на каком этапе психологического исследования определяется перечень методов и методик
Этапы проведения психологического исследования
Методы исследования, применяемые в психологии
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмотренным принципам, помогает его правильная организация.
Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:
— методы организации исследований (лонгитюдный, сравнительный);
— методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наблюдение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естественный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);
— методы обработки материала (качественный и количественный анализы).
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.
Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.
Так, любое исследование имеет следующие этапы:
1) Подготовительный (первый) этап исследования, в ходе которого изучается литература по интересующему вопросу и проводится первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета. Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.
2) Второй этап – это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экспериментальное оборудование.
3) Третий этап – основной сбор фактического материала с помощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
4) Четвертый этап – качественный и количественный анализ материалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.
Система методов объединена наличием общей методологии науки.
Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.
Требования, предъявляемые к организации психологического исследования:
1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.
6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.
7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
8. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное – как он работал. Каков характер ошибок?
Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:
— метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;
— научный метод психологии должен быть объективным;
— соблюдение генетического (эволюционного) принципа;
— необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа – методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Наблюдение (см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.
Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение.
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент. Перечислим его достоинства:
— исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;
— исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;
— в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);
— эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:
— констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества;
— обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.
Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения знаний, формирование качеств и т.д.) преодолевается применением метода срезов. Срез – это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы.
Поперечные срезы сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.
Продольные срезы позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.
Достоинства тестов (см.) состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.
Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.
В западной психологии тесты зачастую используются в целях дискриминации тех или иных групп населения при приеме на работу, в учебные заведения и пр. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач.
Эксперимент.
Основным методом исследовательской работы психолога является эксперимент.
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие качества эксперимента, обусловливающие его значение для получения научных фактов:
«1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их доставляет случай.
3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение этих отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень моидное методическое средство для выявления закономерностей.
4) Выявляя закономерные связи между явлениями, эксперимент часто может варьировать не только самые условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности». Различаются три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.
Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий. Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным – специально разработанные установки, аппаратура, подключенные к компьютеру, – и очень простым. Иногда для проведения опыта достаточно бумаги, карандаша и секундомера. Важно, чтобы оборудование обеспечивало реализацию основных качеств эксперимента.
Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурский (1874-1917), предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами, американский психолог И. Сарасон провел несколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на три группы, в каждой были студенты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спокойно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе.
Во второй – он прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, и предлагал некоторые конкретные способы и приемы. Наконец, в третьей – говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в первом случае, когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испытывавших никакого беспокойства по поводу экзаменов. Естественный эксперимент широко применяется, например, в социальной, педагогической психологии, психологии управления.И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.
Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Приведенные выше примеры относятся к констатирующим экспериментам.
Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования. Например, известный отечественный психолог П.Я. Гальперин, изучая внимание, выдвинул гипотезу, что внимание можно понимать как деятельность психического контроля и сформировать его можно через развитие у человека умения контролировать себя, свои действия. Критерием правильности гипотезы являлось то, что сформированное таким образом умение соответствовало бы признакам внимания.
Тренинги (от англ. train – обучать, воспитывать, тренировать) – формы групповой работы, направленные наразвитие навыков общения, саморегуляции, профессиональных умений и т.п. Наиболее распространены Тренинг межличностного взаимодействия – развитие умений решать проблемы, возникающие в общении, понимать и прогнозировать мысли, чувства, поступки других людей, Тренинг уверенности в себе. В системах подготовки и повышения квалификации распространены тренинги, связанные с развитием профессионально значимых качеств. Так, при подготовке учителей наиболее распространены тренинги педагогического общения, педагогической компетентности.
Групповая психотерапия, или групповая психокоррекция, — форма психологической работы, использующая закономерности межличностного взаимодействия в группах для осуществления личностных изменений, оказания психологической помощи или в лечебных целях. Содержание работы групп определяется теоретическими взглядами психолога (гештальттерапия, групповой психоанализ, психодрамы, транзактный анализ и др.), а также преобладающими видами занятий.
Существует множество видов групповой психотерапии. Группы встреч ориентированы на развитие отношений между людьми, основанных на открытости, искренности; в группах арттерапии участники выражают себя через рисование, лепку, в группах хореотерапии, или танцевальной терапии. В телесно-ориентированной терапии участники группы учатся осознавать свои телесные ощущения, понимать, как потребности и чувства проявляются в различных телесных состояниях, а также овладевают оптимальными способами преодоления неблагополучия, разрешения конфликтов и т.п. В детской практической психологии, в том числе психологии образования, широкое распространение получили игровая психотерапия, сказ-котерапия и др.
Особо следует сказать о методах суггестивной психотерапии и психокоррекции (от лат. suggestio – внушение). В основе этих методов – использование слова для внушения и самовнушения. В психологии внушение – такая форма межличностного взаимодействия, при которых человек пассивно, без критической оценки усваивает мысли, образы, идеи, высказываемые психологом.
Наиболее известная форма внушения гипноз (от греч. hypnos – сон) – искусственно вызываемое временное состояние сознания, характеризующееся сужением объема внимания и сосредоточенности на состоянии внушения, осуществляемого гипно-тизером. Самовнушение – это внушение, адресованное самому себе. Самовнушение широко используется при аутогенной тренировке – системе приемов, позволяющих человеку расслабиться, достичь состояния душевного равновесия, концентрировать внимание. Высшей формой аутогенной тренировки является аутогенная медитация.
Медитация (от лат. meditare – мысль, движущаяся к центру) – такое состояние сосредоточения, которое позволяет человеку выйти за пределы собственной психики, посмотреть на себя со стороны. Индийский ученый Чоудхур-ри так описывал медитацию: «. радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать никаких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыслей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока.
Метафорически можно сказать – наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо». Медитация широко используется во многих религиях, например в буддизме. В психологии и психотерапии она используется как метод, позволяющий человеку снять нервно-психическое напряжение, дистанцироваться от своих проблем, посмотреть на них как бы со стороны.
Осуществление всех методов суггестивной терапии требует специальной подготовки. Так, гипноз в психотерапевтических целях может осуществляться только специалистами, имеющими медицинское образование. Овладение техниками аутогенной тренировки и медитации возможно только под руководством опытного специалиста.
Конечно, перечисленными методами методический арсенал педагогической науки и практики не ограничивается, он гораздо богаче. Мы остановились лишь на тех, которые наиболее распространены и ссылки на которые чаще встречаются в литературе.
Тесты могут быть:
Индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными.
Ответы на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор одного из нескольких предложенных, и т. д.
В качестве примера тестов, используемых для определения общего уровня способностей, ниже приведен один тест, состоящий из 40 задач, из книги известного английского психолога, профессора Г. Айзенка.
Приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования.
Структура и этапы психологического исследования
Психологическое исследование: этапы и изучение состояния проблемы. Выбор методов и методик психологического исследования. Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Использование компьютерных технологий в проведении психологического исследования.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.01.2010 |
Размер файла | 31,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Курсовая работа по экспериментальной психологии
Тема: Структура и этапы психологического исследования
Глава 1. Структура и этапы психологического исследования
1.1 Общая схема и структура психологического исследования
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы, литературный обзор
1.3 Выбор методов и методик психологического исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования
2.3 Описание и представление результатов исследования
Список использованной литературы
Обеспечение решения практических задач в прикладной психологии осуществляется в двух основных формах:
* Исследование с выдачей практических рекомендаций для использования в разных областях специалистами различного профиля;
* Применение активных психологических методов.
Обе формы предполагают совершенствование методов прикладной психодиагностики на основе развития методов экспериментальной психологии. Именно экспериментальная психология обеспечивает профессионализм проведения прикладного психологического исследования, конструирования и адаптации психологического инструментария.
Это представляется особенно важным в связи с тем, что актуализация проблем прикладной психологии потребовала не только улучшения подготовки молодых специалистов-психологов к практической деятельности, но и подготовки психологов-практиков.
В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.
Интерес к психологии в нашей стране продолжает стремительно возрастать. Все большее число людей обращается к ней и стремится использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности. Ориентироваться в разнообразии подходов, средств, приемов непросто.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи:
1. Показать важность и значение знания и владение технологией проведения психологического исследования;
2. Составить общую схему и этапы психологического исследования;
3. Определить место и значение использования новейших информационных технологий (НИТ) при проведении психологического исследования;
1. Изучение справочной литературы в области прикладной и экспериментальной психологии: аннотирование, составление библиографии;
2. Составление структуры психологического исследования;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
В 1 главе рассмотрены структура и этапы психологического исследования, а также освещен вопрос выбора методов и методик обследования.
Во 2 главе описана схема проведения эмпирического исследования; уделено внимание практике использования компьютера при проведении психологического исследования.
Глава 1. Структура и этапы психологического исследования
1.1 Общая схема и структура психологического исследования
В качестве основных видов психологического исследования можно выделить три вида:
Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения:
* Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств;
* Наблюдение, осуществляемое в обычных, естественных условиях, в отличие от эксперимента.
Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследовании выделять, прежде всего, продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпирическое можно еще с большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или отбора уже имеющихся психолог должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис своей работы. Этот этап работы является теоретическим.
С другой стороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения.
Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:
* обнаружение существования дефицита (недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений);
* осознание потребности в устранении дефицита;
* описание проблемной ситуации на естественном языке;
* формулирование проблемы в научных терминах.
Убедить в том, что проблема действительно существует, можно опираясь на проведенный литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей вас проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных. [3]
* животное, у которого есть психика;
* сообщество таких животных.
Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой группы людей или животных вы намерены изучать в рамках данной работы.
В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены:
* возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые;
* уровень образования; профессия;
* национальность и так далее.[7]
В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты:
* Отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции;
* Виды поведения, деятельности и общения;
* Пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними;
* Взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и так далее.
Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.[7]
Если объект психологического исследования можно прояснить по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.
Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов работы.
В Словаре иностранных слов основное значение слова «гипотеза» раскрывается как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».[14]
При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека, направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.[3]
По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.
Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает ценности психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.
* Описание характеристик психического явления. Поиск новых характеристик или уточнение описанных очень часто может становиться целью работы. Основанием для постановки такой цели работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Еще одной причиной выбора цели такого рода может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов.
* Выявление взаимосвязей психических явлений. Такая цель исследования встречается довольно часто. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той взаимосвязи, которая находится в центре внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи. Также целью работы может быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и уточнение взаимосвязей.
* Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики имеет и теоретическое, и практическое значение. В то же время оно остается довольно сложным видом исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).
* Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования с целью описать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.
* Обобщение научных представлений, сведений. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые наполняются психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.
* Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических знаний.[7]
1. проанализировать литературу по теме;
2. провести эксперимент (обследование);
3. обработать эмпирические данные;
4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. Перечисление задач помогает понять характер работы.[7]
При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:
* необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить при роду явления, разрешить имеющиеся противоречия;
* потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
* потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
* потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;
* потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.[5]
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучение состояния проблемы, литературный обзор
Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.
Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги:
1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных (эмпирического материала исследования).
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов.
Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.
При изучении состояния проблемы целесообразна следующая последовательность работы:
1. Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной склад в исследование изучаемого явления.
2. Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам.
3. Осуществить предварительное знакомство с предметом исследования, ознакомившись с выпусками реферативного журнала ВИНИТИ: «04. Биология. Раздел 04П. Психология». Реферативный журнал ВИНИТИ является крупнейшим в мире информационным изданием в области естественных и технических наук. В нем публикуются упорядоченные совокупности библиографических записей, включающих библиографические описания, рефераты и аннотации. Работу с этим журналом лучше начать с последних его выпусков.
4. Ознакомиться со справочными и библиографическими изданиями по психологии, общественным наукам.
Проделав библиографическую подготовку, вы будете иметь представление о количестве публикаций по интересующей вас теме, о временных рамках публикаций, об интересе ученых к данной проблеме, сможете выделить наиболее плодовитых авторов. [6]
В конспекте работы, описывающей экспериментальное исследование, надо отметить его характеристики:
* перечень использованных методик,
* описание оригинальных (авторских) методик,
* описание процедуры эксперимента, объем выборки испытуемых,
* социально-демографические и другие значимые параметры выборки (всегда важны данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, здоровье, психических или соматических расстройствах).
В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты которых вы пересказываете или обобщаете. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов.
1.3 Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования
Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.
Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.
При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Очень важна степень разработанности методики. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.[11]
При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.
Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.
К основным группам методов психологической диагностики можно отнести следующие:
* методы измерения функциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений;
* праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности;
* субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и так далее;
* проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции;
* ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложен диагностом.[2]
Глава 2. Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
При проведении обследования должно быть учтено следующее.
Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека;
— иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп;
— находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное);
— должно проветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и других).
Во время работы не должны заходить посторонние. Для каждого участника исследования должен быть отдельный стол.
Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок.
Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем в большинстве случаев уже 3-4 часа работы приводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное время от 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.[19]
Последовательность проведения обследования:
1. Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач и тому подобное), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.
3. Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).
4. Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.
5. Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Описать, в какой форме должно быть закончено обследование.
6. Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей.
8. При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения и начать решение.
10. По окончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы для ответов.
11. Не забудьте поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.
При проведении психодиагностического обследования к экспериментатору и диагносту предъявляются определенные требования.
Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами:
* Понимать задачи эксперимента;
* Хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик;
* Знать правила обработки данных и оценивания результатов;
* Уметь контролировать себя;
* Обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.
Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.
Диагност в процессе исследовательской работы должен знать и соблюдать этические принципы и правила работы (специальная регламентация деятельности и действий психолога).[11]
Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность.
Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.
Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Практически психологи всегда стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах.[12]
Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 респондентов. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но тем не менее хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.
Если в обработке данных планируется использовать факторный или компонентный анализ, выявляются факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.
Особо следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Частые причины такой отбраковки:
* нет ответов на все вопросы, задания и тому подобное;
* в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией;
* по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию и другие.
Поэтому лучше сразу обследовать испытуемых примерно на 10 % больше требуемого объема, то есть с запасом.
2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования
Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.
1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поколения индикаторов и вообще всех средств отображения информации в автоматизированных системах.
2. Компьютерное управление экспериментом. Применение современной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и так далее), и выбора варианта программы эксперимента соизмеримы со скоростью реакций и изменений в организме и психике человека или превышают их, то управление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценки величины психофизиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации, диагностике и прогнозированию состояния человека и многих других параметров.
3. Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач: возможность хранения очень больших объемов информации; оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информации одновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов и принципов организации.
4. Обработка полученных данных. Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработке эмпирических данных. Многие процедуры математической обработки могут быть реализованы только на вычислительной технике. Представление полученных данных с использованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления. Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить ручную обработку и вычисления с калькулятором, но и дать возможность использовать мощные формализованные процедуры, например математическую теорию образов.
5. Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер представляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повышать также их использование для обучения и тренировки.
Значительно расширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследования системы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами «Excel», «Paradox», «Statistica» функционирующие в среде Windows.
2.3 Описание и представление результатов исследования
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.
Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения при помощи фигур (секторов, столбцов и тому подобное), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма качеств личности на основе позитивной самооценки глазами восьмиклассников. [9]
Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Здесь могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме.
На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков, событий или качеств.[9]
Рекомендации по построению диаграмм (графиков).
1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.
3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.
4. Для обозначения величин, значений следует использовать разные элементы (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и тому подобное).
На заключительных шагах психологического исследования очень важно привести в соответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен. Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого.
Выводы должны быть конкретными, пишутся в форме утверждений.
В раздел Приложения выносятся таблицы с данными, которые дополняют основные результаты; занимающими центральное место в используемых доказательствах; вспомогательный материал: протоколы опытов, описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции, методики; иллюстрации вспомогательного характера и тому подобное.[20]
В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.
В представленной работе мы рассмотрели основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.
Изучив структуру проведения психологического исследования, можно выделить следующие принципы:
Особое внимание уделялось использованию новейших информационных технологий в проведении психологического исследования при сборе, обработке информации и ее представлении.
Мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Очень важно знать структуру психологического исследования и владеть технологией его проведения.
Список использованной литературы
Подобные документы
Рассмотрение алгоритма психологического исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование, выбор методов (наблюдение, эксперимент, моделирование), сбор данных и их обработка, интерпретация результатов и их включение в систему знаний.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 20.05.2010
Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.
реферат [15,0 K], добавлен 29.09.2008
Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.
курсовая работа [39,0 K], добавлен 30.11.2009
Сущность и содержание работы тестера при проведении психологического исследования с использованием тестовых методик. Методические основы и анализ результатов психодиагностического исследования. Деятельность психолога в образовательном учреждении.
отчет по практике [23,6 K], добавлен 06.02.2014
Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.
реферат [29,8 K], добавлен 20.11.2014
Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.
реферат [27,4 K], добавлен 12.05.2014
Основные этапы и методы исследования, возможности их применения в практической деятельности. Анализ методов психологического исследования показывает, что они не являются изолированными, а играют роль составных частей единой целой психодиагностики.
доклад [18,3 K], добавлен 31.03.2008