на каком газу ездят автобусы
Экологические автобусы
Дата публикации — 13.04.2021
С развитием прогресса совершенствуется и забота об окружающей среде путем создания альтернативных источников энергии и силовых узлов. С начала XXI века во многих странах мира началась разработка и введение в эксплуатацию экологического общественного транспорта.
Как правило, автобус является самым практичным и доступным ТС для любого города. Однако выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, потребляющих дорогостоящий бензин или дизельное топливо, отрицательно сказываются на здоровье человека и состоянии окружающей среды. Именно поэтому помимо трамваев, метро и троллейбусов возрастающей популярностью пользуются так называемые экологические автобусы.
Топливо для экологического городского транспорта
Пока что самая актуальная альтернатива классическим ДВС представлена двумя вариантами:
Согласно данным американской ассоциации автомобилистов ТС, оснащенные электродвигателем, позволяют значительно экономить на ремонте и замене изношенных частей, тормозных колодок, расходных материалов и технических жидкостей, не говоря уже о топливной экономии. Со временем стоимость таких автомобилей становится более доступной, а запас хода и оперативность зарядки батарей неуклонно растут. Главная проблема – малое количество зарядных станций.
Зарубежный опыт современного развития
Во всем мире гибридные автомобили и экоавтобусы на водородном топливе становятся более востребованными.
Основные преимущества такого транспорта:
С 2018 года в Европе замечен ускоренный темп электрификации городского транспорта для пассажирских перевозок, в то время как доля ТС с дизельными двигателями неуклонно сокращается. Примечательно, что количество средних и тяжелых грузовиков с бензиновыми агрегатами составляет всего 0,1% от их общего числа. Также в разных европейских странах увеличивается количество гибридных электробусов и газовых автобусов на метане.
В США активно развивается и поддерживается на государственном уровне V2G-технология, которая позволяет создавать динамические системы хранения электроэнергии. В Японии в 2020 году был представлен инновационный автобус на водородных топливных элементах.Ранее Toyota отличилась созданием достойного водородного гибридного автомобиля Mirai. В Китае уже запущены маршруты с автобусами на водородном топливе, а также первый в мире гибридный локомотив на водородных топливных элементах.
Ситуация в России
Несмотря на то, что спрос на электромобили в РФ растет очень активно, президент отметил преимущество газомоторного топлива перед ТС с электродвигателями. В настоящее время в России зафиксировано около 30 автопарков с автобусами на природном газе. Судя по планам Минтранса, количество таких парков с транспортиром данного класса будет расти.
В РФ устойчивый спрос на газомоторную технику обусловлен федеральной программой перевода муниципального транспорта на газовое топливо, существенными дотациями на приобретение таких ТС, а также активным расширением сети газозаправочных станций. Именно поэтому последние 5 лет велись активные разработки автобусов, работающих на газе,следующими отечественными производителями:
В конце 2020 года автопарк Челябинска пополнили 29 новейших низкопольных автобусов с прогрессивной газовой установкой для осуществления пассажирских перевозок. В первой половине 2021 года автобусы на сжиженном природном газе проходят активные испытания в Санкт-Петербурге.Газобаллонное оборудование, установленное на заводе, избавляет собственников от дополнительных затрат и переоборудования транспортных средств.
В 2021 году действует 2 типа субсидий на метан:
Модели автобусов на газовом топливе
Рынок современной и надежной газомоторной техники для организации городских или междугородних перевозок пассажиров представлен разными моделями:
В настоящее время «КАМАЗ» активно занимается созданием серийных грузовиков и автобусов на водородных топливных элементах. Такая техника позволит совершить настоящий прорыв в области совершенствования грузоперевозок, улучшения здоровья сограждан, а также защиты окружающей среды. До премьеры инновационного транспорта, судя по последним новостям, остался всего один год!
Автобус работает на газе. Не опасно ли это?
Люди, которые часто пользуются услугами общественного транспорта, наверняка обратили внимание на то, что им все чаще стали попадаться автобусы, работающие на газе. И, естественно, многие из них начали задавать себе вопрос: «А не опасно ли это – ездить на таком автобусе?».
Вот на него-то я и постараюсь кратко, но, по возможности, объективно, ответить в этой статье.
А чтобы ответ получился более полным и понятным, по ходу повествования затрону еще несколько сопутствующих тем.
Зачем автобус переоборудуют на газ?
Естественно, что не просто так на автобусы начали устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО).
Вот основные аргументы, которые обычно приводят в пользу использования газа в качестве моторного топлива по сравнению с соляркой или бензином.
Более подробно о преимуществах перехода на газомоторное топливо можно ознакомиться в одной из моих статей, перейдя на нее вот по этой ссылке.
Какой газ используется в автобусах?
В качестве моторного топлива в основном используются два вида газа – пропан (пропан-бутан) и метан.
Пропан-бутан – это смесь в определенных пропорциях пропана и бутана. Представляет собой продукт нефтепереработки, который при давлении 5-6 атм при температуре 20 градусов Цельсия переходит в жидкое состояние.
В России применяется, как моторное топливо, в основном, для легковых автомобилей.
Метан – это горючий газ, который является основным компонентом обычного природного газа, используемого нами для бытовых нужд.
В качестве моторного топлива используется в предварительно сжатом, до 200-250 атмосфер, виде.
Именно этот газ – метан – и выбран в качестве моторного топлива для автобусов.
Но нас в этой статье больше всего интересует, насколько безопасно использование газа в автобусах.
Положительный пример Узбекистана
Почему именно Узбекистана?
Ну, во-первых, потому, что сам я живу в Ташкенте. А еще потому, что Узбекистан, как мне кажется, имеет более богатый опыт, чем Россия, по переводу автотранспорта на газ и его дальнейшей эксплуатации на нем.
Вот вам некоторые цифры для сравнения:
Большое внимание здесь уделяется правилам безопасной эксплуатации автомобилей с ГБО. А автобусы, работающие на газе, здесь под особым контролем.
Для большей информативности и для любителей транспорта ниже выкладываю фотографии основных марок и моделей автобусов, работающих на газе в Ташкенте.
На всех этих автобусах газобаллонное оборудование было установлено изначально на заводе-изготовителе транспортного средства.
На новых машинах, поступающих в распоряжение автобусных парков города, установлено ГБО только последнего, четвертого поколения. С точки зрения пожаро- и взрывобезопасности оно самое надежное.
Кроме того, с 1 февраля 2018 года в стране разрешено пользоваться только ГБО, укомплектованными газовыми баллонами типа СПГ-1. Это цельнометаллические баллоны, изготовленные из легированной углеродистой стали.
Для справки. Баллоны высокого давления с газом для авто делятся на 4 типа:
Тем не менее, несмотря на все предпринятые меры по обеспечению пожаро-взрывобезопасности, случаи возгорания и взрывов автобусов, работающих на газе, все-таки случались.
И как позже выяснялось, основными причинами таких чрезвычайных происшествий были:
Дело в том, что несколько лет назад в Узбекистан завезли партию некачественных баллонов от фирмы «Xebei Beyong». И в результате – ЧП с серьезными последствиями.
Кстати, разговоры о том, что газовые баллоны с метаном могут взорваться от воздействия высокой температуры (баллоны устанавливаются в основном на крыше автобуса и подвержены нагреванию солнечными лучами) – это миф. Так же как и то, что они могут взорваться от резкого удара.
Баллоны взрываются в основном от переизбытка давления и, как я уже упоминал, некачественных или не соответствующих материалов, из которых они изготовлены.
В настоящее время, благодаря многократному усилению контроля за ввозом газобаллонного оборудования, положение с безопасностью эксплуатации автобусов на газе заметно улучшилось.
Думается. что и в России принимаются аналогичные меры для обеспечения максимальной безопасности поездок на автобусах, работающих на газомоторном топливе.
Честно говоря, если проанализировать ЧП с автобусами в Ташкенте за последние 3-4 года, то возгорания «дизельных» автобусов случались гораздо чаще, чем «газовых». Причем горели не какие-то там старые развалюхи, а вполне современные Mercedes Benz O345 Conecto Low floor.
Заключение
Так стоит ли бояться садится в автобус, который работает на газе?
Конечно – нет! Хотя еще несколько лет назад я бы не смог уверенно ответить на этот вопрос.
А сегодня ситуация в корне изменилась. На автобусы начали устанавливать современное качественное сертифицированное газобаллонное оборудование. Да и контроль за его эксплуатацией и регулярным техническим обслуживанием стал намного жестче.
И благодаря всем этим принятым мерам, поездка в автобусе, работающем на газе, становится ничуть не опасней, чем в том, который работает на солярке или бензине.
Сравнение автобусов по виду топлива: дизель, газ, бензин
Дата публикации — 07.12.2018
Ассортимент видов топлива для автобусов постоянно расширяется. Изначально это были дизельное топливо и бензин, а затем появись альтернативные виды топлива – сжатый и сжиженный газ. Сегодня перспективным направлением является разработка конструкций автобусной техники, работающей на электричестве. Рассмотрим наиболее популярные виды топлива для автобусов.
Традиционные виды – бензин и дизтопливо
Основными типами моторного топлива и сегодня остаются продукты нефтепереработки – бензин и дизельное топливо. Они представляют собой смеси углеводородов с присадками, улучшающими эксплуатационные характеристики топливной жидкости. Бензин, в силу своих физических характеристик, применяется в двигателях с принудительным зажиганием от искры. Более тяжелое дизтопливо – в дизелях, то есть в двигателях с воспламенением от сжатия.
Бензин
Бензин для автобуса должен соответствовать ряду условий, среди которых:
Одно из основных качеств бензина, обеспечивающих безопасность движения автобуса или другого транспортного средства, – соответствующая детонационная скорость бензина. В состав бензинового топлива входят углеводороды с разной детонационной стойкостью. Наименьшую устойчивость к детонации проявляют парафиновые углеводороды, максимальную – ароматические. Изменяя качественный и количественный состав углеводородов, получают требуемую устойчивость к детонации, характеризуемую октановым числом. При выборе бензина необходимо, чтобы его октановое число отвечало требованиям данного мотора к этому показателю.
Дизельное топливо
Дизтопливо – популярный вид топлива для автобусов, благодаря более высокой экономичности (на 25-30%), по сравнению с бензином. Для дизтоплива важны следующие эксплуатационные характеристики – испаряемость, воспламеняемость, способность сохранять свои качества при низких температурах.
В ассортимент входят следующие типы дизельного топлива, различающиеся по температурным условиям, в которых они могут использоваться:
Какое топливо лучше для автобусов – бензиновое или дизельное?
При выборе между автобусом с бензиновым двигателем или дизельным, необходимо учитывать конкретные условия эксплуатации и другие факторы. Краткая сравнительная характеристика:
Газообразное топливо – виды и основные характеристики
К альтернативным видам топлива для автобусов и других автомобилей относятся два типа горючих газов, отличающихся по химическому составу и физическому состоянию, – сжиженные и сжатые.
Сжиженные газы
Основные компоненты – пропан и бутан. Сырье для их получения – газообразные фракции, образующиеся при нефтепереработке и переработке каменного угля. Такие смеси имеют несколько названий: НСГ – нефтяной сжиженный газ, СУГ – сжиженный углеводородный газ, LPG, разговорный вариант – «пропан». В такие газовые смеси добавляют «одоранты» с сильным запахом. Это необходимо, поскольку сами газовые смеси практически без запаха, что затрудняет обнаружение их утечки. Производители предлагают два типа такого газового топлива:
Сжатые газы
Какое топливо для автобуса лучше – дизельное или газовое?
Многолетний опыт показывает, что автобус среднего и большого классов на дизельном двигателе – лучший вариант для экономии топлива. Но у него есть и недостатки. Дело в том, что современные дизели, обеспечивающие высокий класс экологической безопасности, представляют собой технически сложные устройства. Поэтому их ремонт стоит недешево. Наиболее уязвимые детали – форсунки, чувствительные к качеству ДТ. Современные дизельные двигатели оснащены турбокомпрессорами, существенно повышающими эксплуатационные характеристики дизелей. Однако турбокомпрессоры имеют невысокий ресурс. А неправильная эксплуатация может привести к их полному уничтожению.
Хорошей альтернативой для автомобильной техники, совершающей большие пробеги (а именно к таким транспортным средствам относятся автобусы), являются машины на газовых баллонах. Преимущества установки газового оборудования – относительно невысокая стоимость газового топлива, высокий уровень экологической безопасности. Минусы – снижение грузоподъемности (особенно при установке тяжелых баллонов для СПГ), достаточно высокий расход газа, более высокая стоимость автобуса на газовом топливе по сравнению с дизельным.
В любом случае, вид и качество топлива должны отвечать требованиям двигателя и эксплуатационным условиям. Неправильно выбранное топливо становится причиной его нерационального расхода, быстрого износа механизмов, иногда – аварийной ситуации, что крайне опасно для техники, предназначенной для пассажирских перевозок.
Альтернативные виды топлива
В целях улучшения экологической обстановки в Москве, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы ГУП «Мосгортранс» переводит городские автобусы в газовую модификацию.
Одно из наиболее эффективных направлений снижения вредного влияния общественного транспорта на окружающую среду — перевод городских автобусов на использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива.
В новых условиях глобального финансового кризиса поиск экологически чистых и экономичных видов топлива становится задачей государственной важности, поэтому во всем мире резко возрос интерес к использованию природного газа.
Эксплуатация подвижного состава на компримированном природном газе показала ряд существенных преимуществ перед его дизельными аналогами: меньшие материальные затраты на моторное топливо, легкий пуск двигателя в зимнее время, что исключает необходимость постоянного прогрева двигателя ночью в сильные морозы и экономит как топливо, так и ресурс двигателя.
Кроме того, газовые автобусы практически не выбрасывают в атмосферу угарный газ (СО), выброс несгоревших углеводородов (СН) значительно ниже установленных предельных значений, в отработавших газах полностью отсутствует сажа, неизбежно присутствующая в выхлопе дизельных двигателей. Токсичность отработавших газов существенно снижена, например, только по окиси углерода в 3-4 раза.
Экологический класс автобусов, эксплуатирующихся в настоящее время ГУП «Мосгортранс», соответствует нормам выброса Евро-4 и Евро-5. Положительным отличием газовых автобусов является значительно более низкий уровень шума, создаваемого двигателем (на 2-3% ниже его дизельного аналога).
Поддать газу: зачем общественный транспорт в России переводят на СПГ
Санкт-Петербург получит 250 автобусов «ЛиАЗ-5292» на сжиженном природном газе (СПГ). Серийный выпуск новой модели Ликинского завода начался в марте 2021 года. Транспорт оснащен криобаком на 375 л, способен проехать 300 км без дозаправки и рассчитан на 111 пассажиров. С его поставкой Северная столица станет обладателем самого большого в России парка автобусов на сжиженном газе. В чем их преимущество — в материале «Известий».
Больше газа
Автобусы «ЛиАЗ-5292» привезут в Петербург до декабря. Новая модель сохранила все преимущества базовой — низкий уровень пола, просторную площадку и систему книлинг (наклон кузова в сторону остановки). В машинах установят кондиционеры, USB-зарядки, камеры видеонаблюдения, навигатор ЭРА-ГЛОНАСС, электронные маршрутоуказатели и табло с бегущей строкой. Они удобны и для маломобильных пассажиров: есть специальная механическая аппарель для въезда на инвалидной коляске, в салоне выделено просторное место с кнопкой для связи с водителем.
Но главное преимущество «ЛиАЗ-5292» — работа на сжиженном природном газе. Топливо хранится в криобаке объемом 375 л. Это позволяет автобусу ехать без дозаправки более 300 км. Технологии поддерживают постоянную температуру газа — 160 градусов: погодные условия в разные времена года на него не влияют.
В криобаке безопасное давление — всего 19 атмосфер. При необходимости его можно быстро и без затруднений проверить или починить. На CNG-автобусах баллоны находятся на крыше, а у «ЛиАЗ-5292 LNG» — в заднем свесе, поэтому снимать емкости не нужно.
По словам вице-президента по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николая Одинцова, компания предложила Петербургу комплексное решение: компания может обеспечивать не только поставку машин, но и вести сервисное обслуживание на протяжении всего жизненного цикла.
— В этом случае парк концентрируется исключительно на эксплуатации автобусов, а всю техническую подготовку мы готовы взять на себя. И еще один важный аспект — это строительство газовых заправок: в сотрудничестве с нашим партнером, компанией «РМ КПГ», мы готовы реализовать для Санкт-Петербурга эффективные заправочные решения, — пояснил он.
Власти Северной столицы рассчитывают, что не меньше половины всех автобусов города будет работать на газе.
— Для нас как для заказчика транспортной работы использование газомоторной техники — это экологично и более экономично. С точки зрения топлива для эксплуатанта это дешевле, что позволяет нам экономить затраты бюджета, — сказал глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков.
Меньше выбросов
У автобусов на сжиженном газе много преимуществ. Во-первых, топливо стоит дешевле.
Во-вторых, газ позволяет увеличить срок службы двигателя в полтора раза. Чистый состав топлива при сгорании не только не образует отложений в моторе, но и не смывает масляную пленку со стенок цилиндров. За счет этого уменьшается трение, и агрегат изнашивается не так быстро. Детонации в цилиндрах тоже не возникает, поэтому нагрузка на элементы и узлы цилиндропоршневой группы снижается.
В-третьих, газ экологичнее. В нем нет твердых частиц и сернистых соединений, из которых состоит смог. Кроме того, можно существенно снизить выбросы оксидов азота, тяжелых углеводородов и угарного газа.
В этом отношении с автобусами на сжиженном газе конкурируют электробусы — другая экологически чистая технология. В Москве она набирает популярность: в парках столицы уже более 600 машин, и это оправданно: в городе на линии одновременно выходят около 6,5 тыс. автобусов, поэтому важно максимально снизить выбросы и уменьшить шум.
Электробусы удобны и в небольших курортных городах, но они дороже по стоимости и эксплуатации: компоненты электросистемы закупаются из-за рубежа, необходимы зарядные станции, а для них в свою очередь — генерация энергии.
Надежнее работа
Преимущества газомоторной техники делают его наиболее перспективным видом транспорта для массового распространения в регионах. В России есть все технологии, чтобы расширить его использование. Кроме того, в применении топлива заинтересовано государство. В марте правительство России утвердило долгосрочную программу развития крупнотоннажного СПГ.
— За 15 лет мощности по производству сжиженного природного газа должны вырасти в три раза. Для этого будут созданы привлекательные условия для инвесторов, которые реализуют проекты в этой сфере, а также в смежных отраслях. Кроме того, будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования, чтобы стимулировать более широкое использование отечественных технологий в газовой отрасли, — сказал премьер-министр страны Михаил Мишустин.
Он добавил, что одновременно с ростом производства СПГ планируется создать базу для увеличения его потребления. Это касается и газомоторного транспорта.
Первой компанией, сертифицировавшей автобусы на сжиженном газе и начавшей их серийное производство, стала «Группа ГАЗ». Создание экологичной и экономичной газомоторной техники началось на предприятиях «Группы ГАЗ» более 10 лет назад в рамках программы обновления модельного ряда, запущенной по инициативе промышленника Олега Дерипаски.
Сегодня это единственный производитель, который может предложить полную линейку экологически чистого транспорта, работающего на сжатом природном газе, — от малого до особо большого класса вместимости. В модельном ряду есть городские, пригородные и туристические автобусы на природном газе.
Каждую модель испытывают на надежность и безопасность — на полигонах, в сложном рельефе и реальных маршрутах.
Сейчас в России около 400 тыс. автобусов — почти половина из них старше 15 лет. Это уровень выхлопов Евро-0, Евро-1 и Евро-2, тогда как в России действует Евро-5, а в европейских странах — Евро-6. Старые машины постоянно требуют ремонта, расходуют много топлива и неудобны для пассажиров. В этих условиях автобусы на природном газе — самый эффективный и доступный вариант обновления парков.