на каком этапе урока проводится рефлексия

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть всех в этом зале. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Мое выступление будет посвящено рефлексии как этапу современного урока в условиях ФГОС. (Слайд

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами .

Для учителя урок это

основная форма учебного процесса

«логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса».

«педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».

и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.

Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.

В этой связи есть два основных значения слова «современный»:

-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. (Слайд

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Таким этапом в современном уроке стала рефлексия. (Слайд

А что такое Рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. (Слайд

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

1) По содержанию : устная и письменная.

2) По форме деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения : анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

5) По цели: эмоционального состояния

рефлексия содержания (Слайд

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своим.

Итак, рассмотрим некоторые приёмы рефлексии на уроке

Приемы организации рефлексии на уроке

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности .

Таким приемом является «Букет настроения».

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы разного цвета. На доске изображена ваза. Тест основан на том, что выбор цвета отражает настроение личности. Сегодня мы с Вами тоже составили букет настроения, с которым Вы пришли на наш семинар. Мы рады, что оно у большинства радостное, теплое, восторженное, светлое, приятное, спокойное.

2. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку. (Слайд (Слайд

4. Эмоционально-художественное оформление .

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?» (Слайд

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

Источник

Статья на тему:Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

В коррекционной школе быть педагогом очень нелегко, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы. От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью на преподавателей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок. Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя»

Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Категория времени также влияет на вид рефлексии

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Виды учебной рефлексии, отражающие четыре сферы человеческой сущности: физическая, сенсорная, интеллектуальная, духовная

1. физическую (успел – не успел);

3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Виды рефлексии по цели:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности

Следует также различать виды рефлексии по цели:

На уроках, занятиях при работе с детьми с умственной отсталостью очень важно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния способствует оценить настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно». Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:

— Понравилась вам такая форма работы?

— Довольны вы результатом своей работы?

— Насколько урок оказался полезным?

Применение рефлексии на уроках и занятиях помогают развивать у учащихся базовые учебные действия.

БУД: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-осознавать успешность своей деятельности

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей : умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его, умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей Была достигнута цель урока? Решены ли поставленные проблемы? Что вы узнали на уроке, что научились, что запомнили и что бы вы хотели рассказать дома

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывают собственное мнение.

При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты: Возраст ребят и состав класса. Особенности конкретного предмета и тему урока. Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока. Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты. Как научить детей рефлексии, чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов: Умение анализировать свое настроение. Проводить анализ своих достижений. На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников. На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

— Каковы результаты моей деятельности?

— Как я этого достиг?

— Можно ли сделать лучше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

Источник

Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения

на каком этапе урока проводится рефлексия. Смотреть фото на каком этапе урока проводится рефлексия. Смотреть картинку на каком этапе урока проводится рефлексия. Картинка про на каком этапе урока проводится рефлексия. Фото на каком этапе урока проводится рефлексия

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это «разговор с самим собой».

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу. И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: «А знаете ли вы, что…!»

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:

Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, «светофор», рефлексивная мишень, графики и пр.

Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *