на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Добрый день уважаемые коллеги!

Своё выступление я хотела бы начать с объяснения что такое модульное обучение вообще и какие преимущества оно даёт всем участникам образовательного процесса.

По сравнению с поурочным, модульное планирование имеет ряд преимуществ:

l Обеспечивает возможность для манёвра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;

l Позволяет пройти все этапы, необходимые для достижения учебной цели;

l Позволяет педагогу и учащимся лучше увидеть “большие” идеи предмета;

l Позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата. Как раз представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;

l Учебный модуль можно дополнять вариативными материалами.

Давайте рассмотрим структуру учебного модуля. В ПМО модуль составляют следующие элементы:

ü Базовая идея (формулируется самостоятельно в зависти от содержания и темы модуля)

ü Шкалированные учебные цели (ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням; помогают понять куда двигаться, помогают в реализации учебных и гибких навыков)

ü Мотивирующее задание (должно представлять базовую идею модуля или проблемный вопрос)

ü Блок заданий уровня 2.0 (базовый уровень)

ü Блок заданий 3.0 (целевой уровень)

ü Варианты заданий уровня 4.0 (углубление и связь с другими модулями и даже предметами)

ü Инструменты рефлексии и самооценки (обратная связь, рубрикаторы)

Чтобы ребенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, — он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:

1. Чего требуется достичь? (целевой уровень);

2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);

3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).

Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат.

Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики, достижения готовности к работе, мотивации. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с «подсказкой».

2.0 — уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция: например, выучив термин, учащийся может объяснить его значение, привести аналогичные примеры. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.

Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т. п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях.

Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС.

Учащийся не обязан достигать все цели четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития.

Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.

Благодаря модулю и шкалированным целям учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. В персонализированной модели не предполагается заблаговременное построение и документальное описание маршрута каждого ребёнка. Это значит, что ребёнок самостоятельно выбирает задания модуля, которые ему под силу, в дополнение к обязательным, придерживается собственного комфортного темпа работы, распределяет время тоже сам, и несёт ответственность за выполнение заданий. В состоянии безопасности и благополучия ребёнок выбирает из предлагаемых вариантов деятельности те, что входят в зону его ближайшего развития.

Возможны такие варианты, когда ученик потратил больше времени на прохождение модуля. Это нормально. Скорее всего такой ученик не приступит к выполнению заданий уровня 4.0. Задача учителя заключается в том, чтобы он достиг целевого уровня 3.0, пусть и чуть медленнее. Или, наоборот, ученик успешно завершил модуль раньше дедлайна. Тогда у него встаёт выбор выполнять задание уровня 4.0 и принять участие в проекте или создать собственный, или приступить к выполнению модуля по другому предмету.

Время прохождения модуля и выполнения заданий регулирует учитель.

ПЛАТФОРМА — ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Управление выбором, фиксация и предъявление результатов, сбор отдельных элементов содержания в целостные структуры требует адекватной системы управления. Сложность решения этого вопроса «на бумаге», вероятно, тормозило развитие персонализированного образования в массовой практике.

Сейчас эти функции берёт на себя платформа. Здесь учащийся может фиксировать свои краткосрочные и долгосрочные цели, видеть прогресс по их достижении, получить необходимую информацию и обратную связь. Платформа выступает в роли органайзера, или «пульта управления».

Платформа является организатором совместной деятельности учащихся и помогает строить сильное образовательное сообщество, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к образованию. Можно сказать, платформа учит детей за счёт построения новых нейронных связей в социуме, помогая понять базовый принцип работы современного искусственного интеллекта.

Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. ПМО освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Выступление на методическом объединении :»МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ.Теоретические основы модульного обучения.Разработка модульной программы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. СУЩНОСТЬ

Теоретические основы модульного обучения

1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

3. Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

4. Психология. Рефлексивный подход к процессу обучения обогатил модульное обучение идеей рефлексивного управления УВП, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий;

5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Сущность модульного обучения

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЕЙ

2.1. Разработка модульной программы

При переходе на модульное обучение система действий учителя предполагает, прежде всего, разработку модульной программы , которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Следует особо подчеркнуть, что модульная программа — не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы.

Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо:

• выделить основные научные идеи курса.

• структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки;

• сформировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). КДЦ имеет два уровня:

1) Уровень усвоения учебного содержания учеником.

2) Уровень использования учебного содержания в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем.

• из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.

Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому:

• каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ).

• на основе ЧДЦ выделяются учебные элементы (УЭ).

КДЦ — комплексная дидактическая цель;

ИДЦ — интегрирующая дидактическая цель;

ЧДЦ — частная дидактическая цель;

К, L — порядковые номера учебных элементов;

№ — продолжение порядкового номера

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

МОДУЛИ ПЕРВОГО УРОВНЯ

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

МОДУЛИ ВТОРОГО УРОВНЯ

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

Возможна такая последовательность действий учителя по составлению модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование (например, «В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определение понятию. сравнивать объекты. объяснять. и т.д.»).

2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы (желательно печатный вариант).

6. Распечатка модульных программ для каждого ученика.

2.2. Принципы построения модульных программ

Мна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбородуль может представить содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Модули можно разделить на три типа:

познавательные, которые используются при изучении основ наук;

операционные — для формирования и развития способов деятельности,

В школе чаще всего используются смешанные модули.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных (КДЦ), интегрирующих (ИДЦ) и частных дидактических (ЧДЦ) целей. Решение совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важным для управления учением школьников является принцип обратной связи, т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала.

Реализация этого принципа требует структурирования материала модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.

Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики модульного обучения и его принципов, принципов построения модулей и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса.

В теории и практике модульного обучения выделены следующие общие критерии формирования содержания модуля.

1. Учет внутрипредметных и межпредметных связей.

2. Дифференциация учебного содержания.

3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников.

4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания.

Контроль знаний и умений при работе с модулем

перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится коррекция знаний;

• обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще всего это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).

после завершения работы с модулем проводится выходной контроль.

Текущий и промежуточный с целью выявления пробелов в усвоении знаний и их устранения сразу, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля.

Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.

Структура модуля. Построение модульных уроков

Большое значение имеет структура модуля.

Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.

Составлению модульного урока может помочь следующий алгоритм:

• формулировка темы урока;

• определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;

• разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;

• подбор необходимого фактического материала;

• определение способов учебной деятельности учащихся;

• отбор методов и форм преподавания и контроля;

• составление модуля данного урока;

• подготовка необходимого количества копий текста урока ( разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Каждый учебный элемент в модульном уроке — это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество — 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 — включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

УЭ-2 и т.д. — отработка учебного материала.

УЭ-п (где п — номер последнего учебного элемента) — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

Одна из особенностей модульного урока заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

Модуль может иметь следующую форму:

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качества и эффективность.

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учителя русского языка и литературы

Романовой Ольги Николаевны

Комплексная дидактическая цель: в результате освоения всех модулей учащиеся должны

теорию по правописанию суффиксов в разных частях речи;

грамотно формулировать правила, опираясь на примеры;

применять на практике усвоенные знания ;

мотивировать свой выбор при написании суффикса;

составлять слова, используя изученные суффиксы;

находить в словах все изученные суффиксы;

стилистически правильно использовать слова в речи;

навыки грамотного письма, выразительной устной и письменной речи;

навыки аналитической работы со словом;

навыки учебной деятельности;

ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;

умение работать в коллективе;

уважение к мнению и знанию товарищей;

МП – правописание суффиксов в разных частях речи

на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выборна каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Смотреть картинку на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Картинка про на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор. Фото на каком этапе работы с модулем необходимо предложить классу учебную цель и задания на выбор

М №1 – Правописание суффиксов имен существительных

М №2 – Правописание суффиксов имен прилагательных

М №3 – Правописание суффиксов глаголов

М № 5 – Правописание суффиксов наречий

Обязательная литература для освоения модуля:

Орфографический словарь русского языка

МОДУЛЬ №1. Правописание суффиксов имен существительных

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

правописание суффиксов имен существительных, условия выбора суффиксов

правильно писать суффиксы имен существительных;

образовывать существительные с помощью изученных суффиксов;

применять полученные навыки на практике, приводить и подбирать свои примеры;

орфограммы в тексте;

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)

прочитайте цель урока

Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе.

Ответьте на вопросы:

Какие морфемы вы знаете?

Какие суффиксы имен существительных вы знаете? Назовите их.

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

5. Какое значение суффиксы могут придавать слову?

Работайте вместе с классом

Изучить правописание суффиксов имен существительных

Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал П.35( пункты 1 – 4 )

Составьте таблицу «Правописание суффиксов существительных»

1. Если гласный не выпадает при склонении:

стульчикстульчика, лучиклучика

выпадает при склонении:

1. В именах существительных женского рода:

2. В именах существительных среднего рода, если окончание безударно:

1.В именах существи-

тельных мужского рода:

если ударение падает

1. В именах существительных, образованных от слов с -иц-: пуговицапуговичка

1. В остальных именах

1. В именах существительных, образованных от слов на -ин-а: впадинавпадинка

2. В остальных именах

Выбери основные условия написания суффиксов.

владеть способом действия при выборе суффиксов –ек- и – ик-

1.Используя алгоритм написания суффиксов –ек- и –ик-, вставьте пропущенные буквы. Запишите рядом с данным словом проверочное, выделив суффиксы обоих.

Праздн … к — Рассказ…к –

Взаимопроверка в парах и взаимооценка результатов.

2.Выпишите из упражнения 198 слова с суффиксами –ек- и –ик-. Обозначьте суффиксы. Объясните правописание.

Ориентируйтесь на беглый гласный е — он подскажет ответ.

усвоить условия правописания суффиксов –ец- и –иц-

От данных существительных в упражнении 200 образуйте существительные с суффиксами –ец- и –иц-. Объясните написание слов.

Запиши гласную суффикса:

Кресл…це, пальт…цо, ружь…цо.

Масл…це, здоровь…це, ревнив…ц.

Упрям…ца, страдал…ца, кормил…ц.

Селень…це, письм…цо, ленив…ца.

Плать…це, бель…цо, страдал…ц.

Усть…це, кузн..ца, строптив…ц.

Проверьте себя и оцените, используя ключ:

Расставьте ударение, определите род.

2.Почему в слове книжечка мы пишем не -ичк-, а –ечк? Ведь от слова с суффиксом -иц-книжица — можно образовать слово с суффиксом -ичк——книжичка. Разве не так?

3.Из упражнений 204 выпиши 5 слов с суффиксами –инк- и –енк-. Сделай словообразовательный разбор этих слов.

Обрати внимание на таблицу, сделанную на уроке

1. Рассмотри таблицу: Расскажи о правописании суффиксов:

Сущ. среднего рода с основой на твердый согласный

Сущ. среднего рода с основой на мягкий согласный

Мужской женский род

Катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек.

2.Выполни упражнение 205. Составь словосочетания с 5 любыми словами.

Определяй род существительных.

научиться различать на письме суффиксы –чик и –щик.

Используя алгоритм, образуй существительные с суффиксами –чик и –щик в упражнении 209.

В упражнении 209 установи различия в значении слов.

Составь предложения с 2 парами слов из упражнения 209.

систематизировать полученные знания и навыки правописания суффиксов имен существительных.

Контрольный диктант по упражнению 212

Проверяет учитель после урока..

Вспомни изученные на уроке

Закрепить полученные на уроке знания.

самовыбор уровня учащихся;

— составить словарный диктант на изученные на уроке суффиксы (кол-во 35 слов);

— сочинение-миниатюра с использованием имен существительных с разными суффиксами.

МОДУЛЬ №4. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

правописание суффиксов причастий, условия выбора суффиксов

правильно писать суффиксы причастий;

правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных;

различать причастия и отглагольные прилагательные;

образовывать причастия с помощью изученных суффиксов;

применять полученные знания на практике, приводить и подбирать свои примеры

орфограммы в тексте;

систематизировать полученные знания, отработать навыки

методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определенном уровне)

прочитайте цель урока

Диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе

1. Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

МЫ — крут_м, меч_м, туш_м, точ_м, кле_м,

ВЫ — маш_те, ран_те, завяж_те, заточ_те,

ТЫ — наполн_шь, завяж_шь, пожале_шь,

ОНА — жал_тся, держ_т, образум_т, дремл_т, ОНИ — ненавид_т, стел_тся, увид_т, щипл_т.

2. Ответь на вопросы:

Как определить спряжение глагола?

Назовите глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.

Вспомни спряжение глаголов, глаголы-исключения.

Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

1. Прочитай и запомни!!

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени зависят от спряжения. В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов1-го спряжения, пишется

В причастиях настоящего времени, образованных от глаголов2-го спряжения, пишется

2. Выполни тест. Запиши гласную корня

1. завис_щий, бор_щийся, бре_щий, вед_мый,

2. невид_мый, невед_мый, кле_щий, ла_щий,

3. ка_щийся, слав_щийся, неслыш_мые,

4. независ_мые, движ_мый, пен_щийся,

5. леле_мый, брезж_щий, стро_щиеся,

3. Проверьте себя и оцените, используя ключ:

Помни :спряжение глагола определяется по суффиксу в инфинитиве.

Сформировать навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

1.Самостоятельно прочитай П.3,4 в учебнике.

Обвеш_нные прод_вцом покупат_ли,

плотно занавеш_нное окно,

вык..ч_нная на палубу бочка,

замеш_нное пек_рем тесто,

навеш_нные на стене плакаты,

обвеш_нные флажками ёлки,

замеш_нный в скандале,

навеш_нная на косяк дверь,

помеш_нный на идее человек,

расстрел_нная войсками д_монстрац_я,

смеш_нный с мукой изюм,

выкач_нный из сарая вел_сипед.

3. Сделай выводы о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Образец: выкачанная из скважины нефтьвыкачать.

Обращай внимание на значение слов, от которых образованы причастия и отглагольные прилагательные

сформировать навык написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, научиться различать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.

Ознакомься с таблицей:

Страдательные причастия прошедшего времени

1. Образовано от глагола совершенного вида;

1. Образовано от глагола несовершенного вида;

Груженая машина – грузить

2. При наличии приставки ( кроме не-)

2. При отсутствии приставки (кроме не-)

3. При наличии зависимых слов

Груженная песком машина

3. При отсутствии зависимых слов

5. В словах, образованных от бесприставочного глагола совершенного вида:

Выпиши из учебника слова-исключения.

Выполни упражнение 293.

Используй таблицу. Взаимопроверка.

Повторить правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных

Прочитайте Пункт 2 раздела «Обратить внимание»

Найдите вариант с ошибкой. Исправьте её.

а) Девушка умна и образованна.

б) Калиниградская область образована в 1948 году.

в) Музыкальное училище преобразованно в колледж.

а) Ты мыслишь ограничено.

б) Моё время ограничено.

в) Эта особа довольно ограниченна.

а) Чемоданы давно собраны и уложены.

б) Твои поступки несобранны.

в) Сколько грибов собранно в этом году?

а) Новое поколение воспитано по-новому.

б) Дети милы и воспитаны.

в) Твоя соседка глупа и невоспитанна.

а) Он объяснял долго, бессвязно и рассеянно.

б) Тучи рассеянны по небу.

в) Она с утра так рассеянна.

а) Чем ты так взволнована?

б) Море взволновано сильным ветром.

в) Все были необыкновенно взволнованы.

Причастие стоит в прямом значении, а отглагольное прилагательное в переносном.

В кратком причастии – Н,

в кратком отглагольном прилагательном столько же Н, сколько в полном.

В трудных случаях смотри контрольный лист учителя.

систематизировать полученные знания и навыки правописании Н и НН в суффиксах.

Выполни упражнение 211.

А.Бесприставочное отглагольное прилагательное

Б. Полное причастие с приставкой

Г. Краткое причастие

5. Разброса…ые книги

Д. Существительное, образованное от глагола несовершенного вида

6. Смышле…ый мальчишка

Ж. Наречие, образованное от причастия с НН

З. Исключение из правила правописания Н,НН в отглагольных именах прилагательных

9. Варе…ая в кастрюле картошка

И. Отглагольное прилагательное

К. Исключение из правила правописания Н,НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

11. Стриже…ый мальчишка

Проверь себя. Ответы на доске.

Ты можешь воспользоваться материалами урока и своими наработками по теме.

Диагностировать сформированность навыка написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то…

В окно он видел залитую солнцем площадь,

мощенную круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного, без окон, сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние, и непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам не показывалось ни одного прохожего (Л.Андреев).

Графически обозначить орфограммы и пунктограммы.

Проверяет учитель после урока.

подведение итогов и оценка, самооценка учащихся.

Что ты знаешь о правописании гласных в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?

Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного?

Сколько Н пишется в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных?

Закрепить полученные на уроке знания.

— выучи слова-исключения, составь с ними словосочетания (всем)

— сочинение –миниатюра с использованием слов с Н и НН

УСПЕХА! Ты обязательно справишься!

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов.

В обобщенном и систематизированном виде цели лабораторной работы могут быть представлены так:

— закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний;

— привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой (умение работать со словарями разных типов, оценивать и сопоставлять планы, тезисы, конспекты, аннотации отдельных работ, готовить обзорные выступления на основе этого материала);

— ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа;

— выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике;

— формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, умений и навыков.

Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.

Интересны темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням.

Тема, начатая на практическом занятии, может быть предложена в лабораторной работе, и наоборот.

Лабораторной работе может быть посвящен как весь урок, так и его часть, а также она может являться домашним заданием.

Задания при исследовательской методике могут быть различными, все зависит от того, на каком этапе изучения темы она проводится. Если лабораторная работа предшествует практическим занятиям, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос. Если же лабораторная работа следует на этапе закрепления, то она носит обобщающий характер.

Задания должны включать такие этапы исследования:

— наблюдение и изучение фактов и явлений;

— выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

— построение плана исследования;

— выяснение связей изучаемого явления с другими;

— проведение лингвистического эксперимента;

— решение лингвистических задач;

— обобщение результатов и формулировка вывода.

При проведении работы следует учитывать следующее:

— наличие учебной и справочной литературы;

— время выполнения работы;

— задания для индивидуальной и групповой работы (оптимальное количество учащихся в группе – 6 – 8 человек);

— оценочный лист (в нем будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом).

Алгоритм проведения лабораторной работы

— повторение теоретических сведений;

— выполнение практических заданий;

— предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней.

2. Проведение работы

— четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы должны быть обозначены в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

— оснащение лабораторной работы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся);

— самостоятельное выполнение лабораторной работы (основная функция учителя на этом этапе – индивидуальное консультирование)

3. Подведение итогов

— выяснение уровня овладения учащимися материала

4. Оценивание. Результаты оцениваются в классе; материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

В старших классах проведение лабораторных работ помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс), когда от учащихся требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Тематика лабораторных работ 9 класс

Лабораторная работа №1 «Лексикография»

Лабораторная работа №2 «Сложносочиненное предложение»

Лабораторная работа №3 «Классификация сложноподчиненного предложения»

Лабораторная работа №4 «Классификация бессоюзного сложного предложения»

Лабораторная работа №5 «Сложное синтаксическое целое»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Цели: 1. Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей;

2. Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы со словарем

Задание 1 Реализация домашнего задания

Схема анализа словаря

Полное название словаря

Автор (составитель), редактор словаря

Издание (место и год)

Объем словаря (в словарных единицах)

Порядок расположения материала

Каково назначение словаря, кому он адресован

Система условных помет

Способ подачи омонимов

Пример словарной статьи

10. Тип характеризуемого словаря

Задание 2 Вам предложены словарные статьи (по одному слову из различных словарей).

В каждом случае определите, какой тип словаря представлен данной статьей.

Назовите словарь, его автора или составителя.

Назовите словари, которые не представлены в данной работе.

Назовите словари, в которых данное слово не представлено, и объясните почему.

Лексикология ж. наука о составе, производстве, образовании языка. Лексикография ж. составленье, обработка словарей. Лексикографический труд требует лексикологических изысканий. Лексиколог м. ученый, занимающийся сравнительными розысками состава слова или языков; лексикограф м. составитель словарей.

Лексикология и, мн. нет, ж. (нем. Lexikologie

Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, его лексику.

Лексикография, и, мн. нет, ж. (нем. Lexikographie

Теория и практика составления словарей.

Лексикограф — специалист по лексикографии.

Лексикографический — относящийся к лексикографии.

В 18—19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается 4-я функция Л. — сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, словообразования, стилистики, истории языков (словари этимологические, исторические, частотные, обратные, родственных языков, языков писателей и др.). Современная Л. приобретает индустриальный характер (создание лексикографических центров и институтов, механизация работ, с 1950, и т. д.).

Задание 3 Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

При этом необходимо выяснить следующее:

1. Каковы способы толкования значений слова?

2. Какое количество значений выделено?

3. Какая грамматическая информация представлена в словарях (указание на категории рода, вида и др.; приведение форм словоизменения; указание на лексическую и синтаксическую сочетаемость слов)?

4. Как иллюстрируются значения слов (наличие или отсутствие примеров; примеры составителей словаря или из литературы, количество примеров)?

Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горе, горло, дно, забирать, забываться, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, ничто, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеиваться, сдавать, сердечный, старушка, страховать, строить.

Примечание. Одно слово дается учителем. Второе ученик подбирает по своему усмотрению. Эти два слова должны отличаться принадлежностью к частям речи.

Д/З: Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке. Запишите их названия, сгруппировав по типам. Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке девятиклассника.

Список использованной литературы

1. Городилова Г.Г., Гельдиева С., Зайкаускене Я.Ю., Изаренков Д.И. и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. – Санкт-Петербург, 1992

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *