на каком канале калыханка
«Калыханцы» – 40. Накануне большого юбилея самой доброй программы на отечественном телевидении вспоминаем, как и с чего все начиналось
«Ты таксама каля мамы цiха-цiхенька ляжы…»
Уже сорок лет политика этой программы остается неизменной: учить малышей доброте, порядочности и дружбе вне зависимости от того, что происходит в мире взрослых. Сегодня «Калыханку», на которой выросло не одно поколение белорусов, по‑прежнему знают и любят десятки тысяч зрителей — нынешние серьезные дяди и тети (когда‑то ставшие ее самыми первыми «гледачамi»), их дети, внуки и даже правнуки.
«Баю‑бай» от Дедушки Бая
Первую детскую передачу на белорусском телевидении придумала Нина Шоба, которая 23 года была главным редактором программ для детей и юношества. Задача, казалось, на тот момент была максимально простой: придумать вечернюю сказку, которая, с одной стороны, была бы в формате российской программы «Спокойной ночи, малыши!», а с другой — ни в чем бы ее не повторила. Так в последние месяцы 1980‑го появилась «Калыханка» — с ее аутентикой, национальным колоритом и сказочными героями под стать.
К слову, первым белорусским дедушкой в программе стал… нет, совсем не легендарный Бородед, а шутливый Бай (его играл Борис Бертинг), который рассказывал сказки собачке Тяве и юной аудитории по ту сторону экрана. Кукольный Дед Бородед со своей песенкой появился только спустя семь лет после выхода первой серии проекта. Считается, что поролоновая кукла Бородеда была на тот момент самым дорогим приобретением «Калыханкi». Героем управляли сразу несколько актеров, а озвучивал один — Анатолий Кашкер. Через некоторое время Бородеда сменил на посту Дедушка Добродей в исполнении заслуженного артиста Валентина Соловьева.
Топа в топе
Вообще, за время выхода «Калыханкi» в программе засветилось почти четыре десятка персонажей. Героями первых выпусков стали Дедушка Бай, собачка Тява и мальчик Бульбинка. Тяву со временем сменил Тимошка, появились и другие домашние и лесные зверушки: ежик Острячок, волк Вова, заяц Длинноушик (его, кстати, одно время озвучивала нынешний руководитель программы Елена Фурсова), мышата Пим и Пимочка, поросенок Сеня… Мало кто помнит, но нескольким персонажам (в том числе волку Вове) свой голос подарил Александр Аверков.
Сегодня главный ветеран «Калыханкi» — любимец детей, косолапый Топа. Актер Владимир Воронков не расстается со своим персонажем уже три десятка лет.
— Когда‑нибудь обязательно издам мемуары с рабочим названием «Тридцать лет под столом», — смеется заслуженный мишка страны. — А вообще, о том, как снимается «Калыханка», уже можно отдельную передачу записывать. Мы, старожилы, любим, например, проверять новичков. Вот случай был: сидит Лена Бикренева (фея Снов) вся такая красивая, нарядная, воздушная и рассказывает что‑то нашим маленьким зрителям. А мы в это время с Инной Гончар (лисичка Яна) взяли скотч и примотали фею к стулу. Лена встает — и падает. Режиссер ругается. А что с нас взять? Мы ж, как дети, балуемся, шалим.
Приобщиться к вечернему просмотру мультиков и поучительных историй в компании любимых персонажей по‑прежнему можно каждый (!) день. Время и место встречи неизменно: 20:40, «Беларусь 3».
Аистенок Буслик, который появился в «Калыханцы» в 2015 году, на самом деле тоже один из старожилов проекта. Еще до появления Топы он укладывал спать маленьких белорусов вместе с песиком Тимошкой. Но затем Буслик отправился путешествовать в теплые края — и вернулся на Макаенка, 9 лишь спустя несколько десятков лет. Нынешний Буслик, шутят создатели программы, на самом деле праправнук того самого первого их аистенка. Примечательно, что сначала свой голос персонажу подарила артистка театра имени М. Горького Эмилия Пранскуте — до этого она озвучивала Сплюшика. Последние годы Эмилия (Миля, как называют ее в коллективе) говорит за енотика Тему. Кстати, актриса — одна из тех, кто работает на «Калыханцы», как она смеется, по образованию. В 1993 году Пранскуте окончила академию искусств по специальности «актер театра кукол».
Самих артистов, кстати, зрители почти не узнают в лицо. Но «калыханковцы» совсем не в обиде. Смеются: эта профессия не предполагает громкой славы, их радость в другом: искренних улыбках своих самых маленьких зрителей.
«Эта передача вне политики». Детской «Калыханке» скоро 40 лет
Передача «Калыханка» – одна из популярнейших на белорусском ТВ. У нее огромная армия фанатов – писем до сих пор приходит множество, счет идет на мешки.
Через несколько месяцев передача готовится отметить 40-летие – день рождения у «Калыханкi» 1 января. Sputnik побывал на съемочной площадке на телеканале «Беларусь 3» и поговорил с создателями передачи.
Валентин Соловьев,
исполняет роль взрослого персонажа Дзядулi Дабрадзея
Студия, в которой снимают «Калыханку» – это небольшая комнатка. В ней темно: освещается только сцена. Царит творческий беспорядок.
Напротив сцены сидит режиссер, на площадке – два актера, которые держат кукол, сидя под столом. Они бодро читают сценарий, хотя кажется, что им тесно и некомфортно. Пожалуй, больше всего повезло в этой ситуации актеру Валентину Соловьеву.
– Валентин, как вы пришли в эту программу?
– Был кастинг – искали дзядоў. Штук пять пробовались. Отбор, что меня радует, дети вели. Нас сняли на видео и показали в детском саду. Голосованием я прошел.
– Есть у вас фанаты – такие, чтобы прям в студию приходили? На улице узнают?
– В городе узнают, да. Подходят и говорят: «Это же дедушка». Я отвечаю: «Добры дзень, мае дзетачкi-кветачкi». И ухожу сразу. Я стесняюсь как-то. Я не знаю, как себя вести в этой ситуации.
— Сейчас у нас непростая ситуация в стране. Вы работаете на белорусском телевидении. Если говорить лично о вас, чувствуете к себе неприятельское отношение от других?
– Нет, абсолютно. Нас на работе спрашивали, планируем ли мы оставаться или уходить. Я говорю: «Буду, конечно». А что мешает? Дети виноваты, что ли?
Мы же для детей делаем все это. Тут вне политики абсолютно. Мы воспитываем детей. Мы говорим на беларускай мове. У нас очень хорошие поучительные сценарии. Они же воспитывают этих детей. Так что тут нет никакого давления, никакого неудобства внутреннего. Все гармонично.
– Сейчас, кроме телевидения, есть у вас еще работа?
– Да, я профессиональный актер Республиканского театра белорусской драматургии. Там работаю с 2013 года. А сам из Витебска. Там в театре проработал 26 лет после института. Потом сюда меня переманили.
На «Калыханку» пошел потому, что хорошая передача. Я люблю детей, у меня внуки есть. У меня лежит душа к этому.
– Как вы думаете, дети смотрят все еще «Калыханку» или им гаджеты подавай?
– Судя по внуку, смотрят, и их никто не заставляет. Позывные услышат и бегут. Потому что там все живое и поучительное. Хвала нашим сценаристам за то, что они делают.
– Как справляетесь с грустным настроением, когда нужно выходить на площадку?
– Очень просто. Это автоматически происходит – просто переключаешься. И это правда, потому что сколько лет ты занимаешься этим: с 86-го года я в профессии. Наоборот, помогает твое настроение дурное снять.
Может, кто-нибудь начинающий тянет этот шлейф негатива из жизни сюда. И у меня такое было: как играть, когда жена в больнице лежит? А сейчас знаю людей, которые, когда их близкие умирали, выходили на сцену. Это нормально. Это наработанность, это опыт профессиональный.
Ольга Асмолова,
пишет сценарии для передачи
– Сколько человек пишет сценарий?
