на каком инструменте играет дударь
дударь
Смотреть что такое «дударь» в других словарях:
Дударь — Алесь (1904 ) белорусский поэт, б. член лит ой группы «Полымя». На лит ое поприще выступил в 1921. Вышли его сборники: «Шанхайскій шоук», «Вежа», «і залацісьцей і сталевей» и ряд др. Мелкобуржуазный характер творчества Д., национал… … Литературная энциклопедия
дударь — сущ., кол во синонимов: 2 • дудочник (3) • шахтер (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
дударь — ДУДАРЬ, я, м Музыкант, играющий на дудке, дуде. Дударь заиграл плясовую … Толковый словарь русских существительных
Дударь — м. местн. то же, что дудочник Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
дударь — дударь, дудари, дударя, дударей, дударю, дударям, дударя, дударей, дударём, дударями, дударе, дударях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
дударь — дуд арь, я … Русский орфографический словарь
дударь — (2 м), Р. дударя/; мн. дудари/, Р. дударе/й … Орфографический словарь русского языка
дударь — я/; м. Музыкант, играющий на дудке, дуде … Словарь многих выражений
дударь — дуд/арь/ … Морфемно-орфографический словарь
Дударь, Алесь — Алесь Дудар белор. Алесь Дудар Имя при рождении … Википедия
На каком инструменте играет дударь
КТО ТАКОЙ ДУДАРЬ?
ТАЙНЫ ДЕТСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ «ДУДАРЬ». ЗАБЫТЫЙ КУЛЬТ ПРЕДКОВ.
Мы много провели народных праздников, игрищ да вечерок. Много песен спели, во множество игрищ переиграли. Но только вот во время веселья нет времени и возможности поглубже рассказать о сокровищнице народного фольклора и глубоком шифре, заложенном во множестве игрищ и песен. Нет времени на рассказы о сакральных значениях народных игрищ. А вот сейчас времечко появилось. Об одной из них кратенько и расскажу!
Многим известна русская народная детская игра в «Дударя». В нее часто играют на вечерках и народных праздниках. Вкратце игра такова:
Вариант 1:
Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине – «дударь». Хоровод идет по кругу вокруг «дударя» и поет песню:
«Дударь-дударь-дударище,
Старый-старый старичище,
Мы его во колоду, его во сырую, его во гнилую.
Затем круг хором спрашивает у «дударя»:
– Дударь, дударь, что болит?
«Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую-либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например:
– Нога болит (при этом он берется за ногу там, где она «болит»)
В кругу повторяют с сожалением:
После этого играющие, стоящие кругом, держась, как и «дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, начинают ходить по кругу вокруг «дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «дударю» не надоест быть «дударем». Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает:
И после этих слов все бросаются врассыпную, а «дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «дударем».
Или «дударь» заявляет:
«Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих
строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?»
— Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары
«врачеваний» водящий меняется.)
Не известно и почему «Дударя» надо «лечить», «омолаживать». Взрослые на вечерках и праздниках не шибко над этим ломают голову. А вот дети обычно интересуются.
Когда-то я сделала маленькое расследование на тему этой игры. И вот что у меня получилось.
Для начала я искала источник, откуда игра родом. И вышла на единственную книжку «Фольклор Новгородской области. История и современность» Бердяева О.С. Там и описывается классический вариант этой игры, бытовавшей в новгородской области.
Вот как там описывается классический вариант игры.
«Выбирается дударь. Он сидит в кругу. Остальные играющие ходят по кругу и поют, поддразнивая дударя. После песни спрашивают хором:
– Дударь, дударь, что болит?
Дударь показывает и называет все, что угодно. Игра повторяется до тех пор, пока дударь не произнесет:
Все убегают, дударь догоняет, пойманный становится дударем.»
А далее становится еще интереснее. Оказывается в Новгородской области бытовал и до сих пор сохраняется уникальный обряд, проводимый на Святки – «РЯЖЕНЬЕ И ПОХОРОНЫ ДУДАРЯ».
Дударь — это соломенное чучело, в виде человеческой фигуры, которое в начале Святок наряжали в разное отрепье. Делали «Дударя» на следующий день после Рождества и провозили по всей деревне с особыми песнями. И на празднике каждый желающий мог его украсить, привязав ленточку.
А в конце Святок его несли по широкой улице за деревню и разрывали на части. Считалось, что кусочки чучелка «Дударя» приносят счастье и если их захоронить где-нибудь на огороде, то у вас будет хороший урожай.
В Мошенском районе Новгородской области чучело «Дударя» в конце Святок, уже перед Крещением, сжигали или закапывали в снег, иногда просто оставляли за околицей. «Дударя» проносили по деревне под одноименную песню. Этот обряд символизировал также уходящий год. «Дударь» мог символизировать все плохое, что в прошлом году было, какие-то негативные явления, знаменовал окончание зимы, холода.
В селе Мошенское на обряде «похороны» Дударя, каждый желающий также традиционно украшает чучелко, привязав ленточку. В конце праздника чучело разрывают. Каждый старается прихватить себе клочок сена от чучелка на счастье, чтобы до следующих Святок не болеть, не хворать, в довольстве поживать.
А еще в Новгородской области был отмечен и такой обряд: на Новый год (Васильев (Велесов) вечер) открывали окно и в него выставляли деревянную лопату для хлеба и качали ее. Пели при этом особую песню «Дударь»:
«Ох те то Дударь,
Дударь-дарь да не может,
Живет долго да не умрет,
Дари подаре во сырую землю.
Птицы вы, птицы,
Завейте вы гнезда.
Я за видова (или инова), за молодова!»
Этот текст пели три раза так, чтобы услышали соседи или «чтобы дядька услышал». После того, как три раза споют песню «Дударя» с хлебной лопатой, т. е. «поднимут Дударя», нарядные девушки шли по деревне из конца в конец рядами по трое или четверо и вновь пели «Дударя».
На третий день после Крещения «Дударя» «провожали». Этот обряд совершали еще в первые десятилетия XX в., но уже тогда никто не знал, что это за персонаж. Одной из старушек было высказано предположение, что: «Может быть, Дударь святой?».
Но Святки – это еще и время культа Предков. Души Предков в это время по поверьям спускаются на землю и пребывают в мире живых. Их угощают кутьей, поминают… Предки присутствуют незримо все время Святок, помогают узнать будущее, покровительствуя гаданиям, посылают вещие сны… Благословляют потомков на все благое, на урожайный год…
Поднимание хлебной лопаты – возвращение духа Предка в Верхний мир, помощь в возвращении в небо. Но и в то же время качанием, способствуют процветанию, росту и развитию всего и вся, то есть самой Жизни.
Хлебная лопата – атрибут также связанный с печью, хлебом, духом домового, духом Предков, миром Иномирья. Хлебна лопата в народной традиции – предмет священный, магический. Она причастна к сакральному процессу печения хлеба, в постоянном контакте с домашним огнем и печью, а через нее – с Иным миром, миром духов и Предков.
Как при обычном, так и при праздничном печении хлеба, засунув лопату с хлебом в печь,
ее обязательно поднимали кверху, до верхней стенки печного отверстия, «чтобы хлеб
рос», или же поднимали лопату после того, как оставят в печи хлеб; часто при этом
стучали лопатой в потолок, при этом говорили: «Расти, хлебушек, высоко»
На свадьбе хлебной лопатой крестили стены дома, чтобы обезопасить молодых в их буду щей жизни, ею же иногда благословляли молодых. При въезде в новый дом лопату хлебную и прочие печные приборы вносили в первую очередь. На них переносился и дух предков-покровителей семьи, рода в новый дом.
Хлебную лопату использовали, чтобы остановить или вызвать дождь, ею закрещивали и отгоняли надвигающуюся градовую тучу.
На лопате размещали угощения для тучи (хлеб, соль, вино и др.). Лопату с этими угощениями выносили во двор, чтобы задобрить, умилостивить тучу (духов дождя) и заставить ее уйти от села. Но если вспомним, что со стихией дождя, града также связаны были духи Предков. И это они посылали дождь, свои дары неба. Вспомним примету: видеть покойников во сне – к дождю. То получается, что на лопате выносили некогда дары-требы Предкам.
Так может и некогда в седую старину на Святки хлебную лопату выставляли в окно не просто, а с дарами-угощениями Предкам, прося о благословении? И «некий дядька, который должен песню услышать», это воплощение духа Предка?
Девушки, угощая Предков просили о благословении на замужество и чадородии:
«Птицы вы, птицы,
Завейте вы гнезда.
Я за видова (или инова), за молодова»
Есть и иные песни связанные с персонажем «Дударь», которые пели девушки в Псковской губернии и связанные также с замужеством, из собрания Соболевского (Великорусские народные песни, т. 7):
624.
«Вы, сестрицы, вы, родныя,
Дударь неможетъ.
Живетъ, не умретъ.
Возьму я, дударю,
Дударя ударю,
Объ печь, объ колоду,
О бѣлу березу.
Сама пойду замужъ,
Я за холостаго,
Я за молодаго…»
В этой хороводной игре «дударя» затем зовут то пахать, то бороновать, то сеять, то жать, то молотить… то есть на все работы, связанные с земледелием. Как некогда призывали Предков и Богов на помощь во всех делах.
«Дударь» отказывается. «Послѣ последняго вопроса играющіе бьють и треплютъ за волосы «дударя». Конечно в игровой форме, символически оживляя «дударя» и активизируя. И это известная архаичная форма обращения с предметами, воплощающими иные силы. Например еще в 19 веке, крестьяне в случае неурожая или неудач, могли наказывать «иконы», или «богов», «святых». Могли побить и пригрозить: «Я тебе молился, дары подносил, а ты меня подвел. Смотри, будешь плохо помогать – выброшу!»
Так вновь этой хороводной игре здесь прослеживается очень глубокий символизм и связь девушек, земледелия, плодородия и культа Предков.
Кстати, вспомним, на Руси широко был известен обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти и хранить его на чердаке. Русские почитали это предзнаменованием долгой жизни. Часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, его брали на посев, подавали как милостыню. И вновь цепочка «смерть-колода-зерно-захоронение в землю-Иномирье-духи Предков»
Что еще интересно. Дударь собственно же – это человек-музыкант, играющий на дудке, дуде. Дуда, дудка, дудочка – духовой музыкальный инструмент. В позднее время – это инструмент пастухов, нищих, да малых ребят. Но в более древние времена – это магический инструмент. Все эти народные свистульки, дудочки, рожки, сопелки когда-то были не всегда для забавы. Духовые инструменты использовали для впадения в транс и магией связанных с воздухом и ветром. Использовали для путешествия в верхний мир. И самое главное для призывания духов! Шаманы и ныне с помощью духовых инструментов призывают духов.
И раньше на Руси духовые инструменты активно использовали скоморохи на праздниках и представлениях. Скоморохи на языческой Руси – не просто шуты, это люди глубоко связанные с магией, обрядами, ведовством, целительством… Они обязательно присутствовали на всех больших праздниках. Ряженые, в масках, они воплощали гостей из Иномирья, тех самых духов Предков. Звуками своих волшебных инструментов: гуслей, сопелей, труб, волынок, они погружали зрителей и участников празднества в трансовое состояние, погружали в путешествие в мир Иной, где духи Природы, зверей, птиц, духи Предков и сами Боги – все кружатся в едином хороводе Жизни.
После преследоваия скоморохов на крещеной Руси и почти полного их уничтожения, их дело продолжалось «ряжеными» на больших кологодных праздниках. Конечно, ряженые не были профессиональными «жрецами», «волхвами» и т.д. Но, по сути, они исполняли те же функции в священные дни Святок, Масленицы, Купалы… были проводниками между миром людей и миром духов. В масках и личинах воплощали приходящих на землю духов Предков. А Предки они всегда стары. Самый распространенный персонаж ряженья: «Дед», «Старик» и «Старуха».
Кстати «Дударь» на севере Руси в конце 19 века – это нищий, странник, слепой старец, исполняющий былины, духовные песни, рассказывающий сказки и т.д. То есть наследник все тех же скоморохов, касты бродячих жрецов.
Много есть сказок преданий и мифов у славян, да и индоевропейцев в целом о волшебной дудочке, дуде, волынке из Иномирья.
Некий музыкальный духовой инструмент, звук которого обладает таким волшебным свойством, что, заслыша его, волей-неволею пляшут и люди, и звери, и леса, и камни, известен в преданиях всех индоевропейских народов.
В Галиции и около Днестра и Прута рассказывали в старину поверье, что если найти в дремучем бору зелёную иву, которая не слыхала ни шума воды, ни крика петуха, и сделать из этого дерева дудку, то выйдет дудка не простая: от её звуков «встанут из могил покойники» и запляшут самые ленивые и неповоротливые ноги.
На Украине ходил рассказ о чёрте, который верхом на козле выезжает на майдан, наигрывает на дудке «казачка», а кругом его пляшут березы и липовые пни. Словенцы рассказывали о лукавом и веселом бесе Куренте, который игрой своей на гуслях и дудке исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыху.
Но образ «черта» на крещеной Руси ох, как неоднозначен. Особенно когда он появляется в древних сказках и преданиях. Это воплощение сил нижнего мира, связанного с тем же миром мертвых, Велесом, духом Предка, духами природы…
Так получается цепочка «дуда-дударь-скоморохи- кологодные праздники, обряды- духи Предков»
Вобщем из всего вышеизложенного становится гораздо понятнее, кто этот «Дударь», почему его оздоравливают-омолаживают, и почему он старый, и за что его отправляют в колоду )))
А «Дударь»-Предок и есть согласно и песням и играм такой посредник между миром живых и мертвых, отправляемый с дарами и в «сырую землю» в Нижний мир, и отправляемый в Верхний к Богам (заступиться за потомков и передать дары и прошения) невидимый и живущий бесконечно долго там, куда улетают птицы, т. е. в небесном Ирии (Вырии).
Уж очень это «Дари Дудари» похоже на «Дударь, Дударь-дарь» ))) А там кто его знает… я не лингвист. Но поскольку все языки когда-то произошли от одного корня… так что все может быть ))) (надеюсь, что меня тут же не запишут в лингвофрики
)
=======================================================
Вобщем очень ждем окончания самоизоляции! Ведь у нас для вас еще столько интересного задумано! Новых вечерок, игрищ, мастер-классов. И конечно наша живая «ШКОЛА СЛАВЯНСКОГО ВЕДОВСТВА». Очень надеемся, что в этом году она все же состоится на Черном море в июле, августе и сентябре. До встреч.
С любовью к народной традиции, Рада!
дударь
Смотреть что такое «дударь» в других словарях:
Дударь — Алесь (1904 ) белорусский поэт, б. член лит ой группы «Полымя». На лит ое поприще выступил в 1921. Вышли его сборники: «Шанхайскій шоук», «Вежа», «і залацісьцей і сталевей» и ряд др. Мелкобуржуазный характер творчества Д., национал… … Литературная энциклопедия
дударь — сущ., кол во синонимов: 2 • дудочник (3) • шахтер (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
дударь — ДУДАРЬ, я, м Музыкант, играющий на дудке, дуде. Дударь заиграл плясовую … Толковый словарь русских существительных
Дударь — м. местн. то же, что дудочник Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
дударь — дударь, дудари, дударя, дударей, дударю, дударям, дударя, дударей, дударём, дударями, дударе, дударях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
дударь — дуд арь, я … Русский орфографический словарь
дударь — (2 м), Р. дударя/; мн. дудари/, Р. дударе/й … Орфографический словарь русского языка
дударь — я; м. Музыкант, играющий на дудке, дуде … Энциклопедический словарь
дударь — я/; м. Музыкант, играющий на дудке, дуде … Словарь многих выражений
дударь — дуд/арь/ … Морфемно-орфографический словарь
Дударь, Алесь — Алесь Дудар белор. Алесь Дудар Имя при рождении … Википедия
КОП «Хороводные игры»
познакомить детей с русскими народными хороводными играми.
— расширить знания детей о русских народных играх;
— развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции;
— воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
— атрибуты для обыгрывания игр;
— русские народные мелодии.
Сценарный план КОП «Хороводные игры».
В: Ребята посмотрите что я вам покажу, что это? (слайд солнца)
А таперь посмотрите эту картинку и скажите что она ней изображено? (слайд хоровода)
Что между ними общего? (ответы детей круглое, веселое и т. д)
Хоровод – это круг, который образуют, взявшись за руки. Почему именно круг? Потому что в древней Руси самым главным божеством было Солнце. Солнцу поклонялись все – от мала до велика. Ведь оно давало тепло и свет всему живому. Поэтому и хлеб-каравай, и блины пекли круглыми. (слайд 1)
Хоровод включает в себя движение, пластику, хореографию, пение. Раньше он был как бы школой для молодых девушек – они учились держать себя с достоинством, вырабатывали красивую осанку, ходили мелкими шажками – «плыли лебедушкой». Плавные и неторопливые движения девушек сочетались со свободными линиями сарафанов, сдержанностью жестов. (слайд 4)
Обычно игры-хороводыпроводились в свободное от сельскохозяйственных работ время: летом – на полянках, зимой – в домах. В хороводах можно было не только двигаться, но и выражать свое отношение к жизни через песню. Песни издавна передавались из уст в уста – и каждый мог добавить что-то свое.
2 В: давайте мы с вами тоже попробуем поводить хороводы как раньше. (слайд 5)
Дети встают в хоровод вместе с преподавателем, лицом в круг.
Хоровод с песней «Во поле береза стояла». В старину выбирали самую красивую березку и украшали ее ленточками из девичьих кос. Или в середину круга выходила одна или несколько девушек с веточками березы. Все танцующие должны стоять по кругу, держась за руки (в одной руке – платочек или ленточка, и двигаться в такт пению мелкими шажками. Каждый новый куплет и направление движения меняется.
1. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла, люли-люли стояла.
(движение по кругу вправо)
2. Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю.
Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.
(движение по кругу влево) и. т. д.
В : Теперь мы с вами сыграем в игру «Ниточка» (сл. 6)
для этого необходимо взяться за руки и двигаться под музыку за направляющим, который проходит под руками последних двух человек. После этого последний становиться направляющим и ведет всех в последние воротики и т. д.
В : Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200-300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок».Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.
Дети играют в русская народная подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» (сл. 7)
Все дети встают в круг и берутся за руки. Таким образом, ограничивается игровое пространство. Считалкой выбирают сначала жмурку, а потом того, кого он будет ловить. Жмурке завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребенку дают в руки колокольчик.
Все дети хором говорят:
Звенят, звенят бубенчики!
После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчик, в который должен постоянно звенеть убегающий ребенок, жмурка ловит его. Затем выбирают новую пару и игра повторяется. При этом можно уже не считаться, а поручить и выбор жмурке.
Можно играть и в две-три пары одновременно, если в игре принимает участие большое количество народу. Причем правила можно усложнить. Например, одна пара – с колокольчиком, вторая с трещоткой, а третья с дудочкой. Каждый жмурка должен поймать ребенка именно со «своим» музыкальным инструментом.
Для игры в обычной квартире, очень хорошо подходит такой вариант этой подвижной игры, как Жмурки на месте. В этом случае, игроки в самом начале игры разбегаются и замирают. А жмурка их ловит.
В: существует еще русская народная игра «Дударь» (сл. 8)
Дударь, дударь, дударище.
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его. под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)
Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню,спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т. д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя”спрашивают: “Что болит?”,он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот
становится на его место.
– Вот и закончилось наше знакомство с русскими народными играми и нашими предками. Они очень много трудились, а также могли интересно проводить свое время. Скажите какая игра вам понравилась больше всего?
Сценарный план КОП «Хороводные игры».
Воспитатель: Ребята, а вы помните во что мы играли на прошлом занятии (ответы детей). Правильно, мы с вами познакомились с русским народом и поиграли в русские народные хороводные игры. А сегодня я вам предлагаю отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.
Закрывайте глаза и полетели!
Воспитатель: Станция хороводная.
Хороводная игра «Клубок»
Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков, называемый «столбом». Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг «столба»и поют:
Клубок ниток нашла.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Когда стоящего столбом все обовьют, последний участник начинает двигаться в обратном направлении, и «клубок» разматывается.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места и пристегивайтесь, мы отправляемся дальше, не забывайте закрыть глаза (звучит музыка полета)
Станция «Медвежья». Игра «У медведя во бору».
– Это игра, отражающая отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру.
– Эта русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.
– Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды,дети произносят такие слова:
– После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.
– Я ползу, ползу, ползу.
– Хочешь быть моим хвостом?
– Да, конечно же хочу.
– (Нет, конечно, не хочу.) Все играющие сидят или стоят. Заводящий ходит “змейкой” и поет песню. Тот, к кому “змея” подошла,отвечает: “Да, конечно же хочу”, проползает под широко расставленными ногами “змеи” (можно обойти сбоку) и становятся сзади. Каждый участник игры обхватывает впереди стоящего руками за талию или держится за его плечи. Когда “змее” надоест,она выкрикивает: “Есть хочу” и, не предупреждая, начинает ловить свой хвост. Кого “змея” поймала, тот садится на свое место. Так играют, пока “змея” не поймает второго за собой.
Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет.Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.
Воспитатель: Предлагаю вам взять карандаши или краски и немного отдохнуть. Нарисуйте ту игру, которая вам понравилась больше всех.
Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рисунки.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Мы с вами много интересного узнали о наших предках. Они очень много трудились, но также умели интересно проводить время.
Когда-нибудь вы тоже станете взрослыми и научите своих детей играть в русские народные игры, как это делаем мы – ваши воспитатели и ваши родители.
Итог. Создание выставки детских рисунков.
Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.
Хороводные игры для детей Советы родителям Хороводные игры для детей «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое.
КОП «Гадалка» из бумаги своими руками (изготовление игры-гадалки способом оригами) Актуальность: Во времена нашего детства практически все дети умели изготавливать гадалки своими руками и увлекались гаданиями. С помощью.
КОП «Грачи» [Дети 4-5 лет очень любят играть пальчиками, будь это пальчиковый театр или пальчиковая гимнастика. Этот возраст благоприятен для развития.
КОП «Летающие модели» Руководитель практики: Шартинова Елена Анатольевна В наше время стало модно делать летающие модели своими руками. И это неспроста, ведь.
КОП «Пушистые игрушки» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №269» г. Перми. технологическая карта краткосрочная образовательная практика «Пушистые.
КОП «Танк» Полное наименование «Танк из спичечных коробков» автор Антипова А. В Возраст детей 5-6 лет Актуальность и новизна Проведение КОП на эту тему.
КОП «Волшебный цветок» «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так Называемые чудеса своими руками». А. Грин Актуальность: Торцевание– один.
Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры». Приобщение детей к культуре родного края Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры» Мастер-класс Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные.
Эвенкийские народные хороводные игры Песни являются самым живым элементом музыкальной культуры. Поют все: женщины, мужчины и дети. Это может быть хоровое пение, сольное, хороводное.