на каком ладу какая тональность каподастр
Каподастр для гитары. Полное руководство по использованию и выбору зажима струн для гитары.
Каподастр для гитары. Общая информация
Несомненно, такая вещь как каподастр сейчас необходима каждому гитаристу. Это очень удобный инструмент, который открывает новые возможности игры и расширяет уже имеющиеся. По своей сути это очень простой прибор – зажим, который при помощи пружины или специальной ленты, зажимает все струны на одном ладу, подобно приему баррэ. При всем своем небольшом функционале, эта вещь здорово помогает гитаристам в сочинении новых песен и значительно упрощает многие композиции, одновременно с этим расширяя ваши возможности по сочинению песен и продумыванию гармонии – как при игре боем, так и перебором. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое каподастр, и как его можно использовать.
Для чего нужен каподастр?
Позволяет мгновенно изменить тональность песни
Допустим, вы играете композицию, написанную в тональности «Соль-минор». При этом внутри нее довольно много разнообразных аккордов, и вам приходится постоянно прыгать по грифу, обыгрывая этим самые аккорды. Чаще всего вам придется смириться с этим, однако достаточно надеть каподастр на третий лад и подобрать аккордовые формы – как вдруг даже баррэ исчезает с горизонта! То же самое работает, если вы, скажем, играете песню в ля-миноре, а ваш вокалист привык петь в си-миноре. Тогда вы просто надеваете капо на второй лад и играете то же самое. Очень удобно.
Дает гитаре более яркое и другое звучание
Когда вы зажимаете лад, то по факту уменьшаете играющую длину струны. Вместе с этим повышается звук. Если надеть каподастр на высокие лады – например, седьмой, или девятый, то вы можете получить довольно забавный эффект, сравнимый со звуком банджо. Это можно использовать в продумывании вашей песни.
Позволяет перемещать на любую тональность некоторые комбинации с открытыми струнами
Особенно это подойдет любителям переборов и соло. Если без каподастра вам приходилось лишь смириться с тем, что некоторые паттерны вы не сможете сыграть чисто физически – невозможно, скажем, зажать одновременно седьмой и второй лад, при этом поставив какой-то аккорд – то с ним все становится куда проще. Просто поместите его на нужный лад и импровизируйте в свое удовольствие.
8 причин, почему вам стоит использовать каподастр
Он позволит вам играть аккорды без баррэ в таких позициях, где раньше бы это было невозможным. Кроме того, это значительно расширяет ваши возможности в области аккордовых форм.
Капо позволит вам воспроизводить больше композиций с разными аккордами, при этом, практически не меняя свою позицию игры – вам достаточно просто помнить формы, чтобы сдвигать их по тональности.
Кроме того, с каподастром вы сможете играть произведения, которые невозможно сыграть без него.
Он расширяет простор для импровизации – особенно это актуально для любителей фингерстайла, у которых стандартные открытые струны выходят вниз за тональность и нужные интервалы.
Просто повесив каподастр на один из ладов вы сможете изменить тональность в наиболее комфортную для пения.
Как уже было сказано выше, этот гитарный аксессуар упростит вам извлечение аккордов, которые требуют прием баррэ.
Соответственно, ваши пальцы будут уставать гораздо меньше – именно из-за меньшего количества баррэ.
Чтобы эффективно применять каподастр вам не надо быть профи.
Обратите внимание
Не бросайте тренировать ваше баррэ
Запомните раз и навсегда – каподастр не панацея. Если вы купили его, то это не значит, что вам не надо тренировать ваше баррэ. Что вы будете делать, когда в песне одновременно имеется аккорд Hm и E? Ничего – с каподастром и без баррэ это сыграть невозможно. Именно поэтому продолжайте отрабатывать этот прием, поскольку данный аксессуар нужен совсем не для того, чтобы убрать в нем необходимость.
Настраивайте инструмент до и после использования
Каподастр, так или иначе, прижимает струны неточно. Почти наверняка при идеальной настройке открытых струн гитары капо будет давать небольшое повышение и нестрой. Поэтому лучше всего при его использовании немного спускать струны на одинаковое нестроение. Тогда звук будет точнее.
Разумеется, и после того, как вы сыграете композицию, стоит перенастроить гитару, чтобы и дальше играть с нормальным сочетанием звуков и аккордов.
Как пользоваться зажимом струн и играть с ним на гитаре?
Как узнать, какие аккорды вы играете при использовании капо?
Если вы зажмете капо где-то на грифе гитары и будете играть те же аккорды, что и без него, то, в конечном счете, вы будете играть на разных аккордах, при этом, не меняя их аппликатуры. Поэтому для того чтобы узнать, какие аккорды вы играете:
Таблица аккордов с капо
Виды зажимов струн
Для акустических гитар
Этот тип капо – самый классический. Приобрести подобные можно в любом музыкальном магазине.
Для классических гитар
Немного другой тип зажимов, сила которого гораздо меньше, чем для акустической гитары.
Для электрогитары
Хоть и для электрогитар подойдет и каподастр для акустики, существует также и специальные аксессуары, которые отличаются только скрепляющим механизмом, который более удобен для использования.
Для двенадцатиструнной гитары
Для гитар такого типа обычно используется капо, чья прижимная сила больше, чем у обычных.
Для укулеле
Это уменьшенные каподастры с небольшой прижимной силой. Сделаны они специально, чтобы подходить к грифу и не травмировать его.
Виды механизмов и конструкций
С пружиной
Капо, в который вмонтирована специальная пружина, не позволяющая устройству разжаться. Вы усилием нажимаете на рычаг и разжимаете ее, после чего фиксируете на ладу. Самый простой в использовании тип, который позволит очень быстро менять нужные вам лады. У большей части фирмовых музыкантов именно такие каподастры.
Защелкивающийся
Примерно то же самое, что и пружинный, но внутри него вставлен немного другой механизм. Тоже крайне удобен для использования, поскольку так же не тратит много времени на свою установку и передвижение по грифу.
Эластичный
Представляет из себя обтесанный брусок с приделанной к нему тряпичной лентой с застежками. При установке вы оборачиваете и натягиваете ленту, закрепляя ее на гитаре. Является самым неудобным типом, поскольку может слететь, долго устанавливается и на нем сложно быстро менять лады.
С винтовым зажимом
Представляет из себя тот же капо, но который фиксируется при помощи специального винта, который вкручивается в конструкцию. Неудобен, поскольку требует огромного количества времени на установку и так же может слететь.
Как выбрать каподастр
Модели не слишком сильно различаются между собой, поэтому просто выбирайте то, что вам требуется на данный момент. Если у вас обычная акустика – то покупайте стандартный аксессуар, желательно пружинный или защелкивающийся. Следите за тем, чтобы капо давал тот зажим, который будет адекватен для вашей гитары – не сильный для классики, но и не слабый для 12-струнной гитары.
Песни с каподастром
Как сделать каподастр своими руками
Для этого вам понадобится зажимной брусок – это может быть карандаш, зажигалка или небольшая дощечка, а также резинка.
1. Поместите брусок на нужный лад.
2. Оберните резинку вокруг нижнего конца.
3. Протяните резинку до верхнего конца и также оберните ее.
Как менять тональность на гитаре. Каподастр
Как менять тональность на гитаре. Каподастр.
Разные размеры для разных гитар
Это приспособление зажимает струны на любом ладу. Фактически вы меняете длину струны и, соответственно, тон. При этом ваша левая рука может играть те же аккорды, что и до смены тональности.
Также он выручит, если вам неудобно петь песню — слишком высоко или слишком низко. Вы одним движением переводите гитару в удобную для голоса тональность — и можете легко и без напряжения петь.
Каподастр на втором ладу.
Виды каподастров для гитары
Прищепки легко ставить и снимать, и есть из чего выбрать — форм и видов много. Лучше выбирать не пластиковый, а металлический — дольше прослужит.
А вообще мой первый каподастр был простым карандашом, примотанным к грифу. Тоже работает.
Каподастр. Версия 1.0
Совет. На гитарах, особенно недорогих, часто расстояние между грифом и струнами над первым ладом слишком большое. Играть при этом тяжело, пальцы быстро устают, а баррэ не звучит. Если протачивать верхний порожек или платить за это мастеру вам неохота — просто поставьте каподастр на первый или второй лад, и всё! Расстояние будет правильным, и играть станет гораздо легче.
Чем больше это расстояние, тем труднее играть.
Смена тональности каподастром
А теперь представим, что мы выучили простые аккорды, попробовали спеть песню и поняли, что петь очень некомфортно. Либо слишком низко, либо слишком высоко. Перестраивать гитару — долго и неудобно. Надо поменять аккорды, но при этом они станут зажиматься на баррэ. Как быть?
В таких случаях можно изменить тональность нашей песни, т.е. транспонировать её при помощи каподастра. Просто ставим его на нужный лад и играем всю песню в более высокой тональности теми же аккордами. Теперь не надо опасаться, что обычный Am превратится в какой-нибудь, более сложный, к примеру С#m.
В этом случае мы ставим каподастр на 4 лад и зажимаем все тот же Am, при этом на гитаре будет звучать уже транспонированный С#m.
Зажимая простой Am мы получим C#m.
И мы можем теперь одним движением каподастра менять тональность всей песни, играя при этом одни и те же удобные и привычные аккорды. Красота)
Но как быть, если тональность надо понижать? Я же не могу поставить каподастр ниже первого лада — там струны уже заканчиваются.
В этом случае всё-таки придется выучить новые аккорды…
Например: надо понизить Am на 3 лада (или полутона). Для этого мы возьмем Am не в привычном виде, а на баррэ — на 5 ладу. Вид у него при этом станет как у аккорда Em, только роль первого порожка гитары будет выполнять баррэ на 5 ладу.
Так выглядит обычный Am на 5 ладу с баррэ. Если 5 лад представить как верхний порожек, то мы увидим простой аккорд Em.
Теперь этот Am можно двигать влево по грифу. Нам надо на 3 лада? Значит получим в итоге 5-3= 2 лад. Помним, что аккорд выглядит как Em.
В результате мы получим аккорд Em, каподастр на 2 ладу. Это и есть наш Am, смещённый на 3 лада вниз.
Понижаем Am на 3 лада и получаем F#m.
Каподастр «паук». Зажимает каждую струну по отдельности.
На этом все, играйте и развивайтесь. До новых встреч.
Как перевести аккорды в другую тональность
Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.
Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.
Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.
Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.
Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.
Таблицы
По ступеням
Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.
Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am
В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.
Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.
Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.
Песню в Ля миноре, на аккорды Am/ Dm/ E7/ нужно сыграть на 2 тона выше – в До-диез миноре (С#m). Транспонируем последовательно каждый аккорд:
1. Находим тональность Ля минор в таблице (это первая строка): I ступень – Am.
2. Далее находим строку тональности, в которую будем транспонировать последовательность – До-диез минор: опускаемся по столбцу с названиями тональностей, I ступень – C#m. По этой строке будем определять соответствие последующих аккордов по ступеням.
3. Следующий аккорд песни Dm: находим его тонику (D — ре) в строке оригинальной тональности – «Ля минор». Это IV ступень. И по этому же столбцу (IV) опускаемся до строки «До-диез минор». Получается – F# (тоника Фа-диез). В оригинальной тональности аккорд минорный, значит и в новой тональности он будет минорным – F#m. Итак: Dm → F#m. А по гармонии песни мы уже сделали транспонирование двух аккордов песни. Из Ля минора в До-диез минор: Am/ Dm… → C#m/ F#m…
4. Остался последний аккорд – E7. Определяем таким же способом. В строке «Ля минор» (оригинальной тональности) находим тонику аккорда – E (ми), V ступень. По столбцу (V) опускаемся в строку новой тональности «До-диез минор» – G# (тоника соль-диез). Теперь по типу аккорда из исходной тональности: E7 (ми мажор септаккорд) → G#7 (соль-диез мажор септаккорд).
5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:
Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.
Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).
Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:
1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.
2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.
По хроматике: полутоновая система
Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.
Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).
Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.
Например, когда используются альтерированные ступени:
Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.
Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.
К примеру, в Соль мажоре G /Em /C /D# /D / нужно транспонировать в Си-бемоль мажор (повысить на полтора тона):
1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).
2. Дальше – Em. Находим его тонику (E – ми) в строке G (оригинальной тональности). Опускаемся по столбцу до строки «A#(Bb)» (новая тональность, в которую нужно перевести аккорды) – это G. По типу аккорда – Gm (соль минор). В последовательности: G/ Em… → Bb/ Gm…
3. Таким же образом и следующие аккорды: находим их тоники в строке «G» и затем по столбцу «вычисляем» в строке «A# (Bb)» (новой тональности): С → Eb, D# → Gb, D → F (мажорные аккорды от определённых тоник).
Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.
Для минорных тональностей в открытой позиции
Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.
Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.
Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:
1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).
2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).
Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно
Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.
Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?
Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.
Схематично это выглядит так:
К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:
1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.
На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).
2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).
Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…
3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.
Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…
4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).
5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:
Схемы расположения ступеней на грифе
Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.
На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.
Как это выглядит на практике:
Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:
Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:
Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:
Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.
Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:
Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне: