на каком этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным
На каком этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным
Прежде чем перейти к содержанию первой встречи с тьютором, напомним, кто это.
Тьютор — это специалист с высшим психолого-педагогическим образованием, который на основе интересов и предрасположенностей ребёнка помогает сформировать его индивидуальный образовательный маршрут.
Миссия тьютора многогранна. Тьюторская программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» направлена на самоопределение, целеполагание и профориентацию. А ещё наши тьюторы учат ребят учиться и помогают им отыскать внутреннюю мотивацию к получению знаний.
Тьютора необходимо отличать от других специалистов, которые тоже проводят индивидуальные встречи с детьми — психологов, дефектологов, репетиторов и, конечно же, наставников. Если тьютор помогает ставить цели, то наставник поддерживает на пути к их достижению.
Кому необходимы консультации тьютора:
Теперь, когда роль тьютора ясна, давайте рассмотрим, как проводится первая консультация.
Как проходит первая встреча с тьютором
Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу.
Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора.
Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.
Знакомство с тьютором
Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.
Выявление сильных сторон ребёнка
Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков».
Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее.
«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».
Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».
Обсуждение образовательного маршрута
Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.
В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней.
Завершение
В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами.
Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.
Что будет после первой консультации с тьютором
Дальнейшее развитие событий зависит от потребностей ребёнка и желания семьи. Некоторым для удовлетворения познавательного запроса достаточно одной беседы, но большинство идут дальше и подключают подписку из трёх, шести или девяти тьюториалов, поскольку для достижения таких сложных целей, как выбор профессии или пробуждение внутренней мотивации, чаще всего необходима полная проработка программы.
На последующих тьюториалах может проводиться ещё более глубокая диагностика сильных сторон. Тьютор вместе с ребёнком составляет личностно-ресурсную карту и строит дальнейший маршрут работы. Родители также не остаются без внимания — для них проводятся установочная и итоговая консультации с тьютором.
Записаться на первую консультацию и подробнее узнать о тьюторах домашней онлайн-школы «Фоксфорда» можно здесь.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Статья «Этапы тьюторского сопровождения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время разнообразную личностную поддержку оказывают психологи, психотерапевты, социальные педагоги, тренеры, инструкторы и так далее. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору. Тьютор — это новая профессия для российского образования. Однако на данный момент существует довольно большой спрос на услуги данного специалиста. Обновленная образовательная среда нуждается в новом специалисте, который поможет ученику построить свою собственную учебную программу. Тьюторская поддержка включает в себя выявление и «продвижение» интересов проблемного школьника. Тьютор создает нужную образовательную среду, в основном индивидуальную, для каждого проблемного ученика, полную различных предложений, которые будут представлять интерес для проблемного школьника, чтобы повысить его адаптацию в школьном коллективе и уровень знаний.
Цель работы — проанализировать этапы и классификацию форм тьюторского сопровождения.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить этапы тьюторского сопровождения ;
Данная работа включает в себя введение, одну главу, заключение и список использованной литературы.
Тьюторское сопровождение ученика в наиболее распространенной форме на любом возрастном уровне представляет собой ряд взаимосвязанных этапов. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, что отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих методах его работы. Но продуктом их совместного действия на каждом этапе является наполнение особой, структурированной папки — портфолио. Оно доступно на всех уровнях тьюторской поддержки. В практике поддержки тьюторов используется несколько типов портфолио. Оно помогает тьюторанту отслеживать этапы своей программы обучения и является мощным инструментом оценки деятельности проблемного ребенка. Тьютор также ведет собственное педагогическое портфолио, в котором записывает свои мысли о данном ученике, фиксирует педагогические приемы, используемые на каждом этапе, и их эффективность. Рассмотрим этапы тьюторского сопровождения.
1. Диагностический и мотивационный этап. В этот момент происходит первая встреча тьютора со своим проблемным учеником. Он представляет наставнику свой познавательный интерес, рассказывая ему о себе, о своем интересе к жизни, увлечениям и учебе. Инструктор фиксирует начальное образование по желанию ученика, его интересы, склонности, показывая важность этого интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Она объясняет планы и образ желаемого будущего ученика (в зависимости, конечно, от того, на каком возрастном этапе развивается поддержка тьютора). На данном этапе применяются специальные методы и приемы, помогающие тьютору: методы начала работы над портфолио, анкетирование, тестирование, бесплатные собеседования, определение максимально доступной тьютору информации по заявленному курсу предмета. На этом начальном этапе тьюторского сопровождения особенно важно создать ситуацию «позитивной атмосферы», психологического комфорта, которая способствует вхождению ученика в тьюторское взаимодействие. Работа на этом этапе направлена на развитие и стимулирование мотивации ученика и преподавателя к дальнейшей учебной деятельности.
2. Стадия проектирования. Следующий шаг — разработка будущей работы. Основным содержанием данного этапа является организация сбора данных о зафиксированном познавательном интересе. Тьютор собирает тематическое портфолио, посвященное этой теме. С точки зрения содержания это в первую очередь информационное портфолио. На этапе поиска новой информации, формулирования темы для будущего исследования или проекта, а также во время подготовки выступления или защиты, «продукты», отображенные в портфолио, должны быть тщательно рассмотрены, «разобраны» и вовремя обработаны (иначе они могут стать непригодными). Данное портфолио сбора информации также может быть использовано в дальнейшем — на этапе разработки учебного проекта, исследования, планирования образовательного путешествия, подготовки к игре, беседе и так далее. Таккое портфолио обычно включает:
— материалы по истории вопроса;
— оригинальные авторские работы по теме;
— перечень образовательных ресурсов и потенциальных источников информации;
— обзоры прочитанных и увиденных вещей по данной теме;
— разработанную «карту познавательных интересов»;
— разработанные планы, графики, системы;
— маршруты предполагаемой учебной деятельности;
— перечень необходимого оборудования, мнение преподавателя, руководство будущим проектом, исследовательская, творческая работа и так далее.
3. Этап внедрения. В этот момент тьютор выполняет реальный поиск (исследование), а затем представляет результаты этого поиска (проект). Презентация может быть организована по–разному:
— устное небольшое сообщение во время урока;
— презентация классного часа или урока;
— специально организованная презентация во время итоговой школьной конференции по учебно–исследовательской и проектной работе;
— творческий фестиваль и так далее.
В этот момент формируется новый тип портфолио — презентация. Она создается на основе данного портфолио, но служит местом для того, чтобы выбранная тьютором информация, в частности, представляла наиболее значимую информацию, которая наглядно показывает результаты, полученные в процессе поиска (проекта, исследования). Презентационное портфолио может включать в себя:
— избранные материалы тематического портфолио, которые помогут увидеть наиболее значимые этапы исследования, выполняемые учеником, и сделать их живыми и увлекательными: интересные факты, трудности и так далее;
— схемы, таблицы, графики, используемые в работе;
— рассуждения и анализ материалов, отобранных для портфолио ученика;
— рефлексивное составление тьютором о работе и перспективных направлениях дальнейших поисков;
— документы, позволяющие найти результаты социальной значимости, полученные в исследованиях по определенной теме.
Возможны также письменные отзывы учителей, родителей и одноклассников, интересующихся данным учеником и его деятельностью. Ученик планирует круг потенциальных рецензентов вместе с преподавателем.
4. Аналитический этап. По результатам презентации на этом этапе будет проведена консультация тьютора, на которой будут представлены результаты его работы. Анализируются трудности, проводится групповая рефлексия с целью получения обратной связи от аудитории по каждому выступающему. По возможности устраивается одиночная беседа, а по желанию ученика — групповое обсуждение выступления.
Аналитический этап завершается планированием будущей работы, фиксацией желания выбрать предмет, характер материала, групповую или индивидуальную работу и свою роль в ней. Таким образом, аналитическая (рефлексивная) фаза обычно направлена на рефлексию тьютора через его путь на результаты, достигнутые на данном этапе. В этот момент способствуют развитию адекватной самооценки способности анализировать как собственные способы поведения, так и привычки других, понимать изменения, происходящие в себе и в других: был ли сам вопрос успешно сформулирован? Как вы нашли идеальный и правильный ответ? Каковы возможные перспективы развития этой деятельности?
Это определит возможности продолжения подачи заявки на тот же предмет или обоснования изменения соответствующего интереса на новый. В этот момент презентационный тип портфолио становится популярным, указывая на достигнутые результаты. Такое портфолио помогает оценить успехи ученика в развитии познавательного интереса к выбранной области, помогает писать итоговые эссе, резюме и другие итоговые работы.
Портфолио достижений может включать:
— оригиналы или копии работ тьютора;
— отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих с представленной областью;
— рецензии коллег, одноклассников;
— выдержки из журнала успеваемости;
— тьютор–сопроводительное письмо: оценка работы и описание перспектив возможного дальнейшего развития;
Таким образом, работа тьютора в рамках всех вышеперечисленных объектов (социальных, культурных и антропологических) позволяет ученикам увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения собственной индивидуальной учебной программы. Работа тьютора во многом ситуативна в каждом отдельном случае и ее цель — предоставить ресурсы для самостоятельности ученика. Для работы в каждом из этих направлений тьютор опирается на определенные технологии открытого образования, позволяющие ему более эффективно решать поставленные перед ним задачи в школе. В настоящее время активно отбираются образовательные технологии именно с таким потенциалом. В этом контексте такие образовательные технологии — это те методы обучения, которые позволяют преподавателю осуществлять сопровождение индивидуальных программ учеников и обладают 3 характеристиками: они работают на всех возрастных группах; они работают на любом предметном содержании; они работают при любых организационных условиях.
Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов школьника, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной учебной программы, с учетом возможностей образования подростка, а также на формирование учебно–воспитательной рефлексии ученика.
Одной из проблем, с которой сталкивается современный учитель, является отсутствие у учащихся интереса и мотивации к приобретению знаний. Роль тьютора состоит в том, чтобы пробудить в детях личный интерес к приобретенным знаниям, которые могут и должны быть полезны в жизни.
На практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы тьюторского сопровождения.
1. Индивидуальная тьюторская консультация (дискуссия) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляющая собой дискуссию с участием тьютора по значимым вопросам, связанным с личностным развитием и воспитанием каждого ученика.
3. Тьюториал (образовательный семинар). Это активное групповое обучение, направленное на развитие мышления, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Это открытое образование с использованием интерактивных и интенсивных методов обучения. Учебный план также направлен на оживление и диверсификацию учебного процесса, активизацию познавательной деятельности учащихся, вызывает проявление творческих способностей, стимулирует применение теоретических знаний на практике. Тьюторы — это репетиторы или учителя, которые обеспечивают репетиторство для учеников. Иногда преподавателями учебного плана могут быть старшеклассники, имеющие опыт работы в данной области компетенции [2]. Этот вид работы помогает школьнику овладеть технологией индивидуальной и групповой рефлексии, выработать результаты оценки эффективности индивидуальной и групповой работы.
Выбор конкретных форм, методов и приемов работы преподавателя сам по себе является сугубо индивидуальным выбором преподавателя и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личных и профессиональных предпочтений преподавателя.
Следует помнить, что для проведения занятий с детьми и молодежью необходимы специальные знания и навыки. К примеру, образовательное событие, которое в отличие от воспитательного мероприятия представляет собой форму наставничества учеников направленную на развитие учебной мотивации, построение и реализацию индивидуальных программ, проектов и исследований. Это могут быть: поездки на природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и так далее.
Обучающее мероприятие включает в себя различные мероприятия и разных участников: помимо самих учеников, в нем принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («менеджеры», «авторы», «эксперты» и так далее). Мероприятия дают возможность не заострять внимание проблемных учеников на тьюторе, а последнему не перейти в роль «преподавателя» («консультанта», «руководителя»).
Таким образом, представив некоторые наиболее важные формы, методы и технологии тьюторского сопровождения, хотелось бы обратить внимание на то, что выбор конкретных форм, методов и приемов работы тьютора сам по себе, безусловно, является индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей тьюторанта, так и от личностных и профессиональных предпочтений тьютора. Но в целом тьюторское сопровождение всегда индивидуально ориентировано, поэтому при его реализации и выборе формата, имеющего адекватное взаимодействие с тьюторантом, необходимо соблюдать гибкость и вариативность.
Тьюторство — это особая педагогическая поддержка, поддерживающая процесс индивидуализации ученика в открытой педагогической ситуации. Профессия «тьютор» в России появилась и получила широкое распространение в процессе общественного развития в контексте необходимости перехода российского общества к этапу знания, постиндустриальному обществу.
Таким образом, технология тьюторского сопровождения путем поддержки самостоятельной образовательной деятельности подростков позволяет рассмотреть проблему выбора профиля образования в качестве ее предмета. Это позволяет сохранить личность, обусловливая выбор программ на основе индивидуальных интересов проблемного подростка. С другой стороны, развиваются знания, предметный отбор. В–третьих, необходимо сделать этот выбор в рамках более широкого образовательного выбора для построения комплексного образовательного плана, этапа, который специализируется на образовании.
Институт тьюторства в России необходим. Ведь если в школе дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют достаточной индивидуализации в обучении, недостаточно учитываются их индивидуальные особенности развития, то двери образования для таких детей останутся только закрытыми, а цели и задачи ФГОС не будут реализованы. И большое количество детей–инвалидов, а затем и взрослых–инвалидов, останутся без должного образования, соответственно, вне нормальной жизни.
На сегодняшний день ни один университет не принял специализацию по подготовке тьюторов в инклюзивном педагогическом пространстве. Спрос на тьюторов высок, поэтому рекомендуется ввести в университетах новую специальность «Тьютор инклюзивного образовательного пространства».
2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». 2012 г. – 246 с. 93 с.
4. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.: учебное пособие для вузов. – М., 2009. – 384 с.
[3] Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». 2012 г. – 93 с.
[4] Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.: учебное пособие для вузов. – М., 2009. – 281 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Основные этапы и схемы тьюторского сопровождения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные этапы и схемы тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: · диагностико-мотивационный; · проектировочный; · реализационный; · аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора. Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной, подростковой школе. Основные схемы тьюторского сопровождения в старшей школе. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио.
Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая школьнику организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность. 1. Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). В тьюторской практике нами накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на этом первом этапе: методика запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. 2. Проектировочный этап. Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником. Учащиеся в одной из экспериментальных школ, где апробировалась наша тьюторская программа, придумали ему очень точное и емкое название: портфолио-«холодильник». На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты сложенные там «продукты» необходимо вовремя внимательно рассмотреть, «разгрузить» и обработать (иначе они могут прийти в негодность). Тематический портфолио для сбора информации также может применяться и в дальнейшем – на этапе разработки учебного проекта, исследования, планирования образовательного путешествия, подготовке к игре «Дебаты» и т.д. В тематический портфолио, как правило, входят: · материалы по истории и теории вопроса; · оригиналы авторских работ по предмету; · список образовательных ресурсов и возможных информационных источников; · рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с областью данного интереса; · фотографии, иллюстрации и т.п.; · разработанная «карта познавательного интереса»; · разработанные планы, графики, схемы; · маршруты предполагаемой образовательной экспедиции; · списки необходимого, по мнению тьюторанта, оборудования для проведения будущего проекта, исследования, творческой работы, образовательной экспедиции и т.п.; · любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием. Эти материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося.
Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. К этой информации тьютор, школьные педагоги и сам учащийся будут еще не раз возвращаться: сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию; анализировать время, посвященное тому или иному проекту или исследованию; намечать перспективы. На этом этапе тьютор прежде всего помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов. Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но только при условии его предварительного согласия, могут быть затем продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консультационных встречах с родителями, в беседах со школьным психологом и классным руководителем. 3. Реализационный этап. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами: · устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере); ·
выступление на классном часе или уроке (тьютор может заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником насчет выступления тьюторанта с рефератом или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа); · специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ; · творческий фестиваль и т.п. На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы. В презентационный портфолио могут входить: · отобранные материалы из тематического портфолио, которые помогают увидеть наиболее значимые для ученика этапы осуществленного им поиска и сделать их живыми и увлекательными: любопытные на ходки, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся и т.п.; · статистические материалы; · схемы, таблицы, графики, используемые в работе; · обоснование и анализ учащимся отобранных им в портфолио материалов; · рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих поисков; · «знаки отличия» – документы, позволяющие обнаружить социальную значимость полученных в изучении той или иной темы результатов: · грамоты, газетные вырезки, репортажи. Возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой. Круг потенциальных рецензентов учащийся намечает совместно с тьютором. 4. Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления).
Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней. Таким образом, в целом аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения: – Удачно ли был сформулирован сам вопрос? – Насколько полным и корректным оказался найденный ответ? – Какие возможны дальнейшие перспективы развития этого действия? Таким образом, определяются перспективы продолжения поиска по той же теме или аргументируется смена соответствующего интереса на новый. На этом этапе становится востребованным третий тип портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты. Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии познавательного интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме, других видов итоговых работ. Основные схемы тьюторского сопровождения. В портфолио достижений могут входить: · оригиналы или копии творческих работ тьюторанта; · отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; ·
отзывы сверстников, одноклассников и т.п.; · выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т.п.; · сопроводительное письмо тьютора: оценка работы и описание перспектив возможного дальнейшего развития; · резюме самого тьюторанта: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе. Основной метод тьюторского сопровождения Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с вопросом школьника или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения. Вовремя и корректно поставленные вопросы тьютора, направленные на углубление познавательного интереса школьника в начальной школе; вопросы, позволяющие сузить или, наоборот, расширить тему и план предполагаемого тьюторантом проекта или исследования в подростковой школе; и, наконец, вопросы, помогающие определить дальнейшее развитие и реализацию предпрофессионального самоопределения в старшей школе, – всё это характеризует профессиональную деятельность тьютора. В самом общем виде и несколько метафорически можно сказать, что все вопросы тьютора направлены прежде всего на то, чтобы «расширить» существующее образовательное пространство каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Ресурсная схема общего тьюторского действия Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений нами в свое время была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед школьником возможностей окружающего мира. Специальная работа с этими потенциальными возможностями как ресурсным расширением помогут тьюторантам, во-первых, развивать свой познавательный интерес; во-вторых, формировать культуру работы с собственным образованием, выстраивая свою индивидуальную образовательную программу. Пространство работы тьютора графически изображается в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно вектора тьюторского действия: Х – социальный вектор тьюторского действия; Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия; Z – антропологический вектор тьюторского действия. Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее. 1. Х – социальный вектор тьюторского действия.
Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (конкретном классе, кружке или факультативной группе и т.д.), учащийся часто даже не предполагает образовательные возможности всей этой инфраструктуры в целом (какие факультативы или элективные курсы проходят в это же время в другом классе, какие секции и кружки существуют в другой (соседней) школе и т.д.). Задача тьютора и состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого школьника. Y (вектор культурно-предметного расширения); X (вектор cоциального расширения); Z (вектор антропологического расширения). Основные схемы тьюторского сопровождения Для тьюторанта это направление тьюторского сопровождения связано с расширением его личной «образовательной географии»: учащийся в процессе тьюторских консультаций узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), где он может чему-либо научиться в ходе реализации своей образовательной программы. 2. Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия. Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его тьюторантом. Тьютор каждый раз фиксирует продвижение школьника в границах интересующего его предмета и с помощью предметных консультантов (других педагогов,специалистов в данной предметной области, предметных экспертов и т.д.) помогает тьюторанту войти в освоение определенной культурной традиции. Так как предметные границы всегда в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете, выбранном учащимся (биология, математика, литература и т.д.), на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого школьника. 3. Z – антропологический вектор тьюторского действия. Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый школьник должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств. Таким образом, в целом работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, культурнопредметном, антропологическом) позволяет школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы. Работа тьютора в каждом конкретном случае строится во многом ситуативно и направлена на ресурсное обеспечение самостоятельности учащегося. Но взаимодействие тьютора и тьюторанта в ходе консультации каждый раз имеет свою определенную «предметность» и организуется или по поводу ресурсной карты, или индивидуального учебного плана, или индивидуальной образовательной программы и т.д. Для работы в каждом из этих направлений тьютор опирается на определенные открытые образовательные технологии, позволяющие ему в условиях массовой школы более эффективно решать свои задачи. В настоящее время и у нас в стране, и во всём мире идет активный поиск и отбор образовательных технологий, обладающих именно таким потенциалом. В данном контексте открытыми образовательными технологиями и являются как раз те образовательные технологии, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся и при этом обладают как минимум тремя важными характеристиками:
– являются «открытыми» возрасту, т.е. работают с любыми возрастными категориями школьников; – являются «открытыми» учебному предмету, т.е. работают с любым предметным содержанием; – являются организационно «открытыми», т.е. работают в любых организационных условиях как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Среди таких технологий, наиболее часто применяемых сегодня школьными педагогами, можно назвать «Дебаты», «Чтение и письмо через критическое мышление», «Портфолио», «Кейсобучение». В системе дополнительного образования успешно применяются «Робинзонада»,«Образовательные путешествия» и др. Основные формы тьюторского сопровождения. Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Рассмотрим кратко содержание некоторых основных форм тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к школьникам. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы и является прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным школьником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы. Для того чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо установить: · диалогичные отношения. Основу диалога составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных собственную точку зрения; · эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. В целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника. Групповая тьюторская консультация На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуниктивную и рефлексивную. Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ. Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения консультации важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие учащихся между собой. Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Рефлексия (от лат. Reflexio обращение назад, отражение) – это «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Как правило, рефлексия – это процесс
индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и в нее уже на первых порах включались все члены группы. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, – побуждает тьюторов и школьников к совместному творческому поиску и обеспечивает продуктивность консультации. Тьюториал (учебный тьюторский семинар) Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Как правило, тьюториал применяется в сфере дистанционного образования. В учебно-воспитательном процессе школы тьюториалы могут быть официально представлены в учебном расписании. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Они помогают активизировать процесс обучения; создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности; используют в работе личный опыт; осуществляют рефлексию работы группы и собственных действий, вне дряя активные методы обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, case-study, тренинги, метод «мозгового штурма» и т.д. Основные схемы тьюторского сопровождения Тьюториалы проводятся приблизительно раз в месяц в удобное для школьников и утвержденное администрацией школы время. Для повышения эффективности в организации тьюториалов тьютору необходимо анализировать их проведение вместе со школьниками. Такая работа тьютора к тому же способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности групповой работы в целом. Тренинг В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Тренинг официально определяется как «форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития конкретных компетентностей, формирования конструктивного поведения» (педагогический энциклопедический словарь). Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга. В тьюторской деятельности чаще используются коммуникативные, мотивационные тренинги. На начальном этапе работы со школьниками тьютором часто применяются социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения. Принципиальным ориентиром в тьюторской деятельности вообще может служить ресурсная схема общего тьюторского действия. Выбор же каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора. Для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки. Это необходимо учитывать при допуске педагогов-тьюторов к такой работе. Образовательное событие В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию
индивидуальных образовательных программ и проектов. Особенности ее организации и проведения следующие: −образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «экспедиция», «инициация», «карнавал», «аукцион» и т.д.); −оно тесно связано с другими элементами и историей жизни сообщества, участников; имеет, с одной стороны, развернутый этап подготовки, с другой, – привлекательную перспективу; −оно включает различные виды деятельности и позиции; −кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.); −в ходе события возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба. Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта, но и для группы. Работа с событиями строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты и их педагоги. К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести: −обращение тьюторантов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия; развития мотивации личностного развития, образования; −решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы); −социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.). Кроме того, события дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).