на каком холме был расположен древний город вятичей о котором говорится в тексте
Дедославль – центр и главный город племени вятичей. История, археологические раскопки, упоминания в летописях. Дедославль на карте.
Одним из наиболее многочисленных и прославленных славянских племен Древней Руси было племя вятичей. Главными их городами исследователи считают Кордно и Дедославль. Кордно или Корьдно (находившийся предположительно на месте деревни Городня под Калугой), по всей видимости, был, в первую очередь, укрепленным городом с административными функциями, ведь именно там располагалась резиденция князя или воеводы вятичей Ходоты. (Читать подробный разбор про город Кордно). Дедославль же, предположительно, выполнял роль религиозного центра, где одновременно собиралось и некое вече всех вятичских родов.
Всеволод Иванов. Храм соколиного бога
Первое упоминание о Дедославле зафиксировано в (6654 и 6655 гг от сотворения мира) в Ипатьевской летописи в контексте рассказа о борьбе за Киевский престол между Ольговичами (Игорь и Святослав) и Мономаховичами (точнее — Изяславом Мстиславовичем). Ольговичи терпели поражение: Игорь умер, а его брат Святослав отступал под натиском Изяслава на север от Чернигова, где начинались земли вятичей, ожидая получить подмогу от Юрия Долгорукова и белозерской дружины. Далее его маршрут лежал через Козельск в Дедославль:
«а Ст҃ославъ (Святослав) с Козельска иде до Дѣдославля…» (фрагмент из Ипатьевской летописи)
Считается, что город исчез примерно в веках и жизнь здесь возобновилась не ранее царствования Ивана Грозного, когда он в 1553 году повелел возвести деревянную крепость с башнями на месте разрушенного Дедославля.
Где именно находится Дедославль?
Как и со многими древними городами — это открытый вопрос без окончательного ответа. Наиболее распространенной версией считается предложенная Карамзиным — что древний Дедославль лежал на месте нынешнего села Дедилово — то есть на реке Шиворонь в 30 км к от Тулы. На сегодняшний день в Дедилово этот образ «наследника Дедославля» активно поддерживают и развивают: проводится одноимённый фестиваль, изготавливаются «дедославушки»… Впрочем, как отмечают критики — неопровержимых доказательств тождественности этих поселений нет, кроме созвучия названий и того, что на окраинах села обнаружено городище с остатками защитных валов. Впрочем названия с корневой основой «дед» на наших землях встречаются в избытке, что логично следует из самого культа почитания предков, а про безымянные городища разбросанные по всей стране не стоит и говорить…
Городище под Дедилово с остатками древних валов
Как раз еще одно из таких городищ — Кетри (также в Тульской области между деревнями Луковицы и Гремячее, неподалеку от впадения реки Упки в Упу) является вторым претендентом на звание древнего Дедославля. Эта версия предложена историком Николаем Фоминым в ходе проведения современных раскопок городища, известного с XIX века. Исследователи прежде всего отмечают его впечатляющих размер — как минимум 1 гектар площади с валами, что довольно много для древнего мира. Заселенная местность вокруг городища и вовсе составляла 24 гектара! В процессе раскопок здесь также обнаружили керамику и множество предметов быта. Николай Фомин считает, что это наиболее подходящее место для локализации древнего Дедославля — и исходя их размеров городища, и из его положения на местности. Так, войску летописного Святослава Ольговича не пришлось бы на своем пути делать неоправданный крюк на пути к Остеру.
Вятичи — кто они?
Племенной союз вятичей занимал обширную территории нынешних Тульской, Калужской, Рязанской, Московской и Орловской областей — гранича с племенами мордвы на востоке.
Карта расселения славянских племен VII-VIII вв.
Судя по дошедшим до нас сведениям, вятичи являлись одним из наиболее сильных, передовых и искусных во всех отношениях племен древнеславянского мира. Они имели славу отличных воинов, к тому же проживали в таких лесах, пересечь которые уже почиталось за подвиг (об этом говорится в одном из сказаний об Илье Муромце), что позволяло им держаться достаточно независимо от внешнего мира. Именно они дольше всех других — вплоть до XII века сохраняли родную веру и обычаи, продолжая сжигать своих ушедших сородичей на погребальных кострах, и возводя в их славу курганы. Неудивительно, что их главный город получил наименование Дедославль — что прямо указывает на культ «дедов», «прославление дедов», то есть предков (кстати, одноименный праздник «Деды» до сих пор отмечается, например, в Беларуси в конце октября — почти одновременно с западным Хеллоуином. Считается, что в это время умершие родные приходят посмотреть на живых).
Погребальный костер. Автор иллюстрации неизвестен.
Известно, что Вещий Олег набирал часть войска для похода на Царьград именно в землях вятичей, а позднее они успешно противостояли князьям из столичных городов Руси:
«… а на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци, на Десне изъимахом князи Асадука и Саука, и дружину их избиша; и назаутрее за Новым городом разогнахам силны вой Белкатгина, а се мечи и полон отяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих зиму, и пакы по Изяславичих за Микулин, и не постигохом их». (из «Поучения Владимира Мономаха)
Вятичи считались великолепными ремесленниками, гончарами, ювелирами, кузнецами. Сырье для всех перечисленных видов деятельности добывалось на своей земле из местных луговых и болотных руд. Вятичи вели активную торговлю (в том числе с арабским миром и Западной Европой), предлагая на продажу изделия своих оружейников, златокузнецов, а также меха, мед и воск, взамен же покупали шелка и стекло.
Традиционный женский наряд и украшения вятичей
Своеобразным археологическим «маркером» проживания вятичей выступают характерные для них семилопастные женские височные украшения.
«…(прим. — данный тип украшения) попал, очевидно, путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X — XI вв. и вятическим семилопастным XII в.…. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне — более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их — „семилучевые“. Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были племенным признаком, но со временем закрепились в землях и стали в X — XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». (академик )
Височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка.
Всеволод Иванов. Предстоящая беседа.
«Поучение» Владимира Мономаха сохранило нам такие строки:
«… а на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци, на Десне изъимахом князи Асадука и Саука, и дружину их избиша; и назаутрее за Новым городом разогнахам силны вой Белкатгина, а се мечи и полон отяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих зиму, и пакы по Изяславичих за Микулин, и не постигохом их».
То есть вятичи были настолько сильны, что успешно воевали даже с Владимиром Мономахом. Известно также, что именно среди вятичей набирал основную часть своего войска Вещий Олег для похода на Царьград, что говорит нам об их выдающемся мастерстве в ратном деле. Впрочем, судя по дошедшим до нас сведениям, вятичи вообще являлись одним из наиболее сильных, передовых и искусных во всех отношениях племен древнеславянского мира.
Борис Ольшанский. Идущие на Царьград
Традиционные височные украшения вятичей
Где находится Корьдно на карте?
Удивительно, но при всем при этом, стольный город вятичей Кордно до сих пор не найден учеными, в то время как местоположения центральных городов других славянских племен отлично известны и споров не вызывают. Дошло до того, что некоторые историки предложили считать, что в древнюю летопись закралась опечатка и в строчках «ко Корьдну» речь идет не о городе Кордно, а о походе к низовьям Дона «ко корь Дну»… Впрочем с таким переводом согласны далеко не все лингвисты, и почему «корь» вдруг непостижимым образом приобретает именно такое толкование — непонятно. И как быть с князем Ходотой? Он то уж, очевидно, персонаж исторический. А раз был такой князь, то у него должен быть и город… кроме того, известен этот город славян и арабским историкам, в летописях которых сохранился под названием Хордаб.
Впрочем, претендентов на звание наследника города Кордно немало — благо недостатка в древних безымянных городищах в наших широтах нет (а сколько еще ненайденных и неизученных?) Помещают его и в Московскую область, и в Тульскую, и в другие — единогласного же мнения пока все же нет.
Напишем об одной гипотезе, которая кажется наиболее интересной и убедительной. Раз город княжеский и центральный, то, очевидно, стоит согласиться, что его положение должно соответствовать — он точно должен находиться на реке и на пересечении торговых путей. Искать его в глуши смысла нет. При этом, не стоит думать, что это обязательно забытое и покинутое место, ведь Кордно мог стать основой для крупного города с другим названием.
Известно, что Калуга по меньшей мере 3 или 4 раза «переезжала» на новое место в пределах обозначенного района, самым первым было укрепленное место на берегу Оки при впадении в нее реки Калужки. Там и сейчас остались трехметровые земляные валы, а поблизости было в свое время обнаружено археологом Иваном Четыркиным не менее 12 крупных курганов. Неподалеку от этого укрепления вверх по течению р. Калужки стоит еще одна раннеславянская крепость, а еще через два километре вверх по Калужке — деревня Городня.
Карта взаиморасположения современной Калуги, деревни Городня, реки Калужка и Оки
Деревня это не простая — это бывшая крепость Городенск, упоминаемая еще в 1158 в грамоте Юрия Долгорукого. Интересно то, что она была настолько крупной и значимой, что даже волость называлась Городенской. Получается, что две мощные крепости охраняют некую третью крепость (Городенск) со стороны Оки — чем не место для стольного города? То есть Кордно — это в другой транскрипции Гордно, Городня, Городенск, или, попросту говоря — «Город».
Загадочный город древних вятичей
Однако — странная, казалось бы, вещь! — до последнего времени были известны лишь единичные объекты и находки ведического (языческого) ритуального характера, сделанные по берегам Москвы-реки и её многочисленных притоков среди тысяч курганов и синхронных им селищ и городищ. Сорок лет из публикации в публикацию кочевал в гордом одиночестве бедный идол из подмосковной деревни Акулинино — просто за неимением другого материала, доступного исследователям. Долгое время это объясняли тем, что подобных находок здесь «больше нет и быть не должно»; даже подлинность самой акулининской находки ставилась под сомнение.
Учёные мужи «старого закала» упорно не признавали наличия у вятичей их древней ведической Традиции, одновременно искусственно упрощая ответ и на «крамольный» вопрос о дохристианской религии всех восточных славян. Так, в своё время на кафедре археологии МГУ сомневающимся студентам доходчиво объясняли, что, мол, язычество — это вовсе не культура взаимоотношений с Природой, не единство с ней и не сложнейшая система древних знаний, обычаев, обрядов, но просто-напросто комплекс примитивных верований в духов природы — леших и водяных, к которому примешивался культ предков — вера в навий и упырей: «Такие взгляды религией называть неправильно«.
На деле же Подмосковье является настоящей сокровищницей для исследователей истории и религиозных воззрений древних вятичей. Как становится ясно в последнее время, помимо курганов, здесь имеются первоклассные славянские памятники, изобилующие предметами языческого круга. Мы расскажем вам о подобных находках на западе Подмосковья — в пределах древней Звенигородской земли. Именно там столичным археологам недавно удалось сделать ряд поистине сенсационных открытий.
Окрестности Звенигорода давно привлекали внимание исследователей. Примечательно, что именно здесь в 1838 году были осуществлены первые в Подмосковье археологические раскопки. А началось всё так…
В 2000 году на селище у села Иславское был найден обломок каменной пластины с резным изображением крылатой антропоморфной фигуры. Несмотря на то, что сохранилась только часть рисунка, общая композиция легко поддаётся реконструкции. Аналогичные каменные изображения-личины известны в собраниях некоторых музеев. Вплоть до XIX века подобные предметы использовались в крестьянском быту в качестве языческих амулетов-оберегов от различных болезней домашней птицы и носили название «куриных богов».
Однако самым выдающимся археологическим открытием за последние годы стало огромное славянское ведическое поселение, обнаруженное на самой западной окраине Одинцовского района. Поселение имеет действительно громадную площадь — порядка 60 000 квадратных метров — и занимает оба берега Москвы-реки, разделяясь, таким образом, на основную (левобережную) нагорную часть и нижний (заречный) торгово-ремесленный посад. Один лишь только сбор подъёмного материала по свежей пахоте с электронными металлоискателями дал здесь такие результаты, что впору пересматривать всю древнюю историю Подмосковья.
В культурном слое поселения было найдено множество славянских, финских, балтских украшений XI-ХII веков, в том числе редчайших для Москворецкого бассейна типов. К уникальным находкам относятся скандинавские фибула и тордированная гривна, а также серебряный саксонский денарий, отчеканенный при герцоге Ордульфе в г. Евер. Это говорит о том, что местные жители принимали активное участие в торговых операциях с Западной Европой и далёкой Скандинавией. Кстати, на сегодня упомянутый денарий является первой и единственной раннесредневековой европейской монетой, найденной на поселениях обширного вятичского региона.
Таким образом, принимая во внимание огромную площадь, занимаемую поселением (значительный участок культурного слоя которого находится под современными деревенскими постройками, а прибрежная часть разрушена средневековыми каменоломнями), а также анализируя полученный вещевой материал, можно с большой долей уверенности говорить: открытый памятник был крупнейшим вятичским центром ХI-ХII веков.
По своей площади он втрое (!) превосходил даже древний Дедославль (городище Дедилово в Тульской области), где, по летописным известиям, собиралось вече всей вятичской земли. Что это был за центр, пока неизвестно.
Возможно, это так и не обнаруженный до сих пор Корьдно — город, где находился стол Ходоты, вятичского то ли князя, то ли вождя-старейшины, осмелившегося в 1082-1083 годах воевать с самим Владимиром Мономахом. Некоторые исследователи, в том числе Б.А. Рыбаков, размещают этот загадочный город где-то на окских берегах, в пределах современной Тульской области, что, однако, сомнительно, так как вся эта территория ко второй половине XI века принадлежала Черниговскому княжеству, а значит, была под надёжным контролем сурового и решительного Мономаха, в 1078-1094 годах княжившего в Чернигове.
Едва ли грозный Владимир Мономах, не раз за свою жизнь воевавший со степняками и бравший в ином походе в плен до двадцати половецких ханов, позволил бы в пределах своей собственной земли дерзостные выходки Ходоты и его сына. Но он вполне мог ходить (как сам пишет в своем знаменитом «Поучении») по две зимы на берега Москвы-реки — в северную, наиболее отдалённую и ещё независимую часть вятичской территории, где Ходота мог иметь и собственный город, и даже дружину для противостояния будущему знаменитому киевскому князю. Судя по уже упомянутым находкам семилопастных височных колец и курганам ХI-ХII веков, наибольшее количество которых сконцентрировано отнюдь не в тульских или рязанских пределах, а в окрестностях Звенигорода и Москвы, следует, видимо, считать, что центр земли вятичей сместился именно сюда, в глухие и безопасные тогда леса.
Такое смещение могло произойти, например, вследствие экспансии киевских князей, в Х-Х1 веках предпринимавших неоднократные походы на Оку с целью подчинения этого свободолюбивого и гордого народа, который в конце концов предпочёл уйти на север своей территории, но не принять уготованную ему участь — ту же, которая постигла соседних радимичей, завоёванных киевским воеводой по имени или прозвищу Волчий Хвост.
Однако память об оставленных городах своих отцов и дедов была жива у вятичей и в середине XII века. Не случайно на вече 1146 года вятичские мужи прибыли в древний Дедославль, находившийся тогда уже на черниговской территории. Вече было созвано по просьбе черниговских же князей Владимира и Изяслава Давыдовичей, искавших у независимых вятичей помощи против своего врага Святослава Ольговича. Но если бы вятичи в это время обитали где-то в окрестностях Дедославля, они неизбежно оказались бы в подчинении у Чернигова. В таком случае нужно ли было бы Давыдовичам идти на унизительный поклон? Разве не достаточно было бы отдать вятичским старейшинам обычный приказ к ополчению?
Кстати, на следующий после съезда вятичей год Дедославль оказывается местом сбора дружин Святослава и половецких отрядов, выступивших затем на Угру против смолян, и ни о каких вятичах в этих местах в летописях уже не упоминается…
В середине — второй половине XII века обширнейшее поселение на реке Москве перестаёт существовать. Конец его существования совпадает с захватом и окончательным разделом исконной вятичской территории черниговскими, смоленскими и владимиро-суздальскими князьями и с возникновением в Подмосковье первых княжеских городов-форпостов — Москвы, Звенигорода, Можайска, Коломны и др.
Скорее всего, именно внешняя агрессия, осуществлявшаяся со стороны этих пограничных крепостей, и была одной из главных причин запустения вятичского поселения, оказавшегося на стыке трёх враждебных иудохристианских княжеств государств.
Археологические исследования древнего славянского города: в первом же заложенном раскопе ученые наткнулись на остатки крупного некрополя, с погребениями, где обнаружили роскошные древние украшения. Были исследованы похоронная крода (языческие трупосожжения), остатки ритуальных тризн, уникальное погребение жертвенного коня и многое другое.
Подготовка к Читательской грамотности 6 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Спецификация диагностической работы читательской грамотности обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности у учащихся 6-х классов читательской грамотности.
