирующий, заключительный).

Практическая значимость ВКР состоит в том, что составленные специальные упражнения могут быть рекомендованы студентам и молодым специалистам по физической культуре, для обучения учащихся гимнастическим упражнениям.

Структура работы: исследовательская работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы характерных особенностей урока физической культуры по гимнастике, здесь же изложена характеристика физического развития учащихся среднего звена, основные методы обучения гимнастическим упражнениям.

Во второй главе представлен эксперимент по выполнению гимнастических упражнений.

В заключении представлены основные положения и основные выводы, которые были сформулированы по результатам проведенного исследо­вания.

В приложении приложены протоколы тестов, специальные упражнения для обучения гимнастическим упражнениям, планы уроков.

1 Теоретические основы особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям

1.1 Характерные особенности урока физической культуры по гимнастике

В практике работы по гимнастике ведущее место принадлежит урокам как основной организационной форме проведения занятий в общеобразовательных учреждениях различного типа, в ДЮСШ, в секциях коллективов физкультуры и т.д. Урочная форма занятий соз­дает необходимые условия для соединения обучения и воспитания в единый процесс.

Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что ведущая роль принадлежит педагогу, отвечающему за ре­зультаты учебно-воспитательного процесса перед государством и об­ществом. Характер взаимодействия педагога и учащихся на уроке создает дидактически наилучшие условия для процесса физического воспитания.

Каждый урок должен отвечать следующим требованиям:

· его воздействие на занимающихся должно быть всесторонним:

обучение и воспитание занимающихся должны осуществлять­ся на всем протяжении урока;

· необходимо разнообразить содержание и методику уроков, что обусловлено динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий и постоянным усложнением задач;

· в учебную деятельность должны быть вовлечены все занимаю­щиеся, педагог обеспечивает дифференцированный и индивидуаль­ный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми признаками, свойственными этому явле­нию.

Содержательную сторону урока составляют:

· задачи и состав физических упражнений;

· деятельность педагога и деятельность занимающихся на уро­ке;

· физиологические и психические процессы, отражающие вну­треннюю сторону деятельности занимающихся.

Качество урока зависит от того, как он будет построен. Под построением урока понимается:

· четкое определение задач данного урока, вытекающих из задач учебной четверти или темы (системы) уроков;

· подбор и сочетание упражнений, с помощью которых решают­ся задачи урока;

· выбор методических приемов обучения и организации занимающихся.

Обучая физическим упражнениям, педагог попутно оказывает воздействие и на физические способности занимающихся. Этот про­цесс также должен быть управляемым, целенаправленным. Поэтому на уроке решаются задачи, направленные на развитие физических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастиче­скими упражнениями, прикладными навыками, необходимыми в быту или профессии.

На каждом уроке необходимо осуществлять принцип воспиты­вающего обучения, т.е. соединять процесс обучения с решением воспитательных задач. На уроках занимающиеся приучаются к самостоятельности при выполнении физических упражнений, также у них формируются организаторские умения.

Воспитание активной жизненной позиции, трудолюбия, нравственных, волевых, эстетических свойств личности должно сочетаться с решением задач физического образования и развития.

Успешное выполнение перечисленных задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на занимающихся. Однако необходимо помнить, что качество, эффективность об­учения и воспитания определяются в первую очередь не самими упражнениями, а методикой их применения, непосредственной ор­ганизацией учебно-воспитательной работы.

Основными предпосылками, определяющими наиболее целесообразную последовательность решения педагогических задач урока являются:

· достижение лучших результатов занятий с наименьшей затра­той энергии и времени занимающихся;

· сохранение их высокой работоспособности в течение всего урока;

· обеспечение благоприятных для здоровья условий проведения и режима занятий.

В зависимости от преимущественной направленности учебной работы различают учебные, тренировочные и контрольные уроки. Учебный процесс по гимнастике следует начинать с вводных уро­ков, на которых педагог сообщает цели обучения, требования к уча­щимся, раскрывает содержание программного материала, определя­ет степень развития двигательных способностей, необходимых для успешного освоения программы. Далее следуют уроки освоения но­вого учебного материала и совершенствования освоенного, они предшествуют контрольным урокам.

Смешанные (учебно-трениро­вочные) уроки, сочетающие изучение нового материала и совершен­ствование ранее освоенных упражнений, имеют наибольшее распро­странение в средних общеобразовательных учреждениях (школе). Контрольные уроки направлены на оценивание качества изучен­ного программного материала.

Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, сле­дует остановиться на его построении, структуре.

Структура урока по гимнастике определяется изменениями работоспособности занимающихся и предусматривает последователь­ное решение педагогических задач. Эти задачи вытекают из психо­логических, физиологических, гигиенических и других закономер­ностей.

Успешное формирование навыков и воспитание двигательных качеств требует предварительной подготовки организма. Поэтому на каждом уроке необходимо организовать занимающихся, провести определенную психологическую и физиологическую подготовку организма, после чего перейти к основному намеченному виду деятельности и затем завершить урок, вернуть организм в состояние относительного покоя.

Определенная последовательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений и называется структурой урока.

В типовой структуре урока каждая часть имеет определенную направленность, которая раскрывается соответствующими частными задачами. Но физические упражнения, применяемые на различных этапах урока, всесторонне влияют на человека и могут способство­вать одновременно сопряженному решению ряда задач.

Поэтому, независимо от того какова главная цель применения тех или иных упражнений, преподаватель, прежде всего, обязан обеспе­чить положительное влияние упражнений на организм занимаю­щихся.

Организм детей характеризуется малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения. В связи с этим они быстро утомляются. Поэтому у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности необходимо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ в организме и развитие всех систем и органов.

1.2 Характеристика физического развития учащихся среднего звена

Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся 5 – 8 класса. Это возраст перехода от детства к юности, который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходят бурный рост и физическое развитие детей. Внешность подростка отличается нескладностью, непропорциональностью частей тела, угловатостью движений.

Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Это может привести разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета.

Чаще всего такие дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Детям среднего школьного возраста следует опасаться ушибов, резких движений и сотрясений.

Отмечается в период подросткового возраста быстрый темп развития мышечной системы. За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит резкое увеличение общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – в 11 – 12 лет.

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются. Строение мышц при этом не изменяется. Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна окончательно дифференцируются только к 17 годам.

Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Сердечнососудистая система претерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.

Рост диаметра артерий отстает от роста сердца. В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

На младший школьный возраст приходится наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у этого возраста менее эффективен, чем у взрослых. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет). Дыхание подростка неглубокое, а легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания, а не за счет его углубления.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма или начало функционирования половых желез. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания, влияет на развитие внутренних органов и изменение внешности. Появляются вторичные половые признаки. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков с 12 – 13 лет.

Средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности. Например, в метании на меткость или на дальность. Силовые и скоростно-силовые способности и выносливость увеличиваются умеренно, а гибкость не изменяется, нарастает очень медленно.

В среднем школьном возраст на занятиях основной гимнастикой продолжается дальнейшее физическое развитие и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества, более детально изучаются основные двигательные навыки, а также умения оценивать свои движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий.

При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.

Таким образом, физическое развитие учащихся среднего школьного возраста во многих отношениях достигает пика. Происходит интенсивный рост костей, мышечных волокон, сердца, волокон головного мозга, дифференцируются дыхательный аппарат и половая система. Физическое развитие учащихся отличается не только интенсификацией, но и несоразмерностью, изменения одних систем опережают развитие других систем.

1.3 Основные методы обучения гимнастическим упражнениям

Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.

Выбор того или иного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, времени, места условий, в которых проводятся занятия, от физической и технической подготовленности учащихся, общих и частных задач обучения, наличия условий для успешного обучения. При обучении гимнастическим упражнениям используются все три группы методов обучения, хотя частота использования тех или иных методов в зависимости от задач меняется.

Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:

· точно указывать характер каждого действия;

· относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;

· все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.

Каждая серия учебных заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных, конечных и промежуточных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий упражнение выполняется в целом в облегченных условиях.

При обучении гимнастическим упраж­нениям широко используются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы включают постановку задач, рассказ, описание, объяснение, команды, распоряжения, приказания, разбор, замечания, оценку, беседу и т.п. С помощью сло­весных методов объясняется техника, доводится ее сущ­ность до сознания занимающихся, выявляются ошибки и затем устраняются. Словесные методы позволяют дать срочную информацию обучаемым об амплитуде, скорости, направлении движений путем реплик: «выше», «ниже», «позднее» и т.д. Большое значение словесный метод имеет при разборе действий ученика. Замечания и оценка, сде­ланные в ходе выполнения упражнений и после, оказыва­ют на обучаемых сильное воздействие и способствуют по­вышению качества учебного процесса. Для правильного применения слова руководители занятий должны знать терминологию с точным и кратким обозначением дви­жений.

Наглядные методы позволяют создавать наиболее пра­вильные образы разучиваемых упражнений. В первую очередь к ним относится непосредственный показ уп­ражнений – важный компонент педагогического мастерства руководителя занятий. Офицеры и сержанты должны образцово показывать элементы, обеспечивая наиболее удобные условия для наблюдения.

Кроме этого, на занятиях применяются наглядные пособия: схемы, рисунки, кинограммы, видеомагнито­фонные записи. В последнее время успешно используются макеты человеческого тела – небольшие фигурки, с по­мощью которых возможно демонстрировать особенности положения тела в разных точках.

К наглядным относятся методы срочной информа­ции, когда с помощью различных технических устройств обучаемые могут получать срочные сведения с характе­ристикой о собственных движениях – силе, направлении, характере действий.

Практические методы – основные в обучении упражне­ниям. Они заключаются в выполнении и многократном повторении упражнений во все более усложняющихся ус­ловиях. С помощью упражнений у военнослужащих со­вершенствуются физические, психические и двигательные качества. Для этого используются методы строго рег­ламентированных упражнений, с помощью ко­торых возможно точно соблюдать форму движений, регулировать нагрузку, избирательно воздействовать на раз­личные мышцы, выполнять дви­гательные действия любой сложности.

Для обучения упражнениям используются методы це­лостного и расчлененного разучивания.

Метод целостного разучивания предполага­ет выполнение упражнения (элемента, приема) в целом, без деления его на составные части. При этом техника изучаемого движения полностью сохраняется, не изме­няется структура, ритм, кинематические и временные ха­рактеристики. Это характерно для большинства простых гимнастических элементов, которые можно выполнить с первой попытки – различные движения и положения в вольных упражнениях, прыжки через низкие снаряды, подъем переворотом на низкой перекладине, соскок махом назад на брусьях, угол в упоре, кувырки на ковре, силовые упражнения на снарядах и тренажерах и т.п. В дальней­шем движения усложняются, но имеют ту же биомехани­ческую основу.

Данный метод применяется на начальном этапе обуче­ния и в дальнейшем требует усложнения условий выполнения элементов с большими усилиями, на фоне утомления, в изменяющейся ситуации. Целостное упражнение может быть правильно выполнено при использовании таких приемов, как помощь и поддержка.

Помощь и поддержка – важные методические приемы, способствующие освоению гимнастических упражнений. При оказании помощи можно полностью сохранять струк­туру движения и выполнять движение в строгом соответ­ствии с техническими требованиями. Так, например, вы­полняются с помощью подъем переворотом или подъем силой на высокой перекладине. Помощь при этом оказы­вается посильно, т.е. настолько, насколько это нужно, чтобы обучаемый почувствовал технику движения само­стоятельно, без искажений и ошибок. Помощь при выпол­нении целостного действия может быть оказана в более сложных ситуациях. Ряд элементов – подъем разгибом на низкой перекладине, махом вперед на обычных брусьях и т.п. можно выполнять, используя так называемую про­водку. Это – когда двое помогают осуществить движение полностью.

Целостное движение может быть выполнено при помо­щи подготовительных и подводящих упражнений. Например: обучаемому на брусьях достаточно сделать упор на руках согнувшись и подъем разгибом на лежащий на брусьях мат (его подводят под занимающегося в нужный момент), чтобы понять технику подъема разгибом; все прыжки через низкие снаряды – целостные подводящие упражне­ния для их выполнения через стандартные снаряды.

Метод расчлененного разучивания предполагает разделение элемента или комбинации (часто при­меняемые в гимнастике, связанные друг с другом элемен­ты и соединения) на составные части. Например, соскок махом назад на перекладине выполняется из упора, после чего следует мах дугой и соскок. Прежде чем сделать соскок, нужно изучить его часть – мах дугой; при освоении комбинации, состоящей из ряда элементов и соединений, метод расчленения наиболее целесообразен, при этом сна­чала изучаются элементы, затем соединения и только пос­ле этого они объединяются в одно целое.

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г.Василькова) организации учащихся на уроках

· фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;

· сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3-4 до 10-15;

· индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;

· поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;

· поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;

В средних классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.

Для фронтального метода характерно освоение упражнения всеми учащимися одновременно. Обычно он используется при проведении строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений, несложных акробатических упражнений и т.д. Однако можно использовать фронтальный метод организации учащихся и при выполнении упражнений на снарядах. Для этого в гимнастическом зале должны быть в достаточном количестве лестницы и шесты (установленные наклонно и горизонтально), канаты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка и многопропускные гимнастические снаряды (на которых одновременно мог бы заниматься весь класс).

При групповых методах организации учащихся распределяют на несколько групп (обычно от 3 до 5), каждая из которых выполняет свое задание в указанном месте. Например: 1 – на перекладине (под руководством учителя) изучается подъем переворотом; 2 – на бревне совершенствуются различные виды ходьбы; 3 – на матах у гимнастической стенки совершенствуется стойка на голове (мальчики) и «мостик» (девочки); 4 – упражнения с длинной скакалкой.

Учитель находится у того снаряда, на котором решаются основные задачи урока, в других группах назначается старший. В предварительной инструкции учитель должен четко определить правила выполнения каждого упражнения, дозировку, типичные ошибки (можно использовать для этого карточки с записанными на них заданиями). При групповом способе учащимся часто предлагают дополнительные задания, направленные на развитие двигательных качеств, сообщение или проверку теоретических знаний.

При использовании поточного способа организации учащиеся выполняют задание друг за другом на установленной дистанции. Поточным способом можно проводить различные упражнения: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке, упражнения в равновесии, прыжках, акробатические упражнения, отдельные упражнения в висах и упорах и т.п. Следует помнить, что все эти упражнения должны быть знакомы или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Следует, однако, отметить, что поточным способом можно выполнять упражнения не только однотипные и не только на одном снаряде. В зале можно устанавливать все имеющиеся снаряды так, чтобы учащиеся после выполнения одних упражнений переходили к другим (упражнения в лазанье – акробатические упражнения – упражнения в висах и упорах – опорные прыжки и т.д.).

После объяснения и показа упражнений дается команда начать упражнения, и учащиеся всех отделений постепенно включаются в общий поток. На каждой станции должно стоять максимально возможное число снарядов во избежание заторов.

Игровой способ может быть использован для совершенствования практически всех упражнений основной гимнастики. Для этого используются подвижные игры, включающие различные упражнения: бег, равновесия, перелезания, прыжки, лазанье, метания и т.д., выполняющиеся последовательно.

Малая длительность школьного урока требует экономного и рационального использования времени. Специфика обучения гимнастическим упражнениям (малая пропускная способность гимнастических снарядов, необходимость оказания помощи и страховки) делает этот вопрос весьма актуальным.

Способы повышения плотности уроков гимнастики:

· использование фронтального и поточного способов организации учащихся во всех случаях, когда это возможно;

· использование снарядов массового типа (многопропускных) или увеличение числа стандартных снарядов;

· использование дополнительных заданий при групповом способе организации;

· заранее продуманная организация урока, исключающая необоснованные простои учащихся, лишние переходы и перестроения, непродуманную установку громоздких снарядов. Исходя из конкретных условий снаряды целесообразно оставлять на весь день в рабочем положении на постоянных местах.

Эффективность занятий повышается, если гимнастические упражнения, особенно в вводной и заключительной частях (ходьба, бег, ОРУ, перестроения), выполняются с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение, а также команды и речь учителя могут быть записаны на магнитофон, что дает учителю возможность гораздо больше внимания уделить исправлению ошибок.

Важной мерой предупреждения травм на занятиях гимнастикой является самостраховка, навыками которой должен владеть каждый ученик. Так, предотвратить травму можно, прекратив выполнение упражнения, изменив его по ходу или сделав дополнительные движения. Очень важно научить учащихся правильно падать: например, при потере равновесия нельзя падать с выпрямленными руками; теряя равновесие назад, необходимо выставить назад согнутую ногу, присесть, сгруппироваться и сделать перекат назад; при падении вперед можно сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа на согнутые руки и т.д.

2 Опытно-экспериментальная работа по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям

2.1 Планирование и организация экспериментальной работы по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям

Исследование началось с того, что мы определили основные тесты и их приняли: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, ласточка.

Задачи – провести контрольное тестирование.

Для выявления выполнения гимнастических упражнений, мы отобрали следующие контрольные нормативы.

Тест «кувырок вперед». Группировка. Спина округляется, подбородок максимально плотно прижимается к груди, руки обхватывают голени. Толчок и перекат. Оттолкнувшись ногами, делается перекат на спину. Переворот. Размыкая ноги и вытягивая их за голову, делается переворот, возвращаясь в исходное положение (см.рис.2.1).

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

Тест «кувырок назад». Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться, наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову разгибая руки, перейти в упор присев (см.рис.2.2).

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

Тест «стойка на лопатках». Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги — разогнув ноги стойка на лопатках — держать. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках (см.рис.2.3).

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Смотреть картинку на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Картинка про на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении. Фото на каком этапе обучения гимнаст получает общее представление об упражнении

2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента

Все результаты занесены в протоколы. После занесения результатов в таблицы, мы просчитали средний показатель по каждому гимнастическому упражнению. Д ля этого мы сложили те результаты учащихся, которые смогли самостоятельно выполнить упражнения, одного тестирования и разделили на количество учащихся. Полученные результаты были занесены в таблицы. (Таблица 1,2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *