на каком этаже жила старуха процентщица в преступлении и наказании
Лестницы в романе «Преступление и наказание» Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский часто расселял своих героев на четвёртых или пятых этажах. Ко всем этим квартирам, квартиркам, каморкам вели лестницы. И ни в одном произведении Ф. М. Достоевского о Петербурге не уделяется столько внимания лестницам, как в романе «Преступление и наказание». По лестницам поднимаются, спускаются сотни людей, на лестницы выливают помои, на них выпускают смрад, копоть и табачный дым из убогих квартир, в которых всегда открыты двери на эти лестницы. Слово лестница употребляется в романе 85 раз. Путь Раскольникова — это буквально путь «вверх» и «вниз». Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. Герои «мечутся» по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. И ни одной нет широкой, просторной, освещённой, чистой.
Интересна ещё одна деталь, связанная с изображением лестницы в романе «Преступление и наказание»: лестницы в квартиры героев ведут вверх, это значит, что всё же есть хоть какой-то шанс духовного восхождения, а вот лестница в питейное заведение ведёт вниз.
Туда идут сами, на своих ногах, а подниматься оттуда сами уже не могут. По такой лестнице на самое дно жизни спустился Мармеладов, с которым в питейном заведении знакомится Раскольников, тоже, кстати, преодолевший четыре ступеньки этой лестницы, ведущей вниз. Пока ещё Раскольников в состоянии подняться сам и помогает Мармеладову преодолеть подъём по ступенькам из подвального помещения, но по духовной лестнице поднять Мармеладова уже невозможно.
Таким образом, лестница в романе «Преступление и наказание» является не только частью интерьера, но и действующим лицом, как и сам город; это точка преломления, своеобразное мерило поступков героев, их нравственных качеств.
На лестнице у Раскольникова
Роман начинается с описания лестницы ведущей в комнату Раскольникова:
Главный герой романа живёт под самой крышей пятиэтажного дома. У него, помимо общей лестницы, есть ещё своя, из тринадцати ступеней, ведущая в его каморку. По ней Раскольников поднимался к себе в каморку, по ней и спускался, чтобы еще раз провести «пробу» — отсчитать число шагов до дома процентщицы и обратно, а в решающий час выкрасть топор в дворницкой и отправиться на убийство.
Подъём по этой лестнице для него труден и даже страшен. С одной стороны, он поднимается вверх, а с другой стороны, каждая ступенька подъёма опускает его всё ниже в духовном плане: подъём закончится тем, что Раскольников упрётся в маленькую, низкую комнатёнку, где ни встать, ни повернуться, ни вдохнуть полной грудью свежего воздуха — тупик.
Сама лестница становится для Раскольникова олицетворением страха: как не столкнуться с квартирной хозяйкой, которой он задолжал; как незаметно спуститься и украсть топор, а потом также незаметно его вернуть; как после убийства, испачканному кровью, почти лишившемуся рассудка, ему проскользнуть незамеченным в свою комнату-гроб.
13 ступеней и их значение
Достоевский всегда уделял большое внимание цифровой символике, поэтому 13 ступеней на лестнице появилось не случайно — это напоминание о 12 апостолах и Иисусе Христе. Раскольников живёт в мансарде под самой крышей, т. е. над всеми, и его теория строится на утверждении собственного превосходства, и получается, что он берёт на себя функции Бога, решая, кто достоин жить, а кто нет. Но в нумерологии число 13 обозначает разрыв с прошлым и разрушение иллюзий, что и происходит с героем. Чёртова дюжина — так называют число 13. Ежедневно проходя эту чёртову дюжину, Раскольников невольно впитывает её отрицательную энергетику, и становится очевидным, кто на самом деле руководит поступками героя.
Лестница, ведущая в квартиру старухи-процентщицы
Другая лестница, ведущая в квартиру старухи-процентщицы. На ней герой оказывается пять раз. В первый раз она для Раскольникова не так страшна:
Лестница, чёрная, узкая, как змея, — это предупреждение, указание, на какой опасный путь ступил герой, но он не понимает этого. Он таится, избегает света: с одной стороны, Раскольников задумывает преступление — чёрное дело, поэтому и прячется в темноту, старается быть незаметным, но с другой стороны, свет — это совесть, которая ещё есть в душе героя, поэтому он чувствует себя спокойнее, прячась от этого света, от людей. Ещё одно предупреждение получает Раскольников на этой лестнице:
Но герой не понял этого предупреждения, посланного свыше, и продолжает свой путь по мрачной лестнице. Во второй раз лестница встречает его пустотой, и эта пустота поражает:
В третий раз лестница становится сначала угрозой разоблачения, когда он находится в квартире только что убитых женщин (шаги на лестнице, гулко звучащие в тишине), а потом спасением (открытая дверь квартиры этажом ниже), и Раскольников сбегает по ней. Уходя из квартиры убитой старухи, он спускается по этой лестнице не торопясь, подсознательно желая, чтобы его остановили, арестовали.
Лестницу, ведущая в квартиру Мармеладова
После разговора с господином Мармеладовым в питейном заведении, Раскольников попадает на лестницу, ведущую в квартиру Мармеладовых:
Эта лестница — олицетворение жизни всех, кто там живёт, и в первую очередь, самого Мармеладова. Надежды нет, его полностью поглощает тьма, очерствляет и опустошает его душу. «В Петербурге нет настоящей ночи», тьма ещё не полностью овладела миром — значит, есть ещё шанс духовного просветления.
Лестница в контору
Идя в полицейский участок, который находился тоже на четвёртом этаже жилого дома, Раскольников снова попадает на лестницу:
Неудивительно, что лестница, ведущая в полицейский участок, вся в помоях: туда редко попадают люди чистые и высоконравственные.
Здесь стаяла духота, и запах «ещё не выстоявшейся краски на тухлой олифе» что у на лестнице ведущей в квартиру старухи-процентщицы. Этот запах ассоциируется у Раскольникова с загнивающей кровью, которую он сам же пролил и теперь сам же испытывает тошноту, и не только от запаха, а и вообще от того, что совершил:
Но даже спускаясь по такой лестнице, Раскольников на минуту останавливается и задумывается: не вернуться ли, не признаться ли в преступлении? Он тоже своего рода отброс.
В конце романа, направляясь в контору чтобы признаться в содеянном, Раскольникову вновь предстоит подняться по этой грязной лестнице:
Лестница, ведущая в квартиру Сони
Лестница, ведущая в квартиру Сони, невысокая (Соня жила на втором этаже), но такая же узкая и мрачная, как и все остальные. Но это единственная лестница, бывшая с улицы; чтобы на неё попасть, не нужно было проходить через мрачные ворота или узкую подворотню, через двор-колодец.
Это единственная лестница в романе, которая даёт какую-то надежду на возможность выбраться к свету, подняться на хоть на одну ступеньку духовного воскресения. Именно по этой лестнице поднимается герой в бедную квартирку нелепой, неправильной формы, но в ней происходят самые «правильные» и важные события, с которых начинается моральное воскрешение героя, подобно Лазарю, библейскую легенду о котором читает Раскольникову Соня, сама всей душой веря и в собственное воскрешение.
Прочие лестницы
Лестницей испытывает Достоевский и других героев романа. Разумихин, поднимаясь по лестнице в квартиру, где находится сестра Раскольникова, понимает, что Дуня очень важна для него, с ней впоследствии он свяжет свою жизнь, и они вместе будут преодолевать ступеньку за ступенькой. А Лужин, возомнивший себя благодетелем, получив отказ Раскольникова, не поднимается духовно, а опускается:
Религиозное значение
Слово лестница (лествица) встречается в православной литературе. В книге Библии Бытие имеется описание сна патриарха Иакова:
Лестница в Библии — это символ перехода из реального мира в нереальный.
С помощью лестницы Достоевский показывает нам все изменения, происходящие в героях на протяжении всего романа Лестница, то винтообразная, то прямая, крутая, узкая, с обшарканными ступенями, обычно темная, иногда освещенная какой-нибудь свечой, имеет в произведении сакральный смысл. Ф. М. Достоевский наделяет лестницу духовно-нравственным смыслом и превращает её в символ духовного восхождения личности, символ идентификации, нравственного очищения на пути воссоединения с Богом. Именно в религиозном ключе мы должны рассматривать данный образ-символ. Лестница возникает в самые ответственные моменты жизни Раскольникова: когда он планирует преступление, идёт на «пробу» — лестница предупреждает, останавливает; идёт на преступление — соблазняет пустотой (не увидят, не уличат), угрожает и в конце концов спасает. Вот здесь бы остановиться герою, признаться и покаяться. Но он этого не делает и падает в пропасть со своей лестницы, по которой сделано уже немало шагов вверх (помощь бедному товарищу по учёбе, потом его отцу, спасение из пожара детей, забота об обманутой девочке на улице, стремление защитить сестру и мать, помощь Мармеладовым).
В первой части романа слово лестница встречается 38 раз, и это является символом того, что будто ангел-хранитель пытался протянуть руку Раскольникову, но тот из-за своей гордыни не замечал этого и продолжал спускаться вниз, упорно думая, что шагает наверх. Во второй части слово лестница появляется лишь 10 раз: Раскольников, скрывая преступление, избавляясь от улик, не думая о раскаянии, проходит мимо лестниц. Достоевский просто говорит, что он вышел на улицу или вернулся в свою каморку. Такое впечатление, что сама лестница от него уходит. И если в Библии лестница — это символ связи человека с Богом, то Раскольников теряет эту связь.
В библейском понимании лестница — это символ духовного восхождения. Если в первой части романа на лестницах были только темнота, грязь, помои, то дальше там появляется чистая, светлая Поленька, обещающая молиться за Раскольникова, отдавшего все деньги на погребение Мармеладова (для него уже моральное становится выше материального) — и Раскольников чувствует, как какое-то счастье разливается в его душе и появляется надежда, что жизнь впереди ещё возможна.
На лестнице в доме Мармеладовых Раскольников встречается со священником и, слыша за собой его шаги, в первый раз отстраняется: он пока не верит в Бога, но знак свыше уже дан. Позже, снова на лестнице, герой во второй раз встретится со священником, отпевавшим Катерину Ивановну, и на этот раз Раскольников почтительно отступает, пропуская его вперёд. Перерождение уже началось в душе, но он этого ещё не понимает. Даже звуки, связанные с лестницей, для Раскольникова меняются: сначала пугающие звуки чужих шагов, голосов, глухо и раздражительно дребезжащих квартирных звонков, а потом звуки церковной службы — панихиды, которую Раскольников в первый раз в жизни дослушал до конца.
Литературная игра «По страницам прочитанного». 10-й класс
Разделы: Литература
Класс: 10
Человек есть тайна. Ее мало разгадать,
и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Настоящая литературная игра может быть организована в 10-м классе как итог изучения творчества Ф.М. Достоевского. Проведение игры обязательно будет предшествовать серьезная подготовительная работа. Это касается всех этапов игры, так как они посвящены биографии Достоевского и изучению романа “Преступление и наказание”.
Приобрести необходимые знания по вопросам десятиклассникам помогут книги о Достоевском и его романе.
Для участия в игре можно сформировать 3 команды по 5 человек. У команд есть по 2 болельщика, для которых также будут вопросы. Каждый правильный ответ игроков и болельщиков команд приносит по 1 баллу. Результаты состязания оценит жюри в составе учителей и учащихся.
Команда-победительница награждается грамотами и книгами.
Первый раунд
Петербургские трущобы. Петербург Достоевского.
Для Достоевского Петербург всегда оставался “самым угрюмым городом, который может быть на свете”. В романе “Преступление и наказание” писатель рисует петербургские углы, грязные подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры, тесные коморки, темные и узкие лестницы.
Войдем вместе с художником в жилища его героев. На стенде закреплены иллюстрации Дмитрия Шмаринова к роману “Преступление и наказание”. На них и на экране можно увидеть комнату старухи-процентщицы, комнату Сони, каморку Раскольникова, квартиру Мармеладовых. Под каждой иллюстрацией прикреплен конверт с карточками. Ведущий вручает каждой команде карточки с записанными на них элементами интерьера. Задача игроков команд – определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы.
Конкурс оценивается по 3-х балльной системе.
Содержание пакета для первой команды.
Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью. Около стола два плетеных стула. Небольшой простого дерева комод.
Ответ: комната Сони Мармеладовой.
Содержание пакета для второй команды.
Три старых стула, не совсем исправленных. Крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг. Неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.
Ответ: каморка Родиона Раскольникова.
Содержание пакета для третьей команды.
Диван с огромною деревянною крышкой. Картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках. Круглый стол овальной формы перед диваном.
Ответ: комната старухи-процентщицы.
Второй раунд
Суперблиц
Для участия в данном конкурсе команды выделяют из своего состава по 2 знатока, которые должны ответить на 2 вопроса, по одному вопросу каждому знатоку. На обдумывание каждого вопроса дается по 15 секунд (без права совещания с командой).
Суть задания: вставить в предложенную цитату ключевое слово или словосочетание, определить, какому персонажу принадлежат данные слова. За каждый правильный ответ, знаток приносит команде 1 балл.
Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний, значительных по глубине мысли и степени обобщения.
Вопросы знатокам первой команды:
Ответ: Наполеоном. Порфирий Петрович.
Вопросы знатокам второй команды:
Ответ: Власть. Родион Раскольников.
Вопросы знатокам третьей команды:
Ответ: Не имел права. Родион Раскольников.
Третий раунд
Узнавание героев по их портрету
Можно пригласить школьников в костюмах героев романа Достоевского или ведущий зачитывает портреты героев. За каждый правильный ответ по 1 баллу команде.
Вопросы первой команде:
Ответ: Старуха-процентщица Алена Ивановна.
Вопросы второй команде:
Ответ: Соня Мармеладова.
Ответ: Аркадий Иванович Свидригайлов.
Вопросы третьей команде:
Ответ: Следователь Порфирий Петрович.
Ответ: Екатерина Ивановна.
Четвертый раунд
Узнавание героев по их высказываниям
Дается каждой команде по одному высказыванию героя. Задача команды – узнать героя и дать ему краткую характеристику. Коллективный ответ команды оценивается по 3-х балльной системе.
Вопрос первой команде: “Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали”.
Ответ: Следователь Порфирий Петрович.
Вопрос второй команде: “Натура-то не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! Не любят живого процесса жизни! Не надо живой души! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадывает три случая, а их миллион!”
Вопрос третьей команде: “Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости…”.
Пятый раунд
Знаковые цифры в романе “Преступление и наказание”
Конкурс для болельщиков команд.
Один балл засчитывается за правильный ответ болельщика той команде, за которую он играет. Участие болельщиков свободное по поднятой руке.
Ведущий задает вопросы:
Шестой раунд
Что мы знаем о биографии Достоевского
Для каждой команды на экране демонстрируется по 2 эпизода из жизни Ф.М. Достоевского. Задача команд – узнать эти эпизоды из жизни писателя и прокомментировать их, не допуская фактических ошибок. Верные и полные ответы команд оцениваются тремя баллами. Используется электронный носитель информации – DVD-диск “В мире русской литературы”, Центрнаучфильм. (Лицензионный. Из школьной видеотеки).
Итоги игры
Слово жюри. Подводятся итоги литературной игры. Награждаются команда-победитель. В течение всей игры демонстрируются кадры из художественного фильма “Преступление и наказание” (в главной роли Георгий Тараторкин).
Описание комнат в романе «Преступление и наказание», интерьер, комната Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы
Раскольников в своей каморке (фильм 1969 г.) |
Описание комнат и интерьеров играет важную роль в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Автор дает краткую, но емкую характеристику всем ключевым интерьерам, на фоне которых разворачиваются события.
В таблице ниже представлено цитатное описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание»: характеристика каморки Раскольникова, комнаты Сони Мармеладовой, квартиры старухи-процентшицы и др.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» (каморка Раскольникова, комната Сони, квартира старухи-процентщицы и т.д.)
Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI)
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» (часть 1 глава I)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.» (часть 1 глава III)
«Перед софой стоял маленький столик.» (часть 1 глава III)
«Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку. » (часть 1 глава III)
«. там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. » (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)
«. тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова. » (часть 2 глава V)
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна. » (часть 3 глава III)
«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.» (часть 1 глава III)
«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова. » (часть 3 глава IV)
«. воротился Раскольников назад и поднялся в свою каморку. » (часть 3 глава VI)
Комната Сони Мармеладовой
«Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной».» (часть 3 глава IV)
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.» (часть 4 глава IV)
«. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. » (часть 4 глава IV)
«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.» (часть 4 глава IV)
«. это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля. » (часть 2 глава VII)
«. а живем мы в холодном угле. » (часть 1 глава II)
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…» (часть 1 глава II)
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1 глава II)
«В комнате было душно…» (часть 1 глава II)
«…с лестницы несло вонью…» (часть 1 глава II)
«…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1 глава II)
Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки.
В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик («туалет»), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов:
«Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня.» (о прихожей и кухне, часть 1 глава I)
« Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…» (о гостиной, часть 1 глава I)
«Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.» (о спальне, часть 1 глава I)
«Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод.» (спальна старухи, часть 1 глава VII)
«Он бросил комод и тотчас же полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль, и туда, вглубь, казалось всё лежало одно тряпье.
Но только что он пошевелил это тряпье, как вдруг, из-под шубки, выскользнули золотые часы. Он бросился всё перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи — вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, — браслеты, цепочки, серьги, булавки и проч.» (об укладке (сундуке), часть 1 глава VII)
«…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю…» (часть 3 глава V)
«Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван. » (часть 3 глава V)
«И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…» (часть 3 глава V)
«…хохочут в прихожей. » (квартира Порфирия имеет прихожую, часть 3 глава IV)
Кабинет Порфирия Петровича
«Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.» (часть 4 глава V)
Это были материалы с описанием комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» Достоевского.