2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание проверочной работы определяется Кодификатором метапредметных (познавательных) умений для начального и основного общего образования, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 ).
Содержание диагностической работы удовлетворяет требованиям к сертификации качества педагогических тестовых материалов (приказ Минобразования России от 17.04.2000 № 1122).
3. Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики.
Работа проводится в форме компьютерного тестирования. На выполнение всей работы отводится 60 минут: 20 + 20 + 20 c двумя перерывами длительностью 5 минут каждый. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
4. Содержание и структура диагностической работы
Диагностическая работа направлена на проверку универсальных учебных действий (УУД) по работе с информацией и чтению, являющихся составной частью метапредметных (познавательных) умений и важнейшим направлением функциональной грамотности.
Для проведения диагностики используются варианты, которые построены по единому плану. Каждый вариант включает в себя четыре текста культурологического содержания, связанных тематически, и группы заданий к ним.
В каждом варианте используются задания различного типа:
• 8 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных;
• 8 заданий с кратким ответом (задания на множественный выбор, установление последовательности, соответствие элементов двух множеств и задания, ответом на которые является слово или число);
• 6 заданий с развёрнутым ответом, привыполнении которых требуется самостоятельно написать ответ.
Примерное распределение заданий по проверяемым читательским умениям представлено в таблице 1.
Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла. Задания с развёрнутым ответом оцениваются внешними экспертами в соответствии с критериями оценивания. Рекомендуемая шкала перевода первичных тестовых баллов в уровни освоения читательских умений представлена в таблице 2.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениями
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте, составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу
Таблица 2. Рекомендуемая шкала перевода первичных тестовых баллов в уровни освоения читательских умений
Первичный тестовый балл
Демонстрационный вариант работы в электронной форме размещён на сайте
Бумажный вариант представлен ниже.
Демонстрационный вариант
Вятичи. Начало Москвы
VIII–IX вв. – на берегах рек Оки, Москвы, Клязьмы поселилось славянское племя вятичей. Для одной из своих стоянок избрали они высокий холм на берегу Москвы-реки, там, где в неё впадают воды Неглинной. Холм был покрыт лесом, на сухом песчаном взгорье росли высокие и крепкие боровые сосны. На мысу поставили укреплённый город. Сейчас его никто так не назвал бы, но по тогдашним понятиям это
был настоящий город.
Девушка из рода вятичей, Х в. Место, где позднее была отстроена Москва, оказалось невероятно удобным для заселения. С южной стороны мыс крутым обрывом спускался к Москве-реке, а с западной – был такой же крутой обрыв к Неглинной. Там, где мыс расширялся и соединялся с плоской возвышенностью, поперёк него шёл ров-ловушка глубиной в два человеческих роста: попадёшь – не выберешься. За рвом поднимался земляной вал с крутым откосом и пологим всходом, чтобы нападающим взобраться на него было трудно, а защитники города поднимались бы легко и быстро.
На многие километры раскинулись лесные массивы, поляны и перелески, речушки и ручейки, моховые болота и травянистые луга. Округа изобиловала дичью, на лугах роились дикие пчёлы; в озёрах и реках водились рыба, бобры, вокруг простирались плодородные заливные луга. Вятичи занимались охотой и рыболовством, земледелием и разведением крупного рогатого скота.
Расположение в месте пересечения водных и сухопутных путей было очень выгодным и способствовало процветанию города. Правда, сухопутное передвижение в те времена было опасным, поскольку дорога шла через глухой лес, где изобиловали хищники и могли встретиться «лихие люди».
1. Что означает словосочетание «глухой лес»?
1) В лесу не слышно зверей и птиц.
2) Лес является труднопроходимым.
3) Так говорят о сосновом бору.
4) Лес простирается на тысячи километров.
2. Какие природные условия способствовали развитию торговли вятичей? Выберите два условия.
1) Реки являлись удобными путями сообщения.
2) Развитие различных ремёсел.
3) Наличие лесов, богатых флорой и фауной.
4) Трудный быт вятичей.
5) Разведение крупного рогатого скота.
* Экспорт — понятие в международной торговле, означающее продажу товаров или услуг в другие страны.
2) стеклянные изделия
4) картины живописцев
4. Какие средства защиты от врагов использовали вятичи? Назовите одно природное и одно искусственно созданное человеком средство защиты.
5. На рисунках в тексте даны изображения женщины и мужчины племени вятичей, живших в X в. О развитии каких ремёсел у вятичей можно говорить на основании рисунков? Назовите два ремесла.
Язычество у древних славян
С X века на землю вятичей начинает проникать христианство. До этого вятичи были язычниками и поклонялись многим богам.
Славянская Богиня Лада – Мать Богов, супруга Бога Сварога. Для славян эта Богиня стала воплощением всего самого светлого, доброго, что может быть в семье – лад между супругами, ладные дети, благополучие всей домашней жизни. Самая милая и милосердная славянская Богиня.
Перун – это славянский Бог Справедливости и Грома.
Рождён Сварогом и Ладой. Перун посылает людям отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли.
Коляда – Бог Зимнего Солнца, рождённый в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года.
Ярило – славянский Бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как Бог Плодородия, умелый воин и первый земледелец. Пастухи обращаются к Богу Яриле с просьбами защитить домашний скот от диких зверей. Земледельцы обращаются к Яриле во время праздника первой борозды. Чтят его и воины. Можно сказать, что славянский Бог Весеннего Солнца почитаем всеми.
О нём сохранилось много мифов и легенд. Согласно одному из мифов, славяне не всегда возделывали землю и выращивали хлеб. Впервые Бог Ярило попробовал чудесные лепёшки в заморской стране. Народ, у которого гостил Ярило, научил его делать хлеб, и Бог Весеннего Солнца принёс эти знания славянам. Но славяне считали тело Матери Сырой
Земли неприкосновенным и не согласились бы причинять ей боль. Тогда Богиня Земли сама согласилась на то, чтобы её сын Микула Селянинович сделал первую борозду, а Ярило посеял первые зёрна.
Вятичи поклонялись силам природы и верили в мифические существа. Так, они верили в лешего – хозяина леса, существо дикого вида. Леший может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из леса,
а может завести в самую чащу, погубить.
На дне реки, озера, в омутах жил водяной – косматый старик, хозяин вод и болот, всех их богатств. У него есть собственное хозяйство (рыбы, водоплавающие птицы), а русалки считаются его подданными. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали его .
Большим уважением пользовался домовой – главный хозяин дома. Это маленький старичок, заросший волосами, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый.
Неказистым вредным старикашкой в представлении вятичей был Дед
Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Дедом Морозом пугали детей. Но в XIX веке он превратился в доброе существо, которое вместе со Снегурочкой приносит на Новый год подарки.
6. Почему Ярило почитался у древних славян как бог Плодородия?
1) Согласно славянской мифологии, Ярило являлся главным богом.
2) Ярило покровительствовал кузнечному делу, т. е. изготовлению плугов.
3) Согласно славянской мифологии, Ярило защищал домашний скот от диких животных.
4) Ярило научил славян возделывать землю и выращивать хлеб.
7. (Только для компьютерного варианта тестирования)
На основании информации из текста подберите и переместите изображения древнеславянских богов в таблицу в соответствии с их именами.
8. (Только для компьютерного варианта тестирования)
Установите соответствие между мифическими существами у древних славян и их описанием. Выберите из выпадающего списка соответствующее существо.
Это владыка всех рыб.
Издревле любим людьми, живёт подле человека.
Ему подчинены звери и птицы, деревья и травы. Он не добрый и не злой – зависит от настроения.
9. Известное выражение – «Чур, чур меня!» – взывает к древнему Богу Чуру (Богу-Охраннику). Обращение к этому Богу помогало хранить свои владения, ограждало от неверных поступков, уберегало от бед и врагов. В современном языке сохранилось слово «чураться» в значении
1) обращать внимание, замечать
2) нападать, обвинять
3) остерегаться, шарахаться
4) придираться, укорять
10. Изображение какого мифического существа представлено на рисунке?
Обоснуйте свой ответ.
11. Что указывает в тексте на то, что славяне представляли землю живым существом?
Когда родилась Москва?
Первое письменное упоминание – от него ведут учёные отсчёт истории Москвы. Если глубокая древность подтверждена не документами, а преданиями и легендами, то такие времена называют легендарными, а времена, о которых есть письменные свидетельства, – историческими.
Имя Москвы впервые возникло в Ипатьевской летописи 1147 года, где говорится о праздновании ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого со своим союзником, новгород-северским князем Святославом, военных побед. Набеги обоих князей на чужие волости оказались удачными: дружины взяли много добра и пленных. Через деревни и сёла на Москве-реке, которыми владел потомок вятичских старейшин, боярин Степан Кучка, пролегал самый короткий путь князя Святослава домой. Здесь русские князья и устроили пир.
Этот год считают официальным годом основанияМосквы, хотя люди в этих местах жили намного раньше.
Через девять лет, весной 1156 года, снова ехал Юрий Долгорукий через эти места: тёмные ельники, светлые берёзовые рощи, зелёные осинники, песчаные холмы, влажные низины и топкие болота… Как вдруг, согласно легенде, возник перед князем огромный неведомый трёхглавый зверь. Был зверь могуч и прекрасен, имел три головы, а шерсть на нём пестрела и переливалась разными цветами. Мудрый старец, сопровождавший в поездке князя, пояснил, что суждено быть граду в этих местах: величина зверя предвещает, что град будет велик и обширен, град будет треуголен, ибо зверь трёхглав, град будет чуден и прекрасен, ибо зверь красив, а пестрота его шкуры значит, что сойдутся в град этот люди разных племён.
Осмотрелся князь, поднялся на холм и увидел старый вал, насыпанный ещё вятичами, разрушившиеся землянки, которые поросли кустарником. На поляне, там, где было древнее мольбище, всё ещё чернели следы костров: сюда весной накануне Ярилина дня сходилась молодёжь, всю ночь жгли костры, водили хороводы, затевали игры… Именно на этом холме, защищённом с двух сторон обрывами вдоль Москвы-реки и Неглинной, князь решил строить град. А когда разметил он, где ставить стены, то город оказался из трёх углов. Мастера быстро поставили деревянный город – и стены, и башни-стрельницы, и водяную башню с тайным ходом к реке Неглинной. На месте кострищ вокруг Ярилина мольбища возник первый храм Москвы – деревянная православная церковь Рождества Ивана Предтечи.
Чтобы показать преемственность с Римом, расположенным на семи холмах, появилась легенда о расположении и Москвы на семи холмах. На рисунке показано расположение этих семи холмов. На самом деле, холмов в Москве гораздо больше, так как город располагается в холмистой и богатой реками местности.
1. Боровицкий холм
3. Швивая (или Вшивая) горка
4. Ивановская горка
6. Ваганьковский холм
7. Чертольский холм
Семь холмов Москвы
(По материалам книги «Душа Москвы», автор-составитель Лариса Васильева, изд-во «РООССА», 2008 г., материалам сайта https://liveinmsk.ru/article/kratkaya-istoria-
moskvy) 12. Ниже приведены выдержки из Ипатьевской летописи начала XV века:
«1147… И прислав Гюрги (Юрий), и рече: «Приди ко мне, брате, в Москову»… И приеха по нем… Святослав, и тако любезно целовастася, и тако быша весели. Наутрии же день повеле Гюрги устроити обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы…»
Установите соответствие между фрагментами летописи и их значением.
ФРАГМЕНТ ЛЕТОПИСИ ЗНАЧЕНИЕ
большое количество подарков
Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
13. На каком холме был расположен древний город вятичей, о котором говорится в тексте?
14. Какая часть города соответствовала легенде, описанной в тексте, и имела треугольную форму?
15. Древняя легенда гласит: «…когда созидали Царьград, то выполз из норы змий, и в тот же миг пал на него с высоты орёл, и начали они биться. И мудрец-книгочей по сему изрёк: «Будет сей град – царь другим городам, как орёл – царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман».
Можно ли считать, что оба предсказания мудреца сбылись и для Москвы? Ответ поясните.
История Московского Кремля XII–XIV вв.
Итак, в 1156 году Юрий Долгорукий построил город и окружил его крепостной стеной, земляным валом и рвом. Укрепления имели протяжённость около 850 метров. Ров имел ширину 16–18 м и глубину не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Вал был укреплён дубовыми брусьями.
Дополнительно Москву защищали дремучие леса. Здесь в 1175 году во время одной из междоусобиц два войска двигались навстречу друг другу из Москвы и Владимира, но заблудились в дебрях и не встретились.
В 1238 г. Москве впервые пришлось держать оборону: войска Батыя ворвались в город и сожгли его.
За 10 лет Москву отстроили вновь. А в 1270-х гг. она становится центром самостоятельного княжества, благодаря удачному расположению на пересечении множества дорог и торговых путей. Во время княжения Ивана Калиты Москва стала «центром собирания земель русских». В 1328 году Калита получил ярлык от Золотой Орды – специальную грамоту – на великое княжение и право самостоятельно собирать дань со всех русских земель. Благодаря этому он смог бескровно, без лишних войн и междоусобиц, расширять своё княжество – скупать города и сёла. Тогда Москва стала самым богатым княжеством Руси, и князь богател и получил прозвище Калита * ( * Калита – кошель, сумка, мешок). (Впрочем, это прозвище могло быть связано ещё и с привычкой князя носить большой кошель с мелочью и раздавать деньги нищим.) В Москву потянулись крупнейшие боярские рода из других княжеств. Они получали большие земельные владения и льготы по уплате налогов. При Иване Калите митрополит Пётр в 1325 г. переносит резиденцию митрополитов Русской православной церкви из Владимира в Москву, и Москва становится духовным центром Руси.
В 1339–1340 годах Иван Калита увеличил Московский Кремль, построил Соборную площадь, обнёс Кремль дубовыми стенами. А его внук – Дмитрий Донской – в 1367–1368 годах заменил их каменными. Тогда стены строили из известняка, который был белого цвета. Толщина стены Кремля составляла 2–3 м. Белокаменный Кремль занимал практически земли современного Кремля, длина стен достигала почти 2 км. Он простоял около
Дмитрий Донской передал великое княжение сыну Василию I. Историки рассказывают о чуде, произошедшем во время княжения Василия I. В 1395 году Тимур (Тамерлан) подошёл к Москве. Князь собрал ополчение в Коломне и перенёс в город икону Владимирской Богоматери. И в тот миг, когда икона оказалась под стенами кремля, Тимур отказался от похода на Москву и повернул на юг.
Окончательный рост территории Кремля завершается в XV в. в период правления Ивана III Великого. При строительстве нового Кремля, для которого использовали уже обожжённый в печах глиняный красный кирпич, стену белокаменного Кремля разбирали и вместо неё строили новую.
В течение 10 лет, начиная с 1485 года, были построены новые стены.
16. Название «Москва Белокаменная» появилось в период правления
1) Юрия Долгорукого
3) Дмитрия Донского
4) Ивана III Великого
17. Выберите два утверждения, соответствующие информации из текста.
1) С XII века в Москве находится резиденция митрополитов Русской православной церкви.
2) Леса, окружавшие Москву, являлись естественными преградами для вражеских вторжений.
3) В 1395 г. Москве пришлось держать оборону: войска Тамерлана ворвались в город и сожгли его.
4) На протяжении XII–XIV вв. меняется статус Москвы: небольшая крепость становится столицей самостоятельного Московского княжества.
5) Длина стен современного Кремля составляет около 850 м.
18. (Только для компьютерного варианта тестирования)
На основании информации из текста подберите и переместите изображения Кремля (иллюстрации А.М. Васнецова) в таблицу в соответствии с датами строительства.
19. На картине изображён Иван Калита. За что, по мнению художника, получил князь своё прозвище (Калита)?
Используя информацию из всех текстов, выполните задания 20 и 21.
20. Какой православный храм был первым построен на территории Кремля?
1) Благовещенский собор на Соборной площади
2) Успенский собор на Соборной площади
3) Церковь Ризоположения
4) Церковь Рождества Ивана Предтечи
21. (Только для компьютерного варианта тестирования)
Расположите исторические события в соответствии с указанными датами.
Юрий Долгорукий обносит свою
московскую усадьбу стенами. Так
фактически появляется Кремль.
Бату (Батый) сжигает
Москву. Тогда город сгорел полностью.
Иван Калита получает ярлык на великое
княжение и становится главным сборщиком дани на Руси.
Москва впервые упоминается в
рождения города, хотя люди здесь жили намного раньше.
Митрополит Пётр переносит митрополию
(церковную столицу) из Владимира в Москву.
Нашествие Тамерлана не затрагивает город благодаря чудесной
помощи Владимирской иконы Божией Матери.
22. Укажите памятник Юрию Долгорукому, установленный на Тверской площади в Москве.
1) 2)
3) 4)