– У нас три постоянных автора. Я бы сказала, что наша передача – это такие истории для настроения. Чтобы перед сном ребенок вместе с нашими героями пережил какую-то ситуацию – немножко сказочную, немножко близкую к себе. И с хорошим настроением потом почистил зубки, помыл личико и лег спать. А утром проснулся отдохнувшим и полным сил.
– Вы сколько лет уже создаете сценарии?
– Уже скоро будет 25.
– 25 лет! Где берете идеи?
– Когда-то я пришла сюда на ознакомительную практику после первого курса факультета журналистики. Мы познакомились с Еленой Сергеевной Фурсовой (руководитель передачи – Sputnik). Она говорит: «Это наши куколки, это наша «Калыханочка».
Когда тебе 18 лет, это как-то странно немножко. Это совсем не то, в чем бы ты хотел себя попробовать. А потом как-то втянулась и осталась. Вот уже почти 25 лет.
Наши герои для меня – это не куклы, никакие не игрушки. Я считаю, что они маленькие дети. У каждого свой характер, свои пристрастия. Я просто представляю, что бы могло произойти с этими детьми. Задаю для них ситуации и думаю, как бы они себя повели.
– А есть какая-то детская цензура? Например, нельзя говорить о зависти или любви.
– Нет, тему зависти мы как раз поднимаем. В принципе тем, о которых мы не говорим, нет. Просто немножко стараемся детским языком передать.
Мне кажется, зрители нас любят, ценят. Пишут письма до сих пор. Кажется, уже есть электронная почта. Нет, пишут письма и присылают рисунки. У нас, например, Феечка была на самоизоляции. Одна девочка написала: «Где же моя любимая Феечка?». Дети переживают.
– Сколько человек делают эту передачу?
– Давайте я вам расскажу, как все происходит. Авторы составляют примерный тематический план, потом пишут сценарии. Сразу начинает работать художник. Потому что перед ним стоит большая задача – нужно подобрать реквизит, создать атмосферу. Наши герои – это живые дети. У них должны быть свои игрушки и свои книжки соответственных размеров.
Начинает работать режиссер. Мы высылаем сценарии актерам. Актеры, которые «работают лицом», учат наизусть сценарий. У них нет телесуфлера. Ну, а дальше подключается оператор-постановщик, идет запись передачи. Потом ее монтирует режиссер монтажа.
Получается, команда у нас – чуть больше 10 человек.
– Нравится вам ваша работа?
– Конечно, нравится. Если бы не нравилась, я бы не работала. Я, конечно, делаю другие передачи – для взрослых зрителей. Но «Калыханка» – это моя любимая работа.
У меня дочка выросла на «Калыханке». Сейчас она немножко подросла, но иногда включаем, смотрим. Дочка смеется так же, как и прежде, переживает за этих всех героев.
Иногда я прошу ее почитать сценарий. И она может сказать: «Мама, слушай, что-то он как-то сказал не по-детски». Я спрашиваю: «А как бы ты сказала?». Меняю слова и в таком варианте отдаю сценарий.
Владимир Воронков,
исполняет роль куклы – медвежонка Топы
– Самый старый персонаж на программе – это Топа? Сколько ему уже?
– Сильно он изменился на эти годы?
– Он постоянно «омолаживался». Это уже четвертая кукла. Сейчас в новой концепции нашего руководителя разрабатывается пятый Топа. Но больше всего мне нравился предыдущий, за которого я «Телевершину», собственно, и получил. У него работало все – и рот, и глаза, и руки.
30 лет в эфире. «Калыханка» и все ее герои
Придумали и воплотили в жизнь идею вечерней телепередачи для самых маленьких главный редактор редакции программ для детей и юношества Нина Шоба и творческий коллектив редакции.
— Сколько за 30 лет сменилось кукол? Почему их меняли — из—за непопулярности персонажей?
— Наверное, за тридцать лет героями «Калыханки» были более тридцати кукол. Среди них Буслик, пес Тимошка, кот Мартин, поросенок Сеня, хомячок Хоня, Лесовичок, заяц Остроушик, волк Вова, Дед Бородед… Менялись персонажи по разным причинам: иногда нам, как авторам, хотелось придумать что-то новое, а бывало, менялось руководство и требовало совершенно новой концепции с совершенно новыми героями.
— Один из самых популярных и любимых персонажей — это Дед Бородед, но он как—то быстро исчез из эфира.
Деда Бородеда зрители очень любили, но в исполнении эти программы были очень сложны, поэтому через какое-то время на смену Бородеду пришли другие персонажи.
Любимые герои
— Жаловались ли зрители на кого—нибудь из персонажей?
— Однажды, когда в очередной раз пришло новое руководство и дало указание поменять концепцию, возникла идея сделать кукол, которые были бы не похожи ни на кого, кто появлялся до этого в эфире. Так был придуман любознательный и шебутной поросенок Сеня, которого отличал длинный носик. Детям Сеня полюбился за свой живой и веселый характер, а вот взрослые, действительно, не смогли привыкнуть к его не совсем обычной внешности, поэтому носик Сене пришлось укоротить. Но дети его очень любили. Немалая заслуга в этом замечательной актрисы Веры Кавалеровой, озвучивавшей поросенка и создавшей живой и органичный характер.
— За годы существования у «Калыханкі» было много лиц — тетя Таня, тетя Зина, дядя Сергей. Программу в свое время даже вел известный актер Виктор Манаев и многие другие. Но уже достаточно долго в кадре появляется Маляваныч…
Сегодня Маляваныч (актер Александр Жданович) ведет программу в компании медвежонка Топы, лисички Яны, Сплюшика и Феи снов.
Секрет успеха
О том, как сегодня происходит процесс создания программы, «АиФ» рассказала заведующая отделом подготовки телепрограмм для детей и юношества Белтелерадиокомпании Елена БУДРИЦОВА:
— У «Калыханкi» было много лиц. Почему решили остановиться на тандеме Маляваныча, Топа и Яны?
— Сплюшик — это ведь ваша идея?
— Я обожаю актрису Эмилию Пранскуте, которая озвучивает Сплюшика. У нее в руках оживает даже ложка, поэтому очень хотелось коллектив «Калыханкi» обогатить участием этого талантливого человека. А почему именно Сплюшик, которого мы называем неведомой зверушкой? Потому что такие необычные персонажи помогают детям фантазировать, познавать мир.
— Если бы «Калыханка» выходила где—нибудь в Европе или Америке, то у Топы наверняка на голове красовался бы ирокез, а Яна стала бы эмо, чтобы соответствовать духу времени…
— С какими основными проблемами приходится сталкиваться?
— Раньше на адрес «Калыханкi» приходило много писем, а сейчас есть отзывы от телезрителей?
— Пишут в основном на электронную почту, а к праздникам присылают много открыток с поздравлениями. Кстати, буквально вчера ко мне подошла женщина и, узнав, что я имею отношение к «Калыханке», спросила: «Где можно купить DVD с записями программы? Ребенку одной программы в день мало». По-моему, этим все сказано.
В 2003 году «Калыханка» «переехала» с Первого канала на «ЛАД». И ей просто было жизненно необходимо второе дыхание. Творческая группа программы решила вернуть в передачу женский образ. Так, в 2006 году к веселой компании Маляваныча, медвежонка Топы и лисички Яны добавилась Фея снов. Актриса для этой роли подбиралась тщательнейшим образом. Был проведен серьезный кастинг, на который были приглашены лучшие молодые актрисы страны. Выбрать «свою Феечку» позволили детям, и они единогласно проголосовали за молодую актрису Елену Бикреневу.
За кадрам. Як здымаюць «Калыханку»?
На гадзінніку Белтэлерадыёкампаніі 10 раніцы. Атрымліваем часовы пропуск, падымаемся на трэці паверх і спяшаемся па доўгіх калідорах. Калі ведаць, куды ісці, можна знайсці невялікую студыю, з якой часта даносіцца смех. Менавіта там здымаюць любімую дзяцьмі беларускамоўную праграму «Калыханка».
Сямейная атмасфера
Рэжысёр робіць паметкі ў сцэнарыі і бадзёра кіруе працэсам. Аператар кантралюе дзеянне ў кадры. Гукарэжысёр працуе за мікшэрскім пультам. Некалькі акцёраў стаяць за кадрам і чакаюць сваёй чаргі. Атмасфера ў студыі ўтульная, сямейная: у перапынках паміж здымкамі творчая каманда жартуе паміж сабой і абменьваецца навінамі.
За час існавання праграмы змянілася мноства герояў: кот Марцін, Лесавічок, воўк Вова, Дзед Барадзед, Маляваныч. Зараз перадачу вядуць медзведзяня Топа (Уладзімір Варанкоў), лісічка Яна (Іна Ганчар), Фея сноў (Алена Бікранёва), падарожнік Нестар (Сяргей Жбанкоў), дзядуля Дабрадзей (Валянцін Салаўёў), няня Палінка (Таццяна Чардынцава), Буслік (Алена Гіронак) і яноцік Цёма (Эмілія Пранскутэ).
Працоўныя моманты
«АіФ» задаў некалькі пытанняў акцёру Сяргею ЖБАНКОВУ, які выконвае ролю падарожніка Нестара.
— Як даўно вы працуеце на «Калыханцы»?
— Амаль пяць гадоў. Мне лёгка гэта памятаць: мая дачушка нарадзілася ў той год, калі я прайшоў пробы ў «Калыханку». А на кастынг я прыехаў адразу пасля таго, як здаў на правы. Быў натхнёны, у добрым настроі. І праз 5-6 дзён пасля нараджэння маей дачкі мне патэлефанавалі і сказалі, что я прайшоў. Такі вось падарунак для маладога бацькі.
— Па якому графіку вы працуеце?
— Здымаем выпускі «Калыханкі» на месяц-паўтара наперад. Звычайна пішам чатыры перадачы ў дзень. Калі не паспяваем, здымаем больш.
Рэжысёры сочаць за кадрам, каб ляпаў не было. Заўсёды ёсць рызыка, што ў кадр вылезе галава ці рука. Працуем па панядзелках і пятніцах. У астатнія дні акцеры выступаюць у тэатрах.
— Раней персанажаў было менш…
— Вам падабаецца працаваць на «Калыханцы»?
— Я з задавальненнем іду на праграму. У нас каманда класная: калі я толькі прыйшоў, мы адразу па-сяброўску «рэпятнулі». Заўсёды жартуем, атрымліваем асалоду адзін ад аднаго. Грэе, што праграма робіцца для дзетак. У нас добры рэйтынг на тэлебачанні. Калі людзі пазнаюць на вуліцы, звычайна гавораць: «Дзякуй, што ваша праграма на мове».
Творчая ніша
Рэжысёр «Калыханкі» Аліна ЦЫТОВІЧ таксама атрымлівае асалоду ад сваёй працы.
— Як выбіраюцца тэмы для выпускаў?
— Дзеці растуць, а тэмы застаюцца тыя ж. Мяняецца толькі падача. Лялькі сталі больш сучаснымі: яны карыстаюцца ноўтбукамі, планшэтамі, тэлефонамі. Сцэнарыстаў у нас некалькі, але кожны працуе над сваім матэрыялам. Адзін аўтар здае чатыры сцэнара ў месяц. Пасля гэтага шэф-рэдактар вычытвае ўсе тэксты, каб ідэі не паўтараліся. Часам сцэнарысты пішуць сюжэт быццам для «мульціка», і гэта немагчыма ўвасобіць лялькамі.
— А адкуль у вас столькі рэквізіта?
ДАВЕДКА
Пасля заканчэння перадачы гучыць песня «Доўгі дзень» на словы Генадзя Бураўкіна і музыку Васіля Раінчыка. У розныя часы песню выконвалі спявачкі Ядвіга Паплаўская і Ліка Ялінская. Зараз яна гучыць у выкананні ансамбля «Верасы».