на каком этапе урока следует проводить актуализацию новых знаний
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.
В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
— подготовка к изучению нового материала или выполнению какого-либо сложного задания;
— «гимнастика для ума» (по выражению Л.Г.Петерсон), т. е. включение учащихся с первых минут урока в активную интеллектуальную деятельность;
— формирование у учащихся положительного учебного мотива, т. е. желания активно работать на уроке;
— подготовка к этапу постановки учебной задачи посредством создания проблемной ситуации (на уроке « открытия» новых знаний).
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.
Игровые приемы актуализации знаний.
Приём “Цепочка признаков“
Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак,
и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Тема: «Склонение имён существительных».
Окно – часть речи (сущ.), дорога – род (ж.р.), земля – склонение (1 скл.), Продолжите…
Приём “Я беру тебя с собой»
Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Тема: «Склонение имён существительных».
(Берём существительные 1 склонения)
Приём “Ложная альтернатива”
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать. Например:
Существительное – член предложения или часть слова?
«Методы и приёмы работы на этапе урока актуализации знаний».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Методы и приёмы работы на этапе урока актуализации знаний».
Василий Александрович Сухомлинский (создатель народной педагогики) говорил :
Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.
«Скажи мне и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня и я научусь!» говорил великий Конфуций и не зря.
Структура ФГОС ввела новое понятие – « учебная ситуация ». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, степени сформированности их УУД (унив. уч. дейст.), специфики учебного заведения.
Если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Рассматривая структуру уроков различных типов видно (я выделила красным), что этап актуализации знаний должен быть на каждом уроке любого типа:
на уроке открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков,
на уроке рефлексии,
на у роке развивающего контроля.
Этому этапу отводится важная роль и его необходимо проводить на каждом уроке.
Это следует из перечня требований к современному уроку в условиях ФГОС ( я выделила красным)
Требования к современному уроку в условиях ФГОС:
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся ;
выводы делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
учёт уровня и возможностей учащихся;
планирование обратной связи.
Цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А осуществление первого пробного действия позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа подбираются такие, чтобы ученики могли:
и при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности
Перед вами технологическая карта урока систематизации знаний, из которой видно, что актуализация стоит почти в самом начале урока (я тоже выделила красным) и в ней мы прописываем свою деятельность и деятельность обучающихся.
На данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, и мы должны придумать, как сделать так, чтобы дети включились в активную деятельность, сами заинтересовались в приобретении этого нового знания.
ЧТО ВСЁ НАДО ПРОДУМАТЬ И СДЕЛАТЬ ДЛЯ УРОКА ЗАРАНЕЕ!
На этом слайде вы видите какие приёмы можно использовать для урока на этапе актуализации знаний:
Проблемный вопрос или проблемная ситуация. (Все давно уже используем это)
Видеосюжет или мультфильм.
Приёмы «Верите ли вы?» или «Согласен- не согласен»
Интеллектуальная разминка или Мозговой штурм.
Этап актуализации необходим на уроке д ля включения учащихся в активную деятельность. Поэтому я использую разные приёмы создания проблемной ситуации на уроке.
На этапе подготовки к мышлению, т.е. на орг. моменте в своей работе я использую следующие приёмы мотивации учебной деятельности и актуализации знаний.
в начале урока высказываю добрые пожелания детям, например,
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки.
На уроке не зеваем,
Также предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); потереть ладони и поделиться своей энергией и теплом с одноклассником.
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. ( Русский)
Будем буквы изучать и красиво их писать. (Рус)
«Чтение — вот лучшее учение» А. С. Пушкин ( Л.чт.)
Чтобы познать, нужно научиться наблюдать. ( Окр. мир)
Вот мы взяли краски в руки и не стало в классе скуки. ( ИЗО)
Чем больше я знаю, Тем больше умею.
Слушай – внимательно, работай – старательно!
Вместе возьмёмся, всего добьёмся.
С малой удачи начинается большой успех” и др.)
Например, на Русском-Тема урока: «Правописание суффиксов ик и ек»
Слайд 13 (включить заранее)
Видеосюжет или мультфильм
Здесь можно использовать мультфильмы «Ми-ми-мишки», «Смешарики», «Барбоскины» и др. В них всегда герой что-то сначала сделает (не очень хорошее), а потом понимает, что так нельзя и исправляет свои ошибки.
Видео из «Смешариков» (герой хвастался собственным изобретением скоростного легкового транспорта, демонстрировал скорость, а о последствиях своего изобретения не задумался. Видео останавливается и ребятам предлагается порассуждать над последствиями изобретения. Учитель подводит к мысли о загрязнении окружающей среды, а дети формулируют тему урока. «Будь природе другом», «Влияние человека на природу»
Слайд 14 (включить заранее)
Следующий Приём «Лови ошибку» заключается в использовании такой хитрости, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности или искажённые факты. (прочитать)
Давайте проверим, какие неточности вы здесь нашли (На берёзе яблоки не растут. Орлы живут в горах и эти птицы не могут гулять по двору (лучше бы про кур и петухов была задача). 380 не упаковок, а коробок, и в них 380х20 = 7600 книг не может, т.к. их всего 1200.
Русский язык 1 класс. «Лови ошибку!» На доске записан текст, детям предлагается прочитать, а потом списать. После прочтения дети понимают, что что-то не так. Но если дети не увидели ошибки, то спросить Вы ничего странного не заметили, с текстом всё в порядке?
Набежала радуга. Сверкнула граза! Заграхотала молния полил снек
Учитель- Послушайте рассказ мальчика-фантазёра: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» Почему я назвала мальчика фантазёром? (Какую ошибку вы поймали? Пчела жалит только однажды, после этого умирает)
Приём «Подводящий к теме диалог»
Урок литературного чтения.
— Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать (на каждой парте лежат карточки с частями пословиц, можно на доске записать в два столбика и соединить начало и конец.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Для дружбы нет расстояний.
-О чём эти пословицы? Какая тема их объединяет?
-Какие пословицы о дружбе вы знаете? С кем можно дружить?
-Зачем нужна человеку дружба? О чём мы будем говорить на уроке?
Следующий приём Мозговой штурм или как раньше Интеллектуальная разминка
На уроке литературного чтения:
Шёл долговяз в сыру землю увяз. (дождь)
Весной веселит, летом холодит, осенью облетает, а зимой засыпает. (лес)
Я бел, как снег, в чести у всех,
Я нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
-О чём пойдёт речь на уроке? ( о загадках)
Инсёрт — приём технологии критического мышления или «Пометки на полях»
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — это новая информация для меня;
— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Приём актуализации «Яркое пятно»
Сказки. Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Гласные и согласные».
Гласные и согласные буквы были очень дружны, но в один прекрасный день они поссорились. Гласные буквы построили свой город. Они там играли, пели. Согласные так же построили свой город. Они там он тоже играли, но не пели, а свистели, шипели, гудели, и т.д. Они жили спокойно на разных берегах реки. Но в один день река вышла из берегов. И буквы, которые тонули, стали звать на помощь. Гласные буквы кричали «О,О,И,Е» а согласные кричали «П,М,Г,Т». Но никто ничего не понимал.
Ребята, что же делать? Как им помочь? Почему никто их не может услышать, понять и помочь? ( Нужно, чтобы они были вместе.)
Так какая тема нашего урока? ( Гласные и согласные)
Учитель: – В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.
«Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется “числовым отрезком” (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
Так что мы сегодня будем делать на уроке?
Окружающий мир 1 кл. Тема: « Равновесие в природе» Экол. равновесие
Ученики: Рассказы детей. Проверка творческого домашнего задания.
Ученики зачитывают или рассказывают свои сказочные истории.(3 сочинения)
-Как может повлиять человек на них?
-А как нам всё это выяснить?
Ученики: Выяснить кого больше, кто главнее, смогут ли они жить отдельно друг от друга? Разные ответы учащихся. Рассмотреть отдельно жизнь растений; животных. Нужны ли они друг другу.
Кроме сказок ярким пятном могут выступить красивые стихи
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Вот идёт Али с а в с ад,
С коро будет ли с топад.
С лива там и абрико с,
Там кра с а и чуде с а:
С олнце, ки с ка и ро с а,
У с камейки с тол с тоит.
С амовар на нём с вистит.
Вот в пе с очнице пе с ок,
С амосвал там и с овок,
Рядом с ними с амокат.
Ах, какой прекра с ный с ад!
Учитель: Так какие звуки произносятся чаще?
Ученики: Чаще слышатся звуки [с], [с’].
Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [с], [с’]. (Учитель фиксирует тему на доске.)
Кроме сказок можно использовать весёлые стихи
Учитель-Послушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»:
Как-то рано по утру
с другом сели мы в метру,
фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине
без пальта и без кашне…
без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл.
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
стал играть на фортепьян.
Тут и, взрослый, сняв пенсню,
хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль,
В гардероб пора бежать
– будут польта выдавать!
Все ли слова звучали правильно? (нет, да) А почему неправильно? ( Мы так не говорим и несклоняемые слова не изменяются по падежам) Так какая тема? (Как правильно произносить и определять падеж у несклоняемых имён существительных). Слайд 24
Приём актуализации знаний Кластер Вы все им пользуетесь
Кла́стер в переводе означает «созвездие, пучок», это — объединение нескольких однородных элементов,— это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы.
Например, так можно представить всю изучаемую информацию об имени существительном. Можно сделать шаблон с вырезанными овалами и использовать после изучения для прилагательного, глагола. Можно наоборот, представить детям кластер без середины, поменяв стрелки в др. сторону. Также можно вставить какое-либо слово, например «мама» Слайд 25,
из предложения Мама варит суп. Вставить можно кто? ед.ч, ж.р., И.п., подлежащее. Это можно использовать на уроке систематизации или развивающего контроля и пригодится для изучения морфологического разбора слов.
А вот изучая тему «Наречие», дети подбирают слова и делают вывод о том, какую часть речи будут изучать на уроке. (К какой части речи вы бы отнесли свои слова?) Этот кластер можно использовать на уроке открытия новых знаний.
Приём актуализации знаний «Верите ли вы?» Давайте поиграем.
В холодных районах Земли никто не живёт.- (Не согл. )
Медведи живут только в лесу. (Не согл. )
Моржи – это рыбы. (Не согл. )
У медведя тёплая шуба. (Согл.)
Медведь питается только ягодами. (Не согл. )
Белый медведь может встретиться с пингвином. (Не согл. )
На Северном и Южном полюсе – холодно. (Согл)
Медведи не умеют плавать. (Не согл. )
Бурые и белые медведи живут вместе. (Не согл. )
С целью актуализации знаний можно использовать также различные кроссворды. Чтобы их заполнить дети должны что-то новое узнать на уроке. К концу урока кроссворд будет заполнен, т.к. получили или нашли для себя нужную информацию.
Использование на этапе актуализации знаний различных приёмов, обладающих личностным, развивающим и деятельностным эффектом при обучении помогает активизировать процесс познания и повысить его самоценность.
Для повышения эффективности работы учащихся на уроках, активизации их познавательной деятельности, учителю важно уделять внимание организации работы учащихся на этапе актуализации знаний. На этапе актуализации применяются такие средства и приёмы, которые способны подготовить обучающихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Как говорил американский философ Джон Дьюи:
«Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра »
Закончить своё выступление хотелось бы девизом
«Настоящий учитель-творческий учитель»
(где хотите, но проблемные учебные ситуации ищите).
Спектр способов проведения этапа актуализации знаний
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Спектр способов проведения этапа актуализации знаний на уроке русского языка в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дано работы определена тем, что быстро развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от педагога умения приспосабливаться к новым условиям, находить различные способы решения сложных вопросов, демонстрировать гибкость и творчество, не теряться в неизвестной ситуации, находить эффективную связь с разными людьми, постоянно самосовершенствоваться.
Главная задача современной школы – открытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, помогающих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. В связи с этим возникает потребность в изменении статуса урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Это должен быть такой урок, в котором находят комплексное решение задачи обучения, развития и воспитания младших школьников, для решения которых нужны новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса на разных его этапах. Особенно это касается этапа актуализации знаний на уроке русского языка в начальной школе.
Объект исследования – этап актуализации знаний на уроке русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – спектр способов проведения этапа актуализации знаний на уроке русского языка в начальной школе.
Цель работы – рассмотреть весь спектр способов проведения этапа актуализации знаний на уроке русского языка в начальной школе.
дать характеристику этапа актуализации знаний;
изучить способы актуализации знании на современном уроке в соответствии с ФГОС;
выявить особенности постановки учебной задачи на уроках русского языка в начальной школе через системно–деятельностный подход;
рассмотреть приемы и методы, используемые на этапе актуализации при изучении грамматики.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СПЕКТРА СПОСОБОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Характеристика этапа актуализации знаний
Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний. В организации познавательной деятельности, ориентированной на личность, большое значение имеет первый этап урока − этап актуализации знаний. С позиций общей дидактики, основными задачами этого этапа являются: актуализация субъектного опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового; личностных смыслов; ценностных отношений; обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока.
Таким образом, этап актуализации знаний должен быть нацелен не только на повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов [1:45].
Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу»);
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Дидактическая задача этапа – актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке [3:89].
Содержание этапа – организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
Условия достижения положительных результатов:
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой – не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5–7 минут.
Актуализация знаний – этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
1. Создание учебно–проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно– проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической
значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки [4:105].
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно–проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.
Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела) [6:78].
Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, – писал Выготский. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемноразвивающего типа.
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Способы актуализации знании на современном уроке в соответствии с ФГОС
Каждый урок является важным звеном в цепи образовательной системы для получения знаний и умений, практических навыков для дальнейшей жизни наших учеников. Важно, чтобы на каждом учебном занятии обучающиеся осознавали актуальность темы урока как для современности, так и для себя лично [7:102].
Способы актуализации знаний.
Видеофрагмент. Мы предлагаем использовать видеофрагмент в начале урока, чтобы учащиеся самостоятельно могли сформулировать тему. Для этого им задается вопрос: «Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока?» Учителю в зависимости от целей и задач урока предлагается выбирать зрелищные фрагменты, воздействующие на эмоциональную сферу учащегося.
«Черный ящик». «Черный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?»
Вопрос: «Что в «черном ящике»?
Как связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «черном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой.
Шкатулка. Возможно использовать шкатулку для направляющих заданий по теме урока. Например, задание на уроке литературы: «Собери в шкатулку все, что необходимо герою, с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем». Можно собрать в шкатулку все, что нужно учащемуся для постановки цели и задач урока [8:110].
Три мешочка. Способ рассчитан на выявление взаимосвязи предметов, явлений по теме урока. Учитель может приоткрыть один, два, три мешочка, учащимся предлагается догадаться, что в мешочках и как связаны между собой предметы, которые находятся внутри. Далее формулируется тема урока, ставятся цели и задачи.
Кто изображен на портрете? В зависимости от предметной области урока это может быть портрет любого ученого, деятеля искусств, исторической личности.
Вопрос: «Нужно ли нам узнавать ученого, с чьим именем связана наша жизнь? Для чего?»
Например, на уроке мировой художественной культуры: «В детстве его называли фарфоровым мальчиком, сегодня с его музыки начинаются самые значимые события в мире, в том числе и открытие Олимпиады в Сочи».
Изображения на экране. Этот способ помогает определить тему урока через визуальный ряд.
Ассоциации с темой урока. На экране появляются изображения.
Вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов?» Определяется тема урока. Или учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации, связанные с темой урока [9:56].
Музыкальный фрагмент. В начале урока мировой художественной культуры звучит музыка. Ариозо Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Учитель задает вопросы: «Ребята, кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве. Сегодня, в XXI в., это великое произведение узнали в 1–м классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?»
Голос за кадром. Басня, песня, притча в зависимости от темы урока.
3. Заглянем в будущее
На доске пишется тема урока, дата, например, 2114 год. Учитель не ошибся. «Давайте представим, что мы заглянули в будущее. Актуальна ли будет наша тема в ХХП в.?»
Ученик – родитель. «2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить своим детям значимость нашей темы.»
4. Приглашение в гости для актуализации знаний.
• ученика из параллели, знакомого с этой темой;
• учеников старших классов, изучавших данную тему;
5. Опережающее задание.
Тема урока сообщается учителем заранее, и дается задание подготовить краткое сообщение о ее актуальности фронтально или индивидуально.
6. Незаконченное повествование.
Например, на уроке музыки: «И. Кант сформулировал признак существования Бога. Этот признак мы узнаем с вами на нашем уроке».
7. Риторический вопрос.
На уроке мировой художественной культуры – «Миф об Орфее и Эвридике». Учитель рассказывает миф и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему Орфей обернулся?» Это вопрос–предположение, однозначных ответов на подобные вопросы не существует, такой прием позволяет развивать творческое воображение.
10. Предмет как проблема.
Представить тему урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, посмотреть с другой стороны, окрасить в новый цвет, представить в виде человека, животного, цветка и т. д.
11. Найди три отличия.
Обучающиеся ищут три отличия на экране, в классном кабинете, во внешнем облике учителя, так или иначе связанных с темой урока.
В начале урока появляется необычный персонаж – исторический или современный политический деятель, ученый, сказочный герой. Обучающиеся формулируют тему урока либо связывают появление этого персонажа с целью и задачами.
13. Введение понятия с помощью метапредмета «Задача».
«Например, одному человеку нужно было уехать на 10
лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите, как ему запомнить место, где он зароет клад».
Может быть предложена любая другая задача.
14. Решение задач с выходом за рамки учебного предмета (русский язык, окружающий мир, геометрия и экология).
15. Что общего? В чем различия?
Предлагаются для рассмотрения любые предметы, так или иначе связанные с темой урока.
«Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы урока».
17. Вопросы–загадки Ребусы.
Обучающиеся выбирают вопросы по теме урока.
Предложенные способы подвижны, их можно модифицировать. Учитель может их видоизменять под конкретную ситуацию, что позволяет не только актуализировать знания по предмету, но и эмоционально настроить участников учебного процесса на урок, cмотивировать внутреннюю потребность в исследовательской деятельности на уроке. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока – проблематизации. Обучающиеся понимают, что такое цели и задачи, проблема урока. Цели и задачи урока формулируются учителем совместно с учениками. Дети понимают, что они должны узнать и что они должны сделать, чтобы разрешить проблему урока. Совместно с учителем принимаются решения, рассматриваются различные варианты решений. Каждый ребенок осознает значимость темы урока для своей жизни. Формируются ключевые компетенции, которые помогут нашим детям решать сложные жизненные ситуации.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СПЕКТРА СПОСОБОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Постановка учебной задачи на уроках русского языка в начальной школе через системно–деятельностный подход.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Содержание образования не изменилось, изменился подход: от системы знаний к деятельности [2:14].
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.
Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность
Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые на уроках, к ним относятся:
– игра (различные виды игр);
– обучение через деятельность;
– групповая и парная работа;
– «оценочная» деятельность учащихся (результат).
Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
1.Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
например, «Что у меня: грипп или гриб?»
• повторить характеристику согласных звуков
• вспомнить о парных по глухости – звонкости
• подобрать проверочное слово
• определить, какая буква пишется
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:
• повторить знания об имени прилагательном;
• определить, с какими частями речи сочетается;
• изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
• определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Синонимы и антонимы». Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Главные и второстепенные члены предложения», «Однозначные и многозначные слова» [10:55].
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Собери слово. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
1) Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока «Глагол».
– Соберите слово из первых звуков слов: «Греметь, ласковый, аккуратный, голос, остров, ловить».
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач: какие части речи знакомы? на какие вопросы отвечают? а оставшиеся слова? что обозначают? это и есть глагол.
2) разгадать кроссворд, где слово по вертикали будет ключевым Ситуация «яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, букв одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие [12:15].
Первый вид. Повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
– Прослушайте и запомните ряд слов: «щука, ласточка, чайка.
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)
Домысливание1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме «Предложение» можно предложить схему:
2) Предлагается тема урока и слова – «помощники»:
С помощью слов – «помощников» дети формулируют задачи урока.
3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение – есть задача урока. Например: для темы
4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.
Проблема предыдущего урока [13 : 45].
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из–за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.
Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию. необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска.»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
2.2.Приемы и методы, используемые на этапе актуализации при изучении грамматики
Учитывая сложность изучения грамматического материала необходимо так построить учебную деятельность, что бы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении родного языка, отражающего их интеллектуальное развитие. При этом нельзя забывать о доступности столь абстрактного материала как Грамматика.
Оптимальным решением поставленной задачи может служить введение элементов проблемного обучения уже в начальных классах [14:6].
1) При обучении имени существительного ведущим методом было введение на различных этапах урока элементов проблемной ситуации. Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно объяснение существует и осуществляет его учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде.
Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами «получают» необходимые сведения, т. е. как бы самостоятельно ведут исследования данного возраста. При изучении имени существительного важнейшими являются следующие понятия: предметность, одушевленность и неодушевленность, родовая принадлежность и изменение по числам. Формирование грамматических знаний, умений, навыков осуществляется на различных этапах урока, таких как объяснение нового материала (знания), закрепление (формирование умений и навыков) и проверка.
На всех этих этапах не только возможно, но и необходимо использовать проблемную ситуацию, т. к. каждый раз решаются иные задачи и достигаются различные результаты. Формирование понятия о предмете. На начальных уроках, посвященных имени существительному дается представление о предметности, понимаемое не только, как конкретный предмет (что учащимся младших классов понятно), но и о предметах, выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднение в понимании [15:45].
Например: темнота, холод, и др. Наибольшее понимание достигается путем комбинированного использования вопросов и различных форм наглядности. Вопросами побуждают учеников осмыслить новое для них явление, выделить в нем основные признаки и сформулировать правило.
Наглядность служит «внешней опорой внутренних действий», т. е. на начальном этапе позволяет яснее представить характерные особенности изучаемых явлений.
На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.
Задание 1. – Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.
Я кладу в портфель тетради,
Я кладу в портфель.
– Обе ли записи слов являются предложением?
– Если нет, то почему?
– Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением? (В первом случае можно добавить слово ученик, во втором слово ручки, а в третьем тетради).
– На какой вопрос отвечает все эти слова? Задайте вопрос к каждому слову. (Что?)
– Такие слова называются именами существительными.
– Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение. Вывод: Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.
– Выпишите эти имена существительные к себе в тетрадь, задавая им вопрос.
Задание 2. Дается цепочка слов: Машина, самолет, Маша, Жучка, Весновка, Алма – Аты, лопата, Мурка, Москва.
– Можно ли среди этих слов выделить две группы?
– Если можно, то, по какому принципу? (По написанию.) Вывод: Одни слова с большой буквы, а другие с маленькой.
– Почему? – На какие еще группы можно разделить данные слова? (По именам; название городов, рек; клички животных.)
– На какой вопрос отвечают все эти слова? Вывод: Имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?
Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи.
На этих уроках используется такие задания:
Задание 1. – Из данных слов выпишите существительные. Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2. – Выпишите имена собственные. Фамилия Сидоров. Озеро Байкал. Гора Эльбрус. Пустыня Сахара. Республика Казахстан. Река Ока. Озеро Балхаш.
Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков.
Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать. Задание 1.
– Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор. Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.
– Что такое имя существительное?
– Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.
– Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные. От аллеи идет тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тетей Лизой. Пришло письмо от бабушки.
Рассмотрим приемы, используемые на этапе актуализации на уроке русского языка в начальной школе.
Прием «Игровая цель».
Универсальный приём– игра направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных приемов или заданий.
Данный прием формирует:
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнять ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Прием « Согласен – Не согласен».
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока [15:46].
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «–».Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривают « идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Прием « Я беру тебя с собой».
Универсальный прием направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет.
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
Прием « Шаг за шагом».
Прием интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор– Е.Д. Тимашева. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Прием « Развивающий канон».
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Песня – композитор = самолет –?
Стратегия « Вопросительные слова».
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока [14:6].
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Прием « Ложная альтернатива»
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы « или–или», совершенно произвольно выраженной.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадать и указать их тип. Например:
Что растет на березе – яблоки или груши?
Столица России – Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?
Сколько будет 9 и 5: 13 или 14?
Сколько в минуте секунд – 10 или 100?
Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
Слово «часы» – пишется как «чесы» или «чисы»?
Данный прием ставит учащихся в активную позицию.
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др.).
Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Прием « Жокей и лошадь».
Прием интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.
Автор – А Каменский. Класс делится на две группы: « жокеев» и « лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».Самая неприятная чета этого приема – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определенной сформированности культуры поведения.
Прием « Корзина идей, понятий, имен».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будут собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема « Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока [13:46].
Примеры приема « с удивлением»
Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « с ловушкой».
Тема: Сложные слова.
Сущность приема: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. На этапе актуализации опорных знаний учащимся предлагается выделить корень в слове « оленевод». В ходе обсуждения возникают различные мнения.
На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуализация знаний – этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить школьников в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех учащихся класса. В начале урока иногда используют кратковременные письменные работы, тестовые задания. Письменный опрос целесообразно сочетать с устным.
С проверкой домашнего задания тесно связана актуализация и коррекция опорных знаний, так как это создаёт прочное основание, фундамент для усвоения новых знаний. В разных типах уроков используют следующие методы и приёмы: беседа, письменная работа, конспектирование ответов, заполнение таблиц, повторение материала по учебнику, анализ схем и таблиц и пр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Е.С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Ан то нова, С. В.Боброва. – 3–е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
Ахмедбекова P.P. Интеграция предметов – одно из условий формирования познавательной активности школьников // Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 14 – 16.
Барышникова Г.Б. Теория и методика обучения младших школьников: учебное пособие. – Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2010. – 313 с.
Дмитриева О.И., Орлова, Н.М., Павлова Н.И. Русский язык и культура речи / О.И.Дмитриева. М.: Флинта, 2014. – 224 с.
Евтеева С.В. Важные этапы урока русского языка // Начальная школа. – 2014. – № 10. – С. 15 – 17.
Зиновьева Т.И.: Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Академия, 2012. – 210 с.
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Academia, 2015. – 664 c.
Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд–во ПГУ, 2014. – 220 с.
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе – М., 2012. – 310 с.
Миронов А.В. Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения // Начальная школа. – 2013. – № 6. – 55 – 60.
Плотникова, С. В. и др. Теория и технология начального языкового образования : учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова ; Урал. гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2014. – 277 с.
Сиденко Е.А.Универсальные учебные действия: от термина к сущности// Эксперимент и инновации в школе. 2010. – №3. – С. 45 – 46.
Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 6 – 8.
Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 8. – С. 45 – 47.