на каком канале работают шлюзы
Частоты речного диапазона
Таблица речных каналов радиосвязи
Симплексные каналы
№ канала
Частота, Ml ц
№ канала
Частота, МГц
№ канала
Частота, МГц
300,200
300,050
300,100
336,200
300,125
300,150
Каналы связи Речфлота в дуплексном режиме
№ канал а
Судно
Береговая радиостанция
Частота передачи, МГц
Частота приема, МГц
Частота передачи, МГц
Частота приема, МГц
В нашем магазине вы можете приобрести речные раци Связь Р-21, Аргут А-36 и другие рации речного диапазона. Речная рация Связь Р-21 появилась в связи с большим спросом на недорогие портативные речные радиостанции. Рация надежна, имеет мощность 5 Вт, диапазон частот 300-350 МГц, аккумулятор повышенной емкости. Может работать как в канальном, так и в частотном режимах. Программируется с руки и прошивается через компьютер. При продаже радиостанции при желании покупателя мы можем прошить рацию Связь Р-21 на все речные каналы.
Рация Аргут А-36 немного дороже, но имеет высокий класс зашиты IP-66a.
© Планета-Р
+7 (495) 502-36-70
+7 (929) 911-99-49
Пункт выдачи: Москва, Нарвская, д.2
Радиосвязь на внутренних водных путях
Уважаемый читатель!
Настоящая статья открывает серию публикаций с целью дать представление судоводителям и владельцам малых судов о современной судовой радиоэлектронной аппаратуре, обеспечивающей безопасность плавания в самых разнообразных условиях и удобство в управлении судном.
Современный рынок судовой радиоэлектроники предлагает множество приборов различного назначения, изготовленных как ведущими мировыми производителями, так и малоизвестными фирмами, имеющих зачастую одинаковые назначение и характеристики, что существенно затрудняет для неискушенного судовладельца выбор оптимального для него оборудования. В меру своих знаний и способностей мы постараемся познакомить Вас с наиболее интересной и полезной аппаратурой и помочь определиться в море предложений.
Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по условиям распространения радиоволн и способам осуществления связи.
К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи.
Имеются отличия в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является важнейшим средством судовождения.
Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
для передачи и приема сигналов бедствия и согласования взаимных действий при проведении спасательных операций;
для приема гидрометеорологических и навигационных извещений;
для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
при проведении соревнований.
Для быстрого и безопасного прохождения шлюзов судоводители малых судов должны на 3-м частотном канале осуществлять связь с диспетчером, который может назначить очередность и порядок прохождения, указать место швартовки, предупредить о возможных перемещениях больших судов. Переход на 3-й канал должен производится после прохождения первого светофора и используется для радиообмена с диспетчером и с судами в шлюзе.
Для обеспечения безопасности, особенно на больших открытых водоемах, важное значение имеет знание условий плавания. Для своевременного оповещения судоводителей об изменениях в гидрометеорологической и путевой обстановке на определенных каналах осуществляется передача соответствующей информация в установленное для этих сообщений время. При этом передаются прогнозы погоды на сутки от времени начала передачи, срочные предупреждения и оповещения (например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих предметах и мелях, об изменениях в навигационной обстановке и расстановке навигационных знаков и т.д. Передача сообщений обычно осуществляется на 2-м канале, а а также на дуплексных каналах (6, 7, 8, и т.д.). Перечень радиостанций, передающих гидрометеорологическую и путевую информацию, и номера каналов приведены в приложении.
Порядок и правила ведения радиосвязи определяются «Указаниями по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации». Положения и требования настоящих Указаний должны строго соблюдаться всеми лицами, использующими радиосвязь на внутренних водных путях России, независимо от ведомственной принадлежности судна. Ниже приведены выдержки из действующих правил, которые могут быть использованы судоводителями малых судов при плавании по внутренним бассейнам РФ.
1. Сигналы бедствия, срочности и безопасности
1.1. Сигналы бедствия, срочности и сообщение о бедствии передаются по указанию капитана судна.
1.2. В случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи, сигналы бедствия и срочности передаются и принимаются с использованием всех имеющихся на борту судна радиосредств.
1.3. В случае возникновения аварийной ситуации капитан (вахтенный начальник) судна обязан вызывать ближайшие суда на 5-м канале, а при невозможности установления связи вызывать ближайшую береговую станцию на присвоенном ей канале.
1.4. Ни одно из положений настоящих Указаний не может служить препятствием к использованию радиостанцией терпящего бедствие судна всех имеющихся возможностей для установления связи с ближайшими судами или береговыми пунктами для передачи сообщений о бедствии и запроса помощи.
2. Передача прогнозов погоды, путевой информации и циркулярных сообщений
Передача прогнозов погоды, предупреждений и путевой информации осуществляется по установленному расписанию на выделенных для этого каналах и в соответствии с таблицей (см. Приложение 2).
3. Служебная радиосвязь
3.1. В период плавания главная УКВ радиостанция должна быть постоянно включена на 5-м канале (300,2 МГц). Частота 300,2 МГц является частотой бедствия, безопасности и вызова для радиотелефонии на внутренних водных путях страны. Ведение переговоров на 5-м канале, не связанных с вопросами обеспечения безопасности, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.2. Переговоры с диспетчерским персоналом портов, пристаней, гидроузлов и других береговых объектов должны осуществляться на закрепленных за ними частотах.
3.3. Перед вызовом радиостанции предварительным прослушиванием на канале вызываемой радиостанции необходимо убедиться в том, что она не ведет радиообмен с другой радиостанцией, и лишь после этого сделать вызов.
3.4. Радиосвязь должна осуществляться с соблюдением Правил ведения радиотелефонных переговоров по каналам радиосвязи на внутренних водных путях России, а переговоры носить четкий и лаконичный характер.
Например, вызов диспетчера шлюза №1 звучит так: «Шлюз №1″я яхта «Вега», прием».
Если диспетчер принял вызов, то он отвечает: «Вега», я «Шлюз №1″, вас слышу хорошо, прием». После этого могут быть проведены переговоры о порядке прохождения шлюза. Аналогичный порядок установлен и для связи и с судами на 5-м канале.
Сигнал бедствия и сообщение о бедствии следует передавать до тех пор, пока оно не будет получено подтверждение о приеме.
Сигнал бедствия по очередности пользуется абсолютным приоритетом перед другими сигналами. Все другие радиостанции, принявшие сигнал бедствия, должны немедленно прекратить любые передачи, которые могут создать помехи радиообмену по оказанию помощи терпящему бедствие.
За сигналом бедствия передается сообщение о бедствии, состоящее из сведений о характере бедствия, местонахождении судна, требуемой помощи и любых других сведений, способствующих уяснению положения судна для оказания ему помощи.
Помимо сигналов бедствия, к приоритетным относятся сигналы срочности и безопасности, передаваемые также на 3-м канале.
Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого-либо человека, находящегося на нем или видимого с него.
Сигнал безопасности говорит о том, что данная радиостанция будет передавать сообщения, касающиеся безопасности плавания, важные гидрометеорологические сведения или изменения в судоходной обстановке.
На внутренних водных путях всем радиостанциям запрещается:
работать на неразрешенных каналах;
использовать не присвоенные позывные сигналы;
устанавливать связь и производить обмен с неразрешенными береговыми корреспондентами, за исключением радиостанций судов, терпящих бедствие;
увеличивать мощность радиопередатчиков выше указанной в разрешении на эксплуатации;
применять произвольные коды и сокращения.
Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.
«Гранит Р-24»
Стационарная судовая УКВ радиостанция. Как и «Гранит Р-44», имеет все частотные каналы. В состав штатной комплектации входят приемопередатчик, преобразователь напряжения 220/24/12 В, пульт управления, выносной громкоговоритель и внешняя антенна. Приемопередатчик изготовлен в виде т.н. «черного ящика» что позволяет размещать его в любых местах, оставляя на приборной панели поста рулевого только пульт управления и громкоговоритель.
Motorola GP-340
Автору этих строк довелось испытать некоторые из перечисленных радиостанций в ходе семи Онежских регат и плаваний на различных акваториях. Накопленный многолетний опыт эксплуатации речных УКВ радиостанций, в первую очередь, наиболее распространенных «Гранит Р-44», позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации.
Наиболее целесообразна установка антенн на мачту при плаваниях по рекам и каналам и, особенно, при прохождении шлюзов. Как отмечалось ранее, при нахождении малого судна в камере шлюза при работе носимой радиостанции на штатную антенну связь с диспетчером может быть неустойчивой из-за многократных отражений радиоволн. Подъем антенны выше камеры (обычно высоты мачты даже небольшой яхты вполне хватает для этого) сразу снимает проблему провалов в приеме сигналов диспетчерской станции.
Следует иметь в виду, что для приобретения радиостанций необходимо получить разрешение в Федеральном государственном унитарном предприятии «Радиочастотный центр» Вашего федерального округа (бывший Госсвязьнадзор).
Морские и речные радиоканалы
Международные морские радиоканалы
Для морской радиосвязи выделен определенный диапазон радиочастот. Для удобства он разбит на 59 фиксированных частот. Каждому частотному каналу присвоен свой номер. Так, например, частоте 156.8 МГц соответствует 16 канал. Сделано это потому, что номер канала проще запомнить и набрать, чем четырехзначное значение частоты. Все радиостанции VHF оперируют именно номерами каналов. Когда мы выбираем 16-ый канал, умная электроника настраивает приемник и передатчик вашей радиостанции на частоту 156.8 МГц без вашего участия.
Каждый канал имеет определенное предназначение. Так для вызова судов и подачи сигналов бедствия служит 16-ый канал. Каждое судно обязано нести вахту на этом канале, т.е. внимательно слушать все передачи. Так же этот канал слушает и береговая охрана, которая приходит на помощь в случае бедствия.
Список морских каналов VHF-диапазона
Первой указана частота передачи, второй – приема. Далее идет назначения канала:
Дополнительная информация:
Каналы имеют строго определенное назначение. Это назначение канала указано в специальной таблице. Так, например, 72 канал может использоваться для переговоров между судами, а канал 70 не может использоваться для радиосвязи ни при каких обстоятельствах. Он используется для передачи Цифрового Селективного Вызова (DSC) – морского аналога СМС сообщений мобильных телефонов. Передача речевого сигнала на этом канале категорически запрещена!
Все время, когда не ведутся переговоры на другом канале, радиостанция должна быть включена на 16-ом канале! Ведь кто-то может пытаться вызвать именно вас или просить о помощи.
Любой вызов начинается с передачи позывного или названия станции (судна) к которому вы обращаетесь. При этом считается хорошей практикой при первоначальном вызове повторить свой позывной (название яхты): 3 раза – перед передачей важных сообщений или высоком риске, что вас не услышат или не поймут. А именно передачи сообщений в случае: бедствия, крайней необходимости, обеспечения безопасности, сложных радио или метеоусловиях, плавании в иностранных или международных водах, если предыдущий вызов остался без ответа. 2 раза – в случае, если другая станция (судно) не ожидает вызова; 1 раз – во всех других случаях.
Разрешается делать не более 3-х вызовов с интервалом в 2 минуты. После этого следует сделать паузу в 3 минуты. Считается, что если вам не ответили после 3-х вызовов, на ответ можно уже не надеяться и дальнейшие вызовы вряд ли будут услышаны.
После установления связи на 16 канале, нужно немедленно переключиться на другой канал. Поэтому еще до вызова найдите свободный канал, на котором не ведутся переговоры.
Выбирать следует из каналов: 06, 08, 09, 10, 13, 15, 17, 67, 69, 72, 73, 77. Именно они предназначены для коммуникаций между судами. Хорошей практикой будет уточнить во время брифинга в чартерной компании, какие каналы лучше использовать для переговоров между судами. Так как возможны местные нюансы.
Речные радиоканалы РФ
Присвоение радиочастот осуществлять с учетом требований решения ГКРЧ от 27.04.98 (протокол 6/3) по согласованию со штабом военного округа, а в пределах Московского военного округа с войсковой частью 52686.
И наконец главное правило: помните, вы в эфире не одни. Занятый вами канал могут использовать для переговоров другие суда, находящиеся вдалеке от вас. Вы можете их не слышать, но можете им помешать. Чтобы этого не случилось, используйте минимально необходимую мощность передатчика и передавайте предельно краткие сообщения!
Организация радиосообщения в речном судоходстве
Сегодня основным диапазоном радиочастот, используемым на речных судах, является 300.0125-300.5125 МГц и 336.0125-336.5125 МГц. Эти диапазоны, в свою очередь, распределены на участки сеткой каналов. Сами участки распределены между судами и объектами на берегу как каналы для обмена данными, обеспечения безопасности движения, экстренной связи, трансляции метеосводок и прочей информации. Непосредственно номера и область применения выделенных каналов определяет Служба речного флота Минтранса, согласуя с местными органами Государственного надзора за радиосвязью. Чаще всего на реке используют радиотелефонию в режиме симплекс для связи типа «судно-судно» и «судно-берег», а дуплекс (прием и передача одновременно) предназначается для связи с Речфлотом и звонков в городские телефонные сети.
На малых судах, выполняющих рейсы по внутренним водным путям, радиостанции чаще всего используют:
Безопасность судоходства обеспечивается, в первую очередь, согласованными действиями всех участников (к примеру, при расхождении и обгоне). Для подобных переговоров требуется канал для оперативного обмена данными между участниками маневра – в данном случае, выделен 5 частотный канал, на который транслируются, в том числе и сигналы бедствия. В некоторых регионах европейской части России (чаще всего у крупных транспортных узлов) за этим каналом наблюдают и береговые радиостанции.
При прохождении шлюзов экипажи малотоннажных судов после прохождения первого светофора должны переключиться на 3 канал для связи с диспетчером. Именно он определяет порядок прохождения, очередность судов, предупреждает о возникающих опасных ситуациях.
В открытых акваториях, особенно на больших водоемах, важно знать условия плавания, оперативно получать данные об изменении погодных условий и срочные оповещения (например, штормовые предупреждения). Передача подобных справок производится регулярно на определенных каналах через определенные промежутки времени на симплексном 2 канале, а также на дуплексных: 6, 7, 8 и т.д.
Сейчас радиосвязь активно используют организаторы и участники парусных соревнований – среди последних примеров чемпионат России «Онежская регата». На подобных мероприятиях рации нужны участникам для связи с судейским корпусом и другими экипажами в экстренных случаях, обмена сообщениями с Речфлотом и службами на берегу. Также по радио передаются сводки погоды и сообщения в рамках спортивных задач. Для связи «судно-судно» и «судно-берег» малым судам выделен 42 частотный канал, и 25 и 43 каналы для маломерных судов.
Рекомендации по эксплуатации радиостанций
Опыт работы с судовыми рациями показывает, что на реке дальность связи определяет не столько мощность передатчика, сколько высота подъема антенны. Портативные рации демонстрируют дальность на открытой воде до 7 км, при связи с судном – до 12 км. Установленная на мачте антенна гарантирует уверенную связь на расстоянии до 37 км. Стоит учитывать, что при движении по рекам, и особенно при шлюзовании, работа портативной станции может быть нестабильной из-за отражения радиоволн и возникающих помех.
Правила ведения радиосвязи
Сигнал бедствия и сообщение о бедствии должен передаваться, пока не будет получено сообщение о приеме.
Сигнал бедствия пользуется абсолютным приоритетом по очередности перед другими сигналами. Все другие радиостанции, принявшие сигнал бедствия, должны немедленно прекратить любые передачи, способные создать помехи радиообмену по оказанию помощи терпящему бедствие.
За сигналом бедствия передается сообщение о бедствии, состоящее из сведений о характере бедствия, местонахождении судна, требуемой помощи и любых других сведений, способствующих уяснению положения судна для оказания ему помощи.
Помимо сигналов бедствия, к приоритетным относятся сигналы срочности и безопасности, передаваемые также на 3-м канале.
Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого-либо человека, находящегося на нем или видимого с него. Сигнал безопасности говорит о том, что данная радиостанция будет передавать сообщения, касающиеся безопасности плавания, важные гидрометеорологические сведения или изменения в судоходной обстановке.
На внутренних водных путях всем радиостанциям запрещается:
Средства связи
Